Василий ключевский

Докторская диссертация Ключевского

В 1882 году докторская диссертация Ключевского, знаменитая «Боярская дума Древней Руси», была издана отдельной книгой, впервые опубликованной в «Русской мысли». В своем центральном труде особая тема боярской думы, «маховик» античной власти, Ключевская связывает с важнейшей социально-экономической и политической историей России до конца XVII века, выражая тем самым целостное и глубоко вдумчивое понимание этой истории, которое легло в основу ее Общего курса русской истории и его специальных исследований. Ряд важнейших вопросов древней истории-образование полицайских городищ вокруг торговых центров великих водных путей, происхождение и характер удельного порядка в Северо-Восточной Руси, состав и политическая роль московского дворянства, Московское самодержавие, бюрократический механизм Московского государства XVI-XVII веков-были в «Боярской думе» этим решением, которое отчасти стало общепринятым, отчасти послужило необходимой основой для последующих исследований историков. Статьи «Происхождение крепостного права в России» и «Подушный налог и отмена крепостного права в России», опубликованные в 1885 и 1886 годах в «Русской мысли», дали сильный и плодотворный толчок полемике о происхождении крестьянской привязанности в Древней Руси. Основная мысль Ключевского о том, что причины и основания этой привязанности следует искать не в декретах московского правительства, а в сложной сети экономических отношений крестьянина-собственника и помещика, постепенно приближавшей положение крестьянства к крепостному праву, встретила сочувствие и признание большинства последующих исследователей и резко отрицательное отношение со стороны В. И. Сергеевича и некоторых его последователей. Сам Ключевский не вмешивался в полемику, порожденную его статьями. В связи с изучением экономического положения московского крестьянства появилась его статья: «Русский рубль XVI-XVIII веков, в его отношении к современности» («Чтения Московского общества истории и древностей», 1884). Статьи «О составе представительства в земских соборах древней Руси» («Русская мысль» 1890, 1891, 1892), давшие совершенно новую постановку вопроса о происхождении земских соборов XVI века в связи с реформами Ивана Грозного, завершили цикл крупнейших исследований Ключевского о политическом и общественном строе Древней Руси («Опыты и исследования». Первый сборник статей. Москва, 1912). Талант и темперамент историка-художника также направляли Ключевского на темы из истории духовной жизни русского общества и его выдающихся представителей. В эту область входит ряд блестящих статей и речей о С. М. Соловьеве, Пушкине, Лермонтове, И. Н. Болтине, Н. И. Новикове, Фонвизине, Екатерине II, Петре Великом (они собраны во 2-м сборнике статей Ключевского, «Очерки и речи», Москва, 1912).

Ученый об истории и жизни

Мысли Ключевского отличаются оригинальностью и своеобразием. Так, он на свой лад переделал знаменитую латинскую поговорку о том, что история учит жизни: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». Меткость, четкость и яркость языка принесли ученому не только всероссийскую, но и мировую славу: многие иностранные исследователи, изучая историю России, ссылаются именно на его труды. Представляют интерес и те афоризмы историка, в которых он выражал свое отношение не только к истории, но и к общефилософским проблемам вообще: «Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живешь».

Комментарии

Филипп Яффе

немецкий историк

Янь Либэнь

китайский художник периода Тан

Ян Длугош

польский историк и дипломат, крупный католический иерарх, автор «Истории Польши» в 12 томах

Савва Ямщиков

Васильевич Ямщиков

Наталья Яковенко

историк, профессор и заведующий кафедры истории Киево-Могилянской академии

Иван Яблонский

литовский языковед, текстолог, переводчик

Серафим Владимирович Юшков

историк государства и права, доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент АН УССР, академик АН Казахской ССР, Заслуженный деятель науки РСФСР

Юрий II Болеслав

Болеслав — Юрий Пяст, Болеслав II Мазовецкий, Болеслав Тройденович

Список литературы

  1. А. П. Шикман. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. — М., 2001.
  2. М. В. Нечкина. Василий Осипович Ключевский. — М., 1999.
  3. Очерки истории исторической науки в СССР, т. 2—3, — М., 1960.
  4. Астахов В. И. В. О. Ключевский-выдающийся представитель буржуазной историографии пореформенного периода, в кн.: Курс лекций по русской историографии, часть 2, 1993 г.
  5. Зимин А. А. Формирование исторических взглядов В. О. Ключевского в 60-е годы XIX века, в сборнике: Исторические записки, т. 69, Москва, 2002.
  6. Киреева Р. А. В. О. Ключевский как историк русской исторической науки. — М., 2003.
  7. Э. Г. Чумаченко. В. О. Ключевский-istochnikovedist, Москва, 2001.
  • Реферат на тему: Американская школа исторической антропологии в работах Н.З. Дэвиса
  • Реферат на тему: Савва Мамонтов в истории России
  • Реферат на тему: Причины введения опричнины
  • Реферат на тему: Основные течения в национально-освободительном движении Польши во второй половине XIX — начале XX вв.
  • Реферат на тему: Александр I: социально-экономическое развитие и внутренняя политика. Реформы Александра I и их значение
  • Реферат на тему: Историческое мировоззрение Ф.М. Достоевского на основе его произведений
  • Реферат на тему: Французская школа исторической антропологии и микроисторический анализ в работах Леруа Ладюри
  • Реферат на тему: Советское книжное дело
  • Реферат на тему: Новый взгляда на Карибский кризис и ретроспективный анализ событий с точки зрения того, была ли на самом деле возможна ядерная война
  • Реферат на тему: Цена победы, итоги и уроки
  • Реферат на тему: Специфика развития спецслужб в древневосточных государствах, Древней Греции и Древнем Риме
  • Реферат на тему: Археологические памятники Астрахани

Личная жизнь

В середине 1860-х Василий познакомился с сестрами своего ученика – Анисьей, Надеждой, Анной Бородиными.  И впервые в жизни влюбился – в младшую, Анну. Их дружба длилась четыре года, но когда Василий сделал предложение, Анна отказала, мотивируя тем, что посвятит жизнь  осиротевшим малолетним детям родственницы. Тогда Василий Осипович сделал предложение старшей из сестер, Анисье. В 1869 году они поженились, в том же году родился сын Борис. В семье Ключевских также воспитывалась дочь умершей сестры ученого – Елизавета Корнева, скончавшаяся от чахотки в 1906 году.

Жена Анисья с сыном Борисом

Анисья Михайловна занималась всеми практическими и хозяйственными вопросами жизни семьи. Хотя сфера научных интересов Василия Осиповича была ей далекой, вероятно даже чуждой, супруги прожили много лет в согласии и взаимной привязанности. В 1909 году Анисья Михайловна умерла.

Борис Васильевич окончил исторический и юридический факультет, помогал отцу в качестве домашнего секретаря. Сохранил его архив. В советские времена работал автослесарем, переводчиком, путевым обходчиком. Умер в 1944 году.

Афоризмы В. Ключевского

  • Быть счастливым значит не желать того, чего нельзя получить.
  • Великая идея в дурной среде извращается в ряд нелепостей.
  • В науке надо повторять уроки, чтобы хорошо помнить их; в морали надо хорошо помнить ошибки, чтобы не повторять их.
  • Гораздо легче стать отцом, чем остаться им.
  • Злой дурак злится на других за собственную глупость.
  • Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает.
  • Кто очень любит себя, того не любят другие, потому что из деликатности не хотят быть его соперниками.
  • Кто смеется, тот не злится, потому что смеяться — значит прощать.
  • Люди живут идолопоклонством перед идеалами, и, когда недостает идеалов, они идеализируют идолов.
  • Люди ищут себя везде, только не в себе самих.
  • Есть люди, которые умеют говорить, но не умеют ничего сказать. Это ветряные мельницы, которые вечно машут крыльями, но никогда не летают.
  • Мысль без морали — недомыслие, мораль без мысли — фанатизм.
  • Надобно не жаловаться на то, что мало умных людей, а благодарить Бога за то, что они есть.
  • Мужчина любит обыкновенно женщин, которых уважает: женщина обыкновенно уважает только мужчин, которых любит. Потому мужчина часто любит женщин, которых не стоит любить, а женщина часто уважает мужчин, которых не стоит уважать.
  • Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием как следует.
  • Молодежь что бабочки: летят на свет и попадают на огонь.
  • Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий.
  • Размышляющий человек должен бояться только самого себя, потому что должен быть единственным и беспощадным судьей самого себя.
  • Самое умное в жизни — все-таки смерть, ибо только она исправляет все ошибки и глупости жизни.
  • Самолюбивый человек тот, кто мнением других о себе дорожит больше, чем своим собственным. Итак, быть самолюбивым — значит любить себя больше, чем других, и уважать других больше, чем себя.
  • Самый верный и едва ли не единственный способ стать счастливым — это вообразить себя таким.
  • Под свободой совести обыкновенно разумеется свобода от совести.
  • Под сильными страстями часто скрывается только слабая воля.
  • Люди самолюбивые любят власть, люди честолюбивые — влияние, люди надменные ищут того и другого, люди размышляющие презирают и то и другое.
  • Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.
  • Дружба может обойтись без любви; любовь без дружбы — нет.
  • Ум гибнет от противоречий, а сердце ими питается.
  • Характер — власть над самим собой, талант — власть над другими.
  • Христы редко являются, как кометы, но иуды не переводятся, как комары.
  • Человек — это величайшая скотина в мире.
  • В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало; вторые беспомощны, потому что их слишком много.

Личная жизнь

В конце 1860-х годов Василий, уже будучи преподавателем в военном училище, делает первые шаги в личной жизни, начинает ухаживать за Анной Бородиной – старшей сестрой своего ученика. Но Анна отвергла сватовство историка, желая посвятить себя осиротевшим племянникам.

Неожиданно для всех Ключевский в 1869 году женился на старшей сестре Анны – Анисье, которая к тому времени считалась «засидевшейся в девицах». Ей тогда исполнилось 32, и она была на 3 года старше жениха, но это не смутило Ключевского.

Современники описывают ученого далеким от классических канонов красоты человеком, приписывая ему внешность приходского попа: невыразительное лицо, редкая борода, немного ироничное выражение лица. Но стоило мужчине завязать разговор, как проявлялась его невероятная харизма.

Василий Ключевский на смертном одре / С.Г. Смирнов (журнал “Огонёк”, № 21, 1911), Википедия

Биографы Ключевского сообщают, что супруги через всю жизнь пронесли нежность друг к другу. Но Анисья не стала близким по духу человеком для Василия Осиповича. А вот с ее младшими сестрами – Анной и Надеждой – Ключевский поддерживал доверительную переписку.

Зато Анисья Михайловна взяла на себя заботу о быте, доме и хозяйстве, ведь в этих вопросах, как и большинство ученых, ее супруг был абсолютно беспомощен. Семейная пара воспитала единственного сына Бориса, который окончил Московский университет и помогал отцу в его научной деятельности, хотя не имел к ней особого стремления.

Также на правах родной дочери профессора в семье росла и его племянница Елизавета Корнева. Девушка в 1906 году вышла замуж и вскоре умерла от чахотки. Через 3 года умерла и Анисья Михайловна – женщина скоропостижно скончалась во время одного из походов в храм.

История

Бурлящая столичная жизнь манила и пугала провинциального студента одновременно. Он старался держаться в стороне от политических кружков, митингов и прочего студенческого «досуга». Ключевский подрабатывал репетитором, чтобы прокормить сестер и мать. В 1864-1865 годах парень завершил обучение в университете. Его кандидатская работа получила название «Сказания иностранцев о Московском государстве» и заслужила высокую оценку. Получившего золотую медаль выпускника оставили стипендиатом при кафедре для подготовки к профессорскому званию.

Портрет историка В.О.Ключевского. Художник Леонид Пастернак / Русская живопись

Магистерскую диссертацию Ключевский посвятил необычной и увлекательной теме «Древнерусские жития святых как исторический источник». Историк работал над трудом 5 лет, изучил почти тысячу жизнеописаний, провел 6 научных исследований. После блестящей защиты в 1871 году получил право преподавать в вузах.

Первым рабочим местом молодого историка стало Александровское военное училище, в котором он преподавал курс новой всеобщей истории, заменив своего прославленного педагога Сергея Соловьева.

Параллельно он читает лекции на кафедре истории в Московской духовной академии и на Высших женских курсах, а с 1879 года — в Московском университете. Ораторский талант Ключевского за годы ученой работы только окреп: лекции он читает с таким воодушевлением, что собирает потоки студентов, они даже встают в очередь. Историк приводит неожиданные примеры, оспаривает принятые точки зрения, сыплет цитатами и афоризмами, живо и ярко отвечает на вопросы.

https://youtube.com/watch?v=o5MwBfa-Z1k

Василий Ключевский — «Исторические портреты»

В своих выступлениях лектор выстраивал целые галереи исторических портретов, в числе которых и образы русских монархов. К примеру, известны его ироничные высказывания об императрицах Елизавете Петровне и Екатерине II, когда историк замечает, что «со времен Петра Великого много чудес перебывало на российском престоле». На самом деле Ключевский первым стал говорить о представителях российской монархии как об обычных людях, которым не чужды человеческие слабости.

В 1882 году Василий Осипович защитил докторскую диссертацию «Боярская дума Древней Руси» и стал профессором четырех учебных заведений. Достижения и репутация молодого профессора не остались без внимания со стороны первых лиц государства.

В конце 1890-х пишет ряд крупных исторических работ: «Русский рубль ХVI–ХVIII вв. в его отношении к нынешнему» (1884), «Происхождение крепостного права в России» (1885), «Евгений Онегин и его предки» (1887) и другие.

Памятник Василию Ключевскому в Пензе / Википедия

С 1893 по 1895 годы Ключевский преподавал историю сыну императора Александра III — великому князю Георгию Александровичу. В этом статусе имел личное расположения государя, был приближен к царской семье, бывал в их обществе. Несмотря на занятость, продолжает исследовательскую работу, выпускает «Краткое пособие по новой истории», третье издание «Боярской думы Древней Руси».

В 1900 году профессор, который уже побывал в статусе декана историко-филологического факультета Московского университета, проректором этого вуза, а также председателем Общества истории и древностей Российских, избран еще и в Императорскую академию наук.

Начало нового столетия ознаменовало публикацию грандиозного труда Ключевского «Курс русской истории» в 5 частях. Можно сказать, что это работа всей его жизни: на подготовку книги ушло свыше 30 лет.

Василий Ключевский / Википедия

В ней профессор развивает теорию о четырех исторических отрезках: Днепровская Русь (основа экономики – торговля), Верхневолжская Русь (государственная власть перешла к князю), Великая Русь (управление царей и боярской думы), Императорская Россия (правящее сословие — дворяне, развитие производственной экономики).

В 1906 году Ключевский уходит из Духовной академии, в которой проработал 36 лет, несмотря на протесты студентов. Теперь педагог читает лекции в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его слушателями были многие талантливые художники и артисты.

Василий Осипович оставил после себя не только обширную библиографию, но и целые поколения замечательных учеников, ставших выдающимися учеными-историками. В их числе Павел Милюков, Матвей Любавский, Александр Кизеветтер, Михаил Богословский, Сергей Бахрушин.

«Курс русской истории»

Самый известный научный труд Ключевского – «Курс русской истории» в 5-ти частях. Он работал над ним более 30 лет, но решился к его публикации только в начале 1900-х годов. Основным фактором русской истории Ключевский считает колонизацию России, вокруг колонизации и развертываются основные события: «История России есть история страны, которая колонизируется. Область колонизации в ней расширялась вместе с государственной ее территорией. То падая, то поднимаясь, это вековое движение продолжается до наших дней».

Ключевский разделил русскую историю на четыре периода:

I период — приблизительно с VIII до XIII в., когда русское население сосредоточивалось в основном на среднем и верхнем Днепре с притоками. Русь тогда политически была разбита на обособленные города, а в экономике господствовала внешняя торговля.

II период — XIII – середина XV в., когда главная масса народа переместилась в междуречье верхней Волги и Оки. Это по-прежнему раздробленная страна, но на княжеские уделы. Основу экономики составлял вольный крестьянский земледельческий труд.

Памятник Ключевскому в Пензе

III период — с половины XV в. до второго десятилетия XVII в., когда русское население колонизирует донские и средневолжские черноземы; произошло государственное объединение Великороссии; в экономике начался процесс закрепощения крестьянства.

IV период — до середины XIX в. (более позднее время Курс не охватывал) – время, когда «русский народ распространяется по всей равнине от морей

Балтийского и Белого до Черного, до Кавказского хребта, Каспия и Урала». Образуется Российская империя, самодержавие опирается на военно-служилый класс – дворянство. К крепостному земледельческому труду присоединяется обрабатывающая фабрично-заводская промышленность.

«В жизни ученого и писателя главные биографические факты – книги, важнейшие события – мысли», – писал Ключевский. Жизнь самого Ключевского редко выходит за рамки этих событий и фактов. По убеждениям он был умеренным консерватором, политические выступления его крайне немногочисленны. Но если они и были, то всегда отличались оригинальностью мышления и никогда не были в угоду кому-то. Позиция у него была только своя. Например, он произнес в 1894 г. «Похвальное слово» Александру III, которое вызвало возмущение революционного студенчества, настороженно отнесся к революции 1905 г.

“Исторические портреты” В. Ключевского

Его «Исторические портреты» включают ряд биографий известных людей:

Первые Киевские князья, Андрей Боголюбский, Иван III, Иван Никитич Берсень-Беклемишев и Максим Грек, Иван Грозный, Царь Федор, Борис Годунов, Лжедимитрий I, Василий Шуйский, Лжедмитрий II, Царь Михаил Романов, Царь Алексей Михайлович, Петр Великий, Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Елизавета I, Петр III, Екатерина II, Павел I, Александр I, Николай I, Александр II.Созидатели земли русскойДобрые люди Древней Руси, Нестор и Сильвестр, Сергий Радонежский, Иван Никитич Берсень-Беклемишев и Максим Грек, Нил Сорский и Иосиф Волоцкий, К.Минин и Д.М. Пожарский, Патриарх Никон, Симеон Полоцкий, А. Л. Ордин-Нащокин, князь В.В. Голицын, князь Д.М. Голицын, Н.И. Новиков, М.М. Сперанский, А.С. Пушкин, декабристы, H.M. Карамзин, К.Н. Бестужев-Рюмин, С.М. Соловьев, Т.Н. Грановский.

Умер Ключевский в Москве 12 мая 1911. Похоронен на кладбище Донского монастыря.

Могила Ключевского в Донском монастыре

Краткая биография

  1. 1861 – на последнем курсе принимает решение забрать документы из семинарии и поступать в Московский университет. В течение года самостоятельно готовится к поступлению и, выдержав 16 вступительных экзаменов, поступает на историко-филологический факультет. Среди его преподавателей были крупнейшие ученые – С. Соловьев, Н. Тихонравов, Б. Чичерин, Ф. Буслаев. На оплату обучения зарабатывал репетиторством. В начале учебы Ключевского больше привлекала филология, но интерес к истории оказался сильнее.
  2. 1865 – окончание учебы и подготовка выпускной работы «Сказания иностранцев о Московском государстве». Исследование было выполнено на основании изучения 40 исторических источников 15-17 вв. и удостоено золотой медали, Ключевскому предложили остаться на кафедре русской истории для продолжения научной работы.
  3. 1871 – защита диссертации «Древнерусские жития святых как исторический источник». Основной целью работы было изучение роли монастырей в расширении русских культурных и хозяйственных территорий. В процессе исследования ученый изучил около 5000 житийных описаний, опубликовал шесть монографий. Одним из результатов изысканий был вывод, что жития отличает литературное однообразие. Написанные по шаблону, они не содержат действительных исторических деталей и не могут служить убедительным историческим источником.
  4. 1867-1900-е – преподавал историю в четырех высших учебных заведениях Москвы – был репетитором и читал курс.
  5. 1879 – начал читать курс русской истории в Московском университете. На тот момент это была самая престижная должность в русской исторической науке. Лекции Ключевского были невероятно популярны: на них приходили не только студенты гуманитарных специальностей, но и математики, физики, медики. Слушатели начинали занимать места в аудитории с утра. Стоило Василию Осиповичу начать говорить, как в переполненной аудитории наступала тишина. Отказавшись от хронологического изложения событий, ученый основывал лекции на большом количестве исторических источников и их научном анализе. По форме они отличались образным, ярким, артистичным, но ясным и запоминающимся изложением, а речь – остроумием и афористичностью. В Политехническом музее читал публичные лекции по русской истории, слушать которые приезжали даже из российской глубинки.
  6. 1882 – защитил докторскую диссертацию и получил профессорское звание. Исследование представляло собой развернутую характеристику боярского сословия и освещало деятельность Боярской думы от Киевской Руси до замены ее Правительственным Сенатом в начале 18 века. Диссертация вышла отдельной книгой и позже неоднократно переиздавалась.
  7. 1884-1890 – опубликованы труды историка, посвященные истории русского рубля, закрепощения крестьян, представительства земских соборов.
  8. 1887-1890 – занимал должности декана и помощника ректора в Московском университете.
  9. 1899 – издано «Краткое пособие по русской истории», ставшее основным гимназическим учебником.
  10. 1892-1895 – читал лекции по истории сыну императора Александра III Георгию.
  11. 1900 – избран академиком Императорской Академии наук.
  12. 1904 – выпущен первый том «Курса русской истории» в пяти частях. Это был результат тридцатилетней работы ученого. Историческое описание в нем заканчивается 1861 годом. Труд представляет собой курс лекций и создан на основе собственных планов, заметок и конспектов. В нем ученый изложил концепцию колонизации как основного фактора исторического развития России, выделил четыре периода ее истории. По Ключевскому периоды русской истории – это этапы колонизации с присущей для каждого из них формой политического и экономического устройства. Труд свидетельствует о блестящем лекторском даровании историка. При жизни Ключевского были изданы четыре части «Курса».
  13. 1906 – избран членом Государственного совета, но, убедившись в отсутствии свободы обсуждения государственных вопросов, вышел из состава верхней палаты парламента России.
  14. 1911, 25 мая – умер в Москве. Был похоронен в Некрополе Донского монастыря.

Детство и юность

Василий Ключевский родился в Пензенской губернии, в селе Воскресеновка, 28 января 1841 года в семье сельского священника Осипа Васильевича Ключевского. Осип Васильевич погиб, когда Василию было девять лет. Вдова Анна Федоровна осталась с тремя детьми, из которых Вася был старшим. Семью взяла на содержание Пензенская епархия. Трагическая гибель отца во время грозы так испугала мальчика, что он стал сильно заикаться.

В 1851 году его отдали учиться в духовное приходское училище Пензы, продолжил обучение в уездном духовном училище. И хотя Василий был одним из лучших учеников, заикание представляло серьезную помеху в изучении основных предметов. Тогда по просьбе Анны Федоровны с мальчиком стал заниматься старший ученик училища. В результате Василий не только почти полностью избавился от речевого недостатка, но и приобрел ясное и четкое звучание голоса и выразительность речи. В 1856 году юноша поступил в семинарию.

Василий Ключевский в молодости

Биография[править | править код]

Родился в семье священника Иосифа (в просторечии Осипа) Васильевича Ключевского и Анны Фёдоровны, урождённой Мошковой. Внук протоиерея Фёдора Исааковича Мошкова.

Матерью был обучен грамоте.

В августе 1850 года пережил гибель отца, после чего стал заикаться.

С сентября по июль 1852 года провёл один учебный год во втором классе Пензенского приходского духовного училища.

С сентября 1852 по июль 1856 года обучался в Пензенском уездном училище.

В сентябре 1856 года поступил в Пензенскую духовную семинарию и проучился в ней 4 года и 3 месяца.

В семинарские годы был репетитором по латыни у брата Д. В. Каракозова.

В 1867 году устроился по рекомендации С. М. Соловьёва репетитором в Александровское военное училище.

9 июня 1871 года советом Московской духовной академии был избран на должность приват-доцента, в итоге проработав в Академии без перерыва 36 лет. 16 марта 1872 года был избран там доцентом.

К осени или осенью 1871 года опубликовал на средства К. Т. Солдатенкова (старообрядца) свою магистерскую диссертацию. 26 января 1872 года защитил магистерскую диссертацию и 5 февраля Советом Московского университета был утверждён в учёной степени магистра русской истории.

В 1874 году участвовал в III Археологическом съезде в Киеве.

Осенью 1879 года был избран доцентом Московского университета, получив также разрешение на продолжение работы и в Духовной академии.

20 июня 1881 года указом правительствующего Сената был произведён в статские советники.

7 августа 1882 года за службу в Московской духовной академии был пожалован орденом св. Анны 2-й степени.

29 сентября 1882 года в актовом зале Московского университета защитил докторскую диссертацию и 2 октября советом Московского университета был утверждён в степени доктора русской истории. 12 ноября Московской духовной академией был утверждён (в силу получения докторской степени) ординарным профессором, а 13 ноября советом Московского университета был единогласно избран экстраординарным профессором по кафедре русской истории.

С 27 сентября 1887 года принял пост декана историко-филологического факультута Московского университета и пробыл в этой должности до 28 марта 1889 года.

16 ноября 1891 года оставил «при университете» М. Н. Покровского.

В —1895 годах по поручению императора Александра III был командирован в Абастуман для преподавания всеобщей истории Великому князю Георгию Александровичу. В этот период был награждён орденом св. Станислава 1-й степени.

В октябре 1906 года отказался написать отзыв о работе М. С. Грушевского «Очерк истории украинского народа», представленной в Комиссию по присуждению премии А. С. Уварова.

Умер 12 мая 1911 года в 3 часа 5 минут пополудни.

Цитаты[править | править код]

  • «Наш народ поставлен был судьбой у восточных ворот Европы на страже ломившейся в них кочевой хищной Азии. Целые века истощал он свои силы, сдерживая этот напор азиатов, одних отбивал, удобряя широкие донские и волжские степи своими и ихними костями, других через двери христианской церкви мирно вводил в европейское общeство. Между тем Западная Европа, освободившись от магометанского напора, обратилась за океан, в Новый Свет, где нашла широкое и благодарное поприще для своего труда и ума, эксплуатируя его нетронутые богатства. Повернувшись лицом на запад, к своим колониальным богатствам, к своей корице и гвоздике, эта Европа чувствовала, что сзади, со стороны урало-алтайского востока, ей ничто не угрожает, и плохо замечала, что там идёт упорная борьба, что здесь в XVI в. образовался центр государства, которое наконец перешло в наступление на азиатские гнёзда, спасая европейскую культуру от татарских ударов. Так мы очутились в арьергарде Европы, оберегая тыл европейской цивилизации. …Сторожевая служба везде неблагодарна и скоро забывается, особенно когда она исправна: чем бдительнее охрана, тем спокойнее спится охраняемым и тем менее расположены они ценить жертвы своего покоя»
  • «Упадок платёжных и нравственных сил народа едва ли окупился бы, если бы Пётр завоевал не только Ингрию с Ливонией, но и всю Швецию и даже пять Швеций»
  • «…смысл 3-й и 4-й коалиций: Россия боролась за Германию, чтобы предупредить борьбу за себя, в  и  гг. хотела предотвратить 1812-й год»
  • «Наполеон толкнул Александра на Швецию, чтобы петербургские дамы не слышали шведских пушек»
  • «Чувство одиночества не только не пугает меня, даже доставляет эгоистическое удовольствие» (февраль )
  • «В настоящее время зачастую встречаешь гимназиста, который идёт с выражением Наполеона I.., хотя в кармане у него бальная книжка, где всё двойка, двойка и двойка»
  • «После Крымской войны р правительство поняло, что оно никуда не годится; после болгарской войны и р интеллигенция поняла, что её правительство никуда не годится; теперь в японскую войну р народ начинает понимать, что и его правительство и его интеллигенция равно никуда не годятся. Остаётся заключить такой мир с Японией, чтобы и правительство, и интеллигенция, и народ поняли, что все они одинаково никуда не годятся, и тогда прогрессивный паралич русского национального самосознания завершит последнюю фазу своей эволюции» (7 апреля )
  • «Азия просветила Европу, и Европа покорила Азию. Теперь Европа просвещает спавшую Азию. Повторит ли Азия ту же операцию над Европой? Это зависит от европ партии анархии: если эта партия ввиду жёлтой опасности притихнет, Европа будет завоёвана жёлтыми пигмеями; если будет безобразничать… белая Европа одолеет жёлтую Азию. Победа возможна только при единодушии европ народов, а оно достижимо только на почве борьбы с анархией» (май 1904)

Заключение

Творчество В. О. Ключевского представляет интерес не только как яркая страница в истории русской исторической науки, но и как феномен русской и мировой культуры.

Ключевский был убежден, что » человеческая личность, человеческое общество и природа страны… главные исторические силы». Жизнь человечества «в своем развитии и результатах» есть сущность исторического процесса. Познать этот процесс, — считал Ключевский, — можно через историческую личность народа и человеческую личность. Смысл истории-в национальном сознании. Глубокое знание исторических источников и фольклора, мастерство исторического портрета, афористический стиль сделали Ключевского одним из самых читаемых и уважаемых историков конца XIX-начала XX века. XX век.

Знаменитый «Курс русской истории» Василия Ключевского, считающийся вершиной его творчества, примечателен не только как научный труд. Книга читается как художественное произведение благодаря особому, очень образному языку исторической прозы Ключевского. Автор считал задачей работы не только представить и осмыслить исторические сведения, но и создать портрет нации, изучить историческую личность русского народа.

В своем «Курсе русской истории» Ключевской, в отличие от многих других историков, предшествовавших и современников, дал историческую характеристику страны в царствование великих князей и царей и выделил периоды, исходя из основных моментов, определяющих, по его мнению, развитие исторического процесса: в его работах много интересного материала, свидетельствующего о роли экономического и политического фактора в развитии страны и все это в тесной связи с географическими и природными условиями существования, расселения и развития народа.

Труд Ключевского до сих пор сохраняет большое значение не только как свидетельство достижений русской исторической науки во второй половине XIX — начале XX века, но и как богатое наследие, помогающее нам лучше понять историю России.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: