Шокирующие результаты эксперимента милгрэма с подчинением авторитету

Вклад и работа

Его главный вклад — исследование подчинения власти и цепочки общественных отношений.

Подчинение власти

Схема эксперимента Милгрэма. Экспериментатор (E) заставляет испытуемого (S) поражать электрическим током другого участника, ученика (A).

Эксперимент Милгрэма становится широко известным с 1963 г. Экспериментатор, представляющий авторитет, просит испытуемого заставить ученика произносить слова, и если последний ошибается, подвергая его все большему и большему количеству ударов электрическим током, громче с каждой ошибкой. Ученик на самом деле является актером, который притворяется, будто его ударили током. В зависимости от случая участники продолжают наносить удары током до максимально ожидаемого (450 В), несмотря на жалобы со стороны актера (62,5% участников во время первых экспериментов Милгрэма), выполняя приказы экспериментатора, в то время как другие отказываются подчиняться. власть.

Маленький мировой опыт

Для этого эксперимента бостонский биржевой маклер был выбран в качестве «целевого лица», и были случайным образом сформированы три исходные группы примерно по 100 человек каждая, одна из которых состояла из случайно выбранных жителей Бостона, вторая — случайно выбранных жителей Небраски и третий тоже из жителей Небраски, но у которых есть особенность владения акциями. Каждый человек из этих исходных групп получает файл с описанием опыта и целевого человека (в частности, его место жительства и его профессию) и несет ответственность за отправку этого файла по почте, либо непосредственно целевому человеку, если он знает его лично, или человеку, которого он знает лично и который, скорее всего, знает целевого человека лично.

Из 296 человек из исходных групп 217 согласились участвовать в эксперименте и отправили файл одному из своих знакомых, и, наконец, 64 файла достигли целевого человека в конце цепочки информации. но со средней длиной 5,2 промежуточных звена.

Эксперимент Милгрэма эссе. Эксперимент Милгрэма

Экспериментатор (E) требовал от «учителя»
(T) давать «ученику» (L) простые задачи
на запоминание и при каждой ошибке
«ученика» нажимать на кнопку, якобы
наказывающую «ученика» ударом тока (на
самом деле актёр, игравший «ученика»,
только делал вид, что получает удары).
Начав с 15 В, «учитель» с каждой новой
ошибкой должен был увеличивать напряжение
на 15 В вплоть до 450 В.
Экспериме́нт
Сте́нли Ми́лгрэма (англ. Stanley Milgram), также
известный как тест Эйхмана — классический
эксперимент в социальной психологии,
впервые описанный в 1963 году психологом
Стэнли Милгрэмом из Йельского университета
в статье «Подчинение: исследование
поведения» («Behavioral Study of Obedience»), а позднее
в книге «Подчинение авторитету:
экспериментальное исследование»

Введение

В своём эксперименте Милгрэм пытался
прояснить вопрос: сколько страданий
готовы причинить обыкновенные люди
другим, совершенно невинным людям, если
подобное причинение боли входит в их
рабочие обязанности? В нем была
продемонстрирована неспособность
испытуемых открыто противостоять
«начальнику» (в данном случае исследователю,
одетому в лабораторный халат), который
приказывал им выполнять задание, несмотря
на сильные страдания, причиняемые
другому участнику эксперимента (в
реальности подсадному актёру). Результаты
эксперимента показали, что необходимость
повиновения авторитетам укоренена в
нашем сознании настолько глубоко, что
испытуемые продолжали выполнять
указания, несмотря на моральные страдания
и сильный внутренний конфликт.

Предыстория

Фактически Милгрэм начал свои изыскания,
чтобы прояснить вопрос, как немецкие
граждане в годы нацистского господства
могли участвовать в уничтожении миллионов
невинных людей в концентрационных
лагерях. После отладки своих
экспериментальных методик в Соединённых
Штатах Милгрэм планировал отправиться
с ними в Германию, жители которой, как
он полагал, весьма склонны к повиновению.
Однако после первого же проведённого
им в Нью-Хэйвене (штат Коннектикут),
эксперимента стало ясно, что в поездке
в Германию нет необходимости и можно
продолжать заниматься научными
изысканиями рядом с домом. «Я обнаружил
столько повиновения, — говорил Милгрэм,
— что не вижу необходимости проводить
этот эксперимент в Германии».
Впоследствии
эксперимент Милгрэма всё-таки был
повторен в Голландии, Германии, Испании,
Италии, Австрии и Иордании, и результаты
оказались такими же, как и в Америке.
Подробный отчёт об этих экспериментах
опубликован в книге Стэнли Милгрэма
«Obedience to Authority» (1973) или, например, в книге
Миуса и Рааймэйкерса (Meeus W. H.J, &
Raaijmakers Q. A. W. (1986). «Administrative
obedience: Carrying out orders to use psychological-administrative
violence». «European Journal of Social Psychology»,
16,311-324).

Подчинение авторитету [ править ]

Установка эксперимента Милгрэма

В 1963 году Милгрэм представил результаты своих экспериментов с послушанием в статье «Поведенческое исследование послушания». В результате разногласий Американская психологическая ассоциация задержала его заявку на членство в течение года из-за вопросов об этичности его работы, но в конечном итоге предоставила ему полное членство. Десять лет спустя, в 1974 году, Милгрэм опубликовал « Послушание властям» . В 1964 году он получил премию AAAS за исследования в области наук о поведении, в основном за свою работу по социальным аспектам послушания. Частично вдохновленные судебным процессом над Адольфом Эйхманом в 1961 году , его модели позже также использовались для объяснения резни в Май Лай в 1968 году.(включая обучение власти в армии, обезличивание «врага» через расовые и культурные различия и т. д.). Он снял фильм о своих экспериментах, которые считаются классикой социальной психологии.

Статья в American Psychologist подводит итоги экспериментов Милгрэма с послушанием:

Более поздние испытания эксперимента показали, что он работает только при определенных условиях; в частности, когда участники считают, что результаты необходимы для «блага науки».

Согласно Милграму, «сущность послушания состоит в том, что человек начинает рассматривать себя как инструмент для выполнения желаний другого человека, и поэтому он больше не считает себя ответственным за свои действия. произошли в человеке, все основные черты послушания следуют «. Таким образом, «главная проблема для субъекта состоит в том, чтобы вернуть себе контроль над своими собственными процессами управления, как только он передал их целям экспериментатора». Помимо этого гипотетического агентного состояния, Милгрэм предположил существование других факторов, объясняющих послушание субъекта: вежливость, неловкость отстраненности, поглощенность техническими аспектами задачи, склонность приписывать безличностные качества силам, которые по своей сути являются человеческими, убеждение в том, что эксперимент служил желаемому результату, последовательному характеру действия и тревоге.

В конкурирующем объяснении результатов Милгрэма в качестве основного фактора используется стойкость убеждений . На что «нельзя рассчитывать, так это на осознание того, что внешне благожелательный авторитет на самом деле злонамерен, даже когда они сталкиваются с неопровержимыми доказательствами, которые предполагают, что этот авторитет действительно недоброжелателен. Следовательно, основная причина поразительного поведения подданных вполне может быть быть концептуальным, а не предполагаемой «способностью человека отказаться от своей человечности … по мере того, как он сливает свою уникальную личность с более крупными институциональными структурами».

Вдохновленные ужасными событиями в нацистской Германии, эксперименты Милгрэма с повиновением использовались для объяснения ряда социальных влияний на человека, в том числе того, как полицейские следователи могут заставить невиновных признаться в преступлениях, которых они не совершали. В то же время эти эксперименты подверглись критике. Некоторые критики сомневались, чувствовали ли испытуемые нереальность ситуации. Другие ставили под сомнение соответствие лабораторных условий реальному миру.

Самая сокрушительная критика касалась этики основного плана эксперимента. Профессор Милгрэм, со своей стороны, считал, что такие опасения связаны с сомнительным характером его результатов: «В основе критики эксперимента, — писал Милгрэм, — лежит альтернативная модель человеческой натуры, которая считает, что, когда сталкивается с выбором. между причинением вреда другим и подчинением авторитету нормальные люди отвергают авторитет «.

Дэниел Рэйвер оглядывается:

Эффект притягательной силы толпы

Третий эксперимент Милгрэма был направлен на выявление зависимости между количеством людей в толпе и силой ее притяжения. Опираясь на идеи Коулмена и Джеймса, Милгрэм считал, что всякая свободно формирующаяся группа достигает максимального размера, естественным образом приобретая и теряя своих членов. В городской среде толпа обладает способностью притягивать к себе других людей. Он высказал предположение о двух разнонаправленных тенденциях: первая — постоянное стремление члена группы к независимости, вторая — стремление отдельного индивида примкнуть к группе. Существует также фактор «заражения» — человек скорее присоединится к большой группе, нежели к малой.

Стэнли Милгрэм провел исследование притяжения групп разной величины. Была создана стимульная группа. Количество участников в ней варьировалось от одного до 15 человек. Помощники экспериментатора — члены стимульной группы — в течение минуты смотрели на окно одного из домов Нью-Йорка. Реакция прохожих снималась на кинопленку. В результате оказалось, что если к стимульной группе, состоящей из одного человека, присоединились 4 % прохожих, то к стимульной группе, состоящей из 15 человек, присоединились 40 % прохожих. Таким образом, численность стимульной группы оказала существенное влияние на количество остановившихся и посмотревших на окно дома людей. Милгрэм пришел к выводу, что притягательная сила толпы зависит от:

  • количества людей в толпе, причем численность не обязательно бывает постоянной, она возрастает с каждым остановившимся прохожим;
  • характера стимульного события: чем интереснее событие, тем быстрее растет численность толпы.

Данное исследование является конкретным воплощением количественного подхода Милграма к изучению толпы и лежит в русле американской парадигмы социальной психологии.

Итак, американские психологи экспериментальным путем обнаружили некоторые количественные закономерности массового поведения людей и  выявили ряд социально-психологических эффектов.

««« Назад  Начало  Вперед »»»

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Милгрэм, С. (1974), Подчинение властям; Экспериментальный взгляд ISBN 0-06-131983-X 
  • Милграм, С. (1977), Человек в социальном мире: очерки и эксперименты . 3-е расширенное издание, опубликованное в 2010 г. компанией Pinter & Martin, ISBN 978-1-905177-12-7 . 
  • Бласс, Т. (2004). Человек, потрясший мир: жизнь и наследие Стэнли Милгрэма . ISBN 0-7382-0399-8 
  • Милграм, С. (1965), Освобождающие эффекты группового давления
  • Milgram, S .; Свобода; II; Толедо, Р.; Блэкен, Дж. (1956). «Реагирование на вторжение в очереди». Журнал личности и социальной психологии . 51 (4): 683–9. DOI : 10.1037 / 0022-3514.51.4.683 .
  • Бауманн, Майкл; Лейст, Антон, ред. (1998). «Milgram und die Täter des Holocaust (1998 год — 1 отрывок)» . Analyze & Kritik (на немецком и английском языках). 20 (1): 49. ISSN  0171-5860 . OCLC  66542890 . Архивировано из оригинального 7 октября 2013 года . Проверено 14 января 2012 года .

Как проводился эксперимент Стэнли Милгрэма

Перед тем, как начинать эксперимент Милгрэма, Стэнли устраивал показанную жеребьевку относительно того, кто из двух кандидатов будет учеником, а кто учителем. При этом учителем, конечно же, все время становился испытуемый.

Актер, играющий роль ученика, садился на стул с подведенными к нему «электрическими проводами». Перед началом эксперимента обоих учеников обязательно били током напряжением в 45 Вольт. Это делалось для того, чтобы ничего не подозревающий участник эксперимента мог прочувствовать ту боль, которую будет испытывать ученик.

Подставного ученика подключают к электродам

Далее учитель проходил в соседнее помещение и начинал диктовать слова ученику. Когда тот ошибался, учитель тут же нажимал на кнопку, ударяя несчастного током. По правилам, каждый последующий электрический разряд увеличился на 15 Вольт, а максимальное напряжение достигало целых 450 Вольт.

Как говорилось вначале, ученик был подставным актером, который лишь изображал, будто его по-настоящему бьет электричеством. Система тестирования специально была настроена так, что ученик 1 раз отвечал верно, а после этого 3 раза подряд случались ошибки.

Поэтому, когда учитель дочитывал до конца все пары словосочетаний, написанных на первом листе, электрические удары достигали напряжения в 105 Вольт. Однако, когда испытуемый хотел продолжить читать слова, перейдя к следующему листу, экспериментатор заставлял его начать все заново, снизив электрический удар до 15 Вольт.

Это делалось для того, чтобы подопытный понимал, что опыт не завершится до тех пор, пока все пары слов не будут правильно произнесены учеником.

Кульминация эксперимента Милгрэма

Во время опыта, экспериментатор уверял подопытного в том, что всю ответственность за жизнь ученика и за конечный ход эксперимента он берет на себя. Что ему следует не останавливаться и продолжать дальше, хотя учителю при этом никто не угрожал и не обещал никакой награды.

С каждым очередным разрядом, актер все ужаснее кричал и умолял своего учителя остановиться. И когда испытуемый начинал сомневаться в правильности своих поступков, экспериментатор вновь заверял его в том, что все идет по плану, и что ему не стоит останавливаться.

Удивительно, но, в конечном счете, каждый эксперимент Милгрэма был доведен до конца. Конечные результаты этого опыта ошеломили абсолютно всех.

Ошеломляющие результаты

В итоге одного из опытов было зарегистрировано, что 26 подопытных из 40, не проявили к ученику никакой жалости и довели пытки до «смертельного» электрического разряда в 450 Вольт.

Лишь после трехкратного удара напряжением в 450 Вольт, экспериментатор объявлял о том, что опыт окончен. Основная часть учителей давала своим ученикам такие электрические разряды, которые бы в реальной жизни привели к летальному исходу.

Когда общественность узнала о результатах эксперимента Милгрэма, она была просто обескуражена ими. Интересен факт, что сами испытуемые также были шокированы собственными же действиями.

Полная информация об эксперименте

Более подробную информацию об этом эксперименте, вы сможете прочитать в книге Стэнли Милгрэма, которая называется «Подчинение авторитету: экспериментальное исследование». Данная информация будет интересна как психологам, так и простым людям.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Стэ́нли Ми́лгрэм
(также Ми́лграм
; 15 августа , Нью-Йорк — 20 декабря , Нью-Йорк) — американский социальный психолог , известный своим экспериментом подчинения авторитету и исследованием феномена «маленького мира» (экспериментальное обоснование «правила шести рукопожатий »).

Милгрэм, нередко упоминающийся в списках самых влиятельных психологов двадцатого столетия, получил базовую подготовку по политологии в Куинс-колледже в . Первая попытка поступить в аспирантуру Гарварда была отвергнута из-за отсутствия психологии в списке прослушанных Милгрэмом курсов, однако после прохождения дополнительной подготовки он был принят и защитил диссертацию в 1960 году .

На работы Милгрэма оказали влияние такие психологи, как Соломон Аш и Гордон Олпорт .

В 2004 году Том Бласс издал биографическую книгу «Человек, который шокировал мир: жизнь и творчество Стэнли Милгрэма» (англ. The Man Who Shocked the World: The Life and Legacy of Stanley Milgram

).

Эксперимент Милгрэма

После Второй мировой войны многие люди — ученые в том числе — задались вопросом: как вышло, что огромные массы людей в цивилизованных (казалось бы) странах оказались готовы участвовать в массовой травле, бесчеловечных экспериментах, массовых экзекуциях и других не менее кошмарных вещах?

Одним из таких ученых был Стэнли Милгрэм, профессор Йельского университета, изучающий социальную психологию. В начале 1960-х он полагал, что в основе Холокоста лежит предрасположенность немцев к безропотному подчинению авторитету, которая и привела этот народ к столь печальным для своей страны (а потом и для всего мира) последствиям. Чтобы проверить свою гипотезу, Милгрэм решил провести серию простых экспериментов в США, прежде чем отправиться в ФРГ для более детального исследования.

Суть заключалась в следующем: группа среднестатистических граждан получала возможность, находясь в безопасности и в присутствии авторитетной фигуры («доктора в белом халате») причинять боль другому человеку в ходе эксперимента, замаскированного под цикл обычных тестов на внимание. Испытуемые могли бить своего подчиненного током (напряжением от 15 до 450 вольт) за каждую допущенную ошибку

Причем в случае любых сомнений «авторитетная личность» настойчиво просила их продолжать, не обращая внимания на крики, стоны и прочие признаки стресса у подчиненного (который на самом деле был лишь актером, изображающим конвульсии от электрошока). Изначально Милгрэм был склонен считать, что большинство людей, видя страдания другого (пусть даже неизвестного) человека, быстро прекратят давить на кнопку, включив совесть и чувство жалости.

Результаты оказались, мягко говоря, неожиданными как для самого Милгрэма, так и для его коллег. Из 40 испытуемых 26 человек постепенно повышали силу тока, дойдя до 450 вольт, несмотря на все видимые страдания подопытного. Большинство из оставшихся также довело силу тока до высоких значений (в диапазоне 350-360 вольт), прежде чем остановиться.

Милгрэм был особенно впечатлен тем, что неоднократно повторяемые указания «авторитетного лица» продолжать эксперимент очень часто перевешивали очевидные внутренние колебания испытуемых, а также их сочувствие к другому человеку. Он провел множество дополнительных экспериментов, и обнаружил, что процент испытуемых, готовых мучить неизвестного им человека, оставался стабильно высоким в большинстве случаев.

https://youtube.com/watch?v=ek4pWJ0_XNo

Результаты эксперимента заставили Милгрэма полностью отбросить тезис о «плохих немцах» и предположить, что в человеческой психике глубоко укоренено стремление подчиняться авторитетной фигуре, инстинктивно делегируя ей право принятия решений в морально тяжелых ситуациях, избавляя себя от мук совести.

Бремя ответственности, кстати, Милгрэм тоже учел: в некоторых экспериментах «авторитетный персонаж» оговаривал, что испытуемый не понесет никакого ответа за любые страдания третьего лица. Это во многом объясняет, как полагал Милгрэм, почему в ходе актов геноцида (вроде того, что произошел в Руанде) участвующие в этом процессе люди могут рассматривать себя в качестве «законопослушных исполнителей», не задумываясь о том, как их решения сказываются на физическом существовании десятков, сотен и тысяч людей.

«Потерянное письмо»

Другой известный эксперимент Милгрэма получил название «потерянное письмо». В ходе эксперимента в публичных местах были оставлены письма, адресованные как частным лицам, так и вымышленным организациям. Практически все письма, адресованные людям, были брошены в ящики; письма в организации дошли лишь в тех случаях, когда названия последних вызывали положительные ассоциации — прежде всего наименования таких корпораций, как исследовательские институты, медицинские учреждения и тому подобные объединения. Письма, адресованные вымышленным организациям с запятнанной репутацией, таким как «Друзья нацистской партии», до адресата не дошли. Таким образом, методика «потерянного письма» позволяет определить отношение общества к различным политическим течениям.

Ссылки в СМИ [ править ]

Эта статья, кажется, содержит тривиальные, незначительные или несвязанные ссылки на популярную культуру . Пожалуйста , реорганизовать это содержание , чтобы объяснить воздействие субъекта на массовой культуре, предоставляя цитаты в надежные вторичные источники , а не просто листинг выступлений. Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и удален. ( Октябрь 2018 г. )

В 1975 году CBS представила созданный для телевидения фильм об экспериментах с послушанием «Десятый уровень» с Уильямом Шатнером в роли Стивена Хантера, ученого, похожего на Милгрэма. Милгрэм был консультантом фильма, хотя его личная жизнь не походила на жизнь персонажа Шатнера. В этом фильме были изображены инциденты, которые никогда не происходили после эксперимента в реальной жизни, включая психотический эпизод с субъектом и высказывание главного героя о том, что он сожалеет об эксперименте. Когда его спросили о фильме, Милгрэм сказал одной из своих аспирантов, Шэрон Пресли , что он недоволен фильмом, и сказал ей, что не хочет, чтобы его имя использовалось в титрах.

В 1986 году музыкант Питер Гэбриел написал песню под названием «We Do What We Told (Milgram’s 37)», ошибочно указав на процент испытуемых, которые отказались продолжать применять электрошок. Намерения Габриэля были оптимистичными: не все были готовы подчиняться авторитету и шокировать на высшем уровне. Фактический процент составлял 35. Цитата из статьи в журнале Spin в сентябре 1986 года:

Milgram 18 был воспроизведен для тестирования участников телевизионного специального выпуска 2008 года The Heist . Эксперимент Милгрэма, созданный Дерреном Брауном и Энди Найманом для британской станции Channel 4 , помог определить, какие кандидаты наиболее восприимчивы к авторитету. Четверо самых отзывчивых и психологически здоровых кандидатов в конце шоу косвенно получили возможность ограбить (поддельный) бронированный банковский фургон.

В марте 2010 года французский телеканал France 2 транслировал Jusqu’où va la télé , описывая результаты фальшивого игрового шоу, которое они запускали 80 раз (каждый раз независимо, с новым участником и аудиторией). Участники получили инструкции применить то, что, по их мнению, могло быть почти смертельным поражением электрическим током, другому «участнику» (на самом деле актеру), когда тот другой участник допустил ошибку в заученных словесных ассоциациях. Воодушевленные ведущим шоу и неподготовленной студийной аудиторией, подавляющее большинство следовало инструкциям, даже когда «жертва» кричала.

В 2010 году люксовый бренд Enfants Perdus выпустил коллекцию под названием «Milgram», в которой дизайнеры черпали темы и вдохновение из эксперимента Милграма. Команда дизайнеров ссылалась на дискуссии о человеческом состоянии и на откровения человеческого состояния в многочисленных интервью.

В 2015 году был выпущен экспериментальный биографический фильм о Милграме под названием Experimenter , режиссер Майкл Алмерейда . Питер Сарсгаард играет Стэнли Милгрэма.

Используемые переменные

Сначала Милгрэм опубликовал только результаты одной из переменных своего исследования. Однако в 1974 году он написал книгу под названиемПослушание авторитету: экспериментальный взгляд. В нем он описал 19 различных версий своего эксперимента и результаты каждой из них. Некоторые из упомянутых им в этой работе ранее не публиковались.

В некоторых из этих переменных изменение произошло с точки зрения близости между участником и действующим лицом. Как правило, чем ближе учитель был к ученику, тем труднее ему было выполнять указания экспериментатора. Например, в варианте, когда преподаватель должен был лично держаться за ударную пластину, только 30% участников добрались до финиша.

Другой измеряемой переменной было расстояние между участником и самим экспериментатором. По одной из версий, субъект получал заказы по телефону. Здесь только 21% выполнили все заказы; и некоторые из участников сделали вид, что продолжают следовать инструкциям, несмотря на то, что перестали это делать.

В другом варианте также была сделана попытка измерить различия в реакции мужчин и женщин на эту ситуацию. Между двумя полами не было большой разницы, хотя женщины демонстрировали более высокий уровень стресса, когда им приходилось причинять боль другому человеку.

Наконец, было подтверждено влияние подчинения группе на послушание. В некоторых вариантах, в которых были представлены другие друзья, также выступающие в качестве учителей, процент людей, доживших до конца, варьировался в зависимости от поведения этих новых действующих лиц.

Так, например, когда новые актеры отказались шокировать стажера, только очень небольшой процент участников согласился сделать это. Напротив, в варианте, в котором новые учителя прошли весь путь, практически 100% предметов вызвали самый высокий уровень шока.

Результаты эксперимента

Эксперимент Милгрэма стал переломным моментом в изучении психологии личности. Ведь его результаты взбудоражили ума и перевернули сознание многих учёных. Несмотря на то что они были сделаны давно, суть их остаётся неизменной и в наши дни. 65% испытуемых из общего числа прошли все кнопки, невзирая на боль и мучения другого человека.

Экспериментальных серий было несколько, в одной из них брали для участия 40 человек, и 26 из них прошли испытание до конца. При этом когда условия проведения были оговорены, получившие роль учителей не предложили поменять её на статус студента. Никто из 40 участников не отказался от процесса в момент первого прошения студентом о пощаде.

Результат первой серии эксперимента из 40 человек таков:

  • Прекратили эксперимент до показателя в 300В – 0;
  • Отказались продолжать, нажав 300 – 5 человек;
  • Отказались от продолжения после нажатия 315В – 4;
  • Прекратили эксперимент после нажатия 330В – 2;
  • Отказался продолжать, нажав показатель 345 – 1;
  • Прекратил эксперимент после 360 – 1;
  • Прекратил исследование после нажатия на 375 – 1.

Остальные 26 дошли до конца, пока экспериментатор сам не остановил испытание. Дальнейшие исследования только подтвердили точность эксперимента. Для этого вместо мужчин, взяли женщин, которые вели себя так же.

Видео:

Проводили аналогичный эксперимент и вне стен университета, ничем не афишируя его принадлежность к знаменитому вузу. Результаты были приблизительно одинаковыми. Эксперимент показал, насколько может быть, зависим человек от более авторитетной личности, и продемонстрировал опасность подчинения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: