Индивид, личность, индивидуальность. Понятие и содержание индивидуальности
Личность, индивид, индивидуальность – эти понятия часто употребляются как синонимы. И мы, не задумываясь, заменяем одно другим, причем не только в отношении взрослого человека или любого представителя биологического вида Homo sapiens. Слово «личность» можно услышать и в рассказе молодой мамы о своем новорожденном малыше, и даже в рассуждениях хозяйки о своей кошке или собаке.
На самом деле это слишком вольное обращение с серьезными психологическими понятиями. Синонимами они не являются и, несмотря на то, что каждое из этих слов обозначает совокупность качеств человека, между ними есть существенные различия.
Что такое интеллигентность?
Интеллигентность – это приобретённое качество личности, черта характера. Она показывает, что человек изначально готов к общению в рамках приличного. Такой индивид достаточно образован и культурен.
Можно обладать несколькими дипломами и оставаться неинтеллигентным человеком. Это значит, что интеллигентность не всегда определяется уровнем образования. Но и без него стать интеллигентным, трудно.
Как правило, современные люди, особенно молодёжь, умаляют значимость интеллигентности. Они считают, её ненужной. Молодые люди уверены: данное качество мешает пробиться в жизни. Но это ошибочное мнение.
Человек работает над собой и своими недостатками, устраняет пробелы в знаниях, повышает культурный уровень, изучает правила этикета. Только тогда он может считаться интеллигентным.
Интеллигентом не рождаются, им становятся. Поэтому каждый может повысить свой уровень интеллигентности.
Стоит также отметить, что интеллигентность не показатель положения в обществе. Человек из низших социальных кругов может быть интеллигентом, а вот личность со статусом далеко не всегда показывает свою интеллигентность.
Как себя вести с дигиталами
Налаживание отношений с дискретом-взрослым
- Уважение к личному пространству. У любого человека оно является неприкосновенной зоной, но дискреты особенно оберегают его. Вмешаться в планы такого человека означает нажить себе реального врага на долгие годы.
- Подбор правильных фраз. Дигиталы наиболее реагируют на выражения, которые заставляют их думать и анализировать. Общаться с ними необходимо при помощи коротких и четких предложений.
- Демонстрация собственной логики. С такими людьми не получится говорить о чем-то возвышенном. Точнее возможно, но все превратиться в четкий анализ темы беседы. В этом случае спорить бесполезно, потому что дигитал является отличным манипулятором касательно эмоциональных людей.
- Уважение к мнению оппонента. В качестве примера можно привести Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Врач всегда оставался в проигрыше, когда пытался оспорить умозаключения великого сыщика-дигитала.
- Субординация. Если человек подобного психотипа хочет побыть наедине со своими мыслями, то ни в коем случае не стоит навязываться ему. Озвученных умников и умниц нельзя тревожить без их на то согласия.
- Максимальная честность. Хитрить с такими личностями бесполезно, потому что они видят людей насквозь. Предательство и наговоры они не простят никогда, потому что, кроме логики, обладают злопамятностью.
- Отказ от традиционных способов соблазнения. В попытках сразить их внешним видом дигиталы увидят только подвох и желание манипулировать их сознанием.
- Минимум прикосновений. Особенно об этом стоит задуматься кинестетикам, которые исключительно таким образом познают мир. Дигиталы не потерпят, чтобы к ним лишний раз прикасались при беседе, поэтому от подобных манипуляций следует отказаться.
Общение с ребенком-дигиталом
- Не требовать быстрого ответа. Ребенок-дигитал просто не в состоянии сразу среагировать на то, что хотят от него взрослые. Если настаивать на немедленном ответе, он просто замкнется в себе на долгое время.
- Развивать эмоции. Некоторые люди при этом заявлении изумятся, но чувственное восприятие окружающей действительности реально вывести на более высокий уровень. Ребенку с логическим типом мышления необходимо как можно больше ознакомляться с литературой и произведениями искусства.
- Учить общительности. Дигиталы никогда не бывают любимчиками публики и душей компании. Следовательно, необходимо учить их находить общий язык со сверстниками с самого раннего детства. Рекомендации Монтессори по приобретению друзей в этом случае однозначно не повредят.
- Соблюдать понимание. Дигитал посмотрит в глаза собеседнику только в исключительном случае. Не нужно травмировать психику малыша требованием соблюдать надлежащий этикет. Он никогда не станет визуалом, и это стоит принять к сведению.
- Не создавать стрессовые ситуации. Довольно часто дискретами становятся после того, когда в детстве попали в опасную зону. Единожды испугавшись, такие маленькие жертвы обстоятельств при помощи логики стараются в дальнейшем подавлять свои чувства.
- Создавать правильный досуг. Маленьким умникам нравится все то, что они еще не познали. Можно организовать им поход в зоопарк, планетарий и краеведческий музей.
https://youtube.com/watch?v=r_KJeUrH0Vg
Типизация личности
В науке существует множество методик, предоставляющих возможность дать точное определение принадлежности индивида к определенному типу.
Общепринятая типология личности | |
Тип | Описание |
Политический | Налицо явное стремление к лидерству и господству, к распределению ролей в обществе, навязыванию поведенческих норм. |
Экономический | Поведенческая база — прагматическая ориентация. Общаясь в социуме, думает только о возможной пользе. |
Эстетический | Ярко выражена индивидуальность. Предпочитает неролевое общение, любит самовыражаться. |
Социальный | Общение воспринимает как форму самоотдачи. Считает, что на Земле главное — любовь. Ради нее готов принять любую форму жизнедеятельности. |
Религиозный | Смысл жизни — поддерживать связь с Богом. Это основная социальная роль. Все остальное не имеет значения. |
Как можно видеть из таблицы, типологий существует несколько.
Античная история термина
Термин «индивид» (лат. individuum «недели́мый») был впервые использован в I веке до н. э. Цицероном для передачи греческого ἄτομος, «атом» (от др.-греч.ἄτομος «неделимый, неразрезаемый»), введённого в свою очередь атомистомДемокритом в V веке до н. э., который под атомами понимал мельчайшие неделимые «элементы», бесконечные по числу и не воспринимаемые чувствами, которые вместе с пустотой образуют частицы материи. «Начала Вселенной суть атомы и пустота, все остальное лишь считается существующим», ― передаёт учение Демокрита Диоген Лаэртский.
Исторически individuum и ἄτομος термины восходящие к натурфилософии, физике, в изложении Левкиппа и его ученика Демокрита, для определения минимальных элементов, которым может быть присуще истинное бытие, то есть возможность быть не разрушаемыми и не возникающими.
Методологическая польза идеи атомов Демокрита для общественных наук заключается в том, что введение в предмет психологии, социологии, социальной философии категории «неделимости», «атомарности», «индивидуума» позволяет определить структурные границы единицы социального организма, дальнейшее «дробление» которого неизбежно приводит исследование к пересечению либо с индивидуальностью и/или личностью, либо с предметами естественных дисциплин.
Похожие термины:
-
А.В. Мудрик предложил следующие определения этих понятий: человек – субъект исторического процесса развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связан
-
(лат. individuum неделимое, особь) отдельный человек, представитель человеческой общности.
-
это индивид с инвалидностью, который нуждается в дополнительной поддержке для обеспечения получения высшего образования (Закон України Про вищу освіту . – Режим доступу: http:/ /w1.
-
состоит в: развитии у кадров государственной службы профессионально-управленческой направленности; корректировке и развитии у руководителей ориентации на достижение успеха в выполнении управл
-
процесс обеспечения целенаправленного развития особенностей личности.
-
процесс формирования индивидуальности. Означает, что всё присущее человеку получает еще большее своеобразие, уникальность, приобретает самобытность.
-
целенаправленная профессиональная деятельность, направленная на содействие человеку в трудной жизненной ситуации, позволяющей ему самостоятельно преодолеть свои проблемы и трудности, успешно
-
опыт участия индивида в различных видах деятельности и межличностного взаимодействия, наложивший отпечаток на понимание жизни и отношение к ее различным проявлениям, определивший содержание ег
-
вовлечение в процесс непрерывного просвещения; формирование гражданских качеств, нравственной, экономической, политической правовой, экономической культуры познавательной деятельности, труда,
-
процесс обогащения деятельных способностей и иных личностных качеств человека в ходе различных видов его целесообразной деятельности.
-
Широко распространены в школах прибалтийских гсс-в, на Украине и в школах ряда территорий Рос. Федерации. К. в. комплектуются на базе одной или неск. нач. школ микрорайона на основании заключения ме
-
Дидактический принцип, предполагающий учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе занятий и внеаудиторной работы. Принято говорить о трех видах индивидуализации: личностной, субъектно
-
продукт индивидуального сознания, оценка окружающей действительности, исходя из интересов и потребностей личности. В той или иной мере М. и. отражает также позицию социальной группы, к которой при
-
личность во всем ее многообразии.
-
организация деятельности в педагогической работе воспитателя (учителя) с учетом индивидуальных особенностей каждого.
-
необходимо осуществлять тщательный учет каждого из учащихся. Базируется на объективно сущих, анатомических, физиологических и психологических особенностях.
-
педагогический принцип природосообразности, который обязывает учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, создавать условия для развития и проявления их интересов, склонностей
-
учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания; обусловленная потребность в нерегламентированных, творче
-
(в широком смысле слова) всякое приспособление в учебной работе к индивидуальным различиям учащихся.
-
выявление и культивирование в каждом ребенке индивидуально-специфического и особенного. Реализация данного принципа означает построение такого общения, которое было бы адекватным возрастным (п
Что это такое
Определение
Индивидуальность — комплексное понятие, которое включает в себя:
- совокупность характерных особенностей, отличающих одного человека от другого;
- своеобразие психики;
- особый взгляд на мир;
- неповторимость, уникальность внутреннего мира и внешности.
Индивидуальность в психологии — это:
- индивидуально-психологические различия;
- высший уровень иерархической организации психики человека по отношению к индивиду и личности.
Формируется под влиянием воспитания и общения, начиная с детства и на протяжении всей жизни человека.
Индивид — личность — индивидуальность
Эти понятия всегда находятся рядом друг с другом. Поэтому возникает много вопросов, чем отличается индивидуальность от личности, от индивида.
Каждый рождается индивидом — представителем рода человеческого и частью общества. В течение жизни под влиянием культурного развития он становится личностью. Чем больше он вбирает в себя духовного наследия своих предков и социализируется, тем сильнее в нём личностное начало. Если же у него формируется своё мировоззрение и особый взгляд на то, что происходит вокруг, он становится индивидуальностью.
Труднее всего выявить соотношение индивидуальности и личности:
- становление личности — процесс социализации, освоение норм и правил поведения;
- становление индивидуальности — процесс самоопределения и обособления, выделения из сообщества, оформление уникальности и неповторимости.
Как сказал доктор психологических наук А. Г. Асмолов, «индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают». Это выражение показывает суть отличий данных понятий.
Чем отличается индивид от индивидуальности
Хоть эти два слова имеют один корень, значения им присущи совершенно различные. Первый термин можно применить фактически к любому человеку, который живет среди людей, адаптировался в социуме и представляет из себя не только биологический вид, но и представителя общества. А вот второе определение предполагает развитие индивида. Можно развивать природные, врожденные свойства (никогда не стричь волосы, они сами вырастут до невероятных размеров), а можно – получить приобретенные.
Часто люди считают себя индивидуальностями только потому, что пытаются идти против общего мнения. Такие неформалы действительно отличаются от толпы, но проблема в том, что их становится очень много, они уже создают свою неформальную массу. Среди нее татуировки, рваные джинсы, зеленые волосы и тоннели в ушах становятся обыденностью. Так индивидуальным решением можно считать только то, которое придумано самостоятельно, а не скопировано с другого.
А что же такое individuum
Основное отличие – отсутствие конкретных, уникальных черт. Это человек, который имеет принадлежность к толпе, обладает сходными характеристиками, соответствует основным стереотипам и поддается общественному мнению.
Такая персона личностно не возросла. На бытовом уровне можно привести следующие черты индивида, который так и не стал личностью:
- неумение принимать решения;
- отсутствие ответственности за события;
- низкая социальная адаптированность;
- следование за мнением большинства;
- отсутствие точки зрения;
- способность манипулятивного воздействия по отношению к рассматриваемому человеку.
Понятие «индивид» в психологии
При изучении личности используются различные методы. Для начала рассматривают индивид. При этом человек изучается не просто в качестве представителя человеческого рода, а как член конкретной группы общества.
Понятие «индивид» в психологии используется в широком смысле. В его основе лежит наличие цельности и единства субъекта и особенностей, свойственных ему. В психологии индивид – это результат развития жизни, продукт взаимодействия с окружением. Как носитель биологического в каждом человеке он представляет собой комплекс обусловленных свойств, данных ему от природы, в ходе развития которых люди становятся зрелыми. Это означает, что каждый из нас является носителем заложенных с рождения определенных качеств, меняющихся, усложняющихся при жизни.
Социальный индивид
Еще в трудах советских психологов, как ни парадоксально, отмечена разница между социальным индивидом и личностью. Социальный индивид – это продукт воспитания общества, способный реагировать на события только так, как принято в его обществе. Его мировоззрение – это мировоззрение большинства. Он не в состоянии взглянуть на мир с точки зрения чужой культуры. Для этого социальный индивид сначала должен превратиться в личность.
В древности, когда контакты между народами были минимальными, личностью имели шанс оказаться только путешественники и купцы. Знакомясь с чужими обычаями, они поневоле сравнивали их со своими, открывая более объективные критерии оценки, и в результате выходили за пределы одной культуры. Личность – это самостоятельно приобретенное и более стойкое состояние ума, которым уже не способен повелевать социум, или те, кто незаметно управляют этим социумом.
Понятия человек, индивид, личность, индивидуальность определения и характеристики
Начнем с того, что определение «человек» обозначает человека, как биологический вид, который олицетворяет собой пример эволюции и обладает сознанием. Человек, как социальный объект, имеет способ общения – язык, но стоит отметить, что не каждый человек – личность.
Характеристики человека, как биологического объекта:
- анатомия организма,
- способность создавать орудия или плоды своего труда,
- присутствие сознания и осознанности.
Отсюда можно определить, что человек – это представитель своего вида и значит он индивид.
Индивид – это субъект, имеющий все социальные качества, которые присущи определенной группе.
Характеристики индивида, как объекта человеческой популяции:
- активность в социальной среде,
- психологическая устойчивость,
- адаптивность психофизических характеристик.
Личность – это человек, наделенный некоторыми качествами, характером, которые сформировались при взаимодействии с социумом. Она способна испытывать чувства, осознавать происходящее и себя в мире, а также формировать отношения с обществом согласно своим убеждениям.
Как правило, личностью не рождаются – ею становятся. Огромную роль в этом аспекте играет человеческий фактор.
Различают следующие факторы, влияющие на становление личности:
- наследственность,
- круг общения,
- характер,
- воспитание,
- личное мировоззрение.
Индивидуальность – это набор физиологических, психологических, социальных качеств человека, являющихся неповторимыми. Конечно, каждый из нас уникален, но стоит отметить, что у кого-то есть яркие индивидуальные черты, а у кого-то их вовсе нет.
Понятие индивидуальность
Понятие индивидуальности вошло в несколько научных областей и строится на разных составляющих определения соответственно. В биологическом ракурсе в это понятие вкладывается уникальность и оригинальность каждой особи внутри вида, и самого вида среди остальных живых существ. К биологическим признакам индивидуальности относят генетически передающиеся параметры, такие как внешний вид, продолжительность жизни, возрастные изменения, внутривидовые и феминно-маскулинные особенности проявления.
Однако, касательно человеческого существа, стоит рассматривать индивидуальность, как особую уникальную форму пребывания в обществе, это позволяет отойти от исключительно биологического рассмотрения данного понятия, где все изначально закладывается природой
Так как невозможно считать индивидуальностью лишь уникальность сетчатки глаза или отпечатков пальцев, необходимо брать во внимание и общественные качества, психологический аспект; уникальность складывается из неповторимых сочетаний биологического и общественного
Остановимся на психологических особенностях. Индивидуальность человека предстает набором таких психологических категорий: темперамент, интеллект, характер, привычки и увлечения, общение и выбор деятельности, особенности перцептивных процессов
Однако, просто наличия неповторимых качеств для понимания индивидуальности недостаточно, является очень существенным обращать внимание на тип уникальных взаимосвязей между этими качествами
В психологии индивидуальность это анализ (качественный и количественный) уникальных характеристик человека. Проявляться индивидуальность может в одной или нескольких сферах одновременно. Различие в степени развития и преобладания каких-либо характеристик и качеств вместе с различными способами использовать заложенные данные и порождает неповторимость каждого.
Человек не изолированное, отдельное существо, а член коллектива. Индивидуум индивидуален, когда предпочитает не ограничиваться коллективными нормами, а преобразует их и собственную личность, чтобы достичь более высокого уровня сознания.
Индивидуальные черты личности в большей степени считаются приобретенными, за исключением тех немногих характеристик, которые свойственны каждому индивиду. Непохожесть каждого человека развивается и формируется из нескольких основных составляющих. Первая составляющая – это наследственность. Биологическое свойство живого организма, у человека предопределяет как внешние признаки, так и реакции поведения на определенные типы событий. Вторая составляющая – это окружение. Сюда относят культуру, в которой родился и воспитывался человек, нормы поведения, идеалы, ценности этой культуры; семью, где берут свое начало жизненные сценарии, стереотипы поведения, предубеждения относительно людей и явлений; принадлежность к определенным социальным группам. Третья составляющая – особенности темперамента, характера, т.е. сама индивидуальность человека также имеет не малое влияние на формирование дальнейшей индивидуальности.
Сейчас все чаще поднимается вопрос о стирании индивидуальности при помощи средств массовой информации, где реакции стандартизируются, способность к активному мышлению и анализу ослабевает, вариативность поведенческих реакций уменьшается, так все подается в готовом виде, с расставленными приоритетами и подсказками к необходимому выводу. Для людей, у которых не сформирована индивидуальность (дети, подростки) это может привести к стандартизации мышления и действий, отсутствию критики и остановке в формировании собственной личности. При навязывании обществом стандартов поведения и реагирования ставит под вопрос становление личности, как таковое. Происходит омассовление сознания, исчезновение индивидуальности, личной ответственности, собственных решений.
Человек со сформированной индивидуальностью являет собой зрелую личность, которая достаточно самостоятельна, полагается в решениях на собственное мнение, не зависящее от большинства, у которой развита мотивационная сфера.
Формирование характера у ребенка
Ребенок в начале жизни берет правила поведения из семьи. Здесь учитываются отношения между взрослыми и между родителями и детьми. Привычную модель поведения он начинает применять в социуме. Также влияют наследственность, окружающие люди и обстоятельства.
Сакого возраста формируется характер
Характер начинает формироваться с первых дней после рождения. А согласно результатам исследования группы американских ученых, опубликованных в журнале Brain, Behavior, and Immunity, состав микробиома кишечника связан с темпераментом в раннем детстве,и, как следствие, характер начинает закладываться еще в утробе матери.
В 4-5 лет уже заметны основные задатки. В 10-12 лет характер сформирован, но корректируется на протяжении жизни.
Советы родителям как воспитать характер у ребенка
Каждый родитель ставит целью вырастить достойного человека из своего ребенка. Тренируя на своем чаде различные методики воспитания, мама и папа ждут, что малыш станет умным, покладистым, добрым и успешным.
В процессе взросления ребенок не всегда и не во всем оправдывает ожидания взрослых. Он начинает «показывать свой характер». И это не уживительно, ведь, когда родители пытаются внедрить лишь положительное в свое дитя, не все учитывают его характер и темперамент.
Ниже видео от доктора Комаровского
Темперамент заложен с рождения и не поддается корректировке, а вот характер можно воспитать, придерживаясь следующих советов:
Дети копируют своих родителей. Взрослым нужно фильтровать свои слова и поведение, подавая правильный пример.
Дети — индивиды, имеющие право выбора. Маме проще и быстрее самой накрыть на стол или обуть малыша. Но если он проявляет инициативу, нужно позволить ему сделать это самостоятельно. Пусть в начале это будет неправильно и нелепо, но ведь всему можно научиться. На десятый-двадцатый раз ребенку удастся делать некоторые вещи на ровне со взрослым. Он будет чувствовать себя значимым и самодостаточным.
Свобода должна быть умеренной. Объяснять, что такое «хорошо» и «плохо». Дети должны понимать закономерность, что за проступком следует наказание. Необходимо четко проговорить, почему сейчас они лишаются прогулки или просмотра мультфильма. Важна системность каждого из родителей. Определить, что неприемлемо в семье. Ни в коем случае речь не идет о рукоприкладстве
Физическая сила формирует жесткость и агрессию в детях.
Относиться к ребенку с теплотой и вниманием
Важно беспокоиться не только о физиологических потребностях ребенка
Нужно искренне общаться с ним как со взрослым с ранних лет. Интересоваться его предпочтениями и мыслями, страхами
Советоваться с ним, когда это уместно и прислушиваться к его мнению. Он почувствует себя отдельной личностью.
Хвалить и поощрять. Детские достижения порой для взрослых не имеют особой значимости. Однако для них крайне важно, чтобы их услышали и заметили. Особенно, когда дело касается их достижений, пусть даже маленьких. Не стоит скупиться на добрые слова похвалы. Конечно, не переусердствовать, иначе ребенок будет ждать комплименты от общества по любому поводу. Не нужно сравнивать его с другими детьми.
Большинство в становлении характера ребенка зависит от родителей. Создавая добрую и спокойную обстановку в доме, нужно подавать детям пример достойного человека.
Мнение психолога Евгении Стрелецкой