Как правильно слушать музыку
Обратите внимание, что все вышеперечисленные аспекты будут иметь положительный эффект только если слушать музыку правильно, без вреда для слуха и организма в целом. Есть несколько советов:
- Регулируйте громкость с умом. Исследования показали, что вероятность испортить слух на 80% выше у любителей слишком громкой музыки. Ученые советуют не включать звук громче, чем обычный разговор.
- Не переутомляйте свои уши. Не рекомендуется нагружать слух более чем на 4 часа в день.
- Используйте качественные девайсы для воспроизведения звука. Не экономьте на наушниках и динамиках.
Самый оптимальный вариант прослушивания – это, конечно, наушники. И другим не мешаешь, и самому приятно. Вот здесь и кроется подвох. Не все виды наушников одинаково безопасны. Мы не будем подробно останавливаться на недостатках различных типов наушников. Отметим только, что наиболее безопасные – накладные и мониторные.
Эти наушники представляют собой крупные, массивные накладки, соединенные толстым обручем. Они обладают отличными звукоизоляционными свойствами и не требует доводить громкость до максимума. Именно с мониторными и работают профессионалы, имеющие дело со звуком.
Ниже приведены примеры достойных наушников с шумоподавлением. Пожалейте свои уши и психику, выбирайте наушники с умом.
Видео по темеМузыка и ее влияние на мозг
Эпитеты к слову «музыка»
Ритмичная, душевная, вдохновляющая, симфоническая, негромкая, торжественная, инструментальная, приглушённая, мелодичная, напевная, оркестровая, чарующая, завораживающая, удивительная, неповторимая, дивная, райская, бодрая, задорная, оживляющая, оглушающая, оперная, медленная, бальная, полковая, сладостная, волнующая, монотонная, лирическая, неземная, весёлая, популярная, программная, чудная, тягучая, приятная, небесная, ангельская, развлекательная, этническая, народная, альтернативная, классическая, пронзительная, концертная, энергичная, электронная, современная, экзотическая, церковная, нежная, возвышенная, величественная, романтическая, молодёжная, божественная, гениальная, африканская, модная, прекрасная, чувственная, старинная, живая, беззаботная, волшебная, выразительная, гармоничная, жизнеутверждающая, жизнерадостная, замысловатая, задумчивая, звонкая, звучная, игривая, изумительная, красивая, мажорная, минорная, могучая, оптимистическая, обворожительная, пьянящая, радостная, сердечная, резкая, плавная, пленительная, светлая, родная, серьёзная, сказочная, утончённая, убаюкивающая, абстрактная, вокальная, национальная.
Грустная, печальная, убийственная, мучительная, траурная, варварская, похоронная, скорбная, заунывная, тревожная, адская, примитивная, бесстрастная, дикая, душераздирающая, мрачная, страшная, бесцветная, нервная, несерьёзная, тусклая, серая, упадническая, плачевная.
Классика
Ряд столетий, следующих после появления нотной грамоты, подарил миру большое количество замечательных композиторов. Каждый из них считается ныне титаном-классиком, поэтому прекрасен и величественен по-своему. Среди гениев — Людвиг ван Бетховен, творивший во множестве жанров и являющийся практически самым исполняемым в мире из числа великих композиторов. Известнейшими творцами музыки в истории считаются Бах, Моцарт, Вагнер, Чайковский, Штраус, Паганини.
Последний прославился не только как сочинитель музыки, но и как виртуозный скрипач. Он настолько овладел техникой этого инструмента, изобретая множесто новых приёмов, что производил неизгладимое впечатление на слушателей своей игрой. Его личность даже спустя длительное время представляется окутанной некоей тайной. Пару столетий назад о Паганини слагались легенды, люди смеялись и плакали под звуки его мелодий, а священники подозревали его в общении с сатаной. И до сих пор никто не может объяснить, в чём сила музыки этого человека.
Как моё детство формирует меня?
В детстве может возникать множество ситуаций, которые могут показаться незначительными, но оказывают большое влияние на то, какие мы сейчас. Вот лишь несколько примеров:
- Семья, которая оказывает поддержку всем её членам, особенно детям, скорее всего, вырастит успешного во всех областях человека, и наоборот. Если в вашем детстве ваши родители плохо заботились о вас, и воспитывали вас в недружелюбной среде, скорее всего вы можете вырасти, не доверяя окружающему миру. Конечно, бывают исключения.
- Чрезмерно заботливый родитель, который контролирует всё, что вы делаете, душит любые ростки самостоятельности, может вырастить вас слишком зависимым от других, от их мнения и одобрения. Безусловно, любой здоровый родитель должен защищать своего ребёнка и создавать безопасную среду, но при этом маленький человек должен иметь возможность принимать самостоятельные решения и иметь некоторую независимость, увеличивающуюся с возрастом.
- Ребёнок, который переживает развод своих родителей в раннем возрасте, может иметь проблемы с отношениями, когда вырастет. Он может чувствовать себя неуверенно или бояться, что его партнер предаст его, бросит, изменит. Кроме того, дети часто склонны брать ответственность за развод родителей на свой счёт, в силу нормального эгоцентрического мышления. Ставить себя на место другого и объективно оценивать ситуацию они пока не могут. Это также может наложить отпечаток на самооценку и желание избегать отношений в принципе.
- У детей, подвергающихся суровым телесным наказаниям, могут развиться проблемы с принятием и выражением негативных переживаний, с агрессивностью, они могу развить у себя мышление жертвы или,наоборот, решить, что все проблемы можно решить с помощью грубой физической силы. И прав тот, кто сильнее в данный момент.
- Детская травма
Полученная в любом возрасте травма может повлиять на вашу жизнь, но в полученная в детстве оказывает влияние на само формирование вашей личности. Травма может быть физической, психологической или сексуальной, и может привести к низкой самооценке, склонности к насилию или виктимизации, другим негативным последствиям.
В детском возрасте наш мозг ещё только развивается и мы воспринимаем всё «как есть» без критического осмысления. Мы не можем отказаться от опыта, сказать себе: «Мне это не подходит». Весь пережитый опыт формирует наш мозг, наши привычки, способы реагирования, паттерны поведения. Если кто-то постоянно унижает взрослого, тот может понять, что это мнение лишь одного человека, и можно постараться прекратить конфликт, для этого у взрослого есть различные инструменты, если же это невозможно, можно прекратить общение или на вербальном уровне, или, что лучше всего, на физическом. Ребёнок, которого регулярно подвергает унижениям значимый взрослый — родитель, опекун, воспитатель, учитель верит, что это слова истины, что поведение взрослого верное, так как другого опыта у него нет, и в будущем ему будет крайне сложно осознать, что именно происходило в его детстве, осознать, что это было неправильным, и избавиться от негативных установок.
Детская травма довольно распространённое явление, огромное количество взрослых людей испытывали на себе ту или иную форму жестокого обращения или тяжёлую ситуацию в детстве.
Если вы пережили детскую травму — есть надежда. Помогите своему внутреннему «ребёнку» осознать, что с ним обращались жестоко, понять, что его вины в этом нет, избавиться от негативных установок, и пересмотреть всё случившееся как опыт, а не как травму. Если вам сложно сделать это самостоятельно, обратитесь за помощью к опытному специалисту.
Начните работу с психологом прямо сейчас
Начать консультацию
Теги: дети консультация психолога психолог онлайн
Поделиться
Предыдущая статья
Глава 3. Раньше было лучше
Меня удивляет тот факт, что в 18-19 веках в России были замечательные композиторы, ничем не уступающие западным и европейским.
В то время правительство рекомендовало допускать “пение и вообще музыку” в школу; все школьные уставы предлагали местному начальству позаботиться о преподавании музыки и других искусств “по мере возможности“, “когда есть довольные к тому способы“.
В монархические времена Россия была обществом, в котором музыка ценилась очень высоко: духовная – еще со времен крещения Руси (988 г.), светская – с реформ Петра I (конец XVII в.). Ценилось и наличие у человека музыкального образования.
Можно привести в пример Императорское училище правоведения для дворян в возрасте 12–17 лет, которое было основано в 1835 г. на средства принца Петра Ольденбургского (племянник Николая I). Оно состояло в ведомстве Министерства юстиции и готовило будущих правоведов.
Достижения выпускников училища, в котором большое значение придавалось развитию музыкальной культуры, были впечатляющи: среди них поэты, дипломаты, один чемпион мира по шахматам, министры юстиции, председатель Совета Министров, выдающиеся деятели культуры, к которым в первую очередь следует отнести братьев Чайковских и В.В. Стасова.
Училище же, напоминаю, готовило просто юристов!
Отношение к искусству было настолько всеобъемлющим, что В 1859 году, с целью сделать серьезную музыку доступной широкой публике и способствовать распространению музыкального образования, создается Русское музыкальное общество (с 1868 г. – Императорское Русское музыкальное общество, ИРМО), прекратившее свое существование после революции 1917 года.
Классика
Этот музыкальный жанр влияет на человека, придавая ему стойкости и жизненных сил. Благодаря прослушиванию классической музыки можно значительно понизить вероятность депрессии, тревожности и раздражительности. Также весьма полезно прослушивание сказывается на усвоении знаний, поэтому детям советуют включать классику с малых лет.
Как показывают многочисленные исследования, значения классической музыки в жизни человека, произведения некоторых композиторов способны выявить определенные закономерности реакций у большого количества испытуемых. К примеру, «Итальянский концерт» Баха способен понизить обиды и негативные чувства. Шедевры Чайковского и Бетховена помогают обрести здоровый сон и избавиться от головной боли.
Вариант 1
(343 слова) Музыка всегда оказывала благотворное влияние на человека. Она успокоит и утешит в сложные времена, она развеселит, когда на душе легко, она сблизит людей в танце и совместном пении. Каждый человек находит в мелодии то, что ищет в данную минуту, и его настроение улучшается. Чтобы доказать это утверждение, обратимся к литературе.
Например, А.И. Куприн в повести «Гранатовый браслет» описал ситуацию, когда героиня смогла найти благодаря музыке утешение в горе. Вера чувствовала себя виноватой в гибели Георгия — ее тайного поклонника. Он получил от нее жестокую отповедь и больше не смог жить с запретом на думы и мечты о ней. И он убил себя. А Вера, узнав об этом, не могла прийти в себя и мучилась от укора совести. Но в прощальном письме она прочитала просьбу героя: он хотел, чтобы Вера послушала сонату Бетховена. И ее подруга сыграла для нее. Слушая мелодию, Вера прониклась чувствами Георгия. Ее душа очистилась и примирилась с неизбежным. Красота и сила музыки вдохнули спокойствие в ее внутренний мир, обуреваемый раскаянием и сожалением. Она поняла, что он ее простил. И после этого заряда эмоций Вера наверняка сможет жить дальше и вспоминать о Желткове только с радостью, без боли.
Музыка утешает и героев поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Матрена Тимофеевна прожила непростую жизнь, и даже рассказы о событиях минувших лет вызывают у нее слезы. Повествуя странникам о своих злоключениях и испытаниях, Матрена разбавляет горькие думы песнями. И народная музыка дает ей силы продолжить свою историю. Теми же средствами воздействует на народ Гриша Добросклонов, народный заступник. Он сочиняет стихи и поет для людей песни о свободе и справедливости. Слушатели находят в них энергию для новых трудов и преодоления невзгод. Благодаря искусству они осознают национальную идентичность и поднимают склоненные головы, чтобы отстаивать свои права. Вот так музыка поддерживает и просвещает героев.
Таким образом, музыкальное искусство является источником сил для человека. Оно утешает и поддерживает его, развлекает и ободряет в трудные часы. Мелодия открывает личности тайные богатства ее души, среди которых любовь, отзывчивость, благородство. Она же может вдохновить нас на поиски своего места в мире и на борьбу за лучшее будущее.
Музыка уменьшает симптомы депрессии
Исследователи также обнаружили, что музыкальная терапия может быть безопасным и эффективным методом лечения различных расстройств, включая депрессию.
Финские исследователи оценили 79 человек в возрасте от 18 до 50 лет с депрессией. 46 участников получили стандартную медицинскую помощь, тогда как оставшимся 33 дополнительно назначили 20 сеансов музыкальной терапии на протяжении 2 недель. Уже через 3 месяца состояние пациентов, слушавших музыку, было значительно лучше, нежели у тех, кто получал стандартное лечение.
Следует учитывать тип музыки, если вы хотите уменьшить депрессию. Исследование показало, что лучше всего помогает классическая и медитативная музыка, в то время как хэви-метал и техно-музыка оказались неэффективными и даже вредными.
Музыка – простое, дешевое и эффективное средство, которое способно повысить возможности вашего мозга. Она улучшает сон, память, производительность и поднимает настроение. А еще это хорошее лекарство, которое уменьшает стресс, снимает симптомы депрессии и даже облегчает боль.
Но не забывайте, что для разных функций нужна разная музыка. Поднять настроение поможет что-то легкое и приятное, а для тренировок в зале хорошо подойдут быстрые танцевальные или роковые треки. Так что расширяйте свой плейлист и получайте от музыки не только удовольствие, но и реальную практическую пользу. Желаем успехов!
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- 10 научных методов борьбы со стрессом
- Как повысить продуктивность с помощью окружающей среды
- Научные способы приобрести уверенность
- 7 простых способов сохранить мозги в старости
- Эффект Моцарта, музыка и развитие интеллекта
- 7 научных способов стать счастливее
- BRAIN-дайджест
- Как искусство влияет на психику человека: краткий ликбез
- Как музыка помогает улучшить здоровье
- Brain-дайджест за последние месяцы
Ключевые слова:1Самопознание
Виктория Уильямсон рассказывает, как музыка влияет на мозг человека
Виктория Уильямсон в своей книге “Мы — это музыка” проходит весь наш путь восприятия к музыке, начиная с самого рождения. Ведь каждый из нас уже с первых секунд жизни может чувствовать ритм. Ученые это доказали. А это значит, у каждого человека есть что-то наподобие музыкального слуха.
После нашего появления на свет именно эта способность помогает нам понять окружающий мир. Специалисты утверждают, что без восприятия ритмов мы бы вообще не смогли разговаривать!
Почему это так? В первое время после рождения, мир для ребенка — это набор звуков, ритмов, интонаций и оттенков слов взрослых.
С возрастом наш интерес к музыке, пению, танцевальным движениям и музыкальным инструментам только растёт. Начинают формироваться наши музыкальные вкусы, чувственность и отношение к искусству.
Научные исследования доказывают, что с раннего возраста положительный эффект оказывает не только прослушивание музыки, но и само присутствие в музыкальной сфере. Например, занятия в музыкальной школе. Это имеет следующие доказанные учёными плюсы:
- Слух становится лучше. Детям, занимающимся музыкой, проще слышать тихие звуки и воспринимать их даже в шумных местах.
- Улучшаются способности к чтению и речи. Музыкантам легче учится читать, писать и коммуницировать.
С возрастом музыка становится нам ещё и другом. Другом, который поддерживает в трудные минуты. Подростки любят выплескивать эмоции, слушая зажигательную музыку, узнавать себя в песнях про любовь и отдыхать от проблем, погружаясь в современную поп-музыку.
На каждую эмоцию найдётся своя мелодия, и в этом – основная магия музыки. Когда мы находим в ней отражение себя, нам попросту легче переживать все изменения, которые происходят в нашей голове.
А как музыка влияет на мозг человека взрослого?
Музыка сказывается положительно на организме любого человека. Например, игра на инструменте активизирует память и слух, потому что задействует одновременно обе руки. Это стимулирует сразу несколько участков головного мозга. Ученые доказали, что это очень хорошо сказывается на здоровье.
Полезное видео о том, как классическая музыка влияет на мозг человека:
Проблема влияния музыки на человека — сочинение ЕГЭ
Музыка сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Конечно, каждый из нас вкладывает в музыкальные произведения свой смысл, невольно учитывая ту или иную жизненную ситуацию. Как музыка влияет на человека? Именно над этим вопросом предлагает задуматься К. Паустовский, автор текста, предложенного мне для анализа.
В центре внимания автора случай, произошедший с бойцами отряда Денисова в Севастополе. К. Паустовский рассказывает о хилом юноше в пенсне, которого бойцы сначала приняли за человека, стрелявшего в них из окна трехэтажного дома. Автор стремится показать, какое сильное влияние оказала на отряд игра на рояле юноши, оказавшегося музыкантом. Слова Денисова о том, что от музыки у него душа перевернулась, К. Паустовский приводит в качестве очень убедительного примера влияния музыки на человека
Автору важно показать, что не менее сильно мелодия Чайковского, которую играл юноша, повлияла на чувства других бойцов, ведь всех печаль взяла за сердце. Не даром К
Паустовский сравнивает мелодию со стаей трепещущих птиц, ворвавшихся в дикую ледяную ночью, ведь данный пример демонстрирует сильнейшее влияние музыки на человека.
Позиция автора выражена открыто: он считает, что музыка очень сильно влияет на людей. Она затрагивает душу человека, вызывая чувства, эмоции, мысли, которые не может пробудить ничто иное.
Я согласен с позицией автора. Думаю, что влияние музыки на человека и правда огромно, его сложно переоценить. Музыка способна пробудить не только чувства и эмоции, но и воспоминания. Она помогает человеку задуматься о важных моментах его жизни и даже что-то переосмыслить.
Музыка воодушевляет человека, придает ему жизненных сил. Именно такое влияние музыки связано в первую очередь с военным временем, что подтверждает случай из произведения А. Твардовского «Василий Теркин». Игра Василия Теркина на гармони крайне важна для солдат. К источники музыки они идут, как к огню, а позже и пускаются в пляс. Трудно в тяжелое военное время найти силу, способную подобно музыке влиять на людей. Что еще может воодушевить солдат в холод, голод, беду?
Музыка помогает вспомнить счастливые моменты жизни. В рассказе К. Паустовского «Старый повар» мы видим умирающего, слепого старика, последние минуты жизни которого музыка сделала счастливыми. Игра молодого Моцарта на клавесине дала возможность слепому увидеть то, что было много лет назад. А это были лучшие моменты его жизни. Музыка, кажется, помогла сделать невозможное, воссоздав зримую даже для слепого картину прошлого. Вот как велико влияние музыки, как она может осчастливить человека.
Влияние музыки на человека так велико, что мы, наверное, не можем в полной мере это представить. Музыка — одна из важнейших частей жизни человека. Все примеры, приведенные выше, доказывают, что это так. Чувства, эмоции, мысли, воспоминания человека — все это способна пробудить музыка. В этом ее сила, ее влияние на нашу жизнь.
Работа написана по Варианту 33 из сборника тестов Цыбулько 2020 года.
Как музыка влияет на человека
Еще ученые Древнего мира выделяли несколько типов музыкального влияния на человеческий организм:
- на духовность человека;
- на интеллект;
- на физическую сущность.
Аристотель анализировал взаимосвязь музыкальных ладов с формированием этической стороны человеческой личности. Он считал, что благоприятной является музыка, исполняемая на кифарах, наблах и мирах. Звуки тимпанов, бубна и флейты не рекомендовались к прослушиванию.
Греческий философ Демокрит находил в музыке исцеляющую способность от инфекционных заболеваний.
Знаменитый персидский врач Авиценна рекомендовал поддерживать здоровье при помощи пения.
Первый центр музыкотерапии появился в 3 веке до н. э. в Парфянском царстве. Таким образом лечили тоску и расстройства.
Исследования выявили взаимосвязь между звуками определенного музыкального инструмента и их лечебными свойствами:
- Скрипка борется с меланхоличным настроением.
- Альт восстанавливает силы и нервную систему.
- Флейта облегчает любовные страдания и благотворно влияет на бронхолегочную систему.
- Арфа успешно устраняет истерию.
- Кларнет избавляет от подавленного состояния.
На Руси лечебными свойствами наделяли колокола. С помощью звона снимали порчу и сглаз, головную боль, лечили от болезней суставов. Благодаря резонансному ультразвуковому излучению погибают палочки тифа, вирусы гриппа и возбудители желтухи.
В 19 веке ученый И. Догель выявил положительное воздействие музыки на кровяное давление, ритм дыхания, частоту сокращения мышц сердца.
В 2003 году в России музыкотерапия была признана Министерством здравоохранения официальным методом лечения. При Музыкальной академии имени Гнесиных и Российской академии медицинских наук созданы отделения музыкотерапии и музыкореабилитации, которые выпускают докторов, «врачующих» музыкой.
Популярные сочинения
- Сочинение Лизавета в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика) Лизавета – кроткая и добродушная, на всё согласная героиня романа «Преступление и наказание». Являясь второстепенным персонажем, внешне описывается Ф.М. Достоевским как высокая
- Анализ романа Пушкина Дубровский Великий русский поэт и прозаик Александр Сергеевич Пушкин создал за свою короткую жизнь не мало гениальных произведений, которые читаются во многих странах мира и по сей день. К числу таких творений относится повесть
- Мой любимый спортсмен сочинение Спортом можно назвать деятельность человека, направленную на проявление физической активности. Стоит сказать о том, что спортсмены выделены в отдельной категории как люди, которые выбрали столь непростую дорогу
Как именно музыка влияет на человека
Имеет влияние не только жанр и этническая принадлежность, ритм и громкость, а также музыкальные инструменты, участвующие в исполнении произведения. Из практики музыкальных исследований было выявлено, что произведение, сыгранное на скрипке, вызывало у человека головную боль и приступы тошноты, тогда как исполнение на барабанах вселяло радость и энергию, нормализуя ход внутренних процессов организма. Сюда же стоит отнести влияние музыки на нейроэндокринную функцию, когда звучание некоторых инструментов (пианино) очищает щитовидную железу, стимулирует мозговую активность.
Влияние музыки на психику было замечено и используется сейчас даже в сфере маркетинга и продажи: для того, чтобы покупатели быстрее совершали покупки, ставят динамичную и бодрую музыку, а чтобы дольше засиживались в ресторанах – медленную и расслабляющую. Невольно ритмы человеческого организма подстраиваются под ритмы звучащей мелодии. Замедляется или ускоряется частота сердечных сокращений, дыхания, резкость движений, скорость принятия решений и яркость испытываемых эмоций.
Музыка способна влиять на настроение человека и его здоровье – еще в древности при помощи музыки лечили и считали это воздействием духов, которые приходят на зов инструмента и помогает страждущему. Сейчас это называется музыкотерапией, где проводились исследования влияния частот и вибраций непосредственно на ткани организма и психику.
Музыка своим воздействием охватывает полностью все существо человека, невозможно выделить какую-то отдельную систему или эмоцию, а остальные убрать от влияния звуков и вибраций (сюда относятся обменные процессы и интеллектуальный уровень, количество ошибок в работе и координация движений).
Разноплановость воздействия обусловлено тем, что влияние музыки на мозг огромно, а отсюда и на все остальные процессы, подчиняющиеся ему. Не стоит полагать, что все воздействия позитивны, поскольку, как и любое сильнодействующее вещество, музыка способна нанести и вред. При несоответствии ее вибраций происходит разрушение тканей организма, может вызываться мышечное напряжение и боли. В случае совпадения ритма и частот музыки с частотами работы мозга возможно возникновение психических отклонений (маниакальные состояния и психотические видения), но и без совпадения частот минорные мотивы способны вызвать депрессию или усугубить имеющуюся вплоть до суицидальных попыток. Фоновая музыка, столь распространенная не только в общественных местах, но и дома, воспринимается мозгом как шумовые эффекты и лишние раздражители, что перегружает нервную систему.
Музыка схожа по своему воздействию на человека с любым химическим веществом, должная дозировка и своевременный прием которого может, как спасти, так и убить. Аналогия настолько актуальна, что охватывает даже сферу зависимостей. Поскольку существуют определенные музыкальные наркотики, оказывающие воздействие на психику, сравнимое с химическими препаратами. Умелое использование силы музыки способно наладить межполушарные связи (если настроить подаваемый звук в одна ухо на частоту 150Гц, а в другое на 157Гц), что обеспечивает их синхронизацию. В неумелых руках, музыка приводит к деградации, снижению реакций и уровня интеллекта (особенно это касается длительного прослушивания однотипной музыки).
Как наш мозг воспринимает звуки
Звук – это не что иное, как волна из механических колебаний, распространяющихся в определенной среде. Он может проходить сквозь жидкости, твердые тела, газы. Когда эта волна, передвигаясь воздухом, достигает нашего уха, а точнее – барабанной перепонки, мы слышим определенные звуки.
Разные звуки, входя во внутреннее ухо, активизируют разные области головного мозга. Что интересно, результат такого влияния часто зависит от музыкальной подготовки человека. То есть у разных людей одна и та же мелодия может вызвать разные эмоции и провоцировать активность разных частей головного мозга. Тем не менее существуют и некоторые общие модели влияния музыки.
Головной мозг – это центр управления человеческим телом. Он состоит из двух полушарий: правого (отвечает за интуицию, творческое начало, воображение) и левого (ответственно за вербальную информацию, аналитическое мышление, логику, языковые способности). То есть правая полусфера мозга обрабатывает информацию интуитивно, визуально и творчески, а левая – путем аналитических размышлений, логики и сложных математических вычислений. Но оба полушария не работают в автономном режиме, а соединены между собой мозолистым телом – сплетением нервных волокон.
Все, что случается с человеком каждую секунду на протяжении всей жизни в той или иной степени воздействует на мозг. И музыка не исключение. Под ее воздействием активизируется обмен информацией между двумя полушариями, позволяя им работать в гармонии. Поскольку музыка – это невербальная информация, она воздействует на правое полушарие. Но как только к мелодии добавляются слова, начинается влияние на левую часть органа. Таким образом, любая песня активизирует обе полусферы. Кстати, как обнаружили ученые, на височную долю мозга (так называемая слуховая кора головного мозга) может влиять не только реально услышанная мелодия, но и воображаемая.
А еще было выяснено, что звуки могут влиять на нейропластичность мозга, то есть его способность к формированию новых нейронных связей. Клетки головного мозга в течение всей жизни взаимодействуют между собой. Но схемы этого взаимодействия могут со временем меняться. Это случается, например, после травм головного мозга или в ходе взросления человека (под действием жизненного опыта меняется и структура головного мозга).
Но как оказалось, есть еще один фактор, способный повлиять на нейропластичность мозга. Это музыка. В ходе научных наблюдений ученые обнаружили, что иногда, когда нейроны теряют возможность взаимодействовать между собой в привычных комбинациях, под воздействием определенных мелодий они начинают прокладывать себе альтернативный маршрут. Так, музыкотерапия помогает восстанавливаться пациентам после тяжелых черепно-мозговых травм (когда пострадала речь или память).