Альфред шнитке

Частые вопросы

Поклонников творчества легендарного Альфреда Шнитке всегда волновал вопрос, существует ли мифическая связь между созданием 9-ой симфонии и заболеванием композитора. Однозначно сложно ответить, но те, кто верит в потусторонние силы, находят много подтверждающих доказательств их влияния.

Посетившие концерты музыки Шнитке или прослушавшие ее с подручных средств удивляются, как ему удавалось сочетать несочетаемое? Гениальный композитор тонко чувствовал стили, умел отображать глубокую сущность человеческой натуры, преломляя ее через свое мировоззрение и творчество известных коллег.

Часто почитатели произведений Шнитке не могли понять, кто композитор по национальности и какую страну он считал своей Родиной. В своих интервью Альфред Гарриевич не раз упоминал, что не может отнести себя к конкретной национальности, хотя в паспорте указано «еврей». Также он не определился с Родиной – долго жил в России, потом в Германии, но если бы не болезнь, вернулся в Москву.

Источники[править]

  1. КЕЭ, том 9, кол. 434–435
1988—2000

Гия Канчели (1988) ·
Альфред Шнитке (1989) ·
Геннадий Гладков (1990) ·
Микаэл Таривердиев (1991) ·
Андрей Петров (1992) ·
Исаак Шварц (1993) ·
Микаэл Таривердиев (1994) ·
Эдуард Артемьев (1995) ·
Владимир Комаров (1996) ·
Микаэл Таривердиев (1997) ·
Владимир Дашкевич (1998) ·
Геннадий Гладков (1999) ·
Андрей Петров (2000)

 

2001—…

Исаак Шварц (2001) ·
Исаак Шварц (2002) ·
Алексей Рыбников (2003) ·
Сергей Шнуров (2004) ·
Эдуард Артемьев (2005) ·
Дато Евгенидзе (2006) ·
Айдар Гайнуллин (2007) ·
Эдуард Артемьев (2008) ·
Алексей Айги (2009) ·
Алексей Шелыгин (2010) ·
Андрей Карасёв (2011) ·
Леонид Десятников (2012) ·
Алексей Айги (2013) ·
Алексей Зубарев (2014) ·
Алексей Айги (2015) ·
Пётр Тодоровский / Алексей Айги (2016) ·
Эдуард Артемьев (2017) ·
Владимир Дашкевич (2018) ·
Леонид Десятников, Алексей Сергунин (2019)

Полный список ·
(1988—2000) ·
(2001—настоящее время)

Семья

Двоюродный брат А. Г. Шнитке — правозащитник и общественный деятель Владимир Эдуардович Шнитке (род. 1939), председатель петербургского общества «Мемориал» (1989), основатель Петербургского научно-исследовательского центра «Холокост». Двоюродная сестра — Ольга Анатольевна Шнитке (в замужестве Меерсон, род. 1959), американский славист.

Родители Шнитке между собой говорили по-немецки и первым языком композитора стал немецкий, однако впоследствии он обращался к матери по-немецки, а к отцу по-русски.

Музыкальное образование

Музыкальное образование для А. Г. Шнитке началось в 1946 году в Вене, куда его отец был командирован после Великой Отечественной войны корреспондентом и переводчиком газеты «?sterreichische Zeitung». По возвращении в Москву в 1948 году семья поселилась в подмосковной Валентиновке, и мать и отец устроились на работу в редакцию газеты «Neues Leben» (впоследствии в этой же газете работала и младшая сестра Альфреда Ирина, в ней же публиковался и его брат Виктор). Отец занимался переводами советской литературы на немецкий язык для издательства литературы на иностранных языках «Прогресс».

Биография

С 1961 по 1972 год Шнитке преподавал в МГК имени П. И. Чайковского. В последующие несколько лет зарабатывал себе на жизнь в основном сочинением музыки к фильмам.

Альфред Шнитке. Портрет с друзьями

Все видео

В 1990 году композитор вместе с семьёй переехал в Германию. Начал преподавать в Гамбургской консерватории.

Биография

Альфред Шнитке родился в Энгельсе в Республике немцев Поволжья в еврейско-немецкой семье. Его отец, Гарри Викторович Шнитке (1914—1975), родился во Франкфурте-на-Майне, куда его родители перебрались из Либавы в 1910 году. В 1927 году (в некоторых источниках указывается 1926 год) вместе с родителями переехал в Москву, в 1930 году — в Покровск, где вступил в партию и работал журналистом в советских немецких изданиях; рассказы и корреспонденции с фронта на русском языке печатал в газете «Большевик». Мать, Мария Иосифовна Фогель (1910—1972), происходила из немецких колонистов, переселившихся в Россию в 1765 году и осевших в деревне Каменка; работала учительницей немецкого языка. В 1943 году отца будущего композитора призвали на фронт, а Альфред с младшим братом (впоследствии поэтом, прозаиком и переводчиком Виктором Шнитке) были отправлены в Москву, где жили у деда и бабушки по отцовской линии — инженера Виктора Мироновича (1887—1956) и редактора Таубе (Теи) Абрамовны Шнитке. Теа Абрамовна (урождённая Кац, 1889—1970) работала редактором в Государственном издательстве иностранной литературы, занималась немецкой филологией и переводами на немецкий язык, в том числе была автором учебника «Грамматика немецкого языка» (с Э. Б. Эрлих, Москва: Издательство литературы на иностранных языках, 1963; второе издание — Киев, 1995), редактором и автором примечаний к немецкому изданию романа Томаса Манна «Будденброки» (2-е издание — 1959), роману Яна Петерсона «Наша улица», там же (1952), перевела на немецкий язык романы А. А. Фадеева «Последний из Удэге» («Der letzte Udehe»; 1932 и 1972), А. Б. Чаковского «Свет далёкой звезды» («Weither leuchtet ein Stern»; совместно с сыном, Гарри Шнитке, 1964).

Родители Шнитке между собой говорили по-немецки, и первым языком композитора стал немецкий, однако впоследствии он обращался к матери по-немецки, а к отцу по-русски.

Музыкальное образование для А. Г. Шнитке началось в 1946 году в Вене, Австрия, куда его отец был командирован после Великой Отечественной войны корреспондентом и переводчиком газеты Österreichische Zeitung. По возвращении в Москву в 1948 году семья поселилась в подмосковной Валентиновке, и мать и отец устроились на работу в редакцию газеты «Neues Leben» (впоследствии в этой же газете работала и младшая сестра Альфреда Ирина, в ней же публиковался и его брат Виктор). Отец занимался переводами советской литературы на немецкий язык для издательства литературы на иностранных языках «Прогресс». В 1958 году Шнитке окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Евгения Голубева, а затем и аспирантуру.

С 1961 по 1972 год Шнитке преподавал инструментовку и чтение партитур в Московской консерватории, имел только одного ученика по композиции (Р. Аллаяров). С 1962 года (особенно активно в 1970-е гг.) сочинял музыку к фильмам.

В 1989—1990 годах Берлинская научная коллегия предоставила Альфреду Шнитке стипендию.

В 1990 году композитор вместе с семьёй переехал в Германию. Начал преподавать в Гамбургской высшей школе музыки.

В последние годы жизни здоровье Шнитке резко ухудшилось: композитор перенёс три инсульта, но тем не менее до конца сохранял творческую активность. Шнитке скончался в Гамбурге 3 августа 1998 года. Отпевание проходило в Москве, в церкви Иоанна Воина на Якиманке, отпевал композитора протоиерей Николай Ведерников.. Альфред Шнитке похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Семья

  • Сестра — Ирина Гарриевна Шнитке (Комарденкова, род. 1940), преподаватель немецкого языка, редактор газеты «Neues Leben» (Новая жизнь) на немецком языке.
  • Двоюродный брат — Владимир Эдуардович Шнитке (род. 1939), правозащитник и общественный деятель, председатель петербургского общества «Мемориал» (1989), основатель Петербургского научно-исследовательского центра «Холокост».
  • Двоюродная сестра — Ольга Анатольевна Шнитке (в замужестве Меерсон, род. 1959), американский славист.
  • Первая жена (1956—1959) — Галина Ивановна Кольцина (1933—1987), музыковед, впоследствии звукорежиссёр на центральном телевидении.
  • Вторая жена (с 1961) — Ирина Фёдоровна Шнитке (урождённая Катаева, род. 1941), пианистка.

Память

Файл:Памятник Альфреду Шнитке Энгельс.jpg Памятник Альфреду Шнитке в городе Энгельс

  • Самолёт «Аэрофлота» Airbus A321 (VP-BЕА) носит имя «А. Шнитке».
  • 22 августа 2018 года в городе Энгельсе (Саратовская область) состоялась церемония открытия памятника Альфреду Шнитке. Памятник композитору открылся в центральной части города, в сквере, носящем его имя. Скульпторы Щербаков А. А. и Щербаков С. А..
  • Мемориальная доска на доме № 4, корп. 2 по улице Дмитрия Ульянова в Москве (московский адрес композитора).
  • Имя композитора носит Саратовская областная филармония имени Шнитке.
  • Музыкально-эстетический лицей в Энгельсе носит имя Альфреда Гарриевича Шнитке.
  • Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке — учебное заведение, созданное в 1918 году, пройдя череду изменений названий, получило современное название.

Интересные факты

Краткая биография не охватывает всех событий, происходящих в жизни великого музыканта, а также его личных особенностей. Тем более что их огромное количество. Творчество Альфреда Шнитке ярко выделялось утонченностью и своеобразностью, из-за чего было понятно не всем.

Как-то в Воронеже, планировалось исполнение его Второго скрипичного концерта. Неожиданно накануне мероприятия объявляют об отмене, мотивируя болезнью исполнителя, что оказалось ложью. В вечер предполагаемого концерта скрипач и дирижер, одетые для выступления, стояли подле зала, чтобы люди видели, что причины срыва заключались в идейных суждениях.

Хоть Альфред Гарриевич написал всю музыку для кинокартины «Белорусский вокзал», основная композиция «Нам нужна одна победа» принадлежит Б. Окуджаве. Шнитке выполнил ее аранжировку и подобрал идею включения песни в финальные кадры фильма.

Джон Ноймайер, известный балетмейстер, был ярым поклонником творчества Альфреда Гарриевича и поставил балеты, покорившие публику, – «Отелло» и «Трамвай «Желание»» на созданные им композиции. Познакомившись лично с музыкантом в 1985 году, Ноймайер заказал ему балет «Пер Гюнт», дебютировавший в Гамбурге зимой 1989 года.

Вторая редакция была представлена публике в 2015 году. На сочинения Шнитке в память о композиторе хореограф поставил балет под названием «Звуки пустых страниц». Дебютное выступление прошло в 2001-м году в Мариинском театре.

Музыка Альфреда Шнитке пользуется любовью как в странах бывшего СССР, так и за границей

Композицию «Вариации на один аккорд» Альфред Гарриевич сочинил целенаправленно для выступления второй супруги Ирины в рамках концерта современной музыки, проходящего в Гнесинке в 1965 году. В 1977 году для работы над постановкой «Пиковой дамы» в Парижскую оперу пригласили творческую труппу из СССР. Режиссером спектакля был Ю. Любимов, художником и композитором – Д. Боровский и А. Шнитке.

Музыканты предложили радикально неожиданный и обновленный взгляд на постановку, подвергнув партитуру и либретто основательной редакции, включив в произведение пушкинские цитаты. Возмущенный их планами А. Жюрайтис, занимавший должность дирижера Большого театра, написал разгромную статью, что послужило толчком к скандалу в советской прессе.

В результате Любимову запретили выезд из страны. Он не попал на генеральную репетицию, а администрация театра отказалась от постановки оперы. «Пиковую даму» в интерпретации Любимова-Шнитке поставили только через 13 лет в Карлсруэ (1990), затем через три года в Бостоне и спустя еще четыре – в Москве.

Ведущим популяризатором творчества Шнитке был Ю. Башмет. Музыкант первым исполнил Концерт для альта с оркестром, и именно под его управлением в России впервые прозвучала 9-ая симфония.

Коллеги-современники неоднозначно относились к произведениям Альфреда Гарриевича. К примеру, С. Губайдулина, а также Э. Денисов разделяли его взгляды, положительно отзывались Р. Щедрин, Д. Шостакович, тогда как Г. Свиридов о творчестве композитора высказывался крайне негативно.

Творческое наследие А. Шнитке, оставленное потомкам, огромно

Училище, где великий создатель обучался в юности, в 1999 году переименовано в Московский институт музыки им А. Г. Шнитке. Композитор дал согласие собственнолично на присвоение учреждению своего имени. На базе вуза в 1998 году был сформирован Шнитке-центр, а в 2001-ом – создан единственный в своем роде музей великого музыканта.

По словам второй супруги Альфреда Гарриевича, он был идеален, как муж и человек в целом – добрый, справедливый, заботливый и предельно честный. Для Шнитке величайшим композитором всех времен был И.С. Бах.

Музыка

Главным лейтмотивом всех произведений Альфреда Шнитке являются человек и его сущность. Переживания, испытываемые героем, личностные поиски, страсти и эмоции становятся заглавной темой композиций автора. В его музыке невероятным образом образуется симбиоз трагического и комического.

Композитор Альфред Шнитке

Маэстро оказался создателем термина «полистилистика», предполагающего совмещение разных эстетик. В 1972 году он написал первый балет «Лабиринты». В том же году в память о любимой матери композитор создал фортепианный квинтет, сформировавшийся впоследствии в «Реквием».

Шнитке был в числе композиторов, работавших с методом алеаторики, который позволяет исполнителям получить больший простор для импровизации. Показательным примером в этом случае оказалась созданная в 1974 году «Первая симфония». Впервые ее исполнил дирижер Геннадий Рождественский. Музыка такого рода считалась радикальной, поэтому, несмотря на наличие всех разрешений и допусков, филармонии Москвы и Петербурга не решились представить ее публике. Премьера состоялась в Нижнем Новгороде.

Композиция Альфреда Шнитке «Сюита в старинном стиле»

Творчество Шнитке не имело жанровых или стилистических ограничений. В 1977 году «Concerto Grosso №1» принес популярность своему создателю. Его имя стало известным широкой публике. Любимым композитором автора был Иоганн Себастьян Бах. Создавая произведения, Шнитке вдохновлялся исполнительской манерой Юрия Башмета и Мстислава Ростроповича, Геннадия Рождественского, Анатолия Кремера.

Его увлекала полистилистика, вдохновляла народная духовная песня. Благодаря этому появился «Der Sonnengesang des Franz von Assisi». Позднее публика услышала «Вторую симфонию», за ней последовали еще 2. В том же 1977-м Шнитке пригласили в Парижскую оперу. В сотворчестве с художником Давидом Боровским и режиссером Юрием Любимовым маэстро создавал постановку «Пиковая дама» по произведению Петра Ильича Чайковского. Пушкинские цитаты и обновленное либретто сочетались со свежим взглядом на литературную основу.

Альфред Шнитке в театре

Из-за скандальной статьи Альгиса Жюрайтиса, дирижера Большого театра, Любимова не выпустили из Советского Союза для проведения генеральной репетиции. Премьера была сорвана. Руководство Парижской оперы отказалось от постановки. Воплотить художественный замысел создателей удалось в 1990 году в Карлсруэ. Позднее, в 1993-м, постановку осуществили в Бостоне, и только в 1997-м ее удалось увидеть московской публике.

1980-е стали периодом повсеместного успеха и признания для Шнитке. В 1983-м свет увидела кантата «История доктора Иоганна Фауста». Композитор не побоялся воплотить идею, которая смущала самого Иоганна Гёте. На написание произведения ушло почти 11 лет. В 1986 году вышел «Концерт №1 для виолончели с оркестром», а годом позже «Пятая симфония» и «Concerto Grosso №4». В период с 1984 по 1987 годы Шнитке сочинил «Три хора православным молитвам», «Концерт для смешанного хора на стихи Г. Нарекаци», «Стихи покаянные».

Мелодия Альфреда Шнитке «Полет» из кинофильма «Сказка странствий»

Наследие, оставленное Шнитке потомкам, насчитывает балеты и оперы, более 20 концертов, 9 симфоний, 4 концерта для скрипки, струнные квартеты, музыкальное сопровождение для кинокартин и спектаклей, вокальные и камерные сочинения. Композиции «Полет», «Вальс-раздолье» звучат в кинокартине «Сказка странствий». Произведение «Экипаж» написано для одноименной ленты. В фильме «Синдром Петрушки» использована мелодия «Танго в сумасшедшем доме».

Композитору присудили звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР» и удостоили многочисленных наград, среди которых была и Госпремия за музыку к кинокартинам, преподнесенная в 1986 году.

https://youtube.com/watch?v=RL9mZzsaDkc

Сюита Альфреда Шнитке из кинофильма «Экипаж»

Мультикультурный автор также был отмечен Государственной австрийской премией, врученной в 1991 году, и Императорской премией Японии, которую ему преподнесли годом позже. Шнитке работал по заказу Амстердамской и Гамбургской опер, был членом Шведской королевской музыкальной академии.

В 1992-м опера Альфреда Шнитке «Жизнь с идиотом» была презентована публике в Амстердаме. Спустя 3 года «Джезуальдо» и «История доктора Иоганна Фаустена» вышли в Вене и Гамбурге.

Альфред Шнитке: Детство и юность

Будущий композитор родился 24 ноября 1934 года в городе Энгельсе. Интересно, что у родителей гениального маэстро были еврейские корни. Родным городом главы семейства был Франкфурт-на-Майне. Когда началась Вторая мировая война, семейство вынуждено было переехать в столицу. Там жили бабушка и дедушка. Это стало для семьи спасением от гибели.

Шнитке рос в многодетной семье. Кроме него, родители воспитывали ещё троих детей. Альфред рассказывал о своей семье только хорошее. Они были дружными и старались поддержать друг друга в тяжёлое военное и послевоенное время. Тогда семья вынуждена была упаковать необходимые вещи и переехать в Москву. Родители учили детей немецкому языку, в то время как бабушка и дедушка дали азы русского языка.

Музыкой маленький талантливый мальчик начал увлекаться с 11 лет. В послевоенное время большое семейство переехало в Вену. Эта была вынужденная мера. Главе семейства повезло. В Вене он занял должность корреспондента популярного издания Österreichische Zeitung.

На территории Австрии Альфред в середине 1940-х годов прошлого столетия окончил музыкальную школу. Развитие творческого потенциала окончательно убедило его в том, что он находится на правильном пути. Через несколько лет семья Шнитке опять была на чемоданах. Они переехали в Москву. Мама и папа устроились на работу в местную газету. А Альфред продолжил ознакамливаться с музыкой.

В конце 1950-х годов молодой человек держал в руках диплом об окончании Московской консерватории по классу композиции. Затем он поступил в аспирантуру. В начале 1960-х годов прошлого столетия Альфред преподавал «Чтение партитур» и «Инструментовку». Педагог умышленно не брал в свою группу много людей, чтобы уделить каждому ученику больше времени.

Тогда же он стал частью Союза композиторов. Работа не давала Шнитке много денег, поэтому он брался за написание композиций для кинематографа. Несмотря на значительную нагрузку, он не оставлял стены учебного заведения, в котором преподавал.

Подробности личной жизни композитора Альфред Шнитке

Несмотря на бурную творческую жизнь, Шнитке находил время и для любви. Он был женат два раза. Первый семейный союз произошёл ещё в молодости. Это была любовь с первого взгляда. Супругой известного композитора стала девушка по имени Галина Кольцовая. Семья просуществовала совсем недолго. Вскоре они развелись.

Во имя любви Шнитке нарушил педагогическую этику. Он влюбился в свою студентку Ирину Катаеву. Маэстро был очарован неземной красотой девушки. Вскоре семья стала больше на одного человека. Ирина родила композитору наследника. Сына назвали Андреем.

Шнитке неоднократно говорил о том, что Ира Катаева была любовью всей его жизни. Семья жила в гармонии и любви. Пара была неразлучной до конца жизни знаменитого маэстро.

Четыре лучшие мелодии Альфреда Шнитке из советских фильмов

  • Шнитке писал музыку к кино, мультфильмам и театральным спектаклям исключительно из прагматических соображений: это был для него единственный способ заработать на жизнь в 60-70-е годы.
  • 1. «Сказ о том, как царь Пётр арапа женил», режиссёр Александр Митта, 1976 год
  • Мелодия из этого фильма, сопровождающая сцену на верфи, наверняка осталась бы незамеченной, если бы Шнитке не включил её несколько позже в свой знаменитый Кончерто гроссо (№1), который имел оглушительный успех и сделал имя композитора очень популярным и у нас и на Западе.
  • К сожалению, этот фрагмент есть только в таком (электронном звучании).

2. «Агония», режиссёр Элем Климов, 1974 год.

Этот фильм был снят в 1974 году, но показан на советских экранах лишь спустя 11 лет — в 1985. За это время, чтобы музыка не пропадала даром, Шнитке использовал тему Танго из него в упомянутом выше Первом Кончерто гроссо (а позже ещё и в опере «Жизнь с идиотом»).

Так что к моменту выхода фильма эта знойная мелодия была уже многим хорошо знакома. На этом основании многие думают, что Шнитке взял эту тему из Кончерто гроссо и использовал её в фильме. Но дело обстояло ровно наоборот.

Кстати, Шнитке утверждал, что мелодию этого танго он слышал в детстве в исполнении своей бабушки.

Этот тот случай, когда именно музыка делает фильм. Без этой мелодии «Сказка странствий» потеряла бы свою неповторимую атмосферу.

На фоне этой музыки Марта (Татьяна Аксюта) голосом Марины Неёловой признаётся Орландо (Андрею Миронову) в любви.

4. «Горячий снег», режиссёр Гавриил Егиазаров, 1972 год

«Горячий снег» был создан на основе одноимённого романа о войне Юрия Бондарева.

Гармонь и гитара выводят простую мелодию фронтового вальса. Она завораживает своей щемящей душу печалью.

Самое главное о композиторе Альфреде Шнитке — здесь.

Творчество

Великий музыкант оставил потомкам после себя огромное наследие – 20 концертов, 9 симфоний, балеты и оперы, вокальные и камерные произведения, музыкальную аранжировку к спектаклям и кинолентам.

Большая часть творческих тем гениального композитора посвящены внутреннему миру человека – поиску себя, смысла жизни, эмоциям, переживаниям. Создатель полагал, что ирония и трагизм в жизни неразделимы, что тонко отражалось в его произведениях. Формирование уникального музыкального стиля Шнитке приходится на 60-е годы.

Алеаторика

Композитор в числе первых применил метод алеаторики в СССР, благодаря чему интерпретаторы получили широкие возможности для разнообразных импровизаций. 1-ая симфония, написанная в 1974 году, была создана с использованием алеаторики. Сочинение посвящалось дирижеру Геннадию Рождественскому, исполнившему его первым.

Вопреки тому, что симфония прошла все согласования, главные филармонии союза – московская, ленинградская, представить публике настолько радикальную музыку не осмелились. Дебютное исполнение произведения прошло в Нижнем Новгороде.

На всесоюзном конкурсе балета в 1972 году была представлена премьера «Лабиринтов» – первого балета Шнитке, идея постановки которого, а также хореография и либретто принадлежали театральному режиссеру Владимиру Васильеву.

Полистилистика

В 70-х Альфред Гарриевич вводит в музыкальную терминологию понятие «полистилистика». Следуя воссозданному принципу, композитор начал активно применять его, используя несочетаемые направления в своем творчестве – Вагнера и Глинку, Баха и нововенскую школу.

В интервью музыкант рассказывает, что написанный в 1972-ом Фортепианный квинтет, посвященный утрате матери, в 1975 году достигает размеров полноценного «Реквиема». Через пару лет Альфред Гарриевич начинает цикл Concerto Grosso.

Новые произведения выделяются идеей не противостояния солиста оркестру. Написанную в полистилистике партитуру к Concerto Grosso №1, создатель впоследствии неоднократно использовал для написания композиций к кинофильмам.

Творчество А. Шнитке поражало своей оригинальностью и мастерством сочетать разные направления

Цикл симфоний и концертов

70-80-е годы стали для Шнитке периодом погружения к музыкальным истокам, духовной и народной песне. Результатом становится создание «Der Sonnengesang des Franz von Assisi» на бесподобные тексты Франциска Ассизского и «Миннезанг» для 52-х хористов, базирующийся на поэзии германских рыцарей средневековья.

Рождение Второй симфонии повлекли неизгладимые впечатления, связанные с визитом Шнитке в монастырь Сан-Флориан в Австрии, где покоятся останки А. Брукнера. Тронутый красотой католической «невидимой мессы», композитор положил ее в основу характера и формы новой симфонии, звучащей на фоне хора.

Третья симфония была реализацией его взгляда на немецкую музыку, тогда как Четвертая стала ярким олицетворением великого замысла, соединившего различные религии. Альфред Гарриевич грандиозно показал вечный принцип «Единого Бога», сочетав в произведении манеру православного, протестантского, католического и синагогального пения.

В 1983-м рождается кантата по произведению бессмертного Гете «История доктора Иоганна Фауста». Идея создания музыки не давала покоя композитору на протяжении нескольких лет.

Он решил отказаться от написания оперы, так как полагал, что музыка будет противоречить первоисточнику. Фундаментом для создания кантаты стали заключающие главы «Народной книги», написанной И. Шписом. Опера на творение Гете была готова лишь спустя 11 лет, и кантата вошла в ее 3-й акт.

А. Шнитке не расставался с партитурой, и все свое время посвящал любимой работе

Концерт № 1 для виолончели с оркестром, созданный в 1986 году, был первой работой композитора после инсульта. Изначально планировалась иное завершение Концерта, но Альфред Гарриевич дополнил финальную композицию и использовал микрофон для усиления звучания виолончели.

Созданный в 1987 году Concerto grosso №4 и 5-ю Симфонию композитор объединил в одно произведение, соединив под призмой его оригинального восприятия на сочинения Г. Малера два судьбоносных для себя жанра.

В 80-е были написаны несколько выдающихся произведений для хора:

  • Три хора по православным молитвам (1984).
  • Концерт на стихи Г. Нарекаци для смешанного хора (1985).
  • «Стихи покаянные» (1987).

В 90-е годы А. Шнитке создал:

  • Concerti Grossi №5 и №6,
  • 2 фортепианные сонаты,
  • 4 симфонии, в том числе и 9-ю,
  • оперы «Жизнь с идиотом» и «Джезуальдо».

Примечания

  1. Урбах, Татьяна Самуиловна. . официальный вебсайт МГИМ им. А.Г. Шнитке.
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 августа 2016.
  3. Валентина Холопова «Композитор Альфред Шнитке» (Глава «Семья. Юность. Музыкальное училище»). Научный редактор — кандидат искусствоведения, профессор УГК Л. А. Серебрякова. М.: Аркаим, 2003.
  4. ↑ Холопова В. Н. Композитор Альфред Шнитке: монография / В. Н. Холопова. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань : Планета музыки, 2020. — 328 с.: ил. ISBN 978-5-8114-4674-2. ISBN 978-5-4495-0303-9.
  5. // Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 672 с. — 150 000 экз. — ISBN 5-85270-033-9.
  6. ↑ // Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 672 с. — 150 000 экз. — ISBN 5-85270-033-9.
  7. Чигарева Е. И. Шнитке // Московская консерватория от истоков до наших дней, 1866—2006. М., 2007, с.617.
  8.  (нем.). Wissenschaftskolleg zu Berlin. Дата обращения: 14 ноября 2014.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: