Иза Кремер
Фотография: moldovanews.md
В начале XX века афишные тумбы пестрили плакатами с именем Изабеллы Кремер, больше известной как Иза Кремер. Публика с охотой шла на выступления очаровательной еврейки румынского происхождения. Впервые песню на идише Иза Кремер услышала еще в детстве от матери. Через 30 лет она стала первой певицей, которая запела на идише на сцене.
Иза Кремер начала свою творческую карьеру в опереттах. В 1915 году в Одессе 28-летняя певица выступила с именитыми исполнителями на большом концерте с одной сентиментальной песенкой — и публика ей рукоплескала. После этого она стала петь сольно. И некоторые песни из своего репертуара написала сама: «Мадам Лулу», «Черный Том», «Последнее танго», «Маленькие мотыльки», «Воспоминания», «Модель от Пакена», «Негр из Занзибара», «Мисс Джен» и другие. Приятный тембр голоса, кокетливые интонации и прирожденный актерский талант — романсы и песни Изы Кремер просто обезоруживали слушателей.
Иза Кремер. «Мадам Лулу»
Завоевав Одессу, Кремер отправилась в Петроград, затем в Москву — и везде аншлаги, охапки цветов, овации. Полки музыкальных магазинов ломились от нот песен из репертуара певицы и ее фотокарточек, а имя Кремер не покидало страниц журналов и газет на протяжении всего 1916 года. Кремер пела о любви, изменах, разлуке, но никогда — о политике
Ей было не важно, перед какими зрителями выступать — «красными» или «белыми», главное — чтобы перед благодарными
Ее «интимные песенки» были далеки от революционной злободневности. После событий 1917 года исполнительница поняла, что она, творческая интеллигентка, со своими «мечтами о далекой Аргентине» и экзотике вряд ли впишется в новый государственный строй. В 1919 году Кремер вместе с мужем уехала за границу — сначала в Германию, затем — в Англию, Италию и, наконец, Америку. В Нью-Йорке она записывала грампластинки, выходила на бродвейскую сцену. В 1930-е годы в репертуаре появилась песня «Россия» — в нее певица вложила горькую тоску по родине, желание вернуться к своему народу. Но пути назад не было.
В конце 1930-х Кремер ушла со сцены, поселилась в той самой Аргентине, о которой мечтала. Лишь однажды, в 1943 году, в Тегеране, на встрече глав правительства антигитлеровской коалиции по приглашению Черчилля она нарушила «обет молчания». Для Сталина премьер-министр Великобритании, помимо Изы Кремер, пригласил Марлен Дитрих и Мориса Шевалье, а для себя он попросил Сталина привезти в Тегеран Вадима Козина.
Петр Лещенко: биография, личная жизнь
Пётр Лещенко владел русским, украинским, румынским, французским и немецким языками. Сам музыкант о себе писал: «В возрасте 9 месяцев с матерью вместе, а также с её родителями переехали на жительство в город Кишинёв. До 1906 года я рос и воспитывался дома, а затем, как имевший способности по танцам и музыке, был взят в солдатский церковный хор. Регент этого хора Коган позднее определил меня в 7-е народное приходское училище в Кишинёве
Одновременно с этим регент архиерейского хора Березовский, обратив на меня внимание, определил в хор. Таким образом, к 1915 году я получил общее и музыкальное образование
В 1915 году ввиду перемены голоса я в хоре участвовать не мог и остался без средств, поэтому решил пойти на фронт. Устроился вольноопределяющимся в 7-й Донской казачий полк и служил там до ноября 1916 года. Оттуда я был направлен в пехотную школу прапорщиков в город Киев, которую окончил в марте 1917 года, и мне было присвоено звание прапорщика. После окончания упомянутой школы через 40-й запасной полк в Одессе был отправлен на румынский фронт и зачислен в 55-й пехотный Подольский полк 14-й пехотной дивизии на должность командира взвода. В августе 1917 года на территории Румынии был тяжело ранен и контужен — и отправлен в госпиталь, сначала в полевой, а затем в город Кишинёв. Революционные события октября 1917 года застали меня в этом же госпитале. Ещё и после революции я продолжал находиться на излечении до января 1918 года, то есть до момента захвата румынскими войсками Бессарабии». Бессарабия была в 1918 году объявлена румынской территорией, и Пётр Лещенко официально выписался из больницы уже румынским подданным. После выхода из госпиталя жил у своих родственников. До 1919 года Лещенко работал токарем у одного частника, затем служил псаломщиком в церкви при Ольгинском приюте, подрегентом церковного хора в Чуфлинской и кладбищенской церквах. Кроме того, участвовал в вокальном квартете и пел в Кишинёвской опере, директором которой была некая Белоусова. С осени 1919 года в составе танцевальной группы «Елизаров» (Данила Зельцер, Товбис, Антонина Кангизер) четыре месяца выступал в Бухаресте в театре «Алягамбра», затем с ними же весь 1920 год — в кинотеатрах Бухареста. До 1925 года как танцор и певец в составе различных артистических групп гастролирует по Румынии. В 1925 году с Николаем Трифанидисом уезжает в Париж, где встречается с Антониной Кангизер. С нею, её 9-летним братом и матерью, с Трифанидисом в течение трёх месяцев выступает в парижских кинотеатрах. Лещенко выступал с гитарным дуэтом в балалаечном ансамбле «Гусляр» с номером, в котором он играл на балалайке, а затем, переодевшись в кавказский костюм, выходил на сцену «арабскими шагами» с кинжалами в зубах, танцуя в «присядку» и сопровождая всё это метанием кинжалов в пол. Номер имел успех у публики. Желая усовершенствовать технику танца, Лещенко поступил в балетную школу Трефиловой, которая считалась одной из лучших во Франции. В школе он познакомился с артисткой Жени (Зинаида) Закитт из Риги, латышкой. Пётр и Зинаида разучили несколько танцевальных номеров и стали выступать дуэтом в парижских ресторанах, с большим успехом. Вскоре танцевальный дуэт стал супружеской парой. В феврале 1926 года в Париже Лещенко случайно встретил знакомого по Бухаресту Якова Вороновского. Тот собирался уезжать в Швецию — и предложил Лещенко своё место танцора в ресторане «Норманди». До конца апреля 1926 года Лещенко выступал в этом ресторане. Поляки-музыканты, ранее работавшие в ресторане в Черновцах и имевшие контракт с турецким театром в городе Адане, приглашают Петра Лещенко и Закитт поехать с ними на гастроли. И с мая 1926 до августа 1928 года семейный дуэт совершил гастрольную поездку по странам Европы и Ближнего Востока — Константинополь, Адана, Смирна, Бейрут, Дамаск, Алеппо, Афины, Салоники.
Краткая биография
- 1917, март – окончил школу прапорщиков и в должности командира взвода оказался на передовой румынского фронта Первой мировой войны.
- 1917, август – тяжело ранен и отправлен на лечение в госпиталь в Кишиневе. К январю 1918 года, когда лечение завершилось, Бессарабия уже вошла в состав Румынии. Лещенко поневоле стал румынским подданным. После выздоровления работал токарем, пел в церковных хорах.
- 1919, осень – начало профессиональной работы на эстраде. В составе танцевального квартета выступал в театре и между сеансами в кинотеатрах Бухареста.
- 1920 -1925 – гастролировал по Румынии, выступая с группой артистов как танцор и певец.
- 1925 – переехал в Париж. Работал в парижских кинотеатрах в небольших танцевальных номерах, также играл на гитаре и балалайке. Чтобы улучшить танцевальное мастерство, поступил в балетную школу. Там встретил балерину Жени Закит, с которой вскоре начал выступать в парижских ресторанах.
- 1926-1928 – гастроли танцевального дуэта Закит – Лещенко в странах Европы и Ближнего Востока. Во время гастролей пара заключила брак.
- 1929 – в Кишиневе в ресторане «Лондон» выступил с программой цыганских романсов. По восторженной реакции зрителей понял, что будет интересен публике как певец и начал готовить песенный репертуар.
- 1930 – начало вокальной карьеры. В Риге познакомился с Оскаром Строком, популярным композитором, «королем танго». Строк, услышав Лещенко, пришел в восторг от его голоса и выразительной манеры исполнения и предложил сотрудничество. В рижском кафе «А.Т.» Лещенко выступил с большой сольной программой, в которую включил произведения Строка. Выступление вызвало восторг у искушенной рижской публики: она была очарована бархатным баритоном мягкого теплого тембра.
- 1931 – в Берлине записал первые пять пластинок.
- 1932-1939 – годы триумфального успеха Лещенко. Он постоянно концертирует с сольными программами, записывает пластинки, процветает его ресторанный бизнес. В 1934 году за четыре месяца у него состоялось 90 концертов. Репертуар составляли цыганские песни, бытовые романсы, танго, фокстроты. Голос Лещенко великолепно звучал с пластинок, и фирмы грамзаписи наперебой предлагали сотрудничество. Пластинки выходили в Германии, Австрии, Румынии, Латвии, Англии, печатались огромными тиражами.
- 1933 – перевез семью, в том числе родителей, сестер, тещу, в Бухарест и открыл элитный ресторан в самом престижном районе. Заведение быстро стало популярным среди аристократов, членов королевской семьи, дипломатов, состоятельных русских эмигрантов. В ресторане Лещенко пел, а в танцевальных номерах участвовали супруга и сестры Петра Константиновича.
- 1935 – в Лондоне дает два концерта, радиоконцерт на Би-би-си, записывается на студии звукозаписи, выступает в аристократических салонах. Лондонские гастроли принесли певцу мировую известность.
- 1942, май – выступил с тремя концертами в оккупированной румынскими войсками Одессе.
- 1943, октябрь – призван в румынскую армию и до марта 1944 служил в Крыму, сначала при штабе, затем заведующим столовой. Повестки о призыве Лещенко получал с 1941 года, но, не желая участвовать в военных действиях, разными способами избегал мобилизации.
- 1944-1948 – после входа в Бухарест советских войск Лещенко с женой Верой дают многочисленные концерты для советских солдат в госпиталях, гарнизонах, гостиницах, кинотеатрах. После 1948 года певцу разрешали участвовать только в сборных концертах.
- 1949, март – супруги поступили на работу в открывшийся театр эстрады.
- 1951, март – арестован румынской службой госбезопасности на концерте в Брашове. Какие обвинения были предъявлены певцу, неизвестно. Материалы дела до сих пор засекречены. Возможно, ему вменяли сотрудничество с фашистским режимом. Лещенко отбывал срок в лагере на строительстве Дунайского канала.
- 1954, 16 июля – умер в тюремной больнице.
Певец Петр Лещенко
Гастроли в оккупированной Одессе, второй брак (1941—1951)
В октябре 1941 года Лещенко получил извещение из 16 пехотного полка, к которому был приписан. Но под разными предлогами Лещенко старается от службы уклониться и продолжает концертную деятельность. Лишь по третьему вызову Лещенко прибыл в полк в Фалтичени. Здесь его судили офицерским судом, предупредили, что надо являться по вызовам, и отпустили.
В декабре 1941 года Лещенко получил приглашение от директора Одесского оперного театра Селявина с просьбой прибыть в Одессу и дать несколько концертов. Он ответил отказом по причине возможного повторного вызова в полк. В январе 1942 года Селявин сообщил, что дата концертов перенесена на неопределённый срок, но, тем не менее, все билеты проданы. В марте 1942 года Лещенко получил разрешение культурно-просветительского отдела Губернаторства за подписью Руссу на въезд в Одессу.
Он выехал в оккупированную румынскими войсками Одессу 19 мая 1942 года, остановился в гостинице «Бристоль». В Одессе 5, 7 и 9 июня Лещенко провёл сольные концерты.
На одной из своих репетиций он знакомится с девятнадцатилетней Верой Белоусовой, студенткой Одесской консерватории, музыкантом, певицей. Делает Белоусовой предложение и уезжает в Бухарест, чтобы оформить развод с Закитт. Скандалы, разборки с бывшей женой завершились получением очередных извещений из 16 пехотного полка. Лещенко удалось добиться получения документа о мобилизации для работы на месте, таким образом временно избежать отправки в действующую армию. Но в феврале 1943 года он получил распоряжение сдать этот документ и немедленно явиться в 16 пехотный полк для продолжения воинской службы.
Знакомый гарнизонный врач предложил Петру Лещенко лечение в военном госпитале. Десять дней не решили проблемы: приходит новое извещение явиться в полк. Лещенко решается на удаление аппендикса, хотя в этом не было необходимости. После операции и 25 дней положенного отпуска на службу не является. Лещенко удаётся устроиться в военную артистическую группу 6 дивизии. До июня 1943 года выступает в румынских воинских частях.
В октябре 1943 года новое распоряжение от румынского командования: отправить Лещенко на фронт в Крым. В Крыму до середины марта 1944 года он был при штабе, а потом заведующим офицерской столовой. Затем получает отпуск, но вместо Бухареста приезжает в Одессу. Узнаёт, что семью Белоусовых должны отправить в Германию. Пётр Лещенко увозит свою будущую жену, её мать и двух братьев в Бухарест.
В мае 1944 года Лещенко зарегистрировал свой брак с Верой Белоусовой. В сентябре 1944, после входа в Бухарест Красной армии, Лещенко давал концерты в госпиталях, воинских гарнизонах, офицерских клубах для советских солдат. С ним выступала и Вера Лещенко.
Первые годы после революции
Таким образом Лещенко Петр Константинович оказывается неожиданно для себя эмигрантом. Он работает и певчим, и столяром, и мойщиком посуды, подрабатывает в кафе и кинотеатрах. В 1918-19 годах, к примеру, Лещенко выступал как артист между сеансами в кинотеатрах «Сузанна» и «Орфеум».
После выхода из госпиталя Петр жил некоторое время у своих родственников. Лещенко до 1919 года работал токарем у частника, после чего служил псаломщиком в построенной при Ольгинском приюте церкви, а также был подрегентом церковного хора в кладбищенской и Чуфлинской церквях. В это же время он участвовал в вокальном квартете, а также пел в Кишиневской опере. В составе танцевальной группы под названием «Елизаров» (Антонина Канзигер, Товбис и Данила Зельцер) с осени 1919 года Петр выступал 4 месяца в театре Бухареста «Алягамбра». Затем он захотел увереннее себя чувствовать в танце, так как ощутил недостаток своей профессиональной подготовки. Петр решил поступить в Париже в балетную школу Трефиловой. Эта школа была в числе лучших во Франции. В 1923 году Лещенко уехал в Париж.
В ролях
- Константин Хабенский — Пётр Лещенко
- Иван Стебунов — Пётр Лещенко в молодости
- Андрей Мерзликин — Георгий Храпак
- Мириам Сехон — Жени Закитт, первая жена Петра Лещенко
- Виктория Исакова — Екатерина Завьялова
- Тимофей Трибунцев — капитан Соколов
Король романсов и танго Петр Лещенко, биография которого полна неразгаданных тайн, был также танцором и полиглотом. Он прожил яркую бурную жизнь. В ней тесно переплелись творчество, любовь и война. Жаль, что оборвалась она трагически. И даже имя Петра Лещенко после его смерти оказалось под запретом.
Первая тайна в истории Петра связана с его появлением на свет. Мальчик родился летом 1898 года. Известно имя его мамы — Марии Калиновны Лещенковой. А вот кто был отцом Петра, осталось загадкой. Да и не удивительно, ведь в те времена незаконнорожденность детей не афишировали. Потому Мария Калиновна даже сыну ничего об отце не рассказала.
Второй вопрос: кто же все-таки Пётр Лещенко по национальности? Его место рождения — село Исаево Херсонской губернии. В те годы это была Российская империя, после Первой мировой войны территория стала румынской, а сегодня она является украинской. Из-за спорности проблемы Петра Лещенко обычно называют певцом русским и румынским одновременно. Жаль, что ни одно из этих подданств не принесло ему счастья. Но об этом позже.
Сыну еще и год не исполнился, как Мария Калиновна переехала с ним в Кишинев. Спустя несколько лет она вышла замуж за А.В. Алфимова, зубного техника. У Петра появились две сестренки.
К началу Первой мировой войны Петр Лещенко получил как общее, так и музыкальное образование. С 8-ми лет он пел в церковном солдатском хоре. Свободно говорил на русском, украинском, немецком, румынском и французском языках, что позже пригодилось ему в творческой гастрольной жизни.
И кто знает, как бы сложилась его жизнь, но все планы перечеркнула война. В 1917 году он получил тяжелую контузию и ранение. Лечение Петра проходило в госпитале в Кишиневе. А когда оно закончилось, мир оказался иным. Состоялась революция, Петр Лещенко стал гражданином Румынии, без профессии и без средств к существованию.
Молодой человек пробовал работать токарем, церковным служащим, подрабатывал пением. Но устроить жизнь все никак не удавалось. Новый виток и начало его творческой карьеры произошли в 1919 году, когда Пётр Лещенко был принят в танцевальный коллектив «Елизаров».
Двенадцать лет длился его путь танцора. И на этом пути во Франции в 1925 году Петр встретил свою первую супругу — артистку Зинаиду (Жени) Закитт. Она была родом из Латвии. Семейная жизнь началась с совместного творчества, ярких концертных номеров, бесчисленных гастролей. Молодые супруги исколесили всю Европу и Ближний Восток.
Но в 1931 году на свет появился сынишка Игорь. Жени не могла выступать, и Петру надо было что-то придумать, чтобы удержать семью на плаву. Так началась его певческая карьера.
И вот ведь шутка судьбы. Как однажды, приехав танцевать в Париж, Петр Лещенко полюбил Жени, так в 1941 году в Одессе он встретил юную красавицу Веру Белоусову и влюбился. 19-летняя студентка консерватории покорила сердце мэтра. Он принял решение развестись с первой женой. Но шла Вторая мировая война. Петр подлежал мобилизации, служил в Крыму. Ему удалось увезти семью возлюбленной в Бухарест, чтобы их не отправили в Германию. Свадьба Петра и Веры состоялась лишь в 1944 году.
Супруги много пели вместе, давали концерты. Однако незаметно над ними сгустились тучи политического преследования. Петр Лещенко был взят под стражу во время антракта на одном из своих концертов в 1951 году. Веру признали изменницей Родины только потому, что она была женой иностранца.
Как и для многих сотен и тысяч пострадавших в те годы, пребывание в тюрьме закончилось смертью Петра 16 июля 1954 года «от продолжительной болезни». Даже могилы у знаменитого сегодня певца не осталось. Вера Лещенко также была арестована, но позже освобождена и реабилитирована. Она ушла из жизни в 2009 году в Москве. Сын Петра — Игорь Лещенко — стал балетмейстером.
Изменение репертуара
Супруги с лета 1948 года выступали в различных кинотеатрах и кафе Бухареста. Затем они нашли работу в Театре эстрады, только что созданном. В это время Лещенко было уже более 50 лет. Его репертуар, в соответствии с возрастом, также изменился. Песни в исполнении Петра Лещенко стали более сентиментальными. Из программ постепенно ушли темповые шлягеры, такие как «Настенька» и «Моя Марусичка», появился вкус к романсам и лирике, окрашенным грустью и тоской. Даже в сделанных в 1944-45 годах пластиночных записях доминирует нерадостная тональность: «Колокольчик», «Бродяга», «Не уходи», «Вечерний звон», «Сердце мамы» и др.
Рождение, учёба, участие в Первой мировой войне (1898—1918)
Лещенко родился в селе Исаево Херсонской губернии (ныне Николаевский район, Одесская область). Мать родила его вне брака. В метрической книге районного архива есть запись: «Лещенкова Мария Калиновна, дочь отставного солдата родила сына Петра 02.06.1898». Крещён Пётр был 03.07.1898, в дальнейшем в документах Петра Лещенко фигурировала именно дата крещения — 3 июля 1898 года. В графе «отец» запись: «незаконнорождённый». Крёстные: дворянин Александр Иванович Кривошеев и дворянка Катерина Яковлевна Орлова. Мать Петра обладала абсолютным музыкальным слухом, знала много народных песен и хорошо пела, что оказало должное влияние на формирование личности Петра, который с раннего детства также обнаружил незаурядные музыкальные способности. Семья матери вместе с 9-месячным Петром переехала в Кишинёв, где примерно спустя девять лет мать вышла замуж за зубного техника Алексея Васильевича Алфимова. Пётр Лещенко владел русским, украинским, румынским, французским и немецким языками.
В возрасте 9 месяцев с матерью вместе, а также с её родителями переехали на жительство в город Кишинёв. До 1906 года я рос и воспитывался дома, а затем, как имевший способности по танцам и музыке, был взят в солдатский церковный хор. Регент этого хора Коган позднее определил меня в 7-е народное приходское училище в Кишинёве
Одновременно с этим регент архиерейского хора Березовский, обратив на меня внимание, определил в хор. Таким образом, к 1915 году я получил общее и музыкальное образование
В 1915 году ввиду перемены голоса я в хоре участвовать не мог и остался без средств, поэтому решил пойти на фронт. Устроился вольноопределяющимся в 7-й Донской казачий полк и служил там до ноября 1916 года. Оттуда я был направлен в пехотную школу прапорщиков в город Киев, которую окончил в марте 1917 года, и мне было присвоено звание прапорщика. После окончания упомянутой школы через 40-й запасной полк в Одессе был отправлен на румынский фронт и зачислен в 55-й пехотный Подольский полк 14-й пехотной дивизии на должность командира взвода. В августе 1917 года на территории Румынии был тяжело ранен и контужен — и отправлен в госпиталь, сначала в полевой, а затем в город Кишинёв.
Революционные события октября 1917 года застали меня в этом же госпитале. Ещё и после революции я продолжал находиться на излечении до января 1918 года, то есть до момента захвата румынскими войсками Бессарабии.
Бессарабия была в 1918 году объявлена румынской территорией, и Пётр Лещенко официально выписался из больницы румынским подданным.
Служба в Крыму и регистрация нового брака
Петра Константиновича в октябре 1943 года призвали в армию. Он работал в Крыму заведующим офицерской столовой и возвратился в Румынию с приближением советских войск.
Петр Константинович в мае 1944 года официально развелся со своей супругой Зинаидой Закис и зарегистрировал отношения с Верой Белоусовой. Он давал концерты после прихода Красной армии, играя в госпиталях, офицерских клубах, воинских гарнизонах. Также Петр Лещенко исполнял патриотические песни, посвященные русским девушкам, которые он сочинил сам, — «Надя-Надечка», «Наташа», пел песню «Темная ночь» Богословского, а также популярные в то время русские песни. Его новая жена выступала вместе с ним.
Память
Одно из свидетельств посмертной славы певца содержится в мемуарах журналиста Михаила Девлеткамова:
Интересный факт — другой не менее известный артист жанра, сходного с тем, в котором работал П. Лещенко, — А. Вертинский — крайне пренебрежительно о нём отзывался, называл его «вульгарным кабацким певцом».
Возрождение популярности в 1988 году
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 25 мая 2021 года |
Официального разрешения на появление в советском эфире голоса Петра Лещенко в конце 80-х годов XX века не было, однако такого официального разрешения не было и для других певцов-эмигрантов, да оно уже и не требовалось.
В кинематографе
Биографические фильмы
2013 — «Пётр Лещенко. Всё, что было…», восьмисерийный биографический фильм (режиссёр — Владимир Котт, автор сценария Эдуард Володарский, роль Лещенко исполнили: Иван Стебунов и Константин Хабенский).
Использование песен
- 1969. В фильме Михаила Ершова «На пути в Берлин» немецкие танцовщицы из варьете танцуют перед советским комендантом и исполняют песню П.Лещенко — «Моя Марусечка»
- 1975. В фильме Леонида Гайдая Не может быть! по мотивам произведений Михаила Зощенко во второй новелле, в сцене, где сосед Софочки (Михаил Кокшенов) обнаруживает в своей комнате Анатоля Барыгина-Амурского (Олег Даль), приглушённым фоном, как бы за стенкой звучит романс Петра Лещенко «Прощай мой табор».
- 1986. В фильме Н. В. Трощенко «Сошедшие с небес» — песня «Черные глаза».
- 1996. Анимационный фильм «Весёлые картинки. Фантазия в стиле ретро» (режиссёр и автор сценария Р. Кобзарев) — песня «Цыганочка».
- 1997. Анимационный фильм «Розовая кукла» (режиссёр В. Ольшванг, автор сценария Н. Кожушаная) — песня «Лола».
- 2007. Художественный телесериал «Ликвидация» — песня «Моя гитара».
- 2008. Художественный телесериал «Апостол» — песня «Эх Андрюша.»
В театре
Кабаретные номера
В 1994 году номер с песней Лещенко «Два сердца» поставил Григорий Гурвич в ретроспективном спектакле-ревю «Сто лет кабаре» своего московского театра-кабаре «Летучая Мышь».
- В Кишинёве есть улица и переулок, носящие его имя.
- 26 апреля 2021 года одесская улица Коминтерна стала улицей Петра Лещенко.