Эвристика

Введение

Актуальность темы исследования. Связь эмоций с познавательной деятельностью является важным аспектом психологии. На протяжении многих лет отечественные и зарубежные психологи изучали эмоции и их влияние на познавательную деятельность человека. Было предложено много теорий и гипотез, которые пришли к консенсусу.

Эмоции — это умственный процесс, связанный с потребностями и мотивами.

С помощью эмоций мы можем регулировать активность нашей деятельности, поскольку существует тесная связь с такими когнитивными процессами, как мышление, восприятие и память

А также важно знать, что эмоции играют важную роль в жизни человека, они выполняют поддерживающие, регулирующие и рефлексивные функции. эмоция когнитивного психического индивида

Эмоции — это один из основных механизмов внутренней регуляции психической деятельности, которые отражаются в поведении и направлены на удовлетворение актуальных потребностей, а это значит, что познавательные процессы всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями, что только подтверждает связь эмоций с познавательной деятельностью.

Целью исследования является комплексный анализ роли эмоций в познавательных процессах.

Данной целью обусловлены следующие задачи:

– исследовать общую характеристику эмоций;

– проанализировать функции эмоций;

– изучить взаимосвязь эмоций и деятельности;

– рассмотреть влияние эмоций на познавательную деятельность человека.

Методы исследования: диалектический метод познания, ретроспективный анализ теоретических положений; общенаучный метод: анализ, синтез, комплексный и др.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

Скифы и методы принятия решений

Часто из-за неудачного решения мы жертвуем временем, деньгами, отношениями, а иногда, к сожалению, и жизнями людей. Почти каждый преподаватель знает эту ситуацию: получив плохую оценку, студент подходит к преподавателю, утверждая, что был абсолютно уверен, что сдаст или даже получит хорошую оценку и что он отлично знает материал курса. Похоже, учащиеся часто переоценивают свои способности, чтобы получить хорошую оценку, — явление, которое обозначается как чрезмерная самоуверенность.

Чрезмерная самоуверенность — это хорошо изученная поведенческая предвзятость. Подавляющее большинство медицинских диагнозов ставится с использованием автоматических эвристик, и, как правило, эти диагнозы верны. Врачи, считающие себя высококвалифицированными профессионалами, чаще прибегают к эвристической постановке диагноза. Однако есть случаи, когда эвристики терпят неудачу и окончательный диагноз неверен. Блендон и коллегии опросили пациентов и врачей о степени, в которой они или члены их семей сталкивались с медицинскими ошибками, которые приводили к серьезному ущербу, такому как смерть, инвалидность, дополнительное или длительное лечение. Всего 35% врачей и 42% пациентов сообщили о таких ошибках.

Чтобы снизить вероятность этих и подобных ошибок, которые могут встречаться в любой сфере нашей повседневной жизни, от простых бытовых задач до задач, связанных с внедрением крупномасштабных проектов, можно пользоваться специальными методами решения задач и проблем. Они делятся на групповые и индивидуальные. К групповым можно отнести брейншторминг, состоящий из двух этапов: генерация идей и их критика.

Тут мы и подбираемся к обещанным скифам — кочевому народу, жившему в VIII веке до н. э. — IV веке н. э

Когда их вождям нужно было принять важное решение или решить какую-то общую проблему, они собирались все вместе, употребляли алкоголь, набрасывали — прямо как по методичке брейншторминга — идеи, а их непьющий грамотный раб эти идеи фиксировал. На утро, находясь в трезвом уме, вожди смотрели то, что зафиксировал раб, и критиковали уже высказанные идеи

К индивидуальным методам решения задач и проблем можно отнести планирование, анализ и синтез, даже брейншторминг можно проводить индивидуально.

Еще одним эффективным методом является «Квадрат Декарта». В рамках него предлагается разделить лист бумаги на четыре блока, где к каждому будет относиться свой вопрос и ответы к нему.

Например, вы решили устроиться на работу, но сомневаетесь, возьмут ли вас на желаемую должность. Что будет, если вас возьмут на работу? Что будет, если этого не произойдет? И так далее. Вы заполняете все эти блоки, а дальше отмечаете возле каждого аргумента плюс или минус в зависимости от того, является ли он для вас положительным или отрицательным.

Бессознательную деятельность нельзя объяснить чисто физиологически

Тайна бессознательной мозговой деятельности

На рубеже XIX и XX веков такой подход к проблеме бессознательной деятельности человека был весьма прогрессивным, поскольку он был направлен против откровенной мистики, в защиту естественнонаучного понимания сложнейшей проблемы психологической науки. Однако этот взгляд не был последователен и содержал в себе целый ряд противоречий. Оказалось, что многие проявления бессознательной деятельности нельзя объяснить чисто физиологически. Например, опыт с автоматическим письмом показывает, что бессознательная деятельность может быть связана с весьма сложными мыслительными процессами.

Что еще нужно знать об эвристике и используемых ею методах

Такое понятие, как эвристика, не нужно понимать – его необходимо чувствовать. Чем больше ты закапываешься в теорию, чем больше узнаешь новой информации касательно эвристического мышления, тем больше тебе будет казаться, что это совершенно не о тебе. Ты можешь считать себя до мозга костей прагматичным человеком, и отчасти будешь права.

Но эвристическое мышление присуще каждому из нас. Мы применяем его, сами того не ожидая. В стрессовые моменты, когда нужно срочно и быстро придумать что-то. Когда надоедает рутина, хочется чего-то нового. Да размять мозг, в конце концов! Даже с физиологической и медицинской точки зрения применение методов и приемов эвристики несут огромную пользу организму.

Практическое применение эвристике найдется всегда, насколько бы не совершенствовалась и не модернизировалась человеческая жизнь. Всегда будет, что основывать, отыскивать, открывать и изобретать. Людям всегда будет, куда расти и к чему стремиться.

Не нужно представлять эвристику, как точный математический алгоритм. Не пытайся вбить в свою голову определенные принципы, стандартизировать методики – это так не работает. В современном мире эвристика – это больше об импровизации, чем о бесконечном натужном обдумывании проблемы в ожидании, что вот-вот методика сработает и появится результат.

С точки зрения творчества и практического применения эвристика всегда будет стремиться к развитию. Создавая новые условия для мышления, ты будешь сталкиваться с новыми случаями, принимать совершенно новые решения. Еще более нестандартные и необычные.

Кстати, эвристика – это еще и очень познавательная наука. Она широко применяется педагогами при определенных событиях, чтобы наглядно продемонстрировать учащимся, что не нужно ограничивать себя и пытаться загнать собственное мышление в рамки. Это важный навык педагогики, освоение которого значительно повышает интерес студентов к преподавателю.

Как в теории, так и на практике эвристическое мышление используется и психологами. Специалист не дает оценку клиенту, но вот определения, основные знания об эвристике помогают находить индивидуальный подход и добиваться хороших результатов терапии даже в самых сложных случаях.

Важную роль играет и доступность эвристики. Каким бы проблемным не было дело, каждый человек может быстро найти интуитивное решение и превратить «страшный» объект в нечто простое, которое можно если не перешагнуть, то запросто обойти.

Надеюсь, в этой статье получилось объяснить тебе специфику эвристики, рассмотреть основные факты об этой науке. Никакого личного мнения – лишь объективные факты, которые помогут тебе развивать познание, получать специальные навыки и достигать новых вершин в жизни.

Виды эвристических методов и их характеристики

Хорошо известно, что междисциплинарный пул эвристических методов содержит около 200 проверенных во всем мире рекомендаций по совершенствованию известных проектных решений или синтезу новых. Применение этих методов и методик помогает решать широкий круг проблем, возникающих в человеческой деятельности.

Эвристические методы позволяют выявить, обработать и упорядочить систему закономерностей, механизмов и методологических средств построения новой задачи и целенаправленных направлений действий, основанных на обобщении предыдущего опыта и упреждающем отражении будущих моделей с целью наиболее эффективного решения проблемы.

Система эвристических методов решения проблем, как и знания в целом, является системой открытого типа, то есть с развитием науки и техники будет появляться все больше и больше новых эвристических методов.

Итак, попробуем поочередно указать на эвристические методы, которые могут быть широко применены в творческой деятельности менеджера.

Высшая творческая деятельность человека

Характерно, что в качестве подзаголовка своей книги о психическом автоматизме П. Жане написал: «Экспериментальное исследование низших форм психической деятельности человека». Это очень характерный подзаголовок — бессознательная деятельность объявляется низшей формой психической деятельности. Эвристическую же деятельность человека, приводящую к изобретениям и открытиям, никак нельзя назвать низшей. По своим результатам, по тому значению, которое имеют некоторые из этих результатов для человечества, эвристическая деятельность может быть с полным правом названа именно высшей, творческой деятельностью человека.

Психоаналитическая концепция З. Фрейда

Тайна бессознательной деятельности зигмунд фрейд

Краткий обзор психологических теорий бессознательного целесообразно закончить изложением и критикой психоаналитической концепции, выдвинутой З. Фрейдом. Эта концепция бессознательного чрезвычайно распространена. На ее основе была сделана попытка объяснить процессы творчества.

Фрейд так описывает возникновение бессознательной психической деятельности. В давние времена, на заре человечества, люди свободно и без задержки предавались своим инстинктам — агрессивным побуждениям, половому влечению и т. д. Однако опасности окружающего мира привели их к необходимости объединяться в орды, чтобы противостоять стихиям природы и враждебным себе подобным существам. В результате люди были вынуждены подавлять, сдерживать многие из своих инстинктивных побуждений — иначе совместная жизнь была бы невозможна.

Сангхамитта

Сангхамитта (пали Saṅghamittā) — означает «подруга общины/монастыря/сангхи»; предположительно 282—203 гг. до н. э.) — старшая дочь императора Ашоки и его первой жены Деви, ставшая известной буддийской монахиней (бхикшуни). Ради женщин Царства Анурадхапура Деванампия Тисса попросил Ашоку прислать на Шри-Ланку полностью посвящённых буддийских монахинь. Ашока поначалу не хотел посылать свою дочь в заморскую миссию, но Сангхамитта сумела уговорить его и вместе с несколькими другими бхикшуни отправилась на Шри-Ланку, где они положили начало женской монашеской ученической преемственности. С собой они привезли отводок дерева Бодхи и посадили его в Анурадхапуре. Из него выросло дерево, дожившее до наших дней. Сообщество монахинь — преемниц Сангхамитты называется «Бхикхуни-Сангха» или «Мехейни Сасна», позднее его стали называть также «Сангхамиттой» — по имени основательницы, и слово «Сангхамитта» стало также обозначать «женский буддийский монашеский орден буддизма Тхеравады».

Особенности воображения

В качестве физиологической основы воображения выступает актуализация нервных связей. Этот процесс включает:

  • Распад,
  • Перегруппировку,
  • Объединение в новые системы.

Так происходит возникновение образов, которые не совпадают с прежним опытом, но и не оторваны от него. Сложность и непредсказуемость воображения, как и его связь с эмоциями, показывают, что физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко лежащими мозговыми структурами. В частности, большое значение здесь начинает иметь гипоталамо-лимбическая система.

Воображение из-за особенностей систем, ответственных за него, в некоторой степени связано с регуляцией органических процессов и движения. Оно влияет на большую часть органических процессов (например, работу желез, внутренних органов, обмен веществ).

Типичный пример этого процесса можно представить, когда человек думает о вкусном обеде. Это начинает вызывать у него обильное слюноотделение. Если же внушать человеку представление об ожоге, то в некоторых случаях появляются его реальные признаки на коже. Эту закономерность издавна и широко используют в процессе лечения так называемых психосоматических пациентов.

С другой стороны, воображение воздействует на двигательные функции. Например, когда человек думает о пробежке на стадионе, приборы регистрируют едва отличимые сокращения соответствующих мышечных групп. Еще один пример влияния в этой сфере представлен изменением газообмена в то время, когда люди представляют себе выполнение определенной физической работы.

Эвристические методы

Как говорилось ранее, эвристика представляет собой метод для поиска решений

При этом важно не забывать, что это довольно молодая наука, поэтому в ней могут встречаться недостаточно четкие формулировки

Мы не станем слишком глубоко влезать в дебри, а рассмотрим лишь самые популярные эвристические методы, которые можно употреблять на практике.

Мозговой штурм

При данном методе, решение задач происходит путем внедрения процедуры группового креативного мышления. Этот способ был открыт американским психологом А. Осборном.

По его мнению, в любом кругу людей есть индивиды, которые лучше генерируют мысли, но при этом им сложно анализировать свои идеи. И наоборот есть те, которым легко детально осмысливать то или иное чужое решение, но трудно вырабатывать его в своей голове.

Благодаря методу мозгового штурма, для решения поставленной задачи предлагается большое количество различных вариантов, как плохих, так и хороших. Затем, на базе критического подхода, все эти решения серьезно анализируются, после чего наиболее креативные и действенные воплощаются в жизнь.

Такую схему можно описать так:

Несмотря на всю простоту метода, кроме призыва быть оригинальным и выйти за рамки стандартного мышления, точных методологических указаний на практике пока что нет.

Синектика

Образовался вследствие применения мозгового штурма на практике. Его создателем является профессор Д. Гордон. Суть метода заключается в том, что участники группы (синекторы) изначально проходят поэтапный отбор:

  • 1 этап – оценка знаний и опыта индивида;
  • 2 этап – творческий потенциал;
  • 3 этап – коммуникативные способности.

После того, как члены отбора прошли все этапы, они могут стать участниками синектического метода. Под этим подразумевается не высказывание идей в их законченном виде, а общая разработка того или иного варианта, на основе знаний и эмоционального опыта.

Благодаря такой коллективной работе могут родиться самые необычные креативные идеи. Отрицательной стороной такого метода является достаточно быстрое снижение продуктивности. Это связано с тем, что люди в группе привыкают друг к другу.

Многомерные матрицы или метод «морфологического ящика»

Впервые он был применен неким Бернсом, которому хотелось увеличить эффективность производства. Но усовершенствовать данный подход удалось физику из США Ф. Цвикки.

Суть метода состоит в том, что новое – это или другая комбинация известных составляющих старого, или комбинация известного с пока еще неизвестным. В этом случае речь идет не о методе проб и ошибок, а о целостном комплексе связей, которые возможно вычислить посредством матричного анализа проблематики.

Но в таком методе есть и очевидные недостатки: чем сложнее задача, тем больше вариантов будет представлено в матрице, из-за чего поиск оптимального решения значительно усложнится.

Инверсия

Посредством инверсии можно найти решения в оригинальных и противоположных направлениях. Основой идеи является диалектика Гегеля, когда любое явление познается с помощью использования противоположных процедур творческого мышления: логического и интуитивного, статики и динамики, анализа и синтеза.

Для применения этого эвристического метода, необходимы специализированные навыки, опыт и знания. Однако несмотря на подобные трудности, это дает возможность отыскать необычные и креативные решения.

Игра по правилам

Эвристический подход к решению задач относится к теории творческого мышления и подчиняется определенным правилам.

Метод мозгового штурма. Самым ярким примером служит игра «Что?Где?Когда?», в которой игроки коллективно обсуждают вопрос и выбирают единственный вариант ответа. Это метод нужен, чтобы за короткий промежуток времени наработать много идей. Современная интерпретация метода мозгового штурма принадлежит Алексу Осборну. В 1919 году он вместе с товарищами создал рекламное агентство BBDO, которое существует до сих пор. Он описал процедуру генерации идей, которая использовалась в его агентстве, а позже выпустил книгу об этом. Алгоритм выглядит так:

Анализ проблемы и выбор задачи.
Выдвижение, генерация идей. Перед участниками ставится задача придумать как можно большее количество идей. На это дается от 15 до 30 минут. Если мозговой штурм проводится устно, то можно получить от 60 до 100 идей за сеанс, при другой форме общения — еще больше. На этом этапе должна полностью отсутствовать критика, т.е. фиксируются абсолютно все идеи, даже самые невероятные.
На третьем этапе происходит анализ выдвинутых идей. Здесь наоборот — приветствуется конструктивная критика от участников

На этом этапе важно соблюдать здоровую атмосферу в коллективе, чтобы критика идей не перешла на критику личности.

Синектика или Метод аналогий. Применяется, чтобы найти решение текущей задачи по аналогии с уже существующей. В данном случае ищутся похожие свойства двух объектов — предполагается, что если основные признаки у них одинаковые, то, скорее всего, вторичные тоже будут похожи. Алгоритм решения задачи подобным методом следующий:

Сначала происходит анализ проблемы и постановка задачи. Необходимо понимание, что мы делаем, для чего

Нужно задать вопрос, вызывающий аналогии — например, как привлечь внимание к штендеру возле магазина?
Вторая стадия — это поиск аналогий. Ищем аналогию к заданному вопросу — например, как глубоководная рыба привлекает к себе пищу? Рыба светится, движется. Можно использовать любые вопросы, главное — найти аналогии со схожими существенными признаками.
Далее мы ищем, что можно перенести на нашу задачу

Проводится анализ выдвинутых аналогий.
Потом проводится анализ полученных идей и выбор решения нашей задачи.
В конце проводим проверку решения.

Можно использовать любые вопросы, главное — найти аналогии со схожими существенными признаками.
Далее мы ищем, что можно перенести на нашу задачу. Проводится анализ выдвинутых аналогий.
Потом проводится анализ полученных идей и выбор решения нашей задачи.
В конце проводим проверку решения.

С этими и другими методами решения задач можно познакомиться в курсе «Творческое мышление». Вы узнаете, как стать креативным и находить нестандартные решения сложных задач, а также научитесь генерировать новые идеи и воплощать их в жизнь.

Какие эвристические методы можно применять на практике

Вот тебе несколько «рабочих» схем, которые могут пригодиться:

Метод «мозгового штурма».

Применение данного метода предполагает внедрение группового творческого мышления. По мнению американского психолога А. Осборна, есть люди, которым подвластна генерация оригинальных идей, но они испытывают сложности с их анализом. И, наоборот, некоторым индивидам легко отрабатывать чужие идеи, в то время как с выработкой собственных идей у них возникают затруднения.

Эвристика доступности

Метод «мозгового штурма» – это предложение множества разных идей, из которых методом анализа можно выделить наиболее действенные креативные примеры. Поэтому мысли оригинально, игнорируя стандарты мышления, чтобы получить неординарные решения.

Согласно этому методу, который образовался в результате использования мозгового штурма в практической деятельности, происходит отбор среди участников группы (синекторов).

На первом этапе осуществляют оценку знаний и рассматривается опыт индивида; второй этап – анализ творческого потенциала; третий этап – рассмотрение коммуникативных способностей. Прохождение этих этапов необходимо для того, чтобы сделать выбор участников, которые будут задействованы в применении метода синектики.

Далее происходит разработка разных вариантов идей, которые формируются благодаря знаниям и эмоциональному опыту. Такая коллективная работа порождает оригинальные идеи, однако возможно быстрое привыкание участников группы друг к другу, что снижает общую продуктивность метода.

Морфологический ящик.

Метод основан на том, что создание нового – это комбинирование имеющегося старого, либо комплект из известного с неизвестным. То есть в данном случае рассматривается целостный комплекс связей, который подвергается тщательному анализу.

Метод инверсии.

С помощью этого метода рождаются оригинальные и разнонаправленные идеи. Явления в данном случае рассматриваются со всех сторон, с применением как логического, так и интуитивного мышления, аналитического и синтетического, статистического и динамического методов. Применение данного метода требует определенного опыта, знаний и навыков, но результат его использования дает креативные необычные решения.

HICCUPPSF

HICCUPPS(F) — это оракул, который помогает запомнить эвристику последовательности принципов и механизмов, с помощью которых можно быстро и в короткие сроки выявить проблемы в тестируемой системе. HICCUPPS(F) представлен в виде сборника универсальных типов оракулов для обнаружения проблем.

  • History (История) — нынешняя версия системы соответствует предыдущим версиям продукта.
  • Image (Изображение) — внешний вид продукта соответствует макету системы заказчика.
  • Comparable Products (Аналогичные продукты) — система соответствует аналогичным системам. Они включают в себя другие продукты в одной и той же линейке продуктов; конкурентоспособные продукты, услуги или системы; или продукты, которые не относятся к одной и той же категории, но обрабатывают одни и те же данные; или же альтернативные процессы и алгоритмы.
  • Claims (Требования) — продукт соответствует требованиям заказчика.
  • Users’ Expectations (Ожидания пользователей) — система соответствует потребностям конечных пользователей.
  • Product (Продукт) — каждый элемент системы (или продукта) будет соответствовать сопоставимым элементам в одной и той же системе.
  • Purpose (Цель) — система соответствует явным и неявным целям и нуждам пользователей.
  • Statutes (Законы) — система соответствует законам и правилам, которые описывают данный продукт и его использование.
  • Familiarity (Осведомленность) — «F» означает «Familiar problems» (похожие проблемы). Другими словами, система не соответствует ни одной из проблем, с которыми сталкивался ранее тестировщик.

Составляющие элементы

Что входит в мировоззрение?

Данное понятие состоит из сложных элементов, в которые входят убеждения, ценности, знания, идеалы, нормы, эмоции и чувства.

В целом, можно распределить их по следующим категориям:

  1. Познавательная. Представляет собой обобщенные знания, как повседневные, так и профессиональные. Это представления о том, как все работает, как возникла жизнь, что из себя представляет человек, как устроено общество и т.д.
  2. Ценностно-нормативная. Это нормы, идеалы и ценности. Сюда относят представления о смысле жизни, целях, добре и зле, морали, религии и т.д.

Эмоционально-волевая. В данную категорию входят верование, убеждения, личное мнение. Здесь подразумевается не только интеллектуальная база индивида, но и его эмоциональное состояние.

Практическая. Под рассматриваемой категорией понимается не только совокупность знаний, ценностей, убеждений и личных взглядов. Это еще и реальная готовность вести себя определенным образом в тех или иных обстоятельствах.

Появление проблемы бессознательного в психологии

Фактической основой, послужившей толчком для психологической разработки проблемы бессознательного, явилась группа фактов, характерная для некоторых неврозов и истерии, так называемый «психический автоматизм». В самой общей форме внешняя сторона этого явления заключается в следующем

Больная, занятая каким-либо делом, поглощающим все ее внимание, например, разговором с врачом, могла одновременно выполнять свободной рукой определенные разумные действия. Она, например, письменно отвечала на заданные ей тихим голосом вопросы, разговаривая в то же время о другом и даже не замечая, как ее рука пишет те или иные вполне логичные фразы

Аналогичные факты были получены рядом исследователей и у здоровых людей с помощью постгипнотических внушений, когда им внушали сделать что-то после пробуждения. Эти исследования, а также клинические и жизненные наблюдения привлекли внимание широкого круга врачей, психологов, педагогов к проблеме бессознательной деятельности человека. Эта проблема получила отражение в большой литературе, возникли различные точки зрения на природу бессознательного или подсознательного.

Эвристические методы

По сути, сама эвристика является методом, инструментом познания и поиска решения. Научное определение следующее: эвристические методы – логические приемы и методические правила научного исследования и изобретательского творчества, которые способны приводить к цели в условиях неполноты исходной информации и отсутствия четкой программы управления процессом решения задач.

При этом стоит помнить, что эвристика – молодая наука, поэтому не все понятия и правила в ней четко сформированные. В первую очередь это касается определения эвристического метода. Мы не будем глубоко вдаваться в общенаучную терминологию, а рассмотрим лишь те методы, которые пригодятся многим людям (в первую очередь менеджерам, управленцам, всем, чья деятельность связана с творчеством, принятием решений) в практической сфере.

Мозговой штурм –

метод решения задачи путем внедрения процедуры группового креативного мышления. Разработан и описан психологом из США А. Осборном. Он вывел правило, что в любой компании есть люди, которые лучше генерируют идеи, но не склонны к анализу, и наоборот – есть люди, которые лучше детально осмысливают предложенное решение, но не в состоянии выработать его самостоятельно. На этом наблюдении и зиждется метод мозгового штурма – для решения поставленной задачи придумывается огромное количество возможных вариантов, без отбора хороших и плохих. Позже, на основе критического подхода, разработанные решения тщательно анализируются и оцениваются, после чего наиболее оригинальные и жизнеспособные воплощаются жизнь. Схематически работу метода можно описать так:отбор участников – постановка проблемы – штурм (выработка решения) – анализ полученного материала . Казалось бы, что может быть проще, но именно эта простота является и плюсом, и минусом данного метода. Помимо призыва быть оригинальным и выйти за рамки привычного образа мышления, точных методологических указаний в практике мозгового штурма нет.

Метод синектики

родился из исследований практического применения метода мозгового штурма. Его автор, Дж. Гордон, профессор Гарвардского и Калифорнийского университетов, немного по-другому подошел к процессу отбора участников группы для решения проблемы и их работы. Суть метода в том, что члены группы (синекторы) проходят тщательный процесс отбора: 1 этап – оценка знаний, потенциала, опыта, 2 – потенциал творчества (эмоциональный фон, система ценностей), 3 – коммуникативные способности. После того как группа сформирована, она начинает работу также в видоизмененном ключе если сравнивать с предыдущим методом. Применение метода синектики подразумевает высказывание не идей в их завершенном виде, а разработку варианта сообща на основе знаний, эмоциональных ощущений, представлений каждого участника, которые становятся пищей для коллективного мышления. Преимущества данного метода состоят в том, что в таких условиях наиболее часто рождаются самые оригинальные решения. Из негативных сторон – падение продуктивности через небольшой период времени, когда группа входит в зону комфорта, а синекторы привыкают друг к другу.

Метод многомерных матриц (метод «морфологического ящика»).

В качестве инструмента для повышения эффективности производства впервые был применен в Германии в 1907 г. неким Бернсом. Но детальный анализ был проведен в 1942 г. американским физиком швейцарского происхождения Ф. Цвикки. Идея метода в том, что новое – это либо другая комбинация известных составляющих старого, либо комбинация известного с пока еще неизвестным. В основе исследования или изобретения – не метод проб и ошибок, а комплексный анализ связей, которые можно просчитать с помощью матричного анализа проблематики. Несомненным преимуществом такого подхода является возможность открытия нового, оригинального решения. Но метод не лишен и недостатков: чем более трудоемкая задача – тем больше вариантов ее решения может быть в матрице, что осложняет поиск оптимального варианта.

Метод инверсии

– эвристический метод, предполагающий поиск решения в новых, неожиданных, противоположных направлениях. В основу метода положена диалектика Гегеля, когда любой предмет или явление познаются через применение противоположных процедур творческого мышления: анализа и синтеза, логического и интуитивного, статики и динамики. Использование этого метода требует довольно развитых специальных навыков, базисных знаний и опыта, но при всем этом дает возможность найти самые неожиданные и оригинальные решения для поставленных задач.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: