Великая китайская стена

Из чего строили Великую стену?

До правления династии Цинь стройматериалы для стены применялись примитивные: глина, земля, галька. После этого периода стали строить из кирпичей, обожженных на солнце. А также из больших каменных глыб. Стройматериалы брали там же, где проходило строительство. Раствор для камней делали из рисовой муки. Эта клейковина достаточно надежно скрепляла глыбы разной формы между собой.

Китайская стена даже использовалась, как дорога. По своей структуре она неоднородна. Имеет разную высоту, граничит с горными ущельями и возвышенностями. Высота ее ступеней в некоторых местах достигает 30 см. Иные ступени имеют высоту всего 5 см. Подниматься на Китайскую стену довольно удобно, но спуск может стать рискованным приключением. И все из-за такого устройства ступеней.

Многие туристы, побывавшие на стене, отметили такую ее особенность. Казалось бы, нет ничего проще, чем спускаться вниз по ступеням. Но парадокс состоит в том, что спуск по ступенькам разной высоты отнимает больше времени, чем подъем по ним же.

Ворота, которые не открылись перед императором.

Днем через открытые ворота проходили торговцы, послы, путешественники, желавшие посетить Поднебесную Империю. Но на ночь стражники крепко их запирали, выполняя приказ с наступлением темноты никого не впускать и не выпускать. В семнадцатом веке случился казус. Император Канси решил переодеться и проехать с ревизией по провинциям, возвращаясь ночью домой наткнулся на запертые ворота. На все требования отпереть и пропустить монарха со свитой стражники отвечали, что не могут этого сделать. Мотивируя тем, что получили приказ от императора ночью держать стену на замке. Пришлось Канси дожидаться рассвета в соседней пещере. Утром стражники увидели, что это действительно был правитель. Император поблагодарил их за верную службу и выдал каждому премию.

Что разрушает стену

Фрагменты стены, которые значительно удалены от туристического паломничества, находятся в ужасающем состоянии. При этом разрушает их не только время. Факты гласят, что в провинции Ганьсу из-за нерационального способа ведения сельского хозяйства пересохли почти все подземные источники, поэтому в последнее время этот район стал местом возникновения сильнейших песчаных бурь. Из-за этого здесь уже исчезло с лица земли около сорока километров стены (из пятидесяти), а высота уменьшилась с 5 до 2 метров.

Довольно часто стену разбирают местные жители, когда собираются построить там, где она проходит, деревню или же банально нуждаются в строительном камне для возведения своих домов. Другие факты свидетельствуют о том, что стену разрушают при строительстве шоссе, железной дороги и т.п. У некоторых «художников» поднимается рука разрисовывать стены граффити, что также не способствует целостности образа.

Реставрация стены

Воздействие времени пагубно сказалось на состоянии крепостных стен, большинство из участков разрушены практически до основания. Исключение составил участок Бадалин – в цинский период здесь располагались так называемые «ворота в Пекин».

https://youtube.com/watch?v=2FAykFLVvf8

Во второй половине XX века Дэн Сяопином было инициировано проведение реставрационных работ, которые финансировались:

  • частными лицами;
  • китайскими компаниями;
  • зарубежными инвесторами.

Восстановить полностью самый большой археологический памятник на нашей планете невозможно. Многие участки быстро разрушаются не только из-за воздействия климата, но и в результате человеческой деятельности:

  • строятся жилые массивы;
  • прокладываются автодороги и железнодорожные пути;
  • активно проводятся сельскохозяйственные работы;
  • среди туристов нередко встречаются вандалы.

По прогнозам исследователей неотреставрированные участки заградительного сооружения перестанут быть видны на земной поверхности в ближайшие два десятилетия. Наиболее быстрое разрушение наблюдается в провинции Ганьсу – на участке, возведенном во времена правления династии Хань.

Значение сооружения

Жители Китая неоднозначно относятся к культовому сооружению. С одной стороны, некоторые называют ее бесполезной постройкой, ведь она явно не выполняла свои функции.

Дело в том, что завоеватели без труда пересекали ограждение на слабо укрепленных фрагментах или попросту подкупали, запугивали, убивали стражей. Кроме того, на строительство отправляли самых сильных мужчин, откуда они чаще всего уже не возвращались.

Их оппоненты говорят о стене как об олицетворении стойкого и созидательного китайского характера. Подтверждение тому – миллионы посетителей ежегодно, огромный интерес выходцев с Запада, проявившийся еще во времена династии Цин. Сейчас каждый год здесь проводятся соревнования по легкой атлетике под названием «Великая стена».

Легенды

Самая интересная легенда связана с женщиной по имени Мэн Цзяннуй. Ее мужа призвали на «стройку века» и она пришла проведать его. Когда женщина добралась до места, ее любимого уже не было в живых – он погиб во время строительства и был погребен под Великой стеной.

Мэн Цзяннуй была вне себя от горя и начала горько плакать. Строение содрогнулось и частично обрушилось. В месте обрушения вдова нашла тело своего мужа, которое забрала и похоронила.

Другая легенда известна под названием «Стена слез». Император Цинь Шихуанди получил предсказание, гласившее об успешной постройке стены только в случае, если он замурует в ней человека с именем Ван. Этот человек был найден, убит и захоронен в вертикальном положении. Такая же участь, по легенде, постигала всех погибших при возведении монументального строения, чтобы их души вечно охраняли границы Поднебесной страны.

Интересные факты

  • Китайская стена не является единым строением;
  • Бойницы направлены в две стороны, для чего это сделано – остается загадкой;
  • В документах времен русско-китайской войны начала XX века нет упоминаний о восьмом чуде света.

Какой китайский правитель начал строить Стену первым

Начало возведения Стены связывают с именем легендарного императора Цинь Шихуанди. Он сделал много важных вещей для становления цивилизации Китая. В III веке до н. э. Цинь Шихуанди смог объединить враждовавшие между собой несколько царств в единое образование. После объединения он приказал воздвигнуть высокую Стену на северных границах империи (если конкретней, это случилось в 215 году до н. э.). При этом непосредственное руководство процессом строительства должен был осуществлять полководец Мэн Тянь. 

Великий первый император объединённого Китая Цинь Шихуанди

Строительство длилось около десяти лет и было сопряжено с большим числом трудностей. Серьёзной проблемой стало отсутствие какой бы то ни было инфраструктуры: дорог для подвоза стройматериалов не было, воды и пищи для людей, занятых в работах, тоже не хватало. Количество тех, кто имел отношение к строительству во времена Цинь Шихуанди, достигало, по оценкам исследователей, двух миллионов. Массово на это строительство переправляли солдатов, рабов, а затем и крестьян.

Условия труда (а это был, в основном, принудительный труд) были крайне жестокими, поэтому многие строители погибали прямо здесь. До нас дошли легенды о вмурованных трупах, о том, что якобы для укрепления конструкции использовался порошок из костей погибших, но это не подтверждается фактами и исследованиями.

Строительство Стены, несмотря на сложности, осуществлялось в высоком темпе

Популярна версия, что Стена предназначалась для предотвращения набегов племён, обитавших на землях севернее. В этом есть доля истины. Действительно, в это время китайские княжества подвергались атакам агрессивных племён хунну и других кочевников. Но серьёзной опасности они не представляли и справиться с развитыми в военном и культурном отношении китайцами не могли. А дальнейшие исторические события показали, что Стена — это в принципе не очень хороший способ остановить кочевников. Много веков спустя после смерти Цинь Шихуанди, когда в Китай пришли монголы, она не стала для них непреодолимым препятствием. Монголы нашли (или сделали сами) несколько брешей в Стене и просто прошли через них.

Главная цель создания Стены, вероятно, заключалась в том, чтобы ограничить дальнейшее расширение империи. Это кажется не совсем логичным, но только на первый взгляд. Новоиспечённому императору было необходимо сохранить свою территорию и при этом не допустить массового исхода подданных на север. Там китайцы могли бы перемешаться с кочевниками, перенять их кочевой образ жизни. А это в конечном счёте могло привести к новому раздроблению страны. То есть Стена имела своей целью закрепить империю в существующих границах и поспособствовать её консолидации.

Разумеется, Стену в любой момент могли использовать с целью перемещения войск и грузов. А система сигнальных вышек на Стене и возле неё обеспечивала быструю коммуникацию. Наступающих врагов можно было заранее увидеть издалека и быстро, разведя костёр, оповестить других об этом.

Авиабилеты в Пекин

Самые дешевые авиабилеты из Москвы в Пекин на год вперед

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билеты
25 Сентября 2021 30 Сентября 2021 3
31 Октября 2021 7 Ноября 2021 1 остановка
1 Ноября 2021 30 Ноября 2021 1 остановка
1 Декабря 2021 31 Декабря 2021 1 остановка
10 Января 2022 31 Января 2022 1 остановка
13 Февраля 2022 27 Февраля 2022 1 остановка
30 Марта 2022 4 Апреля 2022 1 остановка
19 Апреля 2022 11 Мая 2022 1 остановка
14 Мая 2022 28 Мая 2022 1 остановка
15 Июня 2022 22 Июня 2022 1 остановка
13 Июля 2022 20 Июля 2022 1 остановка
10 Августа 2022 24 Августа 2022 1 остановка
1 Сентября 2022 8 Сентября 2022 1 остановка

Окончание строительства

Практически каждая династия императоров Поднебесной занималась строительством Китайской стены. Крепостные сооружения простирались все дальше вдоль границы государства. Окончание возведения укреплений датируется XVII веком. Строительство было завершено императорской династией Мин. Возведенные в то время участки стены сохранились до нынешнего времени в прекрасном состоянии.

Но построенные укрепления не помогли Китайской империи справиться с врагами. Кочевые племена постоянно пробирались через стену на территории Поднебесной, разграбляя поселения. Существуют предположение, что даже охрана, постоянно присутствующая на стене, часто пропускала врагов, получив за это солидное вознаграждение.

Сложности строительства

С приходом к власти Цинь Шихуанди началась изнурительная, тяжелая работа по возведению длинной стены, которую прокладывали рядом с холмами и горами, отрогами и ущельями, плавно огибая их. При императоре Цинь китайскую стену интенсивно строили 10 лет.

2 миллиона человек, насильно согнанных на строительство, круглый год день и ночь возводили конструкцию из камня и глины. Крестьяне, рабы, преступники, даже солдаты императорской армии таскали каменные блоки и присыпали грунтом.

Сотни тысяч рабочих умирали от голода, нехватки питьевой воды, изнурительной работы и эпидемий. Погибших хоронили рядом со стеной и доставляли новых рабочих. В народе постройку назвали самым длинным кладбищем в мире.

За малейшую провинность людей отправляли на тяжелую стройку, забирали сильных мужчин, разбивались семьи, рушились судьбы людей. Народ роптал, массовые восстания против мобилизации на работы вспыхивали в разных регионах империи. С последним бунтом в 1644 году при династии Мин стройка остановилась.

Особенности и размеры Стены

Если считать вместе с ответвлениями, созданными в различные периоды китайской истории, то длина Стены будет больше 21000 километров. Изначально этот объект походил на сеть или комплекс стен, которые зачастую даже не имели связи друг с другом. Позже их объединяли, укрепляли, сносили и строили заново, если была такая необходимость. Что касается высоты этого грандиозного сооружения, то она варьируется от 6 до 10 метров.

На внешней стороне стены можно увидеть простые прямоугольные зубцы — это ещё одна особенность данной конструкции.

Зубцы на Стене располагаются на одной стороне и имеют достаточно простую форму

Стоит сказать несколько слов и о башнях этой великолепной Стены. Здесь их несколько видов, они различаются по архитектурным параметрам. Наиболее распространены прямоугольные двухэтажные башни. И в верхней части таких башен обязательно располагаются бойницы.

Интересно, что некоторые башни были возведены китайскими мастерами ещё до строительства самой Стены. Такие башни зачастую меньше по ширине, чем основная конструкция, и места их расположения кажутся выбранными наобум. Башни же, которые возводились вместе со Стеной, почти всегда находятся в двухстах метрах друг от друга (это расстояние, которое не способна преодолеть выпущенная из лука стрела).

Одна из башен на Великой Китайской стене

Что же касается сигнальных вышек, то они устраивались приблизительно через каждые десять километров. Это позволяло человеку на одной вышке увидеть костёр, зажжённый на другой, соседней вышке.

Кроме того, для въезда или входа в Стене было создано 12 больших ворот — с течением времени вокруг них выросли полноценные заставы.

Разумеется, существующий ландшафт не всегда способствовал лёгкому и быстрому возведению Стены: в определённых местах она идёт вдоль горной гряды, огибая хребты и отроги, поднимаясь на возвышенности и опускаясь в глубокие ущелья. В этом, кстати, проявляется уникальность и своеобразность описываемого сооружения — Стена очень гармонично вписана в окружающую среду.

№4

Во время Культурной революции с 1960-х по 1970-е годы большое количество километров стены были разрушены, чтобы развивать инфраструктуру. Многие кирпичи были перемещены в город для строительства зданий, ферм и т.д. С 1980-е по 1990-е года появились люди, какие воровали кирпичи со стены и занимались их продажей. В то время было привычным видеть, как на стене орудуют люди, как оттуда вывозятся тележки с кирпичами и т.д. Такой вандализм длился вплоть до 2006 года, пока китайское правительство не решило ввести законы для сохранности этого поистине великого рукотворного сооружения.

Но при этом стоит отметить, что на сегодня, все же, от полного сооружения осталась лишь ее 1/3 часть.

Немного истории

Первые участки стены были построены еще тогда, когда Китай не был единой империей. Отдельные царства для защиты от набегов кочевников предпринимали попытки возвести на своих северных границах глинобитные стены. При правлении Цинь Ши-хуанди произошло объединение империи, она стала сильным могущественным государством.

Требовалась защита от разорительных вторжений кочевых народов, поэтому на севере вдоль гор Иншаня решено было построить сооружение, которое выполняло бы защитные функции и зафиксировало границы империи. Ранее построенные участки надстраивали, объединяли в одно целое, какие-то сносили.

Горная местность, труднодоступные участки, отсутствие дорог, проблемы с доставкой материала затрудняли строительство. К работам привлекали солдат, крестьян, рабов. Смертность из-за непосильного труда, отсутствия сносных условий существования, вспышек болезней была очень высокая – погибла не одна тысяча человек. Стройка при правлении династии Цинь длилась 10 лет, всего, как предполагают исследователи, за это время к работам привлекли около 300 тысяч работников.

Когда у власти стояла династия Хань, стену довели до Дуньхуана (ворота в Китай на Великом шелковом пути), соорудили линию сторожевых башен в пустыне. Они должны были защищать торговые караваны от разбойных нападений. Во времена следующей династии – Цзинь (XII век) – восстановили и воздвигли стен общей длиной примерно 10 000 км. Это в два раза больше, чем при Цинь. Привлечено к строительству более 750 млн работников.

Сохранившиеся до наших дней участки возведены в период правления Мин. Лучшая сохранность объясняется использованием более надежных строительных материалов – кирпичи, каменные блоки.

Интересные факты про Китайскую стену:

Общая продолжительность стройки – 18 столетий.
Протяженность составляет 21 196 км, высота зависит от местности, средняя величина – 7,5 м, вместе с зубцами – 9 м, ширина тоже разная – в верхней части – 5,5 м, у основания – 6,5 м.
Начинается в городе Шанхай-гуань (самая восточная точка), который ранее находился в стратегически важном месте – рубеже Монголии и Маньчжурии, завершается возле города Цзяюгуань (центральный район Поднебесной), пересекает восемь регионов.
Из-за перепадов местности ступени имеют разную высоту – от 5 до 30 см, поэтому подниматься по ним легче, чем спускаться.
Часть башен строили отдельно, затем встраивали в стену, поэтому в их расположении нет закономерности, другие возводили одновременно с ней (в этом случае расстояние между ними 200 м – на такое расстояние летела стрела).
Башни отличались архитектурным решением, бóльшая их часть имела прямоугольную форму, бойницы на верхней площадке, всего башен около 25 000.
Для прохода и проезда сооружено 12 ворот, которые со временем стали мощными заставами.
За передвижениями врага следили со специально устроенных сигнальных вышек, оттуда же подавали сигналы.
Умерших во время работ замуровывали в фундамент, поэтому стену можно считать огромным кладбищем.
Стена не является непрерывным сооружением, а состоит из отдельных фрагментов, что стало причиной захвата северных территорий Чингисханом (во власти монголов эти земли находились до 1368 года).

Под воздействием природных факторов стена продолжает разрушаться. Помогает в этом и человек – местные жители, пока не ввели запрет, брали материал для своих нужд, а приезжающие прихватывали с собой кусочек кирпича, камешек, булыжник. Сейчас за это предусмотрен штраф в размере 5 000 юаней.

Материал для строительства

На первоначальных этапах из тростника, веток сооружали щиты, устанавливали их вертикально и засыпали пустоты землей, галькой, глиной, камнями, другим местным материалом, плотно трамбовали. Позднее наладили производство кирпича, для ускорения процесса сушили его на солнце. Там, где никакого материала не было, строили высокие земляные насыпи.

При династии Цинь в кладке использовали прочные плиты, вытесанные из камня и плотно уложенные на утрамбованную землю. На последних этапах основным материалом служили кирпичи, блоки из камня, скрепляли их рисовой кашей с добавленной для прочности гашеной известью.

Длина, ширина и высота стены

Длина строения по некоторым данным составляет около 4 тыс. км, а по другим более 6 тыс. км. Однако нужно отметить, что строение не является прямой: она извивается, поворачивается. Следовательно, длина Великой стены должна составлять не менее 6000 км (некоторые исследователи называют цифру на порядок больше).

Высота её – в среднем 6-7 метров, в некоторых районах она достигает даже 10 метров.

Ширина строения составляет примерно 6 метров, таким образом вдоль стены можно пройтись впятером. Кроме того, здесь даже может проехать небольшой легковой автомобиль. Снаружи есть «зубы» из крупных камней. Внутренняя стена защищена барьером, высота которого составляет 90 см.

История китайской стены

В 220 году до нашей эры император китайской империи, Цинь Шихуанди, отдал указ о строительстве самого большого сооружения, какое видело человечество — Великой Китайской стены или, как ее называли сами китайцы «Ванли Ченчен» («стена длинной десять тысяч ли»). Цинь Шихуанди считается одним из самых страшных деспотов, которых только видел китайский народ. Для него не имело никакого значения, что строительство займет много времени и придется вложить слишком много сил. Главным был результат. Великая стена для него — это способ подчеркнуть свое могущество и обеспечить безопасность своих границ. По приказу императора была набрана армия из крестьян, солдат, преступников. Они все были направлены на строительство великой стены.

Стена предназначалась, как защитное сооружение от набегов воинствующих соседей, прежде всего от кочующих племен монголов. Но, кроме того, стена была также доказательством могущества императора. По мнению властей, народ должен был благодарить своего правителя за такой щедрый подарок. Ходила даже легенда о том, что душа Цинь Шихуанди, когда тот спал, взлетела на луну и оттуда посмотрела на землю. С этой высоты она увидела, каким беззащитным был Китай. Когда император проснулся, то ему в голову пришла идея о воздвижении Великой стены, которая защитит империю и сделает всех китайцев «единой семьей».

Китайская стена возводилась не на пустом месте. Весь Китай состоял из городков, которые враждовали между собой. Для того чтобы оградить себя от набегов соседей, во многих городах строились сторожевые башни и небольшие по протяженности стены. Цинь Шихуанди пришло в голову, что все эти ограждения можно соединить, то есть превратить их в единое великое сооружение. Армия из народа направилась к башням, чтобы подлатать устаревшие крепости и соединить все части между собой. Император поручил этот проект своему любимчику — генералу Мэн Тяню, который и руководил постройкой стены до самого завершения.

Стена росла быстро. Строилась из земли и кирпича на любой местности — будь то равнины или горы, даже в воде возводили стену. Около 3 000 000 человек работали над строительством в течение 10 лет. Больше чем половина из них погибли во время работ. Умирали не только от травм, а также от бессилия, холода (работы велись в любую погоду), от болезней и голода. Умерших и больных даже не удосуживались отвезти, их бросали на стену и замуровывали. Также поступали и с провинившимися.

По одной из легенд, придворный колдун императора предсказал, что стена будет закончена только тогда, когда «умрет Ван или погибнут в стене тысячи». Тогда император приказал собрать всех Ванов, убить их и похоронить в стене.

Становится ясно, почему Великую китайскую стену называют «стеной слез» или «Кладбищем империи», где похоронено 400 000 человек.

После 10 непрерывных лет работ, к 213 году до нашей эры, стена была возведена. Этот крепостной вал протянулся по всей империи, извивалась по горам и холмам, идя через болота и пустыни. По всей стене были расставлены гарнизоны по 140 человек. Каждый гарнизон отвечал за определенный участок. Вдоль стены располагались посты наблюдения, которые должны были сигнализировать при приближении врага к стенам Китая.

На всем протяжении стены, через определенные расстояния были построены сторожевые башни. Они немного возвышаются над самой стеной и имели очень простую конструкцию — прямоугольное двухэтажное сооружение с парой окошек и внутренними лестницами. Эти башенки нужны были для распространения информации — с помощью огней или дымовых сигналов. Информация распространялась между городами с небывалой до этого скоростью. О вооруженных нападениях в одном городе в этот же день узнавали во всем Китае.

Использовалась стена и как дорога, по которой перевозили различные грузы, ее ширина это позволяет. При желании по ней могли передвигаться и конные повозки.

Со временем постепенно стена начала разрушаться, в течение нескольких столетий она была почти полностью заброшена. К VII веку стена была на грани полного разрушения. В первые вопрос о реконструкции подняли только при правлении династии Суй в 605 году уже нашей эры (то есть через 800 лет после того, как возвели стену). Опять, чтобы отремонтировать стену, было направлены тысячи рабочих, многие из которых погибли во время работ. Поговаривали, что Великая китайская стена проклята, так как ей необходимы человеческие жертвы.

Великая стена — грандиозное сооружение своего времени, но даже на сегодняшний день она является чем-то величественным и загадочным. Потрясает тот труд, который был вложен в постройку этого сооружения. Простояла больше, чем 1000 лет и, думается, Великая Китайская стена еще простоит немало, удивляя людей многих поколений.

Современное состояние стены

Ограждение нуждается в реставрации. Стена разрушается из-за ливней, бури засыпают каменную кладку. Нынешнее правительство Китая ввело штраф за порчу достопримечательности: туристы увозят части стены как сувенир. Местные жители разбирают ее для строительства домов. Художники-вандалы расписывают стену граффити.

Часть стены снесена по указу властей при строительстве железных дорог или деревень. Власти городов реставрируют стену и прокладывают к ней туристические маршруты. Для посещения туристов доступны участки в окрестностях Пекина, построенные в XVI веке.

Для мирового сообщества стену открыл в 1605 году европеец Бенту де Гойс. На участке стены в Китае ежегодно устраиваются марафоны бегунов, экскурсии, ведутся исследовательские работы и реконструкции.

Современные китайцы к достопримечательности относятся благоговейно. Большинство считает, что тот, кто не побывал на Великой стене, не может называть себя истинным китайцем.

Великая Китайская стена – символ стойкости китайского народа, который не знает равных себе в труде и упорстве. Для возведения сооружения понадобились тысячелетия и миллионы человеческих рук, возводящих стену камень за камнем.

Размеры

Китайцы долгое время называли главное достояние словом, которое переводится как «Длинная стена в десять тысяч ли».

На деле длина даже больше, чем утверждали древние китайцы. Нет конкретной цифры, но ученые говорят обычно о 8,8-9 тысячах километров. Из них:

  • 6260 км – сама стена;
  • 360 км – ров, канавы;
  • 2230 км – естественная защита, к примеру, реки, горы.

При этом у стены имеется большое количество ответвлений, а также участки, не сохранившиеся к нынешнему моменту. Протяженность вместе с этими участками могла составить больше 21 тысячи километров – это половина окружности Земли.

Китайская стена. Участок Бадалин

Толщина стены – 5-8 метров, то есть там могут пройти в ряд около 10 человек или проехать автомобиль. Высота укрепления варьируется, в среднем составляет 7 метров, но местами увеличивается до 10, зачастую из-за зубцов. На стене встречаются крупные «зубчики», а изнутри стены защищены метровым барьером, куда раньше стекала вода при сильных дождях.

Мутянью

Мутянью

Этот участок очень хорошо сохранился, хоть и был возведён в 1569 году. По сравнению с Багдалином, Мутянью имеет более привлекательный вид, и тоже пользуется популярностью среди туристов. Большим украшением стали многочисленные башни, возведённые по всему периметру участка.

Мутянью. Не все так радужно, как в туристических зонах.

Рядом с Мутянью находится и деревня, которая названа в честь этого фрагмента. В связи с тем, что Мутянью почти на 85% окружён лесом, то посещать его лучше  всего глубокой осенью, когда общий вид украшен также и золотистой листвой. Основным материалом для строительства использовался гранит, поэтому участок отличается большой прочностью.

Канатная дорога, соединяющая участки стены.

Кто, как и из чего строил Великую Китайскую стену?

Ранние постройки периода Сражающихся царств, а также времен династий Цинь и Хань практически не сохранились, поскольку основным строительным материалом была обычная утрамбованная земля. Самые сохранившиеся участки эпохи династии Мин были выстроены из гранитных блоков и камней, добытых в местных карьерах. Также, впервые были использованы прототипы современных кирпичей. На равнинных и пустынных участках старались использовать песок, тростник. По приблизительным подсчетам рабочим пришлось транспортировать около 100 000 000 тон строительных материалов! В большинстве случае «транспортировочным средством» выступала спина каторжников или заключенных, отбывавших наказание на стройке. Для подъема сыпучих материалов использовали примитивные конвейеры, изготовленные из корзин, веревок и шкивов.

Несомненно, в процесс транспортировки были вовлечены лошади, волы. Для перевозки материалов на дальние расстояния в равнинных областях использовали даже верблюдов! Существует ничем не подтвержденная сомнительная легенда о том, что для строительства участка стены в высоких горах области Бадалинга рабочие приручили горных козлов. Строители привязывали кирпичи к рогам животных и поднимались на крутые скалы.

К сожалению, сохранившиеся исторические записи не позволяют точно оценить, сколько всего людей работало на таком масштабном строительстве. Ведь возведение Великой Китайской стены так или иначе длилось почти 2000 лет. Записи эпохи Цинь говорят о том, что только во время первых строительных работ было призвано примерно 500 000 солдат и нанято 400 000 рабочих. В строительстве участвовали каторжники и заключенные, подсчетом которых никто не занимался. Ученые считают, что на пике строительных работ в эпоху Цинь было задействовано не менее чем 1,5 миллиона человек.

Размеры

По последним подсчетам размеров стены, ее длина составляет 8,85 тыс. км, при этом протяженность с ответвлениями в километрах и метрах подсчитывали на всех участках, разбросанных по территории Китая. Предположительная общая длина постройки, в том числе не сохранившихся участков, от начала до конца составила бы сегодня 21,19 тыс. км.

Так как расположение стены идет, в основном, по гористой территории, проходит как по горным хребтам, так и по дну ущелий, то ее ширина и высота не могли быть выдержаны в единых цифрах. Ширина стен (толщина) находится в пределах 5-9 м, при этом у основания она примерно на 1 м шире, чем в верхней части, а средняя высота – около 7-7,5 м, иногда доходит до 10 м, внешняя стена дополнена прямоугольными зубцами высотой до 1,5 м. По всей длине выстроены кирпичные или каменные башни с бойницами, направленными в разные стороны, со складами оружия, смотровыми площадками и помещениями для охраны.

При строительстве Великой Китайской стены по плану башни выстраивали в едином стиле и на одинаковом расстоянии друг от друга – 200 м, равном дальности полета стрелы. Но при соединении старых участков с новыми, в гармоничный рисунок стен и башен иногда врезаются башни иного архитектурного решения. На расстоянии 10 км друг от друга башни дополняют сигнальные вышки (высокие башни без внутреннего содержания), с которых дозорные наблюдали за окрестностями и в случае опасности должны были дать следующей вышке сигнал огнем разведенного костра.

Дом, который построили из стены.

Разрушающаяся стена стала не нужной ни стране, она больше не выполняла охранной функции, ни правительству Китая. Колоссальное сооружение занимало много места, не давая стране полноценно развиваться. Пока другие страны успешно строили автомобильные дороги и развивали железнодорожное сообщение, китайцы упирались в свою стену. В конце девятнадцатого века даже заокеанская пресса писала о возможном демонтаже «препятствия» и прокладке на ее месте современной дороги. Рассыпающуюся стену предприимчивые граждане стали растаскивать по кирпичику. Так что в соседних регионах до сих пор можно увидеть старые камни в стенах домов, коровников и колодцев. Разорению подверглись даже сторожевые башни.

Мифы и легенды

У этого гигантского строения настолько богатая и таинственная история, что было бы удивительно, если бы её не дополняли различные мифы и легенды.

Одна из самых популярных легенд — это история о Мэн Цзян Нюй. Она проводила своего мужа на строительство Китайской стены, но, так и не дождавшись его возвращения, пошла вслед за ним. Там она узнала, что он давно уже умер, а тело его осталось в глубине сооружения. Убитая горем, она осталась там и долго-долго плакала. От её слёз стена длиной 400 км рухнула и раскрыла перед ней сотни умерших людей. Девушка нашла среди них своего возлюбленного, похоронила, а сама утопилась.

К самым популярным мифам можно, пожалуй, отнести историю о том, что стену можно разглядеть с Луны. Однако сегодня точно можно сказать, что её не то что с Луны, но даже с земной орбиты не рассмотреть без помощи специальных оптических приборов. Так далеко её можно разглядеть только с помощью бинокля, при условии хорошей погоды и только если точно знать, куда именно надо всматриваться.

Сооружение не смогло оправдать своего изначального предназначения. Ни кочевники хунну, ни монголы не испытывали особых проблем при пересечении преграды. А само строительство забрало много сил и народа, и государства.

Теория о том, что Великую Китайскую стену построили русские от китайцев

Эта тема давно уже “муссируется” в интернете. Мы очень любим подобные истории и каждый год 1-го апреля публикуем подобную статью. Читайте наши последние работы: “Египетские пирамиды – копии кораблей инопланетян” или “Пирамида – идеальная форма космического корабля”.

Эта теория “высосана” из того факта, что бойницы на некоторых участках направлены в сторону Китая. Далее авторы развили ее уже при помощи своей фантазии.

Бойницы действительно направлены в обе стороны, это факт. Вы можете сами в этом убедиться, если посетите участок Мутяньюй. И это совершенно нормально.

Как мы уже говорили, кочевники относительно легко преодолевали стену на пути в Китай. У гарнизонов почти не было шансов настичь их в этот момент.

На пути обратно кочевники были вынуждены переправлять не только себя и лошадей, но и награбленное имущество. Не стоит думать, что кочевники отнимали у крестьян только деньги и драгоценности. Для кочевников многие предметы представляли ценность – любые металлические предметы, керамика и даже мешки зерна были для степняков очень ценными.

У защитников Великой Китайской стены был шанс успеть дать бой только в момент переправы кочевников обратно. Неудивительно, что бойницы делали на обе стороны стены.

Как мы уже писали, каменные части стены были построены при династии Мин. В этот момент освоение Сибири русскими экспедициями только начиналось. Никаких стен наши маленькие отряды казаков построить не могли.

Строительство и обслуживание Великой стены хорошо документировано с китайской стороны. Сохранились сотни документов государственной отчетности, планы строительства, сметы и подобные бумаги. В том, что нынешнюю версию Китайской стены строили китайцы, сомнений нет.

Говоря проще, мы призываем относиться к таким теориям с юмором. Послушали, посмеялись, забыли.

Удачных вам поездок в “поднебесную”, и читайте наши статьи о Китае (ссылки ниже).

Интересные факты

  • С 1987 года стена внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  • Проводилось исследование, результаты которого оказались ошеломительными: из всех использованных материалов можно было бы выложить стену, проходящую по экватору. Ее высота составила бы 5 метров, а толщина – 1.
  • Названия менялись с течением времени: «Крепость», «Разгул», «Пурпурная граница». Только к 19-му столетию вошло в обиход название, ставшее общеупотребительным в наше время, — «Земляной дракон».
  • Для остального мира достопримечательность стала известна лишь в начале 17 века благодаря выходцу из Европы Бенту де Гойсу.
  • Современные туристы поднимаются на стену самостоятельно по лестнице или на фуникулере.

  • Строительная тачка была придумана во время возведения крепости.
  • Башни сторожей также выполняли функцию маяков.
  • В 60-70-х годах прошлого века люди начали массово красть камни из стены, чтобы построить дома, фермы, собственные заборы.
  • Достопримечательность за всю историю посетили сотни миллионов туристов, среди них больше трехсот – видные мировые политики.
  • Последнее сражение произошло здесь в 1938 году между Китаем и Японией, позже люди приходили сюда только с мирными, туристическими целями.
  • Исследователи говорят, что в последующие 2-3 десятилетия могут разрушитьсяукрепления на северо-западе из-за антропогенного и природного фактора.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: