Пощечина Алексею Толстому
Мандельштам был крайне обидчив, самолюбив, вспыльчив. Однако близкие люди, знавшие, что сердце у него отзывчивое и доброе, мирились с его тяжелым характером.
Один молодой поэт занял у Мандельштама деньги и не отдавал. В ответ на требование вернуть долг он избил тщедушного Мандельштама и его жену. Мандельштам пожаловался в писательский товарищеский суд. Суд под председательством писателя Алексея Толстого обязал ответчика деньги возвратить, но побои оставил без последствий. Мандельштам затаил обиду на Толстого. Встретив его в одном издательстве, поэт ударил «красного графа», как того называли, по щеке и патетически воскликнул: «Я наказал палача, который выдал ордер на избиение моей жены!» Толстой закричал, что не даст ему теперь жить в Москве и печататься. Но советы написать заявление в правоохранительные органы писатель отверг.
В ссылке
Провожая Мандельштамов в ссылку, друзья настойчиво рекомендовали друзьям не писать и не телеграфировать, просто раствориться, чтобы скандал не имел продолжения. Однако сложившиеся обстоятельства заставили пренебречь этими советами. В Чердыни Осип Эмильевич начал заговариваться, а потом предпринял вторую попытку суицида, выбросившись из окна. Его спасли. Выйдя из больницы, поэт подолгу бродил по окрестностям Чердыни в поисках несуществующего трупа Ахматовой. Обеспокоенная Надежда Яковлевна слала в Москву телеграмму за телеграммой с просьбами назначить мужу психиатрическую экспертизу.
Хлопоты несчастной женщины не пропали даром. При содействии Н. Бухарина её мольбы дошли до Сталина. 10 июня 1934 г. дело Мандельштама было пересмотрено, и супруги получили право выбрать место жительства (за исключением 12 крупнейших советских городов). Посовещавшись Надежда Яковлевна и Осип Эмильевич, выбрали Воронеж. Жили бедно, полагаясь лишь на помощь немногих не отступившихся друзей. Чтобы прокормиться, поэт иногда подрабатывал в местной газете, в театре, выступал с докладами. Во время ссылки Мандельштамом написан знаменитый цикл стихотворений («Воронежские тетради»). Здесь же, в Воронеже, Осип Эмильевич написал, вернее «выдавил» из себя оду, восхваляющую Сталина, но успеха сие слабенькое «произведение» не имело и для современников осталось незамеченным.
Однажды Мандельштаму предложили прочесть доклад об акмеизме. Шёл кровавый 1937 год, и организаторы вечера были уверены, что затравленный поэт не упустит шанса и отступится от друзей. Однако в ответ на их просьбы Осип Эмильевич просто ответил: «Я не предаю ни живых, ни мёртвых».
В мае того же, 1937 г., срок ссылки закончился, и Мандельштамы навсегда покинули Воронеж.
Краткая биография
- 01.1891 – Родился в Варшаве, но в 1897 году семья переехала в Санкт-Петербург.
- 1900 – Поступил в Тенишевское (коммерческое) училище, там увлекся театром и музыкой. Оно входило в число лучших в городе.
- 1907 – После окончания училища стал вольнослушателем естественного отделения в Петербургском университете.
- 1908 – Поступил в Сорбонну и университет в Гейдельберге. Изучал французскую поэзию. Бывая в Петербурге, прослушивал лекции по стихосложению Вячеслава Иванова.
- 1910 – 1-я публикация, которая тяготела к символизму и состоялась в № 9 журнала «Аполлон». Стал публиковать статьи и стихи в «Гиперборее» и других журналах, читать свои произведения со сцены.
- 1911 – Из-за ухудшения финансовых дел отца платить за европейское обучение стало невозможно. Поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет, который из-за безалаберности так и не закончил. Для иудеев выделялась маленькая квота, чтобы увеличить вероятность поступления, перешел в методизм. Идя на религиозный конфликт с отцом, Осип предварительно ознакомился с основами этого течения. С осени регулярно посещал собрания Цеха поэтов, созданного для овладения поэтическим мастерством и его совершенствования. В цехе состояли Н. Гумилев, А. Ахматова, А. Толстой, В. Гиппиус и другие поэты.
- 1912 — Познакомился с А. Блоком и примкнул к группе акмеистов, в противовес символистам выражающих образы точными словами. Акмеисты считали, что христианское учение должно быть «камнем», то есть тем духовным фундаментом, на котором строится поэзия.
- 1913 – Стартовал с собственным сборником стихотворений «Камень», который дважды переиздавался с дополнениями (в 1916 г. и в 1921 г.). Серьезные и глубокие темы подаются легко и непосредственно. Молодому поэту сложно было выделиться среди известных мастеров, что грозило затянуть срок издания. Но небольшой тираж (всего 600 экземпляров) оплатил отец, гордый возможностью помочь сыну.
- 1914 – Избрали во Всероссийское литературное общество.
- 1915 – Пишет одно из наиболее известных стихотворений «Бессонница. Гомер…».
- 1917 – Временное правительство конфисковало кожу, разорив Эмилия Вениаминовича. За полгода до этого умерла жена, через год после ее ухода – жившая с семьей теща. Дети, связавшие раннюю смерть матери с романом отца, разбежались по съемным квартирам. Осип начал кочевую жизнь, сменив на ее протяжении более 40 адресов.
- 1922 – Вышел в печать сборник «Tristia». Раньше он, как петербуржец, тяготел к римскому Западу и католицизму. Подаренный в 1916-м М. Цветаевой зимне-весенний экскурс в исторически-архитектурный облик Москвы, припудренный традиционно-православным и в то же время собственным ракурсом возлюбленной женщины, обогатил мировоззрение акмеиста. С той поры он отождествлял себя с Россией, вкрапляясь судьбой-частицей в ее историю.
- 1925 – Написал 1-е прозаическое произведение «Шум времени». Эпоху крушения царской империи и сложного рождения нового строя изобразил сквозь призму милого сердцу европейского классицизма и семейного иудейского хаоса.
- 1928 – После выхода «Стихотворений» и «О поэзии» рукописи не печатают. Осип ради заработка пишет статьи, делает редактуру и переводы.
- 1931 – После путешествия по Армении, организованного Н. Бухариным в 1930-м году, к Мандельштаму вернулась муза. Он пытается осесть в Ленинграде. Настроение автора передает стихотворение «Я вернулся…». Безопасный в детстве город стал пугающим, часть друзей расстреляны, другие – в эмиграции. Н. Тихонов, секретарь Союза писателей, отказал в выделении комнаты. Мандельштамы уехали в Москву.
- 14.05.34 – 1-й арест и ссылка в Чердынь. Одни считают поводом фельетон на Сталина «Мы живем, под собою не чуя страны…». Другие – пощечину, которую поэт дал Алексею Толстому, любимцу Сталина, отомстив за жену. Вскоре жена добилась перевода из Чердыни в Воронеж.
- 1937 – Оправившись после попытки суицида и ссылки, он испытывает творческий подъем. Но невозможность реализации, отсутствие работы, лечения и денег приводят к ощущению себя бродягой.
- 05.38 – 2-й арест за «похабные и клеветнические» стихи.
- 12.1938 – Умер в больнице пересыльного лагеря Владивостока от сыпного тифа.
В заключении
Период «Tristia»
Стихи, написанные в самый разгар революционных событий и Гражданской войны, легли в основу нового сборника, который был назван «Tristia». В нем ядром поэтического мира Мандельштама стал античный стиль, превратившийся в авторскую речь, отражающую его сокровенные переживания. Собственно слово «triastia» встречается у Овидия и означает расставание. Как и в «Камне», стихи здесь также цикличны, но еще более тесно связаны между собой. Мандельштам любил повторять слова в стихотворениях, наполняя их особым смыслом. В этот период прослеживается более сложное отношение автора к слову и образам, которые становятся иррациональнее. Интересно, что сами сборники тоже имеют связь: «Камень» заканчивается, а «Tristia» начинается строками о Федре.
Столь выразительный уход в античную модель бытия, служащую своеобразным культурным кодом, стал результатом серьезных политических перемен и, прежде всего, прихода к власти большевиков. Как и многие представители русской интеллигенции, Мандельштам поначалу не принял новую власть и даже написал стихотворение в поддержку свергнутого главы Временного правительства А. Керенского. В нем есть такие многозначные строки:
Когда октябрьский нам готовил временщик Ярмо насилия и злобы
Новая революционная идея олицетворялась у него с разрушением порядка и установлением хаоса. И это приводило поэта к настоящему ужасу. Но идейный маятник противоречий, из которых было соткано мировоззрение и творчество Мандельштама, метнулся в сторону и вскоре он принял советскую власть, что нашло отражение в написании стихотворения «Сумерки свободы».
Сочинения
Страна наша всегда была богата на талантливых людей, среди которых и люди науки, и творческие люди. Среди талантов, мы выделяем писателей, которые сделали огромный вклад как в развитие литературы, так и совершали колоссальную народную поддержку, поднимая актуальные вопросы или же погружая в мир чувственности и эмоций. Изучая биографии писателей, мы начинаем лучше понимать их произведения, их жизнь и цели. Среди поэтов двадцатого века, сегодня остановимся на биографии Осипа Мандельштама, его творчестве, и интересных фактах из жизни поэта.
Биография и творчество Мандельштама
Осип Мандельштам был литературным критиком, переводчиком, но самое главное, это один из знаменитых поэтов 20 века, что оставил нам богатое литературное наследие. Его произведения затрагивают все струны человеческой души. Это поэт со сложной судьбой, чью жизнь мы рассмотрим, изучая факты из биографии и творчество Мандельштама кратко.
Родился поэт в Варшаве в еврейской семье купца в конце девятнадцатого века. Это произошло в 1891 году. В Варшаве семья Мандельштамов живет недолго и уже в 1887 году они в Петербурге, где Осип получает свое первое образование. Окончив училище, он слушает лекции в Петербургском университете. Но занятия оказались непродолжительными, ведь Мандельштам едет во Францию, где поступает в престижное учебное заведение. Он учится в Сорбонне. Уже в это время Осип стал проявлять интерес к литературе, посещая лекции Бедье и увлекаясь творчеством Верлена и Бодлера. Однако он не смог окончить Сорбоннский университет, по причине разорения его родителей. Приходится ехать обратно в Петербург, где поступает в университет на историко-философский факультет. Но к учебе Осип уже не проявляет интереса, учится плохо и не заканчивает курс обучения.
Продолжая изучать биографию Мандельштама, перейдем к его творческой деятельности. Как уже говорилось, еще во Франции он стал пробовать писать, открыв для себя направление символизма. Он пишет, заводит знакомства среди таких же писателей символистов, где был и Гумилев. Познакомился с Ахматовой, Цветаевой и другими. Его стихи печатаются, делая поэта известным.
Первый сборник стихов Мандельштама вышел в 1913 году, а с 1914 года он уже активный участник литературного общества. Писатель сотрудничает с разными издательствами, газетами.
Поездка в 1919 году в Киев стала судьбоносной, ведь там он встретил будущую жену Хазину. Но свадьба произойдет в 1922 году, а пока впереди гражданская война и годы скитаний по странам, но все равно писатель остается верен России.
В годы революции и гражданской войны Мандельштам продолжает дарить читателям свои работы. Все эти стихотворения входят в сборник Tristia. В это же время вышли сборники Вторая книга, автобиографическая повесть Шум времени и повесть Египетская марка.
В 1928 году Мадельштам пишет последние книги в своей жизни. Это были работы под названием О поэзии и Стихотворения.
С 1933 году писатель в ссылке. Туда он был отравлен за эпиграмму в адрес Вождя. Сначала он был выслан в Воронеж, а затем на Дальний Восток. Тот период охарактеризован нищетой жизни поэта, но он все равно продолжает писать.
1938 год — это последний год в жизни поэта. Пребывая в пересыльном лагере в окрестностях Владивостока, писатель умирает от тифа.
Интересные факты биографии
В биографии Мандельштама имеется много интересных фактов. Например, его первой любовью была художница Зельманова-Чудовская, которой поэт так и не написал ни одной строчки по причине отсутствия вдохновения.
Поэт не был на фронте в годы Первой мировой, хоть и рвался на защиту страны. Помешало уйти на войну заболевание. У него была обнаружена сердечная астения.
Несмотря на то, что он учился в двух университетах, однако ни один их них не окончил.
Мандельштам был влюбчивым. Среди его избранниц была и Цветаева. Об этих отношениях говорили многие. Разрыв же с девушкой приводит к мысли о монастыре.
Встретив свою жену Хазину и женившись на ней, Осип встретил актрису Арбенину и сразу же влюбился в нее, потеряв покой. Но, оставаясь со своими душевными переживаниями, он оставался с Арбениной друзьями.
Жена прошла с мужем всю его жизнь, сопровождая в ссылках. Она была рядом и собирала все его работы. Благодаря этому многие стихотворения поэта не затерялись, а дошли до читателей.
Осип не принял советскую власть из-за чего и скитался по ссылкам, жил в бедности, в постоянном ожидании расстрела.
Могила Осипа Мадельштам неизвестна.
На месте лагеря, где умер писатель, был установлен первый памятник поэту.
О.Э. Мандельштам краткая биография, творчество и интересные факты
А какую оценку поставите вы?
Зрелый возраст
Фото: www.nur.kz
В 1919 году поэт находится по делам в Киеве. Во время посещения поэтического кафе «ХЛАМ» он знакомится с девушкой, которая впоследствии станет его супругой.
Ее звали Надежда Хазина. И с ней он скитался в годы гражданской войны по России, Украине, Грузии. Белогвардейцы предлагали ему сбежать в Турцию, но Осип отказался, оставшись в России. В 1922 году Осип Мандельштам и Надежда Хазина играют свадьбу в Санкт-Петербурге.
Во время Гражданской войны поэт активно работает и пишет стихи. Появляется большой сборник произведения под названием «Tristia». В 1922 году видит свет сборники «Вторая книга»и же третье издание «Камня». Через три года появляется автобиографическая книга «Шум времени».
В ней Осип Мандельштам рассказывает о своем времени, проведенном с детства до нынешних дней, о развитии таланта поэта. А в 1928 издаются последние прижизненные сборники стихов: «О поэзии» и «Стихотворения».
Также поэт занимается переводами литературных произведений. Осип в совершенстве владел английским, французским и немецким языками, что позволяло ему переводить на русский язык сложную литературу таких творцов, как Петрарка, Барбье, Дюамель, Шикеле.
Ссылка и смерть
Несмотря на то что в годы революции Мандельштам был на стороне красных, совсем скоро он начал открыто делиться своими антисоветскими настроениями. Изначально речь шла о каких-то высказываниях, которые не имели серьезных последствий. К примеру, будучи в доме Ахматовой и став невольным свидетелем того, как поэтесса критиковала Есенина и его творчество, Осип парировал, что готов все простить за одну только фразу «Не расстреливал несчастных по темницам».
Стоит отметить, что Мандельштам и без того не был в особой чести у Советской власти, ведь его поздние труды часто публиковали по просьбе верных друзей поэта — Бухарина и Пастернака. Но чем дальше, тем ситуация становилась сложнее и тревожнее, чего не могло не замечать близкое окружение автора. К примеру, жена Пастернака откровенно ненавидела чету Мандельштамов за их антисталинистские взгляды, считая дружбу с этой семьей компрометирующей и опасной.
Все оборвалось в одночасье, когда кто-то из посетителей дома Осипа и Надежды донес в НКВД о новом произведении автора «Мы живем, под собою не чуя страны», содержание которого подразумевало прямую критику советского вождя. Далее события развивались следующим образом:
- 16 мая 1934 года Мандельштама арестовали и вместе с супругой отправили по этапу в небольшой городок Пермского края Чердынь, где поэт попытался покончить жизнь самоубийством, выбросившись из окна. Все это время Надежда писала в различные инстанции с просьбой помочь мужу.
- Благодаря ходатайству Бухарина и лично Сталина Мандельштамам было разрешено самостоятельно выбрать место для поселения на время ссылки, в результате чего ими было решено переехать в Воронеж. Годы эти были очень трудными, так как жили Осип и Надежда на те деньги, что присылали им друзья.
- В 1937 году после четырех лет в изгнании поэт возвращается в Москву, однако радость его была недолгой, так как уже в марте 1938 его повторно арестовали. 2 августа Мандельштама приговорили к пяти годам лагеря, а 8 отправили по этапу во Владивосток. Оттуда Осип написал свое последнее письмо жене и брату, поведав им о том, что здоровье его совсем ослабло и что, вероятнее всего, ему придется зимовать в отсевном лагере.
- 27 декабря 1938 года талантливый поэт скончался во Владперпункте от сыпного тифа, но тело его было предано земле лишь весной вместе с другими умершими заключенными. Захоронение проводилось в братской могиле и тут нельзя не отметить явный дар предвиденья Мандельштама, который описывал похожее будущее в одном из своих стихотворений.
На память поклонникам творчества гениального русского поэта остался его портрет, написанный русским художником-авангардистом Бруни в 1916 году, немногочисленные черно-белые фото, включая тюремные, множество памятников, большинство из которых находятся в Воронеже, и, конечно же, его произведения. Анализ стихов и прозы Мандельштама до сих пор проходят в школе и литературных ВУЗах, а особенность его стиля еще долго вспоминалась друзьями литератора. К примеру, в семидесятых годах вхожего в дом Ахматовой Иосифа Бродского, впоследствии ставшего лауреатом Нобелевской премией, называли не иначе как «младший Ося».
Глубоким исследованием творчества Мандельштама занимаются не только в России, но и за рубежом, что лишний раз подчеркивает его выдающие литературные способности. Мало того, его гений и искренность не остались незамеченными для многих других знаменитых писателей, и в качестве примера можно привести Набокова, который называл Осипа единственным поэтом Сталинской России.
3
«Стихи о неизвестном солдате» принадлежат к числу поэтических наваждений, поэм, от которых невозможно отказаться, потому что навязчивы их темы и неотвязен ритм. Это бредовое видение, посещающее поэта в глубоком кризисе — или в том, что кажется ему кризисом; бывают эпохи, когда человек не может писать, потому что «петь не хочется под звон тюремных ключей», как сказала Ахматова, — но поэт-то, существо хрупкое, не знает, что виноваты внешние обстоятельства, не политические даже, а метафизические, космические, если настаиваете. Поэт думает, что это он исписался. Олеша не может писать — и думает, что кончился его запас таланта. Ахматова десятилетие молчит или пишет очень мало — и тут на неё налетает «Поэма без героя», и она записывает её, словно под диктовку. Пастернак с 1936 года занимается только переводами — и вдруг слышит вальсовую, навязчивую, дьявольскую мелодию «Вальса с чертовщиной», тоже о новогоднем маскараде, и в том же 1940 году записывает её (есть даже страница в книге, где он размечал эти стихи для чтения, там ноты). И на Мандельштама так же налетает его «оратория», как сам он её называл: мелодия её — мелодия «Прощания славянки», попробуйте спеть на этот мотив.
Все эти три текста — переделкинский цикл Пастернака, полный предчувствия войны («Отчаиваться не надо, у страха глаза велики»), «Поэма без героя» и «Солдат» — полны темнот и недоговоренностей, но не потому, что авторы шифруют их намеренно, а потому, что, как Иоанн на Патмосе, переживают болезненные, сумрачные видения и сами не до конца могут расшифровать их. Ахматова пишет поэму о 1913 годе, потому что, как и 1940-й, это год предвоенный; Пастернак описывает страшный карнавал террора — «В этой зловещей сладкой тайге люди и вещи на равной ноге», и нечисть изгоняется лишь под утро. Мандельштам видит новую всемирную бойню.
1920-е гг. (Wikimedia Commons)
«Неизвестный солдат» — пророчество о конце личности, о том, что история личности закончилась, что наступил черёд великой анонимности. Имён нет — номера, справки, даты. У этого текста — как у «Книги про бойца», про которую сам Твардовский сказал: «На войне сюжета нет». Нет ни начала, ни конца, ни внятного смысла. Есть видение, и оно так неотвязно, что пока его не запишешь — не даст ни есть, ни спать, ни отвлечься.
Сегодняшним детям и эти стихи почему-то понятней, чем нам, — вероятно, дело в их скорости, в быстроте мышления, в клиповости сознания. И потому, например, мне было совершенно непонятно, о чём речь — «Ясность ясеневая, зоркость яворовая чуть-чуть красная мчится в свой дом, в полуобмороке затоваривая оба неба с их тусклым огнём». Сам Мандельштам, читая это, даже подпрыгивал от удовольствия и приговаривал: «Какой полёт!» И что такое эти ясность и зоркость — никто не объяснил внятно, пока один мой школьник не сказал: Львович, это же просто листопад. И всё понятно: действительно, затоваривая небо на востоке и западе («Оба неба с их тусклым огнём», две осенние зари), падают в изобилии мёртвые листья. О чём и у Ахматовой одновременно: «Страшный праздник мёртвой листвы». Массовые смерти, опадание человеческой листвы, что непонятного? Школьники читают Мандельштама, не вдумываясь. «Светлой болью и молью нулей» — что такое? А это электронная бегущая строка рапортует: убило столько-то, с бесчисленными нулями. Откуда он знал? Он видел, а не знал; Мандельштам — пророк великого распада, и мы, живущие в этом распаде, его свидетели.
На поэтическом поприще
Во время обучения в Европе Мандельштам время от времени приезжал в Петербург, где у него завязались связи с местным литературным сообществом. Он с удовольствием прослушал курс лекций в самой известной цитадели символизма — знаменитой «башне» теоретика символизма В. Иванова. В его квартире на последнем этаже собирался весь цвет русского искусства «Серебряного века» — А. Блок, А. Ахматова, Н. Бердяев, М. Волошин и другие. Многие великие произведения именно здесь звучали впервые, к примеру, «Незнакомка» А. Блока.
Первые пять стихов Мандельштама были напечатаны в 1910 году в русском иллюстрированном журнале «Аполлон». Эти стихотворения были во многом антисимволичны, в них «глубокий мир» противопоставлен пророческому пафосу. Три года спустя увидел свет напечатанный в издательстве «Акмэ» первый стихотворный сборник поэта под названием «Камень». Он содержит произведения, написанные в период 1908 — 1911 годов.
В них прослеживается некий дух символизма, но уже без присущей его аутентичной формы потусторонности. Теперь символические навыки должны были отображать трехмерные реалии, преломившиеся через некое архитектурное содержание, в которых он видит четкое наполнение и структуру. Отсюда совсем непоэтическое название сборника. С появлением «Камня» Мандельштам тут же занял место в ряду крупнейших российских поэтов. В 1915 году издательство «Гиперборей» переиздало книгу, дополнив ее стихами последних двух лет.
Мандельштам вошел в созданную в 1912 году группу акмеистов, противопоставлявших себя символистам и отстаивающих материальность образов, выраженных с помощью точных слов. Кроме того, он был участником петербургского объединения «Цех поэтов», основанного О. Городецким и Н. Гумилевым. Одной из главных целей, провозглашенных здесь, была попытка дистанцироваться от символизма. Правда, для Мандельштама пребывание в этих сообществах было больше продиктовано мотивами дружбы, нежели приверженностью идеям акмеизма. Поэтому в этот период написаны наиболее оптимистичные стихи поэта, к примеру, «Казино», в котором есть такие строки:
Я не поклонник радости предвзятой Подчас природа — серое пятно Мне, в опьянении легком, суждено Изведать краски жизни небогатой
С самых первых лет творчества Мандельштам ощущал себя частью мирового культурного пространства и в этом видел проявление собственной свободы. В этом воображаемом миру находилось место Пушкину и Данте, Овидию и Гете. В 1916 году поэт знакомится с М. Цветаевой, которое переросло в дружбу. Они даже посвятили друг другу несколько произведений.
Второй арест
После воронежской ссылки Осип Эмильевич жил то в Подмосковье у друзей, то в Калинине (ныне г. Тверь), но всеми правдами и неправдами пытался вернуться в столицу. Большие надежды поэт возлагал на генерального секретаря Союза писателей СССР Владимира Петровича Ставского. Тот обещал помочь, однако шли месяцы, а весточки от него все не было.
Ставский напомнил Мандельштаму о себе, когда тот совсем уже отчаялся. В начале весны Владимир Петрович пригласил поэта к себе, был необычайно приветлив и неожиданно предложил 2 путёвки в подмосковную профсоюзную здравницу «Саматиха» на два месяца. Это предложение Осип Эмильевич воспринял как подарок судьбы и сразу заметно приободрился, поверив, что скоро дела его пойдут в гору.
В «Саматихе» Мандельштамов поселили на отшибе, в стороне от других отдыхающих. Местный главврач был предупрежден о психической нестабильности поэта и специально освободил для супругов избу-читальню. Это было лучшее время в их жизни: днями напролет Осип Эмильевич и Надежда Яковлевна гуляли по подмосковному лесу, наслаждаясь неспешными разговорами и обществом друг друга.
В ночь с 1 на 2 мая в дверь избы-читальни тихо постучали. На пороге стояли главврач и двое военных. Мандельштама снова уводили. Один из военных мягко пресек попытки Надежды Яковлевны наскоро собрать мужу хоть какие-то вещи, мол, «спросят и отпустят», но несчастная женщина предчувствовала недоброе…
Всю дальнейшую жизнь супруга поэта пыталась понять, кто же донес на Мандельштама, в том, что это был донос, она не сомневалась и, как выяснилось, не ошибалась.
Спустя годы, когда с дела Осипа Эмильевича сняли гриф «секретно», был обнаружен документ следующего содержания:
«Союз Советских Писателей СССР – Правление. 16 марта 1938 г. НАРКОМВНУДЕЛ тов. ЕЖОВУ Н. И. Уважаемый Николай Иванович! В части писательской среды весьма нервно обсуждался вопрос об Осипе МАНДЕЛЬШТАМЕ. Как известно – за похабные клеветнические стихи и антисоветскую агитацию Осип МАНДЕЛЬШТАМ был года три-четыре тому назад выслан в Воронеж. Срок его высылки окончился. Сейчас он вместе с женой живет под Москвой (за пределами «зоны»). Но на деле – он часто бывает в Москве у своих друзей, главным образом – литераторов. Его поддерживают, собирают для него деньги, делают из него «страдальца» – гениального поэта, никем не признанного. В защиту его открыто выступали Валентин КАТАЕВ, И. ПРУТ и другие литераторы, выступали остро. Вопрос не только и не столько в нем, авторе похабных клеветнических стихов о руководстве партии и всего советского народа. Вопрос – об отношении к Мандельштаму группы видных советских писателей. И я обращаюсь к Вам, Николай Иванович, с просьбой помочь. За последнее время О. Мандельштам написал ряд стихотворений. Но особой ценности они не представляют, – по общему мнению товарищей, которых я просил ознакомиться с ними (в частности тов. Павленко, отзыв которого прилагаю при сем). Еще раз прошу Вас помочь решить этот вопрос об Осипе Мандельштаме. С коммунистическим приветом В. СТАВСКИЙ»
Мерзкая кляуза, при составлении которой Ставский советовался с НКВД, сделала своё дело. На её основе был составлен официальный документ, послуживший сигналом к аресту Мандельштама. Многое из доноса было включено в «Справку» НКВД практически дословно: «Антисоветские элементы из литераторов используют О. Мандельштама в целях враждебной агитации, делают из него «страдальца», организуют для него сборы среди писателей».
Несколько месяцев Осип Эмильевич провел в Бутырской тюрьме, единственный допрос состоялся 17 мая. 22 августа 1938 г. поэт был приговорён к 5 годам лагерей. Обвинение то же: контрреволюционная деятельность. 8 сентября Мандельштама отправили этапом на Дальний Восток.
Творчество
Творческая биография Осипа Мандельштама началась еще в школьные годы. По-настоящему литературой и лирикой он заинтересовался в период обучение за границей, когда познакомился с работами французских классиков. Они оказали на него сильнейшее влияние.
О.Э. Мандельштам
После возвращения домой Мандельштам поддерживал тесные контакты со столичными представителями творческой интеллигенции. Был дружен с Николаем Гумилевым, Анной Ахматовой. В 1911 стал членом «Цеха поэтов». Печатался в прессе, также выступал перед публикой.
Через 2 года в 1913 Мандельштам подготовил первый сборник. Книга получила название «Камень». Ее издание его было делом непростым. Деньги на печать дал отец, хоть он и не поддерживал поэтического увлечения сына.
Произведения вышли относительно малым тиражом, всего изготовили 600 экземпляров. После этого семья отправила все книги в местную лавку, где она продавалась довольно скромными темпами.
В тот же период Мандельштам познакомился с Максимилианом Волошиным и Мариной Цветаевой.
Революция 1917-го года оказалась для поэта большой неожиданностью. Впрочем, как и для других представителей творческой интеллигенции. Многие видные деятели искусства спешно перебрались за границу.
Поэт О. Мандельштам
Мандельштам не собирался уезжать из России. Вместо этого он начал искать свое место в новом, изменившемся обществе.
Какое-то время поэт работал в газетах. Жил в Петербурге и Москве. Продолжал писать стихи, выступать. Обрел заслуженный успех. Вскоре из-за сложного положения в северной столице литератор отправился в Крым.
В годы гражданской войны лирик скитался по стране. Перебирался то в Тифлис, то в Киев. В 1920-м на тот момент уже известный поэт вернулся в Санкт-Петербург.
В 1922 О. Мандельштам опубликовал новый сборник, который получил название «Скорбные элегии» (или «Tristia»). Книга готовилась долго. В нее вошли произведения, которые отражали тематику Первой мировой войны, а также впечатления лирика от случившихся революционных событий.
Спустя всего год на свет появилась «Вторая книга», еще одно крупное детище литератора.
Осип Эмильевич
Еще через пару лет с 1925 в творчестве Мандельштама началась пауза. Ему все чаще стали отказывать в печати стихов. С чем было связано такое отношение точно не известно. Мандельштам отошел от лирики почти на 5 лет.
Вместо этого он начал работать как публицист. Подготовил серию статей по литературоведению. Пробовал свои силы в прозе. Из-под его пера вышла книга «Египетская марка», повесть «Шум времени».
В какой-то период Мандельштам начал писать для детей. Его авторству принадлежат «Шары», «Примус» и «Два трамвая».
В тот же период Осип Эмильевич занимался переводами. Перекладывал на русский язык труды многих зарубежных классиков: от Петрарки до Расина. Денег катастрофически не хватало. Публицистика приносила хоть какой-то доход.
Мандельштам О.Э.
В период затишья Мандельштам самостоятельно учил итальянский язык. Вскоре он сумел прочитать «Божественную комедию» Данте в оригинале и высказался о ней в эссе.
В начале 30-х годов карьера литератора пошла в гору. Творчество Мандельштама интересовало широкую публику. Его заслуги признали на самом высоком уровне. Во властных кругах, а также в среде коллег по цеху. О.Э. Мандельштам вошел в список т.н. видных советских литераторов, который направили самому Сталину.
Поэт пользовался расположением властей и удостоился массы привилегий. Например, он и его семья обслуживались в Кремлевской больнице.
В 1933 О. Э. Мандельштам написал стихотворение «Путешествие в Армению», где довольно нелестно отзывался о молодом советском государстве и некоторых политических деятелях того периода.
Несмотря на гневные критические отзывы, эта публикация прошла в целом спокойно. По крайней мере, ее создание сошло поэту с рук.