Константин ушинский — биография, новости, личная жизнь

Содержание

  • Слайд 1

    Презентацию подготовила
    студентка I курса 13 группы
    Джорухян Елизавета

  • Слайд 2

    «Ушинский — это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов — наш первый народный ученый, Суворов — наш народный полководец, Пушкин — наш народный поэт. Глинка — наш народный композитор».
    Л. Н. Модзалевский

  • Слайд 3

    Константин Дмитриевич Ушинский(1824—1870/71), основоположник научной педагогики в России. В 1844 окончил юридический факультет Московского университета, в 1846—49 профессор Ярославского Демидовского лицея, в 1854—59 преподаватель и инспектор классов Гатчинского сиротского института, в 1859—62 инспектор классов Смольного института. Основа его педагогической системы — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания.

  • Слайд 4

    Педагогическая поездка по Швейцарии (1870)
    Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (1868-69)Книги для первоначального классного чтения:
    Детский мир (1861)
    Родное слово (1864)

  • Слайд 5

    Обосновывая свой взгляд на воспитание, образование, К.Д. Ушинский исходит из следующего положения: «Если мы хотим воспитать человека во всех отношениях, мы должны его знать так же во всех отношениях».
    Цель воспитания, по Ушинскому, – воспитание совершенного человека. Это очень емкое, сложное определение, включающее в себя: гуманность, образованность, трудолюбие, религиозность, патриотизм.

  • Слайд 6

    «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных  на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа»

  • Слайд 7

    Центром первоначального обучения К. Ушинский считал родной язык.
    Обучение детей родному языку имеет три цели:
    Развитие  «врожденной душевной способности, которую называют даром слова»;
    Введение детей в сознательное обладание  родным языком;
    Понимание ими «логики этого языка, то есть грамматических законов в их логической системе».

  • Слайд 8

    Разрабатывая основы научной педагогики, К. Д. Ушинский создает полноценную, всеобъемлющую теорию обучения – дидактику, в которой раскрывает все основные вопросы обучения с опорой на психологию ребенка, логически строго определяя их сущностные характеристики.
    К.Д. Ушинский рассматривает педагогику как науку и педагогическое искусство в единстве, как две стороны единого сложного процесса воспитания. Ушинский предостерегает от противопоставления практики и теории. Он писал, что «одна педагогическая практика без теории – то же, что знахарство в медицине».

  • Слайд 9

    Обучение К.Д. Ушинский рассматривает как средство воспитания и выделяет два вида учения: «…1)  учение пассивное посредством преподавания; 2)  учение активное посредством собственного опыта».

  • Слайд 10

    Большую роль Константин Дмитриевич отводит личной убежденности педагога: «Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретые теплотой, его личные убеждения не будут иметь никакой силы».

  • Слайд 11

    «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность».

  • Слайд 12

    Педагогическое наследие К.Д. Ушинского – очень важный источник осмысления ведущих идей теории и истории педагогики, философии и истории образования. По праву К.Д. Ушинского сегодня можно назвать основателем направления педагогической гуманистики в научной педагогике.

  • Слайд 13

    Список литературы

    http://ru.wikipedia.org
    Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. I том. К.Д.Ушинский
    lib.nspu.ru/umkК.Д. Ушинский – ОСНОВОПОЛОЖНИК НАУЧНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Посмотреть все слайды

Педагог для педагога

В гимназию Константин Дмитриевич пошел в третий класс. Это трудно – вокруг ведь дети постарше, и многие больше чем на два года. В такой обстановке многое зависит от того, кто стоит во главе гимназии. А во главе гимназии в Новгороде-Северском стоял… бывший судья Илья Федорович Тимковский.

Илья Федорович Тимковский

Сейчас нам трудно представить себе, чтобы судья пошел на такую неказистую должность. Не торопитесь.

Человек этот учился в семинарии, Киево-Могилянской академии и в Московском университете, и за представленные сочинения (нечто вроде дипломных работ) получил две серебряные медали на философском факультете, серебряную и золотую – на юридическом. В семинарию – после нескольких лет домашнего обучения поступил он в 1781 году, а юридический факультет Московского университета окончил в 1796 году. Пятнадцать лет непрерывного обучения при образцовой успеваемости! Кто теперь может похвастать таким академическим опытом?

Он послужил и в Петербурге. Там он стал секретарем сената и на этом посту составил «Систематическое расположение законов российских» – фактически привел в порядок для совершенствования правоприменительной практики все российское законодательство! За эту работу получил он от государя бриллиантовый перстень. При департаменте министерства юстиции составил проект третейского совестного суда.

Завершив столичную карьеру, стал профессором Харьковского университета, где преподавал гражданское и уголовное право, усовершенствовал обучение законам и форму судопроизводства российского, кроме того, ввел «всеобщую словесность на правилах эстетики и ученую историю в отделении филологических и словесных наук».

Гимназия, где учился К. Д. Ушинский

Надо ли говорить, что блистательно знал он иностранные языки, римское право, логику и риторику, поэзию и ораторское искусство… Среди его работ «Опытный способ к философическому познанию российского языка», «Сравнение юстиниановых законов с российскими». В 1811 году по состоянию здоровья вышел он в отставку, какое-то время был глуховским уездным судьей – а затем, в 1825 году, стал директором гимназии.

Итак, ему было всего пятьдесят два года, но в те времена этот возраст почитался за старость. Он нечасто приходил в гимназию (то есть – не каждый день), но первым делом упразднил… телесные наказания, что было в те времена делом просто обязательным.

Московский университет во времена Ушинского

«Почтенный старик, переходивший беспрестанно от Горация и Вергилия к Библии и от постовых молитв, которые он сам читал в кругу гимназистов, к цитатам из Тацита и Цицерона, был и в то время явлением не совсем обыкновенным, а ныне даже очень и очень редким. Вот почему во время Ильи Федоровича Тимковского воспитанники гимназии отличались на экзаменах во всех университетах. Между нами жило, мы и сами не знали почему, какое-то благоговейное уважение к науке и к тем немногим учителям и даже товарищам, которые ревностно ею занимались». Умение переводить трудные места Горация или Тацита было патентом на всеобщее уважение. Такого ученика 7-го класса знали даже довольно оборванные мальчуганы первейшего (т. е. приготовительного) класса, смотрели на него с уважением и произносили его имя как имя какого-нибудь Гумбольдта.

О гимназии Ушинский вспоминал не только это. Те, кто заинтересовался, могут почитать его воспоминания о Новгород-Северской гимназии не отходя от компьютера. Однако нас интересует фигура его главного учителя – Ильи Федоровича Тимковского. О нем пишет сам Ушинский: «Твоим нелицемерным, продолжавшимся до гроба служением науке, твоим благоговейным уважением к ней и твоею постоянною верою в другую, гораздо более высшую святыню ты посеял в сердцах своих воспитанников такие семена, которые да поможет им Бог передать своим детям и воспитанникам».

Почему большой юрист стал большим педагогом? Потому что он был юристом настоящим. Не послушным применителем статей и параграфов, а человеком с пониманием духа права, огромным жизненным опытом. Знатоком права римского, в основу которого легла латинская мудрость Сенеки и Цицерона. Для него была важнее всего этическая сторона любой его деятельности.

Константин Ушинский в 1840-е годы. Фото: wikipedia.org

Естественный патриотизм

В своих работах по педагогике Ушинский не раз говорил о том, что систему воспитания невозможно создать искусственно или позаимствовать за границей. Каждый народ обладает собственными установками и ценностями, которые передаются из поколения в поколение — это и есть самая лучшая воспитательная система, ведь она естественна. На ней и должна основываться педагогика.

Первое знание, которым должен овладеть ребёнок, — знание национальной культуры. Одновременно с обучением письму и счёту ребёнка нужно знакомить с произведениями народного творчества, историей, географией, природой и религией своей страны. И конечно, все занятия должны проводиться на национальном языке, поскольку язык — это не только звуки и знаки. Язык содержит понятия, воззрения, чувства и образы, отражающие народное сознание и самоощущение.  

Ушинский утверждал: если растить ребёнка на лучших образцах родной культуры, не придётся искусственно прививать патриотизм. Кстати, на вопрос, что стоит позаимствовать русским у Запада, учёный отвечал: «уважение к своему отечеству».  

Хронологическая таблица «Основные события жизни и творчества К. Д. Ушинского»

1823 год. 19 февраля. В Туле в семье дворянина Дмитрия Григорьевича и Любови Степановны рождается мальчик Костя.

1824. Семья переезжает в город Новгород-Северский, где отец Кости получает должность судьи.

1835. Умирает мать Кости, а он поступает в третий класс гимназии.

1840. Юноша заканчивает гимназию и становится студентом Московского университета.

1846. Ушинский отправляется в Ярославль, где становится профессором местного Демидовского лицея.

1849. Писателя обвиняют в неблагонадёжности и он вынужден оставить лицей.

1851. Ушинский переезжает в Санкт-Петербург и становится столоначальником. Одновременно он начинает сотрудничать с журналом «Современник». Он женится на Надежде Семёновне Дорошенко.

1854. Он становится преподавателем Гатчинского сиротского приюта.

1859. Ушинский становится инспектором классов в Смольном институте.

1861. Печатается первый школьный учебник «Детский мир. Хрестоматия»

1862. Педагог отправляется на стажировку в Европу, изучает постановку образование в Швейцарии.

1864. Издаётся новый учебник писателя «Родное слово», рассчитанный на 1 и 2 года обучения.

1968. Выходит в свет главный научный труд учёного «Человек, как предмет воспитания».

1870. Ушинский посещает Крым, где проходит курс лечения и инспектирует местные учебные заведения. Он пишет «Родное слово» уже на третий год обучения.

1871 год. 2 января. Писатель скоропостижно умирает в Одессе. Его хоронят в Киеве на кладбище Выдубицкого монастыря.

Краткая биография Ушинского Константин Дмитриевича

Родители

Будущий русский учитель был рожден в семье офицера в отставке, участника Первой Мировой Войны, дворянина.

Матерью его являлась Любовь Степановна, но она скончалась, когда сыну было всего 12 лет. И конечно смерть матери в таком раннем возрасте наложила большой отпечаток на характер и нрав Ушинского.

Детские годы

Детство он провел в маленьком городке под названием Новгород-Северский. У семьи будущего педагога было не слишком крупное имение, в котором он и проводил большую часть своего времени.

Образование

Константин уже с ранних лет очень тяготел к знаниям по философии, психологии, истории и юриспруденции. Когда юному будущему писателю и педагогу исполнилось 11 лет, он принял решение поступать в гимназию в этом небольшом городке и успешно окончил ее в 1840 г.

После гимназии он принял решение продолжать обучение и поступил в Московский университет, выбрав факультет юриспруденции. Уже в возрасте 20 лет будущий писатель и педагог стал готовиться к получению звания профессора.

В возрасте 22 лет он был назначен на достаточно высокую должность. Улица, на которой в эти годы проживал Константин Дмитриевич, в будущем была названа его именем.

Начало педагогической деятельности

Нравы Ушинского сильно разнились со взглядами вышестоящего руководства университета. В связи с чем на постоянной основе стали возникать серьезные конфликты, которые привели к тому, что педагогу пришлось покинуть это заведение.

После того, как он оставил свою любимую работу, жизнь его стала не такой радостной. Ушинскому пришлось подрабатывать переводами различных текстов и статей с иностранных языков. Все его попытки устроиться в какое-либо учебное заведение были тщетными.

В связи со значительными трудностями педагогу пришлось покинуть город и переехать в Северную столицу, где он сразу же устроился на мелкую административную должность.

Через некоторое время педагог по воле случая и к большой радости поступает на службу в Институт в Гатчине, где проводит большую часть своего времени. Уже тогда он сформулировал свою основную идею и отношение к институтским порядкам.

Первые труды и статьи по педагогике и воспитанию

Примерно в эти же годы Константин Дмитриевич выпустил одну из своих лучших публикаций, которая принесла ему огромный успех. После этого он стал на постоянной основе публиковаться в одном из известных в то время журналов, а далее стал сотрудничать и с некоторыми другими изданиями.

Очень большой профессиональный прогресс получил учитель в Институте Благородных девиц, куда он поступил на должность в 1859 г. Там он занимался наблюдениями и воспитанием классов.

Поскольку Константин Дмитриевич имел достаточно вольные для того времени взгляды, его ждал «хороший» конфликт с начальницей этого института. В связи с этим, в 1862 г. его уволили, и он был отправлен за рубеж на пять лет.

Все эти годы Ушинский путешествовал по Швейцарии, Италии и другим странам. Он делал свои основные заметки и комментарии по педагогике и воспитанию в этих и других странах. Порядки там сильно отличались от современных взглядов на его родине.

Затем Ушинский, воспользовавшись своими наблюдениями и находясь за границей, издал статью, где описал различия между системами образования в России и за рубежом.

Вернувшись на родину, педагог начал писать свой основной и главный труд. Всего он выпустил два полных тома собраний собственных произведений и третий остался незаконченным.

В 1870 г. педагог переезжает в город Симферополь, где пишет множество статей об образовании и искусстве воспитания, а также другие издания.

Последние годы жизни

В 1870 г. случилась трагедия со старшим сыном Константина Дмитриевича. Это событие заставляет его совершить переезд в Киев. Там он покупает дом и со своими сыновьями едет на отдых в Крым.

Дорога в Крым стала последней для великого педагога. В пути он плохо себя почувствовал и отправился лечиться в Одессу, где впоследствии и скончался.

Похоронен в Киеве на территории Выдубицкого монастыря.

Семья Ушинского

В 1851 г. Константин Дмитриевич женился на Надежде Семеновне Дорошенко, которая родила ему шестерых детей.

Самым старшим ребенком был Павел, который скончался в 1870 г. Далее по возрасту шли Вера, Надежда, Константин, Владимир и Ольга.

Старшие дочери посвятили свою жизнь учительству. Вера, будучи замужем, на свои средства открыла мужское училище в Киеве, а Надежда — начальную школу в селе, в котором находился родной дом Ушинского, на средства, заработанные от продажи книг и работ своего отца.

Капнист или Гусак?

Константин Дмитриевич, как мы уже выяснили, родился в 1823 году. Его отец – Дмитрий Григорьевич – дворянин, весьма для своего времени неплохо образованный. Учился он в Московском университетском благородном пансионе – это не высшее образование, но лучшее из средних. Когда началась война 1812 года – пошел сражаться. Богатства особого не имел – в приданое за женой взял сотню десятин земли и тридцать душ крепостных. То есть – тридцать семей с женами и детьми.

Делаем необходимое пояснение. Десятина в данном случае не 1,09 га, как часто перекладывают в наше время. В XVIII и начале XIX века помещичью землю мерили так называемой владельческой, или хозяйственной десятиной, равной 3200 квадратных саженей, или 1,45 гектара. Много или мало – иметь сорок пять гектаров?

Вот у Пушкина было земли куда как больше. И крепостных тоже. Только все заложено-перезаложено, большое имущество – великие печали.

Любовь Степановна, мама Константина Ушинского

Дмитрий Григорьевич, отец Константина Ушинского

А вот Дмитрий Григорьевич был небогат, но практичен. Усадьба была на окраине Новгорода-Северского, причем дом был добротный, на берегу Десны – с прекрасным видом на окрестности. Двор большой, фруктовый сад – прекрасный. А еще была в усадьбе великолепная библиотека. Отметим особо это обстоятельство. Впрочем, этот райский уголок он обустроил настолько замечательно после женитьбы. В энциклопедиях и биографиях часто встречается формулировка «…зажил мирной обывательской жизнью, вступив в брак с дочерью местного капиталиста, урожденной Капнист». С дочерью Капниста-капиталиста. Это написано не в советское время. Просто автор этой формулировки – писатель и педагог Матвей Леонтьевич Песковский – тоже работал в стилистике своего времени. Времени чеховских Лопахиных, когда прогрессивная часть России стремилась делать дело. Капиталист в его глазах было куда как почтеннее, чем дворянин и помещик.

Если жизнь человека начинается с путаницы, то кого удивит, что и дальше продолжается путаница, причем не только в направлении от рождения человека к его уходу из нашего мира, но и в сторону обратную! Жену Дмитрия Григорьевича звали Любовь Степановна. А вот фамилия… Одни называют фамилию Капнист, другие Гусак. Но мы не уподобимся Ивану Ивановичу и Ивану Никифоровичу и не будем ссориться из-за «гусака». Она была из рода Гусаков. Но настоящая фамилия Любови Степановны – Карпинская, ее отец, статский советник Степан Степанович Карпинский, был известным человеком в губернии.

Дом Ушинских в г. Новгород-Северский

Начальное образование дала маленькому Косте именно Любовь Степановна, именно она разбудила в нем жажду знаний и любовь к чтению. Отец же собрал библиотеку и создал в доме атмосферу добра и уважения членов семьи друг к другу. Так были заложены не только черты формировавшейся личности Ушинского – но и основы его будущих педагогических взглядов. О матери же сам Константин Дмитриевич написал: «Мать моя умерла, когда мне не было еще двенадцати лет, а отец по смерти матери почти не жил дома, так что жил я один с меньшим братом моим в том хуторке, куда никто не заглядывал».

Педагогическая система Ушинского.

Цель воспитания, по Ушинскому, — формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности, воспитание совершенного человека. Это очень емкое, сложное определение, включающее в себя гуманность, образованность, трудолюбие, религиозность, патриотизм.

Для достижения воспитательных целей Ушинский рассматривал широкий круг педагогических явлений в русле идей народности и народной школы.

Проблемы нравственного воспитания представлены как общественно-исторические.

Новой педагогической идеей Ушинского была постановка перед учителем задачи научить учеников учиться.

Ушинский утвердил принцип воспитывающего обучения, который представляет собой единство обучения и воспитания.

Идеи К.Д. Ушинского используются и в современной школе, в учебниках и программах с экологической направленностью. В пед.учении Ушинского разработана оригинальная система природоохранного воспитания. Педагог утверждал, что природа не является материалом для удовлетворения человеческих потребностей, но определяет культуру и духовность человека. У Ушинского существует собственная модель изучения природы, согласно которой природу следует изучать не только в рамках естественных наук, но и целостно в единстве гуманитарных и естественных наук, народных представлений, этики, религии, эстетики, что определяет подходы к изучению окружающего мира.

В книгах «Родное слово» и «Детский мир» реализованы идеи природоохранного воспитания.

В первом случае, это предметно-объектный и эмоциональный уровень. Это позволяет изучать природу как живой развивающийся организм, постоянно связанный с человеком. Во втором случае, это рассмотрение взаимосвязей естественнонаучного и социального подхода изучения природы.

Смерть

На последние годы жизни пришелся расцвет научной и гражданской деятельности Ушинского. Он пишет статьи, участвует в профессиональных съездах, занимается формированием стройной педагогической системы. Мужчина зарабатывает авторитет как мастер и энтузиаст своего дела.

Вместе с тем в 1870 году семью постигает горе: старший сын Павел в 18 лет погибает во время охоты. Смерть тяжело переживается семьей, и Константин Дмитриевич принимает решение о переезде в Киев, приобретя там дом.

Могила Константина Ушинского / Википедия

После этого, взяв сыновей, 47-летний педагог отправляется на лечение в Крым. Однако в дороге Ушинский простывает. Болезнь проходит с осложнениями и становится причиной смерти, наступившей в конце декабря 1870 года в Одессе. Могила прославленного учителя находится в Киево-Выдубицком монастыре.

Вклад мужчины в российскую педагогику трудно переоценить. Его стремление сделать образование доступным для всех слоев населения скоро обрело плоды, а фундаментальные труды писателя легли в основу последующих воспитательных систем. В честь деятеля названы десятки учебных заведений, библиотек и улиц в России.

О жизни и творчестве

  • К. Д. Ушинский : библиографический указатель трудов и литература о жизни и деятельности К. Д. Ушинского (1848-1984) / сост. Е. П. Андреева ; АПН СССР, Государственная научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского. — Москва : Б. и., 1985. — 485 с.
  • К. Д. Ушинский и русская школа : беседы о великом педагоге / авт. текста Е. П. Белозерцева, С. Б. Каменецкая, Н. И. Лифинцева ; под общ. ред. Е. П. Белозерцевой. — Москва : Роман-газета, 1994. — 191 с.
  • К. Д. Ушинский о воспитании : для педагогов, родителей и студентов педвузов / сост. Н. М. Матвеева. — Москва : Школьная пресса, 2003. — 190, с. ; 17 см. — (Золотой фонд педагогики).
  • Корф, О. Б. Детям о писателях. XIX век. Аксаков, Гаршин, Гоголь, Даль, Ершов, Жуковский, Кольцов, Крылов и др. : книга для учителей, воспитателей, родителей / О. Б. Корф . — Москва : Стрелец, 2006. — 46, с. : портр.
  • Мировая словесность для детей и о детях : / Министерство образования и науки Российской Федерации и др. ; . — Москва : Литера, 2012. — 236 с.
  • Мудрость великих педагогов / . — Москва : Олма : Абрис, 2021. — 255 с. : цв. ил. — (Мудрость тысячелетий).
  • Книга иллюстрирована репродукциями картин русских и советских художников.
  • Садовский, Н. В. Лучший воспитатель — семья : так считал великий педагог Ушинский / Николай Владимирович Садовский // Мир библиографии. — 2021. — № 1. — С. 148-154. — (Наследие).
  • Сальников, Ю. В. Убеждение: Ушинский : историческая повесть / Ю. В. Сальников ; худож. В. Бисенгалиев. — Москва : Молодая гвардия, 1977. — 175 с. : ил. — (Пионер — значит первый ; Вып. 56).
  • Семенов Д. Д. Первый год занятий объяснительным чтением и наглядным обучением по книге «Детский мир» / Д. Семенова. — Санкт-Петербург : тип. И. Огризко, 1862. — 36 с.
  • Тубельская, Г. Детские писатели России : сто имен. Ч. 2 : биобиблиографический справочник / Г. Н. Тубельская. — Москва : Школьная библиотека, 2002. —(Профессиональная библиотечка школьного библиотекаря).
  • Ушинский, К. Д. Воспитание человека / К. Д. Ушинский ; сост., авт. вступ. ст. С. Ф. Егоров. — Москва : Карапуз, 2000. — 256 с. : ил. — (Педагогика детства).
  • Линкова И. (2 марта родился Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871), русский писатель, педагог) Текст : Электронный ресурс / И. Линкова // Библиогид. — Режим доступа: Открытый доступ
  • Ушинский, Константин Дмитриевич Текст : электронный ресурс. — Режим доступа: Открытый доступ

Вклад в науку

В истории педагогической мысли в России К.Д. Ушинский наиболее известен как основатель научной педагогики в России. Педагогическая концепция педагога строилась на реализации идеи народности, в качестве приоритета отдавалось предпочтение русскому языку при организации обучения и воспитания детей

Важное место в педагогических трудах Ушинского занимала идея труда, который педагогом признавался ведущим фактором развития личности

Замечание 1

В качестве основополагающих принципов, К.Д. Ушинским были обосновано введение принципов сознательности и активности, наглядности, последовательности, доступности, прочности.

Другими не менее важными идеями для обучения в России стали следующие:

опора педагогики на результаты исследования других наук (анатомия, физиология, психология, история и т.д.);
формирование патриотизма и любви к Родине;
требование гуманного отношения к детям;
важность формирования нравственных качеств личности;
выделение средств нравственного воспитания (обучение, пример педагога, убеждение, поощрение и взыскание);
в качестве условия обучения школьников описал необходимость класса, имеющего твёрдый состав учащихся, твёрдого расписания, проведения фронтальных занятий во взаимосвязи с индивидуальными, при этом учитель выполняет ведущую роль, кроме того, описаны различные виды занятий на уроке, обосновал некоторые дидактические особенности урока
необходимость использования наблюдения;
необходимость включения в процесс обучения устного народного творчества;
введение и распространение звукового аналитико-синтетического обучения чтению, который был реализован в «Родном слове».

Умение думать

По мнению Ушинского, у педагога есть более важная задача, чем передать знания, — научить мыслить

Поэтому огромное внимание он уделял развитию логического мышления. . В своём учебнике «Первые уроки логики» Ушинский популярно объясняет логические законы и важнейшие приёмы: сравнение, поиск сходств и различий, построение суждения, принципы причинно-следственных связей. 

В своём учебнике «Первые уроки логики» Ушинский популярно объясняет логические законы и важнейшие приёмы: сравнение, поиск сходств и различий, построение суждения, принципы причинно-следственных связей. 

Учёный считал, что для развития мышления тоже не нужно ничего придумывать специально — достаточно использовать принцип наглядности. Дети от природы наблюдательны, и если поощрять их тягу к исследованию и учить на понятных примерах, двигаясь постепенно от простого к сложному, можно добиться прекрасных результатов. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К.Д.Ушинский об уроках и методах обучения

Данная статья посвящена работе К.Д.Ушинского по проблемам развивающего обучения.Рассматриваются разные типы уроков и методы их обучения на основе технологий развивающего обучения….

«Педагогическая деятельность и взгляды К.Д. Ушинского»

В презентации представлен материал, отражающий основные этапы деятельности и взгляды выдающегося отечественного педагога….

К.Д.Ушинский “Дүрт теләк”. Билдәһеҙлек һәм билдәләү алмаштары.

Башҡа халыҡ яҙыусыларының әҫәрҙәрен өйрәнеү, уҡыусыларҙың телмәр күнекмәләрен үҫтереү, билдәһеҙлек һәм билдәләү алмаштары менән таныштырыу, уларҙы телмәрҙә ҡулланырға өйрәнеү….

Константина Дмитриевича Ушинского по праву можно назвать одним из величайших русских педагогов, психологов и писателей. Его влияние на русскую культурную и политическую жизнь середины девятнадцатого века сложно переоценить, а педагогические методики и вообще педагогика, которую разработал Ушинский, до сих пор применяются практически повсеместно.

Краткая биография Константина Ушинского для школьников

Годы жизни: 19.02.1823 — 02.01.1871. Прожил 74 года.

Жанры, в которых работал: рассказы, сказки.

Основные произведения: «Родное слово», «Дети в роще», «Жалобы зайки», «Слепая лошадь».

Интересные факты из жизни К. Д. Ушинского

  1. Он был женат на Надежде Дорофеевой, и от этого брака у писателя было шесть детей.
  2. Книга «Детский мир» оказалась бестселлером. Её трижды перепечатывали ещё при жизни автора.
  3. Работая в Смольном институте благородных девиц, писатель реформировал методы образования, и заложил основы женских гимназий на много лет вперёд.
  4. Главным принципом его педагогики была народность, образование должно быть доступно всем.

Цитаты

«Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические и зоологические познания или даже ближайшее знакомство с глубокомысленными творениями Фохта и Молешотта могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убеждён, что, будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой. Переменится несколько его внешность, перестанет он подкатываться к людям с ловкостью почти военного человека, примет другие манеры, другой тон, замаскируется ещё больше, так что проведёт кого-нибудь и поумнее генерала Бедрищева, но останется всё тем же вредным членом общества, даже сделается ещё вреднее, ещё неуловимее».

«Лучше не говорить ребёнку той или другой высокой истины, которой не выносит окружающая его жизнь, чем приучать его видеть в этой истине фразу, годную только для урока»

“…ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в … строгом смысле, а только искусствами… Наука только изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет…”
“Педагогика не наука, а искусство – самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека”

Память

Мемориальная доска (Сиротский институт)

Именем К. Д. Ушинского названы:

  • Ушинское — до 2000 г. название села Бакконыс Мактааральского района Южно-Казахстанской области.
  • Научная педагогическая библиотека Российской академии образования в Москве

Учебные заведения:

  • Южноукраинский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского в Одессе
  • Ярославский государственный педагогический университет
  • Петропавловский педагогический институт имени К. Д. Ушинского (до перестройки)
  • Гимназия № 1 в Симферополе
  • Педагогический колледж в Гатчине
  • Педагогический колледж № 1 в Москве (закрыт)
  • Педагогический колледж в Нижнем Новгороде (объединен с экономико-правовым колледжем и стал НГК)
  • Гимназия в Гатчине
  • До перестройки школа № 47 в Ленинграде (теперь — им. Лихачёва)
  • Специализированная школа № 187 им. К. Ушинского (Киев)
  • Школа № 6 в городе Тула
  • Новгородский детский дом-интернат в посёлке Шимск
  • Институт среднего профессионального образования им. К. Д. Ушинского в Москве
  • Педагогическое училище (колледж) в Тамбове
  • Черниговский областной институт последипломного образования им. К. Д. Ушинского
  • Одесский государственный педагогический институт им. К. Д. Ушинского
  • Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского (ЯГПУ)
  • Гатчинский педагогический колледж им. К.Д. Ушинского.

Улицы:

  • Улица, на которой он жил (бывшая Стрелецкая) в Ярославле
  • Улица в Липецке
  • Улица в Санкт-Петербурге, название утверждено в 1970 году
  • Улица в Киеве
  • Улица в г. Миллерово.
  • Улица в Новокузнецке
  • Улица и переулок в Харькове.
  • Улица в Симферополе
  • Улица в Перми
  • Улица в Воронеже
  • Улица в Никополе
  • Улица в Батайске
  • Улица в Туле
  • Улица в Иркутске

Награды:

  • Премия К. Д. Ушинского (существовала в СССР)
  • Медаль К. Д. Ушинского (утверждена приказом Министра образования и науки Российской Федерации «О знаках отличия в сфере образования и науки» № 84 от 6 октября 2004 г.)

Памятники и памятные доски:

  • Санкт-Петербург, Набережная Мойки, д. 48 — Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. Памятник работы скульптора В. В. Лишева был открыт во дворе института 30 июня 1961 года.
  • Москва, Москва, д. 9 — Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, факультет журналистики (бывший Аудиторный корпус), памятная доска (открыта 2 марта 1974 к 150-летию педагога).

Это интересно: Краткая биография Христофора Колумба

Идея народности в педагогической системе К. Д. Ушинского

Основой педагогической системы К. Д. Ушинского является идея народности.

Замечание 2

Народность – это объективная потребность каждого народа в процессе воспитания подрастающего поколения, основанного на национальных особенностях и традициях.

По мнению К.Д. Ушинского процесс обучения и воспитания детей в каждой стране должен иметь свои отличительные национальные черты. Это связано с тем, что каждый народ уникален и индивидуален. «Подчинение» процесса воспитания идеям и традициям другого народа принесет только вред.

Основной системы народности в воспитании является труд К.Д. Ушинского «О народности и общественном воспитании», где он осуществляет анализ различных систем воспитания, раскрывает их национальные особенности и зависимость от истории народа.

По Ушинскому, каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от воспитания воспроизводить его в отдельных личностях.

Одно из важнейших мест в трактовке народности К.Д. Ушинским, занимает труд и его влияние на процесс воспитания личности. В своих работах, в частности в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении», он рассказывает о великой воспитательной силе труда. Труд в понимании Ушинского бывает «свободный» и «несвободный». Только «свободный» труд делает человека счастливым, «несвободный» же превращает его в раба.

Говоря о физическом и умственном труде, Ушинский считает необходимым их чередование. При этом умственный труд он считает очень тяжелым для человека. Говоря о воспитании у детей привычки думать, он предъявляет высокие требования к педагогу и правильной организации педагогического процесса. Главная задача педагога – не в простой передаче знаний, а в приучении ребенка к умственному труду.

Замечание 3

Таким образом, Ушинский своим творчеством охватил множество основных педагогических вопросов. Он по праву считается основоположником научной педагогики, первым профессиональным педагогом в России.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: