Дельфы, святилище аполлона и дельфийский оракул

Кастальский ключ

По дороге от святилища Аполлона к святилищу Афины горный склон делает изгиб, и в этом месте с гор стекает ручей, известный как Кастальский ключ.

В водах этого источника пифия омывалась перед произнесением пророчеств. Вода его приносит вдохновение, поскольку течёт с горы Парнас, где обитал Аполлон и музы. О «кастальской влаге»  мечтали поэты, в том числе Пушкин и Байрон. Байрон даже купался в нём.

Сейчас искупаться в источнике нельзя — он огорожен сетчатым забором. А вот испить воды вдохновения вполне можно. Мы приобщились, попив воды, и даже набрали бутылку с собой в надежде на творческие успехи.

Дельфы – очень яркое и самобытное место, и для знакомства с античной Грецией его видеть просто необходимо: и для того, чтобы приобщится к священному для эллинов месту, «подпитаться» энергией, питавшей греческую цивилизацию, и чтобы посмотреть на шедевры архитектуры и искусства, и чтобы полюбоваться замечательными горными пейзажами. Дельфы обладают мощной энергетикой и оставляют очень сильное впечатление.

Аренда авто в Греции, прокат машин от 10 евро в день! (localrent.com). Низкие депозиты, русскоязычная поддержка.

Травелата

  • Скидка 300 руб. на туры от 20 000 руб. — по промокоду AF300putevye
  • Скидка 500 руб. на туры от 40 000 руб. — по промокоду AF500putevye
  • Скидка 1000 руб. на туры от 60 000 руб. — по промокоду AF1000putevye

новогодние промокоды (до 31.01.2023 включительно)

  • Промокод SantaAF3000 даёт скидку в 3000 рублей на туры от 100 000 руб.
  • Промокод SantaAF4000 даёт скидку в 4000 рублей на туры от 140 000 руб.

Свои путешествия я организую с помощью этих сервисов:

  • авиабилеты — Aviasales
  • жилье — Островок и Суточно
  • туристическая страховка — Cherehapa
  • такси/трансфер — KiwiTaxi или intui.travel
  • прокат авто — LocalRent, Economybookings и Rentalcars
  • экскурсии — Tripster и Sputnik
  • туры — Travelata и YouTravel.Me

Ещё…

Местоположение

В широком смысле под Парнасом разумеется горная цепь, начинающаяся от Эты и направляющаяся к юго-востоку, как граница Локриды и Беотии с Фокидой.

Высшая точка — Дельфийский Парнас, с вершинами Лиакура (греч. Λιάκουρα, в античную эпоху Ликорея (Λυκώρεια); 2457 м) и Геронтобрахос (Γεροντόβραχος — старая скала; 2395 м), вследствие чего он называется двухвершинным. Парнас покрыт лесом, а вершины его — снегом. При дельфийском храме было много ущелий и обрывов; у подножия крутого утеса Гиампеи находился известный Кастальский источник, посвящённый Аполлону и музам, вследствие чего и сам Парнас считался местопребыванием муз. В этом месте почитались музы Касталиды (Κασταλίδες) и музы Парнасиды (Παρνασσίδες).

По ущелью длиной 5 километров между Парнасом и горой Кирфи, расположенной к югу от Парнаса и к северу от Коринфского залива, протекает река Плистос. Бока этого ущелья круто спускаются. По долине Плистоса проходила Схистийская дорога в Давлиду и Стириду.

Это интересно: 3511,ПАРК (Park) Мунго (10.9.1771-1806)

Не только оракул: Дельфы как центр мира

Дельфийский храм был известен не только как обитель предсказательницы будущего. По легенде, именно здесь находился центр тогдашнего мира, попросту именуемый Пуп Земли. Фактически Пупом Земли именовалось не просто место, а конкретный предмет — Омфал, большой камень, которые, по легенде, Зевс сбросил на Землю в том месте, где столкнулись два орла, летящих с разных концов света. По другой версии, Омфал был тем самым камнем, который проглотил вместо младенца-Зевса его отец, Кронос, поедавший своих детей из-за пророчества, что одному из них суждено отобрать у него власть над миром и остальными богами. Камень-омфал хранился внутри храма, а по бокам от него располагалось два золотых орла — две статуи, напоминающие о происхождении святыни.

В каком-то смысле Дельфы действительно стали центром античной Греции. Жрецы Дельфийского оракула были влиятельной силой — сюда приходили спрашивать совета даже государственные деятели перед важными политическими и экономическими решениями. В руках жрецов были сосредоточены многие ниточки управления обществом — ничто не мешало им интерпретировать волю богов согласно собственным желаниям. Древние историки приводят несколько известных примеров лжепророчеств, совершенных в корыстных целях жрецов. Правда, они же свидетельствуют и о том, что боги не терпят обмана, и для всех участников подобные сделки заканчивались несчастьями вплоть до смерти.

Храм Дельфийского оракула

Согласно древнегреческой мифологии изначально на месте храма, располагалось святилище богини Геи. По легенде, прежде чем основать свой храм, Аполлон убил охранника святилища Геи – дракона Пифона (откуда и название «пифия»).

Победившему Аполлону понадобились жрецы для новообразованного храма. Тогда он перевоплотился в дельфина (отсюда название «Дельфийский») и бросился в море на поиски. Вскоре он приблизился к критскому кораблю и предложил морякам стать жрецами в его храме.

Пифия на картине Джона Кольера

Эти мореходы стали первыми жрецами в Дельфийском храме, который был назван так в честь явления Аполлона в образе дельфина. При этом первой пифией стала дочь Аполлона – Фемоноя. В ту эпоху, перед тем как отправляться в крупные военные походы, цари и военачальники приходили к оракулу.

Они задавали ему вопросы, желая узнать исход сражений или то, как война отразится на экономике государства. Тогда Аполлон почитался как покровитель колониальных кампаний. Позднее, дельфийские жрецы поспособствовали переносу оракулов Кумской сивиллы в Рим, оказывая эллинское влияние на местную религию и традиции.

Задать вопрос оракулу стремились разные правители, готовые преодолевать огромные расстояния ради общения с пифией. Любопытно, что царь Мидас даже подарил святилищу золотой трон.

Сюда приходило огромное число паломников. При этом спрашивать что-либо у Дельфийского оракула можно было только в определенные даты, и только после выполнения ряда очищающих ритуалов. Вдобавок к этому, пифии следовало преподнести жертвоприношение и соответствующую плату.

Внутри святилища находилось место – адитон, которое оставалось недоступным для посетителей. Тут была установлена золотая статуя Аполлона и разные принадлежности. Под адитоном находился саркофаг, где якобы хранился прах змея Пифона.

Пифия отказывалась предсказывать людям, чье имя было очернено преступлениями. Перед тем как отвечать на вопросы посетителей, она совершала омовение в Кастальском источнике, после чего надевала на голову лавровый венок.

Затем жрица спускалась в адитон испить из источника, прожевать лавр и сесть на треножник. Вдыхая пары из расщелины она впадала в наркотический транс, начиная бормотать разные фразы, которые затем расшифровывали жрецы. Примерно таким образом и рождались дельфийские предсказания.

Согласно мифам в святилище располагался центр мира. Фактически центром земли был конкретный предмет – Омфал. Он представлял собой огромный камень, который Зевс бросил на землю.

В определенном смысле Дельфы стали центральным местом эллинской Греции. В руках жрецов сосредотачивались серьезные рычали влияния обществом. Они могли по своему усмотрению интерпретировать «волю богов», действуя в корыстных целях.

Дельфийский омфал

Известен случай, разговора пифии с богатым лидийским царем Крезом, который собирался воевать с персами. Пифия сказала, что если он перейдет реку Галис, то погубит великое царство. В результате, царь воспрял духом и отправился в поход, но был разбит персами.

Когда разъяренный Крез пожаловался Дельфийскому оракулу тот ему ответил, что пророчество не уточняло, чье конкретно царство будет разрушено. Таким образом, с помощью лукавства, пифия вышла «сухой из воды».

Благодаря археологическим раскопкам удалось установить, что еще до начала эллинской культуры на месте Дельфийского оракула уже располагалось святилище. Принято считать, что храм был построен на рубеже 9-8 веков до н.э., тогда как пиком его популярности был период с 7 по 5 век до н.э.

Свою значимость Дельфийский оракул утратил в 4 веке н.э., когда принявший христианство римский император Феодосий распорядился закрыть языческий комплекс.

Теперь вы знаете, что представляет собой Дельфийский оракул. Если вам нравится история или тайны человечества, подписывайтесь на сайт interesnyefakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Ссылки

  1. ^ Миддлтон, Дж. Генри (1888). «Храм Аполлона в Дельфах» . Журнал эллинских исследований . 9 : 283–289. дои10.2307/623677 . ISSN  0075-4269 . JSTOR   .
  2. ^ Министерство культуры и туризма Греции, 10-й Эфорат доисторических и классических древностей, с информационной таблички в храме.
  3. ^ Коул, Сьюзан Геттель (2004). Пейзажи, пол и ритуальное пространство . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. стр. 71–76.
  4. «Словарь греческих и римских биографий и мифологии, Пакарий, Децим, Питей, Пифон» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 13 декабря 2021 г. .
  5. ^ Дж. Генри (1888). «Храм Аполлона в Дельфах» . Журнал эллинских исследований . 9 : 282–322. дои10.2307/623677 . ISSN 0075-4269 . JSTOR .
  6. ^ Сурвину-Инвуд, Кристиана (1979). «Миф о первых храмах в Дельфах» . Классический квартал . 29 (2): 231–234. doi10.1017/S0009838800035874 . ISSN 0009-8388 . JSTOR .
  7. «Павсаний, Описание Греции, Фокиды и Озолианских Локров, глава 5» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 13 декабря 2021 г. .
  8. «Гимн 3 Аполлону, строка 286» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 13 декабря 2021 г. .
  9. ^ «Дельфы, Наксийский сфинкс (скульптура)» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 13 декабря 2021 г. .
  10. «Храм Аполлона — место археологических раскопок в Дельфах» . Проверено 14 декабря 2021 г. .
  11. «Геродот, Истории, книга 5, глава 62» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 13 декабря 2021 г. .
  12. ↑ Элиза Г. Уилкинс , ΠΑΡΑ ΔΑΤΗ в литературе, классическая филология, том 22, номер 2 апреля 1927 г., стр. 121 https://www.journals.uchicago.edu/doi/abs/10.1086/360881
  13. ^ Труди Ринг, Роберт М. Салкин, Шарон Ла Бод, Международный словарь исторических мест: Южная Европа ; стр. 185;
  14. «Храм Аполлона в Дельфах» . Древняя Греция.org . Древняя Греция.org . Проверено 2 октября 2017 г.
  15. Латте, Курт (1940). «Пришествие Пифии» . Гарвардское теологическое обозрение . 33 (1): 18. doi10.1017/S0017816000018642 . ISSN 0017-8160 . JSTOR .
  16. ^ «Раскопки в Дельфах» . Научный американец . 100 (20): 373–374. 1909. ISSN 0036-8733 . JSTOR .
  17. ^ Селтман, Чарльз (1951). «Дельфы I: Пифийский Аполлон». История сегодня . 1 (8): 15–18 — через EBSCOHost.
  18. Миддлтон, Дж. Генри (1888). «Храм Аполлона в Дельфах» . Журнал эллинских исследований . 9 : 297. doi10.2307/623677 . ISSN 0075-4269 . JSTOR .
  19. ^ Дж. Генри (1888). «Храм Аполлона в Дельфах» . Журнал эллинских исследований . 9 : 304–306. дои10.2307/623677 . ISSN 0075-4269 . JSTOR .
  20. 1978, стр. 196–227; Маурицио 2001, стр. 38–54.
  21. ^ Бур, Дж. З. Де Хейл, младший (01.01.2000). «Геологическое происхождение оракула в Дельфах, Греция» . Геологическое общество, Лондон, специальные публикации . 171 (1): 399–412. doi10.1144/GSL.SP.2000.171.01.29 . ISSN 0305-8719 . S2CID .
  22. Уиттакер, ЧР (1965). «Дельфийский оракул: вера и поведение в Древней Греции: и Африке» . Гарвардское теологическое обозрение . 58 (1): 23–27. doi10.1017/S0017816000019040 . ISSN 0017-8160 . JSTOR .
  23. «РАСКОПЫ — Археологические раскопки Дельфы — Дельфийский музей» . Проверено 14 декабря 2021 г. .
  24. Вандерпул, Юджин (1949). «ДЕЛЬФИ» . Археология . 2 (2): 66–68. ISSN 0003-8113 . JSTOR .

Что такое Дельфийский оракул?

Согласно греческой мифологии, это святилище основал сам бог Аполлон, он хотел, чтобы в нем оракул предвещал людям волю самого главного бога — Зевса. Но получилось по-другому.

Популярность Дельфийского оракула

Рост популярности Дельфийского оракула начался примерно в 1600 году до нашей эры и своего пика достиг к V веку до нашей эры.

Прослышав об удивительных пророчествах, которые якобы всегда сбывались, к горе Парнас прибывали люди не только из Эллады, но и из других частей света.

Шли пешком, ехали на мулах, плыли на кораблях и по тропинкам пробирались высоко в горы. И несли с собой дорогие подарки. Посещение храма, желание услышать пророчества требовали ценных подаяний.

Развалины храма Аполлона в Дельфах

Среди посещавших храм были и именитые люди, заморские короли, принцы, а также скрывавшие свою деятельность придворные астрологи.

Все они приносили с собой изделия из слоновой кости, золота, серебра, драгоценных камней. Это были статуи, вазы, дорогие ковры, одежды, украшения.

По дошедшим до нас сведениям, храм был уставлен золотыми статуями, серебряными ритуальными сосудами, греческими вазами из коричнево-черной керамики с росписью на темы подвигов греческих богов.

Все это богатство свидетельствовало о величии и процветании храма.

Площадка для самого оракула была выбрана особая, в окружении скал, обилии зелени, множества источников, природных расщелин и пещер.

Согласно греческому мифу, в этих местах Аполлон убил злого змея Пифона, который преследовал его мать еще до его рождения, и здесь же закопал останки чудовища.

Плоть зловредного змея медленно разлагалась, и из каменных расщелин, из его могилы еще долгие времена исходили дурманящие пары. Если человек усиленно вдыхал воздух с этими испарениями, то у него наступало головокружение, он впадал в транс и нередко начинал говорить что-то не очень вразумительное.

Эту бессвязную речь жрецы толковали так, как им было выгодно.

Предварительно они расспрашивали гостя, откуда он прибыл, что хочет узнать о своем будущем или о будущем своей страны, или же об исходе предстоящей битвы.

Выведав эту информацию у гостя, жрецы, не мудрствуя лукаво, предсказывали события так, как это было выгодно гостю. Случалось, правда, что они запугивали гостей.

Особенно из числа тех, которые принесли, на их взгляд, не очень щедрые подарки.

Камень Сивиллы в дельфах

История

Амфитеатр

Археологические раскопки, проводимые с конца XIX века, показали, что Касталийское ущелье было заселено с середины II тысячелетия до н. э., a религиозная значимость Дельф уходит корнями в Микенское время. Мифы о Пифоне свидетельствуют о доаполлоновском культе, о догреческих истоках оракула. Святилище возникло, возможно, еще на рубеже Х—IX веков до н. э. Дельфийский оракул был одним из древнейших, но позднее додонского. Ещё Гомер в Илиаде пишет о «храме Феба пророка в Пифосе, утёсами грозном». Павсаний (Описание Эллады) рассказывает о четырёх последовательно построенных храмах: из лаврового дерева, из воска и перьев, из меди и камня.

Каменный храм, построенный, по преданию по желанию Аполлона зодчими Агамедом и Трофонием в середине VII века до н. э., сгорел в 548 году до н. э. и был заменён новым, построенным с большим великолепием в дорийском стиле дельфийскими амфиктионами (постройка им обошлась в 300 талантов), он был разрушен землетрясением в 373 году до н. э. Нынешние руины являются остатками сооружения 369—339 годах до н. э. Так как Аполлон считался покровителем колониальных экспедиций и вновь основанных городов, то перед началом новой экспедиции было принято обращаться к оракулу. Благодаря этому храм Аполлона стал своеобразным центром греческой колониальной политики, которую в изрядной степени контролировали жрецы оракула. В подданство принимались вновь создаваемые храмы в разных концах Средиземного моря. Были налажены отношения с этрусской династией Тарквинеев в Риме через посредство куманского храма. После падения этой династии (510 год до н. э.) дельфийские жрецы, способствуя перенесению оракулов Кумской сивиллы (сивиллиных книг) в Рим, смогли оказать воздействие на постепенную эллинизацию римской религии.

Расцвет Дельфийского оракула приходится на VII—V века до н. э. По всем важным вопросам государственной и личной жизни было принято обращаться к оракулу. Был осуществлён политический союз со Спартой, которая стала светским мечом храма[прояснить]. В Дельфы спешили посольства с богатыми дарами из многих царств Древнего мира. Мидас преподнёс в подарок храму золотой трон. Крёз был поклонником дельфийского Аполлона. Ослабление влияния храма началось со времени греко-персидских войн, когда Дельфы приняли сторону персов, надеясь стать религиозным центром Персидской империи. Но ещё во времена римского владычества в храме хранились денежные вклады из разных районов Средиземноморья. Сокровищницы афинян и других городов и государств Греции украшали священные участки в Дельфах и частично сохранились до сих пор как образцы античной архитектуры.

Храм неоднократно был разграблен, горел во время нашествия галлов в 279 году до н. э., а при императоре Феодосии (391 год н. э.) его окончательно закрыли.

К. К. Зельин отмечал своеобразие местных отношений в Дельфах, в отличие от остальной Греции.

По мнению В. Тарна, Дельфы всегда стояли на страже гуманности. Однако Ф. Бёмер считает прямо наоборот, полагая, что у тамошних жрецов вообще отсутствовала «человечность» в современном смысле этого слова.

Пифия

Люди стекались со всех греческих земель в Дельфы, чтобы пообщаться с пифией и узнать грядущие события. Сами пифии появились не позднее VIII века до н. э. и вещали людям до IV века нашей эры. Они считались самыми авторитетными оракулами в Древней Греции. О том, как их выбирали, известно мало. Скорее всего, очередную пифию назначали после смерти предшественницы из числа жриц храма. Такая женщина должна была быть уроженкой Дельф, вести праведную жизнь, иметь хороший характер и прекрасное образование.

Если претендентка на роль главной жрицы состояла в браке, то став пифией, прекращала все свои супружеские обязанности. Её происхождение и возраст не имели принципиального значения. Она могла быть и бедной, и богатой, и старой, и молодой. Что же касается статуса, то роль пифии считалась вершиной карьеры для греческой женщины. Жриц освобождали от налогов, они могли владеть любым имуществом, а жильё и денежное содержание предоставляло государство.

В разные периоды времени количество пифий различалось. Чаще всего их было трое. При этом две пророчествовали, а одна находилась в запасе. Только один день в месяц главная жрица вещала людям. После такого дня она была полностью психологически и физически истощена. По словам Плутарха, жизнь пифий была короткой. Они быстро умирали, не выдерживая огромного напряжения.

Как осуществлялись предсказания пифии

Пророческих дар у главной жрицы развивался в результате отрешения от мирской жизни. Перед предсказанием она три дня постилась и омывалась в Кастильском источнике (священный родник на горе Парнас). Прежде чем выйти к просителям, надевала роскошные одежды, а на голову возлагала лавровый венок. После этого жевала лист священного лаврового дерева или другого растения (олеандр, белена, рододендрон), обладавшего определённым наркотическим действием.

Выходила в священную комнату и садилась на треножник, сделанный из меди (по другой версии он был выполнен из чистого золота или позолочен). Под треножником в полу находилась расщелина. Из неё выходили ядовитые пары, дурманящие мозг и вызывающие галлюцинации. Проситель обращался с вопросом, а впавшая в иллюзорное состояние женщина начинала давать ответы. При этом она произносила бессвязные фразы.

Пифия выдаёт предсказание

Рядом стояли мужчины – жрецы. Бессмысленные слова пифии они облекали в более-менее ясные выражения. Эти туманные и двусмысленные фразы и доводились до просителя. Такое описание пророчества давали в первой половине XX века многие специалисты.

Однако в наши дни Дельфийский оракул предстаёт в несколько ином свете. Дело же в том, что вся информация о пророчествах пифии была получена от Плутарха, который несколько лет председательствовал в качестве жреца с высоким статусом в Дельфах. Он заявлял, что пророчества связаны с парами весенних вод, протекающих под храмом Аполлона.

Но в конце XX века археологи не нашли никаких расщелин на месте развалин святилища и никаких условий для образования какого-либо природного газа, вызывающего галлюцинации. А таковыми могли быть этилен или метан. В то же время более поздние исследования, датируемые 2001 годом, дали доказательства присутствия в близлежащих к святилищу водах галлюциногенного углеводорода. Но его концентрация была ничтожной.

С учётом частых землетрясений в этой зоне можно допустить, что 2,5 тысячи лет назад имелись каналы в породах, по которым галлюциногенный углеводород мог поступать наружу. И такие каналы проходили как раз под храмом Аполлона. Однако некоторые дотошные исследователи утверждают, что пифия вовсе не вдыхала пары, исходящие из земных недр. Скорее всего, она употребляла небольшие дозы змеиного яда, который по своим свойствам совпадал с галлюциногенным веществом. А таких змеиных ядов, влияющих на эмоциональное и психическое состояние человека, очень много.

Одним словом, гипотезы есть, но по сей день неясно, как в Дельфах выдавались пророчества, причём с высокой степенью точности. Доказательством этому служит хотя бы то, что люди на протяжении многих веков искренне верили в магическую силу Дельфийского оракула. Даже Александр Македонский посещал храм Аполлона и просил пифию предсказать будущее.

Всерьёз воспринимали святилище в Дельфах такие люди как Эсхил, Клемент Александрийский, Аристотель, Диоген, Геродот, Диодор, Овидий, Павсаний, Пиндар, Софокл, Страбон, Плутарх, Платон и многие другие выдающиеся люди древности. Все они искренне верили в пророчества пифий, но в то же время не надо забывать, что они являлись детьми своего времени. А это была эпоха мифов, легенд, преданий и сказочных подвигов могущественных богов, обитающих на Олимпе.

Евгений Серов

Где находится гора Парнас

Нынешняя точка отсчета — одноименный курорт, очень полюбившийся столичным жителям: от Афин он находится на удалении всего 150 километров. В целом же гора Парнас в Греции лежит на северном побережье и исполняет роль природной границы между Локридой, Фокидой и Беотией. Географически эта горная цепь принадлежит к центральной Греции.

Хотя здешнюю природу нельзя назвать нетронутой, так как тут расположена лыжная станция над Араховой и все сопутствующие сооружения. Самый лучший маршрут для пеших прогулок – от Дельф к Корикийской пещере (с апреля по ноябрь, но не в середине лета, можно выходить не на рассвете) и более трудное восхождение на вершину Льякура (только с мая по октябрь).

При намерении обследовать гору более детально стоит приобрести карту издательства Road Editions № 42 под названием «Парнас» или карту Anavasi № 1, которая тоже называется «Парнас», подобное капиталовложение окупится, хотя ни та, ни другая карты не свободны от погрешностей. К карте «Road» приложена брошюра с описанием маршрута похода к Корикийской пещере.

Кто были жрецы-толкователи?

Жрецами Аполлона были только мужчины. Мэнли П. Холл пишет, что рядом с пифией стояло пять жрецов, которые запоминали даже самые незначительные детали поведения пифии. Эти жрецы выбирались пожизненно и, как правило, были прямыми потомками Девкалиона.То есть их круг был строго ограничен определённой династией. И профессия толкователя передавалась по родству.

Самый дискуссионный вопрос, по которому специалисты по античной истории не могут прийти к единому мнению, это вопрос о причинах появления у пифии пророческих способностей, хотя на наш взгляд намного важнее вопрос о том: кто толковал её бормотания.Одни считают, что девушка пророчествовала под влиянием исходящих из трещины в земле газов, другие ищут источник вдохновения в лавре, который жевала пифия и в воде Кастальского источника. Один из немецких исследователей этого вопроса сам жевал листья лавра, но вдохновение к нему так и не пришло.

Сторонники психологического объяснения причины считают, что это результат самовнушения как у шаманов и медиумов. Одна из российских исследовательниц видит причину в «геоактивной точке земли, благодаря которой устанавливается связь между человеком и богом».

Источников по фактологии Дельфийского феномена достаточно много и можно порекомендовать, например, работу О.В. Кулишовой «Дельфийский оракул в системе античных межгосударственных отношений (VII—V вв. до н. э.», в которой приводится обширный список литературы.

Впрочем, в этой же работе говорится о том, что, несмотря на активные исследования Дельфийского феномена, до сих пор не удаётся найти приемлемого объяснения, удовлетворяющего всех исследователей, так как любая гипотеза порождает новые вопросы,

До сих пор не вполне понятно, кто организовал оракулы на территории Эллады и с какой целью. Современные учёные в большей своей массе материалисты, но, несмотря на это, в основе их выводов лежат в основном мифы, например, миф об Аполлоне, превратившемся в дельфина и направившем критский корабль к берегу для организации Дельфийского оракула.

Дальше мы покажем, что этот миф был сочинён создателями оракулов и предложен доверчивой толпе, искренне поверившей в Аполлона и с удовольствием поклоняющейся его золотой статуе.Потом, когда той же толпе в её новых поколениях предложили вероучение новой эпохи — христианство, она, немного поартачившись, приняла служителей нового бога так же, как в далёком прошлом приняла Аполлона и его служителей, будто и не было двух тысяч лет общественного развития древней Эллады под руководством Дельфийского оракула.

Из Дельф к Корикийской пещере (Греция)

Предприятию придётся посвятить целый день – на подъём к пещере уйдёт четыре часа, на спуск в Дельфы времени понадобится чуть меньше – и ещё вам надо будет захватить с собой побольше припасов съестного. Чтобы выйти к тропе – к отправной точке маршрута – вам (если вы движетесь со стороны ) потребуется найти сначала улицу, идущую вверх через всю деревню Дельфы – официально Аполлонос. Поднявшись по правой её стороне к высшей точке – у церкви, поворачивайте вправо, на дорогу, ведущую вспять, к дому-музею (ежедневно кроме вторника и среды 8:30-15:00; 2 €), в котором некогда жил поэт Ангелос Сикельянос – ищите у дома его бюст и могилу его первой жены – Эвы Памер.

Экспозиция в музее в основном посвящена возрождённому Дельфийскому празднеству – этот фестиваль чета устраивала в 1927-1930 годах. От музея продолжайте подъём по извилистой дороге с гравиевым покрытием, пока не доберётесь до высшей точки ограды, окружающей развалины святилища. Тропа упрётся в калитку, но вам незачем заходить внутрь ограды – лучше поворачивайте на тропу по вашу левую руку: в начале она обозначена чёрно-жёлтыми прямоугольниками на белом фоне. За небольшой вершиной тропа продолжается, и она хорошо заметна, но метки меняются на чёрно-жёлтые металлические ромбы: это – участок Европейской тропы большой дальности № Е-4.

Поначалу очень крутая тропа вскоре становится ровнее на травянистом пригорке над стадионом, после которого она идёт вдоль кряжа и доходит до шеренги обгоревших кипарисов. Вскоре вы достигнете древней мощёной булыжниками дороги к ограждённой территории – Каки-Скала, которая зигзагами поднимается на склон над широкой аркой. Булыжники кончаются у двух бетонных охраняемых сооружений, которые снабжают Дельфы водой, которые находятся в часе ходьбы над посёлком, на вершине скалы Федриадес. С одной из нескольких близлежащих скал в древние времена сбрасывали обвинявшихся в кощунстве, откуда и произошло название Каки-Скала – лестница несчастных.

Маркеры тропы № Е-4 видны и в долине впереди, где маршрут простирается по гравийной дороге на северо-восток, но вы не ходите туда, а идите по металлическому указателю к пещере, берите вправо на развилке около источника Кроки и желобами с водой, чтобы комплекс летних домиков оставался у вас справа. Эта дорога, местами замощённая, проходит через пикниковые места и часовню Святой Параскевы в течение 15 минут. Через 40 минут спуска от часовни вы придёте к другому указателю на пещеру, когда выйдете из пихтовых лесов (2 часа 40 минут от Дельф) и откроются виды на восток и вперёд, на пик Йерондоврахос (2367 метров) и массив Парнас.

Корикийская пещера в Греции

Через 15 минут вы выйдете ко второй часовне Святой Троицы слева, где есть источник и место для пикника. Слева возвышается крутая гора, на левом склоне которой находится Корикийская пещера. Не обращайте внимания на указатель (только на греческом языке) за часовней, который стоит у старой плохой дороги, а идите ещё несколько минут до белого двуязычного указателя на новую дорогу, отмеченную оранжевыми пятнами и красными треугольными указателями. После 40-минутного подъёма вы достигнете другой грязной дороги, поворачивайте налево и идите около 5 минут, дорога кончается чуть ниже хорошо заметного входа в пещеру на высоте 1370 метров.

Корикийская пещера известна с античных времён, в которые была посвящена Пану и нимфам – эти божества главенствовали в Дельфах в зимние месяцы. В ноябре в пещере совершались обряды, нимф изображали женщины, которые с факелами в руках совершали долгое восхождение из Дельф по Каки-Скала. В самой пещере сумрачно, но если посветить фонариком и приглядеться, то у входа можно увидеть древние надписи. Без мощного источника искусственного освещения видимость плохая – не дальше, чем на 100 метров вперёд. Рядом с входом находится камень с круглым углублением – вероятно, это жертвенник, на котором совершались возлияния.

Название

Название горы — догреческое по происхождению — тождественно названию древнего города в Каппадокии (близ Дегирменйолу в районе Шерефликочхисар), поэтому обычно относится учёными к анатолийскому субстрату. Слово выводят из хетт. parna- «дом», и трактуют название этой священной горы как «дом богов». Противники этой точки зрения доказывают, что по формальным причинам топоним относится не к хетто-лувийской, а к палеобалканской топонимической системе. Они связывают название горы с эпитетом Аполлона Παρνόπιος «саранчовый (отвратитель)» (от др.-греч. πάρνοψ, πάρνοπος «саранча»).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: