Презентация, доклад на тему ференц лист (1811-1886), венгерский композитор, пианист, дирижер, педагог

Встреча с Россией

Лист 3 раза был в России (в 1842, 1843 и 1847 годах) Уже не первую неделю петербургские газеты и журналы писали о предстоящих концертах в российской столице Ференца Листа -гениального пианиста и композитора. И вот сообщили «Ведомости»: «Наконец-то с таким нетерпением ожидаемый Лист 4 числа сего месяца прибыл в Петербург».

В заполненном до отказа зале Дворянского собрания состоялся первый концерт. На сцене стояли 2 рояля «Лихтенталь», специально привезенные для него. Рояли были развернуты в противоположные стороны, чтобы публика могла наслаждаться не только утонченным профилем пианиста, но и его уникальной игрой. Закончив одно произведение, он переходил к другому роялю, и так продолжалось его чародейство в течение нескольких часов.

Поражал он и богатством своего репертуаром: Бетховен, Моцарт, Гайдн, Паганини и. конечно же, свои головокружительные фантазии. Петербуржцы были в восторге. Вместо 5 концертов он дает около 20. Бесконечные овации, сердечные встречи с меломанами, знакомства с русскими композиторами Серовым, Стасовым, Варламовым, Глинкой. Он высоко оценил музыку оперы «Руслан и Людмила » пишет свою композицию на тему «Марш Черномора»

Ракоци марш. Ф.Лист

На одном из концертов побывал царь Николай I, благосклонно заметивший: «У меня стоит полк в Венгрии, так что мы- соотечественники». Ответ Листа был дерзким. Он сыграл «Марш Ракоци » — гимн венгерских революционеров, своего рода Марсельеза, где легко угадывался свист венгерских сабель. Исполнение было блистательным, но надзор полиции был обеспечен Листу.

Ференц Лист

Ференц Лист
Родился: 22 октября 1811 года
Умер: 31 июля 1886 года

Биография

Родился 22 октября 1811 г. близ города Шопрон (Венгрия) в семье обедневшего дворянина. Музыке обучался в Вене. Педагогом Ференца по игре на фортепиано был К. Черни, по композиции — А. Сальери, Ф. Паэр и А. Рейхи.

Выступая в концертах с девяти лет, Лист вначале стал знаменит как пианист-виртуоз.

В 1823—1835 гг. он жил и концертировал в Париже, где также развернулась его педагогическая и композиторская деятельность. Здесь музыкант познакомился и сблизился с Г. Берлиозом, Ф. Шопеном, Ж. Санд, другими виднейшими деятелями искусства и литературы.

В 1835—1839 гг. Лист путешествовал по Швейцарии и Италии и в этот период довёл своё мастерство пианиста до совершенства.

В своём композиторском творчестве Лист выдвигал идею синтеза нескольких искусств, прежде всего музыки и поэзии. Отсюда основной его принцип — программность (музыка сочиняется на определённый сюжет или образ). Итогом путешествия по Италии и знакомства с картинами итальянских мастеров стал фортепианный цикл «Годы странствий», а также фантазия-соната «После чтения Данте».

До 1848 г. Лист гастролировал по всей Европе с неизменным триумфом, но затем он оставил концертную деятельность и поселился в Веймаре, приняв должность придворного капельмейстера. В Веймаре были созданы самые значительные произведения Листа: «Фауст-симфония» (1857 г.; по трагедии Гёте), «Симфония к “Божественной комедии” (1856 г.; по Данте), два фортепианных концерта (впервые в истории фортепианной музыки этот жанр был представлен не трёхчастным, а одночастным произведением), «Этюды трансцендентного исполнения» (этюды высшего исполнительского мастерства), 12 симфонических поэм (Лист — родоначальник этой формы) и другие.

В 1847—1885 гг. Лист написал 19 венгерских рапсодий, призванных донести до европейского слушателя музыку родной автору страны.

Постепенно разочаровавшись в окружающей его обстановке (её отличали интриги и зависть), композитор в 1858 г. оставил должность придворного капельмейстера. С 1861 г. он жил то в Риме, то в Будапеште, то вновь в Веймаре.

В 1865 г. Лист принял сан аббата, но от мира не удалился, а посвятил себя педагогике и оказывал покровительство молодым талантливым музыкантам.

В 1875 г. по инициативе композитора в Будапеште открылась Музыкальная академия (ныне носит его имя). Лист стал её первым президентом и профессором.

Скончался 31 июля 1886 г. в городе Байрёйт.

  • Назад

  • Вперёд

Добавить комментарий

Лист Ференц

Лист Ференц (Франц); 1811-1886, венгерский композитор, пианист, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель.
В кругу западноевропейских композиторов-романтиков, Лист, в отличие от Роберта Шумана, не принадлежал к числу близких Чайковскому и любимых им. Наиболее резко он высказал свое отношение в письме к фон Мекк в 1881 году: «… сочинения Листа оставляют меня холодным; в них более поэтических намерений, чем действительной творческой силы, более красок, чем рисунка; одним словом, творения его, при самой эффектной внешности, грешат пустотой внутреннего содержания» (X, 277).

Однако, творчество и личность Листа — одного из самых знаменитых и влиятельных музыкантов своей эпохи, главы «новонемецкой школы», постоянно находились на слуху и в сфере внимания Чайковского. В его критических статьях и письмах имя Листа возникает постоянно, а некоторые сочинения вызывают сочувственный отклик, — например, хоровые. В оратории «Христос» Лист, по словам Чайковского, «старается объективно выразить звуками поэтически трогательную идею христианского смирения» (II, 78). В оратории «Святая Елизавета», пишет Чайковский, «есть такие неотразимо-трогательные эпизоды (например, смерть Елизаветы), с которыми ничто не может сравниться» (II, 78). Издание этой оратории сохранилось в библиотеке Чайковского. Неоднократно отмечал Петр Ильич в своих статьях исполнение «превосходных концертов, рапсодий и фантазий» Листа, восхищался «Пляской смерти».

Музыку этого мастера Чайковский знал с юных лет, играл его транскрипции, изучал симфонические произведения. При всей несхожести этих двух творческих личностей, можно найти и некоторые общие моменты в тематике сочинений («Гамлет») в музыкальной образности, даже в конкретных мелодиях (наиболее яркое, почти полное совпадение — тема из пьесы Листа «Долина Обермана» и тема из арии Ленского на слова «Что день грядущий мне готовит?»)

Чайковский был лично знаком с Листом. Встреча произошла летом 1876 года в Байрейте, в дни премьеры тетралогии Р.Вагнера «Кольцо Нибелунга». Лист был очень любезен с русским композитором. В конце 1881 года в Риме Петр Ильич присутствовал на концерте в честь 70-летия «гениального старца».

В середине 70-х Чайковский сделал инструментовку баллады Листа «Жил в Фуле король», а несколькими годами позже Лист создал парафразу на тему полонеза из «Евгения Онегина» (эта блестящая обработка стала очень популярной, впервые ее сыграл в Москве Н.Рубинштейн).

Под управлением Чайковского-дирижера в последний год его жизни прозвучал один из фортепианных концертов Листа. Возможно, он собирался продирижировать симфонической поэмой «Тассо», — об этом свидетельствуют пометки на издании партитуры, находящейся в личной библиотеке. А Лист — в последний год своей жизни — прислал Чайковскому фотографию с автографом и запиской.

Л. З. Корабельникова

Детство и юность

Родился 22 октября 1811 г. в одном из маленьких венгерских городков — Доборьян. Ференц был единственным в семье местного чиновника и дочери пекаря. Его отец любил музыку и с детства прививал сыну эту любовь. Он сам давал ему музыкальные уроки.

В церкви юный Лист обучался пению и игре на органе. С восьмилетнего возраста юный виртуоз выступает в концертах перед местной знатью. Стремясь развить дарование сына, отец с сыном отправляются в австрийскую столицу.

В Вене Лист совершенствуется в игре на фортепиано, изучает теорию музыки у выдающихся музыкантов. Каждое его публичное выступление было сенсацией для местной публики. Его блестящими способностями восхищался Бетховен.

В двенадцатилетнем возрасте мальчик с отцом переезжает в столицу Франции, берет уроки у лучших преподавателей столичной консерватории. Для проживания в Париже нужны деньги, поэтому отец организует концерты мальчика. Лист создает собственный репертуар. Написанная им в 1825 г. опера получила признание публики.

В 1827 году отец Ференца умер. Его смерть мальчик тяжело переживал и долгое время нигде не выступал и не появлялся.

Последние годы жизни

В 60-х годах ХIХ века Лист уехал в Рим, где принял малый постриг в церковнослужители Римской католической церкви, он исполнял ряд литургических служений в должности аколита. Отныне его стала интересовать только духовная музыка, это отразилось и на его творчестве, в это период он написал:

  • ораторию «Легенда о Святой Елизавете»;
  • реквием;
  • ораторию «Христос»;
  • четыре псалма;
  • венгерскую коронационную мессу.

В 1875 году в Венгрии была создана Высшая школа музыки, Листа избрали её президентом, и он снова начал заниматься преподавательской деятельностью.

Его средняя дочь Казима к тому времени уже была женой знаменитого композитора Вагнера. Когда её муж скончался в 1883 году, в память о нём Казима стала устраивать Байройтские фестивали, где ставились написанные мужем оперы в полном соответствии с композиторским замыслом. На эти мероприятия она всегда приглашала отца. В 1886 году во время очередного фестиваля в Байройте Ференц подхватил простуду. Позже простуда прогрессировала в воспаление лёгких. Самочувствие с каждым днём становилось всё хуже, появились боли в сердце, отекли ноги. Композитор уже не мог двигаться без посторонней помощи.

19 июля 1886 года состоялось его последнее выступление, меньше чем через две недели, 31 июля, музыканта не стало.

Его имя носит венгерская Национальная музыкальная академия в Будапеште и главный международный аэропорт Венгрии.

Его знаменитые «Венгерские рапсодии» спустя сто лет прозвучали в мировом кинематографе – в оскароносных сериях знаменитых мультфильмов «Том и Джерри» и «Багс Бани», а также в музыкальной советской комедии «Весёлые ребята».

Последний концерт Ференца Листа

Женщины играли огромную роль в жизни Листа. В 1847 году у него была судьбоносная встреча для его творчества. Роль судьбы исполняет польская принцесса Каролина Зайн-Витгенштейн, с которой они познакомились на концерте в Киеве. Именно принцесса Каролина убедила Листа посвятить себя сочинению музыки и ограничить, даже закончить карьеру странствующего пианиста. Один из последних его концертов был в Елисаветграде в 1847 году, подтверждает встречу с принцессой.


Ференц Лист и его дочь Козима, 1860 г.

Последний концерт Листа состоялся в Российской империи, в сентябре 1847 года, а зиму того же года композитор провел в своем особняке в Воронинце. Именно там Лист написал музыку для церемонии коронации Франца Иосифа и Елизаветы Баварской.

Смерть великого композитора

2 июля 1881 года Лист упал с лестницы отеля в Веймаре. Тяжелая травма оставила его без движения в течение двух месяцев. Появились осложнения, связанные с другими органами: у него диагностировали катаракту одного глаза, отеки, частое сердцебиение и астму. Френцис жаловался на постоянную бессонницу. В этом состоянии он чувствовал себя бесполезным и снова погрузился во тьму депрессии.


Круг друзей Ференца Листа: Гектор Берлиоз, Карл Черный, Генрих Эрнст

Его глубокая печаль наблюдалась к близким друзьям. Клод Дебюсси сказал, что во время выступления в Риме в 1886 году, когда играл аранжировку Симфонии Фауста Листа, он увидел, что автор симфонии … спал в своем кресле.

Все были глубоко обеспокоены состоянием Листа. Его давний друг Камиль Сен-Санс посвятил Френцу свою Симфонию №3. К сожалению, Лист не дожил несколько недель до ее премьеры в Лондоне.

Ференц Лист умер в Байройте, Германия, 31 июля 1886 года в возрасте 74 лет по официальной версии от пневмонии. Правда заключалась в том, что его здоровье уже давно было подвержено многим болезням.

Похоронен Ференц Лист был против воли не на родине, а на городском кладбище в Байройте 3 августа 1886 года.

Он является культовой фигурой в мировой музыке, значение которой остается вечным как настоящая «листомания».

Музыка

Музыкальный талант композитора отец Адам Лист развивал с детства, поэтому неудивительно, что Ференц стал сочинять произведения в юном возрасте, в том числе этюды. Когда подростку исполнилось 14 лет, Лист приступил к созданию оперы «Дон Санчо, или Замок любви». Эта работа воодушевила многих, поэтому была представлена на сцене Grand Opera в 1825 году.

Композитор Ференц Лист

После смерти отца музыкант один на один встретился с миром. Как раз в это время началась Июльская революция. Вокруг кипела жизнь, везде звучали речи о справедливости. В голове композитора возникла идея создания «Революционной симфонии». Концерт за концертом, появлялись новые друзья, среди которых присутствовали Гектор Берлиоз и Никколо Паганини.

Скрипач воодушевил Ференца, поэтому на время музыкант отказался от концертов и вернулся к совершенствованию техники. К этому периоду жизни Листа относится переложение каприсов Паганини. В музыкальном мире данная работа до сих пор признается блестящей и неповторимой.

Ференц понимает, что призвание кроется не только в создании музыки, но и педагогике. До конца жизни Лист учит юных дарований искусству. На работу композитора оказывало влияние творчество Фридерика Шопена.

В те годы ходили слухи, что Шопен скептически относился к работе Листа. Но после встречи в Париже Фридерик признал, что Ференц – это виртуоз и художник-исполнитель. Музыкант дружил с Александром Дюма, Виктором Гюго, Жорж Санд, Альфредом де Мюссе.

Ференц Лист за фортепиано

В Швейцарии Ференц Лист приступил к работе над сборником пьес «Годы странствий». Творчество оказалось не единственным хобби музыканта. Листа приглашали преподавателем в Женевскую консерваторию. Концерты в Париже не имели популярности из-за того, что жители города увлеклись музыкой Сигизмунда Тальберга.

Вскоре Ференц организовал сольный концерт, исключив участие в мероприятии других музыкантов. Это решение оказало влияние на представление людей о выступлениях. Теперь итальянцы и жители Европы четко разграничивали салонные и концертные события.

Мечта посетить Венгрию долго не оставляла в покое семью Листа, поэтому музыкант отправился в большое путешествие. Ференца торжественно встретили в Венгрии и Австрии. Жители этих стран могли вживую услышать исполнение музыканта, известного во всем мире. После одного из концертов признание выказал давний конкурент Листа Сигизмунд Тальберг.

Путешествия Ференц Лист совмещал с концертами. В течение 6 лет музыкант посетил Россию, объехал Европу, встретился с жителями Турции, Португалии и Испании. Русская музыка в какой-то момент поглотила Ференца. Итогом увлечения стал сборник отрывков из русских опер.

Памятник Ференцу Листу

В 1865 году тематика работы Листа изменилась. Это связано с тем, что мужчина принял малый постриг в аколиты. Отныне творчество Ференца перешло в разряд духовной музыки. Позднее композитор представил оратории «Легенда о святой Елизавете», «Христос», псалмы, венгерскую коронационную мессу и рекием.

Через 10 лет Лист принимает решение о переезде в Венгрию. В Пеште музыканта приглашают на должность президента Высшей школы музыки. Среди учеников Ференца оказались Карл Таузиг, Эмиль фон Зауэр, Софи Ментер, Мориц Розенталь. В этот период музыкант создаст «Забытые вальсы» и рапсодии для фортепиано, завершит цикл «Венгерских исторических портретов».

Годы странствий (1835 – 47)

Начинается новый период в жизни Листа. В течение четырех лет (1835—1839) он живет в Швейцарии и Италии, преподает в только что основанной Женевской консерватории, выступает как музыкальный писатель (совместно с графиней д’Агу). Особенно волнует его положение музыканта в буржуазном обществе. Лист размышляет об этом в письмах, в серии статей под характерным названием «О положении художников и об условиях их существования в обществе». Затем последовали «Письма бакалавра музыки», посвященные вопросам программности, синтезу искусств. Рождается его «Альбом путешественника» — сборник фортепианных пьес, навеянных природой и бытом Швейцарии, который затем был переработан в «Годы странствий» (I том) – одно из значительных, новаторских произведений Листа.

В конце 1839 года Лист расстается с графиней д’Агу. Начинаются его «годы странствий». Это пик пианистической карьеры Листа. Бесчисленные гастрольные поездки приносят ему мировую славу. В Венгрии его приветствуют как национального героя. Венгерский сейм прерывает работу, чтобы послушать его игру. На родине Лист живо интересовался народной музыкой, слушал игру цыганских оркестров, записывал народные песни, изучал фольклорные сборники. Все это послужило основой для создания нескольких тетрадей «Венгерских национальных мелодий и рапсодий», которые позднее превратились в популярные Венгерские рапсодии.

На протяжении восьми лет Лист объездил все страны Европы, в т.ч. трижды побывал в России (в 1842, 1843 и 1847 годах), познакомился с Глинкой, которого высоко оценил, пропагандировал его оперу «Руслан и Людмила», сделал транскрипции Марша Черномора, «Соловья» и др. Прием был восторженным.

В Бонне по инициативе Листа были организованы музыкальные торжества в связи с открытием памятника Бетховену. Он выступил как пианист, дирижер и композитор, и все доходы от концерта пошли на установку памятника.

Осенью 1847 года, после третьей поездки в Россию, где Лист выступал в городах Украины, он решил завершить свою концертную деятельность. Этому предшествовали некоторые обстоятельства личной жизни Листа. В Киеве он познакомился с княгиней Каролиной Витгенштейн. Дочь богатого польского помещика, выданная в 17 лет за известного русского генерала, она была несчастлива в браке. Несколько месяцев, проведенных Листом в украинском имении Витгенштейн, привели к рождению глубокого чувства. Каролина вслед за Листом покинула Россию, мечтая соединиться с ним навсегда после расторжения брака. Они поселились в Веймаре, где Лист получил пост руководителя придворной капеллы.

Биография

Ференц Лист – один из величайших пианистов XIX века. Признанный во всем мире представитель жанра романтизма в музыке, виртуозный исполнитель, педагог и создатель Веймарской школы. История жизни музыканта Ференца Листа началась в городе Доборьян, в Венгрии. Талантливый парень родился в семье чиновника и домохозяйки. Отец Адам Лист состоял на службе у князя Эстерхази. Детские годы Адам провел в княжеском оркестре. Подростком Лист играл на виолончели.

Портрет Ференца Листа

Анна-Мария Лист родилась в Кремсе-на-Дунае. В 9 лет женщина стала сиротой. Это и стало причиной переезда в Вену. Родители прославленного музыканта поженились в январе 1811 года. В октябре того же года родился Ференц. Парень оказался единственным ребенком в семье.

Адам Лист заботился о развитии музыкального таланта у сына, поэтому с младых лет приступил к урокам. В церкви Ференц учился пению и игре на органе. Первое выступление юного музыканта состоялось в 8 лет. Отец заставлял ребенка играть на рояле в домах знатных вельмож.

Творчество должно развиваться. Так считал Адам Лист, поэтом с сыном отправился в Вену, где жили лучшие учителя музыки. К органу добавилось фортепиано, азы игры на котором Ференц постигал у Карла Черни. Отцу талантливого музыканта удалось договориться о бесплатных уроках.

Ференц Лист в детстве

Великий педагог не пришел в восторг от ребенка, так как мальчишка показался физически слабым. Благодаря сотрудничеству с Черни Лист получил уникальный дар – универсальность. Теоретические занятия проводил Антонио Сальери, который каждый раз поражался таланту юного артиста.

Как и отец, Ференц благоговел перед именитым маэстро Людвигом ван Бетховеном. Поэтому когда после очередного концерта, на котором выступал Лист, музыкант подошел и поцеловал парня в знак уважения, Ференц пришел в восторг. Это событие юноша вспоминал до конца дней.

Ференц Лист в молодости

Не все было так гладко в биографии Ференца Листа. В возрасте 12 лет музыкант отправился покорять Париж. Молодой человек желал поступить в Парижскую консерваторию, но из-за того, что Ференц не являлся французом, получил отказ. Покидать Францию отец и сын не хотели. Чтобы заработать на жизнь Ференц выступал с концертами.

Уроки музыки продолжались. Лист посещал педагогов Парижской консерватории, в числе которых были Антонин Рейх, Фердинандо Паер. Настают тяжелые для Ференца времена. Адам Лист скончался, когда сыну было 16 лет. Это потрясение отразилось на моральном состоянии музыканта. Почти 3 года младший Лист находился в депрессии.

Последний период творчества

Как и в юности, в годы разочарования композитор ищет утешение в религии. Летом 1863 года он поселяется в монастыре под Римом. Здесь его посещает Папа Римский, они беседуют о реформе церковной музыки.

Два года спустя приходит известие о смерти генерала Витгенштейна, и ничто больше не мешает браку с Каролиной, но она отказывается от брака. Вскоре (в апреле 1865 года) Лист принимает сан аббата.

Духовный сан не помешал активной творческой деятельности Листа. В начале 60-х годов он заканчивает ряд произведений духовного содержания. Наиболее значительное среди них – оратория «Легенда о Святой Елизавете», премьера которой состоялась в Пеште. Вскоре была закончена вторая оратория – «Христос» – и написана «Венгерская коронационная месса». Из сочинений светской музыки в Риме были созданы два широко известных фортепианных этюда – «Шум леса» и «Хоровод гномов», «Испанская рапсодия», а также множество фортепианных транскрипций.

Последние 17 лет жизни Лист делит между Римом, Веймаром и Будапештом. Он окружен всеобщим поклонением, в Веймар к нему приезжают многие музыканты, в том числе Бородин, Кюи, Глазунов.

Укрепляются связи композитора с родиной. В 1872 году возникает венгерское Листовское общество, с небывалым размахом празднуются торжества, посвященные 50-летию творческой деятельности Листа. Ему вручают золотой лавровый венок и медаль, выбитую по поводу этого события, а через некоторое время он получает от одного из любителей музыки чайный сервиз, 12 чашек которого украшены темами Венгерских рапсодий. В 1875 году, после длительных хлопот Листа, в Будапеште открывается Музыкальная академия (ныне она носит его имя). Он становится ее почетным президентом и ведет класс фортепиано.

К наиболее значительным сочинениям позднего периода (70 – 80-е годы) следует отнести «Третий год странствий», второй и третий «Мефисто-вальсы», «Мефисто-польку», последние венгерские рапсодии (16–19), 13-ю симфоническую поэму «От колыбели до могилы».

Смерть Листа, подобно всей жизни, свидетельствовала о благородстве его натуры. В свое время его дочь Козима и Вагнер, которого он считал лучшим другом, пошли на открытый скандал. Не дождавшись официального развода с Бюловым, Козима забрала детей, из которых последняя – Изольда – была дочерью Вагнера, и уехала к нему. Она порвала все отношения с отцом и не виделась с ним пять лет. Теперь же, в июле 1886 года, когда Вагнера уже не было в живых, Козима попросила отца приехать в Байрёйт — присутствовать на спектаклях «Тристана и Изольды», чтобы своим авторитетом подчеркнуть дело Вагнера. Заболев воспалением легких, Ференц Лист скончался в Байрёйте 31 июля 1886 года.

Немецкое название – Райдинг

После Черни Лист не имел других преподавателей по фортепиано

Любопытно, что этот бюрократический отказ санкционировал директор консерватории – итальянец Л. Керубини

У него же, несколькими годами спустя, обучался Берлиоз

Позже Лист сделал переложение «Каприсов» Паганини

в октябре 1861 года Лист вслед за Каролиной приехал в Рим, чтобы в день своего 50-летия обвенчаться в церкви Сан-Карло, где все уже было готово к праздничной церемонии. Но его ждал неожиданный удар: накануне вечером к княгине Витгенштейн явился посланец церкви с известием, что венчание должно быть отложено по протесту ее родственников. Она в отчаянии отказалась от бесплодной борьбы и стала вести затворническую жизнь, все больше погружаясь в религию.

Иногда его именуют вторым веймарским периодом

Веймар

В 1848 году музыкант наконец-то решил осесть на одном месте и обосновался в немецком городе Веймаре.

Здесь он полностью посвятил себя композиторской деятельности, выступать перестал, привёл в порядок многочисленные музыкальные наброски. В Веймаре Ференц закончил множество ранее начатых произведений – рапсодии и фортепианные концерты, этюды и романсы, сонаты и симфонические поэмы.

Он продолжал писать статьи и эссе, занялся книгой о Шопене. Здесь же в Веймаре он принимал учеников со всего света.

Но в этом немецком городке не все понимали музыкальную деятельность Листа, он был этим крайне разочарован. К этому добавились несостоявшееся венчание с любимой женщиной Каролиной и смерть сына от первого брака. Снова Ференц погрузился в себя, его стали всё чаще посещать мистические мысли.

Две женщины

Вообще, в жизни Ференца Листа было две сильных любви — к княгине Мари Агу и баронессе Каролине Вигтенштейн. Обеих он увел у их мужей. Первая подарила ему трех детей, двое из которых, к сожалению, умерли в очень раннем возрасте. У баронессы Вигтенштейн была своя дочь, которую она фактически оставила ради отношений со своим гениальным возлюбленным. Буквально всю свою жизнь Каролина пыталась расторгнуть брак со своим первым супругом, но в то время это было практически невозможно. И даже когда влюбленные спустя много лет уже готовились праздновать свадьбу, неожиданно пришла бумага, свидетельствующая о невозможности заключать новый союз. Каролина восприняла это как знак свыше, мол, значит, небесам неугодна их любовь. В итоге пара рассталась, хотя к тому времени их «гражданский брак» уже трещал по швам. Но Каролина и Ференц все же сохранили дружеские отношения и постоянно писали друг другу письма.

Иногда жизнь Ференца Листа напоминала череду бесконечных концертов и светских раутов, где с ним все жаждали наладить связи. Однажды Листу представили подающего большие надежды композитора Рихарда Вагнера, который в то время являлся его ровесником. Практически всю свою жизнь Лист помогал Вагнеру: деньгами, морально, дирижировал его операми. Их дружеские отношения были заморожены на несколько лет лишь только тогда, когда средняя дочь Листа Козима без памяти влюбилась в Рихарда Вагнера. Это произошло, когда Ференц Лист привез Вагнера в свой дом погостить. А Козима, завороженная его игрой на фортепиано, уже тогда, в 16 лет, поняла, что стрела Амура навсегда пронзила ее сердце. Она выйдет замуж за Ганса фон Бюлова, родит ему двоих детей, но Вагнер по-прежнему останется ее кумиром. И во время одной из очередных встреч она упадет перед ним на колени и начнет осыпать его руки слезами и поцелуями. А потом бросит мужа и окончательно сойдется с любимым Вагнером. Первое время Лист не поощрял этот союз, что внесло раскол в его отношения с дочерью, которая поставила гениальность мужа выше гениальности отца. По крайней мере, такого мнения придерживается автор книги из серии ЖЗЛ Мария Залесская. 

Она же считает, что Лист мог бы проявить себя как композитор в гораздо большей степени, чем это вообще возможно, если бы бесконечно не отвлекался на концертные выступления, занятия с многочисленными учениками и помощь людям. Тем не менее, композиторское наследие Ференца Листа велико. В его творческой копилке 649 оригинальных произведений, самые известные из которых — симфонии «Фауст» и «Данте», оратория «Легенды о святой Елизавете», фортепианное произведение «Венгерские рапсодии» и другие знаменитые творения.  

В конце-концов Вагнер и Лист помирились. Ференц Лист очень тяжело переживал смерть друга. А сам он ушел в мир иной в возрасте 75 лет, оставив после себя огромную музыкальную Вселенную. Сейчас узнать больше о жизни Ференца Листа можно, побывав в музее его имени в Будапеште (Венгрия). Первое, что вы увидите при входе в музей, — это медная доска, где написаны дни приема Ференца Листа, и картина, на которой он изображен за роялем. Кстати, рояль, подаренный композитору Бостонской фабрикой в рамках Парижской выставки в 1867 году, является центральным элементом экспозиции музея. Еще одна реликвия — уникальный письменный стол, находящийся в рабочем кабинете и одновременно спальне виртуоза. Рядом можно увидеть бронзовый слепок кисти его правой руки. Над кроватью висит портрет дочери Козимы. Здесь же расположилась молитвенная скамья, поскольку в 1865 году Ференц Лист принял духовный сан, что вызвало у его друзей и знакомых некоторое недоумение. Естественно, своих творческих привычек Ференц Лист не поменял, и в монастырь не отправился, но его поступок выражал его позицию.

Богатством гостиной является мебельный гарнитур и два рояля, об одном из которых уже говорилось выше. Рояль Chickering украшена барельефом Листа и бюстами Бетховена, Шуберта и Вебера, на ней же можно увидеть и серебряную подставку для нот. В витрине вы увидите личные вещи композитора: его серебряную дирижерскую палочку, диплом почетного жителя города Шапрона и множество других предметов. Здесь вы сможете почувствовать атмосферу того времени и понять характер Ференца Листа, чей талант победил время.    

Перчатки – я вызываю вас на бой

Фридрих Вик, отец Клары и учитель Роберта  Шумана, побывал на концерте в 1838 году. “Он играл фатазию на К.Графе так, что две струны лопнули. Тогда он встал и выкатил из-за угла второй рояль и стал играть на нем этюд. Вскоре и и у того рояля лопнули две струны, и тогда он громко сообщил собравшимся, что очень разочарован, но ради них раздобудет и третье фортепиано. А перед тем как сесть за него, в ажитации швырнул на пол носовой платок и перчатки. На одном из концертов в 1846 году выброшенные перчатки композитора затавили сразу нескольких дам повскакивать с мест и ринуться за ними, в итоге перчатки были разорваны на мелкие кусочки, и каждая поклонница унесла фрагмент домой. Для Листа бросок перчаток был привычным жестом.

Ференц Лист без перчаток

На саму эту идею его наверняка натолкнул Черни, один из первых учителей по технике игры и не только. Черни составил нечто вроде руководства, как именно обставить появление пианиста на сцене наиболее ярко.

Личная жизнь

В начале 30-х годов ХIХ века Жорж Санд познакомила Ференца со своей подругой Мари д’Агу.

Женщина обожала современное искусство, пробовала себя в литературе, сочиняла романы и издавала их под именем Даниель Стерн. Она любила творчество Жорж Санд и постоянно находилась в состоянии романтической влюблённости. Между Ференцом и Мари завязались любовные отношения, в 1835 году она бросила мужа и уехала с Листом в Швейцарию.

Там они жили в отелях Женевы, иногда снимали домик в каком-нибудь живописном местечке. У Ференца и Мари родилось трое детей:

  • в 1835 году дочь Бландина, она вышла замуж за французского политика Эмиля Оливье, скончалась в возрасте 27 лет;
  • в 1837 году дочь Казина, она была замужем за немецким пианистом Гансом Бюловом, во втором браке её супругом стал Рихард Вагнер, прожила 93 года;
  • в 1839 году сын Даниель, юноша подавал очень большие надежды в музыке, к сожалению, им не суждено было сбыться, он скончался в 20-летнем возрасте от туберкулёза.

В скором времени после рождения сына Мари и Ференц расстались.

В 1847 году во время концерта в Киевском университете Святого Владимира Ференц повстречался с княгиней Каролиной Витгенштейн.

Её брак с князем был неудачным, супруги вместе не проживали. Каролина пригласила Листа погостить в подольском имении Воронинцы, откуда через год они уехали вместе в Европу. Соединиться в законную семью у Каролины и Ференца не получалось, потому что её законный супруг не давал развода. Женщина обращалась за помощью к папе римскому и русскому императору.

В течение 14 лет они жили гражданским браком в Веймаре. Хлопоты о разводе забрали столько сил и времени, что, когда он наконец-то был оформлен и можно было узаконить свои отношения с Листом, княгиня наотрез отказалась это делать. Она посчитала недостойными законного брака свои греховные отношения с Листом, с этого момента между ними осталась лишь платоническая любовь, которая выражалась в постоянной переписке.

http://xn--80aahh2ah1cn0e.xn--p1ai/%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%8B-%D0%BE-%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B5-%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5/http://kratkoe.com/ferents-list-hronologicheskaya-tablitsa/http://stories-of-success.ru/ferentsa-lista

Факты

  • Современные музыковеды считают Листа родоначальником мастер-класса как формы совершенствования профессионального мастерства музыканта. Его первым мастер-классом считается занятие в Веймаре в 1869 году.
  • Император Франц Иосиф I 30 октября 1859 возвёл Листа в рыцарское достоинство, оставив при этом собственноручную запись полного имени Листа: Франц Риттер фон Лист (Franz Ritter von Liszt, от нем. Ritter — рыцарь, всадник).
  • Изображен на почтовых марках Австрии 1961 года, Венгрии 1932 и 1986 года, почтовом блоке Венгрии 1934 года.[источник не указан 589 дней]
  • Liebestraum No. 3 in A-Flat Major, S. 541 использовалось в качестве рингтона в телефонах Nokia.[источник не указан 589 дней]
  • Ференц Лист обладал очень большой кистью руки, которая могла охватить чуть ли не две октавы.[источник не указан 589 дней]

Личная жизнь

Первой любовью Ференца Листа была Мари д’Агу. Он познакомился с ней через Жорж Санд. Мари увлекалась современным искусством и писала любовные романы. Она влюбилась в молодого композитора и бросила ради него свою первую семью. Мари родила Ференцу трёх детей: девочек Бландину и Козиму и сына Даниэля. Пара так и не оформила официально свои отношения.

Вначале Мари нравилось путешествовать по миру с возлюбленным. Однако через какое-то время ей захотелось приобрести собственный дом, в котором она могла бы спокойно жить и воспитывать детей. В 1841 году Ференц и Мари расстались. Женщина вместе с детьми вернулась к своим родителям.

Несколько лет Ференц провёл в одиночестве, полностью посвятив себя музыкальному творчеству. В 1847 году он выступал в Киеве, где познакомился с Каролиной Витгенштейн, супругой Николая I. Женщина была большой поклонницей композитора и посещала все его концерты. Лист влюбился в неё и хотел жениться на ней, но муж Каролины не хотел с ней разводиться. Поскольку женщина была религиозной, необходимо было добиться от Николая I и Папы Римского разрешения на новый брак. Влюблённые сбежали в Веймар, где находилась резиденция сестры императора. Через неё Лист надеялся повлиять на Николая I в плане развода.

В то же время композитор столкнулся с непониманием своей творческой деятельности в Веймаре. Новый материал не нравился слушателям, что печалило Ференца. В этот же период умер его сын. Каролина так и не смогла добиться развода. Она считала, что ей не суждено быть вместе с композитором. Ференц и Каролина поехали в Рим замаливать грехи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: