Образование и община
Агнес посещала начальную школу, управляемую монастырем, а затем государственную среднюю школу. Будучи девочкой, она пела в местном хоре Святого Сердца, и ее часто просили спеть соло. Прихожане совершали ежегодное паломничество в церковь Черной Мадонны в Летнице, и именно в одной такой поездке в возрасте 12 лет она впервые почувствовала призвание к религиозной жизни. Шесть лет спустя, в 1928 году, 18-летняя Агнес Боджахиу решила стать монахиней и отправилась в Ирландию, чтобы присоединиться к Сестрам Лорето в Дублине. Именно там она взяла имя Сестра Мария Тереза в честь Святой Терезы из Лизье.
Год спустя сестра Мария Тереза отправилась в Дарджилинг, Индия, на период новичка; в мае 1931 года она сделала свою первую профессию обетов. После этого ее отправили в Калькутту, где ей поручили преподавать в Средней школе для девочек в Сент-Мэри, школе, управляемой сестрами Лорето, и посвятили ее обучению девочек из самых бедных бенгальских семей города. Сестра Тереза научилась свободно говорить на бенгальском и хинди, преподавая географию и историю, и посвятила себя облегчению жизни девочек — бедность через образование.
24 мая 1937 года она взяла свою Заключительную профессию обетов на жизнь бедности, целомудрия и послушания. Как было принято для монахинь Лорето, она приняла титул «Мать» после принятия своих последних обетов и, таким образом, стала известна как Мать Тереза. Мать Тереза продолжала преподавать в Святой Марии, и в 1944 году она стала директором школы. Благодаря ее доброте, щедрости и неизменной приверженности к своим ученикам, она стремилась привести их к жизни в преданности Христу. «Дай мне силы, чтобы я всегда была светом их жизни, чтобы я наконец могла привести их к тебе», — написала она в молитве.
Мать Тереза Калькуттская
В Калькутте она начала преподавать в школе святой Марии для девочек. 24 мая 1937 года сестра Тереза приняла свое последнее обетование, став, как она сказала, «супругой Иисуса» на «всю вечность».С того времени ее стали называть матерью Терезой. Она продолжала преподавать в школе, вникала во все тонкости преподавания, оказывала всяческую поддержку людям, в ней нуждающимся, собирала вокруг себя единомышленников.
В 1944 году она стала директором школы. А в 1948 году на свет появляется ее самое знаменитое творение — община сестер-миссионерок любви. Путь к созданию был долгим и тернистым. 10 сентября 1946 года во время поездки на поезде из Калькутты в Дарджилинг Тереза внезапно почувствовала необычайный прилив сил и огромную, всепоглощающую любовь к Господу. В тот день (как и почему это вдруг произошло — она не могла объяснить) жажда любви и души Иисуса овладела ее сердцем, и желание насытить эту жажду стало движущей силой ее жизни. В течение нескольких месяцев Иисус являлся ей и рассказывал о том, что он хотел от нее, чтобы помочь людям, уничтожить пренебрежение бедными и обездоленными.
Почти два года испытаний прошли, прежде чем мать Тереза получила разрешение начать создавать общину. 17 августа 1948 года она впервые оделась в белое сари с голубыми краями, чтобы стать символом утешения и помощи самым бедным.21 декабря она впервые отправилась в трущобы. Она посещала семьи, мыла раны некоторых детей, ухаживала за стариками, лежащими больными на дорогах, и кормила женщин, умирающих от голода и болезней. Она начинала каждый день в Причастии с Иисусом в Евхаристии, а затем выходила с четками в руке, чтобы найти и служить ему в неугодных, нелюбимых, забытых.
Постепенно количество миссионерских домов под ее руководством росло — открывались филиалы в самых разных уголках мира — от Азии до Латинской Америки.
НАЧАЛО
Мать Тереза родилась 16 августа 1910 г. в Скопье (Югославия), в состоятельной семье албанских католиков. При крещении, 27 августа, она получила имя Гонжа-Агнесса.
Родители Гонжи были глубоко верующими людьми. Каждый вечер семья собиралась на общую молитву, регулярно участвовала в Святой Мессе. Раз в неделю мать вместе с детьми навещала в городе больных, относила нищим еду и одежду. Она хотела, чтобы её дети были чутки к человеческой нужде и учились любить своих ближних. Она часто напоминала им: «Вам повезло, вы живёте в красивом доме, у вас есть еда, одежда, вы ни в чём не испытываете нужды. Но вы не должны забывать, что множество людей испытывает голод; есть дети, которым нечего есть, нечего одеть, а когда они болеют, у них нет денег на лечение». Гонжа была лучшей ученицей в классе – всегда радостная, приветливая, готовая оказать помощь другим. Она принимала активное участие в жизни прихода, пела в хоре, играла на гитаре, писала стихи, приходская община была для неё второй семьёй. Гонжа даже думала о том, чтобы посвятить себя музыке или литературной деятельности – девушка была талантлива, её работы печатались в местной газете.
Трагическим переживанием для семьи стала внезапная смерть отца в 1919 г. Первые годы после смерти отца были для семьи очень тяжёлыми, но мать, женщина с сильной верой, умела преодолевать трудности. «Мама учила нас молиться и помогать людям, которым трудно. Даже после смерти отца мы были счастливой семьёй. Мы учились ценить молитву и труд, – вспоминала Мать Тереза. – Многие бедняки в Скопье и его окрестностях знали наш дом. Никто никогда не уходил от нас с пустыми руками. Каждый день кто-то с нами обедал, это были бедняки, люди, у которых не было ничего».
Кто такая мать Тереза
Это монахиня, которая, последовав велению сердца, отказалась от удобств и покоя жизни в общине, вместо этого купила дешевое белое сари и шагнула в трущобы Калькутты.
Тут ее ждал кошмар – зловонные грязные улицы, голодные нищие, гниющие тела, безнадежность умирающих, выброшенные на улицу оборванные дети и прочие ужасы. Первое впечатление повергло монахиню в шок, со слезами убежала она в свою обитель и обратила свой взор к Богу. Молитва матери Терезы была бесхитростной. Она просила у Всевышнего сил исполнить то, для чего Он ее предназначил. Бог ответил на горячее искреннее воззвание. Сердце монахини наполнилось решимостью, мужеством и горячей любовью ко всем обездоленным и забытым. В них она увидела Христа, буквально исполняя заветы Библии.
Вернувшись на улицу, миссионерка стала помогать бедным. Она выхлопотала у местных властей большой дом, который раньше был хлевом, вычистила его до блеска и стала приносить туда умирающих с улиц. Наркоманы, больные раком и СПИДом, прокаженные – все получили уход, приют и питание в свои последние дни. Выброшенные в мусорные ящики младенцы и никому не нужные старики также обретали здесь дом.
Мать Тереза вставала в 4 утра, готовила еду на сотни нуждающихся, обмывала, стирала, чистила. Всю эту тяжелую и монотонную работу она делала с улыбкой и безграничным терпением. Вскоре, вдохновленные ее примером, к миссионерке стали присоединяться другие монахини. Помощницы также видели свое призвание в служении беднейшим из бедных во имя Христа.
Кто такая мать Тереза? “Я – карандаш в руках Господа,” – отвечала она на этот вопрос.
Мать Тереза, Семья и молодая жизнь
Родители матери Терезы, Никола и Дранафиле Боджахшу, были албанского происхождения; ее отец был предпринимателем, который работал строительным подрядчиком и торговцем лекарствами и другими товарами. Bojaxhius были преданно католической семьей, и Никола был глубоко вовлечен в местную церковь, а также в городскую политику, как активный сторонник независимости Албании.
В 1919 году, когда Мать Тереза затем Агнес было всего восемь лет, ее отец внезапно заболел и умер. Хотя причина его смерти остается неизвестной, многие предполагают, что политические враги отравили его.
После смерти своего отца Агнес стала чрезвычайно близкой к своей матери, благочестивая и сострадательная женщина, которая привила своей дочери глубокую приверженность благотворительности. Несмотря на то, что Драна Боджахшу ни в коем случае не была богата, она открыла открытое приглашение беднякам города пообедать со своей семьей. «Дитя мое, никогда не ешь ни глотка, если не поделишься этим с другими», — советовала она своей дочери. Когда Агнес спросила, кто эти люди, которые едят вместе с ними, ее мать ответила единообразно: «Некоторые из них — наши родственники, но все они — наши люди».
Мать Тереза
Мать Тереза Калькуттская (настоящее имя Аньэза (Агнес) Гондже Бояджиу; алб. Anjezë Gonxhe Bojaxhiu, арум. Agnesa (Antigona) Gongea Boiagi). Родилась 26 августа 1910 года в Скопье — умерла 5 сентября 1997 года в Калькутте. Католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации «Сестры Миссионерки Любви», занимающейся служением бедным и больным. Лауреат Нобелевской премии мира (1979). В 2003 году причислена Католической Церковью к лику блаженных.
Агнес Гондже Бояджиу родилась 26 августа 1910 года в македонском городе Скопье в семье албанки Дранфиле и арумына (влахa) Никола, оба родителя были католиками. У неё была сестра Агата и брат Лазарь. Семья была весьма обеспеченной. Дранфиле много времени посвящала молитве и богослужениям, а также делам милосердия. Бедных радушно принимали в семье Бояджиу, кроме того Дранфиле с детьми посещала несколько бедных семей.
Никола умер при невыясненных обстоятельствах в 1919 г. Дранфиле осталась с тремя детьми, зарабатывала на жизнь шитьём, вышивкой и разной другой работой. Позже она взяла к себе шестерых сирот.
Гонджа с 12 лет стала мечтать о монашеском служении и о том, чтобы поехать в Индию и заботиться там о бедных.
В восемнадцать лет она уехала в Ирландию и там вступила в монашеский орден «Ирландские сестры Лорето». В 1931 году приняла постриг и взяла имя Тереза в честь канонизированной в 1927 году монахини-кармелитки Терезы из Лизье, известной своей добротой и милосердием.
Вскоре орден направил её в Калькутту, где около 20 лет она преподавала в женской школе святой Марии. 10 сентября 1946 года она получила разрешение от руководства ордена помогать бедным и обездоленным Калькутты, а в 1948 году основала там общину: монашескую конгрегацию «Сёстры Миссионерки Любви», деятельность которой была направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания.
С 1965 года деятельность монашеской конгрегации, основанной Матерью Терезой, переступила границы Индии, в настоящее время она имеет 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах. Её миссии, как правило, действуют в районах стихийных бедствий и экономически неблагополучных регионах.
В 1973 году мать Тереза стала первым лауреатом Темплтоновской премии за прогресс в религии.
В 1979 году матери Терезе была присуждена Нобелевская премия мира «За деятельность в помощь страждущему человеку».
Согласно некоторым источникам, в частном порядке Мать Тереза переживала сомнения и борьбу по поводу своих религиозных убеждений, которые продолжались на протяжении почти пятидесяти лет, вплоть до самой её смерти, в течение которых «она не ощущала присутствия Бога вообще, ни в сердце, ни в причастии» как было изложено её постулатором, канадским священником Брайаном Колодейчуком (Brian Kolodiejchuk). Мать Тереза испытывала глубокие сомнения в существовании Бога и боль из-за отсутствия в ней веры.
В Риме в 1983 году во время визита к папе римскому Иоанну Павлу II у Матери Терезы случился сердечный приступ. После второго приступа в 1989 году ей вживили искусственный кардиостимулятор. В 1991 году после сражения с пневмонией в Мексике она страдала от дальнейших проблем с сердцем. Мать Тереза предложила отказаться от своего положения в качестве главы Ордена милосердия. Но монахини ордена на тайном голосовании проголосовали против.
В апреле 1996 года мать Тереза упала и сломала ключицу. В августе того же года она заболела малярией, а также страдала недостаточностью левого желудочка сердца. Она перенесла операцию на сердце, но было ясно, что её здоровье ухудшается. Когда Мать Тереза заболела, она приняла решение, что будет лечиться в хорошо оборудованной больнице в Калифорнии, а не в одной из своих клиник. Архиепископ Калькутты Генри Себастьян Д’Сауза, говорит, что когда мать Тереза впервые была госпитализирована с сердечными проблемами, он приказал священнику выполнять над ней с её разрешения обряд экзорцизма, потому как считал, что она может быть под угрозой со стороны дьявола.
13 марта 1997 года Мать Тереза сложила с себя обязанности руководителя Ордена милосердия. Она умерла 5 сентября 1997 года. На момент её смерти было более 4000 миссионеров ордена Матери Терезы, работающих в 610 представительствах в 123 странах.
В октябре 2003 года беатифицирована (причислена к лику блаженных) Католической Церковью.
В декабре 2015 Папа Римский Франциск признал чудом исцеление Матерью Терезой бразильца от опухоли головного мозга. Поэтому было объявлено, что в 2016 году она будет причислена к лику католических святых.
Новая жизнь
Помногу часов в день монахиня бродила по грязным улицам, подбирала бездомных и болезных, вела их в заброшенный дом, где пыталась помочь этим людям. Ее подопечными были прокаженные, отказные младенцы, калеки и никому не нужные старики.
Весть о странной монашке быстро разнеслась по всей Калькутте, дошла она и до местных градоначальников. В те годы тысячи больных и бездомных умирали на улицах, а тут очень кстати объявилась эта монахиня со своей помощью. Городские власти решили передать ей пустующее помещение при храме, куда она могла приводить своих подопечных.
Так впервые в Индии появился «Дом умирающих людей», а мать Тереза стала его настоятельницей.
ПРИЗВАНИЕ
Мать Тереза всегда с волнением вспоминала тот момент, когда она впервые ощутила призвание к монашеской жизни: «Мне было 12 лет, когда в моей душе родилось горячее желание всецело принадлежать Богу. Я ощутила, что Господь призывает меня к тому, чтобы я стала монахиней и посвятила всю свою жизнь Ему. Но тогда я старалась отбросить от себя эти мысли, так как не хотела становиться монахиней. И лишь гораздо позже, когда мне было 18 лет, я ответила на призыв Господа».
Эволюционная стезя человечества, ведомого Великими Учителями, ведет каждого человека к полноте реализации духовных задач. Наш земной путь – это мучительный путь освобождения от рабства самости и эгоизма, путь «дозревания» до полной самоотверженности и бескорыстной любви
Каждый человек приходит на Землю с определенной миссией, и очень важно уметь «прочесть» предначертание духа, принять его и смело последовать за голосом призвания. Агнесса (Мать Тереза) на первых порах пыталась отогнать от себя мысли о монашеской жизни
Однако она много времени посвящала молитве и посту, пытаясь распознать Божию волю. Спросив своего духовного отца, как обрести уверенность в том, что Бог действительно призывает её, услышала ответ: «Самым лучшим критерием является глубокая радость при мысли о том жизненном пути, на который призывает тебя Бог».
В августе 1928 г. Гонжа отправляется на духовные упражнения в санктуарий Матери Божией в Летницы, где после нескольких дней молитвы принимает окончательное решение стать миссионеркой и всецело посвятить себя Богу. Этому решению предшествовала долгая внутренняя борьба: привязанность к семье, мечты о собственных детях и доме… Но ответив Христу «да», она почувствовала, как её сердце наполнилось неописуемой радостью. Гонжа написала письмо с просьбой принять её в Орден Сестёр Богоматери Лоретанской в Ирландии, которые занимались подготовкой учительниц для начальных школ в Индии. Её приняли.
В сентябре 1928 г. Агнесса отправилась в Дублин, где начала формацию в постулате. Вместе с монашеским платьем она получила также и новое имя – Мария Тереза Младенца Иисус. Примером святости стала для неё св. Тереза из Лизьё. В январе 1929 г. монахиня Мария Тереза отправилась в далёкое путешествие в Калькутту. В доме общины в Дарджилинге она начала формацию в новициате, а через два года произнесла первые монашеские обеты. «Это были самые прекрасные дни в моей жизни», – вспоминала Мать Тереза.
24 мая 1937 г. она произнесла окончательные обеты. В этот день Мать Тереза всецело отдала себя в распоряжение своего единственного Возлюбленного Иисуса Христа, чтобы силой Его любви изменять мир, побеждая любое зло. Вскоре настоятельница сообщила, что сестра Тереза должна возвратиться в Калькутту, чтобы приступить к обязанностям учительницы географии и истории в школе им. Пресвятой Девы Марии. В 1944 г. сестра Тереза стала директором этой школы. Ученицы её обожали, так как она всегда относилась к ним, как к своим любимым детям, и в то же время предъявляла к ним высокие требования, как любящая мать.
Услышала голос и решила помогать людям: начало пути
Агнес Бояджиу (так звали Терезу в миру) родилась в семье косовских албанцев-католиков. Уже в 12 лет она решила посвятить себя религии. В 18 лет Агнес уехала в Ирландию и присоединилась к сестрам Лорето – католическому ордену, который открывал школы для детей по всему миру, в том числе в Индии. В 1931-м году она приняла монашеские обеты, взяла имя Тереза – в честь святой покровительницы миссионеров Терезы де Лизье и поехала в Калькутту преподавать в монастырской школе. Через шесть лет она стала называться Матерью. А в 1946-м году в ее жизни произошло важнейшее событие. По дороге в индийский город Дарджилинг Мать Тереза услышала некий внутренний зов, который окончательно определил ее судьбу.
Фото: Скриншот видео
«Голос говорил о том, что она должна прийти к бедным, находиться в их среде и помогать им. Вернувшись обратно, в свой Орден, она попросила выхода из него», — сообщил историк, журналист Станислав Симонов.
В 1948 году Мать Тереза сменила черное монашеское одеяние на белое сари с голубой каймой, приняла индийское гражданство, закончила курсы медсестер и отправилась в трущобы Калькутты.
«В кармане у нее было 6 рупий. Деньги ей не давал никто. И вот с этими шестью рупиями она входит прямо буквально в массы. Начинает просто помогать нищим. Нищим, обездоленным и больным. Далее начинает обучать детей, берет сразу 5 учеников», — рассказал историк Симонов.
Уже через год у нее появилась группа верных последовательниц. Позже они стали cестрами-миссионерками Любви. В 1952 году Тереза открыла свой первый хоспис на окраине Калькутты. Местные власти отдали под него заброшенный храм богини Кали. Так появился Калигатский дом умирающих. Считалось, что здесь получали помощь и кров все смертельно больные люди, независимо от веры – мусульмане, индуисты, католики. Но позже Мать Терезу обвиняли в том, что в ее хосписах чуть ли не обманом и принудительно крестили умирающих.
«Видимо, в голове у нее была одна простая идея. Чем больше людей она переведет в рай, тем, скорее всего, она сама там окажется. В этом была ее гуманитарная задача — помочь большому количеству людей перейти через католичество в рай», — считает историк Симонов.
К началу 60-х, благодаря пожертвованиям, Мать Тереза открыла множество богаделен, детских приютов и домов для прокаженных. В рядах миссионерок к Любви стремились толпы женщин.
«Она достигла огромных успехов на своем поприще, потому что она еще и смогла убедить Индиру Ганди, чтобы ее фонд не облагался налогами», — рассказала историк Паршина.
Фото: Global Look Press/Tim Brakemeier/dpa
На Мать Терезу сыпались премии и награды. Ее фонды спонсировали сильные мира сего – Фидель Кастро, Рональд Рейган, Ясир Арафат, Джордж Буш-старший, Дэн Сяопин, король Норвегии Харальд V. И не только они. Организации матери Терезы не гнушались принимать пожертвования от кровавого гаитянского диктатора Дювалье, повстанцев «контрас» из Никарагуа и бизнесменов-мошенников.
«Для нее важно было привлечь как можно больше людей, персоналий к этому. Ей неважно было, кто это
Политики? Да она их воспринимала как дойных коров. Просто как средство, которое может позволить ей достигнуть своих целей», — сказал историк Симонов.
В 1979-м году Мать Тереза получила Нобелевскую премию. Выступая с речью в университете Осло, она говорила о нищете, голодных детях и… борьбе с абортами.
«Были случаи, когда к ней обращались люди, которые были, например, изнасилованы. Она категорически запрещала им делать аборты, она категорически выступала против разводов, считая это не богоугодным делом. Правда, когда ее подруга принцесса Диана решила развестись, то она ее на это фактически благословила», — сообщил историк Рузанов.
Мать Тереза и гаитянский диктатор
Что же касается сомнительных политических связей, то во время своего пребывания на Гаити Мать Тереза завязала весьма дружественные отношения с местным диктатором. В результате получила миллион долларов. Мать Тереза курировала секретные банковские счета, на которые поступали огромные суммы. Назначение их неизвестно. При исследованиях, проведенными не только учеными, но и журналистами, установлено, что на благие цели знаменитая монахиня направляла лишь десятую часть средств организации. Стоит также добавить, что в фонд привлекалось профессиональных врачей очень мало. Сама же Мать Тереза называла свою клинику «домами для умирающих».
В клиниках фонда милосердия не делалось различий между неизлечимыми и излечимыми больными. Все находились в равных условиях. Таким образом, люди, имевшие шансы на выздоровление, подвергались риску смертельной инфекции.
О том, что в действительности скрывалось за образом святой, сегодня узнать невозможно. Но даже если поверхностно изучить некоторые источники, можно обнаружить, что в них присутствуют существенные расхождения. В одном говорится о том, что монахиня время от времени слышала Глас божий. Другие указывают на отсутствие в ней веры.
Помощь бедным
Первое время она работала учителем в монастыре. Школу, где преподавала Мать Тереза, не посещали дети жителей трущоб, численность которых в ту пору увеличивалась с каждым днём. Эта работа ее полностью удовлетворяла, но однажды девушка получила письмо от матери, в котором та писала: «Не забудь о том, что ты приехала в Индию для того, чтобы помогать бедным».
Сохранилось много высказываний Матери Терезы. В девяностые годы в одной из телевизионных программ католическая монахиня вспоминала о том, что тогда, в первые годы пребывания в Индии, она приняла твердое решение: из любви к Богу давать бедным то, что богатые получают за деньги.
Награды
- Падма Шри (1962, Индия).
- Премия Рамона Магсайсая (1962, Филиппины).
- (1969, Индия).
- Премия мира Иоанна XXIII (1971, Ватикан).
- Темплтоновская премия (1973, США).
- Международная премия Альберта Швейцера (1975, США).
- (1976, США).
- Медаль Ла Сторта за службу человечеству (1976, США).
- Орден Британской империи степени офицера (1977, Великобритания).
- Премия Бальцана (1978, Италия).
- Нобелевская премия мира (1979, Швеция).
- (1979, США).
- Бхарат Ратна (1980, Индия).
- Почётное гражданство Скопье (1980, Македония)
- (1980, Гаити).
- Орден Австралии степени компаньона (1982, Австралия).
- (1982, Канада).
- Орден Заслуг (1983, Великобритания).
- Президентская медаль Свободы (1985, США).
- Золотая медаль «Борцу за мир» от Советского комитета защиты мира (1987, СССР).
- Золотая медаль имени Льва Толстого от Российского детского фонда (1990, СССР).
- Почётное гражданство Загреба (1990, Хорватия)
- (1992, ООН).
- Орден Королевы Елены (1995, Хорватия)
- Почётное гражданство США (1996, США).
- Орден Улыбки (1996, Польша).
- (1996, Албания).
- Золотая медаль Конгресса США (1997, США).
Монахиня
В 1931 г. девушка приняла монашеский постриг. В монашестве верующие получают новое имя. Агнес выбрала имя Тереза в честь святой Терезы из Лизье.
Эта святая была мало известна при жизни. Как и Агнес, она рано решила стать монахиней. Но после поступления в монастырь прожила всего 9 лет, так как заболела туберкулезом. В монастыре она написала историю своей жизни, которая была опубликована после ее смерти. Неожиданно книга стала очень популярной и была переведена на многие иностранные языки. В этой книге монахиня проповедовала так называемы Малый путь – достижение святости не через героизм и подвиги, а через небольшие ежедневные жертвования (усилия, направленные на добрые дела). Эта философия была близка и Святой Терезе из Калькутты, которая всему миру известна как Мать Тереза.
Мать Терезу направили в Калькутту из Ирландии преподавать в католической женской школе, которая носила имя Святой Марии. В этой школе монахиня-миссионерка проработала 20 лет, выучив бенгальский язык и хинди.