Коменский о воспитании детей в семье
Демократизм, глубокую веру в человека Коменский положил также в основу своих педагогических идей
. Он был убеждён, что все люди — и мужчины, и женщины — должны получить образование, все они способны к образованию. Деля детей на шесть типов по остроте ума, темпу работы и степени прилежания, Коменский считал, что даже самые трудные дети (тупые, медлительные, ленивые) могут быть обучены. Он требовал, чтобы в каждом селении была организована школа родного языка. Все дети имеют право переходить из начальной школы в среднюю и высшую.
Ян Амос Коменский
выдвинул идею систематическоговоспитания детей в семье . В «материнской школе» — так назвал он воспитание до шести лет — детям должна быть предоставлена возможность играть, бегать, резвиться. Необходимо воспитывать у них трудолюбие, правдивость, почтительность к старшим, вежливость. Детям следует дать широкий круг представлений об окружающей природе и общественной жизни. Они должны иметь представление о том, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, деревья, рыбы, реки, горы, солнце, звёзды в т. д. Знать, кто управляет городом; быть знакомыми с важнейшими событиями; научиться запоминать, что произошло вчера, неделю назад, в прошлом году. Последовательно нужно вооружать детей всё расширяющимся кругом трудовых навыков. Родители должны воспитывать у детей любовь и интерес к школе, уважение к учителю.
Всё это явилось первой продуманной системой воспитания детей в семье.
Как пробуждать и поддерживать в детях стремление к учению
Стремление к учению пробуждается и поддерживается в детях родителями, учителями, школой, самими учебными предметами; методом обучения и школьным начальством.
Родителями.
Если родители в присутствии детей с похвалой отзываются об учении и об учёных людях или, побуждая детей к прилежанию, обещают им красивые книги, красивую одежду или ещё что-либо приятное; если хвалят учителя (особенно того, которому хотят поручить детей) как со стороны его учёности, так и гуманного отношения к детям (ведь любовь и восхищение являются сильнейшим средством, чтобы вызвать стремление к подражанию); наконец, если они иногда пошлют детей к учителю с поручением или маленьким подарком и пр., то легко достигнут того, что дети искренно полюбят и науку и самого учителя.
Учителями.
Если учителя будут приветливы и ласковы, не будут отталкивать от себя детей своим суровым обращением, а будут привлекать их своим отеческим расположением, обхождением и словами; если учителя советуют науки, к которым они приступают, со стороны их превосходства, привлекательности и лёгкости; если более прилежных учеников будут время от времени хвалить (даже наделяя малышей яблоками, орехами, сахаром и т.п.); если, пригласив некоторых учеников к себе на дом, а также всем вместе, будут показывать картинки, изображающие то, что им в своё время придётся изучать: оптические и геометрические инструменты, глобусы и другие подобные вещи, которые могут вызвать у них чувство восхищения; если будут через них сноситься с родителями, – словом, если учителя будут относиться к ученикам с любовью, тогда они легко завоюют их сердце так, что детям будет приятнее пребывать в школе, чем дома.
Идеи и дидактика Яна Коменского
Прочитав краткую биографию Коменского, предлагаем вам ознакомиться с основными идеями великого педагога.
Путь света
Путь света представляет собой разработанную Коменским программу, направленную на просветление человека. Основными ее темами стали благочестие, знание и добродетель.
По мнению автора, мудрость человек мог достичь только после освоения и применения всех 3-х качеств. Из этого следует, что источником и целью всех его работ было богословие.
Большое внимание Коменский уделял Богу. Он считал, что человек обязан открыться для 3-х откровений:
- видимому творению, в котором видна сила Творца;
- человеку, созданному по подобию Бога;
- слову, с его обещанием доброй воли по отношению к человеку.
Все знания и незнания должны быть взяты из 3-х книг: природы, разума (духа человека) и Священного Писания.
Для того чтобы достичь такой мудрости, индивиду надо задействовать чувства, разум и веру.
В связи с тем, что человек и природа созданы Богом, у них должен быть похожий порядок вещей, благодаря которому можно достичь гармонии во всем.
Знать себя и природу
Данная доктрина макрокосма-микрокосма позволяет удостовериться в том, что человек может постичь до сих пор нереализованную мудрость.
Вследствие этого, каждый индивид становится пансофистом – маленьким богом. Язычники не в состоянии постичь такой мудрости по причине нехватки явленного Слова, которым, согласно христианству, является Иисус Христос.
По мнению Яна Коменского, человеку необходимо обращаться только к божественным произведениям и познавать что-либо посредством прямого столкновения с вещами.
Он утверждал, что любое обучение и получение знаний начинается с чувств. Жизнь и мир любого человека являются школой.
Природа учит, учитель является слугой природы, а натуралисты – священниками в храме природы. Исходя из всего сказанного, каждый человек должен стремиться познать себя и природу.
Энциклопедия всезнания
Под этим понятием подразумевается метод, посредством которого человек способен видеть порядок вещей, осознавая их причины.
Благодаря этому, каждый индивид в полной мере сможет постичь различные знания. Более того, человеку удастся достичь состояния, в котором он находился до грехопадения Адама и Евы.
Новаторство в образовании
По мнению Яна Коменского, ребенка следует воспитывать таким образом, чтобы он мог сопоставлять вещи и слова. Обучая его родному языку, родителям нужно избегать пустых слов и сложных понятий.
Книги в учебных заведениях должны быть распределены по группам. То есть, ребенка надо обучать только тому, что он в силах постичь на данный момент времени.
Жизнь как школа
Ян Коменский считал, что вся жизнь является для человека школой и подготовкой к вечной жизни. Дeвoчки и мальчики должны обучаться вместе.
Преподаватели не должны оказывать эмоционального давления на учеников, а тем более подвергать их физическому наказанию.
Процесс обучения должен проходить в игровой манере. Если ребенок не сможет овладеть той или иной наукой, это ни в коем случае не является его виной.
В своих трудах Ян Коменский утверждал, что в основе преобразования человечества должна стоять пансофия, в то время как теология будет являться направляющим мотивом.
В собственных произведениях педагог использовал множество цитат из Священного Писания.
Среди библейских книг его больше всего интересовали пророчества Даниила и Откровение Иоанна Богослова.
Он считал, что читая эти книги, человек сможет получить важнейшие знания, необходимые для библейского тысячелетия.
Педагогические идеи Яна Коменского, отца дидактики
Почти всё, что мы сейчас подразумеваем под классической педагогикой, это идеи Яна Коменского. Устройство современной школы основано на его принципах.
Идеи Коменского, которые нам кажутся само собой разумеющимися, в его время казались невероятно прорывными. Чтобы это понять, просто представьте себе типичную школу той эпохи: дети разных возрастов занимаются вместе разными предметами без всякой системы, как придёт в голову учителю, и у разных детей в одно и то же время могут быть разные занятия. Скажем, малыш учится читать, подросток рядом пытается решить математическую задачу, а его сосед зубрит латынь. Посещаемость уроков — как получится
Всеобщего обязательного обучения хотя бы грамоте нет, и мало кто думает, что это вообще важно. Специальных учебников просто не существует, читать дети учатся по сложным религиозным текстам вроде Псалтири
В качестве мотивации — розги.
Коменский придумал систему, которая приводила этот жестокий хаос в порядок.
Он сформулировал основные принципы дидактики — науки о том, как учить людей и как люди учатся. В том числе главный, который принято называть «золотым правилом дидактики», — принцип наглядности. «Всё, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, что можно вкусить — вкусом, доступное осязанию — путём осязания», — объяснял Коменский.
Книга Яна Амоса Коменского «Чувственный мир в картинках», издание 1685 г.Фото: Newberry Library
Книга Яна Амоса Коменского «Чувственный мир в картинках», издание 1685 г.Фото: Newberry Library
Книга Яна Амоса Коменского «Чувственный мир в картинках», издание 1685 г.Фото: Newberry Library
Книга Яна Амоса Коменского «Чувственный мир в картинках», издание 1685 г.Фото: Newberry Library
Книга Яна Амоса Коменского «Чувственный мир в картинках», издание 1685 г.Фото: Newberry Library
Книга Яна Амоса Коменского «Чувственный мир в картинках», издание 1685 г.Фото: Newberry Library
Следуя этому принципу, он сам написал и проиллюстрировал наглядный учебник — «Чувственный мир в картинках». Это была книга для обучения детей чтению и одновременно для знакомства с окружающим миром. Кроме этого, Коменский составил ещё несколько учебников — по физике, астрономии и пособие по изучению языков (он сам преподавал латынь).
Ещё одна из важнейших идей Коменского — принцип природосообразности. Суть его в том, что на каждом этапе взросления у человека есть свои образовательные задачи и возрастные особенности (это он и называет «природой»)
Всё это важно учитывать при обучении
Именно он ввёл в процесс образования понятие классно-урочной системы. Обосновал, что обучение должно быть последовательным, систематизированным, делиться на конкретные предметы, по каждому из них надо иметь план занятий и расписание, а учитель, кроме объяснения, должен проверять и то, как его подопечные усвоили материал. Дети должны посещать школу регулярно и распределяться по классам.
Причём с точки зрения Коменского, в класс надо объединять «одинаково успевающих учеников, для того чтобы легче можно было вести вместе к одной и той же цели всех, кто занят одним и тем же и относится к обучению с одинаковым прилежанием». У каждого класса должно быть своё помещение, а учебный год должен длиться чётко фиксированное количество времени. «Для каждого класса должен быть назначен такой приспособленный к средним способностям годовой курс, чтобы его можно было легко усвоить в продолжение одного года, но так, чтобы и с быстро, и с медленно работающим умом было возможно пройти его в одинаковый промежуток времени», — писал он.
Коменский считал, что в учебные материалы нужно добавлять как можно больше интересных фактов — чтобы детям не было скучно. В наше время это тоже сермяжная истина, а тогда тоже было новаторством. А ещё, в контексте современной терминологии, он был сторонником геймификации учебного процесса — написал несколько пьес для школьных занятий в форме игры.
Педагогические идеи Коменского в итоге выразились в идее пансофизма — мечте об универсальной школе, в которой детей, независимо от их происхождения и статуса, последовательно учились бы «всем предметам, нужным для настоящей и будущей жизни». Коменский считал это очень важным для развития общества. Узнаёте? Да, конечно, это идея всеобщего образования, родившаяся задолго до того, как этой мыслью озаботились государственные правители.
Изображение: Джованни Якопо Каральо, «Школа философов», 1515-1565 гг. / Рейксмюсеум
Образовательные принципы Коменского: история и современность
Наука в целом и педагогика в частности сегодня сделали в сравнении с тем временем большой шаг вперёд, но, несмотря на это, главная награда ЮНЕСКО в области научных исследований и инноваций называется «медалью Коменского». Но ещё более яркой иллюстрацией его вклада является то, что хоть Я. Коменский и жил в XVII веке, основные принципы его «Великой дидактики» легко прослеживаются в современной организации учебного процесса.
Основополагающая идея системы образования Коменского – воспитание детей в духе христианской протестантской церкви. Сегодня она неактуальна, поскольку школа и церковь разделены государством, зато успешно работают другие принципы. Например, классно-урочная система. До этого ученики обучались индивидуально, а чешский педагог предложил организовывать детей в классы, где они совместно бы занимались одним и тем же предметом, на протяжении одного и того же времени. Помимо коллективности и целостности, Я. Коменский говорил и об обоеполости образования – общем образовании для мальчиков и девочек. Также он ввёл понятие школьного года и связанного с ним понятия программы. Учёба делилась на периоды, содержание которых определялось возрастом ученика.
В наше время появляются отдельные материалы и даже экспериментальные школы, критикующие классно-урочную систему как устаревшую. Тем не менее, она во всём мире остаётся доминирующей формой организации учебного процесса (конечно же, не в первозданном виде) и таких же популярных альтернатив не имеет.
Но основные нововведения реформы «старой» школы касались не организации, а самого обучения. Помимо традиционных для школ того времени «свободных искусств», Я. Коменский вводил в гимназиях обучение естествознанию, истории и географии. Всем предметам ученики должны были обучаться постепенно, от общего к частному. Так появились учебники для каждого класса, которые писались с учётом возраста и предшествующей подготовки.
Одним из главных принципов дидактики Коменского было требование наглядности. Любые научные правила и законы должны были подводить черту под доступными и понятными примерами. С высоты сегодняшних дней это может казаться несуразным, но именно «учитель народов» потребовал от педагогов связывать житейскую практику и преподаваемую в школе теорию. И сам написал «Мир чувственных вещей в картинках» – первый учебник, в котором иллюстрации использовались как дидактическое средство. А изречение Я. Коменского: «Без примера ничему не выучишься», – даже стало крылатым.
В целом подача материала должна быть сжатой, но точной, и сопровождаться не просто примерами, а примерами разнообразными, чтобы у детей формировалось максимально широкое представление о событиях и предметах. А то, как ученики усваивают новые знания, предлагалось проверять с помощью упражнений на закрепление.
В «Великой дидактике» говорилось и о требованиях к учителям. Одним из обязательных аспектов работы педагога должно было стать умение не просто давать детям информацию, а и прививать стремление к познанию, мотивировать на обучение. Революционным было и следующее суждение: «Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий».
А в завершение – о нелюбимой многими школьниками теме дисциплины, без которой, по мнению автора, школа и образование немыслимы. Для её поддержания среди учащихся сами учителя должны были подавать верный пример. Ну а основой были наставления, увещевания, а иногда и выговоры. К слову, «иногда», как показала дальнейшая практика, трактовалось каждым по-своему – во многих странах мира физические наказания школьников отменили лишь в XX веке. Но в этом вины Я. Коменского нет.
В качестве итога отметим, что даже такой краткий пересказ основных образовательных принципов великого чешского педагога помогает оценить, насколько современная система образования построена на идеях, которым уже почти 4 столетия. Конечно, они были усовершенствованы и детализированы в ходе дальнейшего развития научной мысли, и приспособлены к требованиям времени. Благодаря этому, традиционное образование продолжает хорошо выполнять свою прямую функцию. Но тот этап развития технологий, на котором мир находится сегодня, всё больше перекраивает ситуацию. Интерактивность, геймификация, MOOC и дистанционное образование позволяют судить о том, что мы находимся в начале нового пути. И, несмотря на это, очевидно, что даже в случае революционных перемен, полностью от идей Коменского отказаться невозможно.
Педагогические труды Я. А. Коменского
Замечание 1
Коменский Я.А. – это педагог чешского происхождения, заложивший основу утверждения педагогики в качестве научного знания.
Рисунок 1. Я. А. Коменский. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Деятельность Я. А. Коменского проходила в XVII веке. Он был новатором в области педагогического знания. Основная идея его педагогической деятельности сводится к развитию природного потенциала личности учащегося, т.е. все, что заложено природой, требует раскрытия в ходе специально организованной педагогической деятельности.
Педагогические идеи Коменского была выражены в нескольких трудах, написанных им в разные временные периоды: по мере его роста и развития как педагога и ученого.
Основными трудами Я. А. Коменского являются:
- «Великая дидактика» — основной педагогический труд Коменского, в котором отражены его педагогические взгляды и идеология организации обучения и воспитания. Данная книга является искусством обучения. Она содержит общую теорию обучения и воспитания и является наследием современной педагогики. Теории, прописанные Коменским в Великой дидактике, закладываются в основу современной образовательной системы. Данный труд составлялся Коменским в течение многих лет. Он создал его еще в молодые годы и постепенно дополнял и расширял, по мере проведения своей исследовательской работы и расширения опыта педагогической деятельности. В данной книге, Коменский утверждает необходимость введения всеобщего образования, его доступности, основанного на классно-урочной системе организации и дидактических принципах. Великая дидактика была создана на чешском языке, а затем переведена на латинский язык самим автором.
- «Материнская школа» — пособие по организации семейного воспитания. Оно отражает принципы и методы организации семейного воспитания. Создавая данное пособие, Коменский стремился оказать помощь матерям и няня в реализации правильного дошкольного обучения и воспитания, которое поможет в социальном становлении и развитии личности ребенка.
- «Открытая дверь к языкам» – энциклопедия латинского языка. По сути, она является полноценным учебником по латинскому языку. В нем отражены все особенности и приемы его рационального и целенаправленного познания. Изучение латинского языка, по Коменскому, предполагает опору на психологические принципы познания.
- «Мир чувственных вещей в картинках» – учебник по латинскому языку для начальных этапов познания. Он является упрощенной версией предыдущей книги и опирается на дидактические принципы познания: переход от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от части к целому. Это была первая попытка создать основы языкового познания, основанного на опоре на органы чувств ребенка.
- «Пансофическая школа» – это труд, отображающий способ организации школьного обучения: принципы, режимные моменты, планирование. Пансофическая школа, по Коменскому, предполагает опору на логику в организации обучения. Учебный процесс должен выстраиваться на основании принципов логической последовательности усвоения знаний, доступности, прочности и точности. Таким образом, можно сформировать у учащихся устойчивую систему знаний и навыков деятельности, способствующую развитию общества, мировому сотрудничеству и взаимодействию.
- «Школа – игра» – это методическое пособие по организации школьного обучения. В его основе лежит игровая деятельность, как ведущая форма организации учебного процесса. Игра делает занятия более увлекательными и интересными, мотивируя детей к познавательной работе.
Создание педагогических трудов
С 1627 года Коменский начинает создавать свой первый труд по дидактике. Он уверен, что годы преподавательской деятельности в школе не прошли даром, и он может поделиться своими наблюдениями и даже открытиями со всеми остальными. Книга выходит более чем успешной, после чего Коменский лично переводит её с чешского на латинский, чтобы можно было быстрее и проще распространять среди преподавателей. Далее из-под его пера выходят такие книги, как «Открывая дверь к языкам» (1631), «Материнская школа» (1632), «Физика» (1633) и многие другие учебники, которые становятся полезной литературой не только для преподавателей, но и для студентов разных направлений.
Однако написание книг Коменским ненадолго останавливается, так как мужчина начинает подвергаться религиозным гонениям из-за своих убеждений. Несмотря на тот факт, что Ян был исключительно верующим человеком, его занятия педагогикой ставили под сомнения его взгляды на жизнь, что больше всего нервировало местных фанатиков. В результате Коменский вынужден бежать в Польшу, где он продолжает писать и издавать книги.
Биография
- Взрослая жизнь явилась продолжением дороги знаний. Молодой человек обучался в академии в Херборне, а затем в Гейдельбергском университете. В студенческие годы было положено основание его учёным трудам, которые растянулись на долгие годы.
- В 1612 году Коменский начал составлять полный словарь чешского языка, названный в 1656 году (год издания) «Сокровищница чешского языка». Он посвятил этой работе 44 года, занимаясь параллельно разносторонней научной и практической деятельностью.
- В 1614 – 1627 годы была осуществлена идея создания необычной энциклопедии, названной «Театр всех вещей».
- С 1614 по 1618 годы энциклопедист и лингвист занимался преподаванием гуманитарных дисциплин в школе Пршерова, которую сам когда-то окончил.
- С 1618 по 1621 годы Ян Коменский проживал в городе Фульнек, изучая взгляды философов Возрождения, отражённые в их произведениях. В эти три года он написал свой труд «Моравские древности» и начал составлять подробную, точную карту Моравии (закончил эту работу в 1627 году).
- В 1627 году учёный приступил к написанию главной работы своей жизни – «Дидактика», посвящённой теории обучения, положения которой не устарели и в 21 веке.
- В конце 1627 года начавшиеся гонения католической церкви на конфессии, которые не вошли в её лоно, заставили Коменского эмигрировать в Польшу. В городе Лешно он преподавал в гимназии, основанной общиной Моравского братства.
- В 1632 году была закончена «Дидактика» на чешском языке. Автор стал переводить её на международный язык учёного мира средних веков и эпохи Просвещения – латинский. В 1638 году перевод был закончен, и труд получил название «Великая дидактика».
- В 30-ые годы 17 века, наряду с основным сочинением по теории обучения, Я.А. Коменский написал учебники и пособия: «Открытая дверь к языкам», 1631 г.; «Астрономия», 1632 г.; «Физика», 1633 г.; «Материнская школа», 1632 г. – первое в своём роде руководство по воспитанию детей родителями в семье.
- 40-ые годы были посвящены продолжению работы над рядом учебников и развитию идей пансофии – о возможности обучить всех всему. Вера в успех такого подхода диктовалась гуманистическими веяниями века Просвещения.
- В 1651 году представилась возможность осуществить эти идеи на практике. Коменский был приглашён князем, владельцем трансильванских земель, для проведения реформы школ в его владениях. В городе Шарошпатак педагогу-дидактику удалось частично воплотить свои замыслы. Теоретическое обоснование пансофии, примерный учебный план образовательного заведения были даны в работе 1651 года «Пансофическая школа».
- В 1655 году Ян Амос вновь был в польском Лешно. В это время Польша оказалась во власти шведов. С приходом шведской армии католичество стало терять свои позиции. Моравские братья были рады приходу лютеранского протестантизма. Гонения на них в Европе отступили.
- С 1656 года Коменский обосновался в Амстердаме. Его идеи «обучения всех всему» получили новое направление, связанное с методикой достижения успеха. Учёный разработал метод драматизации процесса обучения – постижения знаний в ходе разыгрывания пьес. Написанные им пьесы вошли в книгу «Школа игры» (1656 г.).
- В 1658 году, распространяя свои идеи, Ян Амос Коменский выезжал и работал в Венгрии. Методологические поиски убедили учёного ещё в молодости в необходимости наглядного материала при обучении любому предмету. Так появился учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658 г.). В нём учебные тексты сопровождались рисунками.
- В 1662 году была завершена ещё одна работа, начатая в молодые годы. С 1644 года Коменский размышлял о путях преобразования человеческого общества на началах Просвещения. Были напечатаны первые две части капитального труда «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (1662 г.). Остальные пять частей были обнаружены и опубликованы лишь в 20 веке – в 1966 году, в Праге.
- Итоговой книгой великого учёного-педагога стало сочинение «Единственно необходимое» (1668 г.). В ней он как мыслитель и гуманист развил мысль о том, что знание должно быть полезным и осознаваться как насущное и необходимое. В этом случае обучение принесёт плоды.
- Ян Амос Коменский умер 15 ноября 1670 года в Амстердаме, прожив 78 лет, что для эпохи средних веков считалось редким долголетием.
Портрет Рембрандта, возможно Коменского
Произведения
- «Красный гаолян», роман, первая публикация на китайском — 1987 год, на английском — 1993 год.
- «Чесночные баллады», первая публикация на английском — 1995 год, на русском не изданы.
- «Взрывы и другие истории», сборник рассказов, на русском не издан.
- «Страна вина» (англ.), роман, первая публикация на китайском — 1992 год, на английском — 2000 год, на русском — 2012 (ISBN 978-5-367-02229-2).
- «Шифу, ты пойдешь на все, чтобы посмеяться», сборник рассказов, первая публикация на английском — 2002 год, на русском не издан.
- «Большая грудь, широкий зад», первая публикация на китайском — 1996 год, на английском — 2005 год, на русском — в марте 2013 года.
- «Белая собака на качелях», русский перевод издан в 2012 году
- «Человек и животное»
- «Повыше́ние»
- «Стальной ребёнок»
- «Кюре»
- «История любви»
- «Сад Шэнь»
- «Брошенный ребёнок»
- Сборник «Тоумин дэ хун лобо» («Редька, красная снаружи, прозрачная внутри»)
- «Шисань бу», роман («Тринадцать шагов»), первая публикация на китайском — 2012 год.
- Мо Янь вэньцзи, 12 цз. (Собрание сочинений Мо Яня в 12 томах). Пекин, 2004.
Человек, который придумал уроки: «акушер знаний» Ян Коменский
С имени Яна Амоса Коменского начинается история и самой педагогики, и ее идей. Автор учебников, реформатор школ нескольких стран, сказавший, что «Книги — это инструмент мудрости», он ещё в XVI веке создал образование в том виде, в каком оно, немного изменившись, дошло до нашего времени. Коменский, несмотря на свои гуманистические взгляды и широчайшую эрудицию, был гоним при жизни и видел, как сжигали его сочинения.
Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу
ПОДПИСАТЬСЯ
Просветитель и гуманист
Ян Амос Коменский — личность замечательная. Даже в истории Средневековья, когда гении были универсальными, а их познания — энциклопедическими, его фигура стоит особняком. Он изобрел педагогику как науку, придумал и ввел классно-урочную систему обучения — невероятную инновацию для того времени, когда каждому ученику учитель давал индивидуальные задания. Коменский реформировал систему образования сразу нескольких стран, написал с десяток учебников (и это далеко не все!).
Ян Амос Коменский
Он был гуманистом, писателем, общественным деятелем, епископом протестантской церкви. Его имя помнят в Англии — здесь были осуществлены первые издания его самых известных книг; в Швеции по его идеям была подготовлена реформа шведской школы, для нее он специально написал несколько учебников; в Венгрии и Трансильвании, где он работал и преподавал; в Голландии — где он жил последние годы и где увидело свет собрание его педагогических сочинений.
Но, конечно, больше всего гордится Коменским Чехия — в Праге есть музей, посвященный ему и его идеям, а его портрет украшает купюру в 200 чешских крон. Что неудивительно, потому что Коменский был настоящим патриотом — боролся за свободу вероисповедания и возвращение чешской государственности в эпоху европейской смуты.
Портрет Коменского на банкноте в 200 чешских крон
Фамилия дедушки, а слава мировая
Философ, священник и просветитель, который провёл европейскую образовательную реформу, родился 28 марта 1592 года в чешском городке Нивнице в небогатой семье Мартина Коменского и Анны Хмеловой. Отец Мартина и дед Яна перебрался в Моравию из Словакии и в честь нового места жительства, деревни Комнэ, взял новую фамилию, Коменский, вместо предыдущей, Сегеш. Кроме Яна, в семье Коменских было четверо детей. Его родители были верующими людьми и принадлежали к протестантской общине Чешских братьев, братству гуситского толка.
В семь лет Ян пошел в школу братства, так началось его религиозное образование. В 1602 году, когда Яну было 10 лет, в Нивницу пришла чума, от которой умерли его родители и две старшие сестры. Оставшийся без семьи, мальчик начинает раздумывать о семейном и родительском воспитании, которого он лишился.
Он продолжает учиться, как этого хотели его родители. В 16 лет Ян поступил в латинскую школу в соседнем городе Пршерове, в которой проучился два года. В соответствии с принципами церкви Чешских братьев в 1611 году он принимает крещение и второе имя — Амос. Рукопись Коменского на латыни и чешском языке, 1611 год После этого Коменский продолжает учебу в Реформатской академии Херборна, а затем в Гейдельбергском университете. Именно в эту пору он начинает работу над полным словарем чешского языка — она займет больше 40 лет, а в конце его жизни книгу сожгут. Кроме неё, Коменский пишет что-то вроде всеобщей энциклопедии — «Театр всех вещей».
В 1614-м двадцатидвухлетний Коменский — учитель братской школы в Пршерове. Тут он знакомится с Магдалиной Визовской, своей будущей женой, падчерицей бургомистра. У них родится двое детей. Коменский преподает и пишет учебник «Грамматика латыни». В 1616 году Ян, уже священник общины Чешских братьев, начинает читать проповеди.
В 1622 году вновь приходит чума и опять оставляет Яна Амоса одиноким: эпидемия уносит жизни его жены и детей
Через два года Ян женится снова — на дочери епископа Марии-Доротее. В это время в Европе идет Тридцатилетняя война между католиками и протестантами, последняя из великих религиозных войн Средневековья. В войну оказались втянуты многие европейские страны, а ее события разворачивались как раз в Центральной Европе, где жил Коменский. Чехия, как и Германия, одна из арен войны. В 1627 Коменский уезжает из страны и оседает в польском Лешно, где становится ректором и преподавателем в гимназии Чешского братства. В Лешно он напишет шесть (!) учебников по разным дисциплинам, в их числе — «Физика», «Астрономия» и «Материнская школа» (книга о воспитании).