Родословная и детские годы композитора
Род Модеста Мусоргского берет начало из глубины истории и занесен в Бархатную книгу. Начало роду дал его предок – Роман Мусорга, который жил в XV веке. Представители этого рода долгое время исправно несли службу государям. Одному из предков, Ивану Николаевичу, было пожаловано поместье в Псковской губернии за доблесть в войне с поляками.
Правнуку Ивана Николаевича, Мусоргскому Михаилу Ивановичу была дарована вотчина в Луцком уезде, которая располагалась вблизи с родовым поместьем. По мужской линии все в роду состояли на службе у государей. Исключение составил только отец композитора, поскольку он был незаконнорожденным. Его мать была крепостной крестьянкой, служила ключницей
Она очень любила петь, и поэтому на нее обратил внимание барин
Крепостная Ирина Егоровна родила Алексею Григорьевичу троих детей, но он не мог узаконить отношения с крестьянкой, пока была жива его жена. После смерти законной супруги все дети были усыновлены, однако военная карьера для сына была уже невозможна из-за упущенного времени. Тем не менее, Петр стал наследником имения, а его дети должны были продолжить династию.
Композитор родился в родовом имении под Псковом в 1839 году. Помимо него в семье воспитывались еще трое сыновей, Модест был самым младшим. Отец, Петр Алексеевич, отслужил в сенате около 8 лет и вышел в отставку. Он поселился в своем имении, женился и регулярно принимал гостей, постепенно закладывая поместье. Мать композитора, Юлия Алексеевна также принадлежала знатному роду. Она воспитывалась в пансионе, хорошо владела несколькими языками, любила музыку и играла на фортепиано.
Ее родственником являлся Михаил Кутузов, поэтому она страстно желала видеть своих сыновей военными. Во многом ранние годы Модеста были настолько счастливыми благодаря матери, которая уделяла детям много времени, стараясь подмечать их способности. Именно она первая заметила увлечение младшего сына музыкой, поэтому обучала Модеста ее основам, а затем пригласила преподавательницу по музыке.
Мусоргский всегда с теплотой вспоминал детские годы. Мать окружала его любовью и заботой, ему не запрещали играть с дворовыми детишками, он мог наслаждаться природой родных мест. Все это впоследствии отложило отпечаток на его музыкальные произведения. Огромную роль в духовном воспитании сыграла няня братьев, которая занимала их сказками.
https://youtube.com/watch?v=YSy6qVQB6Ck
Детство и юность
Модест Петрович Мусоргский, потомственный дворянин, родился 9 марта 1839 года в имении Карево, расположенном в Псковской губернии в 400 км от Санкт-Петербурга. Родители, состоятельные землевладельцы, происходили от прославленных смоленских князей, приходившихся потомками великой династии Рюриков.
Модест Мусоргский
Петр Алексеевич Мусоргский был сыном гвардейского офицера, владельца обширной усадьбы в Торопецком уезде. Унаследовав имение, он покинул службу в петербургском сенате и женился на Юлии Ивановне Чириковой, дочери отставного военного из соседнего села Наумово.
Поскольку родители не имели недостатка в средствах, детство Модеста прошло в атмосфере постоянного праздника. Окруженный заботами няни, мальчик с раннего возраста почувствовал вкус к русским песням и сказкам и проникся духом народных традиций и обычаев, а мать привила сыну вкус к классической музыке и стала учить его азам игры на пианино. В 7 лет будущий композитор без труда подбирал по слуху сложные фортепианные пьесы и дополнял их собственными импровизациями.
Модест Мусоргский (справа) и его брат Евгений
В 10-летнем возрасте Мусоргского отправили в немецкое учебное заведение, расположенное в Санкт-Петербурге, где мальчик продолжил занятия музыкой под присмотром пианиста и педагога Антона Августовича Герке и в 1852 году представил первую самостоятельно сочиненную пьесу для фортепиано. Родители радовались творческим успехам сына, но творческую карьеру всерьез не рассматривали. Потомки военных чтили семейные традиции и вскоре устроили Модеста в школу гвардейских офицеров, где царили строгость и дисциплина.
Юноша принял жесткий режим заведения, но заниматься музыкой не перестал. Благодаря врожденному таланту и приобретенному мастерству Мусоргский стал душой компании и регулярно выступал на вечеринках и праздниках, устраиваемых в школе. Тогда же Модест начал свой путь к алкоголизму, который был неотъемлемой частью разгульной студенческой жизни того времени.
Модест Мусоргский в молодости
В 1856 году будущий композитор окончил гвардейскую школу и получил назначение в санкт-петербургский Преображенский полк. Поселившись в столице, познакомился с военной и творческой российской элитой.
Вскоре молодой офицер стал постоянным участником вечеринок в доме композитора Александра Даргомыжского и подружился с прославленными русскими деятелями культуры в лице Владимира Стасова, Александра Бородина, Цезаря Кюи и Милия Балакирева. Последний взялся за «воспитание» и музыкальное образование Мусоргского, который решил оставить военную службу ради полноценной музыкальной карьеры.
Биография Мусоргского кратко для детей
Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) – выдающийся русский композитор-новатор. Происходил из старинной дворянской семьи. Любопытно, что букву «г» в фамилии композитор начал использовать лишь в 1860-х гг. в частной переписке. В 1852-56 гг. Мусоргский учился в школе подпрапорщиков. Именно так, «Подпрапорщик», и называлось его первое произведение. С 1856 года – прапорщик Преображенского полка. На военной службе состоялось его знакомство с А.П. Бородиным, примерно в то же время Мусоргский познакомился с М.А. Балакиревым, А.С. Даргомыжским, В.В. Стасовым.
С 1857 г. был членом «Могучей кучки» — музыкального кружка, стремившегося к воплощению русской национальной идеи в музыке.
С 1866 г. Мусоргский дружил с Н.А. Римским-Корсаковым. Под влиянием идей Н.Г. Чернышевского и его романа «Что делать?» жил с друзьями в общине-коммуне. Поиск средств к существованию привёл композитора на государственную службу.
С 1863 г. Мусоргский служил в Инженерном управлении, затем перещёл в Лесной деп-т Министерства гос. имуществ, а после — в Ревизионную комиссию Гос. контроля. Также выступал на концертах как пианист, в июле-сентябре 1879 г. совершил большую поездку по городам юга России, где выступал вместе с Д.М. Леоновой, талантливой певицей и другом композитора. 2-я половина 1870-х, время после распада «Могучей кучки», совпала с творческим и личностным кризисом М.П. Мусоргского, появлением нервного расстройства и алкогольной зависимости. Мусоргский тяжело переживал критику, в том числе и со стороны людей, считавшихся его единомышленниками. Всё это сильно замедляло творческий процесс.
Одно из последних выступлений композитора состоялось на вечере памяти Ф.М. Достоевского 4.2.1881. 13 февраля у Мусоргского случился приступ белой горячки. Его поместили в Николаевский военный госпиталь, где И.Е. Репин написал знаменитый портрет композитора, отразивший его тяжёлое физическое и эмоциональное состояние. 16 марта 1881 г. М.П. Мусоргского не стало. Он был похоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге, на Тихвинском кладбище.
Наиболее ярко новаторские музыкальные открытия Мусоргского, в большинстве своём не понятые современниками, проявились в его операх, самые известные из которых «Борис Годунов» и «Хованщина». В «Борисе Годунове» эпико-трагическая и психологическая линии неразделимы, что фактически превращает оперу в психологическую драму.
Историософское произведение «Хованщина» в свою очередь выделяется отсутствием ярко выраженных центральных героев и показывает события, связанные со стрелецкими восстаниями кон. XVII в., как духовную трагедию всего народа.
Завершённая в 1872 г. «Хованщина» так и не увидела свет при жизни Мусоргского. Среди других работ композитора наиболее известны «Ночь на лысой горе» и «Картинки с выставки» (это произведение переосмысливалось целым рядом музыкантов, от М.Равеля до рок-группы Emerson, Lake & Palmer). Многие сочинения М.П. Мусоргского после его смерти были доработаны и отредактированы Н.А. Римским-Корсаковым.
2, 3, 4, 5 класс для детей
Интересные факты и даты из жизни
Популярные люди
-
Поддубный Иван
Иван Максимович был профессиональным борцом, а так же артистом и атлетом в цирке. Он стал человеком легендой. Им были собраны аншлаги не только в России, но и за ее пределами. Жизненный путь выдающегося человека, начался с села Богодуховка Полтавской
-
Сократ
Трудно найти современного человека, который за всю свою жизнь ни разу не слышал имя Сократ. Действительно, этот древнегреческий философ запомнился и вошел в память многим умам как современности, так и других периодов истории человечества.
-
Романов Алексей Михайлович
Алексей Михайлович второй царь из династии Романовых родился в марте 1629 года. Стал монархом в возрасте 16 лет после смерти отца и матери. В первые годы своего правления предавался разного рода развлечениям. Поэтому большую часть времени
-
Бэкон Роджер
Монах , философ, учёный и естествоиспытатель Роджер Бэкон родился в Англии в 13 в., в графстве Сомерсет. Датой его рождения условно считается 1214г. Сведения о его жизни довольно скупы. Известно, что он происходил из обеспеченной семьи, которая
-
Гюго Виктор
Великий французский писатель родился 26 февраля 1802 года в Безансоне. Его родители придерживались разных политических мнений, и поэтому маленький Виктор в свои детские годы постоянно слушал споры на разные темы, и особенно по воспитанию их сына
-
Чингисхан
Чингисхан (известный под собственным именем Темучин) является одним из величайших полководцев в истории. Дата его рождения установлена приблизительно, обычно говорят о 1155 году. У Чингисхана было трудное детство. Отец умер,
«Могучая кучка»
В 60-х годах Модест Петрович стал членом «Могучей кучки» — сообщества выдающихся композиторов Петербурга. К этому времени молодой человек успел стать прекрасно образованным и эрудированным российским офицером, свободно говорил на французском и немецком, понимал греческий язык и латынь.
Милий Алексеевич Балакирев, который был лишь двумя годами старше Модеста и являлся основателем «Могучей кучки», заставил молодого композитора больше времени уделять занятиям музыкой. Он сыграл важную роль в биографии Мусоргского. Милий Алексеевич лично руководил чтением оркестровых партитур, учил анализировать гармонию и форму произведений величайших композиторов мира, старался развить навыки критического мышления. До 1871 года мастер не создал ни одного крупного музыкального сочинения. Этот период биографии Модеста Мусоргского не ознаменовался ни одним значительным свершением. Композитор писал небольшие песни и романсы, но не сумел завершить ни одной оперы, хотя неоднократно предпринимал попытки.
Биография
Детство
Родился Мусоргский в помещичьей семье. Отец его, Пётр Григорьевич, принадлежал старинному дворянскому роду. Мать, Юлия Ивановна (в девичестве — Чирикова), и привила маленькому Модесту любовь к музыке с детских лет. Он был четвёртым, самым младшим ребёнком в семье, но два старших брата умерли в младенчестве, и Модест воспитывался с братом Филаретом.
Образование
До 1849 года Модест получал домашнее образование, а затем вместе с братом поступил в немецкое училище Петришуле Санкт-Петербурга. Не закончив училища, будущий композитор поступил в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков. Во всё это время Мусоргский не оставлял занятий на фортепиано у Антона Горке.
Творческий путь
Мусоргский и музыка были неразрывно связаны между собой. Во-первых, он обладал прекрасным камерным баритоном, а поэтому на всех вечерах его просили что-нибудь исполнить. Во-вторых, будучи прекрасным пианистом, он рано стал сочинять музыкальные произведения. Его по достоинству смогли оценить музыкальные корифеи того времени — М. А. Балакирев, В. В. Стасов и Ц. А. Кюи, которые на тот момент времени уже организовали знаменитую «Могучую кучку». Одним из самых последовательных членов этого творческого кружка и стал Мусоргский.
Уже в 1852 году была издана его первая фортепианная пьеса «Подпрапорщик», навеянная учёбой в Школе гвардейских подпрапорщиков, после окончания которой Мусоргский 2 года служил в Преображенском полку.
В 1860 году его скерцо было исполнено под управлением Рубинштейна на концерте Русского музыкального общества.
После этого Мусоргский начинает работать уже над более крупными формами. Он начал писать музыку к знаменитой трагедии Софокла «Эдип», но так и не закончил это своё творение. Не законченными остались оперы на сюжет Флобера «Саламбо» и по пьесе «Женитьбы» Гоголя. Первым крупным замыслом, который Модест Петрович довёл до конца, стала опера «Борис Годунов».
Будучи бедным, он не может посвятить себя целиком любимой музыке. Из-за финансовых трудностей ему приходится постоянно работать на государственной службе: в Инженерном управлении, лесном департаменте, ревизионной комиссии Государственного контроля. Зарабатывал он и выступлениями.
С 1872 года Мусоргский работает над народной музыкальной драмой «Хованщина» и «Сорочинской ярмаркой» по Гоголю.
С середины 70-х годов в творчестве Мусоргского начинается кризис, который обусловлен развалом «Могучей кучки». Этот крах Модест Петрович во многом принял как предательство и малодушие её членов — Балакирева, Римского-Корсакова, Кюи и других. Следствием стала депрессия, закончившаяся алкоголизмом. В 1879 году певица Д. М. Леонова попыталась вытащить его из этого ужасного состояния, организовав для него гастроли по югу России.
Личная жизнь
Многие музыковеды до сих пор пытаются открыть тайны личной жизни Мусоргского, хотя всё прозаично просто. Модест Петрович никогда не был женат и не имел детей. Многие биографы объясняют эти факты нетрадиционной ориентацией композитора, о чём свидетельствуют его личные письма. Сердечными привязанностями Мусоргского стали Виктор Гартман и Арсений Голенищев-Кутузов.
Гартман был известным архитектором, талантливым сценографом, художником и очень интересным человеком. Многие объясняют запой композитора не развалом «Могучей кучки», а смертью Гартмана в 1873 году.
Граф Голенищев-Кутузов был поэтом, прозаиком, публицистом. Их отношения с Модестом Петровичем были неясными и смутными, но именно его многие биографы композитора называют трагической страстью всей жизни Мусоргского.
Рядом с его именем упоминается и женское имя — Надежда Петровна Опочинина, которая была ему близким другом, советчиком и ценителем его произведений. Она умерла в тот же год, что и Виктор Гартман, что усилило боль Мусоргского от потери самых близких ему людей.
Смерть
Умер Мусоргский в 1881 году в военном госпитале после приступа белой горячки. Был похоронен, как и многие великие люди того времени, на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Обучение в школе и военная служба
Когда Модесту исполнилось 10 лет, семья переехала в Петербург. Поскольку в военное училище принимали мальчиков с 13 лет, то младшего сына решено было определить в частную школу
Преподавали там исключительно на немецком языке, давали довольно серьезные знания, и особое внимание уделяли дисциплине
В эти годы Модест познакомился с известным преподавателем Антоном Герке, который не рассмотрел талант мальчика, однако сделал все, чтобы сделать из него отличного пианиста. Занимаясь со своими учениками, преподаватель старался отточить их мастерство до блеска. Игра Мусоргского имела огромный успех.
После 3 лет обучения в частном заведении Мусоргский поступил в Николаевское кавалерийское училище, которое заканчивали многие видные полководцы. Однако его в мыслях и мечтах была только музыка. Мальчику очень повезло, поскольку у него и в военном училище появилась возможность брать уроки фортепиано.
Мусоргский успешно окончил военное училище в 1856 году, поэтому он без труда поступает на службу в Преображенский полк. К этому моменту отец семейства умер, оставив детям и жене долги. Теперь им приходилось снимать частную квартиру. Служба не доставляла удовольствие Модесту, тем более что ему не хватало средств на светскую жизнь и развлечения.
Музыкальная карьера
В краткой биографии Мусоргского Модеста Петровича, написанной для детей, упоминается, что в 1859 год Модест Петрович познакомился с Балакиревым, который настоял на необходимости углубить музыкальные знания.
В 1861 году он начал работу над такими операми, как «Эдип» (по произведению Софокла), «Саламбо» (по произведению Флобера), «Женитьба» (по пьесе Н. Гоголя). Все эти оперы так и не были завершены композитором.
В 1870 году композитор начала работу над своим самым главным и знаменитым произведением – оперой «Борис Годунов» (по одноименной трагедии А. С. Пушкина). В 1871 году он представил свое творение на суд музыкальных критиков, которые предложили композитору еще поработать и ввести в оперу некое «женское начало». Поставлена она была только в 1874 году в Мариинском театре.
В 1872 году началась работа сразу над двумя произведениями: драматической оперой «Хованщина» и «Сорочинской ярмаркой» (по рассказу Н. Гоголя).
Оба этих произведения так и не были закончены маэстро.
Мусоргский написал много коротких музыкальных произведений, основанных на сюжетах поэм и пьес Н. Некрасова, Н. Островского, стихов Т. Шевченко. Некоторые из них были созданы под влиянием русских художников (например, В. Верещагина).
Подробности личной жизни композитора Модест Мусоргский
Мусоргский провёл большую часть своей сознательной и творческой жизни в Питере. Он входил в круг элиты. Участники творческого содружества «Могучая кучка» были настоящей семьёй музыканта. С ними он разделял радость и горе.
Маэстро имел много друзей и хороших знакомых. Его любили представительницы слабого пола. Но, увы, ни одна из его знакомых женщин не стала его женой.
У музыканта и композитора был непродолжительный роман с Людмилой Шестаковой — сестрой Михаила Глинки. Они писали друг другу письма и признавались в любви. Она не вышла за него замуж. Одной из возможных причин отказа от законных отношений мог стать алкоголизм Мусоргского.
Музыкальная карьера
В краткой биографии Мусоргского Модеста Петровича, написанной для детей, упоминается, что в 1859 год Модест Петрович познакомился с Балакиревым, который настоял на необходимости углубить музыкальные знания.
В 1861 году он начал работу над такими операми, как «Эдип» (по произведению Софокла), «Саламбо» (по произведению Флобера), «Женитьба» (по пьесе Н. Гоголя). Все эти оперы так и не были завершены композитором.
В 1870 году композитор начала работу над своим самым главным и знаменитым произведением – оперой «Борис Годунов» (по одноименной трагедии А. С. Пушкина). В 1871 году он представил свое творение на суд музыкальных критиков, которые предложили композитору еще поработать и ввести в оперу некое «женское начало». Поставлена она была только в 1874 году в Мариинском театре.
В 1872 году началась работа сразу над двумя произведениями: драматической оперой «Хованщина» и «Сороченской ярмаркой» (по рассказу Н. Гоголя). Оба этих произведения так и не были закончены маэстро.
Мусоргский написал много коротких музыкальных произведений, основанных на сюжетах поэм и пьес Н. Некрасова, Н. Островского, стихов Т. Шевченко. Некоторые из них были созданы под влиянием русских художников (например, В. Верещагина).
Модест Мусоргский интересные факты
С 6 лет занимался музыкой, под руководством матери.
Он имел прекрасную музыкальную память и мог сходу запомнить сложные оперы Вагнера.
За свою недолгую жизнь (42 года), Мусоргский создал 5 опер (4 из которых не окончены), ряд симфонических сочинений, циклы вокальной и фортепианной музыки, множество романсов и хоров.
Композитор с 1863 года стал дописывать в своей фамилии букву «Г». До этого года все документы подписывались как Мусорский.
Илья Репин создал единственный портрет, написанный при жизни Модеста.
На месте захоронения великого композитора сейчас находится автобусная остановка.
В последние годы жизни Мусоргский испытывал тяжелую депрессию, из-за непризнания его творчества, одиночество, бытовые и материальные трудности.
Мусоргский страдал запойным пьянством. После очередной попойки у него началась белая горячка. Попав в больницу, ему строго – настрого запретили употреблять алкоголь. Но Модест подкупил работника и тот купил ему бутылку вина. А на следующий день композитора не стало.
Модест Мусоргский: Легкость в работе
Работа над оперой «Борис Годунов» началась в конце 1960-х годов. Модесту Петровичу настолько легко давались партии, что уже в 1969 году он закончил работу над оперой. Она состояла из четырёх действий с прологом. Интересен и ещё один факт: маэстро при написании композиции не пользовался черновиками. Он долго вынашивал идею и сразу же записывал работу в чистую тетрадь.
Мусоргский прекрасно раскрыл тему простого человека и народа в целом. Когда маэстро понял, какой прекрасной получилась композиция, то отказался от сольных концертов в пользу хоровых. Когда оперу хотели поставить в Мариинском театре, то дирекция отказала маэстро, после чего Модесту пришлось внести в работу некоторые правки.
В короткие сроки композитор проработал композицию. Теперь в опере появились несколько новых персонажей. Особую окраску в произведении обрёл финал, который представлял собой массовую народную сцену. Премьера оперы состоялась в 1974 году. Композиция была наполнена фольклорными мотивами и колоритными образами. Модест Петрович после премьеры купался в лучах славы.
На волне популярности и признания маэстро сочинил ещё одну легендарную композицию. Новая работа «Хованщина» стала не менее гениальной. Народная музыкальная драма включала в себя пять действий и шесть фильмов на собственное либретто. Модест не закончил работу над музыкальной драмой.
В течение последующих лет маэстро разрывался сразу между двумя произведениями. Закончить работу помешало несколько факторов — он страдал от алкоголизма и нищеты. В 1879 году товарищи организовали для него гастрольный тур по городам России. Это помогло ему не умереть в нищете.
Хронологическая таблица
Модест Петрович сделал очень многое для развития музыки. В начале своего пути он писал небольшие произведения для игры на фортепиано, но спустя время научился использовать и более значительные музыкальные формы. Модест Петрович входил в состав членов «Могучей кучки» и был активным участником. Кроме того, он очень многое сделал для формирования русской национальной идеи.
В обществе далеко не каждый человек понимал творчество Мусоргского. Именно это привело его к нервным срывам.
Детские годы
Композитор прожил интересную жизнь, в ней было место не только для творчества. Мусоргский знал очень многих талантливых людей своего времени. Хронография:
Дата | Список событий |
1839 | Мусоргский родился в древнем дворянском роде. Место рождения — село Карево Псковской губернии. До 10 лет Великий композитор находился с семьёй и занимался образованием. Обучался игре на фортепиано |
1849−1852 | Поехал учиться в Санкт-Петербург. После он поступил в школу гвардейских прапорщиков. В этом месте Модест Петрович заинтересовался церковной музыкой |
1852 | Начал сочинять свою первую музыку. Несколько его композиции были исполнены на сценах Москвы и Санкт-Петербурга |
1856 | Отправился служить в Преображенский гвардейский полк, там он впервые встретился с Даргомыжским |
1858 | Переведён в Министерство государственных имуществ |
Музыкальная карьера
За время своей творческой деятельности Мусоргский написал много великих музыкальных сочинений:
Дата | Список событий |
1859 | Композитор познакомился с Балакиревым, он посоветовал больше внимания уделять своим знаниям |
1861 | Начал работать сразу с несколькими операми:
Но ни одна из них так и не была завершена |
1870 | Начал создание своего самого известного произведения — оперу «Борис Годунов» |
1871 | Годунов был представлен критикам. Ознакомившись, они предложили автору немного её доработать |
1872 | Начал сочинять два новых произведения: «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка». Они остались незаконченными. Работал над вокальным циклом «Детская» |
1874 | В Мариинском театре была представлена зрителям опера Борис Годунов. Начался ещё больший рост популярности Мусоргского |
За свою жизнь композитор написал много музыкальных произведений. Основывались они на сюжетах следующих авторов:
- Некрасова.
- Островского.
- Шевченко.
Смерть композитора
Мусоргский очень расстроился из-за распада «Могучей кучки». Кроме того, он не принимал критику от своих коллег и друзей. Композитор не понимал, какой должна быть его реакция. Всё это привело к тому, что он впал в сильную депрессию и стал выпивать. Музыку композитор начал писать намного медленнее. После он покинул основное место работы и тем самым потерял свой регулярный доход. На последнем этапе жизни великому композитору во всём помогали друзья.
Похоронили композитора в Александро-Невской лавре. В настоящее время от могилы практически ничего не осталось. Утрачена она была после полной реконструкции старого некрополя. Сейчас на месте захоронения Мусоргского находится остановка общественного транспорта.
https://youtube.com/watch?v=QytEiGVPMQc
Рецепция
В XIX веке произведения М.П. Мусоргского были изданы фирмой В. Бессель и К° в Санкт-Петербурге ; многое было издано и в Лейпциге фирмой Митрофана Петровича Беляева. В XX веке начали появляться издания произведений М.П. Мусоргского в оригинальных версиях, основанные на тщательном изучении первоисточников. Пионером такой деятельности стал русский музыковед П. А. Ламм, издавший клавиры «Бориса Годунова», «Хованщины», равно как вокальные и фортепианные сочинения композитора — всё в авторской редакции.
Обе музыкальные драмы М.П. Мусоргского завоевали мировое признание уже после смерти композитора, и по сей день во всём мире они относятся к наиболее часто исполняемым произведениям русской музыки. Их международному успеху немало способствовало восхищённое отношение таких композиторов как Дебюсси, Равель, Стравинский, а также антрепренёрская деятельность Сергея Дягилева, который впервые за границей поставил их уже в начале XX века в своих «Русских сезонах» в Париже.
Из оркестровых произведений М.П. Мусоргского всемирную известность приобрела симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». Ныне практикуется исполнение этого сочинения в редакции Н. А. Римского-Корсакова, реже — в авторской редакции.
Яркий колорит, порой даже изобразительность фортепианного цикла «Картинки с выставки» вдохновили нескольких композиторов на создание оркестровых версий; самая знаменитая и наиболее широко представленная на концертной эстраде оркестровка «Картинок» принадлежит М. Равелю.
Произведения М.П. Мусоргского оказали громадное влияние на все последующие поколения композиторов. Специфическая мелодика, которая рассматривалась композитором как выразительное расширение человеческой речи, и новаторская гармония, предвосхитили многие черты гармонии XX века. Драматургия музыкально-театральных сочинений М.П. Мусоргского сильно повлияла на творчество Леоша Яначека, Игоря Фёдоровича Стравинского, Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, Альбана Берга (драматургия его оперы «Воццек» по принципу «сцена-фрагмент» очень близка к «Борису Годунову»), Оливье Мессиана и многих других.