Логические ошибки

Закон непротиворечия (противоречия)

Формально-логический закон непротиворечия основывается на доводе, что два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; как минимум одно из них ложно. Оно вытекает из понимания содержания закона тождества: в одно время, в одном отношении истинными не могут быть два суждения о предмете, если одно из них что-нибудь утверждает о нем, а второе это же отрицает.

Сам Аристотель писал: «Невозможно, чтобы одно и то же одновременно было и не было присуще одному и тому же, в одном и том же смысле».

Разберемся с этим законом на конкретном примере – рассмотрим следующие суждения:

  1. Каждый посетитель сайта 4brain имеет высшее образование.
  2. Ни один посетитель сайта 4brain не имеет высшего образования.

Для того, чтобы определить какое высказывание истинно, обратимся к логике. Можем утверждать, что одновременно оба высказывания быть правдивыми не могут, поскольку являются противоречивыми. Из этого следует, что если доказать истинность одного из них, то второе обязательно будет ошибочным. Если же доказать ошибочность одного, то второе может быть как истинным, так и неправдивым. Чтобы узнать правду, исходные данные достаточно проверить, например, с помощью метрики.

По сути, этот закон запрещает утверждать и отрицать одно и то же одновременно. Внешне закон противоречия может показаться очевидным и вызвать справедливое сомнение по поводу целесообразности выделения столь простого вывода в логический закон. Но здесь есть свои нюансы и связаны они с природой самих противоречий. Так, контактные противоречия (когда что-либо утверждается и отрицается почти в одно и то же время, например, уже следующим предложением в речи) более чем очевидны и практически не встречаются. В отличие от первой разновидности, дистантные противоречия (когда между противоречивыми суждениями находится значительный интервал в речи или тексте) – более распространенные и их нужно избегать.

Чтобы эффективно использовать закон противоречия достаточно правильно учитывать условия его употребления. Основным требованием является соблюдение в высказываемой мысли единства времени и отношения между предметами. Другими словами, нарушением закона непротиворечия не может считаться утвердительное и отрицательное суждения, которые относятся к разному времени или употребляются в разных отношениях. Приведем примеры. Так, высказывания «Москва – столица» и «Москва – не столица» могут быть одновременно правильными, если мы говорим в первом случае о современности, а во втором – об эпохе Петра I, который, как известно, перенес столицу в Санкт-Петербург.

В плане разности отношений истинность противоречивых суждений можно передать на таком примере: «Моя подруга хорошо владеет испанским языком» и «Моя подруга плохо владеет испанским языком». Оба утверждения могут быть истинны, если в момент речи в первом случае говорится об успехах в изучении языка по университетской программе, а во втором о возможности работы профессиональным переводчиком.

Таким образом, закон противоречия фиксирует отношения между противоположными суждениями (логическими противоречиями) и никаким образом не касается противоположных сторон одной сущности. Его знание необходимо для дисциплины процесса мышления и исключения возможных неточностей, которые возникают в случае нарушения.

Логические ошибки в тексте

Логические ошибки появляются, если автор нарушает один из этих законов. Поэтому, чтобы было понятно, я остановлюсь на каждом из них подробнее.Законов, правда, больше, но эти — главные.

Закон тождества

Это первый закон логики и он гласит: каждый объект должен быть тождественен самому себе. Да, всё в мире меняется. Но, во-первых, меняясь, вещи все равно остаются собой.

Во-вторых, закон этот имеет отношение к мышлению и, соответственно, к высказыванию. Именно в высказывании любой объект должен быть тождественен самому себе. Например: «Я люблю писать ручкой, поэтому всегда ношу с собой блокнот и карандаш». В этом высказывании нарушается закон тождества, так как ручка и карандаш не тождественны.

В литературном творчестве закон тождества проявляется, прежде всего, в правильном оперировании понятиями. Именно он предостерегает от и, чтобы не нарушать логику текста. Например, «интеллектуал» (человек с высоким уровнем интеллекта) и «эрудит» (много знающий человек) — это разные понятия, но сплошь и рядом авторы допускают логическую ошибку, подменяя одно понятие другим. «Вор» и «мошенник», «краб» и «рак», «солдат» и «наёмник» — тоже нетождественные понятия.

Другой случай нарушения закона тождества — объединение одним общим понятием объектов, не входящих в него полностью. Например: «В доме была новой вся мебель: столы, стулья, ковры, даже кастрюли на кухне». Это логическая ошибка. Ковры и кастрюли не являются мебелью, они принадлежат другим множествам.

Нарушение закона тождества в тексте приводит к — двусмысленности. Например: «Начальник прослушал мой доклад». Понятие «прослушал» имеет два противоположных значения, то есть оно не тождественно себе.

Это самые распространённые ошибки в тексте, связанные с нарушениями первого закона логики.

Закон противоречия

Второй закон логики неразрывно связан с первым. И часто его нарушение бывает следствием несоблюдения закона тождества. В упрощённом виде закон противоречия звучит так: «Два высказывания об одном и том же объекте не могут иметь противоположное значение».

Так, принцесса, о благородстве и скромности которой говорит автор, не может вести себя как хамка и портовая девка. Тихий неудачник из мира менеджеров не может демонстрировать чудеса храбрости и стойкости, попав в мир меча и магии. Такие изменения должны быть логически обоснованы, то есть связаны с объективными причинами.

Законы логики обязательны и при построении предложений, то есть отдельных высказываний. Например: «Антон был полной бездарностью и, обладая многочисленными талантами, вызывал зависть у своих коллег». Явная логическая ошибка.

Но случается, что такие ошибки автор делает специально. Помните песенку: «Это было жарким летом, в середине января»? Здесь нарушен закон противоречия, но сделано это намеренно, для создания комического эффекта.

Закон исключённого третьего

Этот закон следует из двух первых. Если два высказывания об одном и том же объекте противоречат друг другу, то они не могут быть истинными оба. Либо они оба ложны, либо истинно только одно. Третьего не дано. Если же оба суждения соединены в одном высказывании, то оно нелогично.

  • «За работу нам заплатили хорошо, но мало». Это как? Хорошо или мало?
  • «Мой дед до старости имел крепкое здоровье, хоть и часто болел».
  • «Объединённое королевство жило в мире и согласии, успешно воюя с многочисленными врагами».

Закон достаточного основания

Этот закон требует установления причинно-следственных связей между явлениями и объектами. Ничто в мире не происходит просто так, без всякой причины. Это касается и природных явлений, и поступков людей. Если вы описываете магический мир, то и магия в нём должна быть подчинена определённым законам. Так, можно создать вещь из глины, воды, даже воздуха, но появившаяся из ничего карета нарушает закон логики. Поэтому у Золушки карета из тыквы.

Злодей тоже не может желать всем зла просто так, у него должна быть причина, то есть мотивация. И герой, жертвующий всем ради борьбы со злом просто потому, что так захотел автор, не вызывает доверия. Должна быть причина, мотивация. Например, злодей захватил его страну, обидел его близких и т. д.

Несмотря на то что законы логики известны не одну тысячу лет, люди не устают их нарушать и в публичных выступлениях, и в статьях, и в книгах. Уж больно эти законы неудобны, так и хочется их обойти. А потом сказать: «Я художник — я так вижу». Но логические ошибки — это тоже ошибки и они снижают доверие к автору.

#литературное творчество #логика #стилистика #авторам #полезные советы

Выдача доказательства или опровержения части тезиса за доказательство или опровержение всего тезиса

«Вы утверждаете, что все эти станки исправны; я исследовал два из них, и оба оказались неисправными; значит, все они неисправны». Этот неверный логический ход называется также поспешным обобщением или неправомерной индукцией. Правильно было бы сказать: «Некоторые из этих станков неисправны», т.е. перевести утверждения из категории общих в частные.

Если неизвестно, все станки неисправны или только часть, следует сказать: «По меньшей мере, некоторые (или конкретно — два, три и т.п.) из них неисправны». Приписать то или иное качество всему данному множеству (народу, социальной или религиозной группе, партии и т.п.) либо только его части — абстрактной («некоторые из…») или конкретной (с указанием числа или списка имен) — это совершенно разные вещи.

Заявления типа «Все русские — лодыри и пьяницы» или «Все американцы — глупые идиоты» указывают лишь на глупость их сказавшего.

Нарушение логики в математике

Чаще всего в математике софизмы используются для того, чтобы доказать равенство неравных чисел или арифметических выражений. Яркий пример — когда сравнивается пятерка и единица. Если из пяти вычесть три, то результатом будет двойка. Отнимая же из тройки единицу, у нас получится двойка. Если возвести оба числа в квадрат, то в каждом случае результат будет одинаковым. Поэтому можно сделать вывод, что пять равно единице.

Появление в математике задач-софизмов главным образом происходит за счет преобразования исходных чисел. Например, когда их возводят в квадрат. После выполнения этих нехитрых действий можно получить, что результаты этих преобразований будут одинаковыми, что позволяет говорить о равенстве исходных данных.

Закон достаточного основания – А ⊃ В

Любая мысль (тезис) для того, чтобы иметь силу, обязательно должна быть доказана какими-либо аргументами, причем эти аргументы должны быть достаточными для основания исходной мысли, то есть она должна вытекать из них.

Четвертый из основных законов формальной или классической логики был сформулирован по прошествии значительного периода времени после обоснования Аристотелем первых трех. Его автор – видный немецкий ученый (философ, логик, математик, историк; этот список занятий можно продолжить) – Готфрид Вильгельм Лейбниц. В своей работе о простых субстанциях («Монадология», 1714 г.) он писал: «…ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым, – без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе, хотя эти основания в большинстве случаев вовсе не могут быть нам известны».

В чем суть

Помните, что такое презумпция невиновности? Она основана на законе достаточного основания. Принцип презумпции невиновности предписывает считать человека невиновным, даже если он дает показания против себя, до тех пор, пока его вина не будет достоверно доказана какими-либо фактами. Другими словами, признание вины не гарантирует, что человек действительно совершил преступление, а вот улики и доказательства — вполне могут. То есть признание вины — недостаточное основание, а факты и улики, указывающие на преступника, — достаточное.

Пример нарушения

«Не ставьте мне двойку. Я прочитал весь учебник и, возможно, что-то отвечу». Вывод не вытекает из основания: студент мог прочитать весь учебник, но из этого не следует, что он сможет что-то ответить.

Как применять в жизни

Закон достаточного основания предостерегает от поспешных выводов. Если мы помним о том, что любое утверждение должно быть подкреплено фактами, это поможет распознавать дешевые сенсации и небылицы.

При копировании материала ссылка на сайт sauap.org обязательна

Ссылки: https://lifehacker.ru/4-glavnyx-zakona-logiki/, https://fil.wikireading.ru/4731, https://4brain.ru/blog/,

Главное фото: https://cs8.pikabu.ru/post_img/2017/11/14/10/og_og_151068032821849374.jpg

Логика Галилея

В истории науки были случаи, когда казавшиеся безусловно истинными суждения опровергались впоследствии путем обнаружения их внутренней логической несостоятельности.

Так, по вопросу о падении тел в физике в свое время считалась общепризнанной точка зрения, согласно которой скорость падающих тел тем больше, чем больше вес тела. Эту точку зрения опроверг Галилео Галилей, найдя в ней логическую ошибку. Сделал он это при помощи следующего рассуждения.

Пусть большой камень падает с какой-то определенной скоростью. Тогда другой камень, поменьше, будет падать с меньшей скоростью.

Теперь предположим, что мы сложили эти камни. С какой скоростью будет падать новый камень, вес которого равен весу двух первых?

  1. С одной стороны, эта скорость должна быть меньше скорости первого камня, поскольку мы присоединили к нему камень, падающий с меньшей скоростью, и этим самым уменьшили скорость падения первого камня.
  2. С другой стороны, вес камня, получившегося от сложения двух камней, больше веса каждого из них, поэтому и скорость его падения должна быть больше скорости каждого отдельного камня.
  3. Получается противоречие: скорость двойного камня одновременно и меньше и больше скоростей каждого из двух первых камней, что противоречит закону исключенного третьего.

Чтобы устранить это противоречие, говорит Галилей, нужно сделать допущение, что все тела падают с одинаковым ускорением.

Таким образом, по неправильности суждений можно судить об их неистинности. Если два или более утверждения противоречат друг другу, то это значит, что в них заключена какая-то ложь.

К слову сказать, это обстоятельство используется на суде для уличения преступника. Запутавшись в противоречивых показаниях, преступник бывает вынужден сознаться в своем преступлении.

Нарушение закона тождества

В нашей повседневной жизни часто приходится наблюдать нарушение одного из главных законов логики – закона тождества. Взять, например, такой разговор.

– Можно мне взять твои книги?

– Возьми.

– А я не хочу их брать.

– Тогда не бери.

– Он запретил мне брать свои книги.

Здесь в выражении «не бери» смешиваются два разных суждения: «не бери» в смысле «можешь не брать» и «не бери» в смысле «нельзя брать», в результате чего нарушается закон тождества и неизбежно возникает недоразумение.

Часто самые незначительные изменения во фразе, например, перенос ударения, могут совершенно изменить ее логический смысл.

Вспомним недоразумение, которое возникло в связи с высказыванием Исаака Ньютона: «Гипотез не сочиняю». Многих удивляло, что Ньютон (см. интересные факты о Ньютоне), несмотря на это заявление, сам выдвигал много гипотез.

В действительности же оснований для удивления нет, и те, кто усматривает здесь противоречие, просто нарушают закон тождества. В приведенном высказывании Ньютона нужно поставить логическое ударение на слове «сочиняю», и тогда оно будет иметь смысл: «Гипотез не сочиняю, но выдвигаю их на основе фактов».

Некоторые истолковали, его иначе и, поставив логическое ударение на слове «гипотез», вложили в это высказывание совсем иной смысл: «Гипотез не выдвигаю, то есть, не создаю их вообще». На основе этого был сделан вывод, что Ньютон – противник всяких гипотез.

Нарушение логики в математике

Чаще всего в математике софизмы используются для того, чтобы доказать равенство неравных чисел или арифметических выражений. Яркий пример — когда сравнивается пятерка и единица. Если из пяти вычесть три, то результатом будет двойка. Отнимая же из тройки единицу, у нас получится двойка. Если возвести оба числа в квадрат, то в каждом случае результат будет одинаковым. Поэтому можно сделать вывод, что пять равно единице.

Появление в математике задач-софизмов главным образом происходит за счет преобразования исходных чисел. Например, когда их возводят в квадрат. После выполнения этих нехитрых действий можно получить, что результаты этих преобразований будут одинаковыми, что позволяет говорить о равенстве исходных данных.

Софизмы

Если законы логики нарушаются умышленно, то мы имеем дело с софизмами (от греч. sophisma – «измышление, хитрость»), которые представляют собой внешне правильные доказательства ложных мыслей.

Приведем несколько популярных софизмов.

Разные числа

Числа 3 и 4 – это два разных числа, 3 и 4 – это 7, следовательно, 7 – это два разных числа.

В данном внешне правильном и убедительном рассуждении смешиваются или отождествляются различные, нетождественные вещи: простое перечисление чисел (первая часть рассуждения) и математическая операция сложения (вторая часть рассуждения); между первым и вторым нельзя поставить знак равенства, т. е. налицо нарушение закона тождества.

Женщина – не человек

Или вот еще один пример софизма, где ловко прячется простая логическая ошибка.

Любой мужчина – человек. Женщина не мужчина. Следовательно, женщина – не человек.

Знаешь то, чего не знаешь

– Знаешь ли ты, о чём я хочу тебя спросить?

– Нет.

– Знаешь ли ты, что добродетель есть добро?

– Знаю.

– Об этом я и хотел тебя спросить. А ты, выходит, не знаешь то, что знаешь.

Лекарство

Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарств нужно принимать как можно больше.

Вор

Вор не желает приобрести ничего дурного. Приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает хорошего.

Немного истории

Софистика

Более 2500 лет назад в Древней Греции активно распространились школы софистики. Там давали уроки начинающим политикам: как при помощи ораторского искусства добиваться своих целей. От философов, также процветавших в древних полисах, софисты отличались в основном тем, что не считали важными какие-то универсальные задачи и теоретические размышления, а главным признавали достижение практической цели.

Интересно, что софистика появилась раньше логики как оформленной науки, и, скорее всего, именно софисты подтолкнули философов к её созданию (в качестве инструмента противодействия демагогам, вводившим народ в заблуждение ради собственных целей).

«Он (Протагор, живший примерно в период 485 – 410 годов до нашей эры, за сто лет до Аристотеля – прим. авт.) первый заявил, что о всяком предмете можно сказать двояко и противоположным образом… о мысли он не заботился, спорил о словах, и повсеместное нынешнее племя спорщиков берёт своё начало от него», – писал о самом ярком представителе софистов Диоген Лаэртский в своей книге «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».

Аристотель побеждает всех

Софистов ругал ещё Платон, а его ученик Аристотель решил положить конец одурачиванию народа (по крайней мере, попытался — мы и сейчас попадаемся на те же самые уловки, что были известны ещё 2500 лет назад). Он создал научную базу формальной логики (которую сам он называл «Аналитикой») и классифицировал логические ошибки, используемые софистами.

В принципе, логическая ошибка и логическая уловка — это одно и то же, просто ошибка допускается несознательно, а уловка специально вводится в речь.

Аристотель в своём труде «О софистических опровержениях» наглядно показал, что если разложить любой софизм, будет видна специально внедрённая в него ошибка, благодаря которой выводы софиста кажутся логичными.

После Аристотеля немало в развитие формальной логики внесли римляне Цицерон и Квинтилиан, а затем и средневековые схоласты – мы будем в дальнейшем пользоваться их типологией логических ошибок, так что пусть вас не удивляют латинские термины.

3.2. Закон непротиворечия. Противоречащие суждения не могут бытьодновременно истинными или одновременно ложными.

Этот закон совпадает с отношением
противоречия по логическому квадрату
(речь идет о суждениях А – О, Е — I).

Пример: Все великие люди низкого
ростаА:ВсеSсутьР

Некоторые из великих людей не являются
людьми низкого роста. О:НекоторыеSне сутьР

По поводу закона непротиворечия
Аристотель утверждал: “… невозможно,
чтобы противоречащие утверждения были
вместе истинными”.
Аристотель считал
этот закон наиболее важным принципом
не только мышления, но и самого бытия:“Невозможно, чтобы одно и то же вместе
было и не было присуще одному и тому же
и в одном и том же смысле”.
Несколько
раньше формулировка закона как принципа
самого реального мира встречается у
Платона: “Невозможно быть и не быть
одним и тем же”
. Суждение и его
отрицание должны говорить об одном и
том же предмете, в одном и том же отношении.

Являются
ли суждения А–Е противоречащими? Они
являются противоположными, так как не
могут быть одновременно истинными, но
могут быть одновременно ложными.

Все студенты пойдут в музей.А: ВсеSсутьР

Ни один студент не пойдет в музей.Е: Ни одно S не сутьР

Из двух противоречащих суждений одно
истинно, а второе – неизбежно ложно.
Если допускать противоречие в рассуждении,
то в итоге можно получить какой угодно
вывод.
Человек может использовать
одно или другое суждение по ситуации,
т. е. отказаться от поисков истины и
исходных принципов нравственности.

Наличие или отсутствие противоречия
в рассуждениях являются свидетельством
уровня образованности и культуры
человека.

Особенность
противоречивости мышления часто
фиксируется в пословицах, поговорках.
Это факт свидетельствует о том, что
человек интересуется противоречием
мышления. Этот интерес является частью
нашей культуры, усваивается нами вместе
с языком общения.

Варианты противоречия:

  • не украл, только взял;

  • не били, а поколотили;

  • не умер, а смерть его пришла;

  • каждый из присутствующих размахивал
    руками энергичнее, чем его сосед;

  • в связи с выездом за границу продаю
    редкую реликвию: череп Вольтера –
    ребенка;

  • сеньор, немой явился … и хочет с вами
    поговорить;

  • окружность со многими тупыми углами.

Следование закону непротиворечивости
мышления предполагает, что образованный
человек ставит перед собой задачу
логически корректного исследования
какой-либо проблемы или построения
доказательного обоснования определенной
точки зрения. Только в этой предметной
области имеет смысл говорить о применении
закона непротиворечивости и анализа
противоречия вообще.

Однако в тех сферах культуры, где не
ставится задача строгого следования
формально–логическим законам, не
корректно говорить об анализе противоречий
вообще. Такой сферой культуры может
быть, например, художественная литература.
Поэтому писатель свободно может допускать
высказывания типа:

  • жениться стоит и не стоит;

  • осень настала и еще не настала;

  • как говорит статистика, замужних женщин
    заметно больше, чем женатых мужчин: при
    переписи анкета заполняется со слов
    самого опрашиваемого.

Замечание к данному высказыванию “при
переписи анкета заполняется со слов
самого опрашиваемого” настраивает на
мысль о том, что правдивых ответов не
было ни у мужчин, ни у женщин – женщины,
наверняка, более скрывали свое
незамужество, чем мужчины, а мужчины,
возможно, будучи женаты, при опросе это
отрицали, что и привело к противоречивому
высказыванию “… замужних женщин заметно
больше, чем женатых мужчин”

Для читателя интуитивно ясно, о чем идет
речь. С формально-логической же точки
зрения о наличии или отсутствии
противоречий в выше предложенных
высказываниях вообще говорить нет
смысла.

Противоречие недопустимо в строгом
рассуждении, когда оно смешивает истину
с ложью.
Но у противоречия в обычном
языке много разных задач. Оно может
выступать в качестве основного сюжета
какого-нибудь рассказа, быть средством
достижения особой художественной
выразительности.

“Да! Ненавижу и вместе люблю. – Как
возможно, ты спросишь? Не объясню я. Но
так чувствую, смертно томясь”. (1 в. до
н. э., рим. Поэт Катулл)

Все мы полны противоречий. Каждый из
нас – просто случайная мешанина
несовместимых качеств. “… Человек
знает, что хорошо, но делает то, что
плохо”, — с горечью замечал Сократ.

3.3.На первый взгляд самым простым
из логических законов, соответствующим
последовательности рассуждений является
закон тождества.

Закон тождества. Определенное
утверждение должно сохраняться на
протяжении определенного рассуждения,
не изменяясь ни по количеству, ни по
качеству.

Понятие

Что такое софизм? Это понятие относится прежде всего к логическому построению и доказательности.

Многие термины и определения имеют несколько определений и трактовок, умелое оперирование этими трактовками позволяет логически прийти к абсолютно новым выводам, которые зачастую основаны на убедительности высказанного и внушаемости слушателя.

Кроме извращения логики она может использоваться в качестве поверхностного анализа, при котором ход рассуждений соединяет очень слабая связь, чаще имеющая эмоциональную окраску.

Ярким примером являются межличностные отношения и проявление в них ревности: взгляд партнера и последующая реакция окружающих трактуется определенным образом, который не имеет под собой реальных глубоких причин восприниматься именно так (ты посмотрела на него, а он улыбнулся, значит между вами что-то есть).

Сам термин имеет множество значений. Самое основное было заложено в философии в рамках целой школы софистов. Они пропагандировали субъективность истины.

При этом большую роль отводилось трактованию явлений и предметов и их нелогичным взаимосвязям.

Свое эффективное применение софизм нашел в ораторском искусстве: убеждение оппонента в чем-то очевидном путем логического искажения факта успешно применялось в древности не потеряло свою актуальность до сих пор.

Хорошим примером является высказывание Аристотеля о цифре пять — она является суммой четного числа два и нечетного три, то есть содержит в себе оба этих компонента, поэтому логически рассуждая нельзя сказать что пять это не четное.

Но мы знаем что это не так, однако в рамках софизма может выработаться иная концепция.

Софизм в настоящее время уже не составляет философского направления, а активно применяется в менеджменте и рекламе.

Выдача информации с заданным эффектом при нарушенной логике может дать большие результаты, а также сформировать круг людей с определенным складом мыслей и потребностей.

Софизм в социальном отношении представляет собой способ подачи информации в выгодном свете. При этом активно используются такие приемы как:

  • метафоры (переносные значения на основе сравнения);
  • омонимии (схожие по звучанию, но разные по значению слова);
  • гиперболы (преувеличения);
  • полисемии (многозначность термина, наличие нескольких смыслов и значений);
  • амфиболии (многозначность, выраженная в разном порядке слов).

Лексический набор приемов софизма огромен и содержит большой арсенал ломающих привычную логику рассуждений.

Также следует отличать софизм от паралогизма: софизм представляет собой намеренное логическое построение, тогда как паралогизм зачастую случаен.

Умозаключение

Умозаключение – это форма мышления, в которой из двух или нескольких суждений, называемых посылками, вытекает новое суждение, называемое заключением (выводом). Например:

  • Все животные нуждаются в корме.
  • Лошади – это животные.
  • Лошади нуждаются в корме.

В приведенном примере первые два суждения являются посылками, а третье – выводом (умозаключением).

Имейте в виду, что посылки должны быть не только истинными суждениями, но и связанными между собой.

дедуктивныеиндуктивныеумозаключения по аналогии

Дедуктивные умозаключения (дедукция) (от лат. deductio — «выведение») – это умозаключения, в которых из общего правила делается вывод для частного случая. Например:

  • Все хищники питаются мясом.
  • Львы – это хищники.
  • Львы питаются мясом.

Основное достоинство дедукции заключается в достоверности ее выводов. Известный персонаж Шерлок Холмс пользовался дедуктивным методом при раскрытии преступлений.

Однажды, объясняя доктору Ватсону суть дедуктивного метода, он привел такой пример. Около убитого полковника была найдена выкуренная сигара, вследствие чего сыщики Скотленд-Ярда решили, что именно он выкурил ее перед cмepтью. Но Холмс отвергает эту версию на основании того, что полковник носил большие усы, а сигара выкурена до конца.

Иначе говоря, если бы ее курил убитый, то он обязательно бы подпалил свои усы. Следовательно, делает дедуктивное умозаключение Холмс, сигару выкурил другой человек.

Все дедуктивные умозаключения называются силлогизмами (от греч. sillogismos – «подсчитывание, подытоживание, выведение следствия»).

Индуктивные умозаключения (индукция) (от лат. inductio — «наведение») – это умозаключения, в которых из нескольких частных случаев выводится общее правило. Например:

  • Петя любит играть.
  • Ваня любит играть.
  • Настя любит играть.
  • Петя, Ваня и Настя – дети.
  • Все дети любят играть.

Умозаключения по аналогии (аналогия) (от греч. ***ogia — «соответствие») – это умозаключения, в которых на основе сходства предметов (объектов) в одних признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках. Например:

  • Мотоциклист Вася обожает свой мотоцикл, быструю езду, ровную дорогу, и недолюбливает машины.
  • Мотоциклист Коля обожает свой мотоцикл, быструю езду и ровную дорогу.
  • Вероятно, Коля недолюбливает машины.

Итак, вы ознакомились с определением науки логики, а также поняли, что собой представляет логическое мышление.

Теперь вам осталось совсем немного, а именно, узнать 4 основных закона логики. После этого вы сможете развивать логическое мышление и определять логические ошибки своих собеседников.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: