Сергей Есенин — красивые стихи о жизни, душе и любви
Поэзия великого русского поэта Сергея Есенина никого не оставляет равнодушным. Стихи Есенина о смысле жизни, беспокойной, ищущей опоры душе или любви к женщине трогают своей пронзительностью поклонников поэта и любителей поэзии.
Думы
Думы печальные, думы глубокие, Горькие думы, думы тяжелые, Думы, от счастия вечно далекие, Спутники жизни моей невеселые!
Думы — родители звуков мучения, Думы несчастные, думы холодные, Думы — источники слез огорчения, Вольные думы, думы свободные!
Что вы терзаете грудь истомлённую, Что заграждаете путь вы мне мой?.. Что возбуждаете силу сломлённую Вновь на борьбу с непроглядною тьмой?
Не поддержать вам костра догоревшего, Искры потухшие… Поздно, бесплодные. Не исцелить сердца вам наболевшего, Думы больные, без жизни, холодные!
***
Дай, Джим, на счастье лапу мне, Такую лапу не видал я сроду. Давай с тобой полаем при луне На тихую, бесшумную погоду. Дай, Джим, на счастье лапу мне.
Пожалуйста, голубчик, не лижись. Пойми со мной хоть самое простое. Ведь ты не знаешь, что такое жизнь, Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
Хозяин твой и мил и знаменит, И у него гостей бывает в доме много, И каждый, улыбаясь, норовит Тебя по шерсти бархатной потрогать.
Ты по-собачьи дьявольски красив, С такою милою доверчивой приятцей. И, никого ни капли не спросив, Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
Мой милый Джим, среди твоих гостей Так много всяких и невсяких было. Но та, что всех безмолвней и грустней, Сюда случайно вдруг не заходила?
Она придет, даю тебе поруку. И без меня, в ее уставясь взгляд, Ты за меня лизни ей нежно руку За все, в чем был и не был виноват.
Звезды
Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звезды, таящие мысли глубокие, Силой какою вы душу пленяете?
Частые звездочки, звездочки тесные! Что в вас прекрасного, что в вас могучего? Чем увлекаете, звезды небесные, Силу великую знания жгучего?
И почему так, когда вы сияете, Маните в небо, в объятья широкие? Смотрите нежно так, сердце ласкаете, Звезды небесные, звезды далекие!
Ты ушла и ко мне не вернешься…
Ты ушла и ко мне не вернешься, Позабыла ты мой уголок И теперь ты другому смеешься, Укрываясь в белый платок.
Мне тоскливо, и скучно, и жалко, Неуютно камин мой горит, Но измятая в книжке фиалка Все о счастье былом говорит.
Поделиться статьей с друзьями!
48
Поделились
Композиция
Стихотворение состоит из семи строф, по содержанию его можно разделить на три части. В первой части поэт говорит: стыдно быть знаменитым и стремиться к славе, если на самом деле ты ничего не значишь (две первые строфы) .
Вторая часть выражает жизненное кредо поэта: художник, творец направляет свой талант в вечность, в неизвестность, стремится к достижению идеала, истины. Поэт должен оставлять свою жизнь как будто за кадром, показывая только результат своего творчества, а не свою личность (3-я – 5-я строфы).
Две последние строфы призывают быть первопроходцем в искусстве, не обращать внимания на свои временные победы, быть требовательным к себе. По мнению Пастернака, для этого необходимо обязательно “быть живым, живым и только” до самого конца. При этом его наставления нельзя воспринимать как высокомерные нравоучения – поэт сам всегда следовал тем заповедям, которые изложены в стихотворении “Быть знаменитым некрасиво…”.
Основной мотив произведения – познание и поиск себя, смысла творчества.
Краткий анализ
История создания – написанное в 1956 году, оно вошло в поэтический сборник “Когда разгуляется”, вместе с другими произведениями, написанными Пастернаком за три плодотворных года.Тема стихотворения – сущность творчества и кодекс жизни поэта.
Композиция – произведение можно разделить на три тематических части. В первой поэт рассуждает о том, что творец не должен стремиться к признанию публики, это не является целью творчества. Вторая часть раскрывает мнение о том, как именно должен жить поэт, а в последней, завершающей части композиции Пастернак говорит о том, что следование кодексу жизни в итоге приведет творческого человека к литературному бессмертию.
Жанр – философская лирика.
Стихотворный размер – сложный, Борис Пастернак использует переходы от одного размера к другому по схеме спондей — пиррихий — пиррихий — ямб.
Метафоры – “оставлять пробелы в судьбе“, “быть притчей на устах у всех“,
Эпитеты – “жизни целой“, “живому следу“, “единой долькой“.
Сравнения – “как прячется в тумане местность“.
Антитеза – “поражения – победа“.
Нобелевская премия
С 1946 по 1950 годы Пастернак ежегодно выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе. В 1958 году его кандидатура была предложена прошлогодним лауреатом Альбером Камю, и Пастернак стал вторым писателем из России (после И. A. Бунина), удостоенным этой награды. Присуждение премии воспринималось советской пропагандой как повод усилить травлю. В писательской среде этот факт тоже был воспринят негативно. Вот что по поводу вручения премии сказал Сергей Смирнов: …что они ухитрились не заметить Толстого, Горького, Маяковского, Шолохова, но зато заметили Бунина. И только тогда, когда он стал эмигрантом, и только потому, что он стал эмигрантом и врагом советского народа. Несмотря на то, что премия была присуждена Пастернаку «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа», усилиями официальных советских властей она должна была надолго запомниться только как прочно связанная с романом «Доктор Живаго», антисоветская сущность которого постоянно выявлялась в то время агитаторами, литературными критиками, лекторами общества «Знание». На Пастернака было оказано и личное давление, которое, в конечном счёте, принудило его отказаться от премии. В телеграмме, посланной в адрес Шведской академии, Пастернак писал : «В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ». Несмотря на исключение из Союза Писателей СССР, Пастернак продолжает оставаться членом Литфонда, получать гонорары, публиковаться. Из-за опубликованного на Западе стихотворения «Нобелевская премия» он был вызван к Генеральному прокурору СССР Р. А. Руденко в феврале 1959 года, где ему было предъявлено обвинение по статье 64 «Измена Родине», однако никаких последствий для него это событие не имело, возможно потому, что стихотворение было опубликовано без его разрешения. Летом 1959 гoдa Пастернак начинает работу над оставшейся незавершённой пьесой «Слепая красавица», но обнаруженная вскоре болезнь (рак лёгких) в последние месяцы жизни приковывает его к постели. Дмитрий Быков, биограф Пастернака, считает, что болезнь развилась на нервной почве во время травли и возлагает на власти ответственность за смерть Бориса Леонидовича. Пастернак умер от рака желудка 30 мая 1960 в Переделкине. Сотни людей (среди них Н. Коржавин, Б. Ш. Окуджава, А. A. Вознесенский) пришли 2 июня 1960 года на его похороны, несмотря на опалу поэта.
Для чего живет поэт?
Предназначение художника слова отличается от задач большинства людей. Всякая творческая личность обладает позволяющей ей чувствовать и воспринимать такие вещи, на которые простой обыватель просто не обратил бы своего внимания. Творец всегда чувствителен к происходящему, для него не существует ненужных мелочей. Поэт не должен постоянно заниматься чересчур обыденными вещами, иначе он потеряет самого себя. Ему требуется больше времени для того, чтобы находиться наедине со своей собственной бесконечной сущностью и осознавать значимость всего происходящего. В противном случае любой художник обречен на бесчисленные муки и страдания.
Истина представляет для него высшую ценность. Ради правды он готов терпеть временные лишения, идти к своей цели. Свобода представляет собой путеводитель поэта. Без нее никак нельзя обойтись. Только оставаясь свободным, поэт может творить и двигаться вперед к новым достижениям. Анализ «Быть знаменитым некрасиво» показывает, насколько непрост и необычен творческой личности.
19 интересных фактов о Пастернаке
- Поскольку семья Пастернаков принадлежала к интеллигенции, в их доме часто бывали известные художники, писатели и музыканты. Родители будущего поэта тесно общались с Исааком Левитаном, Александром Скрябиным, Львом Толстым, Сергеем Рахманиновым и другими.
- Первые стихотворения Бориса Пастернака были изданы в 1913 г., когда ему было 23 года.
-
После того, как в 1958 г. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе, он начал подвергаться серьезным нападкам со стороны советского руководства. По этой причине поэту пришлось отказаться от престижной награды.
- Интересен факт, что выражение «Не читал, но осуждаю» появилось в период травли Пастернака.
- В 13-летнем возрасте Борис, благодаря стараниям Скрябина, всерьез увлекся музыкой.
- За свою жизнь Пастернак написал 2 прелюдии и 1 сонату для фортепьяно.
- Знаете ли вы, что когда после падения с лошади поэт сломал ногу, его кость неправильно срослась? В результате, Пастернак до конца своих дней слегка прихрамывал, испытывая из-за этого стеснение.
- В молодости полицейские избили Бориса Леонидовича нагайками, поскольку тот по нелепой случайности оказался в толпе протестующих. Этот эпизод оказал на него такое глубокое впечатление, что позже он несколько раз упоминал о нем в своем творчестве.
- Любопытно, что изначально Пастернак хотел поступить в консерваторию, чтобы стать профессиональным музыкантом. Однако в последний момент парень передумал, отдав предпочтение философии.
- Интересен факт, что после окончания Московского университета Борис Пастернак так и не пришел за дипломом. Сегодня этот документ хранится в архивах университета.
- Во время поездки во Францию на Международный конгресс писателей у Пастернака случился нервный срыв. После этого он больше никогда не выезжал за рубеж.
- Благодаря хлопотам Пастернака, из заключения удалось освободить мужа Анны Ахматовой. В благодарность, он отправил Иосифу Сталину книгу переводов Грузинской лирики за «чудное освобождение родных Ахматовой».
- Несмотря на ряд хвалебных стихов о товарище Сталине, цензоры беспрерывно критиковали Пастернака за несоответствие эпохе.
- Любопытно, что Борис Пастернак перевел большую часть трагедий Уильяма Шекспира, которые сегодня считаются классическими.
- Над своим знаменитым романом «Доктор Живаго» Пастернак работал долгих 10 лет. Поскольку опубликовать книгу в Советском Союзе было просто нереально, впервые она вышла в Италии.
- Интересен факт, что ЦРУ бесплатно раздавало роман советским гражданам на Всемирной выставке в Брюсселе. А все потому, что книга по их мнению являлась прекрасным инструментом для антисоветской пропаганды.
- Пастернак высоко ценил грузинскую культуру, вследствие чего неоднократно посещал эту страну. Там же он переводил стихи разных грузинских поэтов.
- Борис Пастернак состоял в переписке с Мариной Цветаевой. А в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) он оказывал ее дочери материальную помощь.
- В 1986 г. на даче поэта в Переделкино был образован первый в СССР музей Пастернака.
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Творчество Бориса Пастернака
- Первые стихи Б. Пастернак пишет в 1909 году . Увлечение литераторством молодой поэт скрывает. На стадии творческих поисков он вступает в футуристическую литературную группу «Центрифуга» и принимает участие в собраниях представительства символизма – издательства «Мусагет». Определив свое направление творческих способностей, Пастернак печатается в московской литературной группе «Лирика».
- 1914 год – публикация первого сборника прозы Бориса Леонидовича «Близнец в тучах». Второй стихотворный шедевр под названием «Поверх барьера» свет увидит через три года.
- В 1921 году семья Пастернак эмигрирует в Венецию. Италия помогла раскрыть поэтический талант писателя.
- Читательскую симпатию и всеобщее признание ему подарила третья книга стихотворений «Сестра моя – жизнь», выпущенная в 1922 году , которую сам автор считал ярким выражением своих творческих мыслей.
- Становление и развитие таланта Бориса Леонидовича прошло под влиянием дружбы с Владимиром Маяковским. В 1920-27 годах они участвовали в литературной группе «ЛЕФ». В это же время публикуется книга «Тема и варриация» и начинается работа над автобиографической повестью «Спекторский».
- В конце 1920-х были дописаны авторские заметки о юности, первом чувстве любви и заграничных поездках « Охранная грамота».
- В 1931 году Борис Леонидович уезжает на Кавказ. В Грузии он пишет стихотворный цикл «Волны» книга «Второе рождение». Писатель зарабатывает на жизнь переводами известных произведений великих драматургов – У. Шекспира, Ф. Шиллера, И.Ф. Гёте.
- С 1934 году Борис Леонидович активно участвует в съездах Совета писателей. К концу 1930-х годов отношение коллег по перу к Пастернаку меняется – от него ждут лирическое воспевание советского строя, а не чувственные стихи о природе.
- В начале Великой Отечественной войны семья пастернак выехала под Казань. В 1943 году под впечатлением встречи с подразделением, освободившим Орёл, писатель напишет стихотворную прозу «Смерть сапёра», «Преследование», «Разведчики», очерк «Освобожденный город» и «Поездка в армию».
- Роман «Доктор Живаго» (1945-55 гг.) называют вершиной авторской прозы. Прототипом образа главной героини была выбрана О. Ивинская – работница журнала «Новый мир», с которой у Пастернака был роман. В России произведение восприняли как оппозиционное. За пособничество в распространении О. Ивинская подвергнута репрессиям и осуждена на 4 года колонии.
- Впервые резонансная проза «Доктора Живаго» напечатана итальянским издателем Д. Фельтринелли в 1958году . История жизни интеллигенции на фоне драматических событий XX столетия, рассказанная посредством биографии доктора-поэта восторженно принята зарубежными критиками. В том же году, по протекции французского писателя А. Камю, Борис Леонидович был награжден Нобелевской премией.
- Советская власть поняла, что награда была выдана автору за «антисоветскую» пропаганду и ответила Постановлением ЦК КПСС « О клевете романа Б. Л. Пастернака». А газета «Правда» выпустила тираж с фельетоном, где «Доктора Живаго» именовали прозаичным мусором. Пастернак был исключен из Союза писателей с запретом на выезд и переписку с заграничными издателями. От позорной депортации из России автора спасло письмо «покаяние» под диктовкой спецслужб и звонок Н. Хрущеву от индийского премьер-министра.
- 1987год – Бориса Леонидовича посмертно реабилитируют и восстановят его членство в писательском союзе.
- Последний цикл стихотворений «Когда разгуляется» написан Пастернаком в 1956-59 годах.
Значение писательской деятельности
Александр Сергеевич является основоположником реалистической литературы в России. В работах с безмерной яркостью представлены самые лучшие черты русского человека. Пушкин — это дух России, не каждые сто лет рождается такой масштабный деятель и новатор. Поэт формировался под влиянием творчества великих умов: Вольтер, Руссо, Державин, Карамзин.
Новаторство Александра Пушкина
Основные темы стихотворных трудов — это любовь, поиск смысла жизни, искусство. Литературные работы о дружеских отношениях и привязанности сердца поражают чистотой и искренностью, мягкостью и душевностью.
Писатель исключительно радовался гармонии и согласию природы. Он восхищался красотой. Друзья для русского классика много значили. На протяжении всей жизни он дружил с лицейскими товарищами Пущиным, Кюхельбекером, Дельвигом и другими. Многие стихотворения посвящены именно друзьям-единомышленникам. Каждое очередное творение писателя становилось событием. О нём велись беседы, его переписывали в свои тетради.
Чувство любви не оставляет Александра Сергеевича на его дороге жизни. Оно не позволяет погружаться в отчаяние, поддерживает и подбадривает. Любовные прореживания представляют собой для русского поэта работу души.
Прекрасное романтическое произведение о любви — это «Я помню чудное мгновение». Автору удаётся подобрать волшебные слова, чтобы создать прелестный образ девушки и описать небывалую власть любви над человеческим сердцем. Любовь у Пушкина истинная и подлинная. В ней нет корысти и эгоизма. Это чувство простое и нравственно красивое. Поэтическое произведение «Мадонна» написано для супруги автора Н. Н. Гончаровой.
В литературных работах А. С. Пушкина основной герой — это живой персонаж со всеми слабостями и недостатками. Писатель отрицает романтизм. В его творчестве имеет значение обычный и усреднённый человек. Сюжетные линии в художественных произведениях разнообразны. Автора интересуют не какие-то особенные детали и временные отрезки, а весь жизненный путь в целом. Примечательно, что у русского классика отсутствуют крупные по объёму литературные труды. Наиболее длинный — «Капитанская дочка», размещённая на ста страницах.
Вклад в развитие литературы
В основном прозаическое творчество отличается особенной чёткостью построения сюжета. Произведение состоит из глав, либо текст без затруднений разделяется на смысловые отрезки, каждый из которых можно воспринимать как обособленную часть.
В книгах нередко ярко выражены и чётко очерчены вступление и заключение. В начале обычно представлена предыстория для дальнейших событий или описание главных действующих лиц. В заключении повествуется о том, каким образом сложилась судьба у героев в дальнейшем. В этом состоит ритмичность формы прозы Александра Пушкина. Бывает, что автор оставляет произведение без заключения. Это делается для того, чтобы финал оставался открытым, и читатель сам мог ответить на появившиеся у него вопросы.
Писателем поднимаются риторические философские вопросы, на которые нет однозначных ответов. Интересным литературным приёмом выступает продевание стихотворениями прозы. Особенно он встречается в «Повестях Белкина».
Наиболее важные и значимые для мировой литературы работы автора — это, разумеется, драмы. В завершённом виде составлено только лишь пять пьес. Пушкин-драматург задавался вопросами о политической стороне жизни и о социальной. В своей творческой лаборатории автор поднимает злободневные темы о необходимости для России революции, об отсталости самодержавного строя, о крепостничестве. По мнению поэта, русский народ должен самолично воспринять проблемы и бороться за свои права.
Автору всегда была особенно любопытна людская душа, предающаяся какой-нибудь страсти. Личность великого русского классика остаётся навсегда загадкой для читателя. С годами она становится всё таинственней, потому что всё дальше отстраняется эпоха царской России, где жил и творил свои проекты культовый писатель.
Характеристика деятельности Александра Пушкина:
- поэт;
- прозаик;
- драматург;
- критик;
- публицист;
- теоретик литературы;
- историк.
Своими сочинениями и творчеством Пушкин известен во всём мире, его можно назвать символом русской литературы и русской культуры. Его божественный дар был отмечен даже врагами.
Исключительность гения поэта, его проникновение в другие культуры и иные эпохи явили неизмеримое многообразие сотворённого им литературного мира. Работы образуют общее целостное единство, которое можно сопоставить с одним обширным художественным произведением, где основная тема — это судьба человека.
Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво» Пастернака
Творческая судьба Б. Пастернака была очень непростой. Его произведения не укладывались в стандарты советской идеологии. Поэт и писатель постоянно подвергался разгромной критике. Его творчество было под негласным запретом. На родине публиковалась лишь незначительная часть произведений, подвергнутая строжайшим цензурным исправлениям и искажениям.
Несмотря на это Пастернак всегда оставался верен своим убеждениям. Он никогда не подстраивался под официальные требования, считая, что долг и священная обязанность настоящего писателя – оставаться предельно искренним и выражать действительные, а не навязанные кем-то мысли. Лучшие произведения Пастернака нелегально распространялись в списках и публиковались за рубежом.
Немногие литераторы разделяли убеждения Бориса Пастернака. Большинство предпочитало создавать бездарные произведения, главным критерием для которых выступали лояльность к власти и восхваление вождей. Такая макулатура объявлялась «шедеврами» мировой литературы, а ее авторы пользовались искусственным почетом и уважением.
В 1956 г. Пастернак написал стихотворение «Быть знаменитым некрасиво», в котором выразил свое мнение об истинном призвании писателя. Главной целью литератора он считает не достижение славы и успеха, а максимальную самоотдачу и бескорыстное служение искусству. В советское время было очень распространены объемные мемуары, не представляющие никакой художественной ценности. «Культ личности» глубоко укоренился в сознании. В стране, официально провозглашающей всеобщее равенство и братство, были популярны произведения, в которых авторы бесконечно возвеличивали свою роль и заслуги в жизни.
Пастернак резко критикует такую позицию. Он считает, что человек не в состоянии оценить собственное значение. Его оценка всегда будет носить субъективный характер. Поэтому надо не выпячивать свои дела, а наоборот, «окунаться в неизвестность». Только будущее способно вынести окончательный приговор человеку и справедливо рассмотреть его жизненный путь.
В финале произведения Пастернак закрепляет свою мысль. Вместо создания себе ложного ореола славы, способного обмануть современников, но не будущие поколения, писатель должен оставаться живым человеком и признать, что ему присущи человеческие пороки и слабости.
Время доказало правоту писателя. Многие «мастера» советской прозы выброшены на свалку истории. Пастернак же признан величиной мирового масштаба, достойным обладателем Нобелевской премии по литературе.
Личная жизнь Бориса Леонидовича Пастернака
В 1922 года в браке с Евгенией Лурье у писателя родился сын Женя. Чтобы прокормить семью Пастернак переводит европейскую поэзию – П. Верна, Р. М. Рильке, Д. Китса.
С Евгенией отношения не сложились. Уже после смерти отца, сын расскажет о родительских разногласиях – «они не могли спокойно переносить семейный быт, оба были слишком впечатлительные».
Вторая любовь Пастернака оказалась той самой, о которой слагают легенды. В 1927году произошло случайное знакомство поэта и Зинаиды Нейгауз. После встречи мужчина понял, что нашел женщину, ради которой хочется жить и творить. Дальше состоялось неприятное объяснение с мужем Зинаиды, музыкантом Генрихом Нейгауз. Любовный треугольник длился три года и закончился совместным отъездом пылких влюбленных в Грузию. Через шесть лет у пары родился сын Леонид, затем Станислав.
«Овеянное… прелестью поселение»
Сегодня Переделкино — дачный поселок с признаками «элитного». Самое простое — доехать до него на электричке от Киевского вокзала и выйти на одноименной станции. Правда, дальше направление движения придется уточнять у прохожих — на самой станции и вокруг никаких указателей, как пройти до знаменитого поселка, нет.
Неспешным шагом от станции до пастернаковской дачи можно дойти за полчаса: вниз к речке Сетунь, прямо через мост, вверх по улице Погодина, мимо Дома творчества… наконец далее, справа через дорогу, будет долгожданный указатель «Дом-музей Б.Л.Пастернака». Сворачиваете к нему и идете по улице Павленко до дома №3. Вопрос о том, почему улица не названа в честь самого знаменитого ее жильца, можно считать открытым.
В Переделкине Пастернак жил с 1936 года, но в доме, где сейчас находится музей, он поселился весной 1939 года.
«Это именно то, о чем можно было мечтать всю жизнь. В отношении видов, приволья, удобства, спокойствия и хозяйственности, это именно то, что… настраивало поэтически. Такие, течением какой-нибудь реки растянутые по всему горизонту отлогости (в березовом лесу) с садами и деревянными домами с мезонинами… овеянное какой-то неземной и завидной прелестью поселение. И вдруг жизнь так повернулась, что на ее склоне я сам погрузился в тот, виденный из большой дали мягкий, многоговорящий колорит», — восторженно писал Пастернак отцу.
Несмотря на то, что все эти годы «к Пастернаку» шли почитатели, официальные власти не разрешали создать на даче мемориальный музей. И все-таки это произошло — 10 февраля 1990 года, в день столетия Пастернака, в доме №3 по улице Павленко открылась мемориальная экспозиция. Обстановка переделкинского дома осталась такой же, какой была при жизни Бориса Леонидовича. Письменный стол, лампа, книжная полка…
Дом-музей Бориса Пастернака. Фото с сайта Государственного литературного музея
Пастернаки жили очень просто — не богато, но и не бедно по тем временам — а именно просто. Сам Борис Леонидович любил говорить, что интерьер писательского дома должен состоять из письменного стола, стула и кровати — все остальное додумает его воображение. Именно так он и жил — аскетизм, подчеркнутый, как бы мы сейчас сказали, минимализм сразу бросается в глаза.
Зимой тут обычно немноголюдно, но сотрудники музея говорят, что даже в будни есть желающие неспешно пройтись по комнатам поэта. Есть и дни «неотменяемых» тематических экскурсий — один из сотрудников заранее определяется с темой рассказа, назначает день проведения, и даже если в назначенный день придет всего один человек, экскурсию проведут только для него.
Зато примерно с середины весны и до середины осени поток посетителей, зрителей и слушателей возрастает многократно. И так легко представимый «музейный быт» — тишина, шепот и «спящие» бабушки-смотрительницы — испаряются вовсе. В ином столичной офисе в деловом центре можно окунуться в большее спокойствие, чем в доме-музее Пастернака в «высокий сезон».
Многие годы суета и приглушенное шуршание посетителей наполняли этот дом новой жизнью. И тем удивительнее, что в год 30-летия музея, 130-летия поэта и 60-летия со дня его смерти (так уж совпали эти даты), несмотря на десятки запланированных встреч, экскурсий и праздничных мероприятий, здесь царит — до времени — абсолютная тишина…