Детство Алексея Константиновича Толстого
Родился поэт в Петербурге в 1817 году, 24 августа. Граф К. П. Толстой, его отец, в жизни мальчика никакой роли не играл: сразу же после рождения ребенка супруги разошлись, и мать Алексея уехала вместе с сыном в Черниговскую губернию. Здесь, окруженный украинской южной природой, в имениях сначала матери, а потом ее брата провел Толстой свое детство, оставившее лишь хорошие воспоминания в его памяти.
Очень рано обнаружились у Алексея Константиновича литературные интересы. Уже с 6 лет он стал писать стихи, как сообщал сам поэт в письме А. Губернатису. Известный прозаик периода 20-30-х годов, Алексей Перовский, который подписывал именем «Антоний Погорельский» свои произведения, старался привить племяннику любовь к творчеству, искусству, всячески поощрял его первые поэтические опыты. Мальчика с 10-летнего возраста возили за границу. Он описал в дневнике свое путешествие по Италии, состоявшееся в 1831 году. Толстой входил в детское окружение будущего наследника престола, юного Александра II. Связь с этим человеком сохранится и позже.
Литература
Первым поэтическим сборником в творческой биографии Алексея Толстого стала «Лирика», опубликованная в 1907 г. Литературные критики подметили в стихах молодого поэта влияние Николая Некрасова и Семена Надсона. Позже автор «Лирики» стыдился своего сборника и не любил говорить о нем.
В том же году Алексей Толстой бросил учебу в институте ради писательской деятельности. В 1908 г. был опубликован первый в биографии Толстого рассказ «Старая башня», написанный под впечатлением от поездки на Урал. Прожив там около 2-х месяцев, он узнал от местного населения много интересных сказаний, былин и тому подобных вещей.
В период биографии 1910-1911 гг. Алексей Толстой написал 7 повестей и рассказов, среди которых были «Архип», «Сватовство» и «Мишука Налымов» из сборника «Заволжье».
Интересен факт, что Максим Горький оставил о «Заволжье» весьма хорошие отзывы, в то время как сам писатель негативно отозвался о сборнике.
Из-под пера Алексей Толстого вышло более полусотни интересных сказок, многие из которых были позже экранизированы. Большая часть из них была написана в молодости литератора. Также Толстой написал множество рассказов (которые давались ему на удивление легко) и сочинил десятки пьес, с успехом ставившихся в Малом театре.
В 1911 г. в свет вышел первый в биографии Алексея Толстого роман «Чудаки». В следующем году он написал второй роман «Хромой барин». В скором времени размеренную жизнь литератора нарушила Первой мировая война (1914-1918).
В это время Алексей Толстой работал военным журналистом. Он писал статьи для издания «Русские ведомости», а также опубликовал рассказы «Любовь», «Прекрасная дама» и «Обыкновенный человек».
Алексей Толстой в молодости
Октябрьскую революцию 1917 г. Толстой принял без всякого энтузиазма. Уже в следующем году он переехал жить в Одессу, спасаясь от большевиков. Интересен факт, что именно в этом городе он создал свою знаменитую повесть «Граф Калиостро».
В скором времени Алексей Николаевич вместе с семьей эмигрировал сначала в Константинополь, а затем в столицу Франции, где начал работать над своей известной трилогией «Хождение по мукам».
В 1921 г. семейство Толстых вновь сменило место жительства. На этот раз они перебрались в Берлин. Однако все это время литератор ностальгировал по родным местам, в связи с чем уже в 1923 г. он решил вернуться в Россию.
Возвращение Алексея Толстого вызвало бурную реакцию в обществе. Многие называли его предателем и советовали «графу» уехать обратно. Тем не менее, большевики благосклонно отнеслись к его возвращению.
Вскоре у Толстого появились личные отношения с Иосифом Сталиным, что положительно отразилось на его будущей биографии. Писателя часто приглашали на разные светские мероприятия, где собирались ведущие партийные и культурные деятели.
Позже Алексей Толстой стал членом Академии Наук и был избран депутатом Верховного Совета СССР. Кроме этого ему подарили дачу в Барвихе и предоставили ключи от машины. Ему создали все условия, чтобы он чувствовал себя комфортно и ни в чем не нуждался.
В 1936 г. из-под пера Толстого вышла сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Она сразу же приобрела огромную популярность во всем Советском Союзе. После этого он опубликовал свои знаменитые произведения «Хлеб» и «Петр Первый».
Интересен факт, что последний роман вызвал восхищение даже у Ивана Бунина, который скептически относился к творчеству «графа».
Алексей Толстой за работой
В биографии Алексея Толстого есть сочинения, которые ему приписывались, и от которых он категорически открещивался. К их числу относится откровенный рассказ «Баня», названный первым эротическим произведением дореволюционной России.
Однако к этой информации следует относиться осторожно. Ряд литературоведов предполагают, что «Баню» мог написать Лев Толстой или Николай Лесков
Стоит отметить, что многие коллеги по цеху недолюбливали Алексея Толстого за то, что он никогда не шел вразрез с идеями партии. За годы своей творческой биографии он нередко восхвалял Сталина и других партийных деятелей.
Алексей Толстой и Михаил Шолохов
Несмотря на это его труды еще при жизни стали классикой советской литературы. Наибольшую популярность получили следующие произведения:
- «Похождения Невзорова, или Ибикус»;
- «Аэлита»;
- «Гиперболоид инженера Гарина»;
- «Хождение по мукам»;
- «Петр Первый».
Личная жизнь и семья Алексея Толстого
У писателя была насыщенная событиями личная жизнь. Алексей Толстой был официально женат 3 раза (по некоторым источникам — 4). Его первой женой стала Юлия Рожанская — дочь доктора медицины Василия Рожанского. Они познакомились в Самаре, где в то время юноша учился в реальном училище. Их отношения развивались быстро, и лето 1901 года они провели на даче Рожанских. В Санкт-Петербург Алексей переехал вместе с ней.
Через год после знакомства, в июне 1902 года, Алексей и Юлия обвенчались. В то время они были студентами (он — Практического технологического института, она — Петербургского женского медицинского института). Через полгода родился их сын Юрий, умерший в 5-летнем возрасте. Отношения писателя с первой женой продлились всего 6 лет (хотя официально брак просуществовал до 1910 года). Но образ Юлии он отразил в героине Гале в повести «Жизнь».
В 1906 году в судьбе Алексея Николаевича появилась художница Софья Дымшиц (Сара). Её брат Лев Дымшиц был однокашником писателя. Толстой нередко посещал их семью, несмотря на то, что родители Софьи были против этих визитов. Весной 1907 года литератор сделал ей предложение, хотя в то время ещё был женат на Юлии. Софья тоже была замужем за Исааком Розенфельдом, с которым сошлась годом ранее в Берне (Швейцария), где училась в университете.
В 1908 году Софья и Алексей отправились в Париж, где она получила стажировку. Позднее их пара вернулась на родину и вошла в круг известных творческих деятелей, среди которых были Всеволод Мейерхольд, Николай Гумилёв и Анна Ахматова. В 1911 году, узнав о беременности девушки, пара вновь отправилась в Париж, чтобы отцом ребёнка был признан Алексей (к тому моменту Софья так и не добилась развода).
В том же 1911 году родилась их дочь Марианна. Но спустя 3 года пара распалась. Нет однозначных данных, был ли их брак зарегистрирован после появления наследницы. В одних источниках говорится, что девушка в период их отношений так и не получила развода, в других её называют женой Толстого. Марианна, воспитанная родственницами молодых родителей, стала профессором двух технических вузов (МИСиС и МАТИ им. К. Э. Циолковского).
Позднее в жизни Алексея Николаевича появилась балерина Маргарита Кандаурова. Писатель предложил ей стать его женой, однако вскоре их помолвка была расторгнута. В 1914 году Толстой вновь женился. Его супругой стала поэтесса Наталья Крандиевская, которая ради литератора оставила своего бывшего мужа — присяжного поверенного Фёдора Волькенштейна. Этот брак продлился 21 год, пережив эмиграцию и возвращение на Родину.
В их семье родились двое детей. Старший сын Никита Толстой стал физиком, женился на Наталье Лозинской, дочери поэта и переводчика Михаила Лозинского. Они подарили литератору семерых внуков (среди них — ныне известная писательница и публицистка Татьяна Толстая, мать дизайнера Артемия Лебедева). Второй сын Дмитрий Толстой стал композитором, вступал в брак 3 раза; среди его детей самыми известными стали учёный Алексей Толстой и литературовед Елена Толстая.
Последней супругой Алексея Николаевича Толстого стала Людмила Баршева (по первому мужу; в девичестве Крестинская). Считается, что она, бывшая чертёжница, была устроена в дом к Толстому секретарем самой Крандиевской в 1935 году. 51-летний писатель увлёкся 29-летней девушкой, и в октябре того же года, после развода с женой, они вступили в брак. Людмила выступила его соратницей по творчеству (она была соавтором сценариев к «Золотому ключику» и «Приключениям Буратино»).
Алексей Николаевич Толстой и Наталья Крандиевская
Детство Никиты («Повесть о многих превосходных вещах») (1920)
Жаль, что эту повесть в основном мы читаем в школьные годы, а нередко и в младших классах. Но детям непросто оценить ее достоинства. Ведь там почти ничего не происходит, но всё – завораживает. Быть может, это самая отточенная повесть Толстого. Здесь интересны не только пейзажи и несравненная литературная интерпретация «времен года», но и мечты Никиты. «На возу, как в колыбели, Никита плыл под звездами, покойно глядел на далекие миры. «Все это — мое, — думал он, — когда-нибудь сяду на воздушный корабль и улечу…» И он стал представлять летучий корабль с крыльями, как у мыши, черную пустыню неба и приближающийся лазурный берег неведомой планеты, — серебристые горы, чудесные озера, очертания замков и летящие над водой фигуры и облака, какие бывают в закате». Какая картина! К тому же, возможно, Толстой никогда так тонко не писал о влюбленности, как в этой «детской» повести.
Обложка первого берлинского издания. Фото: wikipedia.org
Личная жизнь
В биографии Алексея Толстого было 4 женщины. Его первой женой стала Юлия Рожанская, с которой он познакомился на театральной репетиции. Молодые люди начали встречаться, и в 1902 г. решили пожениться. Вскоре у них родился мальчик Юрий, умерший еще в раннем детстве. В 1910 г. пара решила развестись.
Позже Толстой уехал в Германию, где обратил внимание на художницу-авангардистку Софью Дымшиц. Иудейка Софья согласилась стать женой писателя и даже перешла в православие
В 1911 г. у них родилась девочка Марианна.
Затем у Алексея Толстого начался роман с поэтессой Натальей Крандиевской. По этой причине он ушел от Софьи и в 1914 г. женился на Наталье. В этом союзе родилось 2 сына – Никита и Дмитрий. Брак просуществовал 21 год.
А. Н. Толстой и его четвёртая жена Л. И. Толстая (Крестинская). Барвиха, 1943 г.
Причиной третьего развода стала молодая секретарша Людмила Крестинская-Баршева.
Толстой до беспамятства влюбился в девушку, которая была младше его на 23 года. В результате Алексей Николаевич в 4-й раз связал себя узами брака, прожив с новой женой до конца дней.
Отношения с властью
Будучи студентом, Алексей Толстой принимал активное участие в студенческих волнениях и забастовках, был членом социал-демократической фракции. Революцию февраля 1917 года принял радушно, однако октябрьские события того же года склонили его к отъезду из страны. С 1919 по 1923 год находился с семьёй в эмиграции сначала в Константинополе, а затем в Париже и Берлине. Однако на чужбине писателю жилось некомфортно, и в 1923 году он возвращается в большевистскую Россию. За этот поступок в кругах эмигрантов его многие посчитали предателем.
На родине же писатель был принят тепло, и в скором времени стал близким другом Сталина. В благодарность за возвращение в страну «красный граф» был пожалован дачей и автомобилем с персональным водителем.
По возвращении в родные земли Толстой начинает работу над романом «Пётр Первый», в котором император являет собой образ всесильного, мудрого государя. Такой и только такой в сложившихся условиях могла быть показана авторитарная власть, оставляя за скобками все неприглядные стороны данного режима правления. За роман «Пётр Первый» Толстой был награждён Сталинской премией. Позднее эта премия также будет присуждена ему за роман «Хождение по мукам» и за пьесу «Иван Грозный» (посмертно).
Приняв для себя решение быть преданным Союзу, Толстой не отступался от своего выбора до конца жизни. По масштабу значения он считался вторым писателем в стране после Максима Горького, со смертью которого именно Алексей Николаевич возглавил Союз писателей СССР.
Творчество
Всю первую мировую войну Алексей Толстой провел на фронте. Он был военным корреспондентом и написал немало очерков. А после революции его дворянское происхождение не позволило остаться в новой России. Пришлось эмигрировать в Европу и провести там почти 5 лет (1918-1923). Это вынужденное путешествие потом легло в основу повести «Похождение Невзорова».
Но впоследствии Алексей Толстой все-таки вернулся на родину и стал очень популярным писателем в СССР. Очень полюбился советским гражданам роман «Хождение по мукам», так как в нем автор показал большевизм и революцию как высшее благо. Еще лучше был воспринят «Петр I», в котором рассказывалось о сильных реформах и их необходимости для развития страны.
Но писал Толстой не только в угоду советской власти, но и для массового читателя. Его «Гиперболоид инженера Гарина» до сих пор считается классикой советской фантастики. Но больше всего его фамилия стала знаменитой после выхода сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Эту книжку читали все дети и взрослые в СССР. Она легла в основу многих экранизаций, как художественных, так и мультипликационных.
«Патриотизм – это не только любовь к Родине. Это более объемное понятие. Это умение переживать со своей Родиной и моменты подъема, и несчастливые дни».
В конце 30-х Алексей Толстой возглавлял Союз писателей СССР. И он же писал знаменитую речь Сталину в 1941, в котором советские лидеры призывали обратиться народ к опыту великих предков. А во время Великой Отечественной войны Толстой возглавлял комиссию по расследованию преступлений фашистов. И он не дожил до Победы всего несколько месяцев. Алексей Толстов скончался 23 февраля 1945 года от рака.
В лихой артели имени Козьмы Пруткова Толстой, конечно, был золотым пером.
Самый изобретательный версификатор, самый дерзкий потрясатель основ. Он и как сатирик перерос Пруткова. В списках ходили две озорные поэмы Алексея Толстого — «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и «Сон
Попова». Не из прутковского цикла, но из «смеховой культуры». Кто из Жемчужниковых был способен на нечто подобное?
Участвовал в прутковской компании и Александр Аммосов, но для него военная служба оказалась важнее литературы. Прутковский цикл стал эпохой в русской сатирической поэзии. Из него до сих пор черпают острословы. А литературоведы всерьез считают Козьму Пруткова предтечей обэриутов и концептуалистов.
Петр Первый (1934)
Сначала был «День Петра» – рассказ, написанный в 1918-м, когда Толстой страдал от распада старого мира. Вот и Петр у него получился, прежде всего, самодуром, у которого все держится на насилии. «В темной и низкой комнате был слышен храп, густой, трудный, с присвистами, с клокотанием. Пахло табаком, винным перегаром и жарко натопленной печью» – так начинается повествование густыми мазками. Вечный вопрос – что заставило Толстого смягчить свое отношение к Петру? Неужели идеологические тенденции в СССР? Но он их скорее предвосхищал. Умело, ловко, но предвосхищал. В том числе – «реабилитацию» Ивана Грозного и Петра Великого, новое отношение к прошлому России, которое в гимне СССР 1943 года Сергей Михалков определил просто и ясно: «Сплотила навеки Великая Русь». Кстати, Толстой привечал молодого Михалкова, именно он посоветовал детскому поэту писать басни, разглядев в нем вкус к народному юмору.
Император стал для Толстого, как это ни банально, и счастьем, и мукой. Задумав роман, он глубоко и надолго уходил в петровскую эпоху. Сколько раз его бросало от любви до ненависти к этому неуемному человеку, который пытался «продрать глаза» России… Но в чем-то они были близки друг другу. Толстой не стремился к арифметической исторической точности. Его больше интересовали дух времени и высшая математика истории. Написать такую книгу до конца, воплотив все замыслы, оказалось делом неподъемным. Но Толстой и так написал не только увесистый, но и лучший русский исторический роман со счастливой судьбой. Ведь его читали и читают. Его не раз экранизировали – и с успехом. По нему во многом судят о Петре и его времени. И это не худший вариант. К тому же «Петр I» – пожалуй, самый многоплановый исторический роман. Фигура главного героя не заслоняет эпоху. Он показывает все пласты русской жизни. Конечно, многое Толстой придумывал, пользовался источниками вольно – и это единственно верная тактика для такого полотна.
Ну, а описания каждого движения истинно толстовские – полнокровные, легкие, точные, нередко натуралистичные. Его манера угадывается сразу. Толстой не любил дистиллированно благодетельных героев. Грешный человек, он любовался грешниками. Таких мастеров мало в русской литературе, во многом – проповеднической. А Толстой если и поучал, то – не с позиций святого.
Интересовался культурой Индии
Лев Николаевич с детства интересовался Востоком. Огромное влияние на него оказали книги: «Тысяча и одна ночь», «40 разбойников». В юности он даже поступил на восточное отделение филфака, правда, потом решил перевестись на юридический.
Толстой мог похвастаться обширной библиотекой, в которой было много трудов восточных писателей. Его привлекала древняя индийская философия и культура.
Любовь к Индии нашла отражение в его творчестве. Он писал рассказы и сказки, в основе которых лежали религиозные идеи Востока, занимался переводами. Также Лев Николаевич переписывался с представителями интеллигенции Востока, обсуждал с ним вопросы религии и устройства мира.
Жизнь и творчество Толстого в 60-е годы
Краткая биография Толстого Алексея Константиновича в 60-е годы может быть отмечена следующими событиями. После того, как поэт вышел в отставку, он поселился в деревне уже окончательно. Толстой жил то в Пустыньке, своем имении под Петербургом, то в Красном Роге, далеком от столицы (Черниговская губерния). Лишь изредка он приезжал в Петербург.
В 60-е годы поэт держался подчеркнуто в стороне от литературного круга, переписываясь и встречаясь лишь с некоторыми писателями (Маркевичем, Фетом, К. К. Павловой, Гончаровым). Печатался в основном в «Русском вестнике» М. Н. Каткова, реакционном журнале. Затем (в конце 60-х) в «Вестнике Европы» под редакцией М. М. Стасюлевича выходили произведения Алексея Константиновича Толстого.
В это время, в начале десятилетия, он написал драматическую поэму «Дон Жуан», а также роман под названием «Князь Серебряный», после чего три пьесы, которые составили драматическую трилогию: «Царь Борис», «Царь Федор Иоаннович» и «Смерть Иоанна Грозного» (годы создания произведений — 1862-1869). Стихи Алексея Константиновича Толстого в виде сборника, который подвел итог его поэтической работе, вышли в свет в 1867 году.
После большого перерыва Алексей Константинович во второй половине 60-х годов вернулся к балладе и написал целый ряд великолепных образцов данного жанра. Лирика Толстого Алексея Константиновича теперь занимала намного меньше места в его творчестве, чем десятилетие назад. В конце 60-х и в 70-е годы была также создана большая часть его сатир.
Замысел драмы «Посадник», повествующей об эпизоде из истории древнего Новгорода, относится к началу 70-х годов. Алексей Константинович был увлечен этой темой. Им была создана значительная часть произведения, но закончить его, к сожалению, автору не удалось. Творчество Алексея Константиновича Толстого так и не пополнилось этим интересным произведением в законченном виде.
Женитьба писателя
Льву Николаевичу Толстому начала нравиться Софья Андреевна Берс (1844-1919), которая являлась дочкой врача из Москвы. Софье Андреевне тогда исполнилось только 17 лет. Женился он в 1862 году. Ее избраннице было 18 лет. Сразу после женитьбы, Лев Николаевич переехал вместе с супругой в Ясную Поляну. Писатель всего себя отдавал семье и думал, что окончательно бросил писательскую деятельность, но в 1863 году у него появились мысли о новом произведении. Спустя несколько лет он закончил работу над романом «Анна Каренина». Не ожидая много времени, Толстой написал еще несколько произведений.
В 1910 году писатель решил отдалиться от семьи, предчувствуя свою скорую кончину. Он умер через семь дней после отъезда.
Все знакомы с творчеством величайшего писателя, однако не все знают о его потомках. Связали ли дети Льва Толстого свою судьбу, как и их отец, с литературой? Возможно, они нашли другое призвание для себя?
Если исследовать генеалогическое древо Толстого Льва Николаевича, оно получится большое и богатое на ветви.
Без отдыху пирует…
Очень многое из написанного Толстым связано с историей России. Благородство принято называть «рыцарским» и связывать с аристократическими воинскими традициями Западной Европы. Толстой возрождал в стихах благородство русской старины. Его князья и цари даже в своих злодеяниях величественны. История оживает. Мы любуемся вассальной преданностью Василия Шибанова – и горделивой повадкой князя Романа Мстиславича, который показал свой обоюдоострый меч папским легатам, оплакиваем участь князя Михайло Репнина, но и покаяние Грозного царя не оставляем без участия. Историческая баллада – коронный жанр Толстого. Тут переплелись его представления о поэтической гармонии и политические, а если угодно, историософские воззрения.
Былинный напев давался ему без натуги, «русские мотивы» Толстого – это не почвенническая экзотика, а свободное дыхание поэта. Его идеал – пушкинская «Песнь о Вещем Олеге». С Пушкиным его роднит и любовь к мажорному тону, редкое для русской поэзии умение писать жизнелюбиво. И в толстовском исполнении картины истории волнуют нас с не меньшей силой:
- Без отдыха пирует с дружиной удалой
- Иван Васильич Грозный под матушкой-Москвой.
- Ковшами золотыми столов блистает ряд,
- Разгульные за ними опричники сидят.
- С вечерни льются вины на царские ковры,
- Поют ему с полночи лихие гусляры,
- Поют потехи брани, дела былых времен,
- И взятие Казани, и Астрахани плен.
Что до историософии, Толстой видел идеал во временах киевских князей. И отстаивал свою правду весьма эмоционально: «Мною овладевает злость и ярость, когда я сравниваю городскую и княжескую Россию с Московской, новгородские и киевские нравы с московскими, и я не понимаю, как может Аксаков смотреть на испорченную отатарившуюся Москву, как на представителя Древней Руси. Не в Москве надо искать Россию, а в Новгороде и в Киеве».
Философ Владимир Соловьев, почитавший Толстого, так комментировал его концепцию: «И киевская Русь далеко не была идеальным царством света, и татарско-московский период вовсе не был такою бессмысленною напастью, такою, неведомо зачем, надвинувшейся тучей, какою представлялся он Толстому… Народное вече может казаться красивым издали, но на самом деле это было лишь разновидностью междоусобной войны, и поэтичный колокол Новгорода призывал обыкновенно не к гражданским подвигам, а просто к рукопашному бою».
Толстой, как немногие в XIX веке, стремился преодолеть распад некогда единой Руси на Великороссию и Малороссию, на центральную Россию и Украину:
- Да, он грустит, что в дни невзгоды,
- Родному голосу внемля,
- Что на два разные народа
- Распалась русская земля.
- Конца семейного разрыва,
- Слиянья всех в один народ,
- Всего, что в русской жизни живо,
- Квасной хотел бы патриот.
О Батыевом нашествии, как и о терроре Ивана Грозного, он писал с яростью: «Когда я думаю о красоте нашего языка, когда я думаю о красоте нашей истории до проклятых монголов… мне хочется броситься на землю и кататься в отчаянии от того, что мы сделали с талантами, данными нам Богом!» Это сказано в минуты отчаяния, но направление мысли – толстовское, осознанное.
Однажды он решил поучаствовать в истории не только пером. Шла Крымская война, английская эскадра направилась в Балтийское море. Толстой с графом Алексеем Бобринским в нарушение всех законов и предписаний на свои деньги снарядили плавучий партизанский отряд на быстроходной яхте, чтобы атаковать британские корабли. Майор Толстой стремился на фронт. Но по дороге в действующую армию заболел тифом. Повоевать ему так и не довелось. Может, это и к лучшему.
Путь к советскому Олимпу. «Их сиятельство — на партсобрании»
С 1923 года начинается жизнь Толстого в Москве. Первые годы он едва сводил концы с концами: по воспоминаниям Романа Гуля, то жена Толстого, то его сын прибегали «за десятирублевкой», а Российская ассоциация пролетарских писателей травила Толстого — по воспоминаниям Константина Федина, «Маяковский орал, что в РСФСР Толстой не въедет на белом коне своего полного собрания сочинений».
Советские читатели не сразу приняли фантастику, со скепсисом к творениям «красного графа» отнеслись и его коллеги – Иван Бунин, Корней Чуковский, Юрий Тынянов. И только Максим Горький сразу сказал, что эти произведения будут очень популярными.
После смерти Ленина в 1924 году советские литераторы написали коллективное письмо, в котором заявили о своей лояльности к новому руководству. Среди подписавшихся были Борис Пильняк, Валентин Катаев, Сергей Есенин и другие — и положение Толстого среди подписавшихся было едва ли не самым трудным. В тот момент его «Аэлиту» и «Гиперболоид инженера Гарина» критиковали за контрреволюционность и буржуазность.
Толстой, не обращая внимания на критику, без остановки работал — ему было необходимо заработать и средства к существованию, и репутацию у большевиков. Последнюю задачу он выполнял с помощью изображения новой действительности в своих произведениях. Сам Толстой признавал, что «будь материально обеспеченным человеком — то написал бы гораздо меньше».
Окончательная лояльность власти была доказана романом «Черное золото» и повестью «Эмигранты». В 1932 году ему было дано разрешение на выезд из СССР, и после этого Толстой все чаще стал бывать за границей. Во второй половине 1930-х годов, после смерти Максима Горького, Толстой стал писателем номер один в стране и был лицом СССР на международных культурных конгрессах. За свою работу Толстой получал различные почести от советской власти.
В 1936 году написал повесть «Золотой ключик, или Приключения Буратино» по мотивам произведения итальянского писателя Карло Коллоди «Приключения Пиноккио». Книга вошла в Золотой фонд отечественной детской литературы.
С 1936 года по 1938 год Толстой возглавлял Союз писателей СССР.
В повести «Хлеб» (1937) литератор поведал советским читателям о подвигах Иосифа Сталина при защите Царицына в период Гражданской войны. Его сразу же возвели в ранг личного друга Иосифа Сталина, Толстой стал завсегдатаем кремлевских приемов. Он был по-настоящему обласкан, стал членом Академии Наук, депутатом Верховного Совета СССР. Писателю сделали роскошный подарок – поместье в Барвихе, прикрепили автомобиль с личным шофером.
А вот в стане писателей существовало два лагеря: один выступал за него, второй – против, обвиняя Алексея Николаевича в лести и заискивании перед властями. Анна Ахматова прямо выказывала свое презрение. Осип Мандельштам однажды устроил с Толстым крупную ссору, ударив его по щеке, и объяснил свои действия так: «Я наказал палача, выдавшего ордер на избиение моей жены». Подавать в суд на Мандельштама, как его уговаривали, Толстой отказался. Но для поэта с этого момента началась череда репрессий. Вопрос о наличии причинно-следственной связи между этими двумя событиями до сих пор остается предметом дискуссий.
Современники Толстого рассказывали, что приезжавших в шикарный особняк советского классика гостей встречал пожилой дворецкий. Он торжественно объявлял гостям, мол, графа дома нет, «их сиятельство — на партсобрании».
Факты про жену Льва Толстого
Толстой стоял перед дилеммой: сделать предложение девушке Софье или её старшей сестре.
Толстой в возрасте 34 лет сыграл свадьбу с Софьей Андреевной Берс, девушке было 18 лет.
Лев Николаевич просил свою жену читать его дневниковые записи в первую брачную ночь.
Толстой поженился через десять дней после помолвки.
Супруга очень ревновала писателя ко всем девушкам, с кем общался Толстой.
Супруга Льва Николаевича вдохновила писателя на создание большинства литературных произведений.
Супруга Толстого занималась переписыванием большинства книг возлюбленного.
Супруга писателя была отличной хозяйкой, об этом Толстой любил всем рассказывать с хвастовством.
Супруга Толстого беременела 13 раз, из-за этого потом не могла уже во всем удовлетворять мужа, и тот стал изменять жене.
В браке с Софьей писатель прожил 48 лет. Первые пятнадцать лет совместной жизни они прожили хорошо, но затем у них начались ссоры и разногласия.
Супруга оценила уход Толстого из семьи как большой семейный позор.
Толстой был старше своей супруги на шестнадцать лет.
Писатель не давал прохода своей супруге до глубокой старости.
Супруга пережила Толстого на девять лет.
Начало литературной деятельности
Мать А. Н. Толстого всегда возлагала на сына большие надежды. Она была уверена, что он превзойдет ее и станет крупным, уважаемым писателем. Так оно и вышло, хотя путь к высотам был долгим и тернистым.
Творческая биография Алексея Толстого началась еще в 1907 году. Интересно, что известный советский писатель дебютировал не с прозы, а с поэзии. За авторством молодого человека вышел сборник стихов «Лирика». Книгу он издал за свой счет.
А. Толстой в начале писательской карьеры
Несколькими годами позже на свет появились произведения, объединенный мотивом русского фольклора. Стихотворения Толстого, однако, отклика ни в широких массах, ни в среде критиков не нашли. Его обвиняли в подражательстве, в первую очередь Некрасову. С 1911 он больше не прикасался к поэзии.
Вскоре после дебюта, Алексей Толстой берется за прозу. Он пробует свои силы на малых литературных формах. Меньше чем через год в свет выходит сборник рассказов под общие названием «Заволжье».
Начинающий писатель удостаивается высоких оценок критиков. Его дебют встречают благожелательно. Хорошее мнение о творчестве начинающего литератора высказывал сам Максим Горький. Однако сам Толстой оставался недоволен результатом. Он нещадно критиковал себя.
Прозаик был настоящим перфекционистом. После успешного дебюта, чтобы не слыть неучем и дилетантом, он взялся за выработку собственного литературного языка. Такого, чтобы его творчество не спутали ни с чьим другим.
Алексей Толстой в начале ХХ века
Результаты не заставили себя ждать. Следом за первым сборником рассказов вышел и второй под названием «Сорочьи сказки».
Начиная с 1911 года, Алексей Толстой берется за крупные литературные формы. Из-под пера на тот момент уже опытного писателя выходит роман «Две жизни». А уже в 1912-м — «Хромой барин».
Литератор публиковал и повести. Прославился Толстой и как драматург. Пьесы за его авторством пользовались большой популярностью у московской публики. Спектакли ставили в Малом театре и не только.
Современники поражались работоспособности писателя. Он трудился днями напролет, выпускал по нескольку проработанных произведений в год. Помимо литературной деятельности, Толстой находил время на то, чтобы посещать выставки. Не пропускал ни одной театральной премьеры.
В 1914-м начинается Первая мировая Война. Из-за проблем со здоровьем на фронт писателя не взяли. Не попав под мобилизацию, Толстой не стал сидеть сложа руки. Он сосредоточился на журналистике и публицистике. Работал в качестве военного корреспондента. Неоднократно посещал фронты, театр боевых действий, готовил авторские очерки. В этот же период писатель посетил Францию и Великобританию.
А. Толстой
Несмотря на плотную работу, Толстой не прекращал трудиться над художественными произведениями. В 15-16-м годах читатели знакомятся с тремя рассказами литератора: «Прекрасная дама», «На горе», «Под водой». А в 1916-м из-под пера писателя выходят комедии «Нечистая сила» и «Касатка».
1917-й ознаменовался сразу двумя революциями. Февральская воодушевила литератора. А вот октябрьская стала концом для царского режима. Перевернула все с ног на голову.
Под особым ударом оказались представители некогда привилегированного класса, которые лишились всего и стали фактическими врагами большевиков. Судьба многих дворян оказалась незавидной.
Ситуация становилась все более опасной. Представители творческой интеллигенции отчетливо видели, к чему идет дело.