Творческий путь
В 30-е годы, когда Константин Симонов еще был студентом, он занялся активным написанием прозы. Его рассказы публиковались в толстых журналах.
В 1938 году, когда институт был уже позади, Симонов поступил в аспирантуру в другой гуманитарный ВУЗ. Кандидатом наук он так и не стал, но в 1939 году, уже считаясь членом Союза писателей, он стал военным корреспондентом.
На пьесы Симонова обращали внимание и режиссеры. «Историю одной любви» удалось воплотить актерам известного «Ленкома», и это на тот момент была уже настоящая драматургия
В 1939 году поставили и вторую драму Симонова «Парень из нашего города».
Начало творческого поэтического пути
После окончания института Константин Симонов печатал уже свои стихи в литературных изданиях «Молодая гвардия» и «Октябрь». В этом же году его зачислили в список Союза писателей СССР, и он стал аспирантом Московского института философии, литературы и истории. В это же время он издал свое произведение «Павел Чёрный».
Не закончив аспирантуру, Симонов был направлен на Халхин-Гол в качестве военного корреспондента.
По возвращению в Москву, Константин занялся творчеством. Именно тогда вышли 2 его пьесы: «История одной любви» и «Парень из нашего города».
Военный журналист
Когда Симонов вернулся с Дальнего Востока, он поступил на спецкурсы, где подготавливали военкоров. Документ об их окончании писатель получил в 1941 году. На фронт он попал в первые же дни. Собственные репортажи Константин Михайлович отправлял прямо с передовой. После этого они публиковались не только фронтовыми газетами, такими как: «Боевое знамя», но и центральными. Периодически очерки и статьи Константина Симонова появлялись в «Известиях», но все чаще в «Красной Звезде».
Кроме очерков и репортажей о командирах и бойцах Симонов писал нечто подобное путевым заметкам. Окончательно они были оформлены в книгу уже после войны и вышли с названиями «Письма из Чехословакии» и «Югославская тетрадь». Там писателем не только описывались впечатления, но и давался анализ военных действий и послевоенного положения.
Послевоенное творчество
Знаменитыми произведениями Константина Симонова в послевоенное время считались такие романы как: «Последнее лето», «Товарищи по оружию» и «Солдатами не рождаются». По ним даже поставили несколько художественных кинокартин.
После смерти Сталина Константин Симонов написал про этого человека несколько статей, и за это он попал в опалу к Хрущеву. Его срочно убрали с должности главного редактора «Литературной газеты».
НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ЧИНОВНИК
Отъезду Ивана Шишкина в Москву предшествовали безуспешные попытки приучить будущего живописца к «положительным» занятиям. Особенно усердствовала в этом мать. Поняв, что Иван чуть ли не «идиотичен» в коммерции, она придумала ему кличку «арифметчик-грамматчик» и всячески досаждала, препятствуя его книжным «сидениям». Но Иван был тверд. Об этой твердости свидетельствует уже его самостоятельный уход в 1848 году из Первой мужской гимназии Казани, мотивированный нежеланием «сделаться чиновником».
Шишкин рано задумался о художественном «поприще». Четыре года, проведенные в отчем доме после «побега» из Казани (1848—52), он вел записи, в которых как бы угадал свою будущую жизнь. Цитируем: «Художник должен быть высшим существом, живущим в идеальном мире искусства и стремящимся только к совершенствованию. Свойства художника: трезвость, умеренность во всём, любовь к искусству, скромность характера, добросовестность и честность.»
Краткая биография
Хронология жизни и творчества К. М. Симонова:
Годы | События |
1915 | Кирилл Симонов родился в Петрограде (в дальнейшем город получил название Ленинград, а в современное время – Санкт-Петербург) |
1931 | Когда Кириллу было 16 лет, его семья переехала в Саратов. Там он начинает обучение, но из-за нехватки семье средств для существования также поступает на работу токарем. Через несколько месяцев семья вновь переезжает, но уже в Москву. Там Симонов продолжает трудиться токарем для того, чтобы выжить и помогать своей семье. |
1932 | Симонов заканчивает обучение в училище и продолжает работу на фабрике. Одновременно с этим он пробует себя в литературной деятельности. |
1935 | Кирилл Михайлович поступает в литературный институт и учится на вечернем отделении, так как ему необходимо было продолжать работу. |
1936 | Первые поэтические произведения Симонова публикуются в патриотических изданиях. |
1938 | Симонов заканчивает обучение в университете. К этому времени он уже активно занимается литературной деятельностью, его произведения выходят в свет и получают широкую известность. Симонов вступает в Союз Писателей СССР. В тот же период он начинает работать под другим именем, и его узнают именно как Константина Симонова. |
1939 | Начинается Вторая мировая война. К. М. Симонов становится военным корреспондентом и отправляется в Монголию. |
1939 – 1946 | В военные годы происходит творческий расцвет Симонова. Именно войне были посвящены большинство его известных произведений. Писатель посещал гарнизоны, побывал на каждом фронте и прошел путь до самого Берлина. |
1942 | 14 февраля вышло стихотворение Симонова, получившее наиболее широкую известность – «Жди меня». |
1946-1950 | Путешествует по Азии и США в рамках многочисленных командировок. |
1958-1960 | Симонов живет в Ташкенте и работает в издательстве «Правды». |
1946-1958 | Константин Симонов занимает руководящие и редакторские посты в разных газетах. |
1956-1961 | Писатель вступает в комиссию КПСС. |
1963-1967 | Симонов продолжает занимать должность корреспондента в издательстве «Правда», он путешествует по Якутии и Монголии. |
1967-1979 | Симонов вступает в союз писателей, членом которого остается до конца жизни. |
1979 | Писатель умирает в Москве |
Константин Симонов умер в возрасте 63 лет. Он страдал онкологическим заболеванием и злокачественной опухолью легкого. В преклонном возрасте организм уже не смог справиться с болезнью, и до преклонных лет один из самых известных советских деятелей искусства не дожил.
Последние годы
В конце 50-х гг. Константин Михайлович создал новую семью. Его женой стала на Лариса Жадова, вдова Семена Гудзенко. Симонов удочерил Катю Гудзенко, а в 1957 году появилась на свет их общая с Ларисой дочь Александра. Между заграничными командировками, бурной личной жизнью и политическими пертурбациями он создал роман “Товарищи по оружию”. Это было и время создания самой большой прозаической книги – “Живые и мертвые”. Она увидела свет в 1959 году. В начале 60-х гг. появился роман “Солдатами не рождаются”. В эти годы Симонов очень много ездил по стране, а в конце 50-х гг. на два года отправился в Среднюю Азию – от редакции “Правды”. В конце 60-х гг. ему снова довелось вспомнить о работе военного журналиста – на границе с Китаем начался конфликт, и Симонов отправился туда в качестве спецкора. Умер писатель 28 августа 1979 года. Медики назвали причину его смерти – рак легкого.
Никаких торжеств не было, как нет и могилы. Проводили писателя в последний путь только его близкие – Лариса Жадова, его последняя жена, дети и несколько фронтовиков. Так же поступили и с прахом Ларисы, которая пережила мужа на полтора года.
Рис. 7. К. Симонов в Берлине. 1967 год
Детство и юность
Холодным осенним днем в городе на Неве, который раньше именовался Петроградом, 28 ноября 1915 года в семье генерал-майора Михаила Агафангеловича Симонова и его супруги – княжны Александры Леонидовны Оболенской – родился сын, которого назвали Кириллом.
Писатель Константин Симонов
Кирилл – настоящее имя писателя, но по причине того, что Симонов картавил и не выговаривал твердую «л», он стал называть себя Константином, однако мать литератора не признавала псевдоним своего отпрыска, поэтому всегда называла сына ласково Кирюшей.
Мальчик рос и воспитывался без отца, потому что, как гласит биография, составленная Алексеем Симоновым, следы его деда теряются на территории Польши в 1922 году: главный кормилец в доме пропал без вести, участвуя в Первой мировой войне. И потому воспоминания Константина Михайловича больше связаны с отчимом, чем с отцом.
Константин Симонов в детстве
В поисках лучшей жизни мать будущего писателя вместе с сыном переехала в Рязань, где и познакомилась с Александром Григорьевичем Иванишевым, который работал военным специалистом, а позже руководил рабоче-крестьянской Красной армией. Известно, что между новым супругом Оболенской и его пасынком возникли теплые дружеские отношения.
Пока глава семейства пребывал на работе, Александра готовила обеды и ужины, вела домашнее хозяйство и воспитывала Константина. Прозаик вспоминал, что его родители часто обсуждали политику, однако всех этих разговоров Константин Михайлович практически не помнил. Но, когда глава семьи поступил на службу в Рязанскую пехотную школу преподавателем тактики, в семье воцарилось негативное мнение о Троцком, в частности взрослые критиковали в пух и прах его деятельность в качестве наркомвоенмора.
Константин Симонов в молодости
Затем эту должность занял Фрунзе, которого встретили хорошо, а вот тактика его последователя – Ворошилова – отчиму Константина не понравилась. Также писатель помнит, что новость о смерти Владимира Ильича была глубоким потрясением для его семьи, на глазах родителей были слезы, но о том, что на смену Ленину пришел борец с троцкизмом Сталин, они еще в то время не сильно осознавали.
Когда мальчику исполнилось 12 лет, в его памяти запечатлелось событие, которое он вспоминал до конца жизни. Дело в том, что Симонов столкнулся с понятием репрессии (которая в то время только давала первые ростки) и по стечению обстоятельств, вернувшись в дом за забытой вещью, лично наблюдал обыск в квартире своего дальнего родственника – парализованного старика.
Стоит отметить, что в детстве будущий писатель не был привязан к определенному месту, потому что из-за специфической профессии отчима семейство переезжало с места на место. Таким образом, юность писателя прошла в военных городках и командирских общежитиях. По стечению обстоятельств Константин Михайлович окончил семь классов общеобразовательной школы, а потом, увлеченный идеей социалистического строительства, выбрал приземленную стезю и отправился получать рабочую специальность.
Константин Симонов
Выбор молодого человека пал на школу фабрично-заводского ученичества, где он обучался профессии токаря. В биографии Константина Михайловича были и небезоблачные дни. Его отчима арестовали на непродолжительный срок, а затем уволили с занимаемой должности. Поэтому выселенная с жилплощади семья практически осталась без средств к существованию.
В 1931 году Симонов вместе с родителями переехал в Москву, но до этого трудился токарем по металлу на саратовском производстве. Параллельно с этим Константин Михайлович получал образование в Литературном институте имени Максима Горького, где и начал проявляться его творческий потенциал. Получив диплом, Константин Михайлович был принят в аспирантуру Московского института философии, литературы и истории имени Н. Г. Чернышевского.
Личная жизнь
Первой супругой Константина Симонова стала Гинзбург (Соколова) Наталья Викторовна. Она была родом из творческой семьи, папа – режиссёр и драматург, принимал участие в основании Театра сатиры в Москве, мама – театральная художница и писательница. Наташа на «отлично» окончила Литературный институт, где во время учёбы и познакомилась с Константином. Вышедшая в 1938 году поэма Симонова «Пять страниц» посвящалась Наталье. Их брак оказался недолгим.
Вторая жена поэта филолог Евгения Ласкина заведовала отделом поэзии в литературном журнале «Москва». Именно этой женщине должны быть благодарны все любители творчества Михаила Булгакова, она сыграла главную роль в том, чтобы в середине 60-х годов свет увидело произведение «Мастер и Маргарита». От этого брака Симонова и Ласкиной есть сын Алексей, родившийся в 1939 году, который в настоящее время является известным российским кинорежиссёром, писателем, переводчиком.
В 1940 году и этот брак распался. Симонов увлёкся актрисой Валентиной Серовой.
Красивая и яркая женщина, кинозвезда, незадолго до этого ставшая вдовой; её муж, лётчик, Герой Испании Анатолий Серов погиб. Константин просто потерял голову от этой женщины, на всех её спектаклях он сидел в первом ряду с огромным букетом цветов. Любовь вдохновила поэта на самое известное его произведение «Жди меня».
Написанное Симоновым произведение «Парень из нашего города» было как будто повторением жизни Серовой. Главная героиня Варя в точности повторяла жизненный путь Валентины, а её супруг Анатолий Серов стал прототипом персонажа Луконина. Но Серова отказалась принимать участие в постановке этой пьесы, очень тяжело она переживала уход из жизни супруга.
В начале войны Валентина эвакуировалась в Фергану вместе со своим театром. Вернувшись в Москву, она согласилась выйти замуж за Константина Михайловича. Летом 1943 года они официально зарегистрировали свой брак.
В 1950 году у супругов родилась девочка Мария, но вскоре после этого они расстались.
В 1957 году Константин женился в последний, четвёртый, раз на Жадовой Ларисе Алексеевне, вдове его фронтового товарища. От этого брака у Симонова есть дочь Александра.
Интересные факты
Краткая биография Константина Симонова была бы неполной без интересных фактов из его насыщенной жизни.
- За выдающийся литературный талант и заслуги перед советской властью Константин Симонов получил шесть Сталинских и одну Ленинскую премию, став самым награждаемым литератором за всё время существования этих премий.
- Несмотря на частые успешные публичные выступления и хорошие ораторские способности, известный поэт страдал от нескольких довольно заметных дефектов речи – Симонов плохо выговаривал буквы «р» и «л».
- Из-за логопедических проблем литератор сменил данное при рождении имя «Кирилл» на «Константин». Однако мать Симонова долгое время не принимала псевдоним сына и упорно продолжала называть его Кириллом, несмотря на любые его возражения.
- Константин Симонов в совершенстве владел несколькими иностранными языками, в том числе английским, азербайджанским, узбекским и фарси, и активно занимался художественными переводами с этих языков.
- Симонов написал сценарии ко многим известным советским фильмам, например, «Бессмертный гарнизон», «Нормандия – Неман», «Под каштанами Праги», «Возмездие», «Двадцать дней без войны» и другие.
- По мотивам самого известного стихотворения поэта «Жди меня» в 1943 году был снят одноимённый фильм, в котором главную роль сыграла Валентина Серова. Именно этой женщине и было посвящено оригинальное произведение, написанное Симоновым во время Великой Отечественной войны.
- Знаменитый литератор очень любил шумные застолья, но никогда не приглашал гостей к себе домой. Друзья чаще всего собирались в Центральном доме литераторов, где Симонов был председателем правления, или, в случае особого расположения, на даче писателя в Пахре.
- Поэт тяжело переживал несправедливый арест своих родственниц. Ведь две его тети умерли в тюрьме в 1938 году из-за невыносимых условий жизни. Мать Симонова уцелела только потому, что была замужем за военным, который принял режим и был ему полезен.
«Пишу о том, что знаю»
Он выбрал путь, на котором одного таланта бывает мало. Нужна еще колоссальная трудоспособность. И он ей обладал. Однажды Симонов признался, что пишет только о том, что хорошо знает, а лучше всего он знает войну. За этим «знает» были не только фронтовые будни, но еще и тысячи рукописных страниц дневников. Как и когда он умудрялся их писать? Памяти о войне, о погибших героях, он был верен до конца. И память эта была деятельной. Ему как известному человеку приходили мешки писем со всей страны. Он старался отвечать каждому. Выбивал нуждающимся жилплощадь, больным — лечение в санаториях. В его письмах встречаются даже такие «мелочи», как очки
Но он-то понимал: раз написали, значит, для человека это важно
Историк Екатерина Симонова-Гудзенко, дочь Симонова, рассказывала: «Вышла его очередная книга, и он в издательстве заказывает, допустим, 40-50 экземпляров. Его спрашивают: „Зачем тебе столько?“ Он говорит: „Ты что, не понимаешь? Вот это — какого-то человека положить в больницу. А вот это — кому-то помочь с квартирой“».
Его непридуманная человечность всегда подкупала читателей и слушателей. Слова били прямо в душу. Строк Симонова ждали в тылу, его стихи читали на передовой между боями. Стихотворения записывали и переписывали у друзей. А когда Симонов сам читал свои стихи, то обычно сильно волновался. В его дневниках есть запись: «Мы приехали в один из лагерей военнопленных, только что освобожденный. Говорить не мог, волновался, и я прочел им „Жди меня“… Вот, наверное, ни до, ни после с таким чувством не читал, как тогда: „Не понять не ждавшим им, как среди огня ожиданием своим ты спасла меня“».
Литературная деятельность
Пройдя всю войну и насмотревшись всех ужасов, Симонову было жизненно необходимо поделиться этим с кем-то. Собственно поэтому главной темой его рассказов стала война. У Константина Михайловича был уникальный литературный талант, он мог одинаково хорошо писать в любом жанре, будь то рассказ, пьеса, стихотворение или роман.
Творчеством литератор начал заниматься еще в студенческие времена. Его библиография начала наполняться с 1936 года, именно в тот период были опубликованы его первые стихи в журналах «Октябрь» и «Молодая гвардия».
В послевоенные годы он был редактором журнала под названием «Новый мир», поэт много путешествовал, этому способствовали заграничные командировки. Затем он занял должность главного редактора издания «Литературная газета». В это время автор подарил читателям несколько своих произведений, вот лишь краткий список:
- «Югославская тетрадь»;
- «Дни и ночи»;
- «Двадцать дней без войны»;
- «Гордый человек».
В этот же период Симонов активно выступал против «опальных литераторов», числе которых были:
- Александр Солженицын;
- Анна Ахматова;
- Борис Пастернак.
В 1952 году хронологическая таблица автора пополнилась новым произведением. Константин Симонов представил публике своей первый роман, который был назван «Товарищи по оружию». А спустя несколько лет было опубликовано его новое и главное, по мнению самого писателя, произведение — «Живые и мертвые». Содержание частично автобиографично, так как информация бралась из личного дневника литератора.
В книге указаны события, свидетелем которых был сам автор. В 1964 году по мотивам сюжета был снят художественный фильм с участием многих звезд кинематографа.
Довоенное творчество
Константин (настоящее имя Кирилл) Михайлович Симонов (1915—1979), советский писатель, поэт, прозаик, драматург; общественный деятель; Герой Социалистического Труда (1974), лауреат Ленинской премии СССР (1974), Сталинской премии (1942, 1943, 1946, 1947, 1949, 1950).
СИМОНОВ Константин (Кирилл) Михайлович — поэт, прозаик, драматург, публицист.
В автобиографии вспоминает: «Детство и юность прожил в Рязани и Саратове. Отец (отчим.— Ред.) был военным, и многие мои воспоминания той поры связаны с жизнью и бытом военных городков и командирских общежитий» (Три тетради. М., 1964. С. 584). Участник японской и Первой мировой войн, отчим стал будущему поэту преданным отцом, в поэме «Отец» Симонов обратился к нему со словами сердечной признательности. Мать любила поэзию, знала наизусть стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева; передала любовь к литературе и сыну. В 1930 Симонов окончил семь классов трудовой школы, затем учился в ФЗУ (фабрично-заводское училище) металлистов и стал токарем по металлу. В 1931 семья переехала в Москву; Симонов окончил ФЗУ точной механики и работал токарем на авиационном заводе, затем в механическом цехе кинофабрики «Межрабпомфильм», токарем на киностудии «Мосфильм». Работу на производстве совмещал с учебой в Литературном институте имени М. Горького.
В 1934 опубликовал стихи в сборнике молодых поэтов «Проба сил», в 1936 — в журнале «Молодая гвардия» и «Октябрь». В 1938 издал отдельной книгой поэму «Павел Черный» и сборник стихов «Настоящие люди», в котором, по его словам, стремился воплотить «образы людей, не знающих покоя и до смертного часа не останавливающихся на достигнутом» (Норвежский дневник. М., 1956. С. 19). Первые произведения «Победитель» (1937) — о Н
Островском, «Ледовое побоище» (1938), «Суворов» (1939) обращают на себя внимание своей многотемностью, но в этих поэмах молодой автор писал как бы об одном — о мужестве, о человеческом достоинстве, о готовности к подвигу. Об этом и поэма «Мурманские дневники» (1938), воспевшая «дерзкий мир больших желаний и страстей», и стихи об Амундсене, об испанском республиканце
Симонов стал олицетворением молодой поэзии предвоенных лет, заслужив признание многосторонностью, энергией, упорством, трудоспособностью, четкостью мысли (Литературный современник. 1940. № 2. С. 130).
Поэмы конца 1930-х «Ледовое побоище», «Победитель», «Суворов» не только знаменовали приход в литературу масштабно мыслящего поэта, но и выразили ощущение военного предгрозья, приближения войны. Ее дыхание слышится с фронтов борющейся против фашизма Испании — и Симонов пишет стихотворение «Генерал» и другие стихи об Испании.
В 1938 Симонов окончил Литературный институт имени М. Горького. В 1939 по предписанию Политуправления Красной Армии уехал на Халхин-Гол в связи с японской агрессией в Монголии в качестве военного корреспондента газеты «Героическая красноармейская». Пишет стихотворения «Письма домой», поэму «Далеко на Востоке» и другие. Критика тех лет отмечала: «Стихи К. Симонова о Монголии — одно из самых заметных явлений в нашей поэзии за последние годы» (Литературное обозрение. 1940. № 24. С. 14).
В 1940 написал первую свою пьесу «История одной любви», в конце того же года она была поставлена на сцене Московского театра им. Ленинского комсомола. Широкая популярность выпала на долю следующей его пьесы — «Парень из нашего города», поставленной в том же театре уже накануне войны, в марте 1941. В образе ее героя Сергея Луконина автор воплотил честность и отвагу своего поколения, его бескорыстие и патриотизм. Пьеса передавала предчувствие грядущих боев, и с началом Великой Отечественной войны интерес к ней закономерно возрос — только за первые три недели войны состоялись премьеры пьесы в двух московских театрах и в Ворошиловграде. Название пьесы «Парень из нашего города» стало нарицательным, как добрая примета того поколения, которое приняло на себя первый ураган войны. В середине июня 1941 Симонов окончил курсы военных корреспондентов при Военно-политической академии.929 семья переехала в Подмосковье. В 1937 на Дальнем Востоке давал гастроли Театр Красной Армии. Фатьянов был еще не артист, а ученик театральной школы, но театр взял его с собой. В 1938 окончил ГИТИС (Государственный институт театрального искусства). В 1940 Фатьянов — в ансамбле красноармейской песни и пляски Орловского военного округа, ведущий концертной программы и чтец ансамбля.
Дата и причины смерти
Константин Симонов скончался 28 августа 1979 года в Москве. Ему было 63 года. Писатель довольно долго страдал от онкологического заболевания, поразившего его лёгкие. Болезнь изнашивала организм на протяжении нескольких лет. Симонов боролся с недугом, практикуя лечение народной медициной, что существенно продлило ему жизнь.
Рис. 1. Константин Симонов, середина 1970-х годов
Где похоронен Симонов
Предчувствую скорый исход, Константин Михайлович составил завещание, в котором изъявил волю своих похорон. Он просил близких родственников кремировать его тело, а прах развеять над полем боя недалеко от Могилева, где он чудом остался живой после кровопролитного боестолкновения с немецкими захватчиками.
Просьба была окутана тайной, чтобы власти не воспрепятствовали последнему желанию, как это случилось на примере его знакомого писателя. Тогда, вместо завещанного усопшим развеяния праха над морем, урну с его останками предали земле на Новодевичьем кладбище. Но в случае с Симоновым, его родственникам удалось выполнить последнее волеизъявление своего главы семейства.
Рис. 2. Запись из дневника Ларисы Жадовой, супруги Константина Симонова
Там же на Буйничском поле установили памятный камень в честь Симонова. От камня Симонова идет аллея к небольшой часовне (каплице).
Рис. 3 Буйничское поле, где установлен камень Симонова
Смерть
Константин Михайлович умер от тяжёлого онкологического заболевания 28 августа 1979 года. В своём завещании он просил, чтобы прах его развеяли над Буйничским полем близ Могилёва, где прошёл тот первый тяжёлый танковый бой, который навсегда отпечатался в памяти.
Спустя полтора года после смерти Симонова умерла его жена Лариса, она хотела оставаться с супругом везде и до конца вместе, её прах был развеян там же.
Про это место Константин Михайлович говорил:
«Я был не солдатом, всего лишь корреспондентом. Но и у меня есть маленький кусочек земли, который я не забуду никогда – поле под Могилёвым, где в июле 1941 года я своими глазами видел, как наши за один день сожгли 39 немецких танков».