Примечания
- Относительно этой даты имеются также несущественные разночтения: в уже упомянутом документе иная — 9 декабря 1730 года («Показание о своём происхождении, данное при допросе в Московской Синодального правления канцелярии» 4 сентября 1734 — ЦГАДА, ф. Московской Синодальной конторы, № 245, лл 16—17); что касается отсутствия единого мнения о самовольном или «дозволенном отцом» уходе, естественно, в официальном документе первый вариант не мог быть указан, и остаётся только верить сведениям самого М. В. Ломоносова о его бегстве; но косвенно документ, воспроизводимый Н. А. Любимовым («в бегах»), это подтверждает. Однако выданный Холмогорской воеводской канцелярией паспорт косвенно же противоречит версии о «бегстве» — документ-то этот выдавался как и сейчас, совершеннолетнему — самостоятельному человеку.
- Мнение о том, что М. В. Ломоносов учился в Киево-Могилянской академии подвергнуто многими исследователямиШаблон:Кем? большому сомнению, мало того, даже факт его присутствия там отрицается некоторыми авторамиШаблон:Какими?.
- ↑ Марбургский государственный архив, отделение «Марбургская родословная книга», т. III, L.
- М. И. Сухомлинов. Ломоносов — студент Марбургского университета. «Русский вестник», т. 31, № 1, СПб., 1861, стр. 163
- Верёвкин М. И. Жизнь покойного Михайла Васильевича Ломоносова. М. В. Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников. — М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1962
- ↑ Марбургский государственный архив, Марбургская родословная книга, т. 14, № 20569
- П. П. Пекарский. История Академии наук. Т. II. СПб.: 1873. С. 671.
- Летопись жизни и творчества М. В. Ломоносова.— М. Л.: Издательство АН СССР, 1961
- «…Канцлер граф Воронцов, высоко уважая его заслуги отечеству, захотел воздвигнуть ему памятник из благородного мрамора и поставить на могиле в невском монастыре; он поручил статскому советнику Штелину сочинить подписи и рисунок к нему в флорентинском размере. То и другое было отослано графом в Ливорно, и на следующий год получен был памятник из каррарского мрамора, сделанный совершенно по рисунку в том виде. как он теперь находится на кладбище вышеупомянутого монастыря» — История Императорской Академии Наук в Петербурге Петра Пекарского. Том второй. Издание отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук. Санкт-Петербург. Типография Императорской Академии Наук. 1873
- Поскольку принадлежали М. Ломоносов и Е.-Х. Цильх к разным вероисповеданиям, брак мог быть оформлен только в виде «записи акта гражданского состояния», что и отражает документ «Марбургской родословной книги». Относительно венчания, состоявшегося позднее, то к тому времени, по всей видимости. Елизавета-Христина приняла православие.
- Сборник материалов для истории Академии наук, изд. г. А. Куником, стр. 401; Сборник «Ломоносов», т. IV, стр. 310
- Потомки М. В. Ломоносова (до 8-го колена, фрагмент поколенной росписи) — сайт «Былое России»
- Telum imbelle, sine ictu (лат. Копьё невоинственное, без удара — слова вергилиевской «Энеиды», II, 544) — по родословной традиции оглашал герольд над могилой последнего представителя фамилии, ломая шпагу — род пресёкся…; но, в данном случае, речь идёт только о линии М. В. Ломоносова, а ныне живут и здравствуют представители других линий происходящего из поморов рода Ломоносовых.
Популярные темы сообщений
- Двустворчатые моллюски Двустворчатые моллюски — это класс моллюсков, включающий в себя более 20 тысяч видов. Обитают они, как и в морской воде, так и в пресных водоёмах. Наиболее известные представители: морские гребешки, мидии, устрицы, сердцевидки, корабельные черви.
- Культурные растения Древние люди в течение долгих столетий занимались приручением диких животных. Отчасти из любопытства, а отчасти и с практической целью, ведь лошади и волы существенно упрощали ведение хозяйства, а коровы,
- Жизнь леса Многие думают, что лес это просто много разных деревьев и живущие в нем животные, но это ошибочное мнение. Жители города не знают, что в лесу кипит жизнь и происходит множество интересных процессов. Лес это целый свой мир, в котором происходит масса
Научная деятельность
Во время обучения Ломоносов быстро проявил себя. В числе лучших студентов он был направлен в Германию. Там он изучал химию, физику, горное дело и металлургию. Также он уделял время иностранным языкам, занятиям танцами, рисованию, фехтованию и литературе. В течение пяти лет, которые он провел за границей, Михаил написал первые стихи, несколько научных трудов, перевел на русский язык работы иностранных академиков.
Вернуться в Россию молодой ученый решил в 1740 году, однако по дороге домой его силой завербовали в прусскую армию. Поскольку служба не входила в его планы, он был вынужден дезертировать.
Приехав через год в Петербург, он начинает трудиться в Академии на кафедре естествознания. Его научным руководителем был профессор Амман. В этот время он занимался сбором минералов и других окаменелостей для кунсткамеры и трудился над трактатом на латыни.
Ломоносов с особой серьезностью подошел к написанию научных диссертаций, которые впоследствии были высоко оценены в Академии наук. В этом учебном заведении Михаил стал адъюнктом Физического класса. После вступления в должность он смог проводить научные исследования самостоятельно.
В 1745 году Ломоносов обратился к собранию академиков с просьбой присудить ему степень профессора химии за новые четыре диссертации, которые он написал в течение нескольких лет. Получив одобрение от лучших ученых, он занялся преподавательской деятельностью в университете, а также занимался чтением публичных лекций по физике. Он также создал научные трактаты на латинском языке.
Особое место в его биографии занимало литературное творчество, в том числе стихотворения о событиях государственного характера. Дела ученого шли в гору, на казенные средства ему построили дом, а затем и первую в России химическую лабораторию.
В 37 лет Михаил приступил к редактированию переводов иностранной литературы, которая печаталась в издательстве при Академии наук, а также заметок в издании «Санкт-Петербургские ведомости». Несмотря на то, что Ломоносов много сил тратил на распространение трудов зарубежных авторов, он находил время и для развития отечественной науки.
Он стал автором первого учебного пособия «Риторика», которое было выпущено на русском языке. В эти же годы Ломоносов обратился к императрице Елизавете с «Похвальным словом», благодаря которому позже получил должность коллежского советника.
Заручившись поддержкой государыни, ученый открывает фабрику мозаики, конечно же не без помощи И. Шувалова. Ломоносову императрица пожаловала мызу Усть-Рудица, а также прилегающие к ней четыре деревни.
Ученый также планирует проводить опыты с электричеством, на что просит разрешение у Елизаветы Петровны. Его также беспокоит судьба семьи профессора Рихмана Г.В., погибшего во время проведения физических опытов, для которой он просил выделить пенсионное обеспечение.
В 1757 году гениальный ученый опубликовал одну из самых примечательных работ «Слово о рождении металлов от трясения Земли». К выдающимся научным трудам того периода можно отнести такие работы как «О слоях земных», «Рассуждения о большой точности морского пути», «Первые основания металлургии или рудных дел». В это же время Ломоносов привлекает руководство Академии к проведению реформаций в сфере обучения, благодаря которым в учебном заведении смогли обучаться талантливые молодые люди, не принадлежавшие к высокому сословию.
Значимым событием в его биографии стал отказ от кафедры химии, который был связан с получением премии У. Сальховым за решение задачи, объявленной Академией наук. Это поспешное решение лишило Ломоносова возможности проводить опыты в стенах научного заведения, и ему пришлось заниматься химией в своем доме.
Новая работа, которую он представил на суд общественности в 1764 году содержала краткое описание различных путешествий по морям Северным, а также информацию о возможном существовании прохода из Сибирского океана в Индию. Его научный труд был взят за основу при составлении маршрута экспедиции, отправляющейся на поиски пути в Индию через Северные моря.
Специально для организации этой экспедиции Ломоносов создал «ночезрительную трубу» для детального обзора местности в ночное время суток. Несмотря на старания ученого, эта и другие экспедиции закончились неудачами, отважные исследователи напрасно пытались пробиться сквозь опасные льды.
После того, как на престол взошла Екатерина II, положение ученого стало довольно зыбким, поскольку он был всегда предан покойной Елизавете Петровне. Однако положение дел изменилось после того, как новая императрица ознакомилась с некоторыми научными трудами великого ученого. Она даже пожаловала ему чин статского советника.
Учеба Ломоносова
Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, Ломоносов подделал документы, выдав себя за сына холмогорского дворянина. На этот шаг он пошел потому, что простому крестьянину нельзя было просто так поступить в учебное заведение.
В этот период биографии Ломоносова ожидают многие трудности. Ему ни на что не хватает денег, он живет пpaктически впроголодь, однако упopно продолжает учиться, впитывая любые знания, какими бы трудными они не казались.
В 1734-1735 Ломоносов проходит учебу в Киево-Могилянской академии, а затем возвращается в Москву, чтобы успешно закончить Славяно-греко-латинскую академию.
В 1736 году его направляют в Германию для того, чтобы изучать там технические и естественные науки. Стоит заметить, что такой чести удостаивались только самые лучшие и перспективные студенты.
Находясь за границей, Ломоносов жадно читает мировую литературу (см. интересные факты о литературе), изучает иностранные языки и делает первые в своей биографии переводы.
Безусловно, краткая биография не дает возможности продемонстрировать в полной мере то, каким необыкновенно любознательным и одаренным человеком был Михаил Ломоносов.
Одновременно изучая множество наук, он выступает с лекциями и проводит множество лабораторных опытов. Параллельно с этим он крайне серьезно изучает литературу и историю.
Краткая хронология
19 ноября 1711 — будущий ученый появился на свет в деревне Мишанинская (н.вр.село Ломоносовка)
Декабрь 1730 — получил паспорт и 15 декабря сбежал в Москву.
Январь 1731 — поступил Московскую Славяно-греко-латинскую академию, где проучился вплоть до 1734г.
1734 — год проучился в Киево-Могилянской академии. Слушал лекции по философии, математике и физике.
Январь 1736 — оказался в списке 11 студентов переведенных в академический университет в Петербург.
Октябрь 1736 — был переведен в Германию. Там изучал горное дело и металлургию.
Февраль 1739 — женился на дочери квартирной хозяйки Елизавете-Христине Цильх.
1739—1740 — под руководством И. Ф. Генкеля обучался горному делу.
Май 1740 — обвенчался в церкви реформатской общины Марбурга с Елизаветой-Христиной Цильх. По пути на родину насильно был захвачен в прусскую армию, откуда сбежал через несколько недель.
Июнь 1741 — вернулся в Санкт-Петербург. 10 июня был направлен к профессору ботаники и естественной истории И. Амману для изучения естествознания и приступил к составлению Каталога собраний минералов и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры.
Январь 1742 — был определён адъюнктом физического класса Академии наук и художеств.
Июль 1745 — стал первым русским академиком в области естествознания.Был назначен профессором химии, что соответствует статусу действительного члена Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге.
Июнь 1746 — впервые читал на русском языке публичные лекции по физике.
1748 — создал первую в России научно-исследовательскую и учебную химическую лабораторию. До 1757 года проводил в химической лаборатории работы по изготовлению цветных стёкол и красок, химическому анализу руд.
1752 — впервые в истории в химической лаборатории читал курс лекций по физической химии. Курс длился год.
1753 — основана стекольная фабрика в деревне Усть-Рудица.
1755 — был учреждён Московский университет. Проект для него создал Михаил Васильевич.
1756 — начал отстаивать права низшего русского сословия на образование.
Январь 1757 — был назначен советником Канцелярии Императорской Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге. В том же году переехал с казённой академической квартиры в собственный дом на Мойке. Также синод в этом году потребовал приостановить научную деятельность Ломоносова, призвавшего «особливо не ругать наук в проповедях».
1758 — стал руководителем Исторического собрания, Географического департамента, академических университета и гимназии.
1759 — составил устав для Академической гимназии и университета, всеми силами отстаивая права низших сословий на образование.
Апрель 1760 — Шведская королевская академия наук избрала М. В. Ломоносова своим почётным членом.
Октябрь 1763 — избран членом Академии трёх знатнейших художеств (за мозаичные работы).
Апрель 1764 — избран почётным членом Академии наук Болонского института.
4 апреля 1765 — скончался от воспаления лёгких в собственном доме на реке Мойке. 8 числа похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Краткая биография Ломоносова
Среди биографий ученых Ломоносов занимает особое место потому, что он вошел в науку еще и как астроном и приборостроитель, географ и металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк и генеалог, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.
Такое количество областей знаний дает нам полное право утверждать, что Михаил Ломоносов – это один из немногих примеров универсального гения.
Едва ли краткая биография Ломоносова позволит нам осветить все стороны жизни этой уникальной личности, но самое главное мы вам расскажем.
Ранние годы
Родился Михаил Ломоносов 8 ноября 1711 г. в селе Мишанинская, что в Архангельской губернии. До середины XVIII века деревни Денисовка и Мишанинская существовали порознь, а затем были объединены в одно село Ломоносово.
Родители Ломоносова были состоятельными людьми, так как отец Василий был деятельным и трудолюбивым рыбаком. Михаил с ранних лет начал выходить с отцом в море.
Грамоте и чтению Ломоносов обучался у дьячка местной Дмитровской церкви. В возрасте 14-ти лет Михаил уже умел читать и грамотно писать, что для того времени и места была немало.
Когда маленькому Михаилу было 8 лет, умерла его родная мать. Отец женился еще два раза, и последняя, третья жена, с самого начала возненавидела Михаила Ломоносова. Это сильно угнетало юного гения, и он, узнав, что отец собрался его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.
Ранним декабрьским утром он убегает из дому, и через три дня догоняет караван рыбаков, направляющийся в Москву. Упросив их не прогонять его, он благополучно прибывает с ними в столицу.
Годы учебы и деятельность
Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, Ломоносов подделал документы, выдав себя за сына холмогорского дворянина. Дело в том, что простому крестьянину дорога в учебные заведения была закрыта.
Так начинается тяжелый период в биографии Ломоносова. Бедность и постоянная нужда лишали будущего ученого многих насущных потребностей, но он с невероятным упорством продолжал обучение, поглощая все новые и новые знания.
В 1734-1735 проходит учебу в Киево-Могилянской академии, а затем возвращается в Москву заканчивать Славяно-греко-латинскую академию.
В 1736, в числе лучших студентов, отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки. Параллельно он осваивает иностранные языки и изучает европейскую литературу. Начинает делать переводы художественных произведений.
Краткая биография Михаила Ломоносова не позволяет во всей красе рассказать, какой невероятно пытливой и любознательной натурой он был. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Но даже при такой колоссальной занятости он умудряется регулярно и углубленно заниматься поэзией, литературой и историей.
В 1739 он женится в Германии на дочери квартирной хозяйки, а в 1741 Михаил Васильевич возвращается на родину в Россию.
В 1742 Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.
Уникальное наследие
Вклад Ломоносова в самые разные сферы науки очень велик. Например, именно он впервые выдвинул идею о том, что весь материальный мир состоит из атомов и молекул. Официально ученый мир заговорил об этом только спустя 100 лет.
Также он заложил основы физической химии, которая объясняет химические явления на основе законов физики.
Его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики.
Независимо от Леонардо да Винчи (чьи работы были найдены гораздо позже), Михаил Ломоносов изобрел первый прототип вертолёта.
Его литературное творчество содержит произведения на разных языках: «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», стихотворения и многое другое.
В 1754 году Ломоносов разработал проект Московского университета, который позже был назван в его честь. Кроме всего сказанного, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.
Большой вклад Ломоносов внес также и в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.
Михаил Васильевич серьезно занимался риторикой и словесностью став, по сути, основоположником русского языка.
Кончина
Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 апреля 1765 года, и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.
Детство
Елена Ломоносова, родители которой на тот момент уже смогли официально оформить свои отношения и в России, появилась на свет 21 февраля 1749 года в Санкт-Петербурге, в Боновом доме на Васильевском острове, в квартире, предоставленной ее отцу Академией наук. Когда девочке было 8 лет, ее семья наконец-то обзавелась собственным жильем на Мойке. В этом доме, построенном по типовому проекту специально для Ломоносова, она провела большую часть своей короткой жизни.
Судя по всему, вечно занятый отец не уделял достаточно времени образованию единственной дочери. Когда Елена Михайловна Ломоносова немного подросла, то долгое время ее учителем была мать, которая выучила ее немецкому языку. В то же время девушка росла в окружении учеников отца, часто посещавших их дом, и общение с самыми образованными людьми того времени не могло не оказать на нее благотворного влияния.
Дальнейшее образование и литература
Учеба в Петербурге была недолгой. В 1736 году Ломоносова и еще двоих талантливых подопечных по настоянию главы Академии наук отправили в Германию, Марбург. Здесь Михаил Васильевич осваивал горное дело, металлургию, в то же время слушал лекции по медицине.
Обучение в Марбурге продолжалось около 2-х лет. Это была лишь первая часть академического турне будущего энциклопедиста. Следующий 2 года Ломоносов провел в Саксонии, городе Фрайберге.
Ученики попали в полное распоряжение горнодобытчика Генкеля. Наставник был человеком суровым и не особо обходительным. За работу студенты получали кое-какую оплату.
М. Штейнер. «М. В. Ломоносов». 1951 г.
Учитывая, что деньги на содержание из России то и дело задерживались, Ломоносов с компанией товарищей постоянно жил в долг и во многом зависел от Генкеля и его выплат.
Отношения Михаила Васильевича и его учителя были натянутыми с самого начала. Конфликт достиг пика, когда Ломоносов отказался выполнять грязную работу, которую Генкель ему поручил.
В отместку тот отказал и дальше давать студентам деньги на содержание. Это стало последней каплей. Кроме того, Ломоносов был уверен, что учиться у Генкеля ему больше нечему.
Профессиональная биография первого российского энциклопедиста началась еще в период бытности в Марбурге. Он достаточно поднаторел в точных дисциплинах и обладал широким опытом наблюдения.
В 1737-38 годах написал первую студенческую работу по физике, которая была посвящена агрегатному состоянию веществ. Затем, уже в 1739, подготовил новый труд, в котором изучал и описывал строение вещества.
В тот же период Ломоносов Михаил Васильевич осваивал иностранные языки. Не прошло и нескольких лет, как он освоил итальянский, латынь и пр. Почти все свободные средства Михаил Васильевич тратил на книги.
Э. Фессер. «М. В. Ломоносов». 1757 г.
Ученый интересовался классической зарубежной, в том числе немецкой литературой. Совершенствовал свои знания как филолог, а также литературовед. Занимался переводами стихотворных произведений.
Не желая терпеть самодурство Генкеля, Ломоносов решил вернуться в Россию. Однако путь оказался очень непростым. Заручиться поддержкой русского посланника фон Кейзерлинга и добраться до родных земель через Лейпциг он не сумел. Голландский путь привел его в прусскую армию, куда Ломоносова насильно завербовали.
Дезертировав, Михаил Васильевич оказался в Марбурге. И только через Любек ученый сумел добраться до России. Это случилось почти через год, в 1741.
Достижения Ломоносова в области физики и астрономии
Ломоносов всегда считал важным подкреплять свои химические эксперименты законами природы и поэтому провел множество исследований в области физики и смежных областях, таких как геофизика, биофизика, метрология, астрономия, физика атмосферы, минералогия и естественные седла.
В результате своих многочисленных исследований Ломоносов предложил молекулярно-физическую трактовку тепловых явлений и разработал теорию тепла. Вкратце он объяснил это с точки зрения движения частиц, из которых состоит материя. Исходя из этого, он предположил возможность существования абсолютного нуля, когда прекращается всякое движение частиц.
На основе своей теории отдельных частиц и теории тепла он смог объяснить свойства окружающего воздуха. В частности, он объяснил, почему атмосфера становится все более разреженной по мере удаления от Земли. Он также предположил, что должен существовать предел природы воздуха, который нельзя разбавлять дальше. Кстати, он пришел к выводу, что в атмосфере существует три слоя
Это было важное открытие для уровня развития науки в то время
Ломоносов также занимался изучением природы молнии и атмосферной силы — что объясняло причину электрической эвакуации грозовых облаков.
Астрономические исследования побудили Ломоносова усовершенствовать телескоп с рефлекторами, которые не менялись со времен Ньютона. Так, 26 мая 1761 года, наблюдая единственное астрономическое явление Афродиты через солнечный диск, Ломоносов указал на наличие атмосферы на поверхности Афродиты.
Какие открытия сделал Михаил Ломоносов?
За свою жизнь Михаил Ломоносов сделал много интересных открытий, которые внесли значительный вклад в развитие науки.
Открытие атмосферы у Венеры
В июне 1761 года Ломоносов имел возможность наблюдать необычное явление — движение Афродиты по солнечному диску. Из-за преломления лучей в верхних слоях атмосферы вокруг планеты возникло тонкое гало, которое светилось. Ломоносов был первым, кто описал это явление как доказательство существования атмосферы на Афродите. Выводы ученого были позже подтверждены. Впоследствии это явление было названо в честь Ломоносова.
Объяснение природы полярных сияний
Ученый наблюдал за сыворотками с детства. Таким образом, он первым решил изучить это явление и даже смог дать ему четкое объяснение. Сейчас он определяется как свечение надстройки атмосферы планеты, выделяемой магнитосферой в результате контакта с заряженными фрагментами солнечного ветра.
Разработка принципов физической химии
Михаил Ломоносов заложил основы нового учения о натуральной химии. По его мнению, эта наука основывалась на физических приборах и экспериментах для объяснения явлений, происходящих в объектах во время химических реакций. Сегодня она определяется как наука о закономерностях строения и превращения химических веществ. Учение занимается анализом химических процессов с применением естественных методов.
Разработка принципов экономической географии
Ученый возглавлял отделение географии Академии наук. Именно он придумал термин «экономическая география». Ломоносов определил его как науку об экономике, труде и изучении природных ресурсов.
Теория света
Годы экспериментов позволили Ломоносову разработать свою теорию света. Кроме того, ученый разработал теорию трех элементов цвета. С его помощью исследователи смогли объяснить физиологические особенности феномена цвета. Он считал, что цвет обусловлен действием трех типов эфира и цветочувствительных веществ, входящих в состав глазного дна. Теория ученого была представлена еще в 1756 году. Однако она выдержала испытание временем и внесла значительный вклад в развитие физического зрения.
Физическая химия
В 1740 году Ломоносов ввел понятие естественной химии. Цель этой науки — объяснить химические явления на основе законов природы и теорий строения материи.
Создание «Российской грамматики»
В 1755 году ученый опубликовал «Русскую грамматику». Исследователь выделил в алфавите 30 букв и восемь частей речи. Он также предложил шесть падежей, три наклонения, десять глагольных времен и шесть гласных. Это произведение стало основой для последующего формирования русской литературы.
Дикий блат
Михаил Васильевич Ломоносов
Ранняя биография Ломоносова практически полностью основана на его собственных рассказах. Согласно им, он, бедный крестьянин из Холмогор, очень любил с детства читать книги, за что его ругала злая мачеха; отец желал видеть сына помощником на рыбном промысле. Но Ломоносов так тянулся к знаниям, что в 19 лет не выдержал и ушел пешком в Москву вместе с рыбным обозом. Всю дорогу он ел только соленую рыбу. А уже в Москве оказалось, что у одного из его земляков есть знакомства в Славяно-греко-латинской академии, куда Ломоносов слезно молил его принять, соврав, что он из дворян… В общем, настоящая патриотическая сказка о юном самородке.
Сказка, правда, распадается на части почти сразу же. Прежде всего, семья Ломоносова была довольно богатой. Отец владел гукором «Чайка» — двухпарусным судном грузоподъемностью 5400 пудов (около 90 тонн). И хотя Ломоносов действительно многократно ходил с отцом на промысел, готовили его вовсе не к рыбному делу.
Двухмачтовый гукор
Ломоносова, по его рассказам, грамоте обучал деревенский дьячок; однако для такого образования он оказывается чересчур развит. Посмотрите на его беглую скоропись в 14-летнем возрасте. Для того времени это высший пилотаж — так учили писать в столицах. Кроме того, в хронике жизни ученого есть любопытная запись: в 1728-м он встречается с архимандритом Соловецкого монастыря Варсонофием. Ломоносовы, видимо, имели хорошие связи в духовной среде — сложно иначе объяснить встречу Михайлы с таким крупным духовным лицом. Например, дядя Ломоносова, Иван Дорофеевич, был таможенным подьячим Антониево-Сийского монастыря, крупного культурного центра Поморья. Сохранились также сведения о близости Ломоносова к старообрядцам-беспоповцам — а старообрядцы отличались своей книжной культурой. Стоит предполагать, что так хорошо Ломоносова подготовили в любом случае в духовной среде.
Отъезд в Москву был запланированным — он получил в воеводской канцелярии паспорт сроком на год и заручился согласием отца. Отъезд Ломоносов замыслил, очевидно, после знакомства с Иваном Каргопольским, прибывшим в Холмогоры в 1730 году. Каргопольский учился в Славяно-греко-латинской академии в Москве, затем 6 лет провел во Франции, в частности, слушая лекции в Сорбонне. В Холмогоры он приехал преподавать языки в Словесную школу, основанную архиепископом Холмогорским и Важеским Варнавой, его бывшим учителем в академии. В регионе были необходимы переводчики — через единственные пока порты шла активная торговля с Западом.
Спустя два месяца Ломоносов отправляется в Москву и сразу же попадает на аудиенцию у ректора Академии, архимандрита Заиконоспасского монастыря Германа. Именно ему Ломоносов якобы «соврал» о том, что он дворянин. Разумеется, «соврать», не предъявляя никаких документов, в разговоре с иерархом такого уровня было невозможно. Ломоносов наверняка был известен Герману, который всего через четыре месяца сменил умершего Варнаву в качестве архиепископа в Холмогорах.
Место на Никольской улице, где находилась Славяно-греко-латинская академия. Заиконоспасский монастырь действует до сих пор
Блат блатом, но Ломоносов, поступив в Академию, начинает демонстрировать бешеные интеллектуальные способности. Первые успехи — в латыни, языке европейской учености. Ломоносов начинает учить его в январе 1731, но к июлю уже говорит и делает переводы, в ноябре 1732 года учит стихосложение по учебнику, написанному на латыни.
В 1734 он готовится к рукоположению в священники — логично для человека, заканчивающего лучшую духовную академию страны. Тут-то и приходится разобраться в происхождении: сначала он говорит, что он сын священника, а на следующий день признается, что из крестьян. Паспорт, выданный ему при отъезде с родины, он «потерял». И это происходит в Московской синодальной конторе, части Синода, «правительства» русской церкви. Контора, как ни в чем не бывало, рекомендует Заиконоспасскому монастырю рукоположить Ломоносова… Никто и ухом не ведет насчет лжи Ломоносова о своем происхождении и того, что у него вообще нет никаких документов — а он живет в Москве уже три года!
Был ли Ломоносов рукоположен? Неизвестно. Когда в следующем же году ректор Академии приказывает ему ехать в качестве священника в Карелию, он «отозвался» (не для того Михайло уехал с Севера, чтобы возвращаться!) Вот так вот, запросто отказался от приказа ректора. Но уже в ноябре 1735 ректор отправляет Ломоносова учиться в Петербургскую Академию наук.
Знаменитые произведения Агнии Барто
Поэтесса пишет много, но сборники её стихов никогда не пылятся на полках книжных магазинов: ни тогда, ни сейчас.
Наши бабушки и дедушки, наверняка, помнят замечательные детские стихи и самые знаменитые произведения поэтессы. Это стихи из сборников: “Братишки”, “Мальчик наоборот”, “Игрушки”, “Снегирь”.
Особенно приглянулись, совсем ещё малышам, стихи из сборника “Игрушки”: про зайку, брошенного хозяйкой под дождём, про бычка, который вот-вот упадёт, про Таню, которая громко плачет…
Барто написала целый ряд сценариев, по которым были сняты известные и по сей день любимые фильмы. Список этих фильмов многим хорошо знаком: “Подкидыш”, “Алёша Птицын вырабатывает характер” и “10 тысяч мальчиков”.
Барто дружила и работала с режиссёром Ильёй Фрезом. Кстати, сюжет стихотворения “Верёвочка” был использован Фрезом при съёмках фильма “Слон и верёвочка”.
В конце семидесятых годов состоялась презентация автобиографической книги Барто “Записки детского поэта”. Поклонникам и почитателям творчества поэтессы будет и сегодня интересно почитать эту книгу. В ней объединены дневниковые рассказы и записи. Все составлено таким образом, чтобы не утомить читателя и не нагнать на него скуку.
Дети Софьи Алексеевны
Все внуки Елены Михайловны были детьми известного героя Отечественной войны генерала Раевского, за которого в 1794 году вышла замуж С. А. Константинова. Всего она родила двух сыновей и 5 дочерей:
- Александра (1795-1868), дослужившегося до звания полковника.
- Екатерину (1797-1885, супругу декабриста М. Ф. Орлова, фрейлина).
- Николая (1801-1843, основателя Новороссийска и ряда крепостей на Северном Кавказе).
- Софью (ок. 1802), умершую нескольких месяцев от роду.
- Елену (1803-1852, фрейлину при дворе Николая Второго).
- Марию (1805-1863, супругу С. Г. Волконского).
- Софью (1806-1883, фрейлину).
Оба внука Елены Ломоносовой стали военными и отличились в годы Отечественной войны. Не менее интересная судьба ожидала и правнучку великого ученого — Марию. Она не только стала одной из муз Александра Сергеевича Пушкина, но и явила миру образец безграничной супружеской верности и преданности, последовав на каторгу за супругом — Сергеем Волконским. Кстати, ее сестра Екатерина Николаевна также была замужем за одним из участников Восстания декабристов и лучшие годы жизни провела в ссылке.
Теперь вы знаете, какую жизнь прожила Елена Михайловна Ломоносова. Семья великого ученого вела скромную жизнь, поэтому о ней известно немного. Однако нельзя отрицать, что именно надежный тыл, который обеспечили ему Екатерина Андреевна и Елена Михайловна, позволил М. В. Ломоносову стать величайшим светилом российской науки.
«На берегах Ледовитого моря…»
Михаил Васильевич Ломоносов был человеком, который, пользуясь современным выражением, сделал себя сам. Его отец, поморский крестьянин Василий Дорофеевич, занимался рыбным промыслом. Нельзя сказать, что он был богатым человеком, но и бедным его не назовешь.
У Ломоносова было трудное детство. Когда ему было 9 лет, умерла мать. Отец привел в дом мачеху, отношения с которой у мальчика не сложились: она постоянно высмеивала привычку Михаила читать книги, а его любовь к знаниям и вовсе считала глупостью. Отец, как позднее писал сам Ломоносов, был добрым, но слабым человеком. Он не мог заступиться за сына, хотя тот был у него единственным.
Юный Ломоносов на пути в Москву. (polzam.ru)
Сложившаяся ситуация не позволяла Михаилу дольше оставаться в родительском доме. Ему нужно было куда-то бежать. В то же время у него, 19-летнего молодого человека, с отрочества были огромная тяга к знаниям и грандиозное чувство любознательности. Он прочитал все книги, которые нашел в родной деревне, добрался до библиотеки Холмогорской епархии. Изучил все. И тогда знающие люди подсказали ему, что если он действительно хочет учиться, то в России для этого есть только три места — Москва, Петербург и Киев. Ломоносов выбрал Москву.