Песни Марка Бернеса
Почти в каждой картине, где снимался Бернес, он пел песни, делал это всегда просто и задушевно. После выхода фильмов на экраны музыкальные композиции в исполнении Марка Наумовича крутили на радио, выпускали на грампластинках.
Особенно долгим и плодотворным было его сотрудничество с композиторами Н. Богословским, Я. Френкелем, О. Фельцманом, М. Блантером. Они создали ряд шедевров, которые до сих пор пользуются популярностью:
- «Любимый город»;
- «Журавли»;
- «Тёмная ночь»;
- «С чего начинается Родина»;
- «Шаланды, полные кефали»;
- «Хотят ли русские войны»;
- «Спят курганы тёмные»;
- «Огромное небо»;
- «Когда поёт далёкий друг»;
- «Враги сожгли родную хату»;
- «Течёт река Волга».
Марк Наумович много гастролировал с концертами по социалистическим странам, выступал также на английском телевидении и везде получал восторженные отзывы.
События биографии
- В Москве Марк устроился статистом сразу в Малый и Большой театры, а в начале 1930-х гг. он уже исполнял небольшие роли в постановках.
- В 1935 г. началась кинокарьера Бернеса. Сначала он снимался в эпизодических и второстепенных ролях («Заключённые», «Шахтёры», «Старая крепость»).
- Первой заметной работой в кино стала роль Кости Жигилёва в фильме 1938 г. «Человек с ружьём», за которую артист получил орден «Знак почёта».
- В 1939 г. Бернес снялся в картине «Истребители», исполнив одну из главных ролей.
- В том же году был снят фильм «Большая жизнь», в котором актёр сыграл горного инженера Бориса Петухова.
- В 1942 г. он исполнил одну из главных ролей в фильме «Дорога к звёздам».
В фильме «Дорога к звёздам» (1942)
- Известность Бернеса росла. Наибольшую славу ему принёс фильм Леонида Лукова «Два бойца», выпущенный в 1943 г. В нём артист исполнил песни «Тёмная ночь» и «Шаланды, полные кефали», ставшие невероятно популярными в народе. За этот фильм Марк Наумович был награждён орденом Красной Звезды.
- С этого времени он стал не только актёром, но и певцом. Песни в его исполнении ставили на радио, выпускали на пластинках. Вскоре артист дал свой первый эстрадный концерт в свердловском Доме офицеров, а затем отправился в гастрольный тур по Уралу.
- В 1944 г. сыграл Козырева в фильме-повести «Большая земля».
- В 1945 г. Марк снялся в картине «Великий перелом» в роли шофёра Минутки. Этот фильм получил Гран-при первого Каннского международного кинофестиваля в 1946 г.
- С конца 40-х гг. Бернес в качестве певца начал выступать в Москве. Он продолжал сниматься в кино, но эстрада занимала все больше времени. Певец сотрудничал с поэтами и композиторами, писавшими песни специально для него. Он предъявлял высокие требования к стихам и музыке, заставлял авторов учитывать свои пожелания, от чего песни, в конечном итоге, только выигрывали.
- В фильме «Большая жизнь. Вторая серия» Бернес исполнил 2 песни: «Наша жизнь» и «Три года ты мне снилась».
- Следующим фильмом в копилке актёра стал «Третий удар» 1948 г. режиссёра Игоря Савченко.
- В 1950 г. вышел фильм «Далеко от Москвы», в котором артист блестяще исполнил роль сварщика Умары-Магомета, человека с непростой судьбой. За эту работу Бернес был удостоен Сталинской премии I степени.
В фильме «Далеко от Москвы» (1950)
- В том же году актёр сыграл Емельянова в фильме «В степи». В ленту вошла песня «Дорожная» в исполнении Бернеса.
- В 1952 г. был выпущен фильм «Максимка», где актёр сыграл корабельного врача.
- В 1953 г. Марк Наумович стал членом КПСС.
- В 1954 г. вышел героико-приключенческий фильм «Школа мужества» с Бернесом в главной роли, ставший одним из лидеров советского проката.
- В 1956 г. состоялась премьера фильма «Они были первыми», в котором актёр сыграл секретаря райкома партии Родионова.
- В том же году актёр снялся в детективе Анатолия Рыбакова «Дело №306».
- Также в 1956 г. Марку Наумовичу было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР.
- В следующем году вышла детективная лента Владимира Сухобокова «Ночной патруль», где Бернесу также досталась одна из главных ролей. В картине прозвучала «Песня о родине» в исполнении актёра.
- Также в 1957 г. артист снялся в чехословацко-советском детском фильме «Удивительное воскресенье».
- В 1958 г. в репертуаре певца появилась песня «Я люблю тебя, жизнь», написанная специально для Бернеса Константином Ваншенкиным (стихи) и Эдуардом Колмановским (музыка).
- В сентябре 1958 г. на певца обрушились с критикой две крупнейшие советские газеты «Правда» и «Комсомольская правда». В статьях артиста обвиняли в пошлости и звёздной болезни, началась настоящая травля. Ему перестали предлагать роли в кино, участие в концертах, не выпускали его пластинки.
- Но в 1960 г. голос Бернеса вновь стал звучать на радио и на сцене.
- В том же году певец впервые исполнил песню «Враги сожгли родную хату» (музыка М. Блантера, стихи М. Исаковского), и она обрела широкую популярность.
- В 1961 г. актёра снова пригласили на съёмки. Он сыграл небольшую комическую роль в фильме «Чёртова дюжина» режиссёра Павла Арманда.
- После этого артист вернулся к нормальной творческой жизни – снимался в кино, ездил с гастролями по стране и за границу (Польшу, Югославию, Чехославакию, Румынию, Болгарию).
- В 1965 г. получил звание Народного артиста РСФСР.
- В фильме 1966 г. «Я родом из детства» Бернес исполнил песню Владимира Высоцкого «На братских могилах».
- В 1967 г. актёр снялся в трагикомедии «Женя, Женечка и «катюша» в роли полковника Караваева. Его роль была озвучена Григорием Гаем.
- В 1968 г. в сериале «Щит и меч» прозвучала песня Бернеса «С чего начинается Родина».
- В 1969 г. артист записал свою последнюю песню «Журавли».
- 16 августа 1969 г. в возрасте 57 лет Марк Наумович Бернес скончался от рака лёгких.
Личная жизнь актёра
Первая супруга артиста – Паола (Полина) Семёновна Линецкая, работала в театре Корша. Когда молодые люди познакомились, она была замужем за инженером. Женщина выбрала Марка Наумовича, и в 1932 г. пара зарегистрировала отношения. В 1954 г. в этом браке родилась дочь – Наташа. Впоследствии она окончила Институт восточных языков, сейчас живёт в США.
Артист с дочерью Наташей
Полина умерла через 2 года после рождения девочки от онкологии. Для Бернеса это стало сильным ударом. Он очень любил супругу, но за 2 месяца, которые она болела, ни разу её не навестил. До этого в семье Марка от рака умерли сестра и отец, артист опасался, что тоже может подхватить заразное заболевание. Он велел домработнице разделить дом на 2 части, поделил вещи. Переубедить Бернеса, что онкология не передаётся воздушно-капельным путём не смог никто.
Вторую жену – Лилию Бодрову, Марк увидел 1 сентября 1960 г. В первую же их встречу он решил, что отобьёт её у мужа. Они привели детей в 1 класс: Бернес дочь Наталью, женщина – сына Жана. Дети быстро подружились, что впоследствии сблизило их родителей.
С Лилией Бодровой он был счастлив
Артист с детьми
Уже через 2 месяца Лилия, которая была на 17 лет моложе артиста, забрав сына, ушла от мужа – известного фотокорреспондента издания «Пари-матч» к Марку. Ей надоели его постоянные романы на стороне. С той поры они не расставались. Бодрова вела концерты певца. Бернес усыновил Жана. После окончания школы он поступил на операторский факультет ВГИКа, сейчас живёт в Москве.
Леонид Осипович Утесов —Лазарь (Лейзер) Иосифович Вайсбейн
Леонид Утесов (1895 — 1982) — русский и советский эстрадный артист — певец, чтец, дирижёр, руководитель оркестра, конферансье, актёр; народный артист СССР (1965). К слову, Утесов был первым из артистов эстрады удостоенным этого звания. Помимо ролей в кино он исполнял песни в различных жанрах — от джаза до городского романса.
Лазарь Вайсбейн родился в Одессе в 1895 году в многодетной еврейской семье. Он с юных лет принимал участие в самодеятельных постановках, играл в оркестре, выступал с гимнастическими номерами в цирке.В 1911 году одесский артист Ефим Скавронский пригласил парня в свою миниатюру «У разбитого зеркала». Но при этом поставил условие: «Никаких Вайсбейнов!» По его мнению фамилия Вайсбейн была неподходящей для молодого комедианта.
Леонид Утесов (1895 — 1982) — русский и советский эстрадный артист и актер кино.
Это неожиданное условие не удивило меня — тогда люди нередко, приходя на сцену или в литературу, брали красивые и романтичные имена. Как же я хочу называться? Да уж как-нибудь красиво и возвышенно. …я решил взять себе такую фамилию, какой никогда ещё ни у кого не было, то есть просто изобрести новую. Естественно, что все мои мысли вертелись около возвышенности. Я бы охотно стал Скаловым, но в Одессе уже был актёр Скалов. Тогда, может быть, стать Горским? Но был в Одессе и Горский. Были и Горев и Горин — чего только не было в Одессе! Но, кроме гор и скал, должны же быть в природе какие-нибудь другие возвышенности. Холм, например. Может быть, сделаться Холмским или Холмовым. Нет, в этом есть что-то грустное, кладбищенское — могильный холм… «Что же есть на земле ещё выдающееся? — мучительно думал я, стоя на Ланжероне и глядя на утёс с рыбачьей хижиной. — Боже мой, — подумал я, — утёсы, есть же ещё утёсы!»
Леонид Утесов за свою артистическую карьеру действительно добился огромных высот в творчестве, стал Народным артистом СССР и РСФСР, создал первый джазовый оркестр в стране и прославился ролями в кино. В 1917 году в Одессе впервые снялся в кинофильме, исполнив роль адвоката Зарудного в фильме «Жизнь и смерть лейтенанта Шмидта», который был выпущен на экраны страны летом в том же году.
В 1920-х годах выступал со спектаклями, в которых исполнял драматические и буффонно-комические роли, гимнастические номера, играл на гитаре и скрипке, дирижировал хором и оркестром. Продолжалась и его кинематографическая карьера. В 1934 году вышел на экраны кинофильм «Весёлые ребята» с участием Утесова в главной роли. Фильмография актера небольшая, зато песенный репертуар очень широк — от джазовых композиций до городских романсов.
В годы войны Леонид Утёсов часто раз ездил на фронт и выступал перед бойцами. Неоднократно во время таких поездок он попадал под бомбёжки. 5-му гвардейскому истребительному авиаполку были подарены два самолёта Ла-5Ф, построенные на средства, собранные музыкантами утёсовского оркестра. Эти самолёты носили название «Весёлые ребята». Артиста не стало в 86 лет.
Детство и семья актёра
Бернес Марк (настоящее имя – Менахем-Ман Неухович Нейман) родился 8 октября 1911 г. в украинском городе Нежин Черниговской области. По национальности он еврей.
Мама – Фрума-Махля Липовна, нигде не работала, вела домашнее хозяйство. Отец – Наум Самойлович, трудился на предприятии по сбору вторсырья. В их доме всегда звучала музыка, родители приобщали сына к искусству с младых ногтей.
В 1916 г. Нейманы сменили место жительства на город Харьков, где и прошли детство и юность Марка. В 7 лет мальчик пошёл в школу, по окончании направил свои стопы в театральный техникум. Родители же отправляли его овладевать профессией бухгалтера.
Параллельно с обучением в техникуме, Марк устроился статистом в харьковский театр «Муссури». В скором времени у него появился шанс выступить вместо заболевшего артиста. Псевдоним Бернес был придуман молодым артистом именно тогда.
Парень вложился на сцене так, что режиссёр Николай Синельников его даже похвалил. С того дня Марку изредка перепадали небольшие роли в постановках.
Когда молодому артисту исполнилось 17 лет, получив свидетельство об окончании театральных курсов, Бернес отправился в Москву. Здесь для него открылись совсем другие горизонты. Марка одновременно приняли статистом в Большой и Малый театры. Он был рад и такой работе. Через некоторое время режиссёры начали выделять талантливого артиста из толпы, стали доверять небольшие роли. Актёра Николая Радина парень считал своим учителем.
Иннокентий Михайлович Смоктуновский —Иннокентий Михайлович Смоктунович
Иннокентий Смоктуновский (1925 — 1994) — советский и российский актёр театра и кино, мастер художественного слова (чтец). Иннокентий родился в деревне Татьяновка, Томской губернии в семье Михаила Петровича Смоктуновича (1899—1942) и Анны Акимовны Махневой (1902—1985). Был вторым из шестерых детей. В детстве его с братом отдали на воспитание тетке — мать с отцом не могли прокормить всех. будущий актер рос озорным, но при этом способным ребенком. С уроков он сбегал в театр, где играл в массовке. Школу Иннокентий не закончил. Родители хотели отправить его на курсы фельдшеров, но Смоктуновский в очередной раз проявил характер — пошел учиться в техникум на киномеханика.
Существует версия, что Смоктуновичи (польск. Smoktunowicz) происходят из древнего рода волынских шляхтичей, сосланных в Сибирь за участие в восстании 1863 года. Однако, по свидетельству самого актёра, его прадед не был ни дворянином, ни поляком, и сам он по крови белорус. В одном из интервью рассказывал о своём прадеде Николае Смоктуновиче (белор. Смактуновіч): «Он служил егерем в Беловежской пуще и в 1861 году убил зубра. Кто-то «настучал», и его сослали в Сибирь — вместе со всей семьёй».
В 1929—1930-х годах отец и дед были раскулачены и подверглись репрессиям. Дед по матери, купец Аким Степанович Махнёв был торговцем. Его раскулачили, арестовали в 1930 году, осудили на на 10 лет и тут же расстреляли. Акима Махнёва реабилитировали только в 1989 году. Отец актёра был мельником. Его также раскулачили, осудили на год лишения свободы и три года высылки за «эксплуатацию рабочей силы» и продажу хлеба по завышенной цене. Дядя актёра, Григорий Петрович Смоктунович, был расстрелян в 1937 году по «делу о создании кадетско-монархистской организации».
Библиографы, занимавшиеся исследованием жизни актёра, уверены, что именно по этой причине Иннокентий Михайлович сменил фамилию во время войны. «С таким фактом в биографии он не попал бы ни в один московский театр, не сыграл бы ни Ленина, ни Гамлета и не попал бы в кино…». Сам же актёр говорил, что сменил фамилию из-за её неблагозвучности.
Как Бернес испугался
В 1954 году Паола родила Бернесу дочку. Они были счастливы, хотя Марк время от времени и огорчал жену — что он мог поделать со своим неимоверным обаянием, сводившим женщин с ума?! Однажды приятель спросил Бернеса: «Вот ты приходишь домой утром — похмельный, весь в помаде. Что говоришь Паоле?» Бернес ответил: «Я говорю: «Здравствуй!» Остальное говорит она».
И тем не менее, он любил Паолу и, когда случилась беда, испытал шок. Паола заболела, когда маленькой Наташе ещё не исполнилось трёх лет. Диагноз прозвучал как приговор — рак. Через два месяца она умерла. Поразительно, но Бернес не простился с Паолой, он вообще ни разу не навестил её в больнице. Он… безумно испугался, в первый и в последний раз в жизни. Причём не столько за жену, сколько за самого себя. Он так боялся подхватить смертельно опасную болезнь, что заставил домработницу перемыть в квартире всё, к чему могла прикоснуться Паола.
Друзья были шокированы, говорили, что Бернес сломался… Но однажды пережитый страх, как ни странно, заставил его стать ещё более бесшабашным. Он словно хотел что-то кому-то доказать. В 1958 году он отбил молоденькую актрису Изольду Извицкую, на которую положил глаз сам Алексей Аджубей, могущественный главный редактор «Комсомольской правды», зять Хрущёва. Аджубей затаил обиду, и случай расквитаться с соперником вскоре представился.
Однажды Бернес и Извицкая мчались на его «Волге» по площади Дзержинского. На «красный» останавливаться не стали, постовой милиционер засвистел, но Бернес только прибавил газу. Тогда милиционер бросился наперерез машине! Дальше события развивались, как в приключенческой ленте: постовой запрыгнул на капот «Волги», а Бернес вместо того, чтобы ударить по тормозам, продолжал кружить вокруг памятника «железному Феликсу»… Когда начальство узнало, что в происшествии замешан не кто-нибудь, а сам Бернес, дело положили «под сукно», но протокол на всякий случай не уничтожили. Через несколько недель на концерте, посвящённом закрытию съезда комсомола, Бернес исполнил две песни, но на бис петь не стал (в «Москонцерте» его предупреждали о строгом регламенте — две песни, значит, две). В зале сидел Хрущёв. «Не может спеть народу лишнюю песню, — хмуро проворчал он. — Зазнался!» Аджубей, сопровождавший тестя на концерт, понял: пора! Вскоре в «Правде» появилась статья «Пошлость на эстраде» — Бернеса упрекали в «дурном музыкальном вкусе» и пении с использованием микрофона — без голоса, а туда же! А следом «Комсомолка» опубликовала фельетон «Звезда на «Волге» — о том, как зазнавшийся артист едва не задавил милиционера. После выхода статьи протокол происшествия на площади Дзержинского был извлечён на свет, на Бернеса было заведено уголовное дело. Все могло кончиться судом, но помогли многочисленные связи — дело удалось замять.
Бернеса оставили в покое, но вокруг образовалась тишина: его перестали приглашать сниматься, начались проблемы с концертами. Спустя несколько лет Аджубей извинился перед ним за всю эту историю, но в кино Бернес уже так и не вернулся. Единственную роль — в фильме Владимира Мотыля по сценарию Булата Окуджавы «Женя, Женечка и «катюша» — он сыграл в 1966 году. Окуджава писал специально для него, в сценарии так и значилось: полковник, похожий на Бернеса…
https://youtube.com/watch?v=kptjco_j9mM
«Песенка военного шофёра» в исполнении Бернеса
Фильмы и песни
Кинематографическая и музыкальная биография Марка Бернеса развивалась параллельно. На большом экране его впервые увидели в пропагандисткой драме «Заключенные» (1936), где ему досталась эпизодическая роль.
Уже через пару лет Бернесу доверили заметную роль в революционной ленте «Человек с ружьем». В 1939 г. он сыграл ключевых персонажей в драмах «Истребители» и «Большая жизнь». Любопытно, что именно в «Большой жизни» впервые прозвучала легендарная песня «Спят курганы темные».
Советскому зрителю пришлось по душе природное обаяние и чувство юмора Марка Бернеса. Особенную популярность актер получил в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). В 1943 г. состоялась премьера военной ленты «Два бойца».
Марк Бернес в фильме «Два бойца»
В этом фильме Бернес не только сыграл главную роль, но и стал исполнителем песен «Шаланды полные кефали» и «Темная ночь». Эти композиции в кратчайшие сроки приобрели всесоюзное признание, став классикой советской эстрады.
Стоит заметить, что Марк не обладал какими-либо выдающимися вокальными данными, но его задушевное и сердечное исполнение цепляло сердце каждого соотечественника артиста. Именно по «Темной ночи» сегодня многие люди знают и помнят Бернеса.
В послевоенные годы мужчина снялся в таких знаковых кинолентах, как «Большая жизнь», «Третий удар», «Максимка», «Дело № 306» и др. В 1957 г. зрители увидели Марка в детективе «Ночной патруль», в котором он исполнил «Песню о Родине».
В 60-е годы наиболее знаковыми картинами с участием Бернеса стали «Это случилось в милиции» и «Женя, Женечка и „катюша“». Стоит заметить, что в 1966 г. для киноповести «Я родом из детства» были использованы песни Владимира Высоцкого, 2 из которых исполнил автор, а все остальные – Марк Наумович.
За годы творческой биографии Бернес снялся в более 40 фильмах, во многих из которых звучали композиции в его исполнении. При этом в его песенный репертуар входило свыше 80 работ
Важно отметить, что он был требовательным к качеству текстов и музыки, вследствие чего долго и придирчиво сотрудничал с поэтами и композиторами
Около половины песен Марка Бернеса, были написаны по его заказу или при его непосредственном участии. Помимо уже перечисленных композиций, наиболее знаменитыми его шлягерами считаются «Любимый город», «Путь-дорожка фронтовая», «Я люблю тебя, жизнь», «Враги сожгли родную хату», «С чего начинается Родина» и др.
И все же, в творческой биографии Бернеса не всегда все шло гладко. Весной 1958 г. он участвовал в концерте, на котором присутствовали Никита Хрущев и его зять Алексей Аджубей. Марк должен был исполнить только 2 песни, поскольку того требовал установленный регламент.
Однако публика не хотела отпускать артиста так быстро, поэтому требовала продолжения выступления. Бернес не стал самовольничать и больше не вышел на сцену. Такое поведение Аджубей расценил так, что Марк просто «зазвездился», о чем сказал Хрущеву.
В результате, советский лидер дал отмашку, и вскоре на Бернеса началась травля. Это привело к тому, что в прессе его постоянно упрекали за те или иные огрехи, а радио и телекомпании отказывали ему в сотрудничестве. Одновременно с этим черная полоса началась и в личной биографии певца.
От рака скончалась его супруга, оставив Марка с маленькой дочкой на руках. От всего случившегося он пережил инфаркт. Только в 1960 г. настала «оттепель», вследствие чего его песни снова начали транслироваться по радио.
Через год режиссер Павел Арманд пошел на риск, предложив Марку Бернесу сняться в его киноленте «Чертова дюжина». После этого артист неоднократно отправлялся в крупные гастроли не только по СССР, но и за границей, где ему также оказывался теплый прием.
Детство и семья актёра
Бернес Марк (настоящее имя – Менахем-Ман Неухович Нейман) родился 8 октября 1911 г. в украинском городе Нежин Черниговской области. По национальности он еврей.
Мама – Фрума-Махля Липовна, нигде не работала, вела домашнее хозяйство. Отец – Наум Самойлович, трудился на предприятии по сбору вторсырья. В их доме всегда звучала музыка, родители приобщали сына к искусству с младых ногтей.
В 1916 г. Нейманы сменили место жительства на город Харьков, где и прошли детство и юность Марка. В 7 лет мальчик пошёл в школу, по окончании направил свои стопы в театральный техникум. Родители же отправляли его овладевать профессией бухгалтера.
Параллельно с обучением в техникуме, Марк устроился статистом в харьковский театр «Муссури». В скором времени у него появился шанс выступить вместо заболевшего артиста. Псевдоним Бернес был придуман молодым артистом именно тогда.
Парень вложился на сцене так, что режиссёр Николай Синельников его даже похвалил. С того дня Марку изредка перепадали небольшие роли в постановках.
Когда молодому артисту исполнилось 17 лет, получив свидетельство об окончании театральных курсов, Бернес отправился в Москву. Здесь для него открылись совсем другие горизонты. Марка одновременно приняли статистом в Большой и Малый театры. Он был рад и такой работе. Через некоторое время режиссёры начали выделять талантливого артиста из толпы, стали доверять небольшие роли. Актёра Николая Радина парень считал своим учителем.
Детство музыканта Марк Бернес
Певец родился 8 октября 1911 года в городе Нежин (Черниговской губернии) в семье евреев. Его отец работал на приёме сырья, готовящегося к утилизации, а мать занималась семьёй и домашним хозяйством. Несмотря на то, что родители мальчика были далеки от искусства, в том числе и от музыки, он рос среди постоянно звучавших песен и мелодий. Благодаря этому он довольно рано начал интересоваться эстрадой. Родители будущего певца заметили его наклонности и поняли, что у сына есть все шансы стать музыкантом.
Марк Бернес: Биография артиста
Школу Марк оканчивал в Харькове, где проживал примерно с 5 лет. Окончив семь классов, он поступил в театральное училище. В этом возрасте началась и актёрская деятельность — Бернес выступал в местном театре. Он начал работать на должности статиста, которая досталась ему нелегко. Парню ещё пришлось уговаривать руководителя взять его на работу.
Через некоторое время один из актёров заболел перед спектаклем. Режиссёру не оставалась ничего другого, как выпустить на сцену статиста. Старания Марка оказались ненапрасными — его игра была по достоинству оценена режиссёром. Юноша решил стать актёром и взял свой знаменитый псевдоним.
Марк Бернес: Биография артиста
В 18 лет молодой человек уехал из Харькова. На пути была Москва со всем её театральным многообразием. Марк попал на штатную должность сразу двух знаменитых театров — Большого и Малого. Однако он попал не в труппу, а стал статистом. Юношу это не расстраивало. Не понаслышке зная об этих театрах, он был счастлив, что работает здесь. Через несколько лет парню начали предлагать небольшие роли. Марк постепенно влился в театральную жизнь Москвы.
Память об актёре
О том, что Марка Наумовича помнят и любят, говорят следующие факты:
- в 1978 г. его именем назвали маленькую планету – 3038 Bernes;
- на доме, в котором последние годы жил артист, установили мемориальную доску в 1996 г.;
- по случаю 100 летнего юбилея со дня рождения певца в 2011 г., на доме, в котором Бернес родился, появилась обновлённая мемориальная доска;
- в 2011 г. открыт бронзовый памятник артисту. Но в Театральном сквере он простоял немного, в 2021 г. монумент был украден. Через день памятник нашли, но отбитыми частями;
- в 2015 г. в Харькове, решением городского совета, улица Щорса была переименована в честь Бернеса.
Именем Марка Наумовича названа одна из улиц Краматорска.
Марк Бернес. Я люблю тебя, жизнь…
Марк Наумович Бернес (Отто Нейман) — советский актёр кино и исполнитель песен. Народный артист РСФСР. Родился 8 октября (25 сентября) 1911 года в Нежине, Черниговской губернии, Российской империи (ныне Черниговская область, Украина) в семье старьёвщика. Когда Марку было 5 лет, семья переехала в Харьков. Там он закончил среднюю школу и родители его отправили учиться на бухгалтера в Харьковское торгово-промышленное училище. Однако никакого желания заниматься счетоводством у Марка не было. Он мечтал о сцене. Впервые он попал в театр в 15 лет и с тех пор заболел им на всю жизнь. Чтобы быть к нему поближе, он нанимался в бригаду расклейщиков афиш, а через некоторое время, работал зазывалой, напялив на себя афишу, приглашал «добропорядочных» граждан посетить театр. Между тем, страсть своего опрыска к театру родители Бернеса категорически не одобряли. И тогда, в возрасте 17-ти лет, он сбежал от них в Москву. В столице он несколько дней жил на Курсокм вокзале, а днём обивал пороги столичных театров, соглашаясь на любую работу. И его взяли в массовку Малого театра. Одновременно он успел записаться и в массовку Большого театра. В феврале 1930 года Бернес подал заявление в Московский драматический театр и получил положительный ответ. Он стал актёром вспомогательного состава. И уже через 11 месяцев, в январе 1931 года его зачислили актёром в основной состав. Однако роли в спектаклях ему доставались небольшие: за три года их было всего пять. Своего угла в Москве Бернес долгое время не имел, поэтому первые несколько месяцев ему приходилось жить в крохотной гримёрной. А когда в доме напротив театра в Петровском переулке надстроили этаж, то одну из его комнат отдали молодому актёру. В начале 1933 года он перешёл работать в Театр революции. В середине 1930-х годов он женился на молодой девушке, которую звали Полина Линецкая. Именно она стала прививать Бернесу интерес к литературе, заразила его чтением. С 1935 года работал только в кино. А после небольшой роли красноармейца в Фильме Юткевича «Человек с ружьём», 26-летний Марк Бернес стал знаменит. В 1938 году успех Бернеса в мире кино закрепляется фильмом «Истребители», а песня «Любимый город», которую исполняет герой Бернеса, тут же становится шлягером. Свою вторую, и как оказалось, последнюю главную роль в кино Бернес сыграл во время войны — роль Аркадия Дзюбина в фильме Леонида Лукова «Два бойца». Однако съёмки в этой картине были для актёра отнюдь не лёгкими. Этот фильм стал вершиной популярности Бернеса. За исполнение главной роли правительство наградило его орденом Красной Звезды, а жители Одессы присвоили Бернесу звание «Почётный житель города». В 1952 году Бернес вступил в партию. В 1954 году в семье актёра произошло радостное событие — у них с Полиной Семёновной родилась дочь, которую назвали Наташей. Однако радость длилась недолго, через два года Полина Семёновна умерла от рака. Отличаясь крайней мнительностью, он считал, что может заразиться, и перестал навещать жену в больнице. Полина Семёновна умерла, так и не увидев перед смертью мужа. Однако эта смерть настолько потрясла Бернеса, что в течение нескольких месяцев он не мог прийти в себя. Но рядом были друзья, а главное, работа… В начале 1960-х годов серьёзные изменения произошли и в личной жизни артиста. 1 сентября 1960 года Бернес повёл свою дочь Наташу в первый класс 2-й французской спецшколы в Банном переулке. В эту же школу привели своего сына Жана фотокорреспондент журнала «Пари-матч» и его 31-летняя жена Лилия Михайловна Бодрова. Бернес, увидев Бодрову, влюбился в неё с первого взгляда. Судьбе было угодно, чтобы их дети сели за одну парту, что вскоре сблизило Бернеса и Бодрову. И в ноябре того же года Лилия Михайловна ушла от мужа и переехала в двухкомнатную квартиру Бернеса на Сухаревской. Она вспоминала: «Марк оформил меня на работу. С тех пор я вела все его концерты. Мы не расставались ни на минуту…» В июне 1969 года Бернесу стало плохо. Врачи, обследовавшие его, предположили, что у него инфекционный радикулит. Однако, при более тщательном обследовании, был поставлен страшный диагноз неоперабельный рак лёгких. Артист был обречён. 8 июля 1969 года будучи тяжело больным, артист с одного дубля записал песню «Журавли» Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева. Марк Бернес скончался в субботу 16 августа 1969 года на 58-м году жизни в Москве. А в понедельник готовился к выходу Указ о присвоении ему звания «Народный артист СССР». И так как посмертно этого звания в СССР не давали, то указ был положен «под сукно»… Похоронен актёр на Новодевичьем кладбище Москвы. Марк Бернес — выдающийся исполнитель песен советских композиторов на эстраде, радио и телевидении. Обладал запоминающимся, особым, душевным тембром голоса.
Литература
- Хандрос Л. Марк Бернес. — М.: Искусство, 1955. — 72 с.
- Юткевич С. Марк Бернес. — М.: Бюро пропаганды советского киноискусства, 1962. — 10 с.
- Френкель Я. Честь певца // Советская эстрада и цирк. — 1974. — № 1. — С. 3—5.
- Рыбак Л. А. Марк Бернес. — М.: Искусство, 1976. — 168, с. — (Мастера советского театра и кино). — 25 000 экз.
- Смирнова Н. И. Марк Бернес // Певцы советской эстрады / Сост.: Л. Булгак. — М., 1977. — С. 65—81.
- Марк Бернес. Статьи. Воспоминания о М. Н. Бернесе / Сост.: Л. М. Бернес-Бодрова. Вступительная статья и общая редакция Н. И. Смирновой. — М., 1980.
- Скороходов Г. А. Костя Жигулёв и другие //Скороходов Г. Звёзды советской эстрады. — М., 1982. — С. 70—79; 2-е изд. — М., 1986. — С. 89—99.
- Макаров А. С. Марк Бернес. — М.: Олимп, 1999. — 64 с.: илл.
- Марк Бернес в воспоминаниях современников / Составление, предисловие и комментарии К. В. Шилова. — М., Молодая гвардия: 2005.
- Крымова Н. А. «Куда ж теперь идти солдату?..» //Крымова Н. Имена. Избранное в 3 книгах. Книга 3. 1987—1999. — М.: Трилистник, 2005. — С. 222—242.
- Шестернёв В. М. Он пел сердцем и душой. Встречи с Марком Бернесом // Музыка. Песня. Грампластинка. Сборник памяти филофониста Валерия Франченко. — М., 2006. — С. 182—195.
- Шемета Л. П. Марк Бернес в песнях. — Киев, 2008.
- Парфёнов Лев. Марк Бернес. // Актёрская энциклопедия. Кино России. Вып. 2. Составитель Лев Парфёнов. (Научно-исследовательский институт киноискусства). — М., 2008. — С. 18—22.
- Рудницкий М. Л. Свой голос. Портрет Марка Бернеса // Искусство кино. — 2011. — № 11. — С. 76—85.
Фильмы и песни
Кинематографическая биография Марка Бернеса началась в середине 1930-х. Эпизоды сменились ролями второго плана, затем последовали ключевые образы. «Человек с ружьём», «Большая жизнь», «Истребители» – эти добрые старые фильмы хорошо помнят зрители старшего поколения. Игра Бернеса отличалась особой манерой и «почерком». Мягкий свет и душевная теплота «сквозили» в каждой роли артиста. Его быстро полюбили телезрители.
Марк Бернес в фильме «Большая жизнь»
Слава к этому актёру пришла вместе с его работами в военных картинах. Фильм «Два бойца» открыл для зрителей не только артиста, но и талантливого исполнителя задушевных песен. Здесь не было выдающегося вокала, зато его заменяла сердечность исполнения. Песня «Тёмная ночь» мгновенно стала хитом, хотя в то время вряд ли было «в ходу» такое определение. Это первая спетая Бернесом композиция, которая и сегодня занимает почётное место в копилке шлягеров советского времени. «Тёмная ночь» разделила жизнь Марка Бернеса на «до» и «после».
Последовавшая за «Тёмной ночью» песня в стиле шансон «Шаланды, полные кефали» укрепила звёздный статус исполнителя. Теперь почти каждый фильм, в котором появлялся артист, был отмечен новой песней в его исполнении. В картине «Истребители» Бернес спел хит «Любимый город», во 2-ой серии фильма «Большая жизнь» подарил зрителям и слушателям песню «Три года ты мне снилась», а в «Человеке с ружьём» поклонники артиста впервые услышали «Тучи над городом встали». Эти шлягеры впоследствии постоянно крутили по радио. Они включались в каждый концерт.
Марк Бернес в фильме «Запасной игрок»
Фильмография Марка Бернеса – это 35 картин. Наиболее популярные – «Максимка», «Женя, Женечка и «Катюша», «Запасной игрок», уже названные «Два бойца» и «Истребители».
После выхода названных картин на первый план вышла вокальная сторона таланта Бернеса. Теперь новые песни появлялись и без увязки с фильмами. Авторы жаждали работать с популярным певцом, выстраиваясь к нему в очередь со своими песнями. Марка Бернеса считали талисманом: после спетой им песни композиторы и авторы текстов мгновенно превращались в звёзд.
Марк Бернес в фильме «Два бойца»
Правда, после ближайшего знакомства поэты-песенники и композиторы понимали, почему о скверном характере Бернеса ходят легенды. Он запросто звонил ночью или под утро, требуя переделать какие-то строчки стихов. Как правило, авторы под его напором сдавались. Та же история с композиторами: Марк Наумович убеждал изменить определенные моменты в мелодии, напевая свой вариант. При этом у Бернеса не было музыкального образования, и ноты он назвал «чаинками».
Некоторых подобные требования капризного певца очень раздражали. Но со временем становилось понятно, что именно в бернесовском варианте песня получала шанс превратиться в народный хит, который пела вся страна.
В 1940-50-ые Марк Наумович – настоящая звезда. Бернеса обожали простые люди и руководство ЦК. Песни «Москвичи», «Если бы парни всей земли», «Я люблю тебя, жизнь» напевала вся страна. Звания, награды и почести буквально осыпали артиста. Но так было не всегда.
Марк Бернес в фильме «Ночной патруль»
Аджубей предположил, что Бернес «зазвездился», о чём и сообщил высокопоставленному тестю. Хрущёв дал отмашку, и вскоре на Марка Наумовича началась травля. Её открыли одновременно две центральные газеты. Постоянные нападки, несправедливые упрёки в пошлости и приступах звёздной болезни стали причиной отказа Марку Бернесу в съёмках в кино и записях на музыкальных студиях. Телефон артиста надолго замолк, некоторые коллеги отвернулись. На концерты никто не приглашал.
Беда не ходит одна. Гонения и запрет на профессию оказались не самым страшным в этот тяжелый для Марка Бернеса период. От рака умерла жена, оставив мужа с маленькой дочкой на руках. У артиста от всего пережитого случился инфаркт.
Марк Бернес в фильме «Чёртова дюжина»
К счастью, тёмная полоса закончилась в 1960-ом. Знакомый миллионам душевный голос снова зазвучал из радиоприёмников. А в 1961-ом режиссёр Павел Арманд нарушил негласный запрет на съёмки Бернеса и пригласил его в свою картину «Чёртова дюжина». В последующие годы артист получил возможность беспрепятственно гастролировать не только в СССР, но и за рубежом, где его встречали как настоящую звезду и близкого человека.