Создание нового театра
Под конец 19 века К.Станиславский был уже не удовлетворен работой и находился в поисках нового, как говорит его биография. Тогда поиски привели к Данченко — Немировичу. Данченко — Немирович пригласили К. Станиславского встретиться и обсудить создание нового театра. Как сказал ранее сам К.С. Станиславский, визитка Немировича и стала главным воспоминанием, перед созданием театра МХАТа, чьи фото узнает любой.
После этой встречи, обсуждались вопросы, которые касались состава группы, концепции театра, репертуара и распределения ролей. Данченко-Немирович занимался литературным делом, а К. Станиславский только художественным. С тех пор, К. Станиславский стал реже появляться в усадьбе в Любимовке, потому что посвятил себя новому делу.
И уже через пару лет в Пушкино прошли первые репетиции с новой труппой. Но разделение обязанностей, оказалось только условным. Потому что и К. Станиславский и Немирович-Данченко занимались всем, что попадалось под руку.
В 1902 году происходит расхождение взглядов на постановки пьес со стороны К. Станиславского и Немирович-Данченко. Потому что, как сказал Станиславский, Данченко нашел верный подход в реализации задуманного. Кроме того, в это время К. Станиславский понял, что трагические роли не его конек.
В 1905 году Станиславский вместе с Мейерхольдом помимо МХАТа создает новую экспериментальную группу, но не на территории усадьбы Любимовки, а на Поварской. Тогда применяются новые режиссерские приемы, которых ранее никто не встречал: бархат, фрагменты интерьеров, осветительная техника для магических выступлений и волшебства, гримы и маски, фото — коллажи.
Даже после слов Немирович-Данченко о том, что трагедии не для него. К. Станиславский продолжает, совершенствоваться и развиваться. Он разрабатывает систему, которая позволит точно отображать переживания актера на публике в каждую минуту представления.
Тот самый Станиславский
Знаменитый реформатор театра, режиссер, актер, педагог Константин Станиславский на самом деле тоже Алексеев. Псевдоним, под которым его знают во всем мире, он взял только в 1885 году в возрасте 22 лет, чтобы «не позорить семью» слишком сильной страстью к театру. Сценическое искусство он любил с самого детства — в его доме было принято разыгрывать семейные спектакли. Однако служить Константин Сергеевич начал не на сцене, а на фабрике своего отца — той самой, где изготавливали канитель. Театр, казалось, остался только в качестве хобби.
Свой талант новатора он продемонстрировал впервые как раз на производстве. На фабрику Константин Сергеевич пришел работать в начале 1880-х годов и через несколько лет поехал в Германию и Францию, чтобы посмотреть, как функционируют европейские фабрики. По приезде домой он объявил, что самым прибыльным будет дело, связанное с электричеством. Почему бы не подумать о том, чтобы выпускать не канитель, а кабель?
Вскоре фабрика (Станиславский был одним из директоров) объединилась с фирмой родственников, образовав товарищество «Алексеев, Вишняков и Шамшин». В начале 1900-х там наладили медно-прокатное производство, а также создали отделение, где изготавливали изолированные проводники для слабых токов. Еще чуть позже появились медно-прокатный и кабельный заводы. Константин Сергеевич на этом не остановился и чуть позже построил новый кабельный корпус.
Под Москвой
Особой достопримечательностью, связанной с именем Станиславского, является Любимовка – усадьба в селе Тарасовка Пушкинского района Московской области. Этот памятник истории регионального значения находится в 30 км от столицы. Любимовка была загородной резиденцией семьи Алексеевых. Усадьба с большим красивым домом в три этажа на берегу Клязьмы и 50-ю десятинами земли служила великолепным местом отдыха для большого количества родственников и гостей Алексеевых. Сюда каждое лето привозили юного Константина с братьями и сестрами, здесь часто проводились репетиции труппы Алексеевского кружка и был сыгран не один спектакль. В церкви Покрова Пресвятой Богородицы, находящейся на территории усадьбы, в 1889 году состоялось венчание Константина Станиславского и Марины Лилиной. Когда летом 1902 года Станиславский с семьей уезжал за границу, в Любимовке, по его приглашению, отдыхали А.П. Чехов и его жена.
После национализации усадьба использовалась как дом отдыха, детский дом, военный госпиталь, общежитие и т.п. Она постепенно разрушалась, разорялась и приходила в запустение. Знаменитый вишневый сад, вдохновлявший А. Чехова, превратился в одичавшие вырубки. В 2004 году под эгидой Союза театральных деятелей России здесь начались ремонтно-восстановительные работы.
↑ Проявление режиссерского таланта
Станиславского Оборотной стороной медали после болезни стало развитие его режиссерского дара. Первая постановка Станиславского после революции, работа над которой шла в 1920 году — «Каин» Байрона. В самом начале репетиций при прорыве белых Станиславского взяли в заложники.
В период 1920 — 1930-х годов двадцатого века работа Станиславского заключалась в отстаивании им традиционных художественных ценностей русского сценического искусства. Пресса того периода все более настойчиво обвиняла его не только в якобы нежелании принимать революционные реалии, в «отсталости», но и в саботаже, что было куда серьезнее.
Итогом переживаний в 1928 году стал тяжелейший сердечный приступ, настигший тогдашнего юбиляра на торжественном вечере в МХАТ. После него врачами был наложен запрет на любые выходы больного к рампе. Вернуться к работе удалось только через год.
В начале 1930-х годов Станиславский, пользуясь весом своего имени в театральном мире и заручившись поддержкой и авторитетом М. Горького, обратился к правительству с целью получить для Художественного театра статус государственного театра, а так же особого положения для него. Его желанию суждено было сбыться, и с января 1932 года театр стал именоваться МХАТ СССР.
Смерть величайшего театрального деятеля Константина Сергеевича Станиславского наступила 7 августа 1938 года в Москве. После вскрытия у покойного было обнаружен ряд серьезных заболеваний: эмфизема лёгких, а на фоне расширенного, изношенного сердца — аневризмы, как следствие тяжело перенесенного инфаркта, перенесенного в 1928 году. Похороны Станиславского состоялись 9 августа, могила его находится на Новодевичьем кладбище.
Первые впечатления в театре
Анекдотично можно отметить, что первый актерский опыт Станиславский получил в семилетнем возрасте. Это была серия небольших произведений, посвященных празднованию дня рождения его матери.
Подростком, в 1877 году, отец Константина удовлетворил просьбы своих детей и превратил сарай своего загородного дома в небольшой театральный зал. В том же году несколько членов семьи решили создать свою любительскую театральную труппу — Алексеевский кружок.
Кузены, братья и разные друзья исполняли русские оперы и водевиль. Для первого спектакля у них была совместная работа математика и актера-любителя Львова, который выступил в роли режиссера.
В то время, когда ему было всего 14 лет, Станиславский начал записывать в блокнот свои впечатления от актерского мастерства. В этих записях он проанализировал те аспекты, которые считал наиболее сложными, и попытался найти решения. Эта записная книжка стала первой из многих, поскольку он продолжал записывать свой опыт в течение 61 года в бизнесе.
Несмотря на то, что у его семьи был хороший уровень жизни, отец заставлял Станиславского работать утром на своем предприятии. После обеда он посвятил себя театральной труппе.
Биография
Константин Сергеевич Станиславский – выдающийся актер, режиссер, педагог, театральный теоретик, создатель уникальной актерской системы, театра МХАТ и Оперного театра студии (Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко).
Константин Сергеевич Алексеев (Станиславский – это псевдоним, который актер взял в 1885 году) родился в Москве 17 января 1863 года. Семья Константина владела домом возле Красных ворот, и никто из его родственников, кроме бабушки по матери, не имел отношения к театру. Бабушка Мари Варлей в молодости блистала на Парижских подмостках в амплуа трагической актрисы.
Константин Станиславский в детстве
Один дед актера был богатым московским купцом, другой – владел фабрикой по изготовлению канители. Семейный бизнес по наследству перешел к отцу – Сергею Владимировичу Алексееву. Следующим продолжателем династии должен был стать Константин Сергеевич.
В семье, помимо Константина, было еще девять детей. Родители много времени уделяли воспитанию и образованию отпрысков: с детьми занимались приходящие педагоги по музыке, танцам, литературе, иностранным языкам, фехтованию, словесности. По моде той эпохи Алексеевы устроили любительский театр.
Константин Станиславский с семьей
Представления, в которых нередко участвовали и профессиональные актеры, друзья дома, проводились для узкого круга близких родственников и гостей. Летом все общество перемещалось в Любимовку на реке Клязьме, где также был устроен домашний театр, названный Алексеевским.
Впервые маленький Костя принял участие в одном из семейных спектаклей в возрасте 4 лет, затем такие выступления стали постоянными. Мальчик, будучи от природы рахитичным и слабеньким, проявлял недюжинный талант в лицедействе, что родители всячески поощряли, но лишь в качестве увлечения. Настоящая «солидная» профессия ожидала Константина на отцовской ткацкой фабрике в должности директора.
Три года мальчик отучился в гимназии при институте восточных языков (который впоследствии успешно закончил в 1881 году), после чего упросил родителей забрать его домой.
Константин Станиславский в молодости
Все постановки Алексеевского кружка в период с 1877 по 1888 годы осуществлялись по инициативе юного Константина Сергеевича. Он был идейным вдохновителем, сорежиссером и одним из актеров любительских спектаклей.
Закончив Лазаревский институт, Константин Алексеев начал службу на отцовской фабрике, заняв должность директора. Днем он занимался делами, причем уделял немало внимания технической стороне вопроса (ездил за границу, изучал возможности развития производства и внедрял прогрессивные технологии на семейном предприятии), но мыслей о театре не оставил.
Актерская работа над персонажем
Работа актера над собой в творческом процессе опыта. Такое название выбрал Станиславский, когда он начал писать эту книгу в 1909 году. Произведение с сокращенным названием увидело свет только после смерти автора, через тридцать лет после того, как он начал его писать.
Этой книгой Станиславский стремился завершить свою трилогию о театральной педагогике. По этой причине в тексте уточняются некоторые аргументы, уже представленные в его двух предыдущих работах, и объясняются их практические примеры.
Эти примеры взяты из трех работ, которые он поставил во время работы во МХАТе: Несчастье быть умным Александр Грибоедов, Отелло Уильяма Шекспира и Инспектор Николая В. Гоголя.
Константин станиславский интересные факты из жизни. Станиславский и Система
Михаил Чехов рассказывал, что Станиславский иногда во время репетиции доводил себя до отчаяния, добиваясь нужного ему результата по своей же Системе. Иногда (редко, впрочем) он даже прерывал репетицию и ехал с кем-нибудь из актеров кататься на извозчике.— Зачем мне нужно все это! — говорил он, всхлипывая, как младенец. — Я купец, у меня есть фабрика, зачем же я должен так мучиться!
***
Станиславский и художественная бородка
Однажды на гастролях в Праге немолодой питерский адвокат явился с холеной остроконечной бородкой. Гримировавший его в «выборные» Лев Булгаков подобрал для него парик в цвет его собственной бороды, а бороду и усы только растрепал. Именно эту бороду Константин Сергеевич нашел фальшивой, неправдоподобной, а главное, неаккуратно приклеенной. Булгаков даже заикаться стал, объясняя, что борода такая, как выросла, что она настоящая. Когда Станиславский наконец понял, в чем дело, он только на секунду смутился, а потом сказал: «Ну и что ж, что настоящая, на сцене все должно быть прежде всего художественным… А борода эта плохая, ненатуральная, надо ее перечесать, перекрасить». Адвокат обиделся, сорвал парик, бросил его к ногам Станиславского и пошел переодеваться.
*** Станиславский в роли Аргана (пьеса Мольера «Мнимый больной»)
Кстати, об этой роли. Константин Станиславский исполнял роль Аргана в «Мнимом больном» Мольера. На одном спектакле прямо на сцене у него отклеился нос. Он стал прикреплять его обратно на глазах у зрителей и приговаривать: «Вот беда, вот и нос заболел. Это, наверное, что-то нервное».
***
И еще из баек.
Система Станиславского: основные принципы
И все же главная «вершина» Станиславского – не МХАТ и не плеяда выдающихся актеров. А система, получившая всемирное признание, как «библия» актерского мастерства.
Ее ключевые принципы – подлинность представления и переживания. Они означают, что актер обязан испытывать не мнимые, а настоящие эмоции, верить в «правду» персонажа, жить его логикой. Не лицедействовать, а перевоплотиться – вот чему учит система.
Чтобы достичь этой цели, Станиславский предложил подробную методику, опробованную лично. Он сам, репетируя «На дне», посещал ночлежки… Сам владел «сценической свободой», обладал глубокой эмоциональной памятью… И сам познал искусство в себе.
Интересные факты
- Первые домашние выходы на сцену молодого Станиславского иногда сопровождались курьезами. Так, по признанию режиссера, играя Подколесина в гоголевской «Женитьбе», он вылезал в бутафорское окно. Но сцена оказалась так мала, что, исполняя маневр, Константин вынужден был пройтись по роялю, стоявшему сразу за кулисами. От этого крышка инструмента продавилась, и оборвался ряд струн. Курьез состоял в том, что после постановки намечалась главная часть вечера — танцы, но из-за поломки пианино гостям пришлось танцевать под акапельное пение приглашенного исполнителя.
- Среди учеников Константина Сергеевича оказался Ричард Болеславский, который после революции покинул Россию и переехал в Штаты. Здесь он открыл американскую актерскую школу, в которой использовал методы своего учителя. По этим принципам обучался Ли Страсберг, ставший позднее основателем знаменитой актерской студии, в которой занимались яркие звезды Голливуда.
Детство и юность
Константин Сергеевич появился на свет 17 (5) января 1863 года в столичном семействе Алексеевых, принадлежавшим династии крупных промышленников. Станиславский – это сценический псевдоним, которым он воспользовался в зрелые годы.
Семья Алексеевых была большая: у Кости было еще девять братьев и сестер
Родители, ни в чем не знавшие нужды, большое внимание уделяли воспитанию детей. С ними занимались лучшие преподаватели по литературе, естественным наукам, иностранным языкам, танцам, музыке
В ту пору стало модным устраивать домашние любительские театры, и семейство Алексеевых не стало исключением. Для близких друзей и родственников они организовывали небольшие спектакли, в которых неизменно принимал участие маленький Костя.
Он испытывал большое удовольствие во время выступлений, и родители поддерживали интересы сына. Впрочем, театр рассматривался ими только в качестве приятного увлечения. Повзрослев, Константин должен был возглавить дело отца и руководить крупной фабрикой.
Так и случилось. По окончанию Лазаревского института юный Алексеев занимался отцовскими делами, развивал производство, заключал договора, однако не прекращал мечтать о театре.
Цитата Станиславского «Не верю!»
Фраза «Не верю!», которой Станиславский оценивал игру своих актеров, стала крылатым выражением. Но чем эти слова были для актеров и самого мастера: порицание или мотивация?
Так Константин Сергеевич Станиславский воспитывал в актерах реалистичность.
Существуют кадры, на которых Станиславский произносит свое «Не верю!», ставшее его визитной карточкой, во время репетиции начинающей актрисы.
Интересные факты из жизни Станиславского
1. Первым сценическим опытом Станиславского стала роль в спектакле «Женитьба» в любительском театре в 1884 году. Спектакль давался перед танцами, которые составляли основу развлекательной программы. Персонаж Станиславского по сценарию вылазил в оконный проем. Выбравшись из окна Станиславский вынужден пройти по роялю, стоявшему за кулисами, так как сцена была очень маленькой. После этого в рояле была испорчена крышка и струны. Для ремонта рояля в позднее время не смогли найти мастера, и Станиславскому пришлось напевать все мелодии для танцев в течении вечера.
2. В 1918 г. Станиславский создал короткометражный шуточный фильм. Фильм не был представлен широкому зрителю и даже не имел названия, но в некоторых источниках его упоминают как «Рыбка». Во время репетиции команда Художественного театра ждала опаздывающего актёра, а когда тот появился, то объяснил при помощи жестикуляции, что не может работать из-за проблем с горлом. Чуть позже у актера из горла извлекли металлическую рыбку.
Великий актер и гениальный постановщик
После кончины Станиславского Немирович-Данченко говорил о том, что мир потерял великого человека.
Константин Сергеевич был не только великим актером, но и гениальным постановщиком. Он прошел большой путь, чтобы создать педагогическую театральную систему и отдавался любимому делу без остатка. Он и в наше время остается эталоном для актеров и режиссеров.
После его ухода из жизни осталась не только уникальная система, но и великое наследие, бесценные труды и разработки.
Литература:
- 1. Станиславский репетирует. Записи и стенограммы репетиций. М.: СТД РСФСР,1987.
- 2. Мастерство актёра в терминах и определениях К. С. Станиславского. М.: Сов. Россия, 1961.
- 3. Эфрос Н. Е. Московский Художественный театр. 1898—1923.
- 4. Топорков В. О. Станиславский репетирует. М.: Искусство, 1950.
- 5. Горчаков Н.М. «Режиссёрские уроки К. С. Станиславского» / Редактор Волков Н. Д.. — Искусство, 1952. — 574 с..
- 6. Аронсон О. В. Неоконченная полемика: биомеханика Мейерхольда или психотехника Станиславского? — Русская антропологическая школа. Труды. Вып. 4/1. — РГГУ. — М., 2007. — 410—423 с.
- 7. Иванов В. В. Библейские сны Станиславского // Иванов В. В. Русские сезоны театра «Габима». М.: «АРТ», 1999. С. 129—147.
- 8. Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства: В 2 т. / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.:, Индрик, 2011. Т. 1 — 519 с., илл.; Т. 2 — 686 с., илл.
Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна
- Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
- Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
- Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate
Первая студия
Имея уже развитую систему, Станиславский в период с 1912 по 1924 год способствовал созданию ряда студий для обучения молодых актеров и режиссеров. Первым из них, как следует из названия, была Первая студия.
Среди студентов выделялись Михаил Чехов, Евгений Вайтангов и Ричард Болеславский. Последний был ответственным за распространение метода по всей территории Соединенных Штатов.
Одним из учеников Болеславского в США был Ли Страсберг, который с 1947 года руководил Актерской студией, возможно, самой известной актерской школой в мире. Актеры и актрисы, такие как Энн Бэнкрофт, Марлон Брандо, Джеймс Дин, Брэдли Купер, Роберт де Ниро, Аль Пачино и Пол Ньюман, прошли через это, среди многих других.
Комментарии
Обыкновенный фашист
Валерий
21 января в 23:54
Как воевал бы Сталин
Alexander53
20 января в 13:19
Энергия жизни без еды
Александр
20 января в 12:08
Нынешний мафиозный АК ВП СССР!
Александр Вершинин
20 января в 05:26
Да, мы обманули Путина…
Mstislav
20 января в 04:05
Системные ошибки марксизма
Alexander53
20 января в 00:32
И рвётся сердце патриота…
Олег
17 января в 08:38
ОГАС или проект интернета СССР
Vistal
12 января в 13:41
Свет могучей звезды. Они его боятся.
Валерий
10 января в 11:33
Чурбаньё
Валерий
8 января в 19:27
Плохой сигнал — потребленцам
Mstislav
8 января в 17:08
Был ли в СССР социализм?
Mstislav
6 января в 18:06
Особенности устройства власти в России и причины предательства элиты
Кирилл_Москва
5 января в 19:26
Опендосивание Росии продолжается
Александр Ворожейкин
4 января в 20:28
Справочник по межкультурному взаимодействию, том 1
Mstislav
4 января в 05:06
100 лет СССР
Александр собянинбуржец
4 января в 00:56
31 декабря
Александр собянинбуржец
3 января в 00:28
Евразийство и российская государственность
Mstislav
1 января в 15:18
Под британским флагом
Александр собянинбуржец
30 декабря 2022 в 14:19
Известный Бобков и неизвестные оппоненты
Люкин
30 декабря 2022 в 13:09
Национализация
Александр собянинбуржец
29 декабря 2022 в 16:04
«Марш людоедов по Европе»-5 или проблемы усвоения «законов» боевой антропологии политической элитой Российской Федерации
Mstislav
27 декабря 2022 в 13:56
От слабости «деревянного» до слома западной гегемонии
Александр собянинбуржец
25 декабря 2022 в 15:47
Совесть людей, общества
Валерий Вагин
24 декабря 2022 в 16:37
Так кто же истинно велик? (Война и Воля)
Александр собянинбуржец
24 декабря 2022 в 01:01
Госплан — история и современность
Mstislav
16 декабря 2022 в 15:29
Великоросс и жажда Славы
Mstislav
16 декабря 2022 в 15:22
Война и Мир. Бухгалтерия
Mstislav
16 декабря 2022 в 15:19
Солнце всходит в Краснодаре
Vistal
12 декабря 2022 в 13:26
Войны нет, но лучшие в аду!?
Vistal
9 декабря 2022 в 15:11
Бабушка и Знамя Победы
Виктор Хохлачёв
2 декабря 2022 в 23:46
Числовая символика в управлении
Mstislav
29 ноября 2022 в 14:33
Как спёрли 300 ярдов. Техника вопроса.
Mstislav
29 ноября 2022 в 14:13
БеZумие или иZмена?
Кирилл_Москва
28 ноября 2022 в 10:38
Центральный банк России работает на её уничтожение
Кирилл_Москва
28 ноября 2022 в 10:23
Метод Станиславского
Целью Станиславского было предложить актеру систему, которая позволила бы ему максимально использовать свое творчество. Речь шла о следовании законам «эмоционального искусства», чтобы каждый исполнитель достиг уровня, который, как понималось в то время, был предназначен только для гениев в их минуты максимального вдохновения.
Так называемый метод Станиславского попытался предоставить научную теорию перформанса. В нем следует оставить в стороне окончательный результат творческой работы и сделать упор на причины, которые привели к такому результату.
Таким образом, актер или актриса не должны ограничиваться «игрой» своей роли, а должны «стать» своим персонажем, живя своими страстями и чувствами.
При необходимости с помощью режиссера актер должен четко понимать центральную тему спектакля. Отсюда предлагается идеологическая и творческая цель, которую Станиславский назвал «сверхобъективной». С помощью так называемой техники эмоций актер должен показать зрителям подлинные, достоверные и неподдельные чувства.
Метод также рекомендует серию упражнений, чтобы актер мог выразить и испытать эмоции своего персонажа. Эти упражнения призваны повысить способность к импровизации, воображению, реакции на любую непредвиденную ситуацию и ясности при словесном выражении.
Личная жизнь Константина Станиславского
Константин Сергеевич был женат один раз. Его избранницей стала Мария Петровна Лилина. Они познакомились в 1888 г, когда вместе играли в любительском спектакле «Баловень». Марии на тот момент было 22 года, Константину исполнилось 26.
Константин Станиславский и Мария Лилина в совместном спектакле
Мария Перевощикова, именно так звучала настоящая фамилия девушки, происходила из интеллигентной семьи. Ее отец был нотариусом, а дед – профессором. Она работала классной дамой в Екатерининском институте благородных девиц, однако всегда мечтала играть в театре. Правила заведения, где трудилась Мария, запрещали женщинам заниматься лицедейством. Несмотря на это, девушка, взяв псевдоним «Лилина» вышла на сцену. Дебют оказался успешным, о молодой актрисе даже написали в газетах. Из этих же газет начальство Марии узнало о ее «проступке». Из института благородные девиц ее уволили.
Мария Лилина в образе Снегурочки
Мария в свою очередь решила полностью посвятить себя театру. Она выходила на подмостки Московского общества искусства и литературы. Зачастую с ней в пьесах играл Константин Станиславский, который на тот момент уже был узнаваемым актером в московских театральных кругах.
Станиславский и Лилина
Константин Алексеев происходил из именитого купеческого рода. Он работал директором на фабрике по изготовлению канители, которая принадлежала его отцу. А по вечерам, уже под псевдонимом Станиславский, представал перед театральной публикой.
Не сказать, что театральная деятельность была чужда семье Константина Станиславского. Родители будущего режиссера устроили для своей ребятни (а в семье подрастали аж 10 детей) небольшой любительский театр. Маленький Костя был завсегдатаем семейных постановок, и втайне мечтал, что когда-нибудь окажется на большой сцене.
Когда во взрослом возрасте Константин всерьез увлекся театром, отец с матерью были против, ведь он должен был продолжить семейной дело и работать на фабрике. Однако ему удалось настоять на своем и полностью посвятить себя театральным подмосткам.
Константин Алексеев (он же Станиславский)
Любовь настигла Константина и Марию неожиданно, они и сами не поняли, что их сразила стрела Амура.
Как бы то ни было, в 1989 г., ровно через год после первой встречи, влюбленные поженились.
Когда Константин Сергеевич основал легендарный МХАТ, его супруга вошла в актерский состав театра. Помимо этого она шила сценические костюмы для артистов.
Мария Лилина на открытке начала ХХ в.
Однако, несмотря на статус «первой леди» театра, Лилина не пользовалась никакими привилегиями со стороны мужа-режиссера. Жена Константина Станиславского, также как и другие артисты, часами отрабатывала роли по системе, которую создал ее супруг. А в ответ слышалось изводящее «Не верю!».
Революцию 1917 г. супруги встретили вместе. Их одолевал страх неизвестности и опасение за свою судьбу и судьбу детей. Несмотря на кардинальные перемены в стране, новая власть тепло приняла творчество Станиславского. На его спектаклях часто присутствовал сам И.Сталин.
Константин Станиславский и Мария Лилина
Дети Константина Станиславского также не были обижены. Каждый из них состоялся в жизни, преуспев в той или иной сфере.
Константин Станиславский и Мария Лилина прожили вместе 50 лет. Однако Мария Петровна была не единственной женщиной в судьбе великого режиссера.
Константин Станиславский с супругой в преклонном возрасте
В ранней молодости Константин Алексеев закрутил роман с Авдотьей Копыловой, которая работала горничной в их семье. Девушка забеременела. О браке не могло быть и речи, так как молодые люди принадлежали разным сословиям. Да и незаконнорожденный ребенок мог поставить пятно на чести богатого наследника.
Театр и книги
В 1888 году Станиславский с Федором Комиссаржевским и Федором Сологубом организовали Московское общество искусства и литературы, устав которого новатор разработал лично. За 10 лет деятельности общества Константин Сергеевич создал немало ярких персонажей, участвуя в спектаклях «Горькая судьбина», «Бесприданница» и других. Его актерский талант признала публика и видные критики. Сохранилось много архивных фото, запечатлевших творца в разных образах. С 1891 года работа молодого фабриканта в МОИиЛ уже заключалась не только в личном участии в постановках — он взял на себя руководство режиссурой.
Константин Станиславский в молодости /
К тому времени в театральной жизни страны наметился застой. Потребность в преобразовании к подходу к постановочному процессу, актерской игре, роли режиссера чувствовал не только Константин Сергеевич, но и другие прогрессивные и творческие люди того времени. В частности, Владимир Немирович-Данченко, который заинтересовался работами Станиславского, его идеями.
Константин Станиславский — творчество и судьба самого «недоверчивого» режиссера
В 1898 году произошла знаковая встреча двух будущих мэтров. В течение 18 часов основатели классической театральной школы обсуждали проект создания Московского художественного театра. Первый состав труппы МХАТа отцы-основатели набрали из собственных учеников, членов МОИиЛ и слушателей Московской филармонии. В воспоминаниях Станиславский отмечал, что в этом детище вместе с Немировичем-Данченко они выражали протест «против старой манеры игры, и против ложного пафоса, декламации, и против актерского наигрыша» и других реалий устаревшего, на их взгляд, классического театра.
Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко / @mxat.gorkogo
Дебютировал новый театр спектаклем «Царь Федор Иоаннович», но настоящим событием мирового сценического искусства стала «Чайка» Антона Чехова, представленная на суд зрителей в 1898 году. Впоследствии силуэт чайки стал символом театра и остается им по сей день, а с Антоном Павловичем у Станиславского завязались дружеские отношения, основанные на совместном творческом процессе.
Константин Сергеевич уделял много времени воспитанию молодых актеров, теоретической и практической разработке собственной системы, согласно которой артист должен полностью вживаться в роль, а не изображать чужие переживания, одновременно стараясь передать зрителю главные мысли пьесы. Тогда же появилось знаменитое выражение «Не верю!», которое реформатор театра нередко произносил на репетициях, давая понять, что актер не прочувствовал в достаточной мере персонажа, а его игра выглядит неестественной.
При Станиславском изменилось отношение к режиссерской деятельности. Если ранее постановщик спектакля воспринимался лишь как человек, перекладывающий текст драматурга на сценический формат, то теперь он стал одной из центральных фигур творческого процесса, мог по-своему интерпретировать произведение, расставлять акценты.
В 1912 году при МХАТе открылась первая студия, где Станиславский преподавал студентам актерское мастерство. Спустя 6 лет Константин Сергеевич создал оперную студию при Большом театре.
Embed from Getty ImagesРежиссер Константин Станиславский
В 1920-х годах режиссер с основной труппой МХАТа гастролировал в США. Тогда же театральный теоретик начал писать первую из авторских книг — «Моя жизнь в искусстве». В 1935-м под руководством новатора открылась оперно-драматическая студия (ныне «Электротеатр Станиславский»).
Несмотря на кардинальные перемены в стране и обществе, а также на социальное положение и происхождение режиссера, у советской власти деятельность Станиславского находила самую горячую поддержку и одобрение. Сам Иосиф Сталин не раз бывал на спектаклях МХАТа, который к тому времени получил статус академического, сравнявшись по рангу с Большим и Малым театрами.
Первые сборки
Деятельность новой компании в первый год ее существования была головокружительной. Таким образом, с октября 1898 года по декабрь следующего года было представлено восемнадцать различных постановок. Первый из них, Царь Федор Иванович, это принесло ему пользу публики. С восьмым, Чайка Чехова, позволили ему проявить свой стиль.
Перед премьерой Чайка, труппа репетировала восемьдесят часов, не считая проведения трех генеральных репетиций. Это обстоятельство было совершенно новым для того времени, тем более для работы с небольшим количеством персонажей, как и было. Критический прием был очень положительным, но в финансовом отношении это был провал.