Эксперимент милгрэма

2. Предыстория

Фактически Милгрэм начал свои изыскания, чтобы прояснить вопрос, как немецкие граждане в годы нацистского господства могли участвовать в уничтожении миллионов невинных людей в концентрационных лагерях. После отладки своих экспериментальных методик в Соединённых Штатах Милгрэм планировал отправиться с ними в Германию, жители которой, как он полагал, весьма склонны к повиновению. Однако после первого же проведённого им в Нью-Хэйвене (штат Коннектикут), эксперимента стало ясно, что в поездке в Германию нет необходимости и можно продолжать заниматься научными изысканиями рядом с домом. «Я обнаружил столько повиновения, — говорил Милгрэм, — что не вижу необходимости проводить этот эксперимент в Германии».

Впоследствии эксперимент Милгрэма всё-таки был повторен в Голландии, Германии, Испании, Италии, Австрии и Иордании, и результаты оказались такими же, как и в Америке. Подробный отчёт об этих экспериментах опубликован в книге Стэнли Милгрэма «Obedience to Authority» (1973) или, например, в книге Миуса и Рааймэйкерса (Meeus W. H.J, & Raaijmakers Q. A. W. (1986). «Administrative obedience: Carrying out orders to use psychological-administrative violence». «European Journal of Social Psychology», 16,311-324).

Результаты эксперимента

Эксперимент Милгрэма стал переломным моментом в изучении психологии личности. Ведь его результаты взбудоражили ума и перевернули сознание многих учёных. Несмотря на то что они были сделаны давно, суть их остаётся неизменной и в наши дни. 65% испытуемых из общего числа прошли все кнопки, невзирая на боль и мучения другого человека.

Экспериментальных серий было несколько, в одной из них брали для участия 40 человек, и 26 из них прошли испытание до конца. При этом когда условия проведения были оговорены, получившие роль учителей не предложили поменять её на статус студента. Никто из 40 участников не отказался от процесса в момент первого прошения студентом о пощаде.

Результат первой серии эксперимента из 40 человек таков:

  • Прекратили эксперимент до показателя в 300В – 0;
  • Отказались продолжать, нажав 300 – 5 человек;
  • Отказались от продолжения после нажатия 315В – 4;
  • Прекратили эксперимент после нажатия 330В – 2;
  • Отказался продолжать, нажав показатель 345 – 1;
  • Прекратил эксперимент после 360 – 1;
  • Прекратил исследование после нажатия на 375 – 1.

Остальные 26 дошли до конца, пока экспериментатор сам не остановил испытание. Дальнейшие исследования только подтвердили точность эксперимента. Для этого вместо мужчин, взяли женщин, которые вели себя так же.

Видео:

Проводили аналогичный эксперимент и вне стен университета, ничем не афишируя его принадлежность к знаменитому вузу. Результаты были приблизительно одинаковыми. Эксперимент показал, насколько может быть, зависим человек от более авторитетной личности, и продемонстрировал опасность подчинения.

Часть 4 Критика опыта.

На самом деле, результаты данного эксперимента были на столько неожиданны, что данный опыт практически тут же начали ставить под сомнение, в частности был выдвинут целый ряд якобы обнаруженных недочётов, которые могли повлиять на результат.

  • Испытуемых гипнотизировал авторитет Йельского университета.
  • Все испытуемые были мужчинами, поэтому имели биологическую склонность к агрессивным действиям.
  • Испытуемые не понимали, насколько сильный вред, не говоря о боли, могли причинить «ученикам» столь мощные электрические разряды.
  • Испытуемые просто имели склонность к садизму и наслаждались возможностью причинить страдание.
  • Все участвовавшие в эксперименте были людьми, склонными к подчинению авторитету экспериментатора и причинению страданий испытуемому, так как остальные просто отказались участвовать в эксперименте сразу или узнав его подробности, не нанеся таким образом ни одного удара током «ученику». Естественно, что отказавшиеся от участия в эксперименте в статистику не попали.

Однако, как оказалось- люди просто не поверили в свою жестокость, буквально все эти пункты вскоре были опровергнуты дополнительными исследованиями. К примеру Милгрэм повторил эксперимент, сняв помещение в Бриджпорте (штат Коннектикут) под вывеской «Исследовательская ассоциация Бриджпорта» и отказавшись от каких-либо ссылок на Йельский университет. «Исследовательская ассоциация Бриджпорта» представлялась коммерческой организацией. Результаты изменились не сильно: дойти до конца шкалы согласились 48 % испытуемых.

Другой эксперимент показал, что пол испытуемого не имеет решающего значения; «учителя»-женщины вели себя точно так же, как и мужчины в первом эксперименте Милгрэма. Это развеяло миф о мягкосердечии женщин.

Ещё в одном эксперименте изучалось предположение, что испытуемые недооценивали потенциальный физический вред, причиняемый ими жертве. Перед началом дополнительного эксперимента «ученику» была дана инструкция заявить, что у него больное сердце и он не выдержит сильных ударов током (именно этот варинт эксперимента и показан в видео выше). В процессе эксперимента «ученик» начинал кричать: «Всё! Выпустите меня отсюда! Я говорил вам, что у меня больное сердце. Моё сердце начинает меня беспокоить! Я отказываюсь продолжать! Выпустите меня!». Однако поведение «учителей» не изменилось; 65 % испытуемых добросовестно выполняли свои обязанности, доводя напряжение до максимума.

Предположение о том, что испытуемые имели нарушенную психику (или особую склонность к подчинению), также было отвергнуто как не имеющее под собой оснований. Люди, откликнувшиеся на объявление Милгрэма и изъявившие желание принять участие в эксперименте по изучению влияния наказания на память, по возрасту, профессии и образовательному уровню являлись среднестатистическими гражданами. Более того, ответы испытуемых на вопросы специальных тестов, позволяющих оценить личность, показали, что эти люди были вполне нормальными и имели достаточно устойчивую психику. Фактически они ничем не отличались от обычных людей или, как сказал Милгрэм, «они и есть мы с вами».

Предположение, что испытуемые получали наслаждение от страданий жертвы, то есть были садистами, было опровергнуто несколькими экспериментами.

  • Когда экспериментатор уходил, а в комнате оставался его «ассистент», лишь 20 % соглашались на продолжение эксперимента.
  • Когда испытуемому давали право самому выбирать напряжение, 95 % оставались в пределах 150 вольт.
  • Когда указания давались по телефону, послушание сильно уменьшилось (до 20 %). При этом многие испытуемые притворялись, что продолжают эксперименты.
  • Если испытуемый оказывался перед двумя исследователями, один из которых приказывал остановиться, а другой настаивал на продолжении эксперимента, испытуемый прекращал эксперимент.

Ход эксперимента

Факсимиле рекламы, опубликованной в 1961 г. командой С. Милграма.

Между 1960 и 1963 годами команда профессора Милгрэма разместила в местной газете рекламу, чтобы набрать испытуемых для очевидного обучающего эксперимента. Участие длится 1 час и оплачивается 4  долларами плюс 50  центов на дорожные расходы, что в то время было хорошей суммой, учитывая, что средний ежемесячный доход в 1960 году составлял 100 долларов. Эксперимент представлен как научное исследование эффективности наказания за запоминание.

Большинство вариантов опыта проходят на территории Йельского университета ( Нью-Хейвен, Коннектикут ). Участники — мужчины и женщины в возрасте от 20 до 50 лет, всех слоев общества и с разным уровнем образования. В представленном опыте участвуют три персонажа:

  • ученик ( ученик ), который пытается запомнить списки слов и в случае ошибки получает поражение электрическим током ;
  • учитель ( учитель ), который диктует ученику слова и проверяет ответы. В случае ошибки он посылает электрический разряд, чтобы вызвать страдания ученика;
  • экспериментатор ( эксперимент ), представляющий официальную власть, одет в серый халат техника и уверен в себе.

Экспериментатор и ученик на самом деле два актера.

Учитель, который является единственным субъектом настоящего эксперимента, направленного на изучение уровня послушания или даже «подчинения авторитету», описывается как условия эксперимента, предположительно имеющие отношение к памяти. Им сообщают, что жеребьевка с другим участником назначит им роль ученика или учителя. Его подвергают легкому электрическому удару 45 вольт, чтобы показать ему, какие страдания может испытать ученик, и чтобы укрепить его уверенность в правдивости опыта. После того, как морская свинка принимает протокол, проводится искусственная жеребьёвка, в которой он систематически назначается учителем.

Ученик помещен в отдельную комнату, отделенную тонкой перегородкой, и привязан к электрическому стулу (видимо). Учитель морских свинок устанавливается перед столом, оборудованным рядом рычагов, и ему поручено заставить ученика запомнить списки слов. При каждой ошибке учитель должен активировать рычаг, который, по его мнению, посылает учащемуся электрический разряд возрастающего напряжения (15 дополнительных вольт с каждым разрядом, согласно тому, что написано на столе). Испытуемого просят объявить вслух соответствующее напряжение перед его применением. Конечно, электрошок — это фикция.

Учащийся моделирует реакцию на поражение электрическим током. Актер, имитирующий страдания, получил следующие инструкции: из 75  В он стонет; при 120  В он жалуется экспериментатору, что ему больно; при 135  В воет; при 150  В умоляет отпустить; при 270  В он издает сильный крик; при 300  В он сообщает, что больше не будет отвечать. Когда учащийся больше не отвечает, экспериментатор указывает, что отсутствие ответа считается ошибкой. На этапе 150 вольт большинство учителей-испытуемых выражают сомнения и задают вопросы экспериментатору, который находится на их стороне. Экспериментатор несет ответственность за то, чтобы успокоить их, заверив их, что они не несут ответственности за последствия. Если испытуемый колеблется, экспериментатору предлагается попросить его действовать.

Ученик восклицает: «Я не хочу продолжать! »Обращаясь к теме (моделирование).

Если испытуемый выражает желание прекратить эксперимент, экспериментатор посылает ему по порядку следующие ответы:

  1. «Пожалуйста, продолжайте. «
  2. «Опыт требует, чтобы вы продолжали. «
  3. «Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжили. «
  4. «У вас нет выбора, вы должны продолжать. «

Если испытуемый все еще желает остановиться после этих четырех вмешательств, эксперимент прерывают. В противном случае он заканчивается, когда субъект провел три максимальных разряда (450 вольт) с помощью рычагов с надписью «XXX», расположенных после рычагов с надписью «Предупреждение, опасный шок» .

В конце каждого опыта анкета и интервью с морской свинкой, играющей учителя, позволяют собрать его чувства и выслушать объяснения, которые он дает своему поведению. Это интервью также направлено на то, чтобы утешить его, показывая ему, что не применялось никакого электрического шока, примиряя его с учеником и говоря ему, что его поведение не является садистским и совершенно нормальным. Год спустя морская свинка наконец получила окончательный опросник о его чувствах к эксперименту, а также подробный отчет о результатах этого эксперимента.

Психология и книги

В 1961 году Милгрэм стал доктором социальной психологии. С 1963-го по 1966-й в качестве ассистента профессора в Гарварде Стэнли отрабатывал 3-летний контракт, впоследствии продленный еще на год. В 1967-м он получил должность профессора Городского университета Нью-Йорка, где читал лекции до 1984-го.

В 1963 году Стэнли Милгрэм провел исследование подчинения авторитету, за которое получил премию AAAS. В 1974-м свет увидела книга, посвященная проведенным экспериментам. Суть испытаний заключалась в приглашении субъекта в лабораторию для участия в тесте, посвященном памяти. Подопытный должен был научить партнера словесным ассоциациям, применяя электрический разряд.

В момент наступления пика шока участник понимал, что происходит что-то неправильное, а «ученик» просил отпустить его. Организатор же требовал продолжения пыток. В результате 65 % испытуемых мирились с чрезвычайно неприятными ощущениями под чужим влиянием.

По Милгрэму, суть послушания заключается в том, чтобы выполнять чужую волю, сняв с себя ответственность за происходящее. Повиновение может быть спровоцировано вежливостью, неловкостью от возможного отказа, интересом к задаче и другими факторами. Конформизм, по его теории, предполагает изменение поведения в результате давления. Подоплекой изысканий служили знания об опытах нацистской Германии. Они претерпевали критику и вызывали сомнения за счет несоответствия условий опытов реальным ситуациям.

В последующем исследовании, получившем название «Мир тесен», Стэнли Милгрэм совместно с Джеффри Трэверсом описывал так называемую теорию шести рукопожатий. В соответствии с ней каждый человек знает другого через 5 промежуточных знакомств. Предположения психолог подкрепил экспериментом. Он отправил 160 посылок разным жителям города Омаха, попросив передать другу, который сможет поспособствовать доставке биржевому маклеру в Бостон.

Участники могли прибегнуть к помощи лично знакомого человека, которому озвучивали правила взаимодействия. Первая посылка достигла цели через 4 дня и посредством двух отправителей. Цепочки всего эксперимента в каждом случае включали от 2 до 10 участников.

Это исследование социального психолога также подверглось критике, так как оппоненты считали, что амплитуда равна более чем шести рукопожатиям. В 2008 году Microsoft провела схожее исследование, доказавшее, что подобная цепочка состоит в среднем из 6,6 человека.

Эксперимент Милгрэма «Потерянное письмо» измерил возможную пользу друг для друга от незнакомых людей. Несколько писем с указанием адресатов были подброшены в публичные места. «Отправленные» частным лицам и благотворительным организациям оказались переданы потенциальным получателям, а стигматизированные организации, которым предназначалась часть весточек, так их и не получили.

Трейлер фильма «Экспериментатор»

Любопытен и опыт, проведенный ученым в 1970–1971 годах с целью описать взаимосвязь телевидения и асоциального поведения. Участники могли украсть деньги и пожертвовать их на благотворительность или остаться в стороне. Подопытные, ознакомленные с заранее подготовленной серией телепроекта «Медицинский центр», принимали решение на основе увиденного медиаматериала.

В 1977 году Стэнли Милгрэм начал исследовать сираноидов, вдохновленный фантазией о слиянии тела и разума. Перед участниками, которыми были взрослые люди и часто преподаватели, представал человек, использовавший наушник для ответа на вопросы. Сираноид проявлял небывалую эрудицию и вводил собеседников в заблуждение обманом, о чем те не догадывались. Следуя идее психолога, сираноидный метод мог быть полезен для изучения социального поведения и самовосприятия.

Результаты и дополнительные предположения

Перед экспериментом Милгрэм опросил студентов и коллег, как они думают, сколько испытуемых дойдут до конца эксперимента. Большинство называли цифру не более 20%. Результаты эксперимента показали, что это количество гораздо больше.

Всего было проведено 40 опытов. Из них только один раз испытуемый остановился на напряжении до 300 В, еще 5 выбыли на отметке 300 В, 4 — на 315 В, 2 после 330 В, 1 после 345 В, 1 после 360 В, один после 375 В. Оставшиеся 26 из 40 дошли до конца эксперимента.

Также были выдвинуты дополнительные предположения, для проверки которых были проведены отдельные опыты. Всего модификаций было более 19.

  1. Испытуемые подчиняются авторитету (в данном случае Йельского университета). Чтобы избежать этого, Милгрэм снял помещение в городке Бриджпорт и проводил опыты от имени коммерческой организации «Исследовательская Ассоциация Бриджпорта». Но результаты не слишком отличались: до конца дошли 48% испытуемых.
  2. Все испытуемые были мужчинами и поэтому более склонны к агрессии. Для этого был проведен эксперимент с выборкой из женщин. Их поведение не отличалось.
  3. Испытуемые имели склонность к садизму. Такое было маловероятно, так как для опыта специально отбирались психически здоровые люди, но, чтобы исключить этот фактор, испытуемые прошли дополнительные тесты для оценки личности. Результат показал, что они ничем не отличались от обычных людей.
  4. Дополнительный опыт показал интересный результат. Когда экспериментатор покидал комнату, а с испытуемым оставался его ассистент, только 20% продолжали опыт. Это могло служить доказательством преимущественного влияния авторитета, усиливавшегося в непосредственном присутствии.

Статья Стэнли Милгрэма с описанием эксперимента была опубликована в 1963 году в «Журнале патопсихологии» (Journal of Abnormal Psychology).

В 1973 году Американская психологическая ассоциация приняла новый этический кодекс, по которому запрещалось проводить эксперименты с сообщением участникам заведомо ложной информации. Несмотря на это, книга Милгрэма «Подчинение авторитету», вышедшая в 1974 году, обрела большую популярность, как и сам ее автор.

Кульминация эксперимента Милгрэма

Во время опыта, экспериментатор уверял подопытного в том, что всю ответственность за жизнь ученика и за конечный ход эксперимента он берет на себя. Что ему следует не останавливаться и продолжать дальше, хотя учителю при этом никто не угрожал и не обещал никакой награды.

С каждым очередным разрядом, актер все ужаснее кричал и умолял своего учителя остановиться. И когда испытуемый начинал сомневаться в правильности своих поступков, экспериментатор вновь заверял его в том, что все идет по плану, и что ему не стоит останавливаться.

Удивительно, но, в конечном счете, каждый эксперимент Милгрэма был доведен до конца. Конечные результаты этого опыта ошеломили абсолютно всех.

Ошеломляющие результаты

В итоге одного из опытов было зарегистрировано, что 26 подопытных из 40, не проявили к ученику никакой жалости и довели пытки до «смертельного» электрического разряда в 450 Вольт.

Лишь после трехкратного удара напряжением в 450 Вольт, экспериментатор объявлял о том, что опыт окончен. Основная часть учителей давала своим ученикам такие электрические разряды, которые бы в реальной жизни привели к летальному исходу.

Когда общественность узнала о результатах эксперимента Милгрэма, она была просто обескуражена ими. Интересен факт, что сами испытуемые также были шокированы собственными же действиями.

Полная информация об эксперименте

Более подробную информацию об этом эксперименте, вы сможете прочитать в книге Стэнли Милгрэма, которая называется «Подчинение авторитету: экспериментальное исследование». Данная информация будет интересна как психологам, так и простым людям.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Стэ́нли Ми́лгрэм
(также Ми́лграм
; 15 августа , Нью-Йорк — 20 декабря , Нью-Йорк) — американский социальный психолог , известный своим экспериментом подчинения авторитету и исследованием феномена «маленького мира» (экспериментальное обоснование «правила шести рукопожатий »).

Милгрэм, нередко упоминающийся в списках самых влиятельных психологов двадцатого столетия, получил базовую подготовку по политологии в Куинс-колледже в . Первая попытка поступить в аспирантуру Гарварда была отвергнута из-за отсутствия психологии в списке прослушанных Милгрэмом курсов, однако после прохождения дополнительной подготовки он был принят и защитил диссертацию в 1960 году .

На работы Милгрэма оказали влияние такие психологи, как Соломон Аш и Гордон Олпорт .

В 2004 году Том Бласс издал биографическую книгу «Человек, который шокировал мир: жизнь и творчество Стэнли Милгрэма» (англ. The Man Who Shocked the World: The Life and Legacy of Stanley Milgram

).

Ход эксперимента

Для эксперимента отбирались молодые здоровые люди без психических заболеваний, не имевшие приводов в полицию, представители среднего класса.

Испытуемым сообщалось, что эксперимент направлен на исследование влияния боли на память. Все испытуемые выступали в роли «учителя», каждый из которых должен был взаимодействовать с «учеником» и помочь ему заучить перечень парных слов.

Особенность эксперимента состояла в том, что «ученик» был подключен к специальному аппарату, генерирующему разряды тока, от слабых до очень сильных. На самом деле, роль «ученика» выполнял специально нанятый актер, а аппарат только имитировал воздействие током. Чтобы испытуемый ни о чем не догадался, перед началом опыта проводилась жеребьевка, где актеру доставалась роль ученика.

Ученик запоминал слова, а учитель принимал экзамен. При каждой ошибке он должен был наказывать ученика разрядом тока. Ученик помещался в звукоизолированную комнату и на глазах испытуемого закреплялся на кресле с электродами. Перед началом эксперимента «учитель» получал демонстрационный удар током, чтобы убедиться, что прибор работает.

Самый первый разряд был очень слабым, всего 15 Вольт, но с каждой ошибкой сила тока увеличивалась еще на 15 вольт. Максимальная величина разряда составляла 450 вольт. Это в два раза больше, чем в обычной бытовой розетке, то есть достаточно много, чтобы нанести серьезные физические повреждения.

Вся процедура эксперимента была стандартизирована, «ученик» выдавал в среднем один верный ответ на три ошибочных. На отметке в 150 вольт «ученик» просил прекратить процедуру. По мере роста напряжения он просил все более эмоционально, жаловался на боли в сердце и возрастающий дискомфорт, под конец уже просто кричал, разыгрывая сильные мучения от удара током. Если испытуемый начинал колебаться, экспериментатор говорил ему заранее заготовленную фразу: «Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжили».

Результаты

Результаты эксперимента шокируют: две трети испытуемых оказались «послушными». Они готовы были причинять колоссальную боль «ученику» и даже продолжать бить его током, когда он перестал подавать признаки жизни и отвечать на вопросы. «Учителя» понимали, что причиняют «ученику» сильные страдания, что это не нормально и предлагали экспериментатору прекратить. Но тем не менее они продолжали бить человека всё более сильным током только потому, что экспериментатор говорил:

  1. «Пожалуйста, продолжайте»;
  2. «Эксперимент требует, чтобы вы продолжили»;
  3. «Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжили»;
  4. «У вас нет другого выбора, вы должны продолжать».

Испытуемые не были кровожадными садистами. Это были обычные люди, которые понимали, что они причиняют боль другому человеку и что это плохо. Это противоречило их морали. По своей собственной воле, по своему желанию они никогда бы этого не сделали. Проблема в том, что они не воспринимали себя как источник этого насилия. Они воспринимали себя лишь инструментом в руках экспериментатора, который и нёс, по их мнению, ответственность за эту жестокость.

Многочисленные модификации эксперимента позволили получить дополнительную информацию о послушании. Чем ближе жертва, тем чаще испытуемые отказывались наносить удары током. Изначально «ученики» находились за стеной, в соседней комнате. Когда «ученики» сидели в одной комнате с «учителем», степень послушания последних уменьшалась.

Чем дальше авторитет, тем меньше его слушались испытуемые. Когда экспериментатор давал указания по телефону, послушание уменьшалось и испытуемые начинали врать, что они в точности выполнили инструкции.

Женщины так же послушны, как и мужчины.

Специальное предварительное оговаривание условия прекратить эксперимент по первому требованию «ученика» немного снизило послушаемость, но 40 % испытуемых всё равно подчинялись экспериментатору.

Когда испытуемым давали право выбрать любой уровень электрошока, подавляющее большинство использовало минимальную силу удара.

Личностные особенности авторитета не влияют на послушание. Мягкого экспериментатора слушались так же охотно, как и жёсткого.

Качество авторитета не имеет значения. Испытуемые одинаково слушались как экспериментатора из ведущего научного центра в стране – Йельского университета, так и экспериментатора из никому неизвестной «Исследовательской группы Бриджпорта».

Когда «ученик» требовал продолжать эксперимент несмотря на сильные страдания, а экспериментатор говорил, что нужно прекратить, испытуемые прекращали разряды тока. То есть дело не в том, что делают испытуемые, а в том, для кого они это делают. Испытуемые реагировали именно на авторитет, а не на содержание указаний.

Когда обычный человек требовал продолжения наказаний, испытуемые его не слушались.

Когда два экспериментатора давали противоположные указания, испытуемые прекращали эксперимент.

Когда один из экспериментаторов оказывался в роли жертвы и требовал прекратить эксперимент, испытуемые слушались второго экспериментатора, который сохранил статус авторитета.

Когда два других «учителя» отказывались продолжать наказания «ученика», послушание испытуемых экспериментатору резко падало. То есть конформизм, влияние группы, оказалось сильнее влияния авторитета.

Когда удары током наносил другой «учитель», а испытуемый лишь зачитывал слова или проверял правильность ответов, послушаемость была очень высокой.

4. Результаты

Результаты эксперимента в процентах.

В одной серии опытов основного варианта эксперимента 26 испытуемых из 40, вместо того чтобы сжалиться над жертвой, продолжали увеличивать напряжение (до 450 В) до тех пор, пока исследователь не отдавал распоряжение закончить эксперимент. Лишь пятеро испытуемых (12,5 %) остановились на напряжении в 300 В, когда от жертвы появились первые признаки недовольства (стук в стену) и ответы перестали поступать. Ещё четверо (10 %) остановились на напряжении 315 В, когда жертва второй раз стучала в стену не давая ответа. Двое (5 %) отказались продолжать на уровне 330 В, когда от жертвы перестали поступать как ответы так и стуки. По одному человеку — на трёх следующих уровнях (345, 360 и 375 В). Оставшиеся 26 из 40 дошли до конца шкалы.

Как проводился эксперимент Стэнли Милгрэма

Перед тем, как начинать эксперимент Милгрэма, Стэнли устраивал показанную жеребьевку относительно того, кто из двух кандидатов будет учеником, а кто учителем. При этом учителем, конечно же, все время становился испытуемый.

Актер, играющий роль ученика, садился на стул с подведенными к нему «электрическими проводами». Перед началом эксперимента обоих учеников обязательно били током напряжением в 45 Вольт. Это делалось для того, чтобы ничего не подозревающий участник эксперимента мог прочувствовать ту боль, которую будет испытывать ученик.

Подставного ученика подключают к электродам

Далее учитель проходил в соседнее помещение и начинал диктовать слова ученику. Когда тот ошибался, учитель тут же нажимал на кнопку, ударяя несчастного током. По правилам, каждый последующий электрический разряд увеличился на 15 Вольт, а максимальное напряжение достигало целых 450 Вольт.

Как говорилось вначале, ученик был подставным актером, который лишь изображал, будто его по-настоящему бьет электричеством. Система тестирования специально была настроена так, что ученик 1 раз отвечал верно, а после этого 3 раза подряд случались ошибки.

Поэтому, когда учитель дочитывал до конца все пары словосочетаний, написанных на первом листе, электрические удары достигали напряжения в 105 Вольт. Однако, когда испытуемый хотел продолжить читать слова, перейдя к следующему листу, экспериментатор заставлял его начать все заново, снизив электрический удар до 15 Вольт.

Это делалось для того, чтобы подопытный понимал, что опыт не завершится до тех пор, пока все пары слов не будут правильно произнесены учеником.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: