Примечания
- ↑ 12 Архив по истории математики Мактьютор https://wikidata.org/Track:Q547473″>https://wikidata.org/Track:P1563″>
- ↑ 12 SNAC
https://wikidata.org/Track:P3430″>https://wikidata.org/Track:Q29861311″>
- ↑ 12 Find a Grave — 1995. — ed. size: 165000000
https://wikidata.org/Track:Q63056″>https://wikidata.org/Track:Q4752572″>https://wikidata.org/Track:P535″>https://wikidata.org/Track:P2025″>
- Amin Maalouf, «Samarkand.». Иногда указываются и другие даты.
- ↑ 1234 Боголюбов, 1983, с. 501.
- Климишин И. А. Календарь и хронология. — Изд. 3. — М.: Наука, 1990. — С. 38—39. — 478 с. — ISBN 5-02-014354-5.
- НЭУ, 2000—2005, Умар Ҳайём.
- ↑ 12 Глезер, 1982, с. 121.
- Звездный каталог ал-Бируни с приложением каталогов Хайама и ат-Туси. Архивировано 28 ноября 2012 года.. // Историко-астрономические исследования. Вып. VIII. 1962. С.83-192.
- ↑ 12 Глезер, 1982, с. 120.
- ↑ 123 Стройк, 1984, с. 97.
- То есть к натуральным числам.
- Омар Хайям. Математические трактаты / Пер. Б. А. Розенфельда // Историко-математические исследования. Вып. VI. 1952. — С. 105—106.
- Глезер, 1982, с. 124.
- Глезер, 1982, с. 121—122.
- согласно Naṣīr-al-Dīn Ṭūsī. Zīj-e īl-ḵānī
- qadīmī (перс. قديمى — «древний»)
- fārsī (перс. فارسى — «персидский»)
- jalālī (перс. جلالی)
- malekī (перс. ملکی)
- ↑ 12Климишин И. А. Календарь и хронология. — М.: Наука, 1981. — 192 с.
- В фарси имена знаков Зодиака представляют собой заимствования из арабского языка
- Heydari-Malayeri M. A concise review of the Iranian calendar. Paris Observatory, 2006.
- Хаййам Омар. Трактаты. Перевод Б. А. Розенфельда. Редакция В. С. Сегаля и А. П. Юшкевича. Статья и комментарии Б. А. Розенфельда и А. П. Юшкевича. М., 1962.
- https://books.google.ru/books?id=nKUqLLDtz_cC&pg=PP6
- К.В. Кострин. Через историю к математике. (О книге Э. Александровой и В. Левшина ‘Искатели необычайных авторов или странствия, приключения и беседы двух филоматиков’) // Математика в школе: методический журнал. — 1974. — № 4. — С. 91.
- BBC Radio 4 — In Our Time, The Rubaiyat of Omar Khayyam
- Знакомство с творческим наследием Омара Хайяма в России | ИноСМИ — Все, что достойно перевода
Омар Хайям: биография персидского философа и поэта
До нашего времени дошло не так много информации о жизненном пути одного из самых знаменитых представителей Средневековья.
Известны стихи Омара Хайяма, весь мир повторяет рубаи Омара Хайяма. Жители всех стран восхищаются мудростью, которую открывают цитаты Омара Хайяма, поражаются точности астрологических расчетов. Узнайте, как становятся гениями.
Жизненный путь Омар Хайяма можно разделить на следующие этапы:
Рождение и учеба
Будущий философ родился 18 мая 1048 года в северной части Ирана, в городе Нишапур. В 2019-м ко дню его рождения профессионалы Google украсили свой логотип. Если в поиске нажать на изображение, попадете на дудл. На ковре сидит Омар Хайям и читает книгу. Рядом с фигурой мудреца можно увидеть нашу планету и солнце, над ними пролетают птицы.
О семье Хайяма известно немного. Отец был персидским ремесленником-палаточником. Сохранилась информация о младшей сестре Аише.
Для своего времени мальчик получил неплохое образование. Омар Хайям мудрость жизни первоначально постигал в двух медресе. По нашим меркам, это школы среднего и высшего уровня. По окончании получил специальность врача.
Медицина не была любимым предметам будущего философа и астролога. Уже в 8 лет он попал под магическое влияние простых цифр, влюбился в математику.
Судьба не баловала Омара. Он рано, в 16 лет, остался сиротой. После смерти отца и матери Хайям продает дом, расстается с Нишапуром, уезжает в Самарканд.
Жизнь в Самарканде и Бухаре
Научный и культурный центр Востока встретил Хайяма благосклонно. Во время обучения парня заметили, и после нескольких блистательных выступлений на диспутах он был переведен в наставники.
Через четыре года самаркандский период жизни заканчивается, Хайям переезжает в Бухару.
Фото: 24smi.org
Выполняемая в книжном хранилище работа как нельзя лучше помогала совершенствоваться в науках. За 10 лет в Бухаре было написано четыре математических трактата. Предложенная теория решения алгебраических уравнений и комментарии к постулатам Евклида востребованы до настоящего времени.
Астроном и духовный наставник: жизнь в Исфахане
В Исфахан Омар попадает по приглашению сельджукского султана Мелик-шаха. Это был период безграничного доверия к астроному и возможности научного роста.
Поговаривают, что именно здесь ему предлагали, как духовному наставнику, бразды правления. Но в ответ получили мудрые слова Омара Хайяма о том, что он не справится, потому что не умеет запрещать и приказывать.
Жизнь в иракском городе Исфахане при дворе султана Мелик-шаха была наполнена богатством. Восточная роскошь, покровительство влиятельных особ и высокая должность руководителя одной из самых больших обсерваторий в мире помогли ему развиваться как математику и астроному.
К самым крупным научным открытиям относится разработка календаря, на 7 секунд в точности превосходящего действующий григорианский.
Омар составил звездный каталог, дошедший до нашего времени под именем «Маликшахских астрологических таблиц». Он закончил математические исследования постулатов Евклида, написал философские рассуждения о бытие.
Фото: resfeber.ru
Период процветания и обилия закончился со смертью покровителя. Так часто бывает — новый правитель отрицает старое и выбирает новых фаворитов. После предъявленных обвинений в вольнодумстве в 1092 году Хайям возвращается на родину в Нишапур.
Период отчуждения и духовного одиночества
В родном городе Омар Хайям прожил до смерти. Наиболее яркие впечатления остались от поездки в Мекку к мусульманским святыням. Дорога была длинной, с непродолжительной остановкой в Бухаре.
Украшением трудного, полного лишения и одиночества периода стали немногочисленные ученики и встречи с учеными. Они иногда специально приезжали для жарких научных диспутов.
Фото: collectionbooks.com.ua
Бессмертие
Могила Хайяма находится в Нишапуре около мечети памяти имама Махрука. На этой могиле в 1934г. на средства, собранные почитателями творчества Хайяма в разных странах, был воздвигнут обелиск. Надпись на обелиске гласит:
СМЕРТЬ МУДРЕЦА 516 г. ХИДЖРЫ
ПО ЛУННОМУ КАЛЕНДАРЮ.
У могилы Хайяма присядь и свою цель потребуй, Одно мгновенье досуга от горя мира потребуй. Если ты хочешь знать дату построения обелиска, Тайны души и веры у могилы Хайяма потребуй.
Авторы надписи считали, что Хайям умер в 516 г. (1122-1123г.). Вполне возможно, что историки будущего еще поломают голову над датой возведения обелиска, на которую, в соответствии с восточной традицией, указывает последняя строка четверостишия. Разгадка такова: если заменить каждую букву строки ее числовым значением в арабской буквенной нумерации и сложить эти числа, в сумме получится 1313г., что соответствует 1934 г. по нашему календарю.
Рождение и молодые годы
Установить дату рождения Хайяма помог гороскоп, приведенный лично знавшим его историком Абу-л-Хасаном ал-Байхаки в книге “Дополнение к “Охранителям мудрости”: “его гороскопом были Близнецы; Солнце и Меркурий были в 3-ем градусе Близнецов, Меркурий был в соединении, а Юпитер был по отношению к ним обоим в тригональном аспекте”. Первым анализ гороскопа выполнил индийский исследователь Свами Говинда Тиртха, получив точную дату рождения – 18 мая 1048г. В своем подсчете Говинда пользовался средневековыми индийскими таблицами движений планет. Позднее его расчеты неоднократно проверялись. До анализа гороскопа в большинстве источников (в том числе – во втором издании БСЭ) указывался 1040 год рождения.
Здесь следует отметить, что установленная дата рождения ставит под сомнение известную красивую легенду о совместном обучении в Нишапуре и юношеской дружбе Омара Хайяма, Хасана Саббаха и Низам ал-Мулка, оказавшей большое влияние на всю дальнейшую жизнь Хайяма. Эту легенду подробно изложил еще Фитцджеральд в предисловии к своим знаменитым переводам рубаи. Дело в том, что даты не сходятся, поскольку, по имеющимся сведениям, Низам ал-Мулк родился в 1017 году.
Полное имя Омара Хайяма – Гияс ад-Дин Абу-л-Фатх Омар ибн Ибрахим Хайям Нишапури. Слово “Хайям” буквально означает “палаточный мастер”, от слова “хайма” – палатка, от этого же слова происходит старорусское “хамовник”, т.е. текстильщик. Ибн Ибрахим – значит сын Ибрахима. Таким образом, отца Хайяма звали Ибрахим и происходил он из рода ремесленников. Можно предположить, что этот человек имел достаточные средства и не жалел их, чтобы дать сыну образование, соответствующее его блестящим способностям.
Картина «На могиле Омара Хайяма» (Джей Гамбидж, ок. 1911)
О молодых годах Хайяма почти нет сведений. Ал-Байхаки писал, что Хайям “был из Нишапура, и по рождению, и по предкам. На это же указывает добавление Нишапури (по-персидски) или ан-Найсабури (по-арабски) к его имени. В одних источниках указывается, что молодой Хайям учился также в Нишапуре, в других говорится, что в ранней молодости он жил в Балхе. В качестве учителя упоминается имя некоего “главы ученых и исследователей по имени Насир ал-милла ва-д-Дин шейх Мухаммед-и Мансур”, о котором нет никаких сведений. Так или иначе, все источники согласны, что в семнадцать лет он достиг глубоких знаний во всех областях философии, и указывают на его замечательные природные способности и память.
В то время Нишапур, расположенный на востоке Ирана, в древней культурной провинции Хорасан, был крупным городом XI века с населением в несколько сот тысяч человек. Обнесенный высокой стеной с башнями, он состоял не менее чем из пятидесяти больших улиц и занимал территорию примерно в сорок квадратных километров. Лежащий на оживленных караванных путях, Нишапур был ярмарочным городом для многих провинций Ирана и Средней Азии и для близлежащих стран. Нишапур – один из главных культурных центров Ирана – был знаменит своими библиотеками, с XI века в городе действовали школы среднего и высшего типа – медресе.
Чтобы примирить различные источники, можно предположить (и вероятность этого действительно велика), что Хайям начал свое образование именно в Нишапурском медресе, имевшем в то время славу аристократического учебного заведения, готовящего крупных чиновников для государственной службы, а затем продолжил его в Балхе и Самарканде.
Геометрическая теория кубических уравнений Омара Хайама
К окончанию учения относится, вероятно, первый опыт самостоятельной научной работы Хайяма, посвященной извлечению корня любой целой положительной степени n из целого положительного числа N. Первый трактат Хайяма до нас не дошел, однако имеются ссылки на его название – “Проблемы арифметики”. Указывается, что в этом трактате Хайям, на базе более ранних работ индийских математиков, по сути дела, предложил метод решения уравнений х^n = a (n – целое число), аналогичный методу Руффини-Горнера. Кроме того, в трактате, по всей видимости, содержалось правило разложения натуральной степени двучлена (a+b)^n, то есть известная формула бинома Ньютона для натуральных показателей. Разумеется, пока рукопись “Проблем арифметики” не найдена, о ее содержании можно только догадываться, опираясь, прежде всего, на труды учеников и последователей Хайяма. Многие вышеизложенные выводы сделаны исследователями на основании трактата Насир ад-Дина ат-Туси “Сборник по арифметике с помощью доски и пыли”, в котором автор излагает ряд новых результатов, не претендуя, в то же время, на их открытие.
Плюсы и минусы быстрых займов
Оформить быстрый займ, подав заявку на сайте МФО, может любой желающий. Такой способ получения заемных средств подойдет тем, кому деньги нужны срочно: здесь и сейчас. Для начала стоит изучить достоинства и недостатки этого метода.
Плюсы:
- Подача заявки онлайн. Не нужно искать финансовую контору рядом с домом, чтобы оформить быстрый займ. Весь процесс происходит через интернет.
- Быстрое оформление без залога. В банке придется не только оставить имущество в залог, но и найти поручителей.
- Возможность взять первый займ бесплатно. Новым клиентам многие МФО выдают средства по ставке в 0 %.
- Легкий и простой способ получить срочно денежную сумму взаймы. Для оформления кредитного договора нужны только паспорт и мобильный телефон.
- Решение по заявке приходит мгновенно.
У данного метода есть свои минусы:
- Короткий срок кредитования. Часто не более месяца.
- Небольшие суммы микрозаймов. От 1000 до 30 000 рублей.
- Высокий процент. До 1 % в день.
Получение экспресс займов в МФО подойдет тем клиентам, которым нужны деньги очень срочно. В банке эта процедура займет много времени. К тому же, условия многих банков (высокий доход, наличие поручителей, залог имущества) подходят не всем заемщикам.
Мудрые высказывания Омара Хайяма о любви.
Остерегайся раны наносить Душе, которая тебя хранит и любит. Она намного тяжелей болит. И, все простив, поймет и не осудит.
Всю боль и горечь от тебя забрав, Безропотно останется в терзаньях. Ты не услышишь дерзости в словах. Ты не увидишь злой слезы сверканья.
Остерегайся раны наносить Тому, кто грубой силой не ответит. И кто не может шрамы залечить. Кто твой удар любой покорно встретит.
Остерегайся сам жестоких ран, Которые твоей душе наносит Тот, кто тобой храним как талисман, Но кто тебя в своей душе — не носит.
Мы так жестоки к тем, кто уязвим. Беспомощны для тех, кого мы любим. Следы от ран бесчисленных храним, Которые простим… но не забудем!!!
Показывать можно только зрячим. Петь песню — только тем, кто слышит. Дари себя тому, кто будет благодарен, Кто понимает, любит вас и ценит.
В сей мир едва ли снова попадём, Своих друзей вторично не найдём. Лови же миг! Ведь он не повторится, Как ты и сам не повторишься в нём.
В этом мире любовь — украшенье людей; Быть лишенным любви — это быть без друзей. Тот, чье сердце к напитку любви не прильнуло, Тот — осел, хоть не носит ослиных ушей!
Горе сердцу, которое льда холодней, Не пылает любовью, не знает о ней, А для сердца влюбленного — день, проведённый Без возлюбленной, — самый пропащий из дней!
Ты не считай друзей наперечет! Не тот твой друг, кем любопытство движет, а тот, кто с радостью с тобой разделит взлет… И кто в беде… твой тихий плач… услышит… Омар Хайям
Да, женщина похожа на вино, А где вино, Там важно для мужчины Знать чувство меры. Не ищи причины В вине, коль пьян — Виновно не оно
Да, в женщине, как в книге, мудрость есть. Понять способен смысл её великий Лишь грамотный. И не сердись на книгу, Коль, неуч, не сумел её прочесть.
Омар Хайям
Мудрые высказывания Омара Хайяма о Боге и религии.
Бог есть, и всё есть Бог! Вот средоточье знанья, Почерпнутого мной из Книги мирозданья. Сиянье Истины увидел сердцем я, И мрак безбожия сгорел до основанья.
Бушуют в келиях, мечетях и церквах, Надежда в рай войти и перед адом страх. Лишь у того в душе, кто понял тайну мира, Сок этих сорных трав весь высох и зачах.
В Книге Судеб ни слова нельзя изменить. Тех, кто вечно страдает, нельзя извинить. Можешь пить свою желчь до скончания жизни: Жизнь нельзя сократить и нельзя удлинить.Омар Хайям
Цель творца и вершина творения — мы. Мудрость, разум, источник прозрения — мы.Этот круг мироздания перстню подобен. —В нем граненый алмаз, без сомнения, мы!
Что говорил современник о мудрости Омара Хайяма, о его жизни и смерти.
Омар Хайям имел много учеников, которые оставили о нём воспоминания. Привожу воспоминания одного из них:
Могильный памятник Омару Хайяму На Востоке сохранилась могила Омара Хайяма, которую вы видите на этом фото.
Сложены легенды об Омаре Хайяме, о его мудрости .и прозорливости, граничащей с ясновидением. Он предсказывал погоду, солнечные и лунные затмения, и он перевел стрелку мировых часов на дни весеннего равноденствия, перестроив исчисление времени по нуждам земледельцев, ибо он был великим звездочетом и болел сердцем за судьбы простых людей.
Друзья послушайте песню и посмотрите видео композицию МЫ ЛЮДИ БОЛЬШОГО ПОЛЁТА. Поёт дуэт Бунчиков — Нечаев.
Предоставлено SendPulse
Биография Омар Хайям: Биография Омар Хайям
Биография Омар Хайям Омар Хайям Гиясаддин Абу-ль-Фатх ибн Ибрахим (персидское غیاث الدین ابوالفتح عمر بن ابراهیم خیام نیشابورﻯ) — персидский и таджикский поэт, математик, философ, астроном и астролог. Всемирно известные философские четверостишия — рубаи проникнуты гедоническими мотивами, пафосом свободы личности, антиклерикальным вольнодумством. В математических трудах дал изложение решения уравнений до 3-й степени включительно.
Омар Хайям родился 18 мая 1048 года, в Нишапуре. Большую часть жизни провёл в Балхе, Самарканде, Исфахане и других городах Средней Азии и Ирана. В философии был последователем Аристотеля и Ибн Сины.
Математические сочинения Омара Хайяма, дошедшие до наших дней, характеризуют его как выдающегося учёного. В трактате «О доказательствах задач алгебры и алмукабалы» он дал в геометрической форме систематическое изложение решения уравнений до третьей степени включительно.
Трактат «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида» содержит оригинальную теорию параллельных.
В трактате «Об искусстве определения количества золота и серебра в состоящем из них теле» рассмотрена известная классическая задача, решенная Архимедом.
Всемирную известность принёс Хайяму как поэту цикл четверостиший («Рубаийат»). Наукой ещё не решен вопрос, какие из приписываемых Омару четверостиший доподлинно принадлежат ему. Более или менее твёрдо можно признать атрибуцию 66 рубай, содержащихся в наиболее древних списках.
Разительно выделяясь из общего русла развития персидской лирики, поэзия автора лишена вычурности образов, красивости; она функционально связана с кругом мотивов его философии, который четко ограничен: трава, произрастающая из праха умерших, символизирует мысль о вечном круговороте материи; гончар, гончарная мастерская и кувшины — взаимоотношения между творцом, миром и индивидом; культ вина, прославление вольнодумца-гуляки и отрицание загробной жизни позволяют поэту резко полемизировать с официальными религиозными догмами. Стиль Омара предельно ёмкий, лаконичный, изобразительные средства просты, стих чеканный, ритм гибкий. Основные идеи — страстное бичевание ханжества и лицемерия, призыв к свободе личности.
В средне-вековой персидской и таджикской поэзии Хайям — единственный поэт, в стихах которого лирический герой в значительной мере выступает как автономная личность. Поэт поднялся до отчуждения лирического героя от царя и бога; герой этот, бунтарь и богоборец, противник насилия, подвергает сомнению религиозную догму о божественно-разумном устройстве мира.
Персидская поэзия неотделима от имени Омара Хайяма. В его четверостишьях — рубаи звучит призыв изведать доступное человеку мимолетное земное счастье, почувствовать бесценность каждого мгновения, проведенного рядом с возлюбленной. Рубаи Омара Хайяма отличаются изяществом отделки каждой фразы, глубиной философской мысли, яркими запоминающимися образами, непосредственностью взглядов на мир лирического героя, особой музыкальностью и ритмичностью. Значительная часть рубаи — это раздумья над Кораном.
В творчестве поэта немало сложных и противоречивых проблем. С этим связана и противоречивая трактовка его рубай у различных исследователей.
Хайям возглавлял группу астрономов Исфахана, которая в правление сельджукского султана Джалал ад-Дина Малик-шаха разработала принципиально новый солнечный календарь. Он был принят официально в 1079 году. Основным предназначением этого календаря была как можно более строгая привязка Новруза (то есть начала года) к весеннему равноденствию, понимаемому как вхождение солнца в зодиакальное созвездие Овна. С чисто астрономической точки зрения календарь «Джалали» был точнее, чем древнеримский юлианский календарь, применявшийся в современной Хайяму Европе, и точнее, чем позднейший европейский григорианский календарь.
Сочинения:
- Робаяййате Хаййам, Тегеран, 1335 с. г. х. (1956);
- Коллийате асаре парсийе хакиме Омаре Хаййам, Тегеран, 1338 с. г. х. (1959);
- в рус. пер. — Трактаты. , М., 1961;
- Рубайят. , Душанбе, 1965;
- Рубайят. , М., 1972.
Литература:
- Морочник С. Б., Розенфельд Б. А., Омар Хайям — поэт, мыслитель, ученый, , 1957;
- Алиев Р. М., Османов М.-Н., Омар Хайям, М., 1959;
- Розенфельд Б. А., Юшкевич А. П., Омар Хайям, М., 1965;
- Swami Gowinda Tirtha, The nectar of grace. Omar Khayyam’s life and works, Allahabad, ;
- Али Дашти, Дами ба Хаййам, Тегеран, 1348 с. г. х. (1969);
- его же, In search of Omar Khayyam, L., 1971.
Омар Хайям скончался 4 декабря 1131 года, в Нишапуре.
LiveJournal
Остроумные рубаи Омара Хайяма
Омар Хайям — персидский философ, математик и астроном. При жизни Хайям был известен исключительно как выдающийся учёный. На протяжении всей жизни он писал стихотворные афоризмы (рубаи), в которых высказывал свои мысли о жизни. С годами количество приписываемых Хайяму четверостиший росло и к XX веку превысило 5000. Он размышляет о Боге, но отвергает церковные догмы, в его стихах — ирония и свободомыслие, радость жизни и наслаждение каждой её минутой. Возможно, свои сочинения приписывали Хайяму все те, кто опасался преследований за вольнодумство и богохульство.
Хотя точно установить, какие из стихов действительно принадлежат Хайяму (если он вообще сочинял стихи), практически невозможно, в современном мире Омар Хайям известен именно как поэт, создатель оригинальных философско-лирических четверостиший — мудрых, полных юмора и лукавства.
Омар Хайям – о жизни, счастье и любви: ***
Бренность мира узрев, горевать погоди! Верь: недаром колотится сердце в груди. Не горюй о минувшем: что было, то сплыло. Не горюй о грядущем: туман впереди…
***
Не завидуй тому, кто сильней и богат. 3а рассветом всегда наступает закат. С этой жизнью короткою, равною вздоху, Обращайся, как с данной тебе напрокат.
***
Всё покупается и продаётся, И жизнь откровенно над нами смеётся. Мы негодуем, мы возмущаемся, Но продаёмся и покупаемся…
***
Твердят, будто пьяницы в ад угодят. Всё вздор! Кабы пьющих отправили в ад, Да всех женолюбов туда же им вслед, Пустым, как ладонь, стал бы ваш райский сад.
***
Мы источник веселья — и скорби рудник. Мы вместилище скверны — и чистый родник. Человек, словно в зеркале мир — многолик. Он ничтожен — и он же безмерно велик!
***
Кто битым жизнью был, тот большего добьется. Пуд соли съевший, выше ценит мед. Кто слезы лил, тот искренней смеется. Кто умирал, тот знает, что живет…
***
«Ад и рай — в небесах», — утверждают ханжи. Я в себя заглянув, убедился во лжи: Ад и рай — не круги во дворце мирозданья, Ад и рай — это две половинки души.
***
Не смешно ли весь век по копейке копить, Если вечную жизнь все равно не купить? Эту жизнь тебе дали, мой милый, на время, — Постарайся же времени не упустить.
***
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало, Два важных правила запомни для начала: Ты лучше голодай, чем что попало есть, И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
***
Не делай зла — вернется бумерангом, Не плюй в колодец — будешь воду пить, Не оскорбляй того, кто ниже рангом, А вдруг придется, что-нибудь просить.
***
Не предавай друзей, их не заменишь, И не теряй любимых — не вернешь, Не лги себе — со временем проверишь, Что этой ложью сам себя ты предаёшь.
***
Ветер жизни иногда свиреп… В целом жизнь, однако, хороша… И не страшно, когда черный хлеб, Страшно, когда черная душа…
***
Один не разберет, чем пахнут розы. Другой из горьких трав добудет мед. Кому-то мелочь дашь — навек запомнит. Кому-то жизнь отдашь, а он и не поймет.
Опала
О позднем периоде жизни Омара Хайяма известно также мало, как и о его юности. Источники указывают, что некоторое время Омар Хайям пребывает в Мерве.
Приведем один эпизод, изложенный Низами Арузи, относящийся к этому периоду жизни Хайяма и показывающий, что Хайям мог делать метеорологические прогнозы. “Зимою 1114 года в городе Мерве, – рассказывает Низами Арузи в главе “О науке, о звездах и о познаниях астролога в этой науке”, – султан послал человека к великому ходже Садр ад-дин Мухаммаду ибн Музаффару – да помилует его Аллах! – с поручением: “Скажи ходже имаму Омару, пусть он определит благоприятный момент для выезда на охоту, так, чтобы в эти несколько дней не было ни дождя, ни снега. А ходжа имам Омар общался с ходжой и бывал в его доме.
Ходжа послал человека, позвал его и рассказал ему о происшедшем. Омар удалился, два дня потратил на это дело и определил благоприятный момент. Сам отправился к султану и в соответствии с этим определением усадил султана на коня. И когда султан сел на коня и проехал расстояние в один петушиный крик, набежала туча, и налетел ветер, и поднялся снежный вихрь. Все засмеялись, и султан хотел уже повернуть. Ходжа имам Омар сказал: “Пусть султан успокоит сердце: туча сейчас разойдется и в эти пять дней не будет никакой влаги”. Султан поехал дальше, и туча рассеялась, и в эти пять дней не было никакой влаги, и никто не видел ни облачка”.
К славе Хайяма как выдающегося математика и астронома прибавилась в эти годы крамольная слава вольнодумца и вероотступника. Философские взгляды Хайяма вызывали злобное раздражение ревнителей ислама, его отношения с высшим духовенством резко ухудшились.
Они приняли столь опасный для Омара Хайяма характер, что он вынужден был, в уже немолодые годы, совершить долгий и трудный путь паломничества в Мекку. Ал-Кифти в “Истории мудрецов” сообщает: “Когда же его современники очернили веру его и вывели наружу те тайны, которые он скрывал, он убоялся за свою кровь и схватил легонько поводья своего языка и пера и совершил хадж по причине боязни, не по причине богобоязни, и обнаружил тайны из тайн нечистых. Когда он прибыл в Багдад, поспешили к нему его единомышленники по части древней науки, но он преградил перед ними дверь преграждением раскаявшегося, а не товарища по пиршеству. И вернулся он из хаджа своего в свой город, посещая утром и вечером место поклонения и скрывая тайны свои, которые неизбежно откроются. Не было ему равного в астрономии и философии, в этих областях его приводили в пословицу; о если бы дарована была ему способность избегать неповиновения богу!”.
По словам ал-Байхаки, в конце жизни Хайям “имел скверный характер”, “был скуп в сочинении книг и преподавании”. Историк Шахразури сообщает, что ученик Хайяма Абу-л-Хатим Музаффар ал-Исфазари (по-видимому, сын одного из ученых, работавших вместе с Хайямом) “к ученикам и слушателям был приветлив и ласков в противоположность Хайяму”.
В какой-то момент Хайям возвращается в Нишапур, где он прожил до последних дней жизни, лишь по временам покидая его для посещения Бухары или Балха. Ему к тому времени было, по-видимому, более 70 лет. Возможно, Хайям вел преподавание в Нишапурском медресе, имел небольшой круг близких учеников, изредка принимал искавших встречи с ним ученых и философов, участвовал в научных диспутах. В “Доме радости” Табризи сообщается, что у Хайяма “никогда не было склонности к семейной жизни и он не оставил потомства. Все, что осталось от него, – это четверостишия и хорошо известные сочинения по философии на арабском и персидском языках”.