Смерть
Сердечные боли, от которых Левитан страдал с юных лет, с возрастом обострились. На фоне общей слабости художник часто подхватывал заболевания, уничтожающие его иммунитет. Вторая вспышка брюшного тифа так же не прошла для мужчины без последствий.
Исаак Левитан
Из-за недомоганий и болей в сердце Левитан даже отказался от любимого времяпрепровождения – охоты. Все это сказалось на психическом состоянии Исаака. Родные перестали узнавать художника. Настроение мужчины менялось от лихорадочно-радостного до слезливо-меланхоличного.
Вера в будущее вернулась к Левитану после поездки в Ялту зимой 1889-го. На курорте художник много времени провел в обществе заболевшего Антона Павловича Чехова. Вернувшись в Москву, Исаак с новой силой начал рисовать и преподавать.
Могила Исаака Левитана
Весной 1900 года на пленэре в Химках Исаак Ильич заболел. Легкая простуда, осложненная низким иммунитетом и хроническим заболеванием сердца, окончательно ослабила художника. К мучительным болям в сердце добавился туберкулез.
После мучительного полузабытья 22 июня (4 августа) 1900 года Левитан скончался. Исаака Ильича погребли неподалеку от Дорогомиловского кладбища, в районе захоронения представителей еврейского народа.
О дружбе и любви в жизни Исаака Левитана
Прошло несколько лет, и из семейства Чеховых самым близким для будущего гения стал Антон Павлович. Хотя это я, кажется, преувеличила, говоря «близким», потому что даже членов семьи не допускал великий писатель к своей душе, к своему внутреннему миру, он всех, если судить по его переписке, держал на каком-то от себя расстоянии.
Но с другой стороны можно сказать твёрдо, что эти два человека нужны были друг другу, несмотря на то, что ещё с училища Левитан был товарищем Николая Чехова, был влюблён в сестру Марью Павловну, а случилось так, что дружба связала его с Антоном Павловичем, который называл друга Левитошей.
Антон Павлович часто «списывал» жизнь Исаака Ильича для своих произведений, например, в уста Астрова в «Дяде Ване», так же несчастного в любви, он вложил блестящую речь о лесах, скорее всего навеянную отношением своего друга к природе. Для картин Левитана Антон Павлович придумал определение «левитанистый пейзаж».
В один из приездов в Ялту Исаак написал на куске картона картину, получившую название «Сумерки. Стога», для тяжелобольного Антона, пожаловавшегося другу на тоску по северной природе. Картина очень понравилась Чехову, её закрепили на камине, чтобы та всегда была на глазах больного, сегодня она хранится в Третьяковской галерее.
Странная дружба была у двух гениев: то длительное время были в ссоре, в недомолвках, то вдруг встречались случайно, и как будто ничего не было до этого. Огромный мир гениальных творцов, их понимание души и свойств сердца человека всегда будут удивлять нас и заставлять теряться в догадках в чём сила их творений.
После того, как Маша Чехова отказала Исааку, он впал в длительную меланхолию, когда ничего не хотелось делать, ничем не хотелось заниматься, даже, говорят, стрелялся. В это же лето на этюды под Звенигородом художника увлекла его ученица Софья Кувшинникова, которая многое сделала, чтобы он принялся за работу, перестал отчаиваться.
Софья была старше учителя на несколько лет, любила его ненавязчиво и решила что будет рядом с ним в трудное для него время, сопровождая художника в выездах на природу она и сама с удовольствием писала пейзажи. Очень деликатно и благородно Кувшинникова вошла в жизнь Левитана и оставалась с ним почти восемь лет.
Три лета подряд она сопровождала художника в поездке на Волгу, где он открыл для себя великолепнейшие красоты маленького города Плёс. В результате на свет появилось две сотни картин, в которых была выражена вся необыкновенная любовь к природе и просторам Родины. Плёс принёс Левитану известность и привлёк к себе пейзажистов.
Самым значимым для художника стала философская картина «Над вечным покоем», в которую он воплотил свои размышления о вечности, смысле жизни и вообще о месте человека в природе. Он не просто писал с натуры, он сочинял картину, отказываясь от простой конкретики. Как утверждал сам художник:
Это были счастливые годы: много работы, воодушевления, Левитан любил и его любила благородная и благодарная женщина, талантливая художница и пианистка. Но всё хорошее когда-нибудь кончается. Однажды в Тверскую губернию, где художник работал над очередным шедевральным полотном приехала из столицы молодая Анна Турчанинова с двумя дочками (на пожелтевшей журнальной вырезке написано моим аккуратным почерком «коза драная»).
Турчанинова заманила Исаака на свою усадьбу Горка, завязался роман, да ещё и старшая дочь влюбилась в именитого художника, начались внутрисемейные распри, выяснения отношений, скандальные разборки. Конечно, Софья Петровна этого не могла вынести, к этому времени ещё и на Чехова она была обижена из-за «Попрыгуньи», узнав себя в главной героине рассказа.
Молча, ни слова не сказав Левитану, Софья собрала вещи и покинула дом художника навсегда. Почему она не стала бороться с вертихвосткой Турчаниновой, могу предположить, что не захотела портить зря нервы гению искусства, который закрутил роман с легкомысленной молодой особой, а Софья на тот момент разменяла уже пятый десяток.
Турчаниновой льстила слава гения, окружавшие его известные люди, она просто в одночасье разрушила отношения двух человек, хотя наверняка знала, что они вместе были уже много лет. Никой любовью с её стороны и не пахнет, зачем ей, молодой и богатой, больной художник, хоть и безмерно талантливый и знаменитый? Только ради светского тщеславия.
Личная жизнь Исаака Левитана
Левитан умел самозабвенно и эффектно ухаживать за женщинами, пользовался большим успехом у дам, сам был необыкновенно влюбчив. Привлекательная внешность, растущий успех как художника, рассказы о его романах делали его неотразимым для женщин. Он был увлечен художницей С.ПКувшинниковой, а также Л.С.Мизиновой, М.П.Чеховой (сестра писателя), богатой помещицей А.Н.Турчаниновой, а также ее дочерями. В 35 лет он совсем запутался в своих амурных делах, в период приступа меланхолии даже пытался совершить самоубийство. Он прекрасно понимал, что его жизнь складывается неудачно и шансов создать счастливую семью у него очень мало. Еврей-художник со слабым здоровьем (страдал постоянно неврозами, имел тяжелое заболевание сердца, часто и в разных местах на публике падал в обморок), без состояния и надежной профессии, без стабильного жалованья, да и еще с заметными повышенными требованиями к внешней привлекательности и внутренней культуре женщин, не имел радужных перспектив в личных делах.
В 1880-е гг. (период его лучшего, плодоносного творчества) многое для его вдохновения и бытового комфорта дала художница Кувшинникова, с которой он совершил многие творческие поездки. Будучи тонкой поэтической натурой, Левитан сразу оценил неброскую, но неотразимую красоту Владимирской земли. Левитан прожил всего 40 лет, за 23 года своей насыщенной творческой жизни он написал около 1000 картин,этюдов, рисунков, творческие импульсы для создания которых он получил на Владимирской земле.
Волжские путешествия
В 1887 году Левитану, давно мечтавшему посетить Волгу, вдохновительницу любимого учителя Саврасова, удалось увидеть великую реку воочию. Особого впечатления она на живописца сначала не произвела.
Весной следующего года Левитан с друзьями-художниками отправился в речное путешествие по Оке и Волге. Путь пролегал мимо маленького старинного Плёса. Городок и его окрестности совершенно очаровали Левитана, и художники сошли на берег. В итоге каждое лето с 1888 по 1890 год живописец провёл именно в этих местах, отсюда ездил в близлежащие города со старинными храмами и церквушками, интересующими Левитана.
Родом отсюда около двухсот произведений художника, которые принесли известность и ему как живописцу, и Плёсу как великолепной натуре.
Карьера[править]
Родился 3 октября (15 октября) или 18 августа (30 августа) 1860 года в м. Кибарты в Августовской губернии (Сувалкской губернии) в бедной, но образованной еврейской семье. Отец, Илья (Эльяшив-Лейб) Абрамович Левитан (1827—1877), сын раввина, после окончания Виленского раввинского училища самостоятельно изучил французский и немецкий языки, работал на разных станциях железной дороги (работал переводчиком во время постройки железнодорожного моста, которую вела французская компания), а примерно в 1870 году перевёз семью в Москву и зарабатывал частными уроками. В семье Эльяша и Баси Левитан было два сына Авель и Исаак и две дочери Тереза и Эмма. Один из братьев — Авель Ильич Левитан — также стал художником. Существует мнение о сефардском происхождении Левитана со стороны отца.
Около середины 1870-х годов был принят в Императорское училище живописи и ваяния, которое и окончил по классу профессора Саврасова. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (с 1873 года) у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова, в 1880—1881 годах окончил натурный класс училища, а в 1884 или 1885 или 1886 году окончил училище с дипломом учителя рисования (чистописания).
После смерти матери (1875) и отца (1877) для Левитана, его брата и сестёр наступило время крайней нужды, они даже остались без крова. Левитан часто ночевал тайком в училище и жил впроголодь, получая эпизодически пособия, а с октября 1879 года — небольшую стипендию.
В марте 1877 года две работы молодого художника, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, Левитан получил малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия».
Много лет бедствовал и не имел собственного жилья (лишь в конце 1889 года богатый художник-любитель С. Морозов уступил Левитану свою мастерскую с квартирой при ней).
С мая 1879 года, в связи с изгнанием евреев из Москвы, был вынужден (вместе с братом, сестрой и зятем) жить в деревне Салтыковка в Подмосковье, где написал картину «Осенний день. Сокольники», приобретённую П. М. Третьяковым для своей галереи.
В 1880 году впервые был допущен на передвижную выставку.
В апреле 1885 года поселился в глухой деревне Максимовке. По соседству, в Бабкине в имении Киселёвых гостили Чеховы. Левитан познакомился с А. П. Чеховым, дружба и соперничество с которым продолжались всю жизнь.
С марта 1891 года — член Товарищества передвижных художественных выставок.
В 1892 году как «лицо иудейского вероисповедания» снова был вынужден оставить Москву и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях. Затем, благодаря хлопотам друзей, художнику «в виде исключения» позволили вернуться. К этому времени относится картина «Владимирка» (1892), на которой изображена дорога, по которой гнали в Сибирь каторжан.
В 1898 году — академик пейзажной живописи Императорской Академии художеств. Стал преподавателем.
С 1898 года, с возникновением кружка художников, сгруппировавшихся вокруг журнала «Мир искусства», стал участвовать в их выставках.
В последние годы тяжело болел.
Автор более 1000 работ.
22 июля (4 августа) 1900 года скончался в Москве.
Был похоронен на Дорогомиловском еврейском кладбище.
В 1949 году, в период борьбы с космополитами, в журнале «Искусство» № 5 утверждалось, что творчество Левитана ведёт в «опасные лабиринты индивидуализма».
Живопись
Левитан легко схватывал все тонкости художественного искусства, которому отдавал все силы. Тогда же у него начал вырабатываться свой стиль, который заметил знаменитый меценат Павел Третьяков. Он даже купил у Исаака картину «Осенний день. Сокольники».
В 1879 г., после покушения Александра Соловьева, вовсе не бывшего евреем, на императора Александра II, вышло постановление, запрещающее евреям проживать в Москве. В результате, Исааку пришлось вместе с родственниками перебраться в Подмосковье.
В начале 1880-х годов Левитан написал немало пейзажей с натуры, добиваясь максимальной детализации на холсте. Любопытно, что он сильно раздражал некоторых преподавателей, по мнению которых еврей не должен был касаться русского пейзажа.
Исаак так и не получил диплома и звания художника. Вместо этого ему выдали диплом учителя чистописания. Вместе с тем, его продолжали преследовать материальные трудности, вследствие чего ему приходилось жить и работать в отдаленной деревне Максимовке.
Интересен факт, что тогда же Левитану посчастливилось познакомиться с Антоном Чеховым, дружба и соперничество с которым продолжались до конца жизни. Он не переставал усиленно работать и продавать полотна, благодаря чему смог поправить свое финансовое положение.
И все же, голодное детство и тяжелый труд, давали о себе знать – у него внезапно обострилась болезнь сердца. Чтобы поправить свое здоровье он отправился в Крым, после чего начал чувствовать себя заметно лучше. Вернувшись домой он основал выставку пятидесяти пейзажей.
Отдельного внимания в творческой биографии Исаака Левитана заслуживают поездки на Волгу. На побережье реки им было написано много полотен с натуры, отличавшихся радостным настроением. За картину «На волге» он получил награду на конкурсе Московского общества любителей художеств.
Позднее Левитан провел 3 продуктивных года в Плесе, создав немало шедевров. Там же им была написана известная картина «Над вечным покоем», которую некоторые искусствоведы называют «самой русской» из всех, когда-либо созданных на русскую тему полотен.
Потом Исаак Ильич побывал в ряде европейских городов, где посещал выставки и галереи. Весной 1891 г. его избрали в состав Товарищества передвижных художественных выставок, а меценат Сергей Морозов даже оборудовал специально для него прекрасную мастерскую.
Над вечным покоем
В 1895 г. Левитан стал автором таких знаменитых работ, как «Март» и «Золотая осень». Позже эти полотна будут куплены Третьяковым. В следующем году он повторно перенес тиф, который привел к аневризме сердца.
В 1898 г. Исаак Левитан удостоился звания академика пейзажной живописи. Будучи очень известным художником, он начал преподавательскую деятельность в стенах родного училища. Одновременно с этим, он хотел открыть большую мастерскую, где могли бы трудиться все русские пейзажисты.
Однако стремительно ухудшающееся здоровье не позволило мастеру реализовать свои идеи. Накануне смерти его полотна участвовали во Всемирной выставке в Париже. После себя Левитан оставил огромное количество работ, при этом остались незаконченными порядка 40 полотен и примерно 300 этюдов.
Личная жизнь
О художнике известно, что имея красивую внешность и чувствительную натуру, он очень нравился женщинам. В его жизни было немало романов, но он так и не обрёл семейного счастья. Хорошо известно о нескольких его увлечениях.
Левитан и Чехов дружили много лет. Они познакомились ещё в конце 70-х, а в 80-е Левитан в тёплое время года неоднократно вместе семьёй Чеховых жил в имении Киселёвых – Бабкине, недалеко от Воскресенска, нынешней Истры.
Исаак любил общаться с сестрой писателя Марией, которая увлекалась живописью. Дружба у художника переросла в увлечение и он признался Маше в любви. Девушка не была готова к такому повороту событий, убежав от ответа. Отказ от его чувств огорчил молодого человека. Но они впоследствии нашли в себе силы для общения, оставаясь друзьями.
Следующее серьёзное увлечение мастера случилось с Софьей Кувшинниковой. В её салон, где собирались многие известные писатели, художники и композиторы, Левитана привёл Чехов в 1886 году.
Софья Петровна была весьма незаурядной личностью. Она прекрасно владела фортепиано, была хорошим художником – её картину купил сам Третьяков. Удивительной страстью дамы было увлечение охотой. Её престарелый муж, полицейский доктор, пропадал на работе. В его отсутствие Софья блистала в салоне.
Исаак Левитан с Софьей Кувшинниковой
Мне нравится1Не нравится
Салон Кувшинниковых прославился после того, как Перов изобразил на своей картине «Охотники на привале» в образе рассказчика Д. П. Кувшинникова, мужа Софьи Петровны.
Супруг Софьи был намного старше, чем она. В то же время и она была старше Левитана на 13 лет. Это не помешало вспыхнуть роману. Знакомые отмечали, что хотя избранница художника не была красавицей, в ней были черты, которые нравились и привлекали мужчин.
Восемь лет они были близки. Софья окружила Исаака заботой. Для него это были годы счастья. Для мужа избранницы, художник был её учителем живописи. В 1888 году Левитан, Кувшинникова и художник Соколов отправились в путешествие на пароходе по Волге. В это время они впервые открыли красоты маленького городка Плёс.
Влюблённость живописца отражается в работах. Чехов пишет о картинах с Волги: «Знаешь, в твоих пейзажах появилась улыбка».
Чехов описал роман Кувшинниковой и Левитана и взаимоотношения с её мужем в рассказе «Попрыгунья». Это на время испортило отношения писателя и художника.
Исаак Левитан и Анна Турчанинова
Мне нравится1Не нравится
В 1894 году в Тверской губернии у Левитана, приехавшего в имение к знакомым с Софьей Петровной, начинается роман с хозяйкой соседней усадьбы А.Н
Турчаниновой, женой важного столичного чиновника. Это привело к его разрыву с Кувшинниковой
Художник поселяется в имении Турчаниновых. Под мастерскую для него выстраивают двухэтажный дом, из окна которого в 1895 году он пишет одну из лучших картин «Март». Отношения с Анной Турчаниновой продлятся до конца жизни. Они будут сложными из-за влюблённости в художника одной из дочерей Турчаниновой.
Биография Исаака Левитана
Исаак Левитан — выходец из еврейской семьи из Кибарты, небольшого литовского местечка Августовской губернии. Точный день рождения художника неизвестен. Согласно источникам, он появился на свет 18 августа (официальная дата) или 3 октября 1860 года и стал младшим сыном Ильи (Эльяшив-Лейб) и Баси.
Отсутствие достойной работы в Кибарте сказывалось на финансах Левитанов, поэтому в конце 1860-х годов они переехали в столицу. 13-летний Исаак поступил в училище живописи и зодчества, но денег на учебу катастрофически не хватало. После смерти родителей талантливому студенту помогали преподаватели, выдавая ему краски, кисти и денежные пособия.
Первой картиной Левитана, заслужившей высокую оценку публики, стал «Осенний день. Сокольники». Произведение, представленное на ученической выставке, приглянулось известному меценату Павлу Третьякову, который за 100 рублей купил пейзаж для своего собрания живописи.
В 1879 году вышел царский указ, предписывающий высылку всех евреев из Москвы. Исаак с братом и семьей сестры обосновался в Салтыковке, а в столицу вернулся спустя год и то с помощью влиятельных друзей. Левитан завершил учебу в училище, но вместо звания классного художника ему выдали диплом о приобретении специальности «учитель чистописания».
Левитан продолжал совершенствовать технику, брался за любые заказы и даже немного поправил материальное положение. В 1885 году поселился в Максимовке, глухой деревушке в Истринском районе, где познакомился и подружился с Антоном Чеховым. В это же время проявились проблемы со здоровьем — недоедание, напряженный труд и постоянное беспокойство обострили болезнь сердца. В 1896 году поехал лечиться в Крым. Оттуда он вернулся с более чем полусотней крымских пейзажей, которые успешно продал на Периодической выставке живописи.
В летние сезоны 1887-1890 годов несколько раз посетил Поволжье, где создал около двухсот ярких шедевров, среди которых знаменитые пейзажи живописного Плёса. Зимой 1889-1990 годов художник отправился в Европу, где посетил Всемирную парижскую выставку и побывал в Италии. Из заграничной поездки он привез несколько интересных средиземноморских пейзажей.
Очередной всплеск антиеврейских настроений вынудил Левитана выехать из столицы. Пребывание в изгнании негативно сказалось на здоровье художника, но он продолжал рисовать и создал большое количество натюрмортов. 1898 год оказался знаковым — Левитан стал академиком пейзажной живописи и получил должность руководителя мастерской в родном училище. В конце весны 1900 года живописец простудился и 22 июля умер от осложнений.
Личная жизнь[править]
В августе 1886 года познакомился с художницей Софьей Петровной Кувшинниковой, которая была замужем за полицейским врачом Дмитрием Павловичем Кувшинниковым. Вскоре они стали любовниками, причём, так как свидетелем адюльтера был Антон Павлович Чехов, то он и обессмертил их роман в рассказе «Попрыгунья».
Чехов осудил Левитана за роман с замужней женщиной. Михаил Чехов вспоминал:
Весной 1888 года Левитан вместе с друзьями-художниками Алексеем Степановым и Кувшинниковой отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. Во время путешествия они неожиданно для себя открыли красоты маленького, тихого городка Плёс. Они решили задержаться и пожить там некоторое время. Левитан провел в Плёсе 3 летних сезона (1888—1890). На картине «Вечер. Золотой Плёс» правее церкви, у берега, находится белый дом с красной крышей — это дом купца Грошева, часть которого некоторое время снимали Левитан и Кувшинникова, которая тоже изобразила этот дом на одной из своих картин.
Летом 1894 года Левитан вместе с Кувшинниковой поселился у Ушаковых в имении Островно, на берегу одноимённого озера. Там, сформировался сюжет картины Левитана «Над вечным покоем».
В имении Ушаковых разыгралась любовная драма, свидетелем которой стала Татьяна Львовна Щепкина-Куперник, приглашённая Софьей Петровной. В соседнее имение Горка (в полутора километрах от Островно) приехала из Санкт-Петербурга Анна Николаевна Турчанинова с двумя дочерьми, — семья заместителя градоначальника Санкт-Петербурга И. Н. Турчанинова, владевшего усадьбой Горка. У Левитана завязался роман с Анной Николаевной Турчаниновой. Кувшинникова вернулась в Москву и больше никогда не встречалась с Левитаном, который возможно нашёл утешение в дочери Турчаниновой:
В январе 1895 года благодаря Щепкиной-Куперник Левитан помирился с Чеховым.
Пейзажи
Левитан был участником выставок Товариществоа передвижников (с 1884, с 1891 – чл.), Московского общества любителей художеств (1886, в 1911 общество организовало ретроспективную выставку Левитана), мюнхенского Сецессиона (с 1897), объединения «Мир искусства» (с 1898).
Чувство бездомности усугублялось у Левитана его особым положением в русской художественной жизни его времени. Движение русской природы поэтизировал А. Саврасов, драматизм перемен — Ф. Васильев, а её эпическое величие выявляли с трезвой точностью И. Шишкин и с романтическим пафосом А. Куинджи. Её обыденные уголки уже В. Поленов часто делал мотивом своих созерцательных пейзажей.
Для бесприютного еврея Левитана в русской природе впервые открылось волшебство их созвучности эмоциям человека и возможность воплощать его интимнейшие переживания средствами пейзажной живописи. В своем творчестве Левитан сделал зримым «трав прозябанье» (Е. Баратынский), проник в тайну «слышимой тишины» (И. Тургенев), слил воедино «и темный бред души, и трав неясный запах» (А. Фет).
Вместе с Коровиным и Н.А. Клодтом Левитан стоял у истоков художественного кружка «Среда». Творческое восприятие русской традиции пейзажной живописи привело Левитана от детализации и жанрово-повествовательной трактовки к так называемому пейзажу настроения. Никто из пейзажистов не смог с такой простотой и поэтичностью передать типично русские мотивы.
В картинах, писавшихся по этюдам с натуры, Левитан, чтобы сохранить изначальную свежесть восприятия природы и владевшее им настроение, опускал подробности, обозначал порой детали двумя–тремя точными мазками, добивался ощущения трепетной зыбкости световоздушной среды, окутывающей ландшафт. Новизна его пейзажей, близких по письму работам французских художников так называемой барбизонской школы, а по одухотворенности — произведениям К. Коро, долго не находила понимания и часто вызывала издевательские отзывы в печати.
Многие годы Левитан был связан с Товариществом передвижных выставок (член с 1891 г.), но всегда был чужим ему, так как почти не следовал его программе социального обличения. Чужаком оказался Левитан и для художников объединения «Мир искусства», с которыми сблизился в конце 1890-х гг. на почве поисков выразительной художественной формы, но не мог принять их основной лозунг «искусство для искусства».
В начале 1890-х гг. созданный Левитаном жанр так называемого пейзажа настроения стал служить ему для выражения сложных раздумий о жизни. Его занимают жуткая затаенность природы, грозящей бедами («У омута», 1892), и ее тихая озаренность, сулящая душевный покой («Вечерний звон», 1892), неизбывное уныние мест, ознаменованных скорбью народа («Владимирка», 1892), и загадка отношений недолгого человеческого бытия и извечной необжитости неоглядных просторов («Над вечным покоем», 1894).
Непрестанные искания приблизили Левитана к приемам письма импрессионистов, работы которых он видел во время поездок во Францию, Италию, Швейцарию (1890, 1894, 1897, 1898). Но его не увлекали стихия светоносного цвета и принципиальная «этюдность» их произведений, и он остался верен пониманию картины как воплощения синтетического художественного образа. Картина «Озеро. Русь» (1900, не окончена) синтезирует в себе тему величавой бескрайности России и просветленное жизнеутверждение, которое в полотнах Левитана («Свежий ветер. Волга», 1891–95; «Март», 1895, и других) все чаще стало вытеснять характерное в целом для его творчества меланхолическое настроение.
Даже антисемитская газета «Новое время» признала, что «этот чистокровная еврей знал, как никто другой, как заставить нас осознать и любить обычные домашние сцены своей страны (29 июля 1900)».
В 1897 году он был избран действительным членом мюнхенского общества «Сецессион». В марте 1898 г. Левитан получил звание академика живописи. С 1898 руководил пейзажным классом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Тяжелая болезнь сердца и смерть в 1900 году помешали ему создать собственную школу русского пейзажа, но влияние Левитана на развитие русской пейзажной живописи в 20 в. было решающим. Левитан был похоронен на Дорогомиловском еврейском кладбище.