«Я не могу без тебя жить»: анализ стихотворения
Стихотворение было написано в 1960 году, поэтому его относят к поздней поэзии Асеева. Тема любви нехарактерна для творчества писателя и является скорее исключением, чем правилом. У стиха есть название – «Простые строки». Оно не всегда упоминается в сборниках, но имеет ключевое значения для осмысления произведения.
Сюжета у стихотворения как такового нет. В нем только описывается чувство – лирический герой признается в любви. Он говорит о том, что без возлюбленной ему ничего не нужно в этом мире. Асеев пишет о настоящей пламенной любви, но озаглавливает стихотворения «Простые строчки». Этим поэт хотел сказать, что для окружающих его исповедь не является каким-то откровением, подобные слова произносили многие. Но для самого лирического героя его чувства сильны и невероятны.
«Я не могу без тебя жить» — одно из известнейших стихотворений Асеева. Этим оно обязано своей лиричности и искренности.
Творчество
Николай Асеев начал печататься в 20-летнем возрасте. В период 1914-1915 гг. он издавался в детском журнале «Проталинка». К тому времени он уже познакомился с разными современными поэтами, включая Маяковского и Пастернака, в связи с чем был частым гостем различных творческих вечеров.
С 1914 г. Николай Николаевич совместно с Бобровым и Пастернаком был одним из лидеров кружка «Лирика», а затем и литературной группы «Центрифуга», которая развивалась в духе футуризма. Тогда же он стал автором своего первого поэтического сборника «Ночная флейта».
Футуристическая группа «Творчество»
В данной книге, стихотворениям Асеева были присущи символистские мотивы. В эти годы биографии на него сильно повлияло творчество Хлебникова, наряду с древнеславянским фольклором. Это привело к тому, что он издал очередные сборники – «Зор» и Леторей».
Вместе с тем, Николай восхищался не только поэзий Маяковского, но и его личностью. В результате, в его творчестве стали преобладать революционные настроения. Еще до начала Октябрьской революции он пророчил скорое торжество нового порядка.
По этой причине, государственный переворот Асеев принял с большим энтузиазмом, как и многие другие поэты. О старой культуре он отзывался, как об «ушедшей туче», которая наконец-то «отгремела». Парень воспринимал революцию как стихийную силу, уничтожившую мещанский уклад и давшую возможность для развития.
В последующие годы биографии Николай Асеев начинает часто прославлять советскую Россию. В начале 1920-х годов он стал автором поэм «Буденный» и «Сентиментальное путешествие знаменитого кота Буберы», а также сборника «Бомба».
В 1922 г. Асееву пришло приглашение от Луначарского о переезде в Москву. В следующем году его приняли в творческое объединение «ЛЕФ», в котором он занимал одну из ведущих ролей. Через пару лет он опубликовал поэму «Лирическое отступление», в которой критиковал современников в том, что те не стремились к отходу от мещанства, а, наоборот, тянулись к бытовому благополучию, не думая о всеобщем благе.
В 20-е годы Николай Николаевич издал ряд произведений, которым была присуща тема революции: поэмы «Семен Проскаков», «Свердловская буря» и «Поэма о двадцати шести бакинских комиссарах», а также стихотворения «Синие гусары» и «Чернышевский».
Тогда же Асеев отправился в путешествие на Запад, вернувшись домой в 1928 г. После этого из-под его пера вышли несколько стихотворений, среди которых «Рим», «Дорога» и «Форум-Капитолий». Позднее он представил книгу «Дневник поэта».
В 30-е годы поэт продолжает писать стихи, а также публикует фельетоны на политические темы – «Надежда человечества» и «Берлинский май». Одновременно с этим он занимается переводами. Особенное место в биографии Асеева занимает поэма «Маяковский начинается» (1940).
За это произведение Николай удостоился Сталинской премии 1-й степени. В разгар Великой Отечественной войны (1941-1945) его стихи активно издавались в газетах. В них он заверял соотечественников в неминуемой победе над фашизмом и прославлял Родину.
После войны Асеев продолжил писать стихи и публиковать книги. Незадолго до смерти он представил труд «Зачем и кому нужна поэзия» (1961), на страницах которого размышлял о прожитой жизни.
Важно отметить, что Николай Асеев часто оказывал поддержку начинающим поэтам в эпоху хрущевской «оттепели». За годы творческой биографии он издал порядка 80 поэтических сборников, а также занимался переводами стихотворений Мао Цзэдуна
Послереволюционный период
После переезда в столицу мировоззрение Асеева несколько меняется. Революция из призрачного идеала превращается в совершившееся действие, результаты которой можно оценить. В произведениях появляется тема индустриализации, которая неразрывно связана с творчеством.
Писатель всегда тяготел к экспериментам, поэтому часто испытывал на себе влияние различных литературных течений. Например, древнерусские мотивы, заимствования у Гумилева, Гофмана, Блока, Хлебникова.
По своей тематике от предыдущих произведений отличается поэма «Лирическое отступление», написанная в 1924 года. В сочинении звучат тревожные, драматичные и взволнованные ноты. Асеев упрекает своих современников в том, что они не отошли от мещанства и все еще тянутся к бытовому благополучию, не думая о всеобщем благе. Эта поэма была высоко оценена современниками, а позднее стала считаться классикой 20 века.
Второе известное произведение этого периода – сюита «Синие гусары», которая была посвящена памяти декабристов. В произведении Асеев описывает подготовку восстания и трагическое завершение задуманного.
В 1929 году вышла книга «Дневник поэта». В этой книге на задний план уходят эстетические искания, а вперед выступает лиричность окружающего мира и бытовой стороны жизни. Вновь возвращается к романтическому пафосу Николай Асеев.
Самые известные стихи перечислим ниже:
- «Я знаю: все печали…»;
- «Контратака»;
- «Предгрозье»;
- «Что такое счастье?»;
- «Об обыкновенных»;
- «Песня славы»;
- «Каждый раз, как смотришь в воду…»;
- «Счастье»;
- «Памятник»;
- «Созидателю»;
- «Снегири».
Биография Николай Николаевич Асеев Nikolay Aseev
Карьера: ПоэтДата рождения: 10 июля 1889, знак зодиака ракМесто рождения: Россия. Российская Федерация Николай Асеев – русский советский поэт, сценарист, деятель русского футуризма. Родился 10 июля 1889 года. Наиболее известными произведениями Николая Асеева являются: сборники «Ночная флейта» 1914 год, «Зор» 1914 год, «Леторей» 1915 год, «Бомба» 1921 год, поэмы «Лирическое отступление» 1924 год, «Свердловская буря» 1924 год, «Семен Проскаков» 1928 год и др. Родился 28 июня (10 июля) 1889 в Льгове Курской губ. Сын страхового агента (по др. сведениям, агронома). Окончил Курское реальное училище (1907), учился в Московском коммерческом институте (1908–1910), был вольнослушателем Московского университета (историко-филологический факультет). С 1908 постоянно печатался в журналах «Весна», «Заветы», «Проталинка», альманахе «Первоцвет» и др. изданиях; некоторое время работал секретарем в журнале «Русский архив». Начал как символист, в Москве сблизился с В.Я.Брюсовым, Вяч.И.Ивановым, с писателем, критиком, переводчиком и художником С.П.Бобровым; в 1913 вошел в организованную им литературную группу «Лирика», став одним из учредителей одноименного издательства, из которого в 1914 выделилась группа поэтов с явственно футуристической ориентацией «Центрифуга» (Асеев, Бобров, Б.Л.Пастернак). В том же году в Харькове Асеев – единственный из организаторов литературной группы «Лирень», прокламировавшей национально-архаическую традицию русского футуризма «хлебниковского» толка, с ее увлечением примитивизмом и словотворчеством. Сблизился с В.В.Хлебниковым, Д.Д.Бурлюком и в особенности с В.В.Маяковским (некоторое время поэты жили в одной квартире). После призыва (1915) на военную службу и работы на Дальнем Востоке по инициативе Асеева во Владивостоке было создано литературно-художественное среда «Балаганчик», ставшее основой возникшей в 1920 футуристической группы «Творчество», куда входили, в числе прочих, Бурлюк и С.М.Третьяков. С 1922 непрерывно жил в Москве; в 1923 вступил в ЛЕФ. Символистская изысканность и футуристическая эпатажность (первая книжка Ночная флейта, 1914), заинтересованность к русской народной речи (сб. Зор, 1914), переросший в культ звукописи (книжка Леторей, 1915, совместно с Г.Петниковым; позднее оценена самим Асеевым как «беспредметное новаторство»), решающее воздействие – в поэтике и антибуржуазном мировидении – Маяковского, приподнято ценившего Асеева («Этот может, хватка у него моя» – в стихотворении Юбилейное) и написавшего в соавторстве с ним уймище агитационных стихов, проявились в сборниках Асеева Ой кониндан окейн (Люблю твои глаза), 1915; Оксана, 1916; острота социальной проблематики, восторженный оптимизм революционно-романтических надежд и трагизм их несопряжения с ожидаемым – в сборниках Бомба, 1921 (выпущенный во Владивостоке тираж без малого всецело уничтожен), Стальной соловей, 1922; Совет ветров, 1923; Изморозь, 1927, включающем известное стихотворение Синие гусары; Запеваем!, 1930; Пламя победы, 1946; Разнолетье, 1950; Раздумья, 1955; Лад, 1961, Ленинская премия, 1962; Самые мои вирши, 1962, – в совокупности создавших впечатляюще ослепительный, стилистически многообразный мир лирики Асеева, органично сочетающей гражданственный пафос и интимную камерность, новаторскую дерзость и верность традициям, «индустриализованные» неологизмы и просторечие, – и, в основном векторе своего развития, идущей от усложненной образности к прозрачной ясности стиха (что отразилось кроме того в поэмах Асеева Буденный, 1923; Лирическое отступление, Электриада, Двадцать шесть, посвященная расстрелянным бакинским комиссарам, все 1924; Свердловская цунами, 1925; Семен Проскаков, 1928; Маяковский начинается, 1936–1939, отд. изд. 1970, Государственная премия СССР, 1941; дополнительные главы – 1950). Заинтересованно страстный разговорчик о судьбе поэта в революции продолжен Асеевым в статьях о литературе (книги Дневник поэта, Работа над стихом, обе 1929; Проза поэта, 1930; Зачем и кому нужна поэзия, 1961), в мемуарах и путевых записках (Разгримированная красотка, 1928). Асеев – автор кроме того стихов для детей, переводов, статей по вопросам истории русского стиха и т.п. Умер Асеев в Москве 16 июля 1963.
Биография
Н. Н. Асеев родился 28 июня (10 июля) 1889 года в городе Льгове (ныне Курской области) в семье страхового агента из дворян (или агронома). До 1911 года его фамилия официально писалась как Ассеев. Некоторые справочники, опирающиеся на 1-й том «Словаря псевдонимов» И. Ф. Масанова, указывают, что настоящая фамилия Асеева — Штальбаум, хотя в 4-м томе словаря, вышедшем при жизни Асеева, появилось опровержение: «Указание на то, что Асеев, Н. — псевд. Н. Н. Штальбаума, — не соответствует действительности. Асеев, Н. Н. — настоящая фамилия». В выходных данных номеров журнала «Проталинка» за 1914 год указан как «Н. Асѣевъ (Штальбаумъ)»; стихотворение Н. Асеева «Ёлкины женихи» в первом номере этого журнала также подписано «Н. Штальбаум».
Мать поэта Елена Николаевна, урождённая Пинская, умерла молодой, когда мальчику ещё не было 8 лет. Отец вскоре женился вторично. Детские годы провёл в доме у деда, Николая Павловича Пинского, заядлого охотника и рыболова, любителя народных песен и сказок и замечательного рассказчика. Бабка Варвара Степановна Пинская была в молодости крепостной, выкуплена из неволи дедом, влюбившимся в неё во время одного из своих охотничьих скитаний. Она много помнила из быта старой деревни. Асеев не раз отмечал их влияние на его развитие.
Мальчик был отдан в Курское реальное училище, которое окончил в 1907 году. Затем учился на экономическом отделении в Московском коммерческом институте (1908—1910) и на историко-филологических факультетах Московского и Харьковского университетов (окончил в 1913). Публиковался в журнале для детей «Проталинка» (1914—1915).
В 1915 году призван в армию, но освобождён по болезни (туберкулёз). В 1917 году был вновь призван, служил в запасном полку в Гайсине; был избран в полковой Совет солдатских депутатов и вместе с эшелоном раненых сибиряков отправился в Иркутск. Во время гражданской войны оказался на Дальнем Востоке. Заведовал биржей труда, затем работал в местной газете, сначала выпускающим, позже в качестве фельетониста.
В 1922 году вызван в Москву телеграммой А. В. Луначарского. Участник группы «Творчество» вместе с С. М. Третьяковым, Д. Д. Бурлюком, Н. Ф. Чужаком. Один из лидеров групп ЛЕФ (1923—1928) и РЕФ (1929—1930). Хорошо знал В. В. Маяковского и Б. Л. Пастернака. В. Катаев позднее вывел Н. Н. Асеева в романе «Алмазный мой венец» под прозвищем «соратник».
С 1931 года и до своей кончины Асеев жил в «Доме писательского кооператива» в Камергерском переулке, о чём напоминает установленная на здании мемориальная доска. В годы войны, не будучи военнообязанным по возрасту, находился в эвакуации в Чистополе. Дочь Марины Цветаевой Ариадна Эфрон, находившаяся в то время в заключении, впоследствии обвиняла Асеева в самоубийстве матери (неоказании ей помощи в эвакуации) и писала Б. Л. Пастернаку в 1956 г.: «Для меня Асеев — не поэт, не человек, не враг, не предатель — он убийца, а это убийство — похуже Дантесова». К Асееву и его жене обращено одно из предсмертных писем Цветаевой, которая просила позаботиться о сыне Георгии: «Не оставляйте его никогда. Была бы без ума счастлива, если бы он жил у Вас». Сам Георгий писал в дневнике: «Асеев был совершенно потрясен известием о смерти Марины Цветаевой, сейчас же пошел вместе со мной в райком партии, где получил разрешение прописать меня на его площадь…»
Мария Белкина в книге «Скрещение судеб», посвящённой последним годам жизни Цветаевой, пишет, что Н. А. Павлович рассказывала ей как однажды в церкви Юрмалы незадолго до смерти Асеева видела его плачущего и молящегося на коленях об искуплении своей вины перед Цветаевой.
Активно помогал молодым поэтам в период хрущёвской «оттепели». Сохранились его письма Виктору Сосноре, написанные незадолго до смерти, полные участия в творческой карьере молодого поэта.
Н. Н. Асеев умер от воспаления лёгких (осложнение застарелого туберкулёза) 16 июля 1963 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 6).
Творчество
Начал печататься в 1909 году. С 1914 года Асеев вместе с С. П. Бобровым и Б. Л. Пастернаком являлся одним из ведущих представителей кружка «Лирика» (в частности, написал предисловие к дебютному сборнику Пастернака «Близнец в тучах»), затем эти же трое поэтов составили ядро группы «Центрифуга», исповедовавшей футуризм. Первый сборник поэта «Ночная флейта» () носил следы влияния символистской поэзии. Знакомство с произведениями В. В. Хлебникова, увлечение древнеславянским фольклором сказались в сборниках «Зор» (1914), «Леторей» (1915).
Творческое общение с В. В. Маяковским (с 1913) помогло формированию таланта Асеева. В его поэзии усиливаются революционные мотивы. Поэма «Сентиментальное путешествие знаменитого кота Буберы» (1920). Сборник «Бомба» (1921) был сожжён интервентами вместе с разгромленной типографией. «Марш Будённого» из поэмы «Будённый» (1922) стал популярной песней (музыка А. А. Давиденко). С участвовал в литературной группе «ЛЕФ». Поэма «Лирическое отступление» (1924) вызвала бурные дискуссии. Здесь Асеев сокрушается по поводу «уступок в идеологической сфере» и критически изображает искажение революционной идеи в новой политической обстановке НЭПа.
Автор произведений на революционную тематику: поэма «Свердловская буря» (1924), «Семён Проскаков» (1928), стихи о революционерах («Синие гусары», 1926, «Чернышевский», 1929), «Поэма о двадцати шести бакинских комиссарах» (1925 — типичный пример агитационной лирики в стиле Маяковского).
Особое место в творчестве Асеева занимает биографически-мемуарная поэма «Маяковский начинается» (1940), где есть воспоминания об атмосфере эпохи, о других деятелях футуризма.
Опубликовал за свою жизнь около 80 стихотворных сборников. Переводил стихи Мао Цзэдуна.
Поздний этап творчества
Во второй половине 20-х ищет нового героя Николай Асеев. Стихи этого времени свидетельствуют о том, что поэт начинает воспевать рабочего, поэзии же, говорит он, нужно учиться «у станка и комбайна». Выходят несколько стихотворений, в которых воспеваются трудовой коллективизм, народная жизнь и обычная работа простых людей. Среди таких произведений можно назвать «Курские края», «Электриада», «Песня о нефти».
Во время Великой Отечественной его произведения печатаются на страницах фронтовых и центральных газет. В стихах этого периода главное место занимает патриотизм и вера в победу в войне.
В послевоенные годы Асеев уделял большое внимание теоретической части поэзии. Часто публиковал в газетах статьи на литературные темы и издал несколько книг
Библиография
- Николай Асеев. Ночная флейта: Стихи. / Предисл. и обл. С. Боброва. — М.: Лирика, 1914. — 32 с.
- Николай Асеев. — Обл. М. Синяковой. — М. : Лирень, 1914. — 18 с.
- Николай Асеев, Григорий Петников. Леторей: Кн. стихов / Обл. М. Синяковой. — М.: Лирень, 1915. — 32 с.
- Николай Асеев. Ой конин дан окейн! Четвёртая кн. стихов. — М.: Лирень, 1916. — 14 с.
- Николай Асеев. Оксана. — М.: Центрифуга, 1916. — 88 с.
- Николай Асеев. Бомба. — Владивосток: Вост. трибуна, 1921. — 64 с.
- Николай Асеев. Сибирская бась. — Чита, 1922
- Николай Асеев. Софрон на фронте. — М., 1922
- Николай Асеев. Аржаной декрет. — М.: Гиз, 1922. — 20 с.
- Николай Асеев. Совет ветров. — М., ГИЗ, 1923. — 56 с.
- Николай Асеев. Стальной соловей. — М., Вхутемас, 1922. — 26 с.
- Николай Асеев. Избрань. / Обл. А.Родченко. — М.-Пг., Круг, 1923—128 с.
- Николай Асеев. Октябрьские песни., М., Мол. гвардия, 1925. — 32 с.
- Николай Асеев. За рядом ряд. М., 1925 — 32 с.
- Николай Асеев. Расстрелянная земля (рассказы). М., Огонёк, 1925. — 44 с.
- Николай Асеев. Самое лучшее (избранные стихи). М., Огонёк, 1926. — 48 с.
- Николай Асеев. Разгримированная красавица. М.: Федерация, 1928.
- Николай Асеев. Дневник поэта. Л.: Прибой, 1929. — 228 с.
- Николай Асеев. Проза поэта. М.: Федерация, 1930.
- Николай Асеев. Запеваем! М., ГИЗ, 1930. — 102 с.
- Николай Асеев. Избранные стихи. / Обл. А. Родченко. — М., ГИЗ, 1930.
- Николай Асеев. Большой читатель. — М.: Федерация, 1932.
- Николай Асеев. Избранные стихи. — М.: Федерация, 1933. — 210 с. — 5200 экз.
- Николай Асеев. Обновления жизни. Издательство писателей в Ленинграде. 1934.
- Николай Асеев. Удивительные вещи. М.: Гослитиздат, 1934.
- Николай Асеев. Семен Проскаков. М.: ГИХЛ, 1937 — 52 с.
- Николай Асеев Высокогорные стихи. М.: Советский писатель, 1938.
- Николай Асеев. Наша сила. М.: Гослитиздат, 1939.
- Николай Асеев. Зоревое пламя, М., Правда, 1939.
- Николай Асеев. Маяковский начинается: Повесть в 17 главах с эпилогом. — Иллюстр. Марии Синяковой. М.: Советский писатель, 1940. — 138 с.; 10 000 экз.
- Николай Асеев. Первый взвод. М.: Гослитиздат, 1941.
- Николай Асеев. Пламя победы. Л.: Советский писатель, 1946.
- Николай Асеев. Разнолетье. М.: Советский писатель, 1950.
- Николай Асеев. Раздумья. М.: Советский писатель, 1955.
- Николай Асеев. Памяти лет. М.: Гослитиздат, 1956.
- Николай Асеев. Стихи. М., Художественная литература, 1957.
- Николай Асеев. Самое лучшее. М., Молодая гвардия, 1959.
- Николай Асеев. Лад. М.: Советский писатель, 1961. 2-е издание, доп. М.: Советский писатель, 1963.
- Николай Асеев. Самые мои стихи. М., Правда, 1962
- Николай Асеев. Зачем и кому нужна поэзия. М.: Советский писатель, 1961. — 315 с.
Собрание сочинений
- Собрание сочинений: В 5 томах. — М.: Изд-во художественная литература, 1963—1964.
- Т. 1: Стихотворения и поэмы. 1910—1927. — 1963. — 455 с.; портр.
- Т. 2: Стихотворения и поэмы. 1927—1930. — 1963. — 415 с.
- Т. 3: Стихотворения и поэмы. 1930—1941. — 1964. — 527 с.
- Т. 4: Стихотворения и поэмы. 1941—1963: Переводы. — 1964. — 591 с.
- Т. 5: Проза 1916—1963. — 1964. — 715 с.
Серия «Великие поэты»
Николай Асеев. Заржавленная лира: Стихотворения, поэмы. — М.: Комсомольская правда: НексМедиа, 2013. — 238 с.: ил. (Великие поэты; 87)
Личная жизнь
Был женат на Ксении Михайловне Синяковой (1892—1985), одной из пяти харьковских сестёр Синяковых, бывших «музами русского футуризма». Это ей посвящено стихотворение Асеева «За косы её золотые, за плечи её молодые». Велимир Хлебников посвятил ей пятую часть поэмы «Синие оковы» («И жемчуг северной Печоры / Таили ясных глаз озёра…»).
Сёстрами были увлечены Пастернак, Хлебников и Маяковский. Одна из её сестёр — Вера Михайловна Синякова (1899—1973) — была замужем за поэтом Г. Н. Петниковым (до 1924 года), затем прозаиком С. Г. Гехтом.
После смерти мужа Ксения Михайловна Синякова семнадцать лет прожила гражданским браком с художником-авангардистом Анатолием Зверевым, который был её младше на 39 лет, до самой её смерти в 1985 году.
Детство и юность
Николай – коренной москвич. Его родители посвятили жизнь инженерному делу. Мальчик учился в школе с углубленным изучением английского языка, а творческие способности развивал в музыкальной. Получив аттестат зрелости, влился в ряды студентов престижного МГУ, где предпочел факультет государственного управления.
Николай Алексеев в детстве
Сидя за университетской партой, понял, что из всех предметов особенно нравится конституционное право. Поэтому юридические знания подкреплял во время студенческих практик в Конституционном суде РФ.
Николай проявил способности к научной деятельности, уже в 21 год написал первую монографию, в которой рассматривал жалобы граждан, поступающие в суд. Деньги, полученные за публикацию работы, потратил на мечту – отправился за границу. И не куда-нибудь, а в столицу Англии.
Николай Алексеев
Спустя год Лондон вновь встречал студента, решившего усовершенствовать английский язык. Тесное знакомство со страной позволило молодому человеку попробовать себя в роли журналиста: пару месяцев писал для издания «Сегодня» о жизни в Великобритании.
Учеба в университете давалась легко, выпускник МГУ держал в руках красный диплом и золотую медаль. Однако так и не попрощался с alma mater, поступив в аспирантуру, где продолжил постигать возможности гражданского права. Тему для диссертации выбрал животрепещущую – собирался поднять проблему прав сексуальных меньшинств. Работу так и не закончил, не найдя понимания у руководства кафедрой.
Последние годы его биографии и смерть
В период Великой Отечественной войны стихотворения Асеева поднимали боевой дух советских солдат. Его стихи, в которых он неизменно верил в победу, печатали во всех газетах.
После победы над германскими войсками литератор продолжил публиковать книги, писать стихотворения, занимался переводом литературных трудов зарубежных и украинских поэтов. В частности, Мао Цзэдуна. Во время «хрущевской оттепели» Асеев поддерживал начинающих авторов.
Николай Асеев фото
При жизни Николая Асеева вышло более 80 прозаических и поэтических сборников. В 1961 г. литератор выпустил книгу «Зачем и кому нужна поэзия», в которой содержатся его размышления о прожитой жизни.
В последние годы Асеев сильно болел. Давал о себе знать перенесенный в молодости туберкулез. Причиной смерти Николая Николаевича стала пневмония. Когда супруга в день кончины пришла в больницу навестить его, превозмогая боль, муж читал ей стихи. Сердце поэта перестало биться 16 июля 1963 г. Последний приют обрел на участке №6 Новодевичьего кладбища в Москве.
` reviewsOverall ` / 10
ОЦЕНКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
( голосов)
Привлекательность
Харизма
Обаяние
Целеустремленность
ЧТО ГОВОРЯТ ЛЮДИ…
Сортировать:
Самые последниеНаивысший баллНаиболее полезноХудшая оценка
Ваш отзыв будет первым.
Проверенный
/ 10
Показать больше
{{ pageNumber+1 }}
Примечания
- идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных
- Николай Асеев // Internet Speculative Fiction Database (англ.)
- Nikolai Nikolajewitsch Assejew // Энциклопедия Брокгауз (нем.)
- Асеев Николай Николаевич. Дата обращения: 15 января 2018. Архивировано 23 января 2018 года.
- ↑ Богомолов Н. А. Асеев Николай Николаевич // Русские писатели 1800—1917. Т. 1. — М., 1989.
- Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей: В 4-х т. Т. 1: Алфавитный указатель псевдонимов: Псевдонимы русского алфавита. А — И. — М.: Всесоюзная книжная палата, 1956. — 442 с. — С. 111.
- Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей: В 4-х т. Т. 4: Новые дополнения к алфавитному указателю псевдонимов: Алфавитный указатель авторов. — М.: Всесоюзная книжная палата, 1960. — 558 с. — С. 554.
- Анастасия Розанова. История псевдонима «Штальбаум» Архивная копия от 25 апреля 2021 на Wayback Machine: Автор статьи считает, что Штальбаум был одним из ранних псевдонимов поэта.
- Письма Николая Асеева к Виктору Сосноре. Дата обращения: 29 августа 2012. Архивировано 6 июня 2013 года.
- Зана Плавинская «О музах сохраняются предания…». Из книги «Отражение». Дата обращения: 12 марта 2020. Архивировано 1 февраля 2020 года.
- Купреянов Н. Я., Нехотин В. В. Кот Бубера Николая Асеева и Николая Купреянова // Wiener Slavistisches Jahrbuch (Neue Folge). 3 (2015). С. 262—276; то же: Купреянов Н. Я. Кот Бубера, московские футуристы и художник Николай Купреянов в 1922 году. М.: Кучково поле Музеон, 2020. С. 214—231. ISBN 978-5-907174-37-5
- Шайтанов И. Благополучный Асеев?.. // Асеев Н. Н. Стихотворения и поэмы. — М.: Художественная литература, 1990.
- Мао Цзэ-дун. Восемнадцать стихотворений. — М: Правда, 1957. — (Библиотека «Огонёк»).
- ↑ Броненосец потемкин // Энциклопедия кино. — 2010.
Призыв поэта на австрийский фронт
В 1915 г. Асеева призвали в армию, но спустя время от воинской службы из-за туберкулеза освободили. Литератора отправили домой на лечение. Через 2 года Николай повторно получил повестку. На это раз поэта зачислили на службу в запасной полк в Гайсине. Февральская революция освободила его от воинской обязанности.
Асеев перебрался во Владивосток, где возглавил биржу труда. Кроме того, Николай вступил в Совет солдатских и рабочих депутатов. В 1922 г. Луначарский отправил поэту приглашение, призывая вернуться в Москву. Литератор не заставил себя уговаривать дважды. После приезда в столицу Асеев издал сборник «Совет ветров», поэмы «Буденный» и «Синие гусары».
Николай Асеев / Книги в Национальной электронной детской библиотеке
- Асеев Н. Н. Буденный / Н. Асеев. – Москва: Красная Новь, 1923. – 15 с. (Оригинал хранится в РГБ).
- Асеев Н. Н. Красношейка / Н. Асеев; рисунки В. Ермолаевой. – Москва: Государственное издательство, 1927. – 14 с.: ил. (Оригинал хранится в РГБ).
- Асеев Н. Н. Про заячью службу и про лисью дружбу / стихи Н. Асеева; рис. М. Синяковой. – Москва: Гос. изд-во, 1927. – 18 с.: ил. (Оригинал хранится в РГБ).
- Асеев Н. Н. Цирк / стихи Н. Асеева; рис. М. Синяковой. – Москва: Государственное издательство, 1929. – 11 с.: ил. (Оригинал хранится в РГБ).
- Асеев Н. Н. Кутерьма: Зимняя сказка / Н. Н. Асеев; рисунки А. Дейнека. – Москва: Государственное издательство, 1930. – 16 с.: ил. (Оригинал хранится в РГБ).
- Асеев Н. Н. Первомайские сигналы / Н. Асеев; рис. Ф. Кондратова. – Москва: ОГИЗ, 1931. – 15 с.: ил. (Оригинал хранится в РГБ).
- Асеев Н. Н. Гимн ремесел / Ник. Асеев; рисунки Л. Голованова. – Москва: Детиздат, 1941. – 16 с.: ил. (Оригинал хранится в РГБ).
- Асеев Н. Н. Тешка / Н. Асеев; рисунки В. Трофимова. – Москва: Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1947. – 15 с.: ил.
Начало творческой деятельности
Писать стихи поэт начал во время обучения в Курском реальном училище. Поступив в вуз, продолжил упражняться в сочинении рифм. Первые публикации Асеева датированы 1911 годом. Творения автора напечатаны в журнале «Весна». В 1913 г. стихи поэта опубликовало издание «Лира».
В 1914-1915 гг. Асеев печатался в детском журнале «Проталинка». В это же время поэт стал лидером кружка «Лирика» и выпустил первый сборник «Ночная флейта». В последующие несколько лет вышло еще 4 поэтических сборника:
- «Зор»;
- «Леторей»;
- «Четвертая книга стихов»;
- «Оксана».
Николай Николаевич сотрудничал с кинематографистами. По его сценариям в 1924-1925 гг. сняли 3 фильма:
- Драма «Федькина правда».
- Немой исторический фильм «Броненосец «Потемкин»».
- Эксцентрическая комедия «Необычные приключения мистера Веста в стране большевиков».
В это же время литератор писал на тему пионерства, сотрудничал с газетой «Пионерская правда». Детские стихотворения поэта становились песнями. В творческой копилке Николая Николаевича есть рассказы о животных: «Песни Пищика», «Морская кошка».
Николай стал одним из первых, кто вступил в образованный в 1934 г. Союз писателей. Смерть Владимира Маяковского потрясла Николая. Он написал несколько статей о товарище по перу, а затем в 1940 г. стал автором поэмы «Маяковский начинается». После публикации произведения Асееву вручили Сталинскую премию. В том же году поэт написал продолжение стихотворения Владимира Владимировича «Кем быть?». Свое произведение Асеев назвал «Гимн ремесел».