Введение
Может ли человек сделать себе
богов, которые впрочем не боги?Иер.16:20
Человек создан по образу Божию (Быт.1:26). Бог, обладая свободой воли, даровал ее и своему возлюбленному творению, но человек может использовать дарованную ему свободу как во благо, так и во зло. Бог есть Источник Жизни: «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин.5:26), «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли…, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян.17:25). Человек может принять этот Источник Жизни, но может и отвергнуть Его, тем самым совершив грех богоотступничества: «жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор.30:19); грех богоотступничества в свою очередь приводит к духовной смерти: «Ибо возмездие за грех – смерть» (Рим.6:23).
В Священном Писании говорится: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф.18:7), «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак.1:12-15).
Одним из самых страшных и самых древних соблазнов всегда был соблазн самообожествления (Быт.3:5). Желание стать богом, отвергнув Единого Истинного Бога, – так как «Господь Бог наш есть Господь единый» (Мк.12:29), — сделало ангела Божиего Люцифера, сказавшего «буду подобен Всевышнему» (Ис.14:14), сатаной. Отвержение Творца и желание занять Его место сделало Люцифера носителем смерти, так как нет жизни в отрыве от ее Источника. Но попытки самообожествления знакомы не только миру ангельскому, но и миру человеческому, они продолжаются поныне во многих людях, потому что многие «…совратились вслед сатаны» (1Тим.5:15), «…по князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Еф.2:2), в людях, которые, подражая дьяволу, способному принимать «вид ангела света» (2Кор.11:14), выдают себя за светлых учителей, спасителей человечества, в действительности не спасая, а губя людей. В нашей статье мы поговорим о духовных претензиях небезызвестного в России Порфирия Корнеевича Иванова и о том, как выглядят его претензии в свете христианского вероучения. Прежде всего вкратце познакомимся с биографией нашего героя.
Детство и юность
Автор правил праведного и здорового образа жизни родился в феврале 1898 года в семье шахтера. Малая родина целителя — село Ореховка, которое сейчас находится под контролем ЛНР.
Корней Иванов назвал старшего из пяти сыновей в честь преподобного Парфения, день памяти которого отмечался, когда новорожденный издал первый крик. Домашним именем мальчика было Паршек. Всего у Корнея Ивановича и его жены Матрены Григорьевны было девять детей.
До революции Порфирий успел побывать и крестьянином, и рабочим: в 12 лет мальчик пошел в батраки, а в 15 первый раз спустился в забой. Оставалось у юноши время и на хулиганство — Иванов слыл заводилой в уличных драках, а заработанные деньги спускал в карточных играх.
После Октябрьского переворота Паршек участвовал в разрушении храмов. Негативное отношение к церкви у сына шахтера, окончившего 4 класса приходской школы, сохранилось и в последующей биографии. В неизданной книге «Учитель Иванов. Пути к коммунизму» Порфирий рассказывал, что Корней Иванович в начале 10-х годов XX века сильно повздорил с настоятелем церкви в Ореховке отцом Наумом и примкнул к беспоповской общине, и старший сын, обиженный за родителя, крал церковную утварь.
В 30 лет Иванов поступил в партийную школу и стал кандидатом в члены ВКП(б). Начавшуюся партийную карьеру Порфирия прервал арест по статье «Мошенничество». По некоторым сведениям, будущий целитель попал в исправительный лагерь за неуплату «налога на патент кустарника». Благодаря сотрудничеству с администрацией и ударному труду уроженец Ореховки уже через 11 месяцев после суда вышел из мест заключения по УДО.
Личная жизнь
Первой любовью Иванова стала односельчанка Алена. Однако девушка решила выйти замуж за другого парня: Паршек в Ореховке слыл «дурачком». Разгневанный Порфирий ворвался на венчание и сбил священника с ног. Усмирить гнев ревнивца смог только подоспевший урядник.
В 20 лет Порфирий женился на Ульяне Городовиченко. Менее чем через год после свадьбы у молодых родился сын Андрей, в 25 лет погибший на фронте. Вдова первенца Ивановых Татьяна продолжала жить в одном селе со свекром и звала мужчину папой.
В 1925 году у Порфирия и Ульяны родился младший сын Яков, который в книге «Воспоминания очевидцев» говорил об отце как об исключительно добром родителе, который ни в чем ему не отказывал и выходил после автоаварии. Однако последователем оздоровительной системы Иванова его отпрыск не стал и умер в 72 года.
Из того же сборника можно узнать интересные сведения о личной жизни целителя. Порфирий, с 1928 года живший в городе Красный Сулим Ростовской области, был страстным болельщиком футбольной команды «Металлург» и, чтобы его пускали на трибуны, перед входом на стадион надевал рубашку и брюки. Однако после окончания матча Иванов вновь раздевался до трусов и в таком виде отправлялся домой.
Порфирий Иванов и жена Ульяна / «Фейсбук»
В начале июля 1974 года Ульяна Иванова скончалась от последствий травм, полученных в результате падения с сеновала. К официальной медицине Порфирий Корнеевич обратиться жене не разрешил.
После смерти супруги целитель сошелся со своей последовательницей Валентиной Сухаревской, которая была младше его на 13 лет. Валентина Леонтьевна запечатлена на поздних фото Иванова — пожилая женщина в ситцевом сарафане стоит рядом с мужем босиком на снегу. Сухаревская прожила 79 лет.
Поклонение политвождям, а не Христу
Появление подобных литературных героев и их реальных прототипов стало результатом многолетнего богоборчества у нас в стране. Изгнав спасительную религию Христа, большевики породили псевдорелигиозное поклонение вождям партии. Их портреты заняли место образов. В Государственном музее современной истории России экспонируется любопытный плакат начала 20-х годов: члены Политбюро РКП(б) — в виде апостолов революции. В городах и селах вместо храмов или прямо в храмах открыли «клубы» — культовые точки коммунизма. Герои революции и Гражданской войны были возведены в ранг святых новой веры. Для всенародного поклонения были выставлены и мощи умершего вождя. Демонстрации стали коммунистическим ответом на православные крестные ходы. Стремясь разрушить «до основания» остатки христианской культуры, энтузиасты от коммунизма принялись вводить небывалые имена: Аэрослав, Зарница, Ким, Коммуна, Коммунар, Коммунарка, Коминтерна, Компарт, Краснослав, Ления, Ленинид, Ленмарк, Пролетар, Электрон и т.п. Вместо таинства святого крещения большевистская власть пыталась внедрить в массы новый обряд звездин.
В марте 1924 года первый такой обряд был совершен в «Свердловском» зале (ранее — тронный Андреевский) Большого Кремлевского дворца. Всем заправлял «всесоюзный староста» М.И.Калинин. Из родного села советского вожака привезли младенца и торжественно обратили его в новую коммунистическую религию. В честь Ленина назвали мальчика Владимиром, а духовным отцом его стал сам Михаил Иванович. Некоторые в революционном запале отказались и от одежды как буржуазного предрассудка. В середине 20-х появились на улицах Петрограда и Москвы обнаженные молодые люди. На их телах лишь висели ленты с надписью «Долой стыд!». Их на первый взгляд странное поведение было вполне обосновано революционной идеологией. 10 января 1923 года в гарнизонном клубе Москвы, с участием Л.Троцкого и А.Луначарского, состоялся «политсуд над Богом». И судьи постановили: «Бога нет!» Какое это имеет отношение к одежде? Напомним, что, согласно Священному Писанию, Адам и Ева оделись после грехопадения, испытав чувство стыда (Быт. 3, 7). Но если Бога нет, то нет и греха, и если нет греха, то нет причин и для стыда. Вывод: долой стыд! долой одежду! Большевистская антирелигия остановилась только перед смертью. Ее то уж не отменишь…
Паршек пошел дальше всех — не просто разделся, не просто «отменил Бога», он сам объявил себя «Богом» и возомнил, что достиг бессмертия. Фантастические проекты наших мечтателей стали абсурдным выражением их духовной жажды. В XX веке выяснилось, что безбожный человек тоже стремится к вечной жизни.
Испрользованная литература:
Разоренов Ф. Выступление на конференции в Набережных Челнах // «Стоки», № 1(2), 1996 г. С. 27-30.
Иванов П.К. Труды. – М., 1992 г.
Кураев Андрей, диакон. Оккультизм в Православии. – М., 1998 г. С. 138.
Дворкин А. Сектоведение. – Нижний Новгород, 2000 г. С. 589.
Воспоминания крестьян-толстовцев. 1910-1930-е годы / Сост. А.Б.Рогинский. — М.: Книга, 1989 г. С. 94-98.
Поповский М. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга // Октябрь. 1990. № 3. С. 81-107.
Иванов П.К.: жизнь и учение: система естественного оздоровления Учителя Иванова. – Старобельск, 1992 г. С. 20.
Циолковский К.Э. Промышленное освоение космоса. — М.: Машиностроение, 1989 г. С. 196.
Там же. С. 169-170,195, 222. О Циолковском см. также остроумные замечания диакона А. Кураева в: Уроки сектоведения. — СПБ., 2002. С. 350-357.
Платонов А. Чевенгур // Дружба народов. 1988 г. № 3. С. 108.
Платонов А. Котлован; Ювенильное море: Повести. — М.: Художественная литература, 1987 г. С. 24.
Окунев Н.П. Дневник москвича (1917-1924). — Париж: YMCA-Press, 1990 г. С. 595.
Как появилась известная «Детка»
Для «внешних» же самое известное среди ивановских писаний — «Детка»: 12 правил, необходимых для сохранения здоровья — высшей ценности, согласно Порфирию Корнеевичу. На самом деле Иванов лишь подписал этот текст. «Детка» была составлена после появления в «Огоньке» (№ 8, 1982) статьи С. Власова об Иванове под названием «Эксперимент длиной в полвека». В конце статьи приводился адрес «экспериментатора», и множество людей немедленно воспользовалось им: Иванов стал получать свыше 70 писем в день. Тогда он попросил своего главного теоретика И.Я.Хвощевского составить правила для занятий «закалкой-тренировкой» и отсылать их всем желающим. Так и появилась на свет «Детка». Вот ее текст:
«Мне скоро исполнится 85 лет. 50 из них я отдал практическому поиску путей здоровой жизни. Для этого я каждодневно испытываю на себе различные качества природы, особенно суровые стороны ее. Я полон желания весь свой опыт передать нашей молодежи и всем советским людям. Это мой подарок им.
Если можно, прошу Вас написать мои советы в газете или журнале. Сердечное Вам спасибо. Иванов Порфирий Корнеевич. Ты полон желания принести пользу всему советскому народу, строящему коммунизм? Для этого ты постарайся быть здоровым. Сердечная просьба к тебе, прими от меня несколько советов в дополнение к тому, что написано в «Огоньке» № 8, 1982 г., чтобы укрепить свое здоровье:
1. Два раза в день купайся в холодной природной воде, чтобы тебе было хорошо. Купайся в чем можешь: в озере, речке, ванной, принимай душ или обливайся. Это твои условия. Горячее купание заверши холодным.
2. Перед купанием или после него, а если возможно, то и совместно с ним, выйди на природу, встань босыми ногами на землю, а зимой на снег, хотя бы на 1-2 минуты. Вдохни через рот несколько раз воздух и мысленно пожелай себе и всем людям здоровья.
3. Не употребляй алкоголя и не кури.
4. Старайся хоть раз в неделю полностью обходиться без пищи и воды с пятницы 18-20 часов до воскресенья 12 часов. Это твои заслуги и покой. Если тебе трудно, то держи хотя бы сутки.
5. В 12 часов дня воскресенья выйди на природу босиком и несколько раз подыши и помысли, как написано выше. Это праздник твоего дела. После этого можешь кушать все, что тебе нравится.
6. Люби окружающую тебя природу. Не плюйся вокруг и не выплевывай из себя ничего. Привыкни к этому: это твое здоровье.
7. Здоровайся со всеми везде и всюду, особенно с людьми пожилого возраста. Хочешь иметь у себя здоровье — здоровайся со всеми.
8. Помогай людям чем можешь, особенно бедному, больному, обиженному, нуждающемуся. Делай это с радостью. Отзовись на его нужду душею и сердцем. Ты приобретешь в нем друга и поможешь делу МИРА!
9. Победи в себе жадность, лень, самодовольство, стяжательство, страх, лицемерие, гордость. Верь людям и люби их. Не говори о них несправедливо и не принимай близко к сердцу недобрых мнений о них.
10. Освободи свою голову от мыслей о болезнях, недомоганиях, смерти. Это твоя победа.
11. Мысль не отделяй от дела. Прочитал — хорошо, но самое главное — ДЕЛАЙ!
12. Рассказывай и передавай опыт этого дела, но не хвались и не возвышайся в этом. Будь скромен.
Я прошу, я умоляю всех людей: становись и занимай свое место в природе. Оно никем не занято и не покупается ни за какие деньги, а только собственными делами и трудом в природе себе на благо, чтобы тебе было легко.
Если тебе что неясно и неполно для тебя, то напиши мне. Я всегда готов передать свой опыт, чтобы дело твое было успешным. Желаю тебе счастья, здоровья хорошего.
Иванов Порфирий Корнеевич».
Общие оценки учения Иванова
В учении Иванова
специалисты находят много элементов неоязычества и неохристианства. Наблюдается
сходство с традициями даосизма, йоги, буддизма. При этом
подчёркивается чисто российское происхождение учения и отсутствие влияния
восточных традиций.
В современном
движении последователей Иванова (ивановцах) можно выделить два направления:
одни придерживаются в основном идей закаливания, оздоровления организма,
другие — склоняются к религиозно-мистической составляющей учения. Частью
своих последователей Иванов фактически обожествляется. По их мнению, он явил в
себе все нравственные идеалы христианства. В религиоведческой литературе
ивановцы рассматриваются как новое религиозное движение. Однако
отмечается, что наблюдается значительное преобладание светского направления над
религиозно-культовым.
Положительные оценки
Кандидат философских наук Ю. А. Казновская характеризует Иванова как «оригинального русского мыслителя и практика». По мнению Казновской, его жизнь есть «своего рода прецедент применения на практике основных идей экологической этики, причём доведённых до некого логического конца». Она считает, появление таких практических прецедентов представляется симптоматичным в наш век обострения экологических проблем.
Религиовед А. А. Радугин, отмечая значительные личные достижения Иванова в закаливании организма, обращает также внимание на то, что Иванов стремился научить этому других людей, чтобы они были здоровыми людьми, «живущими в согласии с Природой». Иванов занимался целительством
По мнению Радугина свидетельства многих людей подтверждают факт, что Иванов добивался больших результатов в исцелении больных. «Слава о его чудесных способностях распространилась по всему СССР и к нему приезжали больные со всей страны».
Религиовед Е. Г. Балагушкин пишет, что последующие 50 лет своей жизни Иванов «демонстрировал несомненно крупнейшие достижения (если не считать йогов и подобных им носителей паранормальных способностей) в деле овладения поистине космическими возможностями человеческого организма». По мнению Балагушкина, демонстрируемые Ивановым «феноменальные аскетические подвиги» являются иллюстрацией пропагандируемой им модели «нового природного человека» и основным аргументом о возможности реализации этой модели в жизни всех людей.
Критика
Религиовед и социолог Л. С. Астахова отмечает, что объединение «ивановцев» во главе с П. К. Ивановым является примером «гуруизма», что по её мнению является деструктивным элементом социальной жизни.
Религиовед
Е. Г. Балагушкин характеризует «Систему Учителя Иванова» и движение
ивановцев как «неоязыческий культ и антисоциальную утопию», а также как
«религиозный культ совершенствования человеческого организма»,
«религиозно-мистический культ», «религиозный культ автохтонного происхождения,
обладающий откровенно „языческим“, оккультно-мистическим характером». Вместе с
этим, Балагушкин отмечает, что ивановцы «получили общественное признание и
вызвали определённый интерес у государственной власти прежде всего своей
светской тенденцией, направленной на здоровый и умеренный образ жизни, на
использование естественных средств оздоровления и бережное отношение к
природе». По оценке Балагушкина движение ивановцев «стоит в одном ряду с
наиболее влиятельными в стране новыми религиозными движениями».
Иеромонах Иов (Гумеров) считает, что Иванов «был в самой крайней степени прелести и полагает, что идеи Иванова несут пагубную опасность.
В Итоговой декларации международной научно-практической конференции «Тоталитарные секты — угроза религиозного экстремизма» (Уральская академия государственной службы, 10.12.2002 г.) к списку «Наиболее известных деструктивных тоталитарных сект и групп, обладающих значительным числом признаков таковых, действующих в Российской Федерации» отнесён «Иванова Порфирия культ («Оптималист», клуб)».
3. Документальные материалы
- См. также раздел Дневники и письма Иванова в статье Ивановцы (движение)
Известно около 300 рукописных тетрадей (дневников) П. К. Иванова, охватывающих период 1933—1983 гг. и множество его писем. Данные материалы размножаются ксерокопированием, публикуются в виде фотокопий, а также в виде печатных отредактированных и не отредактированных вариантов.
Иванов имел только начальное образование (4 класса церковно-приходской сельской школы, оставил школу в возрасте 12 лет в 1910 году) и писал простонародным деревенским языком, без знаков препинания, не выделяя предложения и абзацы.
Некоторые авторы, обрабатывая рукописные тетради, предложили расшифровывать только почерк и переводить его в печатный (подстрочный) текст без редакции, сохраняя пунктуацию и орфографию оригинала. Подстрочные тексты издавались одновременно с фотокопиями рукописей и существенно помогали при их непосредственном изучении, облегчая прочтение почерка
При этом отдельные не отредактированные подстрочники дневников были изданы без приведения копий рукописей и привлекали внимание критиков
Большинство дневников П. К. Иванова были опубликованы в виде фотокопий рукописей с параллельным печатным текстом (отредактированным или подстрочным), а также отдельно от оригиналов в виде отредактированных печатных работ.
После выхода в свет большой статьи о П. К. Иванове в журнале «Огонёк» (№ 8, 1982) Иванов написал одно из последних своих писем, содержащее «Детку» — его «12 советов здоровья». Эти советы оформлены на одном листке и представляют собой практическую часть его учения. В настоящее время «Детка» опубликована во многих статьях и книгах об Иванове.
Известны аудиоматериалы (интервью, беседы с людьми), документальные кадры и фотографии Иванова. Эти материалы представлены в печатной литературе (фотографии, распечатки магнитофонных записей), демонстрировались в кинофильмах.
Самый первый 10-минутный фильм для широкого показа, смонтированный только из документальной кинохроники и аудиозаписей голоса Иванова, вышел в 1987 году.
В 1993 году киностудией Центрнаучфильм выпущен первый полнометражный (88 мин.) фильм о П. К. Иванове «Живая жизнь» (режиссёры: Неля Гульчук, Вадим Иванов).
Начиная с 2006 года, на телевидении по Первому каналу, а также по телеканалам «Россия», РТР-Планета, 5 каналу и телеканалу «Моя планета» неоднократно демонстрировались фильмы «Порфирий Иванов. 12 заповедей» и «Бог моржей. Порфирий Иванов» (первый фильм снят по заказу Первого канала, второй — по заказу телеканала «Россия»).
Имеются также другие документы, связанные с жизнью П. К. Иванова. Например, документы из мест заключения, публикации о нём в прессе при его жизни, свидетельства очевидцев и т. п.
В последние годы в связи с развитием информационных технологий многие документальные материалы (тексты, фото, видео, аудио) переведены в цифровую форму, опубликованы в сети Интернет, где находятся в свободном доступе.
В 1971 году на хуторе Верхний Кондрючий (Украина, Луганская обл., Свердловский р-н) был построен Дом (ул. Садовая, д. 58), где последние 7 лет жил и принимал посетителей П. К. Иванов. В настоящее время Дом также открыт для приезда людей. Недалеко от хутора Верхний Кондрючий в краеведческом музее города Свердловск экспонируется выставка, посвящённая жизни и учению П. К. Иванова.
Биография Порфирия Иванова
Порфирий Иванов родился под Луганском (кстати, мой земляк по Луганской области) в селе Ореховка 20 февраля 1898 года в бедной семье шахтера, в которой было девять детей. Образование Порфирий получил в церковно-приходской школе, с 12 лет начал работать по найму, в 15 лет пошел работать в шахту, где были очень тяжелые условия. Другой профессии, кроме шахтёрской, у него не было и позднее он работал в разных местах.
С юных лет Порфирий отличался смекалкой и сообразительностью и был “сорвиголова”, он был хулиганом, пил, любил погулять с друзьями. Такой была его жизнь до 35 лет, а потом его жизнь резко изменилась. Какие причины этому послужили?
Иванов о себе
Обратившись к наследию Иванова, можно найти, в частности, следующие его утверждения о себе самом: «…она (природа. – В.П.) его (Иванова. – В.П.) как Мать родная приняла, Бога произрастила». Далее говорится: «Иванов сам себя Богом не выдавал перед учеными, но сама история заставила. Так без дела имя Бога не получишь», Иванов утверждает, что он «Победитель Природы, Учитель народа, Бог Земли», «Я спортсмен, закаленный человек, можно сказать, Бог Земли»; «…богом быт не дурно… Я этому делу ест бог всемогучей и знающей что делот»; «…я есть истина, … я есть Бог (выделено нами. — В.П.)…».
Итак, по мнению Иванова, он — ни больше ни меньше как «Бог Земли», «бог всемогущий», а его фраза «я есть истина» знакома любому христианину, правда из уст Христа: «Я есмь …истина» (Ин.14:16). Интересно, что Порфирий Иванов не скрывал того, что объявил себя «Богом Земли» самостоятельно: «Прежде чем сам себя об/явит богом надо завоеват место уприроде…». Помимо вышеперечисленных именований Иванов приписывает себе и следующие: «Победител природы и Учител народа учит людей новому не бывалому…»; «Пабедител природы и Учител народа. Ты тиоретик и упразднител живого здоровия»; «Я говорит Иванов Порфирий Корнеевич не такой как усе люди ест зависемои вояки борцы сприродою. Я независемый любител природы человек».
Как можно понять, Иванов считал себя не только Богом, но и «победителем природы», «Учителем народа», «независимым любителем природы», а также «эволюционным человеком». Сама природа, по мнению Иванова, покланяется ему как богу: «Природа не гневатся на одного бога и не хочет ни кому кланится кроме как одному богу. Он не атварачеватся от природы он любят ея очен крепко и не уходит от всех условий ея». Интересно отметить, что эта природа, которая «кланяется» Иванову, в свое время заставила его быть вором: «Я был вор. Я этого сделал не сам, а природа меня заставила делать». Также, согласно утверждениям Иванова, именно природа научила людей убивать друг друга: «уприроде люди стали учится научилис как будет надо другого кого либо стрелят убиват для того чтобы он не жил».
Порфирий Иванов объявляет себя спасителем: «…помогает Учитель, Победитель природы, Бог земли. Он пришел на землю для спасения жизни»; «Он спаситель всего мира в людях тех кто знает Учителя и кому он дал здоровье. Это он есть бог земли…»; «это эволюционный человек (Порфирий Иванов. — В.П.), Бог земли. Он пришел на землю, чтобы спасти мир, людей своим поступком удовлетворить…. Он человек, но дело его не человеково (выделено нами. — В.П.)». Здесь мы также видим откровенные претензии Иванова на роль Христа, ведь, как говорит Священное Писание: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф.18:11). Христос как Единственный Спаситель Ивановым отвергается, равно как отвергается и Второе Пришествие Христа: «Он предсказал не ждать Спасителя с небес…», что прямо противоречит словам Христа о Своем Втором Пришествии: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф.24:30).
Помимо того, Порфирий Иванов приписывает себе власть судьи народов: «… я не человек данного времени, а тот, кто будет за наше все сделанное судить»; «…Мое дело будет право мое будет Богом. Я стану судит старое начну»; «Я по этому всему являюсь на Земле Бог. Верите не верите, а добро мое получайте… Я пришел на Землю всех верующих и не верующих осудить (выделено нами. – В.П.) за их хорошое и теплое…». Фактически уже тем самым Иванов ставит себя самого на место Христа: «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин.5:22). Самообожествление Иванова очевидно и из того факта, что он призывал своих последователей обращаться к нему с молитвой: «…меня нужно просить — будешь всегда здоров»; «проси меня, как Учителя: «Учитель, мой дорогой, дай мне мое здоровье!»». В Священном Писании читаем: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» (Ин.14:13). Также, подражая Иисусу Христу, Порфирий Иванов оставил после себя двенадцать учеников, своих «апостолов», которые, как считается, были избраны им лично. Все это заставляет вспомнить слова Священного Писания: «Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их» (Лк.21:8).
Подлинное лицо и «христианство» ивановцев
На самом же деле «закаливание по Иванову» является лишь внешним выражением вполне законченной системы веры, основанной на писаниях самого Порфирия Корнеевича и разработанной «открывшими» его московскими и питерскими техническими интеллигентами (как правило, прошедшими уже начальную обработку в тех же рериховских, уфологических, эзотерических и прочих оккультных кружках). В тоске по «посконной народной мудрости» они припали к этому источнику, из которого стали черпать. И начерпались. Из этих интеллигентов сегодня состоит внутренний весьма жесткий круг ивановцев, фанатично следующий наставлениям «Учителя». Внутренний круг глубоко законспирирован, и мы о нем почти ничего не знаем. Но, во всяком случае, по отношению к христианству настроен он чрезвычайно воинственно и враждебно. Согласно ивановцам, христианство — это «мелочное учение смерти и могилы… мертвецом пришедшее на Русь, которое необходимо преодолевать и изживать».
Личная жизнь Порфирия Иванова
Первая любовь «накрыла» Паршека в совсем нежном возрасте. Возлюбленной юноши стала односельчанка Алена. Однако девушка абсолютно не принимала «местного дурачка» всерьез и дала согласие на брак с другим. Порфирий же терпеть приступ ревности не смог и ворвался в церковь прямо в момент венчания, сбив с ног священника. Лишь подоспевший представитель власти помог усмирить парня.
Порфирий Иванов в молодости
Первой женой Порфирия Иванова в 1912 стала Ульяна Городовиченко. Как и положено, в первую брачную ночь новоиспеченная жена понесла. А вот Паршек не собирался изменять своим молодецким привычкам: пил, гулял, дрался, спускал заработанные деньги, да и с женой обходился грубо.
Порфирий Иванов
Через 9 месяцев после венчания на свет появился малыш. Сына Порфирий назвал Андреем. Накануне войны наследник Иванова успел обзавестись семьей, но погиб на фронте в 25 лет, оставив жену Татьяну вдовой.
В 1925 Порфирий Иванов вновь стал отцом, у него с Ульяной Федоровной родился сын Яков. Однако наследник не стал приверженцем родительских идей о праведности и здоровом образе жизни и умер в 72 года.
Известно, что в семье Порфирия Иванова была рождена еще дочка, но девочка умерла во младенчестве.
Последователи Порфирия Иванова
Верностью жене Порфирий Корнеевич тоже не отличался. Однажды просто бросил Ульяну с детьми на произвол судьбы и ушел к другой деревенской бабе. Но там «любовь» не задалась, и целитель вернулся к супружнице. Только вот работать и добывать средства к существованию Порфирий больше не захотел, увлеченный снизошедшей на него Идеей бессмертия.
Жена Порфирия Иванова умерла в 1974. После падения с сеновала и травм, полученных вследствие этого, целитель пытался выходить Ульяну своими методами, не доверив ее здоровье профессиональной медицине.
Порфирий Иванов
После ухода супружницы Порфирий Корнеевич нашел утешение в обществе последовательницы своих учений Валентины Сухаревской, с которой уже пребывал в отношениях задолго до трагедии с Ульяной Федоровной. Последовательница Порфирия была моложе целителя на 13 лет и прожила до 79.
Порфирий и Валентина
Рождение системы «Детка»
Результатом врачебной деятельности Иванова стала система «Детка». Что интересно, ничего общего с работой с детьми она не имеет. Просто свод правил своей жизни Порфирий Иванов записывал в тетрадях под пометкой «Детка». Это целостная система, где каждый ее элемент содержит оздоровительные и восстановительные свойства. При этом адепты учения не советуют налегать на отдельные пункты, отдавая предпочтение соблюдению всех правил. Главной целью «Детки» называют физическое и духовное развитие.
Основные положения системы Иванова не так сложны, как кажутся. По «Детке» следует:
- Дважды купаться в холодной природной воде: в качестве источника подходят озера, речки или даже душ. Обязательны контрастные обливания в конце процедуры.
- После купания следует выходить босиком на природу, вставать на землю или снег и стоять так пару минут. В это время следует глубоко дышать свежим воздухом и мысленно желать людям здоровья и счастья.
- Исключить вредные привычки.
- Стараться обходиться без еды и воды хотя бы один раз в неделю: например, с 18-20 часов пятницы до 12 часов воскресенья. Если такой промежуток выдержать сложно, можно попрактиковать сухое голодание на сутки.
- Любить окружающую природу, заботиться о ней и не загрязнять.
- Здороваться со всеми, особенно если люди пожилые.
- Помогать людям, особенно бедным, больным и обиженным. Причем делать это надо с радостью, отзываясь на нужду сердцем.
- Победить в себе жадность, лень, самодовольство, лицемерие и гордость.
- Освободить свою голову от мыслей о болезнях, недомоганиях и смерти.
Последовательница учения Порфирия Иванова ходит босиком по снегу. 1992 г. Фото: РИА Новости/ Олег Ласточкин
Последователи такой системы должны были делиться ей с окружающими и передавать опыт. Как отмечают специалисты, ничего принципиально нового в такой системе нет, ведь веками люди знали о пользе обливаний, вреде табака и алкоголя. Аутотренинги и вежливость тоже лишними не бывают, позволяя человеку улучшать качество своего духовного мира и выглядеть более воспитанным. При этом адепты «Детки» уверены, что если соблюдать такую систему в комплексе, не довольствуясь лишь выполнением некоторых пунктов, то можно справиться даже с хроническими заболеваниями и такими тяжелейшими патологиями, как онкология. Даже современные врачи зачастую положительно оценивают программу Иванова. «Это хорошая система закаливания. Я за, если не налегать. Плюс он за позитивное мышление. Это тоже хорошо, изначально настраивает на успех. Насчет голодания вопрос сложнее. Лучше перед тем, как практиковать его, обсудить с врачом: кому можно, каким образом проводить и т. д. Но если нет желудочно-кишечных заболеваний, то почему бы и нет», — говорит врач-иммунолог Анна Шуляева.
«Этот метод имеет свои плюсы и минусы. Положительные эмоции и мысли, гармоничные отношения с окружающими благоприятно сказываются на здоровье человека. О вреде курения и злоупотребления алкоголем известно всем. Но голодание противопоказано при многих заболеваниях и может нанести вред здоровью. Закаливание также требует грамотного подхода и имеет ряд ограничений» — отмечает врач-терапевт МКНЦ им.А.С.Логинова, гастроэнтеролог Анна Акопова.
Как начать закаляться без вреда для здоровья?
«Жизнь человека зависит от природы. Во время рождения он был облит водой, вытолкнут воздухом и принят землей. Человек не захотел жить в природе, в окружении воздуха, воды и земли, а начал создавать искусственные условия для своей жизни… Проходит время, и оказывается, что уход от природы к тепличной жизни приводит ко многим заболеваниям, в том числе и к раку. А жизнь человеческая начиналась не в тепле и без комфорта, в тяжелых условиях и наедине с природой. Люди живут, а вот что надо делать для того, чтобы победить всех внешних и внутренних „врагов“, никто не знает. Болезни подкрадываются тихо и незаметно, но сильно действуют на организм, и избавиться от них очень трудно или невозможно», — считал Иванов.
Он хотел добиться бессмертия тела. Однако тщательно выверенная система в его же случае дала сбой: Иванов скончался в возрасте 85 лет. Причина смерти не установлена, т. к. вскрытия не было, а к врачам Порфирий Иванов принципиально не обращался.
Подводим итог
Сегодня мы рассмотрели целителя, йога, который путём собственного излечения и полученного дара вывел свою систему оздоровления как физического, так и душевного здоровья.
Друзья, постоянные читатели и гости блога http://vahe-zdorovye.ru/, если материал статьи Вам был полезен, поделитесь им.
В дальнейшем мы будем подробнее рассматривать систему Порфирия Иванова, чтобы не пропустить обновления блога оставьте свой электронный ящик в форме ниже «Получать новые статьи на почту» или в верхнем левом углу «RSS подписка» и новые статьи будут приходить Вам на почту сразу после публикации.
С Любовью и Благодарностью!
Вот маленькая история Порфирия Иванова: