Содержание
Самой длинной стала первая глава «Идеал и Сплин». В ней Бодлера «разрывают» противоборствующие мысли: с целью обрести внутреннюю гармонию, он молится и Сатане (животное начало) и Богу (духовное начало). Вторая глава «Парижские картины» переносит читатели на улицы столицы Франции, по которым Шарль бродит целые сутки напролёт, терзаясь своими бедами. В третьей главе Бодлер пытается успокоить себя с помощью наркотиков или вина. В четвёртой главе «Цветов зла» описываются бесчисленные грехи и искушения, перед которыми Шарль не смог устоять. В пятой главе поэт яростно бунтует против собственного удела. Последняя глава под названием «Смерть» – это конец странствий Бодлера. Описанное в ней море становится символом освобождения души.
АЛЬБАТРОС
Когда в морском пути тоска грызет матросов, Они, досужий час желая скоротать, Беспечных ловят птиц, огромных альбатросов, Которые суда так любят провожать. И вот, когда царя любимого лазури На палубе кладут, он снежных два крыла, Умевших так легко парить навстречу бури, Застенчиво влачит, как два больших весла. Быстрейший из гонцов, как грузно он ступает Краса воздушных стран, как стал он вдруг смешон! Дразня, тот в клюв ему табачный дым пускает, Тот веселит толпу, хромая, как и он. Поэт, вот образ твой! Ты также без усилья Летаешь в облаках, средь молний и громов, Но исполинские тебе мешают крылья Внизу ходить, в толпе, средь шиканья глупцов.
Юность поэта
Великой французской революции.
Через год отчимом будущего поэта стал полковник Жак Опик, ставший в скором времени дипломатом.
В 11-летнем возрасте Бодлер переезжает вместе с семьей в Лион, начинает учиться в королевском колледже. Уже в то время он постоянно страдал от меланхолии и резких перепадов настроения. Аккуратность и прилежность резко сменялись рассеянностью и ленью. Хотя в этом возрасте впервые проявилось его увлечение литературой.
Во французскую столицу семья вернулась в 1836 году, когда Шарлю исполнилось 15. Он обучается праву в колледже святого Людовига и погружается в ночную жизнь Парижа. По его собственному признанию, встречается с женщинами легкого поведения, заражается от них венерическими заболеваниями, тратит деньги, взятые в долг. Бурная жизнь накладывает отпечаток на его учебу, колледж окончить ему не удается.
Получив все-таки всеми правдами и неправдами диплом, Шарль решает попробовать себя в литературе, несмотря на то что его отчим настаивает на карьере юриста. Чтобы спасти сына от влияния развратного Парижа, мать отправляет его в путешествие в Индию. В 1841 году отплывает из Франции Шарль Бодлер. Биография поэта пополнилась новыми и свежими впечатлениями от этой поездки, несмотря на то, что до Индии он так и не добрался.
Вернувшись из почти годового путешествия, Бодлер получает наследство, весьма приличное по тем временам. Незамедлительно он начинает его тратить и очень скоро получает в столичном обществе репутацию богатого денди.
Творческий путь
Когда сын сказал, что хочет посвятить свою жизнь поэзии, мать и отчим отправили его путешествовать в Калькутту, дабы удержать от этого дурного, по их мнению, пути.
До Индии Бодлер так и не доплыл и через 10 месяцев после отъезда вернулся во Францию. Те красоты Востока, которые он успел повидать, поразили Шарля, и, пока след от этих впечатлений был свеж, он торопился воплотить их в художественные образы.
По возвращении из путешествия Бодлер вступил в права наследства и получил огромное состояние в 75 000 франков, которое когда-то принадлежало его родному отцу. И теперь он пустился во все тяжкие ещё больше: постоянные пирушки и застолья, публичные дома. А как ему нравилось эпатировать публику то своими стихами, то выходками. Он мог гулять по улицам Парижа, надев чёрное элегантное шерстяное пальто, взяв в руки трость и при этом выкрасив волосы в зелёный цвет. В общественных местах Шарль рассказывал о своих любовных связях с мужчинами или о том, что он является агентом на службе государства. Даже одному из своих стихотворных сборников он собирался дать название «Лесбиянки», но потом передумал.
Молодой скандальный поэт быстро приобрёл в Париже дурную славу. Но его это ни капли не смущало, а даже нравилось. Он стал завсегдатаем «Клуба гашишистов», втянулся в мир опиума и всё время проводил в обществе куртизанок. Потом у него появилась бредовая идея – подхватить какую-нибудь тяжёлую дурную болезнь, чтобы испытать ощущения, когда находишься на грани между жизнью и смертью. Ему это удалось: заболев сифилисом, он лечился потом от него до конца жизни, но безрезультатно.
В 1844 году мать с отчимом подали в суд иск, чтобы установить над Шарлем опеку. Суд принял решение передать наследство матери, а самому Бодлеру ежемесячно выдавать небольшую фиксированную сумму на карманные расходы. Всё было под строгим контролем у домашнего нотариуса. С этого времени Шарль постоянно нуждался в средствах, порою доходя до настоящей нищеты.
На этот период приходятся и первые издания его стихов. В журнале «Артист» были напечатаны:
- «Дон Жуан в аду»;
- «Даме креолке»;
- «Малабарской девушке».
В 1857 году был издан самый знаменитый сборник его стихов «Цветы зла». Он шокировал читателей настолько, что цензоры наложили на Шарля штраф в 300 франков и потребовали выкинуть из сборника самые непристойные произведения. Но Бодлер обратился за помощью к критикам и добился признания. Ещё две поэтические книги с его стихами «Поэмы в прозе» и «Парижский сплин» вышли соответственно в 1857 и в 1860 годах.
Смерть
В середине 60-х Шарль Бодлер покинул Париж. Последние годы своей жизни провел в Бельгии. Состояние ухудшалось, болезнь стремительно разрушала тело больного. Однажды на улице он потерял сознание. В апреле 1866 года Бодлера госпитализировали, но вскоре перевезли в гостиницу. Разум автора «Цветов зла» постепенно угасал. Поэт перестал вставать с постели, не произносил ни слова.
В 1867 году Бодлера поместили в лечебницу для душевнобольных. 31 августа он скончался. Могила великого французского поэта находится на легендарном парижском кладбище, ставшем последним пристанищем для знаменитейших французов, – в Монпарнасе.
История любви
Многих современников стихи Бодлера нередко повергали в шок, его лирику порой считали непристойной и грязной. Всё изменила встреча Шарля с молодой артисткой-мулаткой, в его сочинениях вдруг появились нежные нотки. Романтические строки французский поэт посвящал Жанне Дюваль, которая на долгие годы стала его мучительницей и музой.
До встречи с ней Шарль слыл женоненавистником, всех представительниц прекрасного пола он называл не иначе как «божественная грязь» и «омерзительные существа». Он презирал всех женщин, пока не встретил ту единственную, с которой познал искреннюю любовь. Жанна была не самой красивой и умной, далеко не благочестивой. Он называл её своей Венерой, дарил бесчисленные подарки и посвящал стихи. Почти за 20-летнюю историю их отношений женщина так и не ответила ему полной взаимностью, при этом всегда пользовалась случаем, чтобы изменить Бодлеру.
Мулатка с Гаити, актриса и балерина Жанна Дюваль, вела себя с Шарлем дерзко. Она никогда не дарила ему своих искренних чувств, крутила бесчисленные романы и потом рассказывала Бодлеру о страстных похождениях. Но вот именно этой своей порочностью, разгульным образом жизни, пренебрежительным отношением и грубостью она сводила с ума молодого поэта. Жанна манила его своей опасностью и креольской экзотической красотой.
К его творчеству она испытывала отвращение, при этом постоянно требовала денег и подарков. Шарль отдавал ей последнее, а Жанна нахально тратила деньги на развлечения и угощения других мужчин. По словам матери поэта: «Дюваль мучила его, как могла, вытряхивала всё до последней монеты». Семья вообще не приняла эту любовь Шарля Бодлера, Жанна постоянно становилась причиной скандалов, один раз поэт даже хотел покончить жизнь самоубийством.
Несмотря на протесты семьи, отношения между поэтом и балериной не прекращались. Они не были женаты, жили раздельно, Дюваль относилась к нему всё с тем же презрением, но Бодлер по-прежнему любил эту женщину. В 1861 году Жанну парализовало, Шарль поместил любимую в самое лучшее медицинское учреждение, каждый день к ней приходил. Когда ей стало немного лучше, она сама приняла решение переехать в дом к Бодлеру. Его счастье было не долгим, вскоре Дюваль начала поправляться и вернулась к прежнему образу жизни.
На свои гуляния Жанна требовала немалых денежных средств, и Шарль, чтобы заработать, отправился в Бельгию, где занялся издательством своих книг и чтением лекций в университетах. Те, кто пригласил его, оказались не совсем порядочными людьми и платить стали гораздо меньше обещанной суммы. Часть денег он оставлял себе на проживание, остальное делил пополам и отправлял во Францию матери, которую он с возрастом стал жалеть за свою детскую ненависть, и Жанне Дюваль.
Биография Бодлера
Известный французский поэт, критик, эссеист и переводчик Шарль Пьер Бодлер родился 9 апреля 1821 года в Париже. Его отец имел крестьянское происхождение, но во время правления Наполеона он стал сенатором. На момент рождения сына Бодлеру старшему уже было 62 года, его жена была моложе его на 35 лет. Отец очень любил искусство и приучал к нему своего сына.
В 1827 году, когда Шарлю было всего шесть лет, его отец скоропостижно скончался. Мать вышла замуж второй раз, но отношения с отчимом у мальчика не сложились.
В 1832 году семья переехала в Лион, где Шарль Бодлер был оформлен в пансион, после которого он стал обучаться в Лионском королевском колледже. В юном возрасте у Бодлера началась проявляться страсть к литературе.
В 1836 году Бодлер вместе со своей матерью и отчимом возвращается в Париж, где поступает в коллеж Людовика Святого на правовые курсы. В период обучения в этом колледже он начинает вести достаточно бурную увеселительную жизнь, забыв при этом об учебе. Результатом этого стало его отчисление из колледжа за год до окончания курса обучения.
В 1841 году ему все-таки удалось с большим трудом получить степень бакалавра по праву.
В 1842 году Бодлер вступает в права владения наследством, которое ему оставил родной отец после своей смерти. Бодлер начинает вести расточительный образ жизни, деньги быстро начинают заканчиваться. Примерно в этот же период своей жизни Шарль Бодлер знакомится с Жанной Дюваль – актрисой и балериной. Дюваль стала его музой на долгие годы, именно эту женщину Бодлер любил всю свою жизнь.
Матери Бодлера крайне не нравилось повеление сына. В 1844 году она подала в суд иск об установлении опекунства над ее сыном. Суд вынес решение о том, что наследством могла распоряжаться мать, а Бодлер мог получать лишь некоторую ежемесячную выплату с этого наследства. В этот период жизни Бодлер часто вкладывал деньги в некие не очень перспективы проекты, поэтому часто находился на грани нищеты, кроме того всю свою оставшуюся жизнь Бодлер страдал от сифилиса.
Начиная с 1846 года Бодлер начинает увлекаться творчеством американского писателя Эдгара По. Работы этого писателя настолько сильно повлияли на мировоззрение Бодлера, что он практически в течении 17 лет занимался переводами произведений По на французский язык.
В 1848 году Бодлер принял участие в революции, но вскоре в революционерах он разочаровался и стал осуждать их деятельность.
Бодлер продолжает заниматься литературным творчеством. 1850-е годы считаются творческим пиком писателя.
В 1865 году Шарль Бодлер переехал в Бельгию, где прожил два года. Сифилис, которым был болен писатель, продолжал прогрессировать, и состояние здоровья Бодлера постепенно становилось все хуже и хуже.
В 1866 году по причине ухудшения здоровья Бодлер попал в брюссельскую больницу, вскоре к нему приехала мать. Разум писателя постепенно начинал терять ясность, потому было принято решение перевести писателя в Париж и поместить в клинику для умалишенных. В этой клинике известный писатель, основоположник эстетики декаданса и символизма скончался 31 августа 1867 года.
Литературные успехи
В тот же период Бодлер знакомится с творчеством американского писателя Эдагара Аллана По. В нем, по мнению литературоведов, он почувствовал родственную душу. Поэтому в ближайшие полтора десятилетия стал уделять много времени рассказам американца, делая их перевод. Шарль Бодлер переложил на французский язык большинство его основных произведений.
Писатель не остался в стороне от французской революции 1848 года. Он выступал на баррикадах и даже недолгое время редактировал радикальную газету. Вскоре увлечения политикой прошло, Шарль сконцентрировался на творчестве.
В 50-х годах он пишет свои лучшие стихи.
Литература
Вояж продолжался меньше года. Бодлер, так и не достигнув берегов Индии, побывал на острове Реюньон. Морские пейзажи оказали на молодого лирика сильные впечатления, а позже отразились в поэтическом творчестве.
Поэт Шарль Бодлер
В начале литературного пути Бодлер черпал вдохновение в событиях конца 40-х. Поэт не остался в стороне от нарастающего революционного движения. Наряду с рабочими сражался на баррикадах летом 1848 года, публиковал статьи в радикальной парижской газете. Позже он назовет это наваждением. А с годами начнет испытывать почти физическое отвращение к политике.
Первые стихотворения Шарль Бодлер напечатал 1843 году. Расцвет творческих сил пришелся на начало 50-х. Главным предметом изображения в поэтических произведениях стала бездуховность, столкновение идеалов с серой действительностью. В 1957 году вышел в свет сборник, вызвавший резонанс в обществе, «Цветы зла».
Портрет Шарля Бодлера
Действительность представлялась поэту хаотичной и бесформенной. В отличие от романтиков, которых тоже не устраивала реальность, Бодлер не тешил себя иллюзиями, не грезил сказочным миром. В человеческой душе он видел фрагмент гниющей реальности. В стихотворениях, вошедших в скандальный сборник, автор обнажил собственные пороки. Бодлер стал первым поэтом, выступившим с критикой не так в адрес общества, как в адрес самого себя.
«Гимн красоте», вошедший в знаменитый сборник, не воспевание прекрасного. Красоту в этом произведении автор представил притягательной, чарующей, но беспощадной. Этот контраст нашел отражение в композиции стихотворения. Главный элемент здесь – антитеза.
Шарль Бодлер
В «Благословлении» поэт говорит о страшном зле в этом мире – о скуке. Произведения из «Цветов зла» подверглись многочисленным истолкованиям. Многозначительный философский смысл стихотворений поэта-декадента – извечная тема литературных споров. Цензоры, современники Бодлера, сочли отдельные произведения откровенно непристойными. Читатели и критики встретили их с восторгом.
Спустя две недели после публикации сборника начался процесс против автора. Бодлера обвинили в богохульстве, нарушении нравственных норм. Поэт вынужден был оплатить штраф, который удалось сократить благодаря обращению к императрице. Среди стихов, вошедших в книгу, вызвавшую переполох в обществе: «Альбатрос», «Падаль», «Идеал», «Флакон», «Бездна», «Самообман».
Созданные им образы одновременно притягательные и отталкивающие. Цитата, демонстрирующая пессимистичность французского поэта, – «Человек должен низко пасть, чтоб поверить в счастье». Еще одна книга основоположника декаданса, изданная в 1957 году, – «Поэма в прозе». Но она уже не имела такого широкого успеха.
«Парижский сплин» – сборник, увидевший свет в 1960 году. В книгу вошли стихотворения в прозе («Толпы», «Старый паяц», «Чужеземец», «Игрушка бедняка»). «Мое обнаженное сердце» – собрание дневниковых записей. Обе книги поэт не завершил. Болезнь, неудачи в личной жизни лишили его последних сил.
Автопортреты Шарля Бодлера
Бодлер – первый литератор, уделивший в своём творчестве внимание воздействию гашиша на сознание человека. В конце 40-х он посещал клуб, участники которого активно принимали запрещенные сегодня препараты
Сам же употреблял гашиш всего несколько раз в жизни. Теофиль Готье утверждал, что сомнительное счастье гашишиста у Бодлера вызывало отвращение. Правда, в начале 50-х поэт распробовал опиум. Но от этого пристрастия ему удалось избавиться.
Об опыте применения психотропных препаратов он написал несколько статей, вошедших в книгу «Искусственный рай». Эссе о вине и гашише было написано в 1951 году. Спустя семь лет Бодлер посвятил воздействию наркотического средства еще одно произведение. Он полагал, что на сознание человека препарат оказывает интересное действие. Однако его применение несовместимо с творческой деятельностью. Иного мнения он придерживался относительно вина. Поэт утверждал, что алкоголь делает человека открытым, одухотворенным, счастливым.
Болезнь
В 1865 году Бодлер уехал в Бельгию, где провёл два с половиной года, несмотря на отвращение к скучной бельгийской жизни и на стремительно ухудшающееся здоровье. Будучи в церкви Сен-Лу в Намюре, Бодлер потерял сознание и упал прямо на каменные ступени.
В 1866 году Шарль-Пьер Бодлер тяжело заболевает. Свой недуг он описывал так: наступает удушье, путаются мысли, возникает ощущение падения, кружится голова, появляются сильные головные боли, проступает холодный пот, наступает непреодолимая апатия.
По понятным причинам он умолчал о сифилисе. Тем временем болезнь с каждым днем ухудшала его состояние. 3 апреля в тяжёлом состоянии он был доставлен в брюссельскую больницу, однако после приезда матери его перевели в гостиницу. В это время Шарль-Пьер Бодлер выглядит ужасающе — перекошенный рот, остановившийся взгляд, практически полная потеря возможности произносить слова. Болезнь прогрессировала, и уже через несколько недель Бодлер не мог формулировать мысли, часто погружался в прострацию, перестал покидать постель. Несмотря на то, что тело ещё продолжало сопротивляться, разум поэта угасал.
Его перевезли в Париж и поместили в клинику, в которой он и скончался 31 августа 1867 года.
Творчество Бодлера
Замечание 1
Неоспорим тот факт, что Шарль Бодлер является ярчайшей фигурой французской литературы. Его поэзия представляет собой сочетание традиций романтизма и символизма, по отношению к последнему Бодлер является родоначальником.
Иногда Шарля Бодлера причисляют к поэтам «Парнаса», куда так же входили Теофиль Готье, Сюлли-Прюдом, Леконт де Лиль и др. С одной стороны, действительно творчество Бодлера имеет сходство с творчеством этих литературных деятелей, однако, творчество Бодлера нельзя полностью уложить в эти рамки.
Свои первые стихи Шарль Бодлер начинает публиковать с 1843 года в журнале «Артист».
Период с конца 1840-ого по 1850-е является временем, когда происходит становление мировоззренческих и литературных предпочтений поэта.
В 1852 году Бодлер публикует стихотворение диптихе «Два сумеречных часа». В стихотворение в центре внимания представлен Париж, который поэт описывает с разных ракурсов. В этом стихотворении автор описывает городской пейзаж, без приукрашиваний, в будничной обстановке. Грубые детали, приставленные в описании, превращаются в символ. Этот диптих имеет достаточно сложную лирику. Поэт сочетает мрачное, грязное, отвратительное с ощущение полноты жизни, ее могучих начал. Композиция произведения также необычна, поэт вопрошает в этом стихотворении, хотя явных вопрос и явных ответов не преподносит. Главным предметом этого стихотворения является бездуховная повседневность.
Изначально Бодлера интересовали бунтарские и анархические мотивы, после событий революции, Бодлер в своих прежних идеалах крайне разочаровался и постепенно старается отходить от политики. Несмотря на это отголоски бунтарства будут проходить через творчество Бодлера всю его жизнь.
Одним из самых известных стихотворных сборников Бодлера является сборник под названием «Цветы зла». Специфичность творческой манеры Бодлера в полной мере проявила себя в этом сборнике.
«Цветы Зла» считаются началом нового этапа в истории поэзии XIX века. За первую публикацию этого сборника Бодлер был оштрафован, так как в сборнике были произведения, которые нарушали общепринятые нормы морали, шесть наиболее непристойных произведений Бодлеру пришлось исключить из этого сборника.
Книга является четко структурированной. Она поделена на шесть основных разделов:
- «Сплин и идеал»
- «Парижские картины»
- «Вино»
- «Бунт»
- «Цветы зла»
- «Смерть»
Основными темами стихотворений являются скука, уныние, меланхолия, много стихотворения посвящены Жанне Дюваль.
Один из разделов этой поэтической книги называется «Бунт». В этом разделе представлены такие стихотворения как «Отречения святого Петра», «Авель и Каин» и «Литании Сатане». Сатана и Каин в этих работах представлены в первую очередь как бунтари.
В конце 1852 года было впервые опубликовано стихотворение «Отречение святого Петра». В этой работе поэт делает акцент не на самого Петра, а на Иисуса и Бога-Отца. Несмотря на смиренность Христа, Бодлер все же хочет показать его своеобразный бунт. Бунт Христа – это возмущение духа. Бодлер подражает суждениям тех, кто порицает Христа за то, что он не взял в руки меч чтоб отстоять свою правду. Бодлер приводит читателя к выводу, что раз уж сам сын Божий не видит отрады в этом мире, то видимо мир действительно далек от совершенства. Отец- Бог представлен в стихотворении как «пресытившийся тиран». А поступок Петра Бодлер преподносит не как предательство, а как жест протеста против жертвенности.
В стихотворении «Литании Сатане», поэт обращает свои надежды на Сатану, а не на Бога. Для Бодлера потерянный рай – это символ идеального мира, к которому можно прийти только по дороге искусства.
В других стихотворениях он, допуская возможность опоры как на Сатану, так и на Бога, заявляет «Ад или Рай – едино!».
Стихотворение «Каин и Авель» было написано сразу после событий 1848 года и в нем явно есть антибуржуазные тенденции. Поэт делит людей на богатых и нищих, бездельников и тружеников, тех, кто наслаждается и тех, кто страдает. Бодлер вопреки христианской философии сочувствует вовсе не потомкам Авеля, а отвергнутым и страдающим потомкам Каина.
Другими известными книгами поэта стали «Искусственный рай» и «Парижский сплин».
В книге «Искусственный рай», опубликованной в 1860 году, рассказывается о состоянии нахождения под влиянием опия и гашиша.
Книга «Парижский сплин» вышедшая в 1869 году уже после смерти поэта, представляет собой сборник стихотворений в прозе. Основными темами этого сборника являются удовольствие, трезвость, пьянство, поэт, женщины смерть, время, религия, добро против зла.
Психоделические опыты
Герою этой статьи принадлежит самое внятное для того времени описание влияния гашиша на организм человека. Также существует гипотеза, что есть ряд произведений, которые, находясь под воздействием психотропных препаратов, написал Шарль Бодлер («Разрушение» и др.). Но она является неподтверждённой.
С 1844 по 1848 поэт был постоянным посетителем «Клуба гашишистов», основанного Жозефом-Жаком Моро. В основном Шарль употреблял давамеск. Другой член клуба – Теофиль Готье рассказывал, что Бодлер не принимал его на постоянной основе, а делал это лишь для экспериментальных целей. Да и сам гашиш был поэту отвратителен. Впоследствии Шарль пристрастился к опиуму, но в начале 50-х смог преодолеть эту пагубную привычку. Позже он создал цикл из трёх статей под названием «Искусственный рай», где подробно описал свои психоделические опыты.
Два произведения, которые сочинил Бодлер Шарль («Поэма о гашише», «Вино и гашиш»), были полностью посвящены каннабиноидам. Герой этой статьи считал интересным воздействие данных веществ на организм, но был против их приёма для стимуляции творческой деятельности. По мнению поэта, вино могло сделать человека общительным и счастливым. Наркотик же изолировал его. «Вино, скорее, превозносит волю, а гашиш просто её уничтожает» — именно так говорил Шарль Бодлер. Соответствия этим словам, можно отыскать в тематических статьях поэта. Хотя там он старался рассуждать максимально объективно, не впадая в морализаторство и не преувеличивая психотропные эффекты гашиша. Именно поэтому большая часть читателей доверяла сделанным им выводам.