Биография
Ранние годы
Родился Иван Сергеевич Тургенев 28 октября (9ноября) 1818 года в городе Орёл. Семья его и по матери, и по отцу принадлежала к дворянскому классу.
Первое образование в биографии Тургенева было получено в имении Спасском-Лутовинове. Грамоте мальчика учили немецкие и французские учителя. С 1827 года семья переехала в Москву. Затем обучение Тургенева проходило в частных пансионах Москвы, после чего – в Московском университете. Не окончив его, Тургенев перевелся на философский факультет Петербургского университета. Также учился заграницей, после чего путешествовал по Европе.
Начало литературного пути
Учась на третьем курсе института, в 1834 году Тургенев пишет свою первую поэму под названием «Стено». А в 1838 году в печать выходят два его первых стихотворения: «Вечер» и «К Венере Медицейской».
В 1841 году, вернувшись в Россию, занимался научной деятельностью, написал диссертацию и получил степень магистра филологии. Затем, когда тяга к науке остыла, Иван Сергеевич Тургенев служил чиновником в министерстве внутренних дел до 1844 года.
В 1843 году Тургенев знакомится с Белинским, у них завязываются дружеские отношения. Под влиянием Белинского создаются, печатаются новые стихотворения Тургенева, поэмы, повести, среди которых: «Параша», «Поп», «Бретёр» и «Три портрета».
Расцвет творчества
С 1847 года, по приглашению Некрасова, в преобразованном журнале «Современник» выходят его «Современные заметки» и первые главы «Записок охотника» («Хорь и Калиныч»), которые принесли автору огромный успех, и он начал работу над остальными рассказами про охоту.
Работа в «Современнике» принесла Тургеневу много интересных знакомств, в журнале также печатались Достоевский, Гончаров, Островский, Фет и другие известные писатели.
В 1847 году вместе со своим другом Белинским уезжает за границу, где становится свидетелем февральской революции во Франции.
В конце 40-х – начале 50-х годов активно занимается драматургией, пишет пьесы «Где тонко, там и рвётся» и «Нахлебник» (оба-1848), «Холостяк»(1849), «Месяц в деревне»(1850), «Провинциалка»(1851), которые ставятся на театральных сценах и имеют успех у публики.
Тургенев переводил на русский язык произведения Байрона и Шекспира, у них он учился мастерству владения литературными приёмами.
В августе 1852 года публикуется одна из самых главных книг Тургенева – «Записки охотника».
После смерти Гоголя Тургенев написал некролог, за который Иван Сергеевич был отправлен на два года в ссылку в родное село. Существует мнение, что истинной причиной ссылки стали радикальные взгляды писателя, а также сочувственное отношение к крепостным крестьянам, которое он выражал в своем творчестве.
Во время ссылки Тургенев пишет рассказ «Муму» (1852). Затем, после смерти Николая I, в печати появляются наиболее известные произведения Тургенева: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860) и «Отцы и дети» (1862).
К другим известным произведениям писателя можно отнести: романы «Дым»(1867) и «Новь»(1877), повести и рассказы «Дневник лишнего человека» (1849), «Бежин луг» (1851), «Ася» (1858), «Вешние воды» (1872) и многие другие.
Осенью 1855 года Тургенев познакомился с Львом Толстым, который вскоре опубликовал рассказ «Рубка леса» с посвящением И. С. Тургеневу.
Последние годы
С 1863 года уехал в Германию, где знакомится с выдающимися писателями Западной Европы, пропагандирует русскую литературу. Работает редактором и консультантом, сам занимается переводами с русского языка на немецкий и французский и наоборот. Он становится самым популярным и читаемым русским писателем в Европе. А в 1879 году получает звание почетного доктора Оксфордского университета.
Именно благодаря стараниям Ивана Сергеевича Тургенева были переведены лучшие произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Достоевского, Толстого.
Стоит кратко отметить, что в биографии Ивана Тургенева в конце 1870-х – начале 1880-х годов быстро возросла его популярность, как на родине, так и за границей. А критики стали причислять его к лучшим писателям века.
С 1882 года писателя начали одолевать болезни: подагра, стенокардия, невралгия. В результате мучительной болезни (саркомы) он умирает 22 августа (3 сентября) 1883 года в Буживале (пригород Парижа). Тело его было привезено в Петербург и погребено на Волковском кладбище.
Взгляды Чернышевского
Важно отметить некоторые особенности взглядов Чернышевского. На них повлияли такие школы, как французский материализм и гегельянство. В детстве писатель был ревностным христианином, но в зрелом возрасте стал активно критиковать религию, а также либерализм и буржуазию
В детстве писатель был ревностным христианином, но в зрелом возрасте стал активно критиковать религию, а также либерализм и буржуазию.
Особенно яростно он клеймил крепостное право. Еще до того, как был опубликован Манифест об освобождении крестьян Александра II, писатель в множестве статей и очерков описывал будущую реформу. Он предлагал радикальные меры, в том числе передачу земли крестьянам на безвозмездной основе. Однако Манифест имел мало общего с этими утопическими программами. Так как были установлены выкупные платежи, которые мешали крестьянам стать окончательно свободными, Чернышевский регулярно ругал этот документ. Положение русских крестьян он сравнивал с жизнью чернокожих рабов в США.
Чернышевский считал, что уже через 20 или 30 лет после освобождения крестьян страна избавится от капиталистического земледелия, и наступит социализм с общинной формой собственности. Николай Гаврилович ратовал за создание фаланстеров – помещений, в которых жители будущих коммун работали бы вместе для взаимной выгоды. Проект сей был утопическим, что неудивительно, ведь автором его выступал Шарль Фурье. Фаланстер был описан Чернышевским в одной из глав романа «Что делать?»
Арест и ссылка
Остаться без внимания деятельность Чернышевского не могла. Многими годами ранее он попал в поле зрения жандармов и стал объектом пристального наблюдения служителей политического сыска. Пока власти не предпринимали никаких действий, смотрели за развитием событий.
Спустя 2 года Чернышевский выпустил свой «опус магнум», наиболее крупное произведение, роман «Что делать?». Заканчивал его мыслитель уже в заключении, сидя в Петропавловской крепости в 1863.
Н. Чернышевский в заключении
Арест был делом решенным еще после установления негласного полицейского надзора. Оставалось лишь собрать доказательства. В ход пошли самые грязные приемы.
К Чернышевскому подослали провокатора, которому тот передал одну из своих рукописей. Жандармы перехватили письмо Герцена, где он упоминал имя мыслителя в связи с публикацией очередного политического материала, прокламации и ссылался на идею Чернышевского возродить печать уже запрещенного тогда «Современника», но не в России, а в Лондоне.
Казмичов Ю. М. « Чернышевский у Герцена в Лондоне». Бумага, акварель.
Следствие было долгим, но неумолимым, несмотря на все попытки философа помешать беззаконию. Ничего не вышло, Чернышевского объявили врагом государства номер 1. Именно так он проходил в переписке членов политического сыска.
В 1864 был объявлен приговор. Николая Гавриловича отправляли на каторжные работы сроком на 14 лет. А после освобождения заключенный подлежат пожизненной ссылке.
Пришедший к власти Александр III не желая широкого общественного недовольства, смягчил приговор: 7 лет каторги и почти четверть века ссылки, что не сильно меняло дело.
Казмичов Ю. М. «Молодежь провожает Чернышевского после обряда «гражданской казни». Бумага, акварель.
Арестованного и приговоренного Чернышевского отвезли в Иркутск, а оттуда — в Усолье, где он поступил на принудительные работы на солеваренное предприятие.
Здесь же в городе находились видные представители революционного движения: Г. Заичневский и Я. Ушаков, которые были влиятельными фигурами политического протеста за свержение монархии.
Местные власти такое соседство не устраивало. Не прошло и месяца, как Чернышевского по ходатайству руководства завода и администрации города отправили далее.
Великий писатель Н. Чернышевский
Переезд был сложным, мыслитель тяжело заболел. Лишь в 1866 философ добрался до места отбывания наказания, поступил на принудительные работы на Александровский завод (находился на территории современного забайкальского края). Каторга продолжалась до 1871.
После официальных 7 лет Чернышевского так и не освободили, сославшись на тяжесть преступления. Принудительные работы продолжались вплоть до начала 80-х.
«Земля и воля»
Пропаганда революции продолжалась. Одним из ее вдохновителей был Николай Чернышевский. Краткая биография писателя в любом учебнике обязательно содержит хотя бы абзац о том, что именно он стал основоположником знаменитого движения «Земля и воля». Это действительно так. Во второй половине 50-х годов Чернышевский стал много контактировать с Александром Герценем. Этот журналист отправился в эмиграцию из-за давления властей. В Лондоне он начал издавать русскоязычную газету «Колокол». Она стала рупором революционеров и социалистов. Ее тайными тиражами отправляли в Россию, где номера пользовались большой популярностью среди радикальных студентов.
Печатался в ней и Николай Гаврилович Чернышевский. Биография писателя была известна любому социалисту в России. В 1861 году при его горячем участии (а также влиянием Герцена) и появилась «Земля и воля». Это движение объединяло дюжину кружков в самых больших городах страны. В него входили писатели, студенты и другие сторонники революционных идей. Интересно, что Чернышевскому даже удалось перетянуть туда офицеров, с которыми он сотрудничал, печатаясь в военных журналах.
Члены организации занимались пропагандой и критикой царских властей. «Хождения в народ» с годами стали историческим анекдотом. Агитаторы, пытавшиеся найти общий язык с крестьянами, ими же и выдавались полиции. На протяжении многих лет революционные взгляды не находили отклика в простом народе, оставаясь уделом узкой прослойки интеллигенции.
Личная жизнь
Писатель был женат. Его избранницей стала Ольга Сократовна Васильева, с которой они обвенчались в 1853 году. Жена слыла весьма оригинальной личностью, и выбор Чернышевского одобрили далеко не все: Ольгу обвиняли в легкомыслии и равнодушии к творчеству супруга, однако сам Николай Гаврилович был в восторге. Его любовь к жене стала слепой и безусловной, и он считал брак способом испытания новых идей, пытаясь построить равные отношения, чтобы искоренить рабство и угнетение женщин в семье.
Ольга Сократовна Чернышевская
При знакомстве Чернышевский честно предупредил, что увлекается «вещами, которые пахнут каторгой», но Ольгу это не остановило. Получив ее согласие на брак, писатель завел «Дневник моих отношений с той, которая теперь составляет мое счастье» и начал воплощать в семейной жизни свои революционные идеи.
Чернышевский заявлял, что оба супруга равны по правам и обязанностям, что для того времени было весьма смелой позицией. В браке он предоставил Ольге полную свободу, вплоть до измен, считая, что она вправе распоряжаться собой, как пожелает. Когда у жены начался роман с другом семьи Иваном Савицким, он предложил отпустить ее, уверяя, что ничего не желает так, как ее счастья. Ольга, восхитившись таким великодушием, предпочла остаться с мужем.
Николай Чернышевский и его жена Ольга
Личный опыт Чернышевского позже лег в основу любовной линии романа «Что делать?», а описанные им отношения одной женщины и двух мужчин надолго остались в западной литературе под названием «русский треугольник».
Родственники Николая Гавриловича смотрели на его избранницу «косо», а в родном Саратове о личной жизни пары постоянно ходили неприятные сплетни и слухи. Отъезд молодой семьи в Петербург больше напоминал бегство от предрассудков и старых устоев. Масла в огонь подливал и тот факт, что свадьба состоялась слишком поспешно – незадолго до этого у Николая Гавриловича умерла мать, однако он отказался выдерживать положенный траур.
Николай Чернышевский на смертном одре
Вместе Чернышевские прожили 9 лет, но судьба отобрала у них целых 20 лет семейного счастья. Из сибирской ссылки философ написал жене 300 писем, но позже прекратил переписку, решив, что чем скорее Ольга забудет его, тем лучше.
К моменту его отъезда у супругов уже подрастали трое сыновей – Михаил, Виктор и Александр, и, оставшись без мужа и отца, семья узнала горькую нужду. Ольге пришлось подрабатывать штопкой и вязаньем. В 1866-м она, взяв младшего ребенка, отправилась навестить супруга. Путь занял полгода, а провести вместе они смогли всего 4 дня. Николай Гаврилович умолял Ольгу отказаться от него и выйти замуж снова, но она так и не захотела этого сделать.
Взятие под стражу и ссылка
Деятельность Чернышевского стала объектом пристального внимания представителей полиции в 1861 году. Вскоре за писателем началась тайная слежка. Мужчину стали подозревать в составлении революционных призывов и пропаганде ненависти к действующей власти (такие обвинения были указаны в служебной записке, которую написал главный жандарм по фамилии Долгоруков). Помимо этого, редактору инкриминировали причастность к поджогам, которые произошли в Санкт-Петербурге через год.
Спустя некоторое время издание «Современник» было закрыто, вскоре Чернышевского взяли под стражу и отправили в Петропавловскую крепость, где он сидел в одиночной камере. Поводом для ареста послужило перехваченное правоохранителями письмо Герцена. В последнем упоминалось, что Чернышевский собирается организовать работу журнала «Современник» в Англии. Также мужчину обвинили в производстве прокламации, которая призывала крестьян к бунту против помещиков.
Примечательно, что даже в тюрьме Чернышевский продолжал активно работать. Мужчина написал рукописи более чем на 200 листов. Во время ареста он закончил произведение «Что делать?». Несмотря на положение писателя, роман был принят и опубликован.
В 1864 Николая осудили, приговорив к 14 годам каторги в Сибири. Кроме того, мужчина был обязан до конца своих дней жить там же. По настоянию императора срок каторги был уменьшен в 2 раза. Интересным фактом в жизни Чернышевского было то, что по факту он находился в ссылке около 20 лет. Унижением для писателя стал тот факт, что его публично лишили всех званий и привилегий. Это произошло в мае 1864 года на Конной площади города Санкт-Петербурга.
Позднее заключенного отправили на Нерчинскую каторгу, а затем в Вилюйск. Спустя 10 лет мужчине предложили написать прошение о помиловании, но он ответил отказом. Спустя время родные и друзья все же добились перевода Чернышевского из Сибири в Астрахань. Дело в том, что император боялся новых беспорядков, которые мог организовать кружок, поэтому пошел на такой шаг.
Биография Николая Чернышевского
Николай Гаврилович Чернышевский родился в 1828 году в Саратове. Его отец был протоиереем саратовского кафедрального собора. Это был образованный и набожный человек, который до 14 лет самостоятельно занимался воспитанием сына. В этом ему помогал только гувернер-француз, влияние которого на будущего писателя, несомненно. В этот период в жизни Николая Чернышевского у него сформировалась любовь к литературе, которая сначала выражалась в чтении практически любых книг, которые попадались Чернышевскому, а затем трансформировалась в собственные литературные труды.
В 1843 году юный Николай Чернышевский поступает в Саратовскую духовную семинарию. Но его уровень образования во многом опережает уровень развития его сверстников и уже через три года он поступает в Петербургский университет. В качестве основного Чернышевский выбрал историко-филологическое отделение. Именно во время обучения в университете появляется возможность первые труды Николая Чернышевского читать.
В 1850 году Чернышевский оканчивает университет и по распределению получает назначение в Саратовскую гимназию. Здесь он работает преподавателем более двух лет пока в 1853 году не женится на Ольге Васильевой. Практически сразу после свадьбы они переезжают в Санкт-Петербург, где Чернышевский получает назначение во Второй кадетский корпус. Но из-за конфликтов с офицерским составом он проработал здесь менее года.
В 1854 году Николай Гаврилович Чернышевский начал работать в журнале «Современник» в котором издавались , и многих других известных российских писателей. Уже через год становится одним из руководителей журнала и используя журнал как плацдарм начинает активно продвигать революционные идеи. Отчасти именно это привело к закрытию журнала в 1862 году, а также к аресту самого Чернышевского.
Более полутора лет Николай Чернышевский провел в застенках Петропавловской крепости. Здесь он продолжает активно работать и в 1863 году выходит роман Чернышевского «Что делать?». Его публикуют во вновь открывшемся к тому времени «Современнике». Но к самому писателю Александр II не был так благосклонен как к журналу. В 1864 году Николая Чернышевского приговаривают к 7 годам каторжных работ и пожизненному поселению в Сибири. Лишь летом 1889 сыну писателя удается добиться переезда Чернышевского в Саратов. Но здесь он заболевает малярией и в октябре 1889 года умирает.
Влияние на общество
Творчество Чернышевского повлияло на общественность, а также повлекло за собой увеличение числа нигилистов. В тот период времени нельзя было открыто обсуждать революционные идеи на страницах «Современника», даже в либеральной атмосфере 50-х годов. По этой причине Чернышевский использовал много хитрых методов обмана цензуры. Почти по каждой теме, которой он занимался, он старался прямо или косвенно связать все с идеями о революции.
Читатели были чрезвычайно заинтересованы в таком чтении, поэтому кумиром молодежи стал именно Чернышевский. Подход и манера писателя быстро завоевали аудиторию.
Биография
Русский философ-утопист Николай Чернышевский, сын саратовского протоиерея, должен был сделать блестящую духовную карьеру, но годы учебы в семинарии и университете отвратили его сердце от религии. В итоге он стал выдающимся литературным критиком-демократом.
Портрет Николая Чернышевского
Вольнодумство обошлось писателю дорого: без малого 20-летняя каторга лишила его сил, здоровья, общения с семьей и возможности работать, однако его биография стала источником вдохновения для нового поколения, а труды наложили огромный отпечаток на последующее развитие социальной философии и литературы.
Роман «Что делать?». Идея о «светлом будущем»
Находившийся в тюремной камере под следствием, в Петропавловской крепости, Чернышевский буквально за три месяца написал свой нигилистический роман «Что делать? Из рассказов о новых людях» (1863). Текст был реакцией на роман Тургенева «Отцы и дети» (1862). Чернышевский пытался заменить понятие «нигилисты» понятием «новые люди». Роман напечатали в возобновившем работу «Современнике» в 3, 4, 5 номерах за 1863 год. Художественный уровень «Что делать?» несопоставим с «Отцами и детьми»
Произведение Чернышевского – композиционно рыхлое и жанрово бесформенное сочинение, где незатейливая бульварная сюжетика, в том числе – детективная, соединена с формой социально-политического прозаического трактата, плюс типичная тематика социально-критического романа (межсословные и межличностные отношения), там же внимание к бытовым деталям в духе «натуральной школы» и активное эксплуатирование простенького романтического приёма вещего сна. Другими словами, произведение не имеет художественной ценности
Но, безусловно, имеет ценность публицистическую (агитационную) и социально-философскую.
В «Что делать?» эксплуатировались темы французских социалистов-утопистов, в частности, Шарля Фурье. По выражению писателя и публициста А.П. Мальшинского, ссылавшегося на труд Фурье «Новый индустриальный мир» (1829) («Le nouveau monde industriel»), этот философ «завидовал бобрам, пчёлам, осам и муравьям, для которых труд, по его мнению, служит источником наслаждения». Именно этот принцип – культ труда и наслаждения от труда – был воплощён Чернышевским в его романе, персонажи которого послужили моделью поведения для многих революционеров-социалистов. Герцен вспоминал, что люди, приезжавшие в Лондон после выхода романа Чернышевского, все были как из «Что делать?» с примесью Базарова. И среди нигилистически настроенной молодёжи стала распространяться пропаганда идеала «коммунальной жизни» (жизни в коммуне / «коммунизм»). Появились кружки и даже артели в духе романа «Что делать?», это произведение послужило руководством к действию.
Как и труд Фурье, утопичен был и роман Чернышевского. Но и писался этот текст с расчётом на молодую и наивную аудиторию. Задача «Что делать?» – сподвигать на изменение мира. С этим романом распространилась идея «светлого будущего». В «Что делать?» написано: «будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести: настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в неё из будущего. Стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее всё, что можете перенести».
С романом Чернышевского полемизировали практически все. Например, в мае 1863-го в «Северной пчеле» вышла статья Н.С. Лескова «Николай Гаврилович Чернышевский в его романе ”Что делать?”». Лесков объяснил, что характеров, представленных в романе Чернышевского, в жизни почти нет. В основном это всё те же гоголевские Ноздревы, но «обернувшиеся только другой стороной»: «Такова в большинстве грубая, ошалелая и грязная в душе толпа пустых ничтожных людишек, исказивших здоровый тип Базарова и опрофанировавших идеи нигилизма».
Но интерес к «Что делать?» был сумасшедшим, его читали все, поэтому отсылки к нему в других произведений не требовали никакого пояснение. Все сразу понимали кто и что имеется в виду. У того же Лескова в потрясающем романе «На ножах» (1870) читаем: «положившись на твои сладкие приманки в алюминиевых чертогах свободы и счастия <…> бросила отца и мать и пошла жить с тобою “на разумных началах”, глупее которых ничего невозможно представить». «Сидеть с вашими стрижеными, грязношеими барышнями и слушать их бесконечные сказки про белого бычка, да склонять от безделья слово “труд”, мне наскучило; ходить по вашим газетным редакциям и не выручать тяжёлою работой на башмаки я считала глупым, и в том не каюсь».
Краткий курс истории. Николай Чернышевский
24 июля 1828 года родился человек, которого в служебных документах жандармы и агенты тайной полиции называли «врагом Российской Империи номер один», – выдающийся публицист, писатель, ученый и революционер Николай Гаврилович Чернышевский.
Формирование революционера-демократа
Ничто не предвещало, что ребенок из очень религиозной семьи станет знаменем зарождающегося русского революционного движения. Отец Николая был протоиереем Александро-Невского кафедрального собора города Саратова, выходцем из крепостных крестьян села Чернышева Пензенской губернии. До 14 лет обучением мальчика занимался отец, а в дальнейшем – гувернер-француз, который оказал сильное влияние на мировоззрение Чернышевского. В детстве он получил от окружающих очень своеобразное прозвище – Библиофаг, что переводится как «пожиратель книг». Знаний Чернышевского хватило для того, чтобы через три года учебы в Саратовской духовной семинарии, не окончив ее, поступить в Петербургский университет на историко-филологическое отделение.
В эти годы он становится убежденным революционером-демократом. Основой для формирования его политических взглядов стали труды античных, а также французских и английских материалистов XVII–XVIII веков. В 1850 году Чернышевский окончил учебу и направился для преподавания в Саратовскую гимназию. В 1853 году он женился, а затем переехал в Санкт-Петербург, где началась его работа учителем во Втором кадетском корпусе. Эта служба не заладилась, и он был вынужден уйти в отставку.
Н.И. Чернышевский. 1859 г.
Литературная деятельность
С 1853 года фамилия Чернышевского появляется под небольшими статьями в «Санкт-Петербургских ведомостях» и «Отечественных записках». А с 1854 года он переходит на постоянную работу в журнал «Современник». Здесь он активно сотрудничал с Н. Некрасовым и Н. Добролюбовым. Чернышевский пытается превратить журнал в рупор революционной демократии. В 1855 году состоялась защита его магистерской диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», которую расценили как революционное выступление, и это позволило тогдашнему министру просвещения задержать присвоение Николаю Гавриловичу ученой степени.
В 1858 году Чернышевский становится первым редактором журнала «Военный сборник». Работу издания высоко оценивали Герцен и Огарёв, которые стремились привести армию к участию в революции. Постепенно Чернышевский становится лидером публицистики в русской философии материализма. Не являясь членом тайного революционного общества «Земля и воля», он, по сути, сыграл роль его вдохновителя. Чернышевский попадает под тайный надзор полиции, его подозревают в составлении воззвания «Великорусс» и других враждебных правительству воззваний. В мае 1862 года власти закрыли журнал «Современник» на восемь месяцев, а когда издание возобновилось, в нем был напечатан роман «Что делать?». Его Чернышевский написал, будучи под арестом в Петропавловской крепости.
Арест и ссылка
В июне 1862 года Чернышевский оказался в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. Его арест был связан с прокламацией «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон».
Полтора года длилось следствие. В феврале 1864 года писателя приговорили к каторге сроком на 14 лет, а после – к пожизненному поселению в Сибири. Император Александр II частично помиловал Чернышевского и уменьшил срок до семи лет каторги. Тем не менее властям этого показалось мало, и 31 мая 1864 года на Мытнинской площади состоялась еще и гражданская казнь осужденного. В целом Чернышевский провел на каторге и в тюрьмах свыше 20 лет.
Революционеры предприняли несколько попыток вызволить Чернышевского с каторги, но безуспешно. Только в 1883 году власти разрешили ему вернуться в европейскую часть России. Городом пребывания писателя стала Астрахань.
Сын Михаил добился того, что в июне 1889 года его отцу было позволено переехать в Саратов. Но пребывание здесь продлилось недолго. В октябре того же года Чернышевский заболел малярией и от кровоизлияния в мозг умер 29 октября. Похоронен на Воскресенском кладбище города Саратова.
Николай Гаврилович Чернышевский
Н.Г.Чернышевский. Фотография, 1859 г.
Чернышевский, Николай Гаврилович — родился 12 июля 1828 г. в Саратове; сын протоиерея. Учился в духовной семинарии, а затем окончил историко-филологический факультет Московского университета в 1850 г. Учитель в Саратовской гимназии. Позже перевелся учителем в Петербургский кадетский корпус. С 1854 г. один из главных сотрудников журнала «Современник». В начале 60-х годов — признанный вождь социал-революционной интеллигенции, в среде которой пользовался громадным авторитетом. Арестован в июле 1862 г. Сидя в Петропавловской крепости, написал роман «Что делать?». Приговорен к 7 годам каторги за составление революционной прокламации. 19 мая 1864 г. на Мытнинокой площади над ним был совершен обряд «гражданской казни». Каторгу отбывал в Кадае, Александровском заводе, а затем сослан в Вилюйск, Якутской области. По окончании ссылки в 1883 г. возвратился в Европейскую Россию. Умер в ночь на 17 октября 1889 г. в Саратове.
+ + +
Чернышевский, Николай Гаврилович (1828-1889) — русский социалист-утопист и революционер-демократ, экономист, философ и социолог, писатель и литературный критик. Родился в Саратове, в семье священника. Учился в Саратовской духовной семинарии, затем — на историко-философском отделении Петербургского университета (1846-1850), где познакомился с работами А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Г. Гегеля, JI. Фейербаха, а также французских социалистов-утопистов и английских экономистов. В 1855 г. защитил диссертацию на тему «Эстетические отношения искусства к действительности». Став одним из редакторов «Современника», Ч. превратил журнал в ведущий орган нарождавшейся революционной крестьянской демократии.
В
«Современнике» напечатаны важнейшие работы Чернышевского, в том числе основное философское сочинение «Антропологический принцип в философии» (1860).
Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 511-512.
Другие биографические материалы:
Фролов И.Т. Философ-материалист (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Российский общественный деятель (Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012).
Шикман А.П. Революционный публицист (Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997).
Абушенко В.Л. Философ, писатель, общественный деятель (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Публицист, критик, философ (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).
Сухов А.Д. Выдвинул и обосновал свои взгляды о будущем России (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).
Плимак Е. Г., Иллерицкий В. Е. Вождь революционно-демократического движения (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ – ЧЖАЛАЙНОР. 1974).
Маслин M. А. Политическая радикализация произошла у него ранее, чем переход к идеям материализма (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).
Кулешов В.И. «Прекрасное» – это «новые» и «особенные люди» (В.И. Кулешов. Русская демократическая литература 50-60-х годов XIX века. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Русский язык и литература». Москва, Высшая школа, 1989).
Чертова Г.И. Проблемы народонаселения в России связывал с крепостным правом (Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор Д.И. Валентей. 1985).
Пантин И. К., Плимак Е. Г. Формально Чернышевский не создал особой научной школы (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).
Коротков Ю.Н. Революционер и мыслитель, писатель, экономист, философ (Большая советская энциклопедия. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 29. Чаган – Эксле-Бен. – М., Советская энциклопедия. – 1978).
Прозаик и философ (Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000).
Социалист-утопист (Утопический социализм: Хрестоматия / Общ. Ред. А.И. Володина. – М.: Политиздат, 1982).
…носят имя Чернышевского (Черная книга имен, которым не место на карте России. Сост. С.В. Волков. М., «Посев», 2004).
Далее читайте (сочинения Чернышевского, статьи о нём, список литературы).
А я-то думал, что холуи уже вывелись.
В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья
И прелести кнута.