Биография
Биографические ведения о Заратустре недостоверны и считаются согласно зороастрийской традиции. Родился, вероятно, в семье всадников в Радесе, сейчас пригород Тегерана Рай (Rayy) и жил в восточном Иране ориентировочно между VI и первой половиной V века до н. э. (возможно, в 628—551 годах до н. э.) . Существуют и иные точки зрения касательно времени и места рождения пророка. По традиционной пехлевийской хронологии, он жил «за 258 лет до Искандара» (Александра Македонского) в VII-VI вв. до н. э. Лингвистический анализ «Гат» — самой священной части «Авесты» позволяет отнести эпоху деятельности Зороастра к XII-X вв. до н. э. , что дает зороастризму статус одной из древнейших религий мира.
Некоторые средневековые мусульманские историки (Бируни, Balazuri, Казвини, Jagut al-Hamavi и др.), цитируя поздние зороастрийские источники указывали, что Зороастр родился в Атропатене, на территории нынешнего Иранского Азербайджана . Другие, как Мэри Бойс или Бал Гангадхар Тилак, утверждают, что Заратустра родился на территории нынешней России (В качестве примера Бойс упоминает городище Синташта на территории Челябинской области) . В Гатах же сказано, что Заратустра родился на территории туранских племен, откуда бежал, не будучи принятым соотечественниками, на территорию нынешнего Ирана к вождю (кави) Виштаспе, который стал его верным последователем [источник не указан 544 дня] .
Заратустра родился в семье Спитама — это имя древнего священнического рода часто появляется в Гатах. Имя отца Заратустры Порушаспа, имя его матери Дугдова. Имя братьев его: старших — Ратуштар и Рангуштар, младших — Нотарига и Ниветиш. Имя жены Заратустры — Хвови. При рождении младенец Заратустра не заплакал, как все новорожденные, а засмеялся. Его смех убил более 2000 демонов. По обычаю, младенца омыли коровьей мочой и завернули в овечью шкуру. Когда Заратустра был ребёнком, совершалось много чудес, что вызывало зависть у темных сил. Много раз они посягали на жизнь Заратустры, но безуспешно. Заратустра был защищен Божественной силой.
Он был женат трижды. Один раз на вдове, два других раза на девственницах. Вдова родила Заратустре двух сыновей. Их звали Урватат-нара и Хвара-читра. Возмужав, они избрали для себя разные занятия: первый стал скотоводом и земледельцем, второй — воином. От других жен у Заратустры было четверо детей: сын Исад-вастра, который стал впоследствии верховным жрецом зороастрийской религии и три дочери: Френи, Трити и самая младшая, Поручиста.
Гаты («Песнопения», часть Авесты) рисуют нам Заратустру как историческую личность, наделённую всеми человеческими страстями. В этих проповедях-песнях он громогласно бичует своих противников, сторонников старой арийской религии, обожествлявшей силы природы, называя их поимённо; выступает против кровавых жертвоприношений и оргиастического культа хаомы. В своей проповеди Заратустра отделил добро и зло как две изначально существующие в мире природы, не имеющие между собой ничего общего. Призвал следовать добру и отвергать зло. Лишь чужие (греческие) и свои позднейшие (поздне-авестские и пехлевийские) источники окутали эту живую личность нимбом легенд, отчасти уподобив его своим древним мудрецам или наделив его и его потомство сверхъестественными эсхатологическими атрибутами и заданиями.
Реформаторская деятельность Заратустры отразилась в придании иранской религии того абстрактного характера, который поражал ещё классических писателей. Главные божества зороастрийского пантеона представляют собой олицетворение абстрактных идей, лишённых плоти: Ахура-Мазда (мудрый господин), Хшатра Вария (лучшее царство), Хоурватат (целость), Амертат (бессмертие), Воху Мана (добрая мысль), Аша Вахишта (лучшая праведность), Спэнта Армати (святое смирение), Сраоша (послушание). Некоторые представители старого арийского пантеона, с которыми боролся Заратустра, поблекли и отнесены к демонам, к миру зла и мрака, с которыми дуалистическая зороастрийская религия предписывает упорную борьбу. Все же старые иранские культы не могли быть уничтожены совершенно, наиболее популярные божества сохранились. Сохранилась прекрасная Ардвисура Анахита, сохранился Митра, бог солнечного света, и даже сам опьяняющий хаома не исчез из культа: приготовление и вкушение его составляют поныне у парсов центральную часть их литургии. Подлинным литературным наследием Заратустры считаются упомянутые гаты.
Заратустра
К произведениям Ницше обращались многие композиторы. А сам Ницше без конца обращался к музыке. Свою работу «Так говорил Заратустра» он назвал симфонией.
Нет богов. Зато есть сверхчеловек. Значит, все можно. То, что за этим последовало — все знают. Ницше — квинтэссенция немецкого романтизма. Глубокие книги Фридриха Ницше можно понимать и любить. Но, к сожалению, нашлись силы, которые спекулировали на некоторых идеях немецкого философа. Так часто бывает, и это хорошо бы не забывать. Нужно помнить. О философе Ницше пусть напишет кто-нибудь другой, а я ограничусь маленьким упоминанием о музыке Ницше.
Марка, посвященная Р. ШтраусуФото: ru.wikipedia.org
Ницше-композитор. Ницше — не единственный философ, который очень хорошо знал музыку. Более того, он не единственный из философов, кто писал музыку, начиная со времен Пифагора. Это и Жан-Жак Руссо, и Георгий Гурджиев, и Теодор Адорно.
Сохранилось около 50 сочинений Ницше. Есть песни, есть фантазия для скрипки, даже Рождественская оратория есть, но в основном это пьесы для фортепиано. И ноты, и записи легко найти в Интернете.
Фридрих Ницше Фото: ru.wikipedia.org
Понятно, что тема Ницше и музыка — неисчерпаема. Музыка бесконечна в его философских трудах. Сейчас нет возможности хоть как-то осветить эту тему, да и не нужно, поскольку тема статьи — все-таки Рихард Штраус. И «Так говорил Заратустра» Штрауса — музыкальное произведение, которое надо послушать целиком хотя бы раз в жизни. Ни начало в «Что? Где? Когда?», ни сцену из фильма, а просто музыку. В этой поэме несколько частей:
- Предисловие, или Восход (там и звучит знаменитая Тема Природы с ее загадкой).
- О потусторонниках.
- О великом томлении.
- О радостях и страстях.
- Надгробная песнь.
- О науке.
- Выздоравливающий.
- Танцевальная песнь.
- Песнь опьянения.
В этих маленьких частях есть все: и тема Человека и Природы, и тема утраченного счастья, и радость бытия, и вновь сомнения. Единение и разъединение с миром — от экстаза до трагических нот. Вся суть романтизма. И все же не нужно забывать о дальнейшем…
Продолжение следует…
Во что верили зороастрийцы?
Основы учения Заратустры изложены в Авесте — священной книге всех зороастрийцев. Она представляет собой сборник всевозможных молитв, гимнов и наставлений, написанных в разные века.
Чтение Авесты
При этом самые ранние из текстов очень схожи по языку и сюжетам с индийской Ригведой, а потому некоторые исследователи оценивают возраст Авесты в три тысячи лет. По всей видимости, создатели обеих книг творчески переосмыслили какие-то более древние верования ариев.
На того, кто впервые сталкивается с зороастризмом, тут же обрушивается целый поток незнакомых слов и понятий. Но если не заморачиваться с терминологией, то люди, хоть немного знакомые с христианством, найдут у этих религий много общего.
Например, в роли единого Бога-Творца в зороастризме выступает Ахура Мазда (переводится примерно как «Владыка Мудрый»). Так же как Иегова, он считается благим и всемогущим. Кстати, сами себя последователи Заратустры называют маздаяснийцами, то есть служителями Мазды.
Вместо Сатаны и бесов, зороастрийцам досаждают Ариман (он же Ангра-Майнью) и его дэвы. Но в отличие от христианства, в зороастризме зло существует изначально как естественный антагонист добра. Впрочем, добро в итоге должно-таки победить зло, а Ариман и его воинство будут повержены.
Поединок Ахура Мазды и Аримана
Есть у зороастрийцев и посмертное воздаяние. После смерти каждый человек должен пройти по специальному мосту, где будут взвешены его мысли, слова и дела. Если зло в человеке перевесит, то его душа попадает в ад (Дузах), а если перевесит добро — то в рай (Бехешт). Если же чаши весов окажутся в равновесии, то душа отправится в Мисван-гату («место смешанных»), которое по своему унылому антуражу очень напоминает Лимб из поэмы Данте.
Но на этом злоключения усопших не заканчиваются, ибо в конце времен их ждет еще и Страшный Суд. Каждый, кто когда-либо жил на Земле, снова получит телесное воплощение и должен будет перейти через реку расплавленного металла. Грешники в этой реке погибнут, а праведникам она покажется парным молоком. Во время Страшного Суда будет уничтожен Ариман и все темные силы.
Также у маздаяснийцев есть и свои ангелы, которые называются язатами, т.е. «достойными почитания». Среди них особое место занимают шесть Амэша-Спэнта («бессмертных святых»), которые покровительствуют различным благим деяниям и являются эманациями Ахура Мазды. Кстати, именно из-за язатов христианские и исламские проповедники, особо не вникая, объявляют зороастрийцев «проклятыми язычниками».
Царь Кир в облике язаты
А напоследок «вишенка на торт»: у зороастрийцев тоже есть учение о грядущих мессиях, которых ожидается сразу трое. Это «избранные» Ахуро Маздой люди, которых называют Спасителями мира (саошьянта). Их задача — восстанавливать учение Заратустры, возвещать истину и поднимать людей на битву со злом.
Штраус
Макс Либерман, «Портрет Рихарда Штрауса», 1918 г.Фото: ru.wikipedia.org
Рихард Штраус — крупнейший немецкий композитор-романтик. Он родился несколько позже (годы жизни — 11 июня1864 — 8 сентября 1949 гг.), но пришлось написать о нем несколько раньше. Во-первых, для того, чтобы разобраться с фамилией Штраус. Во-вторых, Иоганн Штраус оказался связан с Рихардом Штраусом еще и одним фильмом.
В фильме Стэнли Кубрика «Космическая одиссея 2001» сначала звучит музыка Иоганна Штрауса — вальс «На прекрасном голубом Дунае» (космический корабль стыкуется, а потом отправляется в полет). Сцена продолжается, вальс отзвучал и как будто плавно перерастает в музыку другого Штрауса — Рихарда («Так говорил Заратустра»).
Еще раз могу только восхититься поразительному знанию музыки, продемонстрированному американским кинорежиссером буквально в каждом фильме (хотя к фильмам может быть неоднозначное отношение, особенно к «» с 9-й симфонией Бетховена). Но такое знание и любовь к музыке — остается только развести руками.
Рихард Штраус в возрасте 40 лет. Почтовая открытка. 1910 г.Фото: ru.wikipedia.org
Итак, Рихарда Штрауса не нужно путать с Рихардом Вагнером и Иоганном Штраусом. И с последним они не родственники. Да и музыка — кардинально другая. Но Рихард Штраус, конечно, всегда помнил об Иоганне Штраусе, точнее, двух Иоганнах.
Жизнь Рихарда Штрауса на первый взгляд не слишком богата событиями: одна родина, одна жена, одно дело. Поэтому можно было бы ограничиться только кратким обзором творчества. Но хронологически мы уже подошли к тому времени, когда многие вещи звучат вполне современно, они «живые». Штраус прожил долгую жизнь, а это означает, что застал и период Третьего рейха.
Не говорить на эту тему невозможно. Чем ближе к современности, тем больше вопросов, которых не обойти. С одной стороны — глубокоуважаемый всеми властями музыкант, которого нужно использовать. С другой — невестка Штрауса была еврейкой.
После письма Цвейгу Штрауса уволили с должности. Затем семья Штрауса провела целые годы под домашним арестом. А однажды, когда он отъехал — всех увезли в гестапо. С большим трудом Штраусу удалось вызволить семью благодаря своей всемирной известности.
А известность у него огромная. Это и оперы (особенно скандально известная «Саломея» по О. Уайльду на библейский сюжет с весьма пикантной сценой. «Я не буду это петь, я порядочная женщина», — сказала первая исполнительница партии героини). Это и «Дон Жуан», и «Электра», и симфоническая, и камерная музыка («Веселые проделки Тиля Уленшпигеля», «Смерть и просветление»). Очень необычны «Метаморфозы».
Саломея с головой Иоанна Крестителя. Сцена из оперы Штрауса, постановка в Нью-ЙоркеФото: ru.wikipedia.org
Но самое знаменитое произведение Штрауса — «Так говорил Заратустра».
Что такое зороастризм
Религия, созданная Заратустрой, сохранилась до сих пор. В основе этического учения Заратустры лежит следование добру во всем, нужно иметь светлые дела, светлые мысли и светлые поступки. Центром зороастризма стал Древний Иран, где религия получила статус государственной. После захвата Ирана мусульманами зороастризм был практически вытеснен исламом, однако даже ислам на бывших территориях, где главенствовал зороастризм, исповедуется в версии шиизма. В настоящее время небольшие общины зороастрийцев сохранились в Иране, Азербайджане и Индии. Зороастрийцы учат, что в конце времен придут три саошьянта (спасителя). Два из них восстановят учение Заратустры, третий выступит как вождь в последней битве с силами зла.
Верования зороастрийцев сегодня малоизвестны и носят больше экзотический характер. Европейцам имя Зороастра больше известно по книге немецкого философа «Так говорил Заратустра», которая не имела никакого отношения к историческому Заратустре. Из знаменитых зороастрийцев можно назвать, пожалуй, лишь умершего фронтмена группы Queen Фредди Меркури.
Часть 2
Спустя некоторое время Заратустра вновь становится затворником. Он селится в пещере и живёт там.
Проходит много лет, когда он снова решает поделиться с людьми своими знаниями. Он рассказывает им притчи. Мудрец едко отзывается о религии, церкви.
Эта часть книги изобилует цитатами, разоблачающими веру. Также он осмеивает идею равноправия людей, утверждая, что она придумана церковью, дабы карать сильных людей и возвеличить слабых. Люди не равны и не должны быть равны – таково его твёрдое убеждение. Все живые существа стремятся к власти. И это стремление сильнее и важнее даже такому сильному и базовому желанию любого человека, как желание жить. Потому слабое должно починяться, а сильное – подчинять. Пророк призывает вместо сострадания другим направить силы на созидание.
Критике бывшего затворника подвергается большинство общественных устоев и правил. Он утверждает, что почитаемые мудрецы фальшивы, потому как не обладают знанием, а лишь потворствуют суеверию необразованного люда. Истинная мудрость появляется вдали от городской суеты. И она видит мир таким, каков он есть, без ложных иллюзий. Также он высмеивает поэтов, считая их немужественными и легкомысленными людьми.
Часть 3
Мудрец рассказывает новые истории. Он ищет новые образы для передачи своих идей. Он делится историей о Духе Тяжести — демоническом существе, который появляется рядом с младенцем срезу же после его появления на свет. Он похож на мерзкого низкорослого крота. Однажды он пытался утянуть Заратустру в пучину сомнений. Избавиться от него было очень непросто. Понятия Зла и Добра – это происки этого демона. На самом деле этих понятий нет, они иллюзорны. Настоящей ценностью являются только природные человеческие желания. Их нельзя прятать и подавлять, а стоит стремиться их реализовать.
Пророк отрицает любые принципы общего, универсального пути. Оратор говорит о личном, неповторимом пути для каждого индивидуума. И потому, каждый должен составить своё собственное видение этики, морали, нравственности. Судьба любого человека – это некий клубок случайностей.
Героя романа восхищает себялюбие, властность, чувственность. Эти качества он считает естественными проявлениями здоровой личности. Такая личность свободна от любых правил и догм. Заратустра вообще отрицает необходимость каких-либо законов, правил в устройстве здорового общества. Единственное, что имеет значение – это сила. И только благодаря ей способен устанавливаться естественный порядок торжества сильных личностей над слабыми людьми.
Личная жизнь
Еще в раннем возрасте, родители подобрали для сына достойную девушку, но Заратустра отказался на ней жениться, аргументируя это тем, что девушка отказывалась смотреть в глаза. В будущем у пророка было несколько браков. Первой стала вдова, родившая ему двух детей. Следующая — девственница Хвови (по одной из версий, она была последней женой). Принято считать, что именно Хвови Заратустра почитал, и у них сложились теплые взаимоотношения. В итоги, у проповедника шестеро сыновей и три дочери, которым удалось успешно реализоваться в жизни.
Cмepть
Убийцей Заратустры оказался некий Брат-реш Тур. Любопытно, что впервые он хотел убить будущего пророка, когда тот еще был младенцем. Убийца повторил попытку спустя 77 лет, будучи уже дряхлым стариком.
Брат-реш Тур незаметно пробрался в жилище Заратустры, когда тот молился. Подкравшись к своей жертве сзади, он вонзил в спину проповедника меч и в тот же миг умер сам.
Заратустра предвидел насильственную cмepть, вследствие чего готовился к ней последние 40 дней жизни.
Религиоведы предполагают, что со временем сорок дней молитв пророка превратились в различных религиях в поcмepтные 40 дней. В ряде религий существует учение, что душа покойника остается в мире людей еще сорок суток после cмepти.
Точная дата кончины Заратустры неизвестна. Считается, что его не стало на рубеже 1500-1000 вв. до н.э. Всего Заратустра прожил 77 лет.
Часть вторая
Заратустра удаляется в свою пещеру. Спустя годы, мудрец снова решает идти к людям с новыми притчами.
Он снова говорит об отрицании религии, потому что «это мысль, которая всё прямое делает кривым». Существование богов убивает любое творение и созидание. Прочь от богов и от священников, которые гибнут в огне за ложные идеи.
Истинная добродетель для человека — это Самость, которая «проявляется во всяком поступке». Нужно возлюбить созидание больше сострадания, так как сострадание ничего не способно создать.
Заратустра раскрывает ложь понятия «равенство» — этот миф используется для мщения и наказания сильных, несмотря на то, что люди не равны и «они не должны быть равны!»
Все «прославленные мудрецы», подобно ослам, служили «народу и народному суеверию, а не истине». Но настоящие мудрецы живут в пустыне, а не в городах. Поэтому настоящий мудрец избегает толпы и не пьёт из её «отравленных родников».
Заратустра учит о «воле к власти», которую он видел «всюду, где было живое» и которая побуждает слабого подчиниться сильному: «Только там, где есть жизнь, есть и воля: но не воля к жизни — воля к власти! Так учу я тебя». Именно «воля к власти» делает человека сильным и возвышенным, подобно колонне — «чем выше она, тем нежнее и прекраснее, тогда как внутри — твёрже и выносливее».
Он говорит о «культуре», которая мертва и исходит из иллюзорной действительности. Учёные этой мёртвой реальности выдают себя за мудрецов, но их истины ничтожны. Заратустра призывает к «незапятнанному» и чистому познанию, «чтобы всё глубокое поднялось на высоту мою!»
Над поэтами он смеётся за их «вечную женственность» — они слишком «поверхностны и недостаточно чистоплотны: они мутят воду, чтобы казалась она глубже».
Все великие события, уверяет Заратустра, должны вращаться «не вокруг тех, кто измышляет новый шум, а вокруг изобретателей новых ценностей». Лишь «воля к власти» может уничтожить сострадание и вызвать к жизни Великое.
Заратустра учит своих слушателей трём человеческим мудростям: давать себя обманывать, «чтобы не остерегаться обманщиков», больше остальных щадить тщеславных и не допускать, «чтобы из-за вашей трусости мне стал противен вид злых».
В глубокой печали он покидает своих непонимающих слушателей.
Жизнь Заратустры
Философ и пророк Заратустра — личность легендарная, а потому трудно сказать, существовал ли он на самом деле. Но по самой популярной версии он жил на территории Ирана за 258 лет до Александра Македонского, то есть в VII веке до нашей эры. Некоторые отодвигают это время на I тысячелетие до нашей эры, а иногда и на более ранний период (вплоть до 1700 года д. н. э.).
Спитама Заратустра
По поводу родины Заратустры опять же существуют разные теории. Кроме Ирана, исследователи называют Афганистан и Азербайджан, а «особо креативные» — даже Аркаим, о котором мы уже писали.
С биографией пророка у историков тоже все сложно, поэтому нам придется поверить зороастрийцам на слово и придерживаться их версии.
Легенда гласит, что родителей Заратустры звали Поурушаспа и Дугдова. С самого рождения жизнь Спитамы Заратустры (Спитама — это родовое имя, вроде нашей фамилии) сопровождалась множеством чудес. Еще ребенком он демонстрировал великую мудрость и праведность, из-за чего его люто возненавидели дэвы (персидские демоны) и языческие жрецы.
Когда же Заратустре исполнилось тридцать лет, он получил откровение от бога-творца Ахура Мазды и с энтузиазмом начал проповедовать новую религию. Однако в самом начале пророка отовсюду прогоняли, а его проповеди так никого и не убедили. В результате за первые годы миссионерства он смог обратить в новую веру лишь одного человека — своего двоюродного брата.
Заратустра и царь Виштаспа
Но однажды удача ему улыбнулась. Он произвел настолько сильное впечатление на царя Виштаспу, что тот принял учение Заратустры и сделал его официальной религией своей страны. Что это был за царь, и что это была за страна — опять же неизвестно. Но можно предположить, что в легенде речь идет о персидском царе Гистаспе — отце Дария I.
Погиб Заратустра в возрасте 77 лет. Когда пророк молился в храме, его ударил ножом в спину один из языческих жрецов. С приходом новой религии они потеряли былую власть и не могли Заратустре этого простить.
Нравственность у зороастрийцев
Теперь самое интересное. Если в устройстве «зороастрийской вселенной» разобраться относительно легко, то нравственные основы этой религии обычно вызывают у европейцев недоумение. Люди, с рождения невольно привыкшие к авраамическим религиям (иудаизму, христианству и исламу), часто испытывают легкий шок от столкновения с древней и явно чужой для них культурой.
В авраамических учениях вся мораль крутится вокруг принципов единобожия и общественных отношений. У зороастрийцев же она основана на двух ключевых понятиях — аша и друдж, которые можно перевести как «благодать» и «скверна». Аша включает в себя все хорошее — добро, истину, жизнь, чистоту, гармонию. Друдж, в свою очередь, это зло, ложь, смерть, болезнь, грязь, гниение и прочая гадость, которая портит творения Ахура Мазды.
Чтобы преумножать ашу и побеждать друдж, истинный зороастриец должен строго соблюдать ритуальную чистоту и избегать грязи. Он обязан содержать в чистоте свое тело, придерживаться правил гигиены во время приготовления пищи, оберегать от загрязнения землю и источники воды.
Эти принципы были огромным шагом вперед для своей эпохи, поскольку защищали древних персов от заразы и эпидемий. Увы, но в более поздних религиях такого внимания чистоте уже не уделяли. Невольно вспоминается венгерский врач Земмельвейс, который в XIX веке (!) так и не смог убедить акушеров мыть руки.
Огромным грехом у маздаяснийцев было осквернение стихий (земли, воды и огня), что очень сильно повлияло на их погребальные обряды. Как только человек умирал, к нему начинали относиться как к чему-то очень заразному. Им занимались лишь профессиональные могильщики, да и те соблюдали при этом кучу ритуалов.
Башня молчания в Индии
Мертвых не хоронили, чтобы не осквернять почву. Их укладывали в специальные «Башни молчания», где хищные птицы и жаркое персидское солнце быстро превращало их в скелеты. И только уже сухие и очищенные кости предавали земле, где они и дожидались Судного дня.
Похоронная процессия в Башне молчания
Впрочем, в современном Иране зороастрийцам запретили пользоваться «Башнями молчания». Сейчас они хоронят усопших в специальных бетонных саркофагах, которые тоже не допускают контакта с почвой.
Естественно, что из-за страха перед заразой у зороастрийцев появились ритуалы очищения на все случаи жизни. Самый сложный из них назывался «Очищение девяти ночей». Во время этого ритуала человек проводил в полном уединении девять суток, постоянно совершая омовения и молитвы.
Но самым-самым страшным грехом, который даже не подлежит искуплению, у зороастрийцев считается «кунмарз». Этим словом обозначались все половые извращения, то есть любой секс, который не приводил к продолжению рода. В частности в одном из трактатов Авесты сказано:
Согласно преданию, именно с помощью «кунмарза» Ариман и произвел на свет дэвов. Для этого он… хм… оплодотворил сам себя ректально, попутно положив начало современному художественному перформансу.
Что же касается отношений между людьми, то здесь зороастризм мало чем отличается от авраамических религий. В Авесте есть даже свое «Золотое правило», которое звучит так:
Однако зороастрийцы терпеть не могут крайности, поэтому часто заповеди у них соблюдаются с различными оговорками. Например, убивать людей, конечно же, нельзя, но для защиты себя или своей страны убивать можно. Пьянство порицается, но пивасик с друзьями — это святое в умеренном употреблении нет ничего плохого. Аборты запрещены, но и они допускаются, если существует угроза для жизни матери.
Пророк
Эпоху Заратустры принято считать временем нравственного упадка. Тогда в одном месте за другим происходили войны, а также пpaктиковались жестокие жертвоприношения и спиритизм.
На территории Ирана господствовал мадеизм (многобожие). Люди поклонялись различным природным стихиям, однако вскоре многое изменилось. На смену многобожию Заратустра принес веру в одного Мудрого Господа – Ахура-Мазду.
Согласно древним текстам, в 20-летнем возрасте Заратустра отказался от разных желаний плоти, решив вести праведный образ жизни. В течение 10 лет он стрaнcтвовал по миру, стремясь получить божественное откровение.
Заратустра получил откровение, когда ему исполнилось 30 лет. Это произошло в один из весенних дней, когда он пошел к реке за водой.
Оказавшись на берегу, мужчина неожиданно увидел некое сияющее существо. Видение позвало его за собой и привело к 6 другим светящимся личностям.
Главным среди этих сияющих фигур оказался Ахура-Мазда, которого Заратустра и провозгласил Творцом, призвавшим его на служение. После этого случая, пророк начал рассказывать соотечественникам заветы своего бога.
С каждым днем зороастризм приобретал все большую популярность. Вскоре он распространился на Афганистан, Среднюю Азию и Южный Казахстан.
Новое учение призывало людей к праведности и отказу от любой формы зла. Любопытно, что при этом зороастризм не запрещал проводить ритуалы и жертвоприношения.
Тем не менее, соотечественники Заратустры скептически отнеслись к его учению. Мидийцы (запад Ирана) решили не менять свою религию, изгнав пророка со своих земель.
После изгнания Заратустра на протяжении 10 лет скитался по разным городам, часто сталкиваясь с тяжелыми испытаниями. Отклик на свою проповедь он нашел на востоке страны.
Заратустру с почтением принял глава Арьешаяны – государства, занимавшего территорию современных Туркменистана и Афганистана. Со временем заветы Ахура-мазды, наряду с проповедями пророка, удалось запечатлеть на 12 000 бычьих шкурах.
Главную священную книгу – Авесту, было решено поместить в царскую сокровищницу. Сам Заратустра продолжил жить в пещере, расположенной в горах Бухары.
Заратустру считают первым пророком, рассказавшим о существовании рая и ада, о воскрешении после cмepти и последнем суде. Он утверждал, что спасение каждого человека зависит от его дел, слов и помыслов.
Учение пророка о борьбе сил добра и зла перекликается с текстами Библии и идеями Платона. При этом зороастризму присуща вера в святость природных стихий и живой природы, как творений Ахура-Мазды, а значит и необходимость заботы о них.
Сегодня общины зороастрийцев сохранились в Иране (гебры) и в Индии (парсы). Также по причине эмиграции из обеих стран сложились общины в США и Западной Европе. В настоящее время в мире насчитывается до 100 000 человек, исповедующих зороастризм.