Живопись
В 1900 г. Николай переезжает о Францию. Здесь он обучается в студиях живописцев Кормона и Пюви де Шаванна. Вернувшись домой, он начинает работать в историческом жанре. Его картины отличались глубоким философским содержанием и знанием истории.
Одновременно с этим Рерих продолжает посещать разные регионы России, все больше и больше узнавая о традициях, быте и менталитете различных народностей. Все это находит свое отражение в его картинах: «Вечер богатырства киевского», «Сходятся старцы, «Идолы» и др.
Начиная с 1905 г
Николай Рерих уделял большое внимание оформлению балетных, оперных и драматических спектаклей. В данный период биографии он делал все возможное для возрождения художественной Руси и сохранения культурного наследия
Рерих достигает больших высот в сферах станковой и монументальной живописи. Тогда же, он стал автором цикла этюдов с архитектурными памятниками России. В 1910 г. он участвовал в археологических экспедициях, в ходе которых смог обнаружить руины древненовгородского кремля.
К тому моменту биографии полотна Николая Рериха уже неоднократно представлялись на международных выставках. Его талант высоко оценивался рядом зарубежных экспертов, вследствие чего картины русского художника приобретали разные музеи, включая Лувр.
В зрелом возрасте в творчестве Рериха сочетаются реализм и символизм. Он экспериментирует с разными жанрами, находясь в поисках цвета. К примеру, он прибег к способу накладывания одного красочного тона на другой, что было положительно отмечено художественными критиками.
Николая Константиновича ценили за его оригинальность и самобытность в живописи. Помимо написания картин, он занимался оформлением книжно-журнальной графики. Он стал автором многих антивоенных полотен, среди которых «Зарево» и «Ангел Последний».
Мужчина по-прежнему продолжал заниматься «спасением» культурного наследия России, обращаясь за поддержкой к императору и другим представителям власти. Незадолго до Октябрьской революции 1917 г. Рерих отправляется в Финляндию.
После госпереворота в России Финляндия закрыла границы, по причине чего Николай не смог вернуться домой. Стоит заметить, что в последующие годы биографии он начал кампанию против большевиков. К тому времени он уже успел поучаствовать в нескольких крупных выставках, проходивших в Европе.
На каждой из них работы Рериха удостаивались наивысших похвал. В 1919 г. он вместе с семьей переезжает в Лондон, а уже в следующем году ему устраивают 3-летнее выставочное турне по американским штатам. В США его полотна также пользуются фантастическим успехом.
В Америке Николай Рерих написал цикл картин «Святые», посвященный русским святыням. Параллельно с этим, он выступает с лекциями, на которых рассказывает о русской культуре.
В скором времени мэтр открывает в Нью-Йорке «Мастер-Институт объединенных искусств», созданный для сближения народов посредством культуры и искусства. Однако, пожалуй, самый значимый след в творческой биографии Рериха оставила его экспедиция в Гималаи.
В 1923 г. Николай вместе с семейством приехал в Индию, куда он уже давно мечтал попасть. Интересен факт, что во время путешествия по этой стране, Рерихи преодолели около 3000 км!
После этого художник отправился в экспедицию по труднодоступным и малоизученным регионам Центральной Азии. За 3 года странствий Рерих собрал богатый материал в археологической, этнографической, лингвистической и художественной областях.
Любопытно, что за эти годы Николай Константинович написал около 500 картин, сумев таким образом запечатлеть множество пейзажей экспедиционного маршрута. Он создал циклы работ «Гималаи», «Учителя Востока», «Матерь Мира» и т.д.
Важно отметить, что осенью 1927 г. под давлением британской разведки, экспедиция была задержана тибетскими властями неподалеку от Лхаса
На протяжении 5 месяцев Рерих с единомышленниками был вынужден находиться в заснеженном высокогорье.
Примечательно, что группе так и не разрешили посетить Лхасу, вследствие чего путешественникам пришлось в крайне тяжелых условиях прокладывать путь в Индию. Биографы до сих пор не могут прийти к единому мнению о том, какова была действительная цель данной экспедиции.
Выдвигались разные версии, включая художественные и этнографические цели, шпионаж в пользу ОГПУ, политические мотивы и поиск Шамбалы. Известно, что Рерих живо увлекался спиритизмом, который пользовался большой популярностью в России той эпохи.
По мнению некоторых советских биографов, со временем у Николая Рериха выработалось крайне отрицательное отношение к спиритизму. Сам он относил себя к мистикам и постоянно находился в поиске разных истин.
Конец счастливой эпохи
Беда подкралась незаметно и постепенно. Сначала как очередной парламентский кризис, потом переворот, война, революция… Картины перестали продаваться, бытовые проблемы вроде трудностей с покупкой дров и привычной еды становились все катастрофичнее. Однако долгое время казалось, что жизнь вернется на круги своя, стоит только перетерпеть.
Семья Рерихов поняла, что настала пора что-то предпринимать, когда постоянный стресс и бытовые неурядицы переросли для Николая в хроническую пневмонию. Надо было выбираться из промозглого города, который лихорадило в преддверии революции.
Осенью 1916 года, собрав студию и кое-какие пожитки и законсервировав петербургский дом, Рерихи отправились в Карелию. Чувствовал ли Николай, закрывая двери, что их былая благополучная жизнь с чаем под абажуром, с уютным чтением у камина, с гостями и всем тем, что он так любил и помнил из детства, навсегда проваливается в небытие? Едва ли. На даче Рерих с новыми силами и надеждами взялся за работу, он планировал вернуться домой с новым циклом картин, даже радовался вынужденному затворничеству.
Однако новости, которые доходили к ним в леса, становились все страшнее. Революционная Россия явно не была комфортным местом для маститых профессоров и художников державной старины. Вскоре карельская дача оказалась на территории воюющей с Россией Финляндии. Опять надо было сниматься и двигаться дальше, в безопасность, туда, где военный кризис еще не заслонил от людей искусство. Друзья в эмиграции помогли Рериху устроить несколько выставок в Финляндии и Швеции, совместно с Леонидом Андреевым они организовали кампанию против варварства большевиков. А в 1919 году семья художника переехала в Лондон.
Для Елены это был восхитительный глоток знакомого воздуха светских салонов, возвращение к нормальной жизни, театры, новые книги для мальчиков, возможность сшить новое платье, в конце концов. Для Николая — необходимость практически с нуля начинать жизнь, когда тебе за сорок и ты привык, что твое имя само открывает все двери. Впрочем, кое-что от былой славы работало на него и здесь.
В Ковент-Гардене, конечно, слышали о дягилевских сезонах, и Рериху удалось устроиться театральным декоратором (впрочем, без больших доходов и большого успеха). Остались кое-какие связи и в выставочном мире — сочувствующие арт-дилеры организовали выставку его новых работ. Увы, не удалось продать ни одной. Однако завязались кое-какие полезные знакомства с американскими художественными критиками. Елена со своей стороны делала все для признания их семьи в местном обществе.
Тут ей неожиданно помог опыт петербургского столоверчения. Рерихи познакомились с членами Теософского общества Блаватской и стали его активными участниками. Эзотерические увлечения оказались эффективными для выживания в незнакомом мире: «братья и сестры» с удовольствием помогали новичкам, тем более что это были не просто эмигранты без денег и профессии, а семья известного художника. Рерих включился в игру: он не только молчал и надувал щеки, исполняя роль гуру, но и сверкал «пронзительными» глазами и даже основал собственное учение — агни-йогу.
Однако даже в качестве эзотерических гуру русским эмигрантам непросто было ассимилироваться в лондонском снобистском обществе. Николай все чаще размышлял над идеей, которая в питерской благополучной жизни была его заветной мечтой, — поехать в Индию с научной экспедицией, затеряться на ее просторах, писать с натуры экзотические пейзажи, невиданные в западном мире, сделать кучу археологических открытий невероятной ценности и вернуться в Европу уже не беглецом, а знаменитым путешественником, который до конца жизни может разбирать материалы и ездить на конференции с докладами.
Все это можно было бы сделать еще и под новым теософским соусом — пусть будут поиски Шамбалы, все что угодно, но нужно однако же немалое финансирование. Ни работа в театре, ни выставки таких денег, естественно, не приносили. Друзья-теософы восхищались новым учением и ходили на обеды, а все-таки на разговоры об экспедиции старались отвечать уклончиво.
Фортуна тем временем сменила гнев на милость и открыла перед Рерихами новые пути: американские друзья позвали художника с семьей в США, где планировалось организовать для него серию выставок по всей стране.
Личная жизнь
В семейной жизни Светлану то и дело постигали неудачи. Первого мужа Светлана Рерих встретила еще в восемнадцатилетнем возрасте. Тогда она была совсем еще юной и неразборчивой девушкой, на которую свалилась настоящая слава. Об их совместной жизни известно не так много информации. Светлана не любит вспоминать об отношениях с мужем, который не поддерживал ее в трудную минуту. В конце 90-х отец Светланы серьезно заболел, в то время как нечистые на руку продюсеры оказывали на певицу существенное давление, требуя деньги. Ситуация обернулась смертью отца, уходом Светланы со сцены и разводом с первым мужем.
На фото: Светлана Рерих с сыном
В 2001 году Светлана Рерих встретила свою вторую любовь — омоновца Сергея. Но их счастье продлилось недолго, так как спустя три года мужчину убили. На этом личная жизнь певицы не завершилась, так как спустя некоторое время она вышла замуж во второй раз. В рамках второго брака появился единственный ребенок Светланы Рерих — сын по имени Даниил.
Пара разошлась когда мальчику было всего полтора года. Своего сына Светлана Рерих была вынуждена воспитывать в одиночку.
Рериховское движение
В зарубежных странах рериховское движение начало развиваться ещё в 20-х годах XX века. Пионерами были США, Латвия, Франция и Маньчжурия. Далее последовало усиление движения в этих и многих других странах мира, включая постсоветское пространство. Общества, посвящённые Рерихам и их учению, продолжают существовать до сих пор. В СССР рериховское движение не приветствовалось. Виной тому была антирелигиозная политика государства, под которую попали не только религии, но и разные околорелигиозные сообщества. Поэтому впервые «Живая этика» появилась в России только в 1957 году. Тогда в страну вернулся старший сын семьи Рерих, Юрий. Он обосновался в Новосибирске, активно выступал и там же в 1960 году организовал первую в Советском Союзе выставку, посвящённую Николаю Рериху. Конечно, не обошлось без осуждения движения в прессе, но крупных гонений не было. По-настоящему популярной Агни-йога стала в период с конца 1980-х до начала 2000-х годов. Тогда, сначала благодаря деятельности Святослава Рериха, а после из-за заинтересованности в рериховских организациях представителей российской науки и культуры, течение распространилось и среди населения.
Рерих Светлана Витальевна
Российская эстрадная певица. Телеведущая. Продюсер.
Светлана Рерих родилась 26 августа 1971 года в городе Уяр, Красноярский край. В 14 лет стала лауреатом конкурса вокалистов, проходившем во Всесоюзном детском . После окончания школы поступила в Красноярский государственный педагогический институт. Во время учебы в институте стала солисткой собственной группы «P.S.», а затем — профессионального коллектива городского дома культуры «Weekend».
Эстрадный дебют Светланы Рерих состоялся в 1989 году, когда песня композитора Андрея Иголкина в ее исполнении заняла одно из первых мест в хит-параде молодежных редакций и радиостанций Урала, Сибири и Дальнего Востока. В эти годы песни Рерих звучат в эфире местных радиостанций и телеканалов Красноярского края, занимают лидирующие места в хит-парадах.
В 1995 году, являясь солисткой Красноярской филармонии, Светлана Рерих получает предложение о записи первого альбома на московской тон-студии «Союз», саунд-продюсером которого стал Язнур Гарипов. В этом же году начинается творческое сотрудничество певицы Светланы Рерих, композитора Николая Погодаева и поэта-песенника Аркадия Юркевича. В июле 1996 года увидел свет дебютный альбом Светланы Рерих «Я ждала тебя». Ко времени выхода альбома песня «Дай мне музыку» уже вошла в состав популярных музыкальных сборников, в том числе «Союз-18». Кроме того, на эту песню был снят дебютный видеоклип.
В мае 1997 года выходит второй альбом Светланы «Ладошки». Наиболее популярные песни альбома «Аленький цветочек» и «Ладошки» с успехом ротировались на радио и были изданы в составе многочисленных музыкальных сборников, в том числе «Союз-19», «Союз-20», «Горячая десятка», «Это все для тебя», «Молодые звезды Союза» и других. Кроме того, для закрепления успеха певицы на песню «Ладошки» режиссер Андрей Лукашевич снял клип. После издания второго альбома последовала череда успешных концертов по России и ближнему зарубежью.
Весной 1998 года вышел третий альбом певицы «Вредная девчонка». Однако он не был так популярен, как предыдущие альбомы исполнительницы. Личные проблемы Светланы свели на нет гастрольную деятельность певицы. Но все же в 1999 году она записывает несколько новых песен, в том числе и «Ты не для меня» в дуэте с Аленой Свиридовой.
В начале 2000 годов Светлана Рерих практически прекратила концертную деятельность. В 2001 году Светлана получает диплом о втором высшем образовании как специалист по связям с общественностью и получает предложение об участии в реализации нескольких PR-проектов.
В 2011 году PR-менеджмент певицы заявил о возвращении Светланы на «большую» сцену. Она готовит новый альбом и возобновляет гастрольную деятельность. Светлана выступает в основном на корпоративных мероприятиях. Во главе компании занимается разработкой подарочных концепций. В 2021 году начала сотрудничество с продюсерским центром ZZCO-music.
Дискография Светланы Рерих
Дискография Светланы Рерих
Я ждала тебя (1996 год)
Просто Дай мне музыку Если Обманщик А остальное не в счёт Я придумаю тайну Не уходи Вижу я Мотивчик Месяц до зимы
Ладошки (1997 год)
Ладошки Аленький цветочек Не везёт в любви Воркута Пусть — Non Stop Мотыльки Ночная Москва Бездомная ворона Я сгораю Не грусти, мама Зачем Если (Remix)
Вредная девчонка (1998 год)
Не пара Вредная Девчонка Ветер в парус Она просто одна В жёлтом сентябре Да и я Уезжаешь ты… Опять зима Ночная птица Тишина Маленькое чудо Ладошки (Club mix)
The best (1998 год)
Интересные факты о Светлане Рерих
Интересные факты о Светлане Рерих
В клипе «Ладошки» снялись молодые студенты московских театральных училищ Максим Аверин и Леонид Барац, а также Сергей Гинзбург.
Светлана сыграла одну из второстепенных ролей в молодёжном сериале «Любовь — не шоу-бизнес».
Светлана является приглашённой ведущей в одной из программ кабельного телевидения о загородной жизни и недвижимости.
«Рерих» — настоящая фамилия Светланы, имеет общие корни со знаменитой фамилией русского художника Николая Константиновича Рериха.
25.08.2018
Институт «Урусвати»
Материалы и данные, которые были собраны Рерихом в ходе экспедиции, требовали обработки, и после окончания путешествия философ основывает Институт «Урусвати». Данные археолог обрабатывал самостоятельно. Если рассматривать перевод названия института, то оно означает свет утренней звезды. В этот период времени проходят последние годы жизни Рериха.
В институте действовали медицинские, ботанические и другие лаборатории, а также проводился широкий спектр работ в области филологии Востока. Стоит отметить, что с этим местом сотрудничало множество популярных научных учреждений. Многие советские ботаники обращались в институт за тем, чтобы получить научную информацию, поэтому «Урусвати» считался полноценным научным центром для многих экспертов в различных отраслях.
Экспедиции художника
Мужчину привлекала не только художественная деятельность, но и путешествия, а также археология. Поэтому он смог достичь огромных высот в экспедиции, которую сам же и возглавил.
Рерих провел две важные экспедиции, одна из которых была Центрально-Азиатской, а вторая – Маньчжурской. Обе поездки подробно отображались в дневниках археолога, в период экспедиций проводились различные разведки. Имеются даже рассекреченные документы Рериха, которые поразили многих экспедиторов.
Художник в путешествие
Мне нравится1Не нравится
Центрально-Азиатская экспедиция
В начале декабря 1923 года философ посещает Индию, где налаживает культурные и даже деловые связи. Главным шагом экспедиции являлось то, что путешественники прошли через Кашмир, Китай, СССР, Сибирь и другие области мира.
Целью поездки была художественная предрасположенность, а также государственное объединение буддизма с коммунизмом. Все цели были достигнуты в короткие сроки благодаря его стремлению и интересу.
Маньчжурская экспедиция Николая Рериха
Рерих разделял идеи евразийства и панмонголизма и к 30-м годам понял, что процесс «единения Азии» должен начаться с северо-востока Китая и Монголии. В связи с этим он организует долгосрочную экспедицию в этот регион, в чем ему помог министр сельского хозяйства США Уоллес. Рерих должен был также собрать семена растений, которые предотвратили бы эрозию.
Экспедиция длилась с 1934 по 1935 год, затронула Маньчжурию, Пекин, Внутреннюю Монголию, Корею, Японию и восточное побережье Китая. Было собрано огромное количество образцов лекарственных и прочих растений, проведены встречи со многими азиатскими политическими деятелями, поддержана деятельность политических и военных белоэмигрантских обществ.
Деятельность такого рода не устроила американские власти, в связи с чем экспедиция Рериха была досрочно свернута, как и его учреждения в США.
Творчество Николая Рериха
В 1897 году Николай оканчивает Академию художеств, представив на диплом картину «Гонец», которую потом купит Третьяков для своей галереи. В 1890-е годы Рерих пишет много картин, среди которых: «Сходятся старцы», «Плач Ярославны», «Начало Руси. Славяне» и многие другие, написанные в историческом жанре живописи.
Картины Рериха явно выделяются на фоне его коллег-художников, они наполнены особым смыслом и красками. К 24 годам Николай стал помощником директора музея и помощником редактора журнала одновременно.
В Императорском Обществе поощрения художников талантливый художник продвигается по службе, в результате чего дослужившись до титулярного советника, получает право принять личное дворянство. Несмотря на полученное дворянство, Рерих продолжает рисовать быт славян, изучать историю и заниматься археологией.
Николай Константинович Рерих «Гонец», 1897 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Продвигается он и по службе, получает весомую должность и становится известным и уважаемым человеком. Его творчество высоко оценивают критики-современники. И всего этого он достиг к тридцати годам.
1902 и 1904 года ознаменовались для четы Рерихов появлением сыновей Юрий и Святослав. Николай Константинович много путешествовал по России и до женитьбы, а после неё уже вместе с женой совершил большое путешествие по России, особенно, по историческим местам. Они изучают корни русской культуры, архитектуру, делают фотографии, а Николай создает целую серию картин.
Рерих был удивительно талантливым человеком, сотрудничал с архитекторами, например, известным Щусевым, создавал театральные декорации, работал в журнале. Он создавал оформления для “Русских сезонов” Дягилева, проходивших в Париже.
Николай Константинович Рерих «Заморские гости», 1901 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
С 1905 года Николай Константинович начинает работать в живописи на восточную тематику. Появляются такие работы как: «Девассари Абунту», «Границы царства», «Лакшми-победительница», «Индийский путь», «Заповедь Гайатри» и другие.
Семья Рерихов изучает культуру Древнего Востока и Древних славян, находя в них много общего. Николай Константинович изучает труды восточных мыслителей, знакомится с творчеством индийских литераторов, самым известным из которых был Рабиндранат Тагор. Рерих планирует экспедицию в Индию и открытие музея индийской культуры в столице.
Предчувствую военные настроения в мире, накануне Первой Мировой войны художник пишет картины, призывающие к миру. В это время Николай Константинович призывает к охране и сохранению исторического и культурного наследия человечества, что выльется затем в Пакт о защите культурных ценностей.
Рерих «Сан-Джиминьяно», 1906 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Будучи серьезно болен воспалением легких в 1916 году, художник вынужден выехать в Финляндию для восстановления после болезни, которая на тот момент являлась частью Российской Империи.
В 1917 году, когда произошла революция, Финляндия стала независимым государством и семья Рерихов оказалась за границей сама того не желая. Пребывание за границей оказалось для талантливого Николая Константиновича плодотворным временем, его картины выставляли на выставках в Финляндии, Швеции, Дании, он пишет повести, пьесы, статьи, создает новую серию картин, посвященных Карелии.
Святослав Рерих «Профессор Николай Рерих», 1937 годМестонахождение: Государственный музей искусства народов Востока, Москва, Россия
В Финляндии его избирают членом Художественного общества, а в Швеции награждают королевским орденом «Полярной Звезды» 2-й степени. Также Рерих ездит в бывшую и переименованную столицу Петроград, занимаясь защитой культурного наследия России, участвует в кампании против большевиков.
В Скандинавии Рерихов не покидает желание о поездке в Индию. Младший сын Святослав вспоминает:
Рерихи предполагают, что индийская и древнерусская культуры имеют один корень, это они и хотят исследовать в стране специй.
Николай Константинович Рерих «Матерь Мира»,1924 годМестонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США
Отъезд из России
* В 1916 в связи с ухудшением здоровья Николая Константиновича, по совету врачей его семья переезжает в Финляндию. По делам службы Н.К.Рерих изредка приезжает в Санкт-Петербург.* Начавшаяся вскоре революция и гражданская война отрезали художника от родины. Н.К.Рерих вместе с семьей оказался за границей.* Н.К.Рерих участвует в европейских выставках, а через два года, по приглашению Чикагского института искусств, уезжает в Америку. Здесь его выставки имеют оглушительный успех.* За 2,5 года в США его персональная передвижная выставка объезжает десятки крупнейших городов. И везде имя Н.К.Рериха вызывает интерес.* В это время Николай Константинович рисует эскизы для Чикагской оперы, читает лекции о русском искусстве, пишет серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Санкта», «Мечты мудрости».* Вокруг Рериха собирается круг сотрудников, которые по его инициативе создают целый ряд культурных организаций: Международный центр искусств, Музей Рериха, Объединение художников, Институт Объединенных искусств.* Под руководством Н.К.Рериха разворачивается огромная культурная деятельность: выставочная, издательская, образовательная.* В Институте были созданы секции живописи, музыки, хореографии, архитектуры, театра, литературы и лекторий с научным и философским отделениями. Здесь могли учиться и дети и взрослые.
История
Детство и юность Рериха прошли в Петербурге и в Изваре. В Изваре сформировалась любовь Рериха к природе и к старине. Здесь начиналось знакомство Рериха с родной историей. Окрестные курганные поля пробудили в мальчике интерес к археологии («От малых лет потянуло к этим необычным странным буграм, в которых постоянно находились занятные металлические древние вещи»), еще с детства он участвовал в их раскопках. Извара стала мастерской начинающего художника. Здесь задуман и частично написан цикл «Славянская сюита».
В 1897 году Рерих окончил Высшее художественное училище, его дипломную картину «Гонец» из славянского цикла приобрел для своей галереи Павел Третьяков. Лев Толстой сказал о «Гонце»: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше — жизнь всё снесёт. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт!».
С 1923 по 1928 год Николай Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, во время которой вместе с женой Еленой Рерих и сыном Святославом посетил Сибирь и Алтай, а также Индию, Монголию и Тибет. Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через Горный Алтай. Интерес Рериха к Сибири и Алтаю был вызван тем, что эти места воспринимались как рубеж, где произошёл синтез культур Востока и Запада. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне – древнейшем алтайском селе. Здесь был центр экспедиционной работы Центрально-Азиатской экспедиции на Алтае.В экспедиционном дневнике Рерихов об этих местах написано: «Приветлива Катунь. Звонки синие горы, Бела Белуха. Ярки цветы и успокоительны зелёные травы и кедры. Кто сказал, что жесток и неприступен Алтай? Чьё сердце убоялось суровой мощи и красоты».
Алтай серьезно повлиял на мировоззрение, творческий стиль художника и был многократно запечатлен в его картинах. Так, картина «Оттуда» (1935 – 1936) навеяна легендами о таинственной стране благоденствия — Беловодье. Беловодье в чем-то сродни загадочной Шамбале. На картине изображена женщина в белых одеждах, которая идет на зрителя от стороны ледников и скал по узкому мостику через бурную горную реку. Она идет к людям, чтобы делиться духовными знаниями.
После окончания экспедиции семья Рерихов поселилась в Индии, где художник провел последние годы своей жизни.
Из писем
Письмо П.Ф.Беликова — Н.М.Иванниковой 25 марта 1976
«Вы спрашиваете о родственниках Н.К. Шведский род Рерихов осел давно вблизи Балтийского побережья около быв Газенпота (замок построен еще в XIII веке рыцарями Тевтонского ордена). Оттуда пошло несколько линий Рерихов. Ближайшая, которую я проследил, шла от брата деда Н.К. — Александра Федоровича Рериха. У него была дочь Мария, в замужестве за проф Кузнецовым. Их дочь — Елена Николаевна (1864-1932) — была замужем за внуком изв ученого А.В.Советова. Но мужская линия, а следовательно, и фамилия Рерих здесь продолжения не имеют. Фамилия не продолжилась также по линиям братьев Н.К. — Бориса и Владимира. Последний как раз жил после революции в Харбине, и его-то имя упоминается в 141 № третьего раздела посланной Вами библиографии.
К Николаю Константиновичу ближе был Борис, в 1934-35 годах Н.К. встречался на Дальнем Востоке и с Владимиром, но близких контактов между ними не установилось. В Латвии оставались в окрестностях Газенпота (теперь Айзпуте) Рерихи, но это уже какие-то очень отдаленные линии, не имеющие прямой связи с самым старым предком, которого мне удалось проследить. Это был владетель имения, числившийся также и в воинских списках Георгий (Юрис) Рерих, 1758 г. рождения. По этой линии глубже проникнуть мне не удалось».
Годы революции
Небесный бой 1912 г.
В марте 1917-го Николай Рерих на квартире Горького в Петрограде в числе прочих обсуждал меры по охране культуры, но от должности министра изящных искусств, предложенной Временным правительством, отказался. Состояние здоровья вынудило деятельного художника уехать с семьёй в Карелию (г. Сердоболь). Снимает здесь дом, пишет картины, обдумывает реорганизационные планы Рисовальной школы, пару раз выезжал на короткое время в Петроград. В 1918 году город Сердоболь оказывается отрезанным от Родины в связи с отделением Финляндии и закрытием границы. Осенью художник перевозит семью в Выборг, самый интернациональный город Финляндии, в котором как раз к осени после кровопролитных военных действий наступил мир.
С конца 1918 года Рерих как признанный именитый художник работает в Художественном обществе Финляндии, регулярно выставляется, пишет эскизы к театральным постановкам, вместе с семьёй совершает поездки в Швецию, Норвегию и Лондон.
Семья Николая Константиновича Рериха
Начнем изучение биографии Николая Рериха с его дедушки, от которого и досталась фамилия, ставшая затем столь известной. Звали его Фридрих Иоганн, дворянином по происхождению он не был, состоял на государственной службе в Риге, окончил её он в чине губернского секретаря.
Как известно, в ту пору Латвия была частью Российской Империи. Дед Николая был трижды женат и имел немало детей, лишь от последней жены – шестерых.
До последнего брака у Фридриха Иоганна была внебрачная связь с женщиной, от которой родилось трое сыновей, среди которых оказался и отец Николая Рериха.
Дедушка Рериха прожил 104 года, по тем временам, жизнь достаточно долгую, видел войну 1812 года, хоть сам и не участвовал, так как был слишком юн. Сын Константин, который нам интересен, родился 1 июля 1837 года, он стал нотариусом и работал в Санкт-Петербурге, где стал известным и уважаемым человеком.
Николай Рерих в детстве, 1886 год
В столице Константин стал на русский манер Федоровичем, а не Фридриховичем и отбросил вторые имена Кристоф Трауготт Глауберт. Он получил гимназическое образование и первое время работал кассиром на фабрике Бюттнера, а затем перешел на службу в Главное общество Российских железных дорог, там он служил рисовальщиком.
По службе Константин оказался в городе Острове, где встретил свою будущую жену. Ею стала дочь купца Мария Васильевна Калашникова. В 1863 году Константин Рерих поменял сословие на купеческое, уплатив необходимый налог. В 1867 году становится нотариусом и служит в Санкт-Петербургском окружном суде. Николай – один из десяти детей Константина Федоровича, родился 27 сентября 1874 года в Петербурге.
Семья Рерихов, Николай крайний справа, 1886 год
Институт «Урусвати»
* Обширные научные материалы, собранные во время экспедиции, требовали систематизации и обработки. В 1928 году Н.К.Рерих основывает в Индии высокогорный Институт научных исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет утренней зари».
* Н.К.Рерих привлёк к сотрудничеству и обмену информацией десятки научных учреждений Азии, Европы, Америки.* Из института «Урусвати» поступали научные материалы в Мичиганский университет, Нью-Йоркский ботанический сад, Пенджабский университет, Парижский музей естественной истории, Гарвардский университет.* Директор Института генетики АН СССР академик Н.И.Вавилов обращался в институт «Урусвати» за информацией и получал семена для своей уникальной ботанической коллекции.* Сотрудникам института «Урусвати», при участии лам-лекарей, удалось составить первый в мире атлас тибетских лекарственных трав.* Работала биохимическая лаборатория, велось исследование космических лучей в высокогорных условиях, выпускался научный сборник.* В настоящее время в институте находится музей, где можно познакомиться с документами того времени.* Работой института руководил старший сын Н.К.Рериха — Юрий Николаевич, к тому времени всемирно известный учёный-востоковед и лингвист.* Младший сын Н.К.Рериха — Святослав Николаевич, всемирно известный художник и учёный, изучал древнее искусство народов Азии и занимался вопросами тибетской фармокопеи.