Детство и юность
12 марта 1863 года в Санкт-Петербурге в семье экономиста Ивана Васильевича и преподавательницы музыки Анны Петровны Константинович родился сын Владимир.
Родители — Иван Васильевич и Анна Петровна
В 1868 г. Вернадские были вынуждены переехать из северной столицы, климат которой оказывал разрушительное воздействие на здоровье отца семейства. Они поселились в Харькове, где юный Вернадский получил свое первое образование — три класса Харьковской классической гимназии.
В детстве
В этот период Вернадские также устроили большое путешествие, побывав в Праге, Дрездене, Вене и Венеции. Вскоре же они решили возвратиться в Петербург, и мальчик окончил учебу уже в петербургской гимназии.
В юности
Членство в организациях
В. И. Вернадский был избран членом различных обществ, организаций и ассоциаций. Это членство подтверждает широту его научных интересов и общественное признание его заслуг:
- 1886 — действительный член Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей
- 1886 — действительный член Вольного экономического общества
- 1888 — действительный член Императорского Русского географического общества
- 1889 — член-корреспондент Британской ассоциации наук
- 1889 — член Французского минералогического общества
- 1890 — член Московского общества испытателей природы, почётный член с 1911 года, вице-президент с 1934 года
- 1891 — член Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, почётный член с 1913 года
- 1891 — член Московского общества сельского хозяйства
- 1893 — член Санкт-Петербургского минералогического общества, почётный член с 1914 года
- 1893 — член Общества опытных наук при Харьковском университете
- 1900 — Член Русского Горного общества
- 1905 — член Всероссийской лиги просвещения
- 1905—1918 — член Кадетской партии
- 1906—1906, 1908—1911, 1915 — член Государственного совета от Академии наук и университетов
- 1908 — экстраординарный академик по минералогии Санкт-Петербургской академии наук, ординарный академик с 1911 года
- 1909 — член Общества единения народностей России
- 1909 — член Общества содействия успехам опытных наук имени Х. С. Леденцова
- 1911 — член Русского географического общества
- 1911 — почётный член Тифлисского общества естествоиспытателей
- 1911 — член Общества деятелей периодической печати и литературы
- 1912 — член Общества изучения Сибири и улучшения быта её населения
- 1912 — член литературно-художественного кружка имени А. И. Герцена и его ревизионной комиссии
- 1912 — член Общества для пособия нуждающимся литераторам и учёным
- 1913 — почётный член Уральского общества любителей естествознания
- 1915—1918, 1921—1930 — председатель совета Комиссии по изучению естественных производительных сил России
- 1917 — председатель Сельскохозяйственного учёного комитета Министерства земледелия
- 1917 — председатель комиссии по учёным учреждениям и научным предприятиям Министерства народного просвещения
- 1918 — член Русского общества распространения естественно-научного образования
- 1918 — председатель Комиссии по изучению естественных производительных сил Украины
- 1918—1919 — член-основатель и первый президент Украинской академии наук
- 1921 — глава Комиссии по истории науки, философии и техники в Российской академии наук
- 1926 — иностранный член Чешской академии наук и искусств
- 1926 — иностранный член Югославской академии наук и искусств
- 1926 — член Геологического общества Франции
- 1926 — член Немецкого химического общества
- 1926 — член Американского минералогического общества
- 1926 — председатель Комиссии по истории знаний
- 1926 — член Общества исследования истории, литературы и языка Украины
- 1926 — член Таврического общества истории, археологии и этнографии
- 1928 — член-корреспондент Парижской академии наук, секция минералогии
- 1929 — член Комиссии по выработки новой структуры и устава АН СССР
- 1930 — член-корреспондент Чехословацкого минералогического и геологического общества
- 1930 — президент Ленинградского общества естествоиспытателей
- 1932 — глава Метеоритной комиссии
- 1930 — председатель Комиссии по изучению тяжёлой воды, АН СССР
- 1936 — почётный член Общества биологической химии Индии
- 1937 — вице-президент Международной комиссии по геологическому времени
- 1938 — иностранный член-корреспондент Бельгийского геологического общества
- 1939 — член трёх отделений АН СССР: геолого-географических, химических, физико-математических наук
- 1939 — в АН СССР председатель: Комиссии по изотопам, Комитета по метеоритам, Комиссии по минеральным водам, Комиссии по изучению вечной мерзлоты, Комиссии по изучению, использованию и охране подземных вод, Комиссии по определению геологического возраста горных пород, Комиссии по проблеме урана
- 1944 — почётный член Всесоюзного химического общества имени Д. И. Менделеева
- 1944 — член Комиссии АН СССР по истории биологических наук
Учение Вернадского о биосфере и ноосфере
Ноосфера – целостная геологическая оболочка Земли, которая формируется в результате культурной и технической деятельности человечества, а также природных явлений и процессов. Самым важным постулатом концепции была роль сознательного влияния людей на окружающую среду.
Учение Вернадского о биосфере и ноосфере рассматривает появление сознания как вполне логичный результат эволюции. Также профессор смог предсказать расширение границ ноосферы, подразумевая попадание человека в космос. По Вернадскому, основой ноосферы является гармония естественной красоты и человека. Поэтому существа, наделенные разумом, должны бережно относиться к этой гармонии и не разрушать ее.
Отправной точкой появления ноосферы является возникновение в жизни человека первых орудий труда и огня – так у него оказалось преимущество перед животным и растительным миром, начались активные процессы создания культурных растений и приручения животных. И вот теперь человек начинает действовать не как существо разумное, а как творец.
А вот наука, которая занимается изучением пагубного действия представителя рода человеческого на окружающую среду, появилась уже после смерти Вернадского и называлась экологией. Но эта наука не изучает геологическую деятельность людей и ее последствия.
Другие заслуги
В 1915-1930 годах
председатель Комиссии по изучению естественных производственных сил России, был одним из создателей плана ГОЭЛРО
. Комиссия внесла огромный вклад в геологическое изучение Советского Союза и создание его независимой минерально-сырьевой базы.
В 1926 году продолжил творческую самостоятельную работу. Сформулировал концепцию биологической структуры океана
. Согласно этой концепции, жизнь в океане сконцентрирована в «плёнках» — географических пограничных слоях различного масштаба.
Основал новую науку — биогеохимию и внес огромный вклад в геохимию. С 1927 года до самой смерти занимал должность директора Биогеохимической лаборатории при Академии наук СССР. Был учителем целой плеяды советских геохимиков.
Философское наследие
Из философского наследия Вернадского наибольшую известность получило учение о ноосфере
, он считается одним из основных мыслителей направления, известного как русский космизм
.
Микрохирургия глаза
Миллионы врачей, получив диплом, горят желанием помогать людям, мечтают о будущих свершениях. Но большинство из них постепенно теряют прежний запал: никаких стремлений, одно и то же из года в год. У Федорова энтузиазм и интерес к профессии год от года лишь рос. Спустя всего шесть лет после института он защитил кандидатскую диссертацию, а в 1960 году в Чебоксарах, где он тогда работал, провел революционную операцию по замене хрусталика глаза на искусственный. Подобные операции проводились за рубежом и ранее, однако в СССР считались чистым шарлатанством, и Федорова уволили с работы. После этого он стал заведующим кафедрой глазных болезней в Архангельском мединституте. Именно здесь в его биографии началась «империя Федорова»: вокруг неуемного хирурга собрался коллектив единомышленников, готовый к революционным изменениям в микрохирургии глаза. В Архангельск потянулись люди со всей страны с надеждой снова обрести утраченное зрение, – и они действительно прозревали. Инновационного хирурга оценили и «официально» – вместе со своей командой он перебрался в Москву. И начал творить совершенно фантастические вещи: делать коррекцию зрения при помощи кератотомии (особых насечек на роговице глаза), пересаживать донорскую роговицу, разработал новый метод оперирования глаукомы, стал пионером лазерной микрохирургии глаза.
Биология и другие науки
В период биографии 1881-1885 гг. Вернадский учился на естественном факультете физмата Петербургского университета. Интересен факт, что в числе его преподавателей был знаменитый Дмитрий Менделеев.
В 25-летнем возрасте Вернадский уехал стажироваться в Европу, проведя в разных странах около 2-х лет. В Германии, Италии и Франции он получил множество теоритических и пpaктических знаний, после чего вернулся домой.
Когда ему было всего 27 лет ему доверили руководить кафедрой минералогии в Московском университете. Позже уму удалось защитить докторскую диссертацию на тему: «Явления скольжения кристаллического вещества». В итоге он стал профессором минералогии.
В качестве преподавателя Вернадский проработал более 20 лет. В это время он часто путешествовал. Он объездил множество российских и зарубежных городов, занимаясь изучением геологии.
В 1909 г. Владимир Иванович выступил с блестящим докладом на 12 съезде естествоиспытателей, в котором представил информацию относительно совместного нахождения минералов в недрах Земли. В результате была основана новая наука – геохимия.
Вернадский провел фантастическую работу в области минералогии, совершив в ней переворот. Он разделил минералогию от кристаллографии, где первую науку связал с математикой и физикой, а вторую – с химией и геологией.
Параллельно с этим Владимир Вернадский с большим интересом увлекался философией, политикой и радиоактивностью элементов. Еще до того, как оказаться в составе Петербургской Академии Наук, он образовал Радиевую комиссию, которая была направлена на поиск и изучение минералов.
В 1915 г. Вернадский собрал еще одну комиссию, которой предстояло исследовать сырьевые ресурсы государства. Примерно в это же время, он оказывал помощь в организации бесплатных столовых для нищих сограждан.
До 1919 г. ученый находился в составе Кадетской партии, придерживаясь демократических взглядов. По этой причине он был вынужден выехать за границу, после того как в стране случилась знаменитая Октябрьская революция.
Весной 1918 г. Вернадский вместе с семьей обосновался в Украине. Вскоре он основал Украинскую Академию Наук, став ее первым председателем. Помимо этого, профессор преподавал геохимию в Таврическом университете Крыма.
Спустя 3 года Вернадские возвратились в Петроград. Академик был назначен главой метеоритного отдела Минералогического музея. Тогда же он собрал специальную экспедицию, которая занималась исследованием Тунгусского метеорита.
Все шло хорошо до того момента, пока Владимира Ивановича не обвинили в шпионаже. Его арестовали и посадили за решетку. К счастью, благодаря заступничеству многих видных деятелей, ученого отпустили на свободу.
В период биографии 1922-1926 гг. Вернадский побывал в некоторых европейских странах, где читал свои лекции. Одновременно с этим он занимался писательской деятельностью. Из-под его пера вышили такие труды, как «Геохимия», «Живое вещество в биосфере» и «Автотрофность человечеств».
В 1926 г. Вернадский возглавил Радиевый институт, а также избирался главой различных научных сообществ. Под его руководством исследовались подземные течения, вечная мерзлота, горные породы и т.д.
В 1935 г. здоровье Владимира Ивановича пошатнулось, и по рекомендациям кардиолога он решил уехать лечиться за рубеж. После лечения он какое-то время работал в Париже, Лондоне и Германии. За несколько лет до cмepти профессор возглавил комиссию по урану, став по сути родоначальником ядерной программы СССР.
Учение о биосфере и ноосфере
В структуре биосферы Вернадский выделял семь видов вещества:
- Живое;
- Биогенное (возникшее из живого или подвергшееся переработке);
- Косное (абиотическое, образованное вне жизни);
- Биокосное (возникшее на стыке живого и неживого; к биокосному, по Вернадскому, относится почва);
- Вещество в стадии радиоактивного распада;
- Рассеянные атомы;
- Вещество космического происхождения.
В. И. Вернадский рассматривал различные гипотезы панспермии в историческом контексте, он пришёл к заключению лишь об извечности жизни в течение геологического времени. Методы и подходы кристаллографии Вернадский распространял на вещество живых организмов. Живое вещество развивается в реальном пространстве, которое обладает определённой структурой, симметрией и дисимметрией. Строение вещества соответствует некоему пространству, а их разнообразие свидетельствует о разнообразии пространств. Таким образом, живое и косное не могут иметь общее происхождение, они происходят из разных пространств, извечно находящихся рядом в Космосе. Некоторое время Вернадский связывал особенности пространства живого вещества с его предполагаемым неевклидовым характером, но по неясным причинам отказался от этой трактовки и стал объяснять пространство живого как единство пространства-времени.
Важным этапом необратимой эволюции биосферы Вернадский считал её переход в стадию ноосферы.
Основные предпосылки возникновения ноосферы:
Расселение Homo sapiens по всей поверхности планеты и его победа в соревновании с другими биологическими видами; Развитие всепланетных систем связи, создание единой для человечества информационной системы; Открытие таких новых источников энергии, как атомная, после чего деятельность человека становится важной геологической силой; Победа демократий и доступ к управлению широких народных масс; Всё более широкое вовлечение людей в занятия наукой, что также делает человечество геологической силой. Работам Вернадского был свойствен исторический оптимизм: в необратимом развитии научного знания он видел единственное доказательство существования прогресса
Работам Вернадского был свойствен исторический оптимизм: в необратимом развитии научного знания он видел единственное доказательство существования прогресса.
Идеи о радиоактивных превращениях
Участие ученого в разработке новых технологий — факт, который обязательно упоминается даже в его краткой биографии. Вклад Вернадского в науку способствовал развитию ядерной отрасли в России. По возвращении в Петроград ученый занял пост директора Радиевого института. Предпосылкой к созданию послужила проблема постоянной добычи новых ресурсов во время Первой мировой войны. В этот период Россия столкнулась с нехваткой сырья для оборонной промышленности. В связи с этим с 1915 года была создана специальная комиссия по изучению природных ископаемых страны. Именно тогда началось образование ряда научно-исследовательских институтов.
С конца XIX века существовало единое мнение ученых о неделимости атома. Ситуация изменилась после открытия электрона и начала исследований в области радиоактивности. Выступая на заседании Академии наук задолго до этого, ученый произнес речь о новом виде энергии. Владимир Иванович назвал поиск урановых месторождений основной задачей современной науки.
Вместе с тем, предполагая, какой немалой мощностью будет обладать новое топливо, он был обеспокоен за будущее страны. Ученый как будто предчувствовал уже тогда, чем может обернуться неумелое обращение с атомом.
В биографии Вернадского есть период, когда он работал за границей. По официальному приглашению Владимир Иванович проводил лекционные занятия в университете Сорбонны. Именно в это время он сотрудничал с Марией Склодовской-Кюри и продолжил работу с радиоактивными элементами. В 1927 году ученый выпустил на французском языке новое издание по геохимии.
Свой последний доклад ученый сделал в 1937 году — так завершился этап исследовательской работы в биографии Вернадского. Его научным достижением и успехом того времени стала идея об определении геологического возраста пород по радиоактивному распаду элементов. Ученый настаивал на создании специальной комиссии в международном масштабе в целях определения точного геологического времени.
Понятие ноосферы
В течение многих лет Вернадский рассматривал в единстве процессы живой и неживой природы. По мнению ученого, биосфера — это самоорганизующаяся система, где протекают процессы миграции жизненно необходимых элементов. Вернадский считал, что состав и свойства биосферы претерпевают изменения под действием человеческих усилий.
Еще один важный факт в биографии Вернадского — формулировка ученым понятия «ноосфера». Это область, подчиненная разуму человека и преобразованная им. Владимир Иванович одним из первых предположил, что в ноосферу когда-то будет включен и космос.
Ученый твердо верил, что человек способен изменить биосферу к лучшему. Он утверждал, что менять природу можно лишь в соответствии с ее законами, и только в этом случае можно достичь гармонии и счастья для всего человечества. Талантливый исследователь, как никто другой, осознавал последствия варварского отношения к родной земле. Об этом говорят факты его биографии. Заслуги Вернадского и его достижения в науке по достоинству оценены научным сообществом.
Жизнь ученого оборвалась в 1945 году, когда ему был 81 год. Тяжело переживая смерть любимой супруги, с которой он прожил более половины века, ученый скончался 6 января от кровоизлияния в головной мозг.
Образование и первые шаги
Когда маленькому Володе было всего пять лет, вся семья перебралась из родного Питера в Харьков, который на тот момент был одним из передовых городов Российской империи, и в культурной области, и в научной. Здесь Володя впервые пошел в школу, а точнее в классическую гимназию (1873 год). Однако вскоре семейство Вернадских снова переехало в Петербург, где с 1876 года Владимир Вернадский продолжил обучение в Первой Санкт-Петербургской гимназии. Вернадский с детства тяготел к знаниям – ему было интересно все, но особенно мальчишку привлекали, конечно же, естественные науки. Он хорошо закончил школу и без проблем поступил на один из престижнейших факультетов не менее престижного ВУЗа. С 1881 по 1885 год Вернадский являлся студентом физико-математического факультета Петербургского университета. Далее в биографии Вернадского следует этап жизни, связанный непосредственно с образовательными заведениями.
В 1890 году он был приглашен на одну из должностей в штате преподавателей Московского ВУЗа, в 1897-ом блестяще защитил докторскую диссертацию в родном питерском университете, а начиная с 1898-го он уже работал профессором упомянутого выше столичного университета. Вернадский посетил ни одну европейскую страну во время подготовки к профессорскому званию. Так, он перенимал опыт и набирался знаний у лучших профессоров Италии, Германии и Франции, куда был отправлен университетом. Деятельность Вернадского как преподавателя университета (он излагал сразу несколько дисциплин), начавшаяся в 1898, была прекращена в 1911 году – ученый самостоятельно ушел в отставку в знак солидарности с профессорами, которые были уволены по политическим соображениям.
Владимир Вернадский с учениками
Наука и жизнь
- В 1881 году Владимир поступает на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, где ему преподают такие известные ученые, как Д.И. Менделеев и В.В. Докучаев. Специальностью Вернадского стали геология и минералогия, он участвует в почвоведческих экспедициях в Нижегородскую и Полтавскую губернии. Тогда же он пишет свою первую научную работу.
- Помимо обучения студента живо интересуют социальные проблемы, которые будут волновать его на протяжении всей жизни. В студенческие годы он принадлежал к народническому кружку «Братство «Приютино»». После участия в одном из студенческих выступлений был задержан полицией.
- В этом же кружке Владимир встретился с Натальей Егоровной Старицкой, на которой он женился в 1886 году. Так вместе они проживут 56 счастливых лет.
- После окончания университета был назначен хранителем его Минералогического кабинета в 1885 г.
- Готовясь к получению звания профессора, в 1888—1890 гг. отправился в командировку в Германию, Францию и Италию. Во время путешествия он знакомится с геологом А.П. Павловым, который приглашает его в Москву.
Профессор Владимир Вернадский
- С 1890 г. Вернадский работает на кафедре кристаллографии и минералогии Московского университета. Со своими студентами он устраивал летние экскурсии на Урал, в Крым, Северный Кавказ и Закавказье, Украину и Польшу. Сам ученый также бывал в командировках в Скандинавии, Англии, Ирландии и Греции. В процессе своей работы начал изучать радиоактивность и углубленно заниматься геохимией, что приведет его к созданию новой науки — биогеохимии.
- Как и всегда неравнодушный к социальным проблемам, в это время Вернадский вел активную общественную деятельность в Тамбовской губернии. Регулярное посещение и управление унаследованным от отца имением Вернадовка привело ученого к осознанию бедственного положения региона. Его особенно волновали вопросы образования, и благодаря его усилиям было открыто множество школ, библиотек и больниц. Когда же в губернии начался голод, Владимир. организовал Комитет помощи крестьянам и помог в открытии более ста столовых для голодающих.
- Не осталась в стороне и политика. В начале 20-го века ученый участвует в общероссийских земских съездах, работа которых привела к изменениям в политической обстановке страны, а затем и к Первой русской революции. Он становится членом конституционно-демократической партии и одним из предводителей борьбы за демократические свободы. Состоял в Центральном комитете кадетской партии до 1919 года и многократно входил в состав Государственного Совета.
В. Вернадский в состав Государственного Совета
- В 1911 году по политическим причинам из Московского университета были уволены несколько профессоров. В качестве протеста в отставку подали более ста преподавателей, среди которых был и В.И. Вернадский. Так закончилось его 20-летнее преподавание в Москве.
- В 1917 году он становится членом Временного комитета Государственной Думы и одним из подписавших телеграмму царю, требующую его отречения от престола. Занимая влиятельные посты, он вновь занимается прежде всего вопросами просвещения. Однако победа большевиков, которую Вернадский считал поражением демократии, вынудила его покинуть Петроград и переехать на Украину.
- Он читает лекции по геохимии в Киевском университете и закладывает основы Украинской академии наук, первым президентом которой становится в 1918 г.
- В 1919 году переезжает с семьей в Крым, где работает преподавателем, а затем ректором Таврического университета, снова неустанно отстаивая идеи свободы университетского образования.
- В 1920 году семья возвращается в Петроград, где ученый организует создание Радиевого института.
- К 1920-м годам Вернадский окончательно формирует свои идеи о биосфере, изложенные им в одноименной книге. В 1921 г. он получает приглашение в Сорбонну, где читает лекции по геохимии, что приносит ему и его научной работе широкую известность и признание. Эти лекции были затем изданы во Франции в виде книги «Геохимия».
- После возвращения из Франции Вернадский занимается созданием и развитием новой науки о живом веществе, которую он называет биогеохимией. В 1928 г. он открывает Биогеохимическую лабораторию Академии наук.
- В 1935 г. по состоянию здоровья отправляется за границу и после выздоровления снова работает во Франции, Англии и Германии.
- С началом войны был эвакуирован с семьей в Казахстан, где в 1943 г. умирает его жена Наталья Егоровна.
- После пережитой потери В.И. возвращается в Москву, где пишет статью, развивающую идеи о ноосфере.
- В конце 1944 года ученый простужается, что приводит к кровоизлиянию в мозг, и 6 января 1945 года он скончался.
Детство и юность
12 марта 1863 года в Санкт-Петербурге в семье экономиста Ивана Васильевича и преподавательницы музыки Анны Петровны Константинович родился сын Владимир.
Родители — Иван Васильевич и Анна Петровна
В 1868 г. Вернадские были вынуждены переехать из северной столицы, климат которой оказывал разрушительное воздействие на здоровье отца семейства. Они поселились в Харькове, где юный Вернадский получил свое первое образование — три класса Харьковской классической гимназии.
В детстве
В этот период Вернадские также устроили большое путешествие, побывав в Праге, Дрездене, Вене и Венеции. Вскоре же они решили возвратиться в Петербург, и мальчик окончил учебу уже в петербургской гимназии.
В юности
Жизнь в Петербурге
В сентябре 1911 года ученый Владимир Вернадский переезжает в Петербург. Одной из проблем, которые интересовали профессора, было превращение минералогического музея Академии Наук в заведение мирового масштаба. В 1911 году в ассортимент музея поступило рекордное число коллекций минералов – 85. Среди них были и камни неземного происхождения (метеориты). Экспонаты были найдены не только в России, но также завезены из Мадагаскара, Италии и Норвегии. Благодаря новым коллекциям Петербургский музей стал одним из лучших во всем мире. В 1914 году вследствие увеличения штата образуется Минералогический и Геологический музей. Вернадский становится его директором.
Во время пребывания в Петербурге ученый старается создать Ломоносовский институт, который должен был состоять из нескольких отделений: химического, физического и минералогического. Но, к сожалению, российское правительство не захотело выделять на него финансы.
С тех пор как началась Первая мировая война, кредиты на радиевые работы в России стали значительно сокращаться, к тому же стремительно прервались зарубежные связи с со светилами науки. Академик Вернадский придумал создать комитет, который будет изучать естественные производительные силы России. Совет, который состоял из пятидесяти шести человек, возглавил сам ученый. И в это время Владимир Иванович стал понимать, как строится вся научная и государственная жизнь. Несмотря на то что в России все ухудшалось, комиссия, наоборот, расширялась. И уже в 1916 году он смог организовать четырнадцать научных экспедиций по разным областям страны. В этот же период академик Вернадский смог заложить основы совершенно новой науки – биогеохимии, которая должна была изучать не только окружающую среду, но и природу самого человека.
Краткая биография В.И. Вернадского
Владимир Иванович Вернадский родился 28 февраля 1863 года
в Санкт-Петербурге Российской Империи. Его отец – Иван Васильевич Вернадский
, чиновник в министерстве внутренних дел, потомок запорожских казаков; его мать – Анна Петровна Вернадская
, потомственная русская дворянка.
Период учебы
Спасаясь от сурового Петербуржского климата, семья Вернадских переехала в Харьков в 1868 году
, где через 5 лет юный Владимир стал обучаться в первом классе Харьковской гимназии
.
В 1876 году, после возвращения семьи в Санкт-Петербург, Вернадский поступил в 1-ю Петербургскую классическую гимназию
. В 1881 году он окончил гимназию восьмым в выпуске
, что было вовсе не так уж плохо, учитывая очень сильный коллектив.
В 1881-1885 годах обучался на естественном отделении физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета
, который окончил. Он был участником экспедиций (1882, 1884) и учеником В. В. Докучаева
. Среди его учителей были химик Д. И. Менделеев
и ботаник А. Н. Бекетов
.
В 1885-1890 годах он стал хранителем Минералогического кабинета Санкт-Петербургского университета.
В 1888-1890 годах Владимир Вернадский был командирован Университетом в Италию, Францию и Германию для продолжения обучения и подготовки к профессорскому званию.
В 1889 году он помогал В. В. Докучаеву в подготовке и показе почвенной экспозиции на Всемирной выставке в Париже, за которую «Отдел русских почв» выставки был награжден золотой медалью.
Избранные работы
- Геохимия, издано на русском языке 1924 г.
-
Биосфера, впервые опубликовано на русском языке в 1926 году. Перевод на английский язык:
- Oracle, AZ, Synergetic Press, 1986, ISBN 0-907791-11-5, 86 с.
- тр. Дэвид Б. Ленгмюр, изд. Марк А. С. Макменамин, Нью-Йорк, Коперник, 1997, ISBN 0-387-98268-X, 192 с.
- Очерки геохимии и биосферы, тр. Ольга Бараш, Санта-Фе, Нью-Мексико, Synergetic Press, ISBN 0-907791-36-0, 2006
Дневники
- Дневники 1917–1921: октябрь 1917-январ 1920 (Дневники 1917–1921 гг.), Киев, Наукова думка, 1994, ISBN 5-12-004641-X, 269 с.
- Дневники. Март 1921 — август 1925 (Дневники 1921–1925 гг.), Москва, Наука, 1998, ISBN 5-02-004422-9, 213 с.
- Дневники 1926–1934 гг. (Дневники 1926–1934 гг.), Москва, Наука, 2001, стр. ISBN 5-02-004409-1, 455 с.
- Дневники 1935–1941 в двух книгах. Книга 1, 1935–1938 гг. (Дневники 1935–1941 гг. В двух томах. Том 1, 1935–1938 гг.), Москва, Наука, 2006,ISBN 5-02-033831-1, 444 с.
- Дневники 1935–1941 в двух книгах. Книга 2, 1939–1941 гг. (Дневники 1935–1941 гг. Том 2, 1939–1941 гг.), Москва, Наука, 2006, ISBN 5-02-033832-X, 295 с.