Шарль луи де монтескье: биография

Зарубежная Литература XVII-XX веков

Основной соавтор
Jaaj.Club

Хорошие книги актуальны во все времена и не стареют. Беллетристика, увидевшая свет в прошлом и позапрошлом веках, вызывает интерес и сейчас. В свободном доступе есть и Шекспир и Ремарк, а также многие другие авторы. Но кроме прочтения книг можно рассматривать отдельные аспекты в сюжете и события из биографии писателей.

В данном разделе собраны статьи, которые объединены одной темой — Зарубежная литература 19-20 веков. Но каждая из них — это отдельное небольшое исследование. Вы откроете для себя много нового, погрузившись в их изучение.

Мистификация Бранте, дети в сюжетах Шекспира, настоящая русалочка Андерсена и многие другие факты, о которых вы не догадывались. Читайте, удивляйтесь и получайте удовольствие!

Биография Шарля Монтескьё

Определение 1

Шарль Луи де Секонда барон де Ля и де Монтескьё – французский писатель, правовед, философ и политолог, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», труда «О духе законов», он был сторонником натуралистического подхода при изучении общества. Им же разработана доктрина разделения властей.

Родился Монтескьё в родовом имении Ла-Бред под Бордо, отец его — дворянин из рода Секонда. В 1705 году он закончил обучение в колледже ораторианцев, а позже занимался изучением права в Париже и в Бордо.

В 1714 году Монтескье бал назначен советником при парламенте Бордо, а в 1715 взял в жены Жанну де Лартиг – протестантку по вероисповеданию, родившую ему трех детей. В 1716 году после того, как умер его дядя, Шарль получил в наследство должность вице-президента при парламенте Бордо, а также титул барона. Но скоро государственная служба стала ему в тягость. В 1726 году, он ушел с должности президента парламента в Бордо, посвятив себя науке.

Монтескье вел уединенную жизнь, наблюдал за явлениями природы, думал и искал нормы во всем. Будучи владельцем замка замком Ла-Бред, он сохранял ряд корпоративных убеждений, характерных для парламентской аристократии. В то же время он являл собой редкий в то время вид представителя французской аристократии, который не позволил соблазнам роскошной жизни взять верх, над нравственностью и тягой к познанию.

Замечание 1

Монтескье 12 мая 1729 года был инициирован в «Горн» — лондонскую масонскую ложу.

Монтескье был частым гостем в литературных клубах и салонах, был знаком со многими литераторами, дипломатами, учеными.

Последний свой труд «Опыт о вкусе» Монтескье написал в 1752 году незадолго до смерти, а опубликован он был в 1757 году в 7 томе «Энциклопедии».

Биография Чарльза Монтескье

Монтескье родился в родовом поместье Ля Бреде недалеко от Бордо, его отец был дворянином семьи Секонда. В 1705 году он окончил колледж ораторов, а затем изучал право в Париже и Бордо.

В 1714 году Монтескье был назначен советником парламента Бордо. В 1715 году он женился на Жанне де Лартиг, протестантке, которая родила ему троих детей. В 1716 году, после смерти дяди, Карл унаследовал пост вице-президента парламента Бордо и титул барона. Но общественная служба вскоре стала для него обузой. В 1726 году он ушел в отставку с поста президента парламента Бордо, чтобы посвятить себя науке.

Монтескье вел уединенную жизнь, наблюдая за явлениями природы, размышляя и ищу нормы во всем. Как владелец Шато де Ла Бреде, он сохранил некоторые корпоративные убеждения, характерные для парламентской аристократии. В то же время он представлял собой редкий тип представителя французской аристократии того времени, который не позволял себе быть поглощенным соблазном роскошной жизни над моралью и жаждой знаний.

12 мая 1729 года Монтескье был посвящен в «Рог», Лондонский масонский домик.

Монтескье был частым гостем в литературных клубах и салонах и был знаком со многими литераторами, дипломатами и учеными.

Монтескье написал свою последнюю работу «Опыт вкуса» в 1752 году незадолго до смерти, и она была опубликована в 7-м издании в 1757 году.

Дух закона

Эта работа была опубликована в 1748 году и подверглась резкой критике со стороны католической церкви. Религиозное учреждение включило его в свой Индекс запрещенных книг. Это не помешало ему стать очень популярным в Европе Просвещения.

Помимо теории разделения властей, книга развивает полную теорию хорошего правительства. В социологическом плане Монтескье утверждал, что структура правительства и его законы определяются условиями жизни людей. Короче говоря, только с учетом всех социальных, культурных и экономических аспектов может быть создана стабильная политическая система.

Аспект разделения властей был взят из английской системы после прихода в эту страну конституционной монархии. Для автора эта система намного превосходит деспотизм, которым жила Франция.

Таким образом, он указал на необходимость, чтобы три традиционные власти — исполнительная, судебная и законодательная — не контролировались одними и теми же людьми. Таким образом достигается благоприятный баланс.

Монтескье также размышлял о типах правительства: республиканцы, которые могут быть демократами или аристократами; демократические монархисты с королем с ограниченными полномочиями; и деспотики.

Политико-правовое учение

Своё центральное произведение, над которым он работал более двадцати лет, — трактат «О духе законов», — Монтескьё опубликовал в Швейцарии анонимно.

Главная тема всей политико-правовой теории Монтескьё и основная ценность, отстаиваемая в ней, — политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности. Свобода, считал Монтескьё, может быть обеспечена лишь законами: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законами». Он настаивал на связи законов с климатом: «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни — различие законов».

Развивая идеи Полибия, Монтескьё устанавливает соответствия между законами и принципами правления. Под принципом правления он понимает основополагающую страсть, которая приводит в движение ту или иную форму правления. Для республики таковой является политическая добродетель, для монархии — честь, а для деспотии — страх.

Монтескьё стоял у истоков идеи разделения властей: в любом современном государстве должны быть разделены власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная. При этом исполнительную власть возглавляет глава государства (монарх или президент).

Личная жизнь

В 26-летнем возрасте молодой философ взял в жены Жанну де Лартиг, которая была протестанткой. Стоит заметить, что по законам того времени девушка должна была принять католичество, однако она отказалась менять веру. В этом браке у пары родились двое дочерей и одни сын.

Рассуждения Монтескье о свободе касались только мужской части населения. По мнению некоторых биографов, он не выпускал супругу из замка, не позволяя ей совершать прогулки даже в пределах Бордо. При этом он нередко изменял жене, а также часто прибегал к флирту.

Главным смыслом жизни для Шарля были наука и книги. В семейной жизни он далеко не всегда придерживался тех принципов, которые описывал в своих трудах. В частности, он заявлял, что «отсутствие мягкости и нежности при воспитании детей ожесточает их сердца». И все же, родных детей он воспитывал в крайней строгости, хотя и сильно любил их.

Биография писателя

Шарль Луи де Секонда Монтескьё (Charles-Louis de Seconda Montesquieu), барон де Ла Бред и де Монтескьё (Baron de La Brede et de Montesquieu), французский мыслитель эпохи Просвещения, правовед; его теория «разделения властей» оказала большое влияние на развитие конституционной мысли 18-20 веков. Родился 18 января 1689 года в замке Ла Бред близ Бордо. Монтескье происходил из аристократического рода, жившего в Бордо с начала 15 века. Его отец Жан де Секонда, будучи младшим сыном в семье, не наследовал родовых земель, но мать, урожденная Франсуаза де Пенель, принесла мужу в приданое замок Ла Бред. Шарль-Луи был вторым из шестерых детей. Первоначальное образование он получил в ораторианском коллеже в Жюйи (1700-1705), затем, вернувшись в Бордо, изучал право. В 1708 году стал адвокатом, в 1714 году — советником парламента Бордо, а два года спустя унаследовал от своего бездетного дяди барона де Монтескье вместе с титулом и именем должность президента бордоского парламента (до 1789 года парламентами во Франции назывались высшие судебные инстанции). После смерти отца он стал хозяином Ла Бреда. В 1715 году женился на Жанне де Латирг, в браке с которой имел троих детей.

«Типичный гасконец», Монтескье сочетал в себе независимость, самолюбие, любознательность, расчетливость. Уделял много времени благоустройству своего замка, любил работать на виноградниках, которые были главным источником дохода. Парламентские обязанности занимали его скорее по фамильной обязанности, чем по личной склонности: судейское крючкотворство наводило на него скуку. Службу в парламенте он сочетал с занятиями наукой. В 1716 году Монтескье был избран членом Академии Бордо и написал массу докладов и речей по самым разным разделам естественных наук — «О причинах эха», «О назначении почечных желез», «О морских приливах и отливах» и т. д.

В 1721 году Монтескье анонимно опубликовал книгу, которая стала литературной сенсацией. Цензурный запрет лишь способствовал ее популярности, а имя автора приобрело европейскую известность. В уста героев «Персидских писем» — Узбека и Рики — Монтескье вложил смелую критику политической жизни Франции. Книга содержала саркастические оценки личности Людовика XIV, рисовала неприглядную картину придворных нравов. Возмущение автора вызывал фанатизм католической церкви, преследовавшей инакомыслие.

В 1728-1731 годах Монтескье предпринял длительное путешествие по странам Европы — Австрии, Венгрии, Италии, Швейцарии, Голландии и Англии. Он внимательно изучал законы и обычаи каждой страны, особенности ее географии и климата, темперамент и нравы населения. Полтора года он провел в Англии. Британские государственные институты произвели на него сильнейшее впечатление, а деятельность парламента породила уважение к конституционному правлению.

В конце 1748 года в Женеве анонимно вышел первый небольшой тираж книги «О Духе законов». И хотя она попала в список запрещенных, в самое короткое время книга разошлась по парижским салонам. Вскоре последовало множество переизданий — не менее 12 за два года, а по словам самого Монтескье — 22. Книга имела успех даже в официальных кругах: сам дофин, сын и наследник Людовика XV, проявил к ней интерес. В течение десятка лет вокруг «Духа законов» шла оживленнейшая полемика.

Политическое учение

  • Свобода, считал Монтескьё, может быть обеспечена лишь законами: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законами».
  • Монтескьё считал необходимым, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная. При этом, исполнительную власть возглавляет Король (Президент).
  • Монтескьё установил связь законов с климатом: «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни — различие законов».
  • Монтескьё устанавливает соответствия между законами и принципами правления. Под принципом правления он понимает основополагающую страсть, которая приводит в движение ту или иную форму правления. Для республики таковой является политическая добродетель, для монархии — честь, а для деспотии — страх.

Политические и правовые идеи Монтескьё оказали непосредственное влияние на составителей Конституции США, конституционное законодательство периода Великой французской революции, на Гражданский Кодекс Франции 1804 г. Ещё при жизни Монтескьё обрёл европейскую известность благодаря работе «О духе законов». Среди многих продолжателей учения Монтескьё был и итальянский мыслитель Чезаре Беккариа.

Труды Шарля Монтескье

«Персидские письма» — напечатаны в 1721 году. Писателя привлек восточный антураж, легший в основу произведения. Персидский путешественник рассказывает о своих впечатлениях от Франции и ее обычаев, включая религиозные и политические злоупотребления. Что самим французам кажется совершенно обычным, у иностранного путешественника вызывает глубокое недоумение. «Персидские письма» полны острого юмора, иногда переходящего в злую сатиру. Автор высмеивает и религиозные войны, и абсолютную монархию, и инквизицию, и даже Папу Римского.

«Размышления о причинах величия и падения римлян» — написана в 1734-м. В этой небольшой книге Монтескье разбирает причины возвышения Рима и его упадка. Их знание позволит в будущем избежать ошибок прошлого.

«О духе законов» — 1748 год. Это главный труд Шарля Монтескье – итог 20-ти летних размышлений, изысканий, литературной работы, позволивший облечь социальную и политическую науку в художественную форму, понятную широким массам. Он исследует природу законов и их связь с типом правления, физическими особенностями стран (климатом, количеством населения, рельефом местности и т.д.). Здесь же нашли отражение и идеи о принципе разделения власти, исполнительной, судебной, законодательной, привезенные автором из Англии. Эту книгу тремя годами позже внесли в «Индекс запрещенных книг», поскольку она подрывала устои французской монархии. Работой Монтескье интересовались первые лидеры Французской революции, книгу читали в США, где она была переведена на английский язык.

Конец жизни

Шарль Луи де Монтескьё скончался в 1755 году. Была ли его болезнь вызвана обильным интересом к чтению и книгам, неизвестно – и, тем не менее, умирая, он был полностью слеп. Тем не менее, после себя он оставил немало философских трудов, актуальных и по сей день.

Шарль Луи Монтескье

Шарль-Луи де Секонда, барон Ля Брэд и де Монтескьё (фр. Charles-Louis de Seconda, Baron de La Brède et de Montesquieu). Родился 18 января 1689 — умер 10 февраля 1755. Французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», труда «О духе законов» (1748), сторонник натуралистического подхода в изучении общества. Разработал доктрину о разделении властей.

Монтескьё вёл простую уединённую жизнь и с полной душевной силой и глубокой серьёзностью концентрировался на задаче наблюдателя, думающего и ищущего нормы.

Пост президента парламента Бордо, доставшийся Монтескьё в 1716 году, вскоре стал его тяготить. В 1726 году он оставил эту должность, но, как владелец замка Ла-Бред, верно сохранял корпоративные убеждения парламентской аристократии. Он представлял собой уже редко встречавшийся в то время тип французского аристократа, не дававшего уловить себя соблазнам Двора, и стал учёным в духе дворянской независимости.

Большие путешествия по Европе, предпринятые Монтескьё в 1728-1731 годах, имели характер серьёзных исследовательских поездок.

Инициация Монтескьё в лондонскую масонскую ложу «Горн», досточтимым мастером которой на тот момент являлся герцог Норфолкский, состоялась 12 мая 1730 года. «Бритиш Джорнэл» написала об этом событии спустя четыре дня — 16 мая того же года.

В течение 1734-1735 годов поступали сообщения об участии Монтескьё в масонских собраниях, которые публиковались в различных изданиях.

Монтескьё активно посещал литературные салоны и клубы, был знаком со многими литераторами, учёными, дипломатами. К числу его собеседников, например, можно отнести французского исследователя спорных вопросов международного права Габриэля Мабли.

Наряду с Генри Боклем, немецким географом Фридрихом Ратцелем и российским социологом Львом Мечниковым был приверженцем географической школы, сторонники которой приоритет в развитии цивилизации отдавали условиям географической и биологической сред. Предтеча количественной теории денег, которую развивали Дэвид Юм, Джон Кейнс, Ирвинг Фишер, Милтон Фридман, Артур Пигу и т. п.

В трудах и воззрениях Монтескьё усматриваются истоки либерализма как государственной идеологии, ранее успешно разработанной в публикациях английского философа Джона Локка и далее утвердившейся в учении шотландского экономиста Адама Смита.

Монтескьё, а также Жан-Жак Руссо (1712-1778) и Джон Локк (1632-1704) считаются основоположниками современных форм представительной демократии. Монтескьё сформулировал теорию Разделения власти, которая лежит в основе создания любого современного демократического государства.

Незадолго перед смертью в 1752 году Монтескьё написал самое последнее произведение «Опыт о вкусе», посмертно опубликованное в 7 томе «Энциклопедии» (1757).

Монтескьё считал, что свобода может быть обеспечена лишь законами: «Свобода есть право делать всё, что дозволено законами».

Монтескьё считал необходимым, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная. При этом, исполнительную власть возглавляет Король (Президент).

Монтескьё установил связь законов с климатом: «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни — различие законов».

Монтескьё устанавливает соответствия между законами и принципами правления. Под принципом правления он понимает основополагающую страсть, которая приводит в движение ту или иную форму правления. Для республики таковой является политическая добродетель, для монархии — честь, а для деспотии — страх.

Политические и правовые идеи Монтескьё оказали непосредственное влияние на составителей Конституции США, конституционное законодательство периода Великой французской революции, на Гражданский Кодекс Франции 1804 г. Ещё при жизни Монтескьё обрёл европейскую известность благодаря работе «О духе законов».

Среди многих продолжателей учения Монтескьё был и итальянский мыслитель Чезаре Беккарелиа Бонесано (1738-1794).

Работы Монтескье:

«Персидские письма», 1721
«Книдский храм» (фр. Le Temple de Gnide), 1725
«Размышления о причинах величия и падения римлян», 1734
«О Духе законов», 1748
«Опыт о вкусе», 1753.

Семья Монтескье

Жену для Монтескье выбрал его дядя. Она была хромой и достаточно уродливой, но могла составить выгодную партию благодаря своему происхождению и приданому. Из-за того, что Жанна была кальвинисткой, а Шарль Луи католиком, брак не должен был состояться. Во время венчания священник не стал уточнять вероисповедание жениха и невесты и это сделало такой союз возможным. Никакого торжества не было, а на бракосочетании присутствовало только несколько свидетелей.

Жанна была кроткой и не перечила мужу, у которого было много романов на стороне. Для Монтескье брак – это в первую очередь возможность продолжения рода. В семье Шарля Луи и Жанны родилось трое детей – две дочери и сын.

Поэтический талант

После Персидских писем Монтескье больше не занимался художественным творчеством всерьез. Правда, он написал две галантные поэмы в духе классицистической поэзии того времени — «Храм книги» и «Путешествие в Пафос». К этим стихам Монтескье сам придавал мало значения. Он полностью посвятил себя изучению истории и права. Мысли, выраженные в «Персидских письмах», всегда волновали писателя. Чтобы проверить правильность своих взглядов на политические институты, законодательство, различные системы управления, Монтескье отправился в Западную Европу. В течение трех лет (с апреля 1728 г. по апрель 1731 г.) он жил за пределами Франции, серьезно и тщательно изучая общественно-политическую организацию Италии, Голландии, Германии и особенно Англии. Монтескье указал на недостатки буржуазной системы. «Мы видим, что в странах, где один только дух торговли оживляет людей, все человеческие дела и даже нравственные добродетели становятся бизнесом» («Дух законов», гл. XX, гл. II). А в другом эссе «Деньги высоко ценятся в Англии, добродетель и честь мало ценятся, а кривость проникла во все классы (Записки об Англии)». Но, в целом, Монтескье был очень доволен порядком в Англии после «Славной революции» 1688 года. Он вернулся во Францию как ярый сторонник британских политических институтов и даже разбил свой парк в манере английских парков: «Для меня, чтобы взять у вас отпуск, мое поместье Ла Брэд, где вы найдете красиво украшенные мысли, которые я позаимствовал у Англии», — писал он друзьям. В Англии Монтескье встретился с видными политическими деятелями того времени — Уолполом, Болингброком. Он даже путешествовал вместе по Европе с графом Честерфилдом. В Честерфилде Монтескье познакомился со Свифтом и поэтом Попом. Его также представили Королеве. В Англии он был избран членом ученого Королевского общества. Монтескье, после возвращения во Францию, стал немного лучше. Теперь, следуя примеру Англии, он уже хочет союза буржуазии с аристократией, считает его лучшим выходом и защищает привилегии дворянства. Обращаясь к министрам, он пишет: «Ты, кому доверены интересы французского дворянства, не бросай завистливых взглядов на почетные права этого сословия и не протягивай жадных рук своих к их собственности». Он тщательно составляет генеалогию своей семьи, а ранее в «Персидских письмах» смеется над теми, кто пытается «очистить предков и украсить двери каретки гербами».

События

23.01.2023 17:38

* * *

Открылась вакансия

Модератор
Jaaj.Club

— оплата сдельная;
— свободный график;
— бесплатное обучение.

Обязанности

— оформление статей и произведений согласно стилистике сайта;
— при необходимости подборка и загрузка картинок.

Требования

— базовые знания HTML (основные теги — p, div, blockquote)
— чувство стиля Jaaj.Club

Писать пользователю Jaaj.Club

или на емейл andrey.khmelev@jaaj.club

* * *

09.01.2023 10:57

* * *

Опубликована церемония награждения
Международная клубная премия «Золотая Пчёлка» 2022

* * *

06.01.2023 11:51

* * *

Обновление
Писательских Гильдий

Стало возможным выставить основную Писательскую Гильдию. Опция доступна на странице редактирования профиля.

Менять основную Писательскую Гильдию можно раз в месяц.

Также все Гильдии, в которые входит пользователь, отражаются на странице просмотра пользователя.

Вступление в Гильдию стало возможным при достижении 10 уровня.

Перевод монет внутри Гильдии комиссией не облагается.

При создании новой гильдии предметы уничтожаются. Ранее их можно было снова купить в магазине.

* * *

Личность Монтескье

Воспитание и пример отца сделали из Шарля Луи особого представителя дворянства. Он не шел открыто против устоев общества, но и не прогибался под требования двора. Имея состояние и знатную фамилию, Монтескье не пользовался всеми благами, которые были для него возможны. Он вел уединенный и закрытый образ жизни и не любил светские мероприятия. Салоны Шарь Луи посещал исключительно с целью наблюдения за обществом. Ему было интересно отмечать характерные черты разных слоев и анализировать их.

Монтескье много времени проводил в библиотеках и постоянно что-то читал или диктовал тексты своему помощнику. Он обладал неиссякаемым трудолюбием и большую часть времени проводил за работой. Среди друзей и знакомых Монтескье было много ученых, литераторов и людей творческих профессий. Все они признавали острый ум и писательский талант Монтескье.

Фундаментальная революционная доктрина

Французское Просвещение создало доктрину естественных прав человека. Они утверждали, что сама природа дает людям право на счастье, свободу, удовлетворение естественных физических и духовных потребностей. Мыслители эпохи Просвещения считали, что политический порядок и законы должны утверждать этот разумный, естественный порядок вещей; в противном случае люди имеют право отвергать как правительство, так и законы, противоречащие естественному порядку вещей. Таким образом, возникла доктрина нравственного права народа на свержение деспотизма силой. Эта фундаментальная революционная доктрина мыслителей Просвещения была впервые выдвинута Монтескье, и в самой скромной форме — «Сказки о нравственности восточных гаремов». (Гнев одной из наложниц узбеков Роксаны против законов гарема, законов, противоречащих природе, приобретает в романе Монтескье глубокое философское и политическое значение. «Я заменил ваши законы законами природы», — с гордостью заявляет Роксана своему угнетателю. Роксан погибает. Ее ждет ужасная казнь. Но она умирает непобедимой. Моральная прямота на ее стороне. «Когда государь, вместо того чтобы обеспечить счастливую жизнь своим подданным, осмеливается их угнетать или уничтожать, причина послушания отпадает: подданные больше не связаны с государем, ничто не связывает их с ним, и они возвращаются к своей естественной свободе», — пишет Монтескье. По мнению Монтескье, монархия имеет ряд преимуществ перед деспотизмом. В нем больше свободы, как отмечает узбек в своих письмах, где женщины не угнетаются, как в Персии. В монархии преобладающим стимулом, который сдерживает или побуждает человека к действию, является честь, в то время как в деспотизме стимулом является страх. Но в любой момент монархия может легко превратиться в деспотизм. Это его порок.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: