Петр Вельяминов
Известному советскому актеру, а кроме того, продолжателю старинной дворянской династии, пришлось в молодости пройти через сталинские лагеря. Его отец, внучатый племянник знаменитых генералов XIX века Ивана и Алексея Вельяминовых, несмотря на свой переход на сторону Красной армии, в 1930 году был арестован и провел в лагерях в общей сложности 17 лет.
Петр Вельяминов
17-летний Петр был арестован в 1943 году по обвинению в участии в антисоветской организации, приговорен к 10 годам исправительных работ в лагерях. Скорее всего его арест был связан с арестом отца, бывшего царского офицера.
Уже в лагере Петр узнал, что его мать была также арестована. Молодого парня настолько потрясла эта новость, что он вскрыл себе вены. Но врачам удалось спасти будущего великого артиста.
После отбытия 9 лет был освобожден и поселился в Абакане. Работал на лесосплаве, а потом устроился в местный театр, где и началась его актерская карьера.
Всесоюзную славу ему принес сериал «Тени исчезают в полдень», режиссеры Краснопольский и Усков увидели талантливого артиста в Свердловском театре драмы и сразу поняли: он – тот, кто им нужен. После этого фильма кинокарьера Вельяминова резко пошла в гору, он переехал в Ленинград.
Основа философских поисков Заболоцкого
Со стихотворения «Меркнут знаки зодиака» начинается таинство зарождения главной темы, «нерва» творческих поисков Заболоцкого — впервые звучит Трагедия Разума. «Нерв» этих поисков в дальнейшем заставит его обладателя уделить куда как больше строчек философской лирике. Через все его стихотворения пролегает путь напряжённейшего вживания индивидуального сознания в загадочный мир бытия, который неизмеримо шире и богаче созданных людьми рассудочных конструкций. На этом пути поэт-философ претерпевает существенную эволюцию, в ходе которой можно выделить 3 диалектические стадии: 1926—1933 гг.; 1932—1945 гг. и 1946—1958 гг.
Заболоцкий читал много и с увлечением: не только после публикации «Столбцов», но и раньше он читал труды Энгельса, Григория Сковороды, работы Климента Тимирязева о растениях, Юрия Филипченко об эволюционной идее в биологии, Вернадского о био- и ноосферах, охватывающих всё живое и разумное на планете и превозносящих и то, и другое как великие преобразовательные силы; читал теорию относительности Эйнштейна, приобретшую широкую популярность в 1920-е годы; «Философию общего дела» Николая Фёдорова.
К публикации «Столбцов» у их автора уже была собственная натурфилософская концепция. В её основе лежало представление о мироздании как единой системе, объединяющей живые и неживые формы материи, которые находятся в вечном взаимодействии и взаимопревращении. Развитие этого сложного организма природы происходит от первобытного хаоса к гармонической упорядоченности всех её элементов, и основную роль здесь играет присущее природе сознание, которое, по выражению того же Тимирязева, «глухо тлеет в низших существах и только яркой искрой вспыхивает в разуме человека». Поэтому именно Человек призван взять на себя заботу о преобразовании природы, но в своей деятельности он должен видеть в природе не только ученицу, но и учительницу, ибо эта несовершенная и страдающая «вековечная давильня» заключает в себе прекрасный мир будущего и те мудрые законы, которыми следует руководствоваться человеку.
В 1931 году Заболоцкий познакомился с работами Циолковского, которые произвели на него неизгладимое впечатление. Циолковский отстаивал идею разнообразия форм жизни во Вселенной, явился первым теоретиком и пропагандистом освоения человеком космического пространства. В письме к нему Заболоцкий писал: «…Ваши мысли о будущем Земли, человечества, животных и растений глубоко волнуют меня, и они очень близки мне. В моих ненапечатанных поэмах и стихах я, как мог, разрешал их».
«Намерение сделаться писателем окрепло во мне»
Николай Заболоцкий до переезда семьи в Сернур. Иллюстрация из книги Никиты Заболоцкого «Первоначальный строй его души: к биографии Н.А. Заболоцкого». Альманах библиофила, выпуск 22, Москва, 1987
Родители Николая Заболоцкого — Алексей и Лидия Заболотские (в центре в верхнем ряду) в кругу родственников и знакомых на крыльце своего дома. Иллюстрация из книги Никиты Заболоцкого «Первоначальный строй его души: к биографии Н.А. Заболоцкого». Альманах библиофила, выпуск 22, Москва, 1987
Николай Заболоцкий в детстве. 17 августа 1913. Уржум, Кировская область. Фотография: persons-info.com
Николай Заболоцкий родился в 1903 году на ферме недалеко от Казани. Его отец, Алексей Заболоцкий, работал агрономом, управлял частным хозяйством и внедрял новые методы земледелия, чтобы увеличить урожаи. В 1905 году он открыл курсы для пчеловодов, где сам же преподавал. Мать будущего поэта, Лидия Дьяконова, преподавала в сельской школе. После замужества она оставила работу и воспитывала шестерых детей. Николай Заболоцкий был старшим из них.
В доме было много книг. Заболоцкий вспоминал: «С 1900 г. отец выписывал «Ниву», и понемногу из приложений к этому журналу у него составилось порядочное собрание русской классики, которое он старательно переплетал и приумножал случайными покупками. Этот отцовский шкаф с раннего детства стал моим любимым наставником и воспитателем». Дети много времени проводили на свежем воздухе. Отец часто брал Николая Заболоцкого в поле, показывал, как правильно сажать растения и ухаживать за ними.
В 1910 году отец нашел новую работу, и семья переехала в село Сернур Уржумского уезда (сейчас это территория Республики Марий Эл). Поэт писал: «Мои первые неизгладимые впечатления природы связаны с этими местами. Вдоволь наслушался я там соловьев, вдоволь насмотрелся закатов и всей целомудренной прелести растительного мира». В семь лет Николай Заболоцкий сочинил первое стихотворение, а вскоре решил стать писателем. Он много читал, а потом пересказывал сюжет книги друзьям в селе. В 1912 году, когда в России праздновали 100-летие победы в Отечественной войне, будущий поэт рассказывал о жизни Наполеона, полководцев Михаила Кутузова и Михаила Барклая-де-Толли. Поэт вспоминал: «Мы, дети, очень увлекались рассказами об этой войне. Летом мы целыми днями играли в войну: наделали себе из бумаги треуголок, из палок — сабель, пик, ружей, и храбро сражались с крапивой, которая изображала собой французов».
В 1913 году Николай Заболоцкий поступил в Уржумское реальное училище. Его любимыми предметами стали история, рисование и химия: с разрешения отца будущий поэт по выходным проводил опыты в сарае. Не бросал Заболоцкий и литературу: много читал и писал сам. Особенно увлекали его стихотворения Александра Блока и Константина Бальмонта. На старших курсах он сочинил поэму «Уржумиада» о жизни в селе Сернур. В 1917 году, когда началась революция, в уезд приехали агитировать за советскую власть представители столичной интеллигенции: музыканты, учителя, актеры. Заболоцкий вспоминал: «Некоторые из них поощряли мои литературные опыты, советовали больше работать, ехать в центр. Намерение сделаться писателем окрепло во мне».
Любовный треугольник
В ноябре 1954 г. Николай Алексеевич слег с инфарктом. Екатерина Васильевна днями и ночами дежурила у постели больного мужа. Навещал друга и Василий Семенович Гроссман, приносил гостинцы, делился новостями. Как-то он встретил Заболоцкую во дворе их дома на Беговой, когда она торопилась к больницу, и предложил прогуляться. Неожиданно для себя женщина согласилась. Вскоре встречи стали регулярными. Чувства захватили двух уже немолодых людей, оба с нетерпением ждали этих совместных прогулок и в то же время понимали, что поступают неправильно. О раздиравших его в то время сомнениях Василий Семенович писал в нашумевшем романе «Жизнь и судьба»: «Ему казалось, что эта женщина, чьи пальцы он только что целовал, могла бы заменить ему все, чего он хотел в жизни, о чем мечтал, – и славу, и радость всенародного признания! Конечно, он не имел права думать о жене своего друга так, как думал о ней. Он не имел права тосковать по ней. Он не имел права тайно встречаться с ней. Расскажи ему кто-либо подобную историю, он был бы возмущен. Обманывать жену! Обманывать друга! Но он тосковал по ней, мечтал о встречах с ней».
Наконец, Екатерина Васильевна не выдержала и рассказала о своей тайне мужу. Заболоцкий был взбешён и обескуражен одновременно. Такого он от своей покладистой и милой жены никак не ожидал. Гроссману было отказано от дома, а с Екатериной Васильевной поэт теперь обращался так, будто та была служанкой. Несмотря на запрет врачей Николай Алексеевич вновь стал крепко выпивать, порой по трое суток не выходя из своего кабинета. Екатерина Васильевна не находила себе места, всячески пыталась наладить отношения, но наткнувшись на глухую стену непонимания, в один день собрала в старый саквояж самые необходимые вещи и ушла от мужа. Узнав об этом, Василий Семенович тоже расстался с женой. Они поселились на съёмной квартире, на окраине Москвы. Екатерина Васильевна тут же дала в газету объявление о разводе с Заболоцким, однако Гроссман афишировать свой уход из семьи не спешил.
Стихи
На службу Заболоцкого определяют в Ленинград, откуда тот уже через год увольняется в запас. И если в молодости ранние стихи поэта рассказывали о переживаниях юнца из деревни и его воспоминаниях, то после армии его мировоззрение меняется, что помогает создать собственный, ни на кого не похожий стиль повествования. Так в библиографии поэта появляются первые стоящие произведения.
Николай Заболоцкий в молодости
После армии Николай попадает в обстановку последних лет новой экономической политики, которая стала основой для стихов поэта, пропитанных сатирой. Поздние произведения он объединил в одну книгу, названную «Столбцы». На обложку издания поместили портрет поэта.
Книга издана в 1929 году, сразу после выхода она вызвала в прессе массу негативных комментариев. Несмотря на это, мужчина налаживает отношения с журналом «Звезда», в котором в дальнейшем печатаются другие стихи автора, вошедшие во вторую, неопубликованную, редакцию сборника.
Следующее издание, которое состояло из поэзии Заболоцкого, созданной в период с 1926 по 1932 годы, уже было напечатано, однако читатели так его и не увидели. А произведение Николая Алексеевича «Торжество земледелия», вызвало новый поток негатива на автора. Такое отношение к творчеству заставило поэта все больше убеждаться, что ему не дадут реализоваться в поэзии в собственном оригинальном направлении. Это и объясняет творческий спад Николая, который длился до 1935 года.
Николай Заболоцкий за работой
На жизнь мужчина зарабатывал в двух журналах под руководством Самуила Маршака, писал детские стихи и прозы, а также переводи рассказы зарубежных авторов. Так Николай постепенно укрепил свои позиции в литературных кругах бывшего Ленинграда, и следующие несколько лет написанные им стихи получали одобрение.
В 1937-м он даже выпустил «Вторую книгу», состоящую из 17 стихов. И примерно в то же время работал над переводом произведения «Слово о полку Игореве», собственной поэмой «Осада Козельска», а также другими сочинениями и переводами. Однако кажущееся благополучным время оказалось обманчивым.
«Намерение сделаться писателем окрепло во мне»
Николай Заболоцкий до переезда семьи в Сернур. Иллюстрация из книги Никиты Заболоцкого «Первоначальный строй его души: к биографии Н.А. Заболоцкого». Альманах библиофила, выпуск 22, Москва, 1987
Родители Николая Заболоцкого — Алексей и Лидия Заболотские (в центре в верхнем ряду) в кругу родственников и знакомых на крыльце своего дома. Иллюстрация из книги Никиты Заболоцкого «Первоначальный строй его души: к биографии Н.А. Заболоцкого». Альманах библиофила, выпуск 22, Москва, 1987
Николай Заболоцкий в юности. Уржум, Республика Марий Эл, 1919 год. Иллюстрация к сборнику Екатерины Заболоцкой, Адриана Македонова и Никиты Заболоцкого «Воспоминания о Н. Заболоцком». Москва: издательство «Советский писатель», 1984
Николай Заболоцкий родился в 1903 году на ферме недалеко от Казани. Его отец, Алексей Заболоцкий, работал агрономом, управлял частным хозяйством и внедрял новые методы земледелия, чтобы увеличить урожаи. В 1905 году он открыл курсы для пчеловодов, где сам же преподавал. Мать будущего поэта, Лидия Дьяконова, преподавала в сельской школе. После замужества она оставила работу и воспитывала шестерых детей. Николай Заболоцкий был старшим из них.
В доме было много книг. Заболоцкий вспоминал: «С 1900 г. отец выписывал «Ниву», и понемногу из приложений к этому журналу у него составилось порядочное собрание русской классики, которое он старательно переплетал и приумножал случайными покупками. Этот отцовский шкаф с раннего детства стал моим любимым наставником и воспитателем». Дети много времени проводили на свежем воздухе. Отец часто брал Николая Заболоцкого в поле, показывал, как правильно сажать растения и ухаживать за ними.
В 1910 году отец нашел новую работу, и семья переехала в село Сернур Уржумского уезда (сейчас это территория Республики Марий Эл). Поэт писал: «Мои первые неизгладимые впечатления природы связаны с этими местами. Вдоволь наслушался я там соловьев, вдоволь насмотрелся закатов и всей целомудренной прелести растительного мира». В семь лет Николай Заболоцкий сочинил первое стихотворение, а вскоре решил стать писателем. Он много читал, а потом пересказывал сюжет книги друзьям в селе. В 1912 году, когда в России праздновали 100-летие победы в Отечественной войне, будущий поэт рассказывал о жизни Наполеона, полководцев Михаила Кутузова и Михаила Барклая-де-Толли. Поэт вспоминал: «Мы, дети, очень увлекались рассказами об этой войне. Летом мы целыми днями играли в войну: наделали себе из бумаги треуголок, из палок — сабель, пик, ружей, и храбро сражались с крапивой, которая изображала собой французов».
В 1913 году Николай Заболоцкий поступил в Уржумское реальное училище. Его любимыми предметами стали история, рисование и химия: с разрешения отца будущий поэт по выходным проводил опыты в сарае. Не бросал Заболоцкий и литературу: много читал и писал сам. Особенно увлекали его стихотворения Александра Блока и Константина Бальмонта. На старших курсах он сочинил поэму «Уржумиада» о жизни в селе Сернур. В 1917 году, когда началась революция, в уезд приехали агитировать за советскую власть представители столичной интеллигенции: музыканты, учителя, актеры. Заболоцкий вспоминал: «Некоторые из них поощряли мои литературные опыты, советовали больше работать, ехать в центр. Намерение сделаться писателем окрепло во мне».
Георгий Жженов
Еще один известный советский актер, прошедший сталинские лагеря. Молодой Жженов в начале 1930-х успел попробовать себя в роли циркового артиста, а потом поступил в Ленинградский институт сценических искусств, успел сняться в нескольких фильмах.
Георгий Жженов
Сначала в 1934 году был арестован брат Георгия Борис – осужден на семь лет лагерей. От той же участи Жженова тогда спас Сергей Герасимов, преподававший в институте сценических искусств. Однако в 1938 году Георгия все же арестовали… Во время путешествия на съемки фильма «Комсомольск» актер познакомился с иностранным атташе – они оказались попутчиками. После короткого знакомства в купе поезда Жженов встречался с ним еще пару раз – и это стало поводом для обвинения молодого человека в шпионаже.
В итоге в 1939 году был приговорен к пяти годам лагерей, этапирован на Колыму. Работал на приисках, был шофером, диспетчером в гараже. После отбытия срока наказания был осужден еще на 21 месяц лагерей. Уже в заключении стал участвовать в местных спектаклях. После освобождения в 1946 году играл в Магаданском театре по найму. Далее отправился в Свердловск, проживал в Павлово Горьковской области.
В 1949 году был арестован повторно, приговорен к ссылке в Норильск за шпионаж. Там познакомился со своей будущей женой, находившейся на поселении. До 1953 года проработал в местном театре.
В 1955 году полностью реабилитирован, переехал в Ленинград.
Прощение
Чтобы заглушить боль от разлуки с женой Заболоцкий начал встречаться с Натальей Александровной Роскиной, 28-летней дочерью известного критика, чеховеда А. И. Роскина, и уже на втором свидании сделал ей предложение. Девушка ответила согласием, и Николай Алексеевич переехал к ней, в коммуналку на Первой Мещанской. Вместе они прожили полтора месяца, но ссориться по воспоминаниям самой Роскиной начали едва ли не с первого дня. Наконец, поэт, уставший от бесконечных обид и раздоров, заявил, что хочет быть один, и вернулся в квартиру на Беговой. В память об отношениях с Натальей Александровной он написал своё знаменитое стихотворение, вошедшее в четвёртый, последний прижизненный сборник (1957 г.):
По возвращении домой Николай Алексеевич ушёл в тяжёлый запой. Навещавшие его друзья всегда заставали одну и ту же картину: небрежно одетый поэт сидел за столом и пил водку под «Болеро» Равеля. Когда запись заканчивалась, Заболоцкий нетвердым шагом подходил к проигрывателю и ставил пластинку заново.
Между тем у Екатерины Васильевны и Василия Гроссмана семейная жизнь тоже не складывалась. Оба были слишком ответственными людьми, и беспокойство за бывших супругов их тяготило. Василий периодически навещал свою жену и оставался на Беговой «поработать в своём кабинете». Узнав об этом, Арсений Тарковский намекнул Заболоцкому, что неплохо бы и ему встретиться с Екатериной Васильевной. После нескольких решительных отказов Николай Алексеевич сдался и разрешил супруге приехать. Так Екатерина Васильевна стала дважды в неделю наведываться к поэту, прибиралась, стирала, готовила и однажды вернулась насовсем.
Библиография
Столбцы / Обл. М. Кирнарского. — Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1929. — 72 с. — 1 200 экз.Таинственный город. — М.-Л.: ГИЗ, 1931 (под псевдонимом Я. Миллер)Вторая книга: Стихи / Пер. и титул С. М. Пожарского. — Л.: Гослитиздат, 1937. — 48 с., 5 300 экз.Стихотворения / Ред. А. Тарасенков; худ. В. Резников. — М.: Сов. писатель, 1948. — 92 с. — 7 000 экз.Стихотворения. — М.: Гослитиздат, 1957. — 200 с., 25 000 экз.Стихотворения. — М.: Гослитиздат, 1959. — 200 с., 10 000 экз. — (Б-ка советской поэзии).Избранное. — М.: Сов. писатель, 1960. — 240 с., 10 000 экз.Стихотворения / Под общей редакцией Глеба Струве и Б. А. Филиппова. Вступительные статьи Алексиса Раннита, Бориса Филиппова и Эммануила Райса. Washington, D.C.; New York: Inter-Language Literary Associates, 1965.Стихотворения и поэмы. — М.; Л.: Сов.писатель, 1965. — 504 с., 25 000 экз. (Б-ка поэта. Большая серия).Стихотворения. — М.: Художественная литература, 1967Избранное. — М.: Детская литература, 1970Змеиное яблоко. — Л.: Детская литература, 1972Избранные произведения: В 2 т. — М.: Худож. лит-ра, 1972.Избранное. — Кемерово, 1974Избранное. — Уфа, 1975Стихотворения и поэмы. — М.: Современник, 1981Стихотворения. — Горький, 1983Собрание сочинений: В 3 т. — М., Худож. лит-ра, 1983—1984., 50 000 экз.Стихотворения. — М.: Советская Россия, 1985Стихотворения и поэмы. — М.: Правда, 1985Стихотворения и поэмы. — Йошкар-Ола, 1985Стихотворения. Поэмы. — Пермь, 1986Стихотворения и поэмы. — Свердловск, 1986Вешних дней лаборатория: Стихотворения (1926—1937 годы) / Гравюры Ю. Космынина. — М.: Молодая гвардия, 1987. — 175 с. — 100 000 экз. (В молодые годы).Как мыши с котом воевали / Рис. С. Ф. Бобылева. — Ставрополь: Ставропольское кн. изд-во, 1988. — 12 с.Журавли / Худ. В. Юрлов. — М.: Сов. Россия, 1989. — 16 с.Стихотворения. Поэмы. — Тула, 1989Столбцы и поэмы: Стихотворения / Оформление Б. Тржемецкого. — М.: Художеств. лит-ра, 1989. — 352 с., 1 000 000 экз. — (Классики и современники: Поэтич. б-ка).Столбцы: Стихотворения. Поэмы. — Л.: Лениздат, 1990. — 366 с., 50 000 экз.Избранные сочинения. Стихотворения, поэмы, проза и письма поэта / Сост., вступит. статья, примеч. Н. Н. Заболоцкого. — М.: Художеств. лит-ра, 1991. — 431 с. — 100 000 экз. (Б-ка классики).История моего заключения. — М.: Правда, 1991. — 47 с., 90 000 экз. — (Б-ка «Огонек»; № 18).Как мыши с котом воевали: Стихи / Худ. Н. Шеварев. — М.: Малыш, 1992. — 12 с.Столбцы. — СПб., Северо-Запад, 1993Огонь, мерцающий в сосуде…: Стихотворения и поэмы. Письма и статьи. Жизнеописание. Воспоминания современников. Анализ творчества. — М. Педагогика-Пресс, 1995. — 944 с.Столбцы и поэмы. — М.: Русская книга, 1996Меркнут знаки Зодиака: Стихотворения. Поэмы. Проза. — М.: Эксмо-Пресс, 1998. — 480 с. — (Домашняя библиотека поэзии).Поэтические переводы: В 3 т. — М.: Терра-Книжный клуб, 2004. — Т. 1: Грузинская классическая поэзия. — 448 с.; Т. 2: Грузинская классическая поэзия. — 464 с.; Т. 3: Славянский эпос. Грузинская народная поэзия. Грузинская поэзия ХХ в. Европейская поэзия. Восточная поэзия. — 384 с. — (Мастера перевода).Стихотворения. — М.: Прогресс-Плеяда, 2004. — 355 с.Не позволяй душе лениться: Стихотворения и поэмы. — М.: Эксмо, 2007. — 384 с. — (Золотая серия поэзии).Лирика. — М.: АСТ, 2008. — 428 с.Стихи о любви. — М. Эксмо, 2008. — 192 с. — (Стихи о любви).Я воспитан природой суровой. — М.: Эксмо, 2008. — 558 с.Стихотворения и поэмы. — М.: Де Агостини, 2014. — (Шедевры мировой литературы в миниатюре).
-
Назад
-
Вперёд
Добавить комментарий
Биография
Николай Алексеевич Заболоцкий (Заболотский) (24 апреля 1903, Кизическая слобода, Каймарской волости Казанского уезда Казанской губернии — 14 октября 1958, Москва) — русский советский поэт, переводчик.
Родился недалеко от Казани — на ферме Казанского губернского земства, расположенной в непосредственной близости от Кизической слободы, где его отец Алексей Агафонович Заболотский (1864—1929) — агроном — работал управляющим, а мать Лидия Андреевна (урождённая Дьяконова) (1882(?)—1926) — сельской учительницей. Крещён 25 апреля (8 мая) 1903 г. в Варваринской церкви города Казани. Детство прошло в Кизической слободе близ Казани и в селе Сернур Уржумского уезда Вятской губернии (сейчас республика Марий Эл). В третьем классе сельской школы Николай «издавал» свой рукописный журнал и помещал там собственные стихи. С 1913 года по 1920-й жил в Уржуме, где учился в реальном училище, увлекался историей, химией, рисованием.
В ранних стихах поэта смешивались воспоминания и переживания мальчика из деревни, органически связанного с крестьянским трудом и родной природой, впечатления ученической жизни и пёстрые книжные влияния, в том числе господствующей предреволюционной поэзии — символизма, акмеизма: в то время Заболоцкий выделял для себя творчество Блока.
В 1920 году, окончив реальное училище в Уржуме, он приехал в Москву и поступил на медицинский и историко-филологический факультеты университета. Очень скоро, однако, оказался в Петрограде, где обучался на отделении языка и литературы Пединститута имени Герцена, которое закончил в 1925 году, имея, по собственному определению, «объёмистую тетрадь плохих стихов». В следующем году его призвали на военную службу.
Служил он в Ленинграде, на Выборгской стороне, и уже в 1927 году уволился в запас. Несмотря на краткосрочность и едва ли не факультативность армейской службы, столкновение с «вывернутым наизнанку» миром казармы сыграло в судьбе Заболоцкого роль своеобразного творческого катализатора: именно в 1926—1927 годах он написал первые настоящие поэтические произведения, обрёл собственный, ни на кого не похожий голос, в это же время он участвовал в создании литературной группы ОБЭРИУ. По окончании службы получил место в отделе детской книги ленинградского ОГИЗа, которым руководил С. Маршак.
Заболоцкий увлекался живописью Филонова , Шагала , Брейгеля. Умение видеть мир глазами художника осталось у поэта на всю жизнь.
Уйдя из армии, поэт попал в обстановку последних лет НЭПа, сатирическое изображение которой стало темой стихов раннего периода, которые составили его первую поэтическую книгу — «Столбцы». В 1929 году она вышла в свет в Ленинграде и сразу вызвала литературный скандал и издевательские отзывы в прессе. Оценённая как «враждебная вылазка», она, однако прямых «оргвыводов»-распоряжений в отношении автора не вызвала, и ему (при помощи Николая Тихонова) удалось завязать особые отношения с журналом «Звезда», где было напечатано около десяти стихотворений, пополнивших Столбцы во второй (неопубликованной) редакции сборника.
Заболоцкому удалось создать удивительно многомерные стихотворения — и первое их измерение, заметное сразу же — это острый гротеск и сатира на тему мещанского быта и повседневности, растворяющих в себе личность. Другая грань «Столбцов», их эстетическое восприятие, требует некоторой специальной подготовленности читателя, потому что для знающих Заболоцкий сплёл ещё одну художественно-интеллектуальную ткань, пародийную. В его ранней лирике изменяется сама функция пародии, исчезают её сатирические и полемические компоненты, и она утрачивает роль оружия внутрилитературной борьбы.
В «Disciplina Clericalis» (1926) идёт пародирование тавтологичной велеречивости Бальмонта, завершающееся зощенковскими интонациями; в стихотворении «На лестницах» (1928), сквозь кухонный, уже зощенковский мир вдруг проступает «Вальс» Владимира Бенедиктова; «Ивановы» (1928) раскрывает свой пародийно-литературный смысл, вызывая (далее по тексту) ключевые образы Достоевского с его Сонечкой Мармеладовой и её стариком; строки из стихотворения «Бродячие музыканты» (1928) отсылают к Пастернаку и т. д.
Биография
Николай Заболоцкий родился в апреле 1903 года недалеко от Казани. Уже в третьем классе он «издавал» рукописный журнал и помещал там стихи собственного сочинения.
Окончив реальное училище в Уржуме, Николай Заболоцкий приехал в Москву и поступил на медицинское отделение университета. Однако, поняв, что медицина — не его призвание, он переезжает в Петроград, где обучается на отделении русского языка и литературы пединститута имени Герцена. Потом Николай Заболоцкий служил в армии, а демобилизовавшись, начал работать в отделе детской книги ленинградского ОГИЗа. В 1929 году выходит его первая книга «Столбцы», вызвавшая литературный скандал. После этого неудачного дебюта стихи поэта печатали редко, а средства к существованию Заболоцкому давали работа в детских журналах и переводы иностранной литературы. 19 марта 1938 года Заболоцкий был арестован органами НКВД по обвинению в антисоветской пропаганде. Содержался поэт сначала в Доме предварительного заключения, а затем в знаменитых «Крестах».
«Первые дни меня не били, стараясь разложить морально и физически, — писал поэт позднее в своих воспоминаниях. — Мне не давали пищи. Не разрешали спать. Следователи сменяли друг друга, я же неподвижно сидел на стуле перед следовательским столом — сутки за сутками. За стеной, в соседнем кабинете, по временам слышались чьи-то неистовые вопли. Ноги мои стали отекать, и на третьи сутки мне пришлось разорвать ботинки, так как я не мог переносить боли в стопах. Сознание стало затуманиваться, и я все силы напрягал для того, чтобы отвечать разумно и не допустить какой-либо несправедливости в отношении тех людей, о которых меня спрашивали…»
Во время допросов Николай Заболоцкий вел себя мужественно, протестовал против незаконного ареста, грубого обращения, крика и брани. Однажды во время очередного допроса поэт схватил стоявшую в углу швабру и, пользуясь ею как пикой, стал драться со следователем и несколькими прибежавшими ему на помощь охранниками. Вертухаи избили Заболоцкого до полусмерти и бросили на две недели в карцер. Однако затем поэта перевели в общую камеру и больше на допросы вообще не вызывали.
Не каждый представитель творческий интеллигенции мог похвастаться таким мужественным поведением. Большинство ломались после первых же избиений.
«В годы моего заключения, — вспоминал позднее Николай Заболоцкий, — средний человек, без всякой уважительной причины лишенный свободы, униженный, оскорбленный, напуганный и сбитый с толку той фантастической действительностью, в которую он внезапно попадал, чаще всего терял самообладание… Через несколько дней тюремной обработки черты раба явственно выступали на его облике, и ложь, наведенная на него, начинала пускать свои корни в его смятенную и дрожащую душу».
По тюрьмам и лагерям
Николаю Заболоцкому удалось выстоять в тюремных застенках, отстоять свою честь и человеческое достоинство. Кстати, от смертной казни его спасло то, что, несмотря на тяжелейшие физические испытания на допросах, он не признал обвинения в создании контрреволюционной организации, не подписал никаких бумаг и протоколов.
Тем не менее в начале 1939 года поэт был приговорен к 5 годам лишения свободы «за троцкистскую контрреволюционную деятельность» и отправлен в исправительно- трудовые лагеря. Полученный срок Николай Заболоцкий отбывал с февраля 1939 года до мая 1943 года. Сначала в системе Востоклага в районе Комсомольска-на-Амуре. Затем — в Алтайлаге, что в Кулундинских степях. Свою лагерную жизнь поэт подробно описал в книгах «Сто писем периода 1938-1944 годов», «История моего заключения», а также в некоторых стихах.
В Востоклаге Николай Заболоцкий трудился на самых тяжелых работах — дробил камень в карьере, валил лес в тайге, строил дороги. Побывал он «в командировке» и на Колыме. После одного серьезного конфликта, который случился у поэта с уголовниками, начальник лагпункта перевел Заболоцкого в чертежники и этим спас его от неминуемой гибели. В Алтайлаге поэт вкалывал на открытых разработках озерной соды и получил тяжелое заболевание сердца и органов дыхания. При этом он не падал духом и продолжал писать стихи, считая, что он находится в «творческой командировке».
В марте 1944 года Николай Заболоцкий освободился из лагеря и жил в Караганде. Там он закончил переложение «Слова о полку Игореве» на современный русский язык, ставшее лучшим в ряду опытов многих поэтов. Это помогло ему добиться разрешения жить в Москве.
В 1946 году Заболоцкого восстановили в Союзе писателей. Начался новый период его жизни. Но его здоровье было подорвано пребыванием в тюрьмах и лагерях. В 1955 году у Николая Заболоцкого случился первый инфаркт, а 14 октября 1958 года он скончался.
Семья, детство и учеба поэта
Николай родился в 1903 году недалеко от Казани. Отец был агрономом. Все детство будущего писателя прошло в Сернуре (село, Вятская губерния, город Уржум). Заболоцкий поступил в уржумское училище, успешно отучился, а в 1920 году решил перебраться в Москву, чтобы учиться дальше.
В Москве Николай Заболоцкий поступил и одновременно занимался на двух факультетах Московского Университета – филологическом и медицинском. Студенческие годы проходили весело и непринужденно, Заболоцкий погрузился в литературную и театральную жизнь. Ему было очень интересно побывать на выступлениях, где свои стихи читал Маяковский (читайте биографию Владимира Маяковского), Есенин (читайте биографию Сергея Есенина); пообщаться с футуристами и имажинистами. Известно, что сочинять Заболоцкий пробовал еще дома, учась в школе, а здесь его охватили новые чувства, переживания и вдохновения.
В 1921 году поэт уехал учиться в Ленинград – он поступил в институт Герцена, который окончил в 1925 году, стал участвовать в деятельности литературного кружка, но свой «почерк» еще не появился.
Слайд 1311 Юрий Домбровский (1909-1978) – русский прозаик, поэт, литературный критик советского
периода.В 1933 году был арестован и выслан из Москвы в Алма-Ату. Работал археологом, искусствоведом, журналистом, занимался педагогической деятельностью. Второй арест — в 1936 году, был отпущен через несколько месяцев, успел до следующего ареста опубликовать первую часть романа «Державин». Печатался в «Казахстанской правде» и журнале «Литературный Казахстан». Третий арест — в 1939 году: срок отбывал в колымских лагерях. В 1943 году был досрочно, по инвалидности, освобождён (вернулся в Алма-Ату). Работал в театре. Читал курс лекций по В. Шекспиру. Написал книги «Обезьяна приходит за своим черепом» и «Смуглая леди».Четвёртый арест пришёлся на 1949 год. В ночь на 30 марта писателя арестовали по уголовному делу № 417. Ключевую роль сыграли показания Ирины Стрелковой, в то время корреспондентки «Пионерской правды». Место заключения — Север и Озерлаг.После освобождения (1955 год) жил в Алма-Ате, затем ему было разрешено прописаться в родной Москве. Занимался литературной работой. В 1964 году в журнале «Новый Мир» опубликован роман «Хранитель древностей».
Вершина творчества писателя — роман «Факультет ненужных вещей», начатый им в 1964 году и законченный в 1975 году. Это книга о судьбе ценностей христианско-гуманистической цивилизации в мире антихристианском и антигуманистическом — и о людях, которые взяли на себя миссию верности этим идеалам и ценностям, «ненужным вещам» для сталинского строя. Главные «антигерои» в романе — работники «органов», чекисты — нержавеющие шестерёнки бесчеловечного режима.
Биография по датам
Н. А. Заболоцкий появился на свет 24.04.1903г. возле Казани. Папа у него агроном, а мама – учительница. Талант к творчеству проявился еще в детстве.
1913г. поэт поступил в училище. Где ему стала интересна химия, история, рисование и так же увлекся творчеством Блока.
В 1920г. поэт поступает в медфак в столице России. Но уже буквально через полгода забрасывает занятия и едет к себе на родину. Потом переезжает в город Петроград уже там учиться в педагогическом институте им. Герцена. В 1925г. успешно заканчивает учебу.
В 1926-1927гг. Н. А. Заболоцкий идет служить в Ленинград, вошел в редакционную коллегию военной стенгазеты. В этот промежуток времени поэт оттачивает свой стиль творчества.
В 1927г. вместе с писателями создает ОБЭРИУ, куда вошли многие известные люди того времени. Так же начинает работать в отделении детской книги.
-
Положение рабочих в россии в начале 20 века кратко
-
Фетисов хоккеист биография кратко
-
Критерий вальда гурвица сэвиджа лапласа кратко
-
Онто и филогенез осевого скелета животных кратко
- Массаж стоп польза кратко