Воскресенье без экранов: как отказ от гаджетов влияет на жизнь

Сценарии

С помощью VR-тренажёра руководители смогут отработать и поддерживающую, и корректирующую обратную связь. 

Поддерживающая обратная связь

Важно поощрять сотрудников, которые хорошо выполняют свою работу.  В рамках поддерживающей обратной связи руководителю предстоит описать действия сотрудника и их влияние на результат. Нужно поблагодарить сотрудника за успешные действия и высказать свои пожелания на будущее

В VR-симуляции сотрудник Тимур подготовил составил отчёт по охране труда. Благодаря этому удалось предотвратить несчастные случаи на производстве. Задача руководителя — отметить старания Тимура. Поддерживающая обратная связь в симуляции проходит в виде поэтапного диалога. В качестве подсказки у пользователя будет виртуальный ноутбук с демонстрацией этапов. Нужно пройти их последовательно и придерживаться алгоритма проведения поддерживающей обратной связи, чтобы успешно завершить симуляцию.

Корректирующая обратная связь

Руководитель обнаружил пример неуспешного поведения сотрудника. Ему предстоит дать корректирующую обратную связь. Для этого нужно ввести сотрудника в контекст произошедшего и рассказать, как его действия повлияли на итог работы. Руководитель должен выслушать версию сотрудника и договориться с ним об изменении поведения. 

Оказавшись в симуляции, пользователь столкнётся с ситуацией, когда одна из сотрудниц ведёт себя некорректно: Елена хамит, повышает голос и выясняет отношения с коллегами. 

Во время диалога с виртуальным сотрудником руководитель должен выбрать один правильный вариант из трёх предложенных и произнести его вслух. Очевидно верного ответа среди них нет. При проведении обратной связи подойдут все три, но при выборе ответа пользователю нужно следовать алгоритму проведения корректирующей обратной связи. Например, стоит помнить, что корректирующая обратная связь, в отличие от поддерживающей, даётся только наедине.

Симуляция с корректирующей обратной связью сложнее, чем с поддерживающей: здесь особенно важно не потерять самообладание и спокойно вести беседу. Общение с руководителем не должно быть наказанием

Это возможность обменяться мыслями и идеями, вдохновить друг друга.

Правильная обратная связь пробуждает в сотрудниках чувство сопричастности к успехам компании и стимулирует развиваться, а не закрываться в оборонительной стойке. Отсюда — сокращение текучести кадров и улучшение показателей. Поэтому этот важный навык полезно тренировать любому руководителю. VR-тренажёр позволяет делать это регулярно в виртуальной среде и придерживаться стандартов, принятых в компании.

Развитые зрительные навыки

Недавнее исследование, опубликованное в 2013 году порталом sciencedaily, приводит данные о том, что опыт игры в шутеры от первого лица, такие как Call of Duty или Unreal Tournament, повышает скорость принятия решений и зрительные навыки. Во время игры в подобные шутеры мозг задействует по максимуму каналы восприятия, тем самым провоцирует игроков на спонтанные решения, основанные на визуальных сигналах, поступающих в мозг. За счет этого игроки повышают визуально-пространственные навыки внимания и способность анализировать обстановку вокруг них, намного лучше, чем к примеру игроки в Sims. Необходимость отслеживать несколько объектов одновременно и реагировать на серии быстро происходящих событий в игре, развивает сразу несколько параметров зрительной системы человека. Как выяснилось, в реальной жизни геймеры также лучше ощущают контраст между объектами при слабом освещении.

В свою очередь такие стратегии как Starcraft развивают когнитивную гибкость мозга, проще говоря, умение быстро переключаться между задачами, тем самым развивая столь широко обсуждаемую способность работать в многозадачном режиме. Данное заключение было особо заметно на людях пенсионного возраста, принявших участие в исследовании.

Но не спешите хвататься за клавиатуру и развивать зрительные навыки и реакцию. Увлечение «шутерами» имеет и побочные явления. В том же исследовании 2013 года ученые выявили, что игры, подобные Halo, снижают у игроков способность к самоконтролю и могут спровоцировать необоснованные вспышки агрессии в обычной жизни. Приобретенный в играх навык принятия мгновенных решений в «кризисных» ситуациях, подавляет умеренные реакции и импульсы мозга, отвечающие за проявление эмоций. Наблюдения определили склонность игроков к немедленной реакции, неоправданной враждебности и агрессии при возникновении конфликтных ситуаций в жизни. То, что вспышки насилия в последние 20 лет в американских школах совпали с бурным развитием компьютерных игр, косвенно лишь подтверждает данную теорию.

Правильно воспитываем волю

Профессионалы различают психологические особенности подростков. Отсутствие концентрации внимания происходит по многим причинам. В одних случаях ребёнок отвлекается под воздействием каких-либо внешних факторов, например, не располагает к занятиям обстановка. Если в вашем случае происходит именно так, напрашивается простой вывод – родителям стоит задуматься над правильной организацией учебного процесса. Сложнее обстоит дело, когда постоянно тяжело удерживается концентрация. Именно такая склонность вырабатывается у детей в процессе пользования гаджетами с раннего возраста. Со временем вырабатываются структурные изменения. В борьбе с природными склонностями к усидчивости и устойчивой концентрации может одержать верх рассеянность. Поэтому приходится решать проблему развития воли.

У детей, постоянно имеющих дело с гаджетами, вырабатывается своеобразное восприятие мира. Они думают следующим образом: чтобы не прикладывать усилия, решая сложную задачу, можно от неё отказаться и заняться чем-то другим. Люди старшего поколения поражаются умению подростков находить самые простые способы справляться с домашними заданиями. Сегодня можно увидеть платный заказ написания сочинения. Существуют и другие варианты, которыми пользуются «продвинутые» подростки. Достаточно найти в Интернете уже написанное кем-то сочинение, которое достаточно частично изменить. Идя по пути наименьшего сопротивления, дети сводят усилия к минимуму. Поэтому не получают необходимых знаний, отказываются от формирования умения чётко излагать мысли. В этом отношении, как утверждают психологи, гаджеты играют не позитивную роль.

Соблазн тем более велик, что гаджеты постоянно совершенствуют, поэтому можно быстрее найти необходимый материал. А умная техника не стимулирует к развитию способностей и важных для жизни качеств, например, отпадает потребность в запоминании номеров телефонов, так как они находятся в памяти гаджета. Разработчики всё делают для того, чтобы подросток получал максимум удобств, соответственно, меньше напрягался. Ребёнок привыкает к тому, что проблемы не нужно решать. Их можно просто обойти стороной, в частности, так происходит с написанием школьного сочинения. Привычка не напрягаться закрепляется. В результате у ребёнка возникает вопрос: «Зачем трудиться в учебном процессе, ведь всё можно сделать гораздо быстрее и проще?».

Примеры конструктивной обратной связи

Пример 1. Обратная связь от других

Положительный пример: «Тимофей, я получил несколько отзывов от других сотрудников отдела, что ты чрезмерно критикуешь их работу. Меня беспокоит, что других это настолько взволновало, что они пришли ко мне. Я хочу разобраться в вопросе, можешь пролить свет на это»?

Плохой пример: «Тимофей, я думаю, ты слишком критичен к членам своей команды».

Плохой пример: «Екатерина и Денис жаловались мне на то, что ты слишком груб с ними. Что происходит? Это правда»?

Хотя первый и третий варианты пытаются выяснить, почему Тимофей так критичен, только первый вариант старается выявить проблему на рабочем месте, а не является обвинением, выдвинутым исключительно против Тимофея.

Пример 2. Отзыв о работе

Положительный пример: «Борис, на прошлой неделе ты превысил свою производственную цель на 20 процентов. Прекрасная работа. Это поможет нам достичь наших общих производственных целей и финансовых целей. Как тебе это удалось»?

Плохой пример: «Борис, я только что заметил, что ты превысил свою производственную цель в прошлом месяце. Цель этого месяца будет увеличена на 20 процентов».

Плохой пример : «Борис, я заметил, что ты превысил свою производственную цель в прошлом месяце. Надеюсь, это не значит, что ты попросишь прибавки».

Первый пример показывает интерес к навыкам Бориса, в то время как Борис не получил никакого подобия награды за свою образцовую работу во втором или третьем вариантах. На самом деле, эти два ответа, вероятно, уедят его в том, что ему не стоит напрягаться, чтобы снова так усердно работать.

Немного о сюжете «Матрицы» и стражах системы – агентах

В 1999 году братья Лоренс Вачовски и Эндрю Вачовски сняли фильм «Матрица», который стал культовым и обзавёлся миллионами поклонников по всему миру, а также впоследствии получил несколько продолжений в виде сиквелов.

В фильме «Матрица» все люди живут обычной жизнью в обычных городах и занимаются своими обычными делами: работают, развлекаются, женятся, растят детей, но всё это всего лишь иллюзия, виртуальная реальность, в которую они погружены. Этот виртуальный мир и называется Матрицей.

В реальном же мире эти люди с самого детства до самой смерти, не пробуждаясь лежат в специальных капсулах, где их кормят через трубки, где они подключены к этой виртуальной реальности – Матрице, и где проживают всю свою жизнь, не просыпаясь в реальном мире.

Город машин в реальном мире, где в капсулах лежат подключённые к Матрице люди

Данную систему организовали разумные машины, искусственные интеллекты, которые используют людей, подключённых к Матрице, в качестве источника электрического тока для своих нужд. Таким образом Матрица оказывается виртуальной реальностью, в которой живут миллиарды людей, даже не подозревая об этом, в то время, как в реальности их тела используются машинами в качестве батареек.

Но среди людей всегда появляются сомневающиеся, те, кто чувствует, что с миром что-то не так, что он необычен, нереален. Такие люди могут проснуться, выйдя из этого виртуального мира, и очнутся в мире реальном, в той самой капсуле, где лежит их тело.

Об агентах фильма «Матрица»

Чтобы бороться с такими сомневающимися, в виртуальном мире Матрицы существуют свои стражи системы – агенты. Агенты – это компьютерные программы, которые выполняют защитные функции системы, и охраняют мир Матрицы и всех подключенных людей от смутьянов, которые начинают сомневаться в реальности окружающего мира, и тем самым ставят под угрозу работоспособность всей системы.

По сюжету фильма «Матрица» эти агенты выглядят как люди, но обладают невероятной силой и скоростью, вплоть до способности уворачиваться от пуль. Но главной их способностью является то, что они, по всей видимости, способны смотреть глазами всех обычных людей, и если обычный человек увидел что-то необычное, что-то, что требует вмешательства агента, то агент загружает себя в этого человека. Человек просто превращается в агента, и агент приступает к своей работе.

Агенты из фильма «Матрица: Перезагрузка» (2003 г.)

Второй главной способностью агента является бессмертие. Агента нельзя убить. Если агенту нанести слишком много повреждений – убить, то он просто выгружается из предыдущего человека, оставляя его мёртвое тело лежать на земле, и сразу загружается в другого живого человека поблизости.

Но помимо спящих в своих капсулах людей, живущих в Матрице обычной жизнью, и агентов, в Матрице есть третья сила – пробуждённые. Это те, кто уже пробудился и освободился от Матрицы, выбрался из капсулы в реальном мире при помощи других ранее пробужденных. И чья жизнь проходит в основном в реальном мире, глубоко под землёй в единственном городе людей.

Они уже осознанно могут обратно подключаться к Матрице, чтобы, например, помогать тем, кто готов пробудиться и выйти из Матрицы, или для решения иных задач в Матрице. Пробуждённые становятся в Матрице сильнее и быстрее обычных людей.

При совершении пробуждённым своих вылазок в Матрицу им мешают стражи системы – агенты, бой с которыми всегда смертелен для пробуждённых, поскольку агенты намного сильнее и быстрее.

Страх упустить

Конечно и раньше, задолго до и Instagram, люди, которые решили провести субботний вечер с бокалом сухого и томиком Кафки, ощущали, что можно было бы провести вечер несколько иначе. Теперь же, не без помощи социальных сетей, это чувство усугубляется в сотни раз благодаря новостям о бушующих вечеринках коллег, туалетных луках лучшей подруги и бесконечных видео друзей, залпом выпивающих текилу. Даже если вы никогда бы в жизни не стали бы подобным образом развлекаться, вы все равно ловите себя на мысли, что: «Может я действительно, что-то пропускаю в этой жизни?» Это и есть страх упустить.

Самым наглядным примером, конечно, служат бесконечные посты с едой в Instagram, после которых ты чувствуешь, что все вокруг питаются как минимум салатом цезарь и мидиями, а ты до сих пор находишься на уровне пельменей и каши быстрого приготовления.

Польза и вред защитников системы

Подобный механизм защиты информационной среды общества имеет свои положительные стороны и отрицательные.

Данный защитный механизм является естественным и нормальным для любой системы, в том числе и общественной. И без этого механизма защиты никакая система не обладала бы своей стабильностью и устойчивостью, не имела бы возможности сохраниться и развиваться.

Защита система – важный элемент её стабильности и развития. Потому подобное поведение людей и их реакции являются естественной и благой нормой в подавляющем большинстве случаев.

Поскольку не будь этого защитного механизма, любой бред, заблуждения, ошибочные суждения, или сознательная ложь и дезинформация без критического восприятия со стороны людей быстро бы распространялись по умам людей, тем самым ставя их личное выживание и всего социума в целом под угрозу.

В большинстве случаев защитный механизм оказывает положительное воздействие, но не всегда, поскольку периодически данный защитный механизм не пропускает новые идеи и подходы, которые действительно могут улучшить систему, новые взгляды, которые позволят решить старые проблемы.

Именно эта защитная система топит гениев своего времени руками их современников, мешая им реализовываться и внедрять свои новаторские подходы, идеи и разработки. И только порою спустя века после своей смерти они находят заслуженное признание у будущих поколений.

Если же речь заходит о личных открытиях и развитии, то порою стоит это делать в тишине, чтобы не привлекать внимание защитников системы, которым может оказаться каждый и который будет оказывать безусловное и неосознанное сопротивление любым нестандартным решениям, подходам, взглядам и позициям

Всех ли клиентов стоит слушать?

Сразу хочу рассказать о довольно распространенной ошибке.

Многие компании стремятся заполучить абсолютно любую информацию или отзыв о своих продуктах, мониторя интернет и социальные сети

Конечно, важно знать, что о вас говорят и пишут, но эта информация не всегда может быть полезна

Так как в сети достаточно полно неадекватных людей — вечных критиков и завистников, которые никогда не пользовались вашими продуктами. А значит их отзыв будет вам бесполезен. И их единственная цель — просто зацепить вас и сделать вам неприятно.

Есть хороший пример на эту тему.

Вы, наверняка, не раз слышали плохие отзывы о продуктах Apple от людей, которые не могут себе позволить приобрести их. Они рассказывают о плохом качестве, неудобстве, высокой стоимости, и о массе других факторов не в пользу Apple. Но ключевым моментом является то, что они никогда не пользовались этими продуктами.

Как Вы думаете, является ли для компании Apple полезной такая обратная связь?

Но есть и другая категория людей, чью обратную связь вам жизненно важно получить — это клиенты Ваших конкурентов. Если у вас и ваших конкурентов очень похожие продукты и услуги, вам очень важно знать, почему клиенты покупают не у вас

Часто от этих покупателей вы сможете узнать, чего не хватает вашему продукту, чтобы они стали им пользоваться, и чем ваш продукт уступает конкуренту

Если у вас и ваших конкурентов очень похожие продукты и услуги, вам очень важно знать, почему клиенты покупают не у вас. Часто от этих покупателей вы сможете узнать, чего не хватает вашему продукту, чтобы они стали им пользоваться, и чем ваш продукт уступает конкуренту

Очень часто, воплотив в жизнь рекомендации клиентов конкурентов, вам удастся значительно улучшить свой продукт. А, иногда, и переманить этих клиентов!

Модели обратной связи: готовые шаблоны для фидбэка

Модели обратной связи — это готовые алгоритмы, по которым можно давать реакцию. Два основных метода — «бутерброд» и BOFF. В разных источниках также часто упоминают модель SOR. Разберёмся, как они работают.

«Бутерброд» состоит из трёх элементов:

  • похвала — положительная оценка действий сотрудника;
  • критика — описание того, что требует изменения, и обсуждение плана действий;
  • похвала — окончание разговора на позитивной ноте.

Например: «Алексей, ты берёшь много задач и вовремя их выполняешь

Все они лёгкие — обрати внимание на то, что ты избегаешь сложных и интересных задач. Давай договоримся, что в следующий раз ты возьмёшь сложную задачу

Уверена, у тебя всё получится».


Фото: AnnaStills / Shutterstock

Модель «бутерброда» подходит, чтобы развивать сотрудников и корректировать их поведение. Для обсуждения фатальных ошибок её обычно не используют, потому что в таких ситуациях сотрудника сложно похвалить.

У модели «бутерброда» есть недостаток — она очень распространена. Её используют и в других областях — например, при ответах на негативные отзывы. Поэтому давать обратную связь в таком формате постоянно нельзя — она может приесться сотрудникам и уже не будет давать эффекта.

Другая модель — BOFF. Она состоит из четырёх элементов:

  • Behaviour — действие или поведение: перечисляем действия сотрудника, которые привели к проблеме.
  • Outcome — результат: описываем возникшую проблему.
  • Feelings — чувства или влияние: описываем последствия проблемы или эмоции, которые она вызывает.
  • Future — будущее: обсуждаем поведение или действия сотрудника в будущем.

Например: «Владимир, ты выпустил апдейт без проверки. В нём были баги, из-за которых легло пять тысяч сайтов. Отдел поддержки завален обращениями, бизнес клиентов простаивает. Давай договоримся, что в будущем ты будешь проверять апдейты даже после тестировщиков».

Модель BOFF подходит, чтобы давать обратную связь по крупным проектам. Её используют для констатации проблем и развития сотрудников. Чтобы развивать специалиста с моделью BOFF, нужно показать ему, как его действия положительно повлияли на компанию. А в конце беседы — объяснить, как закрепить этот результат.

Модель SOR состоит из трёх элементов:

  • Standard — стандарт: описание правил и алгоритмов, по которым должен работать сотрудник, и причин, почему их ввели.
  • Observation — наблюдение: рассказ о проблеме.
  • Result — результат: описание последствий, к которым приводит проблема.

Например: «Дарья, каждый день должно быть залогировано восемь часов. Эти данные нужны нам, чтобы понимать, сколько времени у тебя уходит на каждый проект. Вот отчёт — у тебя учтено то пять часов, то три часа, то восемь. Я не понимаю, сколько времени ты тратишь на задачи. В следующий раз могу дать тебе три часа на выполнение, когда в реальности там нужно не меньше десяти».

Эту модель часто используют, когда нужно исправить какую-то ошибку в поведении сотрудника. Но она эффективна, только если в компании есть стандарты, которым специалисты должны следовать, — например, должностные инструкции.

Мы становимся разборчивей

Как мы уже выяснили в предыдущем пункте, главным трендом последнего времени стало то, что большую часть информации в интернете создают сами пользователи. Проблема в том, что действительно талантливых людей от бурного развития технологий не прибавилось. Поэтому в практически бесцензурном и лишенном редактуры интернете полным-полно скучного, неинтересного, а то и просто отвратительного содержимого. У каждого пользователя вырабатывается внутренняя цензура, исходя из которой он формирует для себя черный список сайтов, информации которой он не доверяет. Многие студенты в свою очередь могут подтвердить, что поиски нужной информации для курсовой работы занимает сейчас уйму времени, приходиться просматривать десятки страниц предложенных поисковиком, отсеивая десятки либо безнадежно устаревших, либо откровенно недостоверных источников и любительских заметок, на которые невозможно сослаться. Наш мозг вынужден постоянно анализировать актуальность и достоверность той или иной информации в интернете, именно благодаря этому наша разборчивость так высоко развита.

Блок № 1: что говорят исследования

Image by Jerzy Górecki from Pixabay

Согласись, нагляднее всего помогают раскрыть тему эмпирические исследования. И так, группа исследователей из Университета Иллинойса (США), предупреждает молодых людей о том, что чрезмерная увлеченность гаджетами способствует развитию тревожности и депрессивного состояния.

Такой вывод был сделан на основании проведенного исследования.

Учеными было выявлено, что та группа респондентов, которая пользуется мобильными гаджетами слишком много, сталкивались с риском беспричинной тревоги.

А вот те респонденты, которые пользовались гаджетами с целью немного развлечься, не имели негативного воздействия, нацеленного на их психическое здоровье. В связи с чем ученые пришли к выводу: немаловажным фактором, который способен прогнозировать риск развития депрессии и тревоги является — мотивация применения гаджета.

Более того, известно ли тебе, что ещё в 2010 году появился такой новый термин как номофобия. Он является аббревиатурой слов «no-mobile-phone-phobia/», что в переводе на русский «фобия-без мобильного телефона». Данный термин впервые был упомянут в исследовании YouGov 2010 по заказу UK Post Office.

Целью данного исследование было изучение уровня тревоги среди пользователей мобильными телефонами. В исследовании приняло участие 2,1 тыс. респондентов. Согласно данным:

  • 53% испытывают тревогу, когда на счету заканчиваются средства, либо садится батарея, или когда они находятся вне зоны покрытия;
  • 9% испытывают тревогу, когда их телефон выключен;

Но, ты можешь апеллировать к тому, что данные исследования сейчас не совсем актуальны, так как функциональные возможности гаджетов, в 2021 сравнительно выше, нежели были в 2010 году. И мы не будем тебе возражать.

Зависимость от телефона

Приводя в качестве примера данное исследование, мы всего лишь хотели показать то, что ещё на том этапе у части людей начала зарождаться зависимость, и как итог вырос риск тревожности и депрессии.

На данный момент сильно изменился формат получения информации, и более того, часть людей из реальной жизни, образно говоря, прочно обосновались в виртуальном мире. Появилось бесконечно число стримеров, блогеров, инстаграмщиков, тик-токеров, и тд, а следовательно, и такое же количество их поклонников.

Но к этому фактору порождения зависимости мы вернемся чуть ниже.

Мы стали более креативными

Наконец мы добрались до однозначно положительного пункта. Одно из преимуществ, которое современные технологии привнесли в нашу жизнь, это то, что они упрощают творческое самовыражение как для профессионалов, так и для новичков. С тех пор как интернет стал рождать так называемый «когнитивный излишек», свободное время и возможности нашего мозга мы стали использовать только для того занятия, от которого получаем удовольствие. Те же социальные сети предлагают пользователям в дороге взаимодействовать сразу с текстом, фотографиями и видеороликами, а не просто смотреть телевизор. Они также способствуют культуре обмена информацией. Ведь современные пользователи все чаще стали чувствовать в себе силы не только потреблять, но и создавать информацию для общего пользования, будь то альбом во Flickr, отзыв на кинопоиске или статья в Википедии.

Побудить нас к созданию чего-либо может только что-то действительно нам интересное, захватывающее, именно этим мы хотим делиться с остальными. По словам экспертов, мотивирует нас в этом осознание того, что свободное время — это не те минуты, которые мы должны коротать и забыть о проведенном времени, — это социальный актив, который теперь мы считаем должным использовать с пользой. Накопление свободного времени среди образованного населения мира в данный момент, порядка триллиона часов в год – это новый ресурс, который люди должны стараться использовать для саморазвития.

Провести этот самый триллион часов с пользой для самовыражения безусловно способствует и бурное развитие технологий, удешевившее многие устройства. Если те же зеркальные фотоаппараты стоили в свое время пару тысяч долларов и были доступны только профессионалам, то сейчас они доступны начиная с 500 долларов. Такое изменение цен привело к бурному росту увлечения фотографией: за последние 10 лет фотографий было сделано в несколько раз больше, чем со времен ее изобретения и эта цифра только растет. То же касается и других ранее сугубо профессиональных сфер деятельности, которые теперь доступны прямо у нас дома, такие как диджеинг, киносъемка и монтаж, наблюдение за звездами и т.д.

Методика

Давайте предположим, что мы используем ОУ для обеспечения опорного напряжения, равного VDD/2, следующим образом:

Рисунок 4 – Тестовая схема в LTSpice

Текущее значение Cнагр представляет собой паразитную емкость. Давайте проверим устойчивость этой схемы, используя подход «разрыв петли». Мы должны убедиться, что симулятор может установить правильные условия смещения по постоянному напряжению, поэтому мы разрываем петлю, не разрывая цепь, с помощью очень большой индуктивности (1 ГГн). Эта нереально большая индуктивность с теоретическим импедансом, равным нулю при постоянном токе, обеспечивает правильное смещение по постоянному напряжению, одновременно эффективно блокируя все представляющие интерес сигналы переменного тока. Точно так же мы подаем тестовый сигнал 1 В переменного напряжения через большой конденсатор, который блокирует постоянный ток, но, по сути, не представляет импеданса для сигналов переменного тока.

Рисунок 5 – Организация разрыва петли обратной связи и подача тестового сигнала в LTSpice

Мы еще не закончили… нам еще нужно нагрузить цепь обратной связи импедансом, который был до того, как мы разорвали петлю. Для этого есть простой, хотя и не элегантный способ: скопировать и вставить всю схему и использовать этот дубликат в качестве фиктивной нагрузки; поскольку это та же схема, она обеспечит правильный нагрузочный импеданс.

Рисунок 6 – Нагружаем разрыв петли обратной связи

Как видите, исходный узел обратной связи подключен к узлу разрыва через другой большой конденсатор, чтобы обеспечить взаимодействие по переменному току при сохранении условий смещения по постоянному напряжению.

Теперь мы готовы к моделированию. Всё, что нам нужно сделать, это вывести Vвыход.

Рисунок 7 – Полученная зависимость петлевого усиления от частоты

Напомним, что метод разрыва петли приводит к Aβ = -выходной_сигнал. Знак минуса соответствует сдвигу фазы на 180°, и это оказывается очень удобным: фаза начинается при 180° и приближается к нулю, что означает, что запас по фазе измеряется относительно 0°, а не 180°. Следовательно, на этом графике Vвыход, если вы переместите курсор на частоту с единичным усилением, значение, указанное в поле «Phase» (фаза), представляет собой запас по фазе:

Рисунок 8 – Определение запаса по фазе

Как и ожидалось, этот операционный усилитель с внутренней компенсацией при такой небольшой емкости нагрузки полностью устойчив. Но, в конечном счете, мы решили, что нашему источнику опорного напряжения необходим дополнительный блокировочный конденсатор, поэтому мы добавим 1 нФ конденсатор на выход ОУ (не забудьте изменить конденсатор нагрузки в дублирующей схеме). Вот новый график —Aβ.

Рисунок 9 – Зависимость петлевого усиления от частоты после включения дополнительного конденсатора на выходе ОУ

Теперь у нас есть проблема. Запас по фазе уменьшился ниже 0°, что означает, что схема теперь совершенно устойчива (а не просто не достаточно устойчива). Существуют различные методы повышения устойчивости схем на операционных усилителях с большой емкостной нагрузкой; эта обширная тема выходит за рамки этой статьи. Здесь мы фокусируемся на анализе устойчивости, поэтому мы просто продемонстрируем эффект от одного простого, распространенного средства: установки последовательного резистора между выходом операционного усилителя и конденсатором нагрузки. Резистор создает ноль в передаточной функции обратной связи, и сдвиг фазы от этого нуля несколько компенсирует проблемный сдвиг фазы, создаваемый полюсом. Резистор должен иметь такой номинал, чтобы частота нуля была достаточно низкой, чтобы обеспечить адекватное восстановление фазы. Для этой схемы мы можем выбрать резистор в соответствии с информацией, приведенной в техническом описании для LTC6240:

Рисунок 10 – Выбор последовательного резистора для повышения устойчивости

Эти значения для перерегулирования (выбросов) 30%, но нам нужно что-то ближе к перерегулированию на 20%, поэтому мы попробуем 90 Ом:

Рисунок 11 – Добавляем на выход операционного усилителя резистор, включенный последовательно емкости нагрузкиРисунок 12 – Зависимость петлевого усиления от частоты после добавления последовательного резистора на выходе ОУ

Теперь у нас есть запас по фазе 34°, немного низковат, но, вероятно, достаточен. Чтобы довести запас по фазе до 45°, потребуется последовательное сопротивление около 130 Ом.

Провоцирует ли Интернет агрессию

Воспитатели особое внимание уделяли подросткам из группы риска, имея в виду нарушение социальной адаптации. Такие дети злословят и кричат

Хулиганство и даже хамство стало для них привычным. Однако формы проявления грубости со временем меняются. Теперь агрессия наблюдается в Интернете. Имеют место также околокриминальные тенденции, поэтому интернет-среда претерпела изменения.

Психологи наблюдают за происходящими в обществе событиями. Жители Москвы были потрясены серией массовых драк. Подростки собирались группами. Детей отличали шарфы в сочетании с балаклавами. Нападение на отдельных ребят происходило неожиданно, причем, оставались тайной причины такого поведения. Компания быстро исчезала, не объясняя мотивов своих действий. За короткий период времени произошло до 15-ти нападений.

Специалисты анализировали данные эпизоды и пришли к выводу о том, что правонарушения произошли не случайно. В цепи событий просматривалась система. Оскорбление по скайпу заканчивалось сбором большого количества подростков – околофутбольных болельщиков. Обидчика наказывали жестоко. Сформировались определённые правила. В качестве платы за «услугу» обиженный становился обязанным, поэтому при обращении принимал участие в подобных набегах.

Организация круговой поруки происходила с помощью Интернета. Когда раскрыли существующую систему, поняли принцип её существования. В конфликт двух детей втягивались, по сути, чужие люди. Из этого специалисты сделали вывод о возможности организации небезопасных массовых акций. Они стали возможными благодаря Всемирной сети. Поэтому у психологов появилась пища для размышлений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: