Андрей вознесенский

Литература

Уже через год после выпуска из института в биографии Андрея Вознесенского наступила значимая пора – творческий взлет. Публика впервые познакомилась с его стихами и приняла их на ура. Путь в литературу открыл ему Дмитрий Стариков, приведший молодого Вознесенского к редакторам «Литературной газеты», где вскоре вышла поэма «Мастера».

На поэта оказали влияние Пастернак, Маяковский, футурист Кирсанов.

Сборник вышел у поэта в 1960-м. Назывался «Мозаика»

Первое же издание привлекло нежелательное внимание властей, а редактора уволили. Второй – «Параболу» — тоже грозились уничтожить

Однако это не помешало ему стать членом Союза писателей в том же году.

Вознесенский становится «модным» поэтом вместе с Евтушенко и Ахмадулиной. Против него ополчились некоторые деятели в литературных кругах, а потом и Никита Хрущев. Андрей поддерживал Пастернака, за что подвергся критике и попал в немилость у лидера партии. Он собирался выслать его из страны.

Андрей Андреевич в поездках по Америке и Европе познакомился с Мэрилин Монро (ей он посвятит стихи), Алленом Гинзбергом, Артуром Миллером.

Вознесенский побывал:

  • в Польше,
  • в США,
  • в Италии,
  • во Франции,
  • в Великобритании,
  • в ФРГ,
  • в Канаде,
  • в Мексике и др. странах.

Он буквально обрел всемирную известность и значился в претендентах на Нобелевскую премию. В Нью-Йорке вышел его сборник «Антимиры» в 1966 году. В 70-е он издавался в США повсеместно. Печатали его и в СССР после нескольких лет запретов. В 1978 на родине получил Государственную премию.

Поэта продолжали критиковать профессионалы, но души не чаяли в народе. Он упорно трудился и выпускал новые произведения. Вознесенский – автор восьми поэм, одного прозаического детища «Прорабы духа» (1984), более сотни стихотворений.

Активно участвовал и в деятельности театра. Он сочинил либретто для известнейшей рок-оперы «Юнона и авось».

Анастасия Вознесенская

Анастасия Валентиновна Вознесенская. Родилась 27 июля 1943 года в Москве. Советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка РФ (1997).

Анастасия Вознесенская родилась 27 июля 1943 года в Москве.

В 1965 году закончила Школу-студию МХАТ, курс В.П. Маркова.

В 1965 году, по окончании Школы-студии, Вознесенская была принята в труппу театра «Современник», среди сыгранных ролей – Мария Шамраева в чеховской «Чайке».

С 1977 года служит во МХАТе. С 80-х годов Вознесенская – ведущая актриса МХАТа имени Чехова, исполнительница остросатирических и бытовых ролей. В ее активе такие театральные работы как: Галина («Утиная охота»), Аглая («Серебряная свадьба»), Бабакина («Иванов»), маркиза Кондотти («Молочный фургон не останавливается больше здесь»), Она («Бред на два голоса»).

В кино начала сниматься с 1966 года. Первую известность принесла ей роль разведчицы Ани в картине «Майор Вихрь» (1967).

Далее снялась в фильмах: «Адам и Хева» (Айшат), «Пароль не нужен» (Сашенька), «Вы мне писали» (Нина), «Садись рядом, Мишка!» (мама Генки).

Особенно запомнилась зрителям по комедии Эльдара Рязанова «Гараж», где она отлично сыграла директора рынка Кушакову.

Анастасия Вознесенская в фильме “Первая любовь”

Анастасия Вознесенская в фильме “Гараж”

Пик популярности Вознесенской пришелся на 70-е годы. В конце 1980-х из-за малой востребованности в кино и театре Вознесенская пристрастилась к спиртному.

После 1995-го актриса вообще прекратила сниматься, а в ее театральном репертуаре осталась только роль эксцентричной экс-балерины Песочинской в спектакле «Ретро» в постановке мужа Андрея Мягкова. Поддержка последнего помогла Анастасии Вознесенской совладать с пагубной привычкой.

Актриса страдает от сахарного диабета. Летом 2018 года перенесла инсульт и была парализована.

Андрей Мягков и Анастасия Вознесенская – история жизни и любви

Рост Анастасии Вознесенской: 167 сантиметров.

Личная жизнь Анастасии Вознесенской:

Во время учебы в театральном вузе познакомилась с Андреем Мягковым, который учился там же и был на пять лет старше ее.

В 1963 году они поженились и с тех пор не разлучались.

Вместе были приняты в труппу театра “Современник”, также вместе в 1977 году перешли во МХАТ. Часто снимались вместе в кино.

Анастасия Вознесенская и Андрей Мягков

Фильмография Анастасии Вознесенской:

1966 – Путешествие 1967 – Пароль не нужен 1967 – Майор Вихрь – Аня 1968 – Любить… 1969 – Адам и Хева – Айшат 1976 – Вы мне писали… 1977 – Садись рядом, Мишка 1979 – Утренний обход – Клара 1979 – Гараж – Анна Алексеевна Кушакова, директор рынка 1979 – Примите телеграмму в долг – мать Линёва 1979 – Старые долги – Оля 1980 – Фантазия на тему любви – Галина Андреевна, тренер 1982 – Вокзал для двоих – Юля, дежурная в «Интуристе» 1983 – Оглянись – мать 1986 – От зарплаты до зарплаты 1987 – Кувырок через голову – мама 1987 – Ваш специальный корреспондент 1989 – Авария – дочь мента – мама Валерии 1991 – Виновата ли я 1993 – Завещание Сталина 1993 – Чехов и К° 1995 – Крестоносец – (эпизод)

Творчество

По полученной специальности Вознесенскому работать не довелось, его жизнь уже полностью принадлежала искусству. С того времени и навсегда Андрей стал человеком двух профессий. Однако многие критики впоследствии отмечали, что именно архитектурное высшее образование повлияло на творчество Вознесенского. Его называли изобретателем в поэзии, а в стихах всегда можно было уловить игру, конструкции, архитектурное мышление. Вряд ли найдутся любители поэзии, которые не знают его знаменитых «сортиров рококо» и «коровников в амурах».

В 1958 году были опубликованы его первые стихи, которые отличались своеобразным стилем. Лирика Вознесенского была экстравагантной, звуковые эффекты и ритмическая система в них усложнялись. Яркие стихи молодого поэта, которые печатали в периодических изданиях, не остались незамеченными.

А уже в 1959 году, после того как напечатали его поэму «Мастера», имя поэта Андрея Вознесенского стало всенародно известным. Признание миллионов читателей было получено. Вознесенский стал ярким представителем нового поколения поэтов. Началась эра «шестидесятников», которые творили и мыслили свободно.

В Москве на Новой площади в Политехническом музее стали организовываться литературные вечера. Там читали свои стихи Вознесенский, Окуджава, Рождественский, Евтушенко, Ахмадуллина. Залы набивались полные. Они не могли вмещать всех желающих слушать поэзию нового поколения. Поэты стали выступать на стадионах, где собирались многотысячные аудитории.

1960 год ознаменовался выходом сразу двух поэтических сборников Вознесенского «Мозаика» и «Парабола». В культурной жизни СССР это стало очень ярким событием. В советскую официальную литературу его стихи не вписывались, критики только и делали, что разносили поэзию Вознесенского в пух и прах.

В 1963 году разразился его знаменитый скандал с Н. С. Хрущёвым. В Кремле проходила творческая встреча, и Вознесенский должен был выступать. Свою речь он начал с заявления, что не является члeном Коммунистический партии, как и его любимый поэт Владимир Маяковский. На что Хрущёв предложил Андрею Вознесенскому убираться вон, и если необходимо, то даст указания для подписания ему заграничного паспорта.

Возможно, в другое время и для другого поэта, это был бы крах всего творческого пути. Но не для Вознесенского, народу нужны были его стихи. Книги поэта расходились огромными тиражами.

Также сильно его творчество любили за границей. Он очень много и часто ездил с выступлениями в Польшу, Болгарию, США, Австрию, Италию, Великобританию, Канаду, Францию. Среди поклонников поэзии Вознесенского Роберт Кеннеди, Пабло Пикассо, Аллен Гинзберг, Мартин Хайдеггер, Артур Миллер, Жан-Поль Сартр, Мэрилин Монро, Пьер Карден, Жаклин Кеннеди, Марк Шагал, Рональд Рейган.

Около двух десятков поэтических сборников вышло из-под пера Вознесенского. В 1993 году фурор произвёл его безразмерный молитвенный сонет «Россия воскресе», который был напечатан в журнале «Дружба народов».

Самым известным его произведением, которое было поставлено на театральных подмостках, стала любимая во всём мире рок-опера «Юнона и Авось». Эта постановка – визитная карточка труппы московского театра «Ленком». В мировой известности этой оперы немалая заслуга Вознесенского. И не только в том, что они вместе с композитором Алексеем Рыбниковым написали потрясающие стихи и музыку. Вознесенский хорошо дружил со знаменитым модельером Пьером Карденом, который помог организовать постановки «Юноны и Авось» в Париже, Нью-Йорке и других крупнейших городах мира.

В театре на Таганке в виде песен и стихов ставили его поэтический цикл «Антимиры», музыку к которым писали Борис Хмельницкий, Владимир Высоцкий. Это было что-то типа творческого вечера Вознесенского, где в первом отделении его стихи читали актёры театра, а во втором он сам.

  Алексей череватенко биография личная жизнь

На стихи Вознесенского написано очень много популярных эстрадных песен, которые исполняли именитые советские певцы. Самые известные из них:

  • «Песня на «бис», «Миллион алых роз» (Алла Пугачёва);
  • «Вальс при свечах» (Сергeй Никитин);
  • «Верни мне музыку», «Особый друг», «Начни сначала» (София Ротару);
  • «Затмение сердца» (Валерий Леонтьев);
  • «Ода сплетникам» (Владимир Высоцкий);
  • «Не возвращайтесь к былым возлюбленным» (Галина Беседина и Сергeй Тараненко);
  • «Плачет дeвoчка в автомате» (Евгений Осин).

В культуре

  • Андрей Вознесенский является одним из героев документального фильма Владислава Виноградова «Мои современники» (1984).
  • В фильме «Москва слезам не верит» Андрей Вознесенский играет самого себя. У памятника Маяковскому он читает стихотворение «Параболическая баллада» (Жил огненно-рыжий художник Гоген).
  • Поэт неоднократно упоминается как герой реальных и нереальных историй в произведениях В. Аксёнова, С. Довлатова.
  • На стихи Вознесенского написано много популярных песен (в основном на его уже опубликованные стихотворения). Он также удачно выступал в качестве поэта-песенника, написал посвящённое Софии Ротару стихотворение «Голос».
  • Песня Оскара Фельцмана в исполнении Евгения Осина «Плачет девочка в автомате», ставшая популярной в начале 1990-х, известна с конца 1960-х как один из номеров дворовой музыкальной городской культуры. Эту песню в разное время исполняли Нина Дорда и ВИА «Весёлые ребята». На самом деле это песня на стихотворение А. А. Вознесенского «Первый лёд». В песне местами изменены слова.
  • Андрей Вознесенский упоминается (и, по свидетельству очевидцев, относился к этому с юмором) в песне рок-группы «Адо» «Веди себя хорошо» (1996):
  • Андрей Вознесенский участвовал в принятии положительного решения о выпуске на всесоюзной первого диска группы «Аквариум» в 1987 году (диск-гигант, составленный из песен с магнитофонных альбомов «День Серебра» и «Дети Декабря»). Известная статья А. А. Вознесенского о Б. Гребенщикове была помещена на конверте этой пластинки. Лидера группы Бориса Гребенщикова, склонного в поэтическом творчестве к сложной метафоре, Вознесенский назвал своим преемником в поэзии.
  • Поэт является автором текста песни «Миллион алых роз», ставшей в исполнении Аллы Пугачёвой едва ли не самой популярной песней всего Советского Союза в 1980-х годах.

Студент архитектурного института

Нередко случается так, что в раннем детстве человеку задается вектор, который указывает ему направление по жизни. Андрей Андреевич Вознесенский рожден в столице Советского Союза, 12 мая 1933 года. Ребенок рос и воспитывался в семье инженера, который занимался строительством гидротехнических сооружений. Мать родом из-под Владимира. На ее родине, в деревне с колоритным названием Киржач, мальчик бывал каждое лето. Когда началась война, Андрея вместе с матерью эвакуировали в город Курган. Будучи уже известным и признанным поэтом, Вознесенский указывал эти факты в своей биографии.    

После Победы, вернувшись в Москву, подросток, помимо учебы в школе, не оставлял своих увлечений поэзией и рисованием. В столице «бурлила» литературная жизнь. Андрей с интересом следил за новыми публикациями в прессе и, естественно, записывал собственные строки в обычную тетрадь. Простую ученическую тетрадь со своими стихами он решился отослать Борису Пастернаку на рецензию. Борису Леонидовичу приглянулись пробы молодого человека, и между ними завязалась дружба. Знаменитый поэт хорошо знал, как живет писательская тусовка, и отговорил молодого человека от поступления в Литинститут.  

Окончив школу, Вознесенский, прислушавшись к совету старшего товарища по цеху, решил получить серьезное образование и поступил в Архитектурный институт. Карьера зодчего его не привлекала, но обучение в техническом вузе расширяет кругозор, структурирует интеллект и развивает память. Андрей успешно совмещает обучение с творчеством. Забытые ныне поэтические вечера в Политехническом музее отнимают много сил и одновременно мотивируют на более продуктивную работу. В 1958 году, через год после окончания института, появляются первые публикации поэта на страницах газет и журналов.

Награды

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (5 мая 2008) — за выдающиеся заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность .
  • В 1978 году в Нью-Йорке Вознесенскому А. А. присуждена премия Международного форума поэтов за выдающиеся достижения в поэзии.
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (15 января 2004) — за большой вклад в развитие отечественной литературы .
  • Орден Трудового Красного Знамени (1983).
  • Премия Правительства Российской Федерации 2010 года в области культуры (17 декабря 2010) (посмертно) — за книгу «Тьмать» .
  • Государственная премия СССР (1978) — за книгу стихов «Витражных дел мастер» (1976) .
  • А. А. Вознесенский являлся почётным членом десяти академий мира, в том числе Российской академии образования (1993), Американской академии литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и других.
  • Почётный доктор СПбГУП с 1998 года.
  • Золотой Почётный знак «Общественное признание» (2003).
  • Международная отметина имени отца русского футуризма Давида Бурлюка.

Верная жена и подруга поэта – Зоя Богуславская

Мало кто верил, что их бpaк выдержит испытание временем. Но они доказали, что любовь способна пережить многое. Их знакомство произошло в Дубне. После встречи с Зоей личная жизнь Андрея Вознесенского круто поменялась. Он бегал за дeвyшкой, не давал ей прохода. Даже разница в возрасте (Зоя была старше на 9 лет) не пугала настойчивого ухажёра.

С Зоей Богуславской

На тот момент Богуславская была замужем и воспитывала 8-летнего сына. Хоть семейная жизнь давно дала трещину, Зоя не решалась уйти от супруга с ребёнком на руках. Но знакомство с Вознесенским стало поворотным в её биографии. Андрей долго добивался внимания умной и красивой дeвyшки. И её сердце всё же растаяло. Между ними завязался роман, влюблённые вскоре поехали вместе отдыхать в Ялту. Там Богуславская под диктовку нового ухажёра написала заявление о разводе. Супруг пытался вразумить Зою, утверждал, что её роман с Вознесенским продлится не больше года. Но он не угадал.

  Олег стриженов биография личная жизнь дети фото

Вознесенский и Богуславская прожили вместе больше 45 лет

Богуславская ушла от обеспеченного мужа Бориса Кагана, променяв его на талантливого, перспективного, но бедного поэта. Новоиспечённая семья вынуждена была скитаться по съёмным квартирам, бороться с безденежьем. Первое время основным источником дохода была зарплата Зои. В самые сложные моменты жена Вознесенского думала, что её бывший муж был прав. Но жизнь супругов вскоре наладилась.

Дети Андрея Вознесенского

Ни первая, ни вторая супруги не подарили легендарному поэту наследников. Андрей Андреевич воспитывал сына Богуславской от первого брака. Никто и не догадывался, что у поэта есть внебрачная дочь. О том, что дети Андрея Вознесенского – это не выдумка, а реальность, общественность узнала лишь через несколько лет после его смерти.

С дочкой Ариной и младшим внуком Франческо-Андреем

Оказалось, что у легендарного поэта-шестидесятника есть родная дочь – Арина Андреевна Вознесенская. Девушка в течение долгих лет проживает со своей матерью Анной Вронской в США. Арина растит двух замечательных сыновей – внуков Андрея Андреевича.

Арина Вознесенская с мамой Анной и двумя сыновьями

С Анной Вронской Вознесенский познакомился во время одного из своих интервью. Девушка на тот момент была студенткой ВГИКа и, видимо, не смогла устоять перед чарами опытного ловеласа. О рождении малышки Арины знали только самые близкие люди поэта. Когда девочка была еще маленькой, Вознесенский посвятил ей трогательные строки:

По словам Арины, отец часто навещал её с матерью в Америке. Девушка с детства знала, кто её родной папа и не чувствовала себя обделённой. Когда Андрей Андреевич серьёзно заболел, его жена позвонила Арине, чтобы та успела навестить отца.

Анна Вронская и Арина Вознесенская

Девушка прилетела в Россию с маленьким сыном на руках. Так Вознесенский впервые увидел своего внука Франческо-Андрея. Женщина рассказывает, что оба её сына знают, каким талантливым и выдающимся был их родной дедушка.

Арина Андреевна поддерживает хорошие отношения с Зоей Богуславской. Когда дочь поэта прилетает в Москву, они обязательно встречаются, чтобы поговорить, поделиться новостями, вспомнить что-то хорошее.

Могила Андрея Вознесенского на Новодевичьем кладбище

Естественно, женщины вспоминают об Андрее Андреевиче, которого не стало 1 июня 2010 года. Легендарный поэт покинул этот мир в возрасте 77 лет. Его могила находится на Новодевичьем кладбище.

Библиография

Собрания сочинений
  • Собрание сочинений в 3 томах. — М.: Художественная литература, 1983—1984, 75 000 экз.
  • Собрание сочинений в 7 томах (8 книгах). — М.: Вагриус, 2000—2009
Сборники

2003. А. Вознесенский (крайний слева) на открытии выставки в РНБ. Правее: Д. Гранин, Б. Парыгин, Т. Голубева, Н. Никандров, Б. Никольский, О. Кулиш, Э. Рязанов, М. Шмаков

  • Мозаика: Стихи и поэмы. — Владимир: Владимирское книжное издательство, 1960. — 72 с. (1 л. с портр.)
  • Парабола: Стихи. — М.: Советский писатель, 1960. — 90 с.
  • “40 лирических отступлений из поэмы «Треугольная груша». — М.: Советский писатель, 1962.
  • Антимиры: Стихи. — М.: Молодая гвардия, 1964.
  • Мой любовный дневник. — London: Flegon Press, 1966. (без ведома автора)
  • Ахиллесово сердце: Стихи. / Худож. В. Медведев // Послесл. Л. Скорино. — М.: Художественная литература, 1966. — 280 с. — 100 000 экз.
  • Стихи. — М.: Художественная литература, 1967. — 64 с. (Россия — Родина моя: Библиотечка русской советской поэзии в пятидесяти книжках)
  • Тень звука: Стихи. / Худож. Вл. Медведев // Вступ. статья В. Катаева. — М.: Молодая гвардия, 1970. — 264 с. (Тираж 90 000, 10 000 экз.)
  • Взгляд: Стихи и поэмы. / Худож. Вл. Медведев. — М.: Советский писатель, 1972. — 208 с. — 100 000 экз.
  • Выпусти птицу!: Стихи и поэмы. — М.: Современник, 1974. — 248 с. (Портр.)
  • Дубовый лист виолончельный: Избранные стихотворения и поэмы. — М.: Художественная литература, 1975. — 604 с., ил. — 100 000 экз.
  • Витражных дел мастер: Стихи. / Худож. В. Медведев. — М.: Молодая гвардия, 1976. — 336 с. 1 л. с портр. — 130 000 экз. (Государственная премия СССР, )
  • Витражных дел мастер: Стихи. — М.: Советский писатель, 1980. — 304 с. (В пер.) — 150 000 экз. (Библиотека произведений, удостоенных Государственной премии СССР)
  • Соблазн: Стихи и поэма — М.: Советский писатель, 1978. — 208 с.
  • «Избранная лирика». — М.: Детская литература, . — 160 с., 100 000 экз.
  • «Безотчётное». — М.: Советский писатель, 1981
  • «Иверский свет». — Тбилиси: Мерани, 1984
  • «Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения». — М.: Советский писатель, 1984. — 496 с., 200 000 экз.
  • «Ров. Стихи и проза». — М.: Советский писатель; 1987, 1989 (II издание)
  • «10, 9, 8, 7…». — М.: Правда, 1987. — 48 с. (серия «Библиотека „Огонёк“», № 46)
  • «Аксиома самоиска». — М.: ИКПА, 1990. — 562 с., 200 000 экз.
  • «Россія, Poesia». — М.: Правда, 1991. — 45 с. (серия «Библиотека „Огонёк“», № 30)
  • «Стихотворения и поэмы». — М.: Молодая гвардия, 1991. — 176 с.
  • «Видеомы. Стихи, визуальные объекты, проза». — М.: РИК Культура, 1992. — 392 с.
  • «Гадание по книге». — М.: Аргументы и факты, 1994
  • «Не отрекусь». — Минск: БелАДИ, 1996. — 319 с.
  • «Casino „Россия“» (1997)
  • «На виртуальном ветру». — М.: Вагриус, 1998, 2006
  • «Страдивари сострадания». — М.: Эксмо-пресс, 1999
  • «Стихи. Поэмы. Переводы. Эссе». — Екатеринбург: У-Фактория, 1999
  • «Жуткий Crisis Супер стар. Новые стихи и поэмы, 1998—1999». — М.: Терра, 1999. — 221 с.
  • «Стихотворения. Поэмы. Проза» (2000)
  • «Девочка с пирсингом».— М.: Терра, 2000
  • «Лирика» (2000)
  • «Моя Россия» (2001)
  • Стихотворения и поэмы. — М.: Профиздат, 2001
  • «Лирика» (2003)
  • «Избранное» (2003)
  • «Возвратитесь в цветы!» (2004)
  • «Избранное» (2006)
  • «Стихотворения» (2006)
  • СтиXXI. — М.: Время, 2006. — 248 с.: ил. — (Поэтическая библиотека) ISBN 5-9691-0141-9
  • Стихотворения — М.: Эксмо, 2007. — 478 с.: С портр. — (Всемирная библиотека поэзии) ISBN 978-5-699-15493-7 (В пер.)
  • Тьмать. — М.: Время, 2008. — 608 с.; цв. ил. (В пер.) — ISBN 978-5-9691-0218-7
  • Ямбы и блямбы: книга стихов. — М.: Время, 2010. — 176 c.: с ил. — (Поэтическая библиотека) ISBN 978-5-9691-0539-3
  • «Стихотворения и поэмы». В 2 т. Вступительная статья, составление, подготовка текста и примечания Г. И. Трубникова — СПб., Издательство Пушкинского Дома: Вита Нова, 2015. — (серия «Новая Библиотека поэта») ISBN 978-5-87781-038-9
Это первое академическое издание произведений поэта.
Поэмы

«Мастера» (1959)

Основа поэмы — пересказ легенды о мастерах, построивших храм Василия Блаженного, и об ослеплении их царём Иваном Грозным.

«Лонжюмо» (1963)

Посвящена Ленину и слушателям его марксистской школы в Лонжюмо.

«Оза» (1964)

«Авось» (1972)

Рок-опера «Юнона и Авось» по поэме была поставлена в 1981 году. Прообразом поэмы стала история жизни русского государственного деятеля Николая Петровича Резанова.

Вечное мясо (1977)

Фантастическая история мамонтёнка, найденного в вечной мерзлоте.

Андрей Полисадов (1979)

История прадеда Вознесенского, муромского архимандрита, имевшего грузинское происхождение.

«Ров» (1986)

Посвящена истории мародёров, вырывавших драгоценности из захоронений мирных жителей, расстрелянных под Симферополем во время Великой Отечественной войны.

«Россия воскресе» (1993)

Проза
  • Мемуарная проза, публицистика
  • Книга «Прорабы духа» (1984)

Ломка стереотипов

Общаясь с Борисом Пастернаком, молодой поэт уяснил одну важную для него мысль – не надо подражать даже самым уважаемым и любимым кумирам. Чтобы добиться признания читателей, необходимо создавать собственный стиль. В 1960 году вышел первый сборник стихов Андрея Вознесенского под названием «Мозаика». И читатели, и критики резко разделились на два лагеря. Одни восторгались новизной и свежестью взглядов поэта. Другие демонстрировали полное неприятие. Интересно отметить, что во многих произведениях поэта ощущается его принадлежность, его причастность к науке и технике. К прогрессу.

Надо сказать и о серьезном конфликте поэта с представителями правящей партии. В тот период Вознесенскому угрожала реальная расправа. Но конфликт не получил продолжения, поскольку в ЦК КПСС произошли кардинальные перемены. Андрей Андреевич с большим желанием сотрудничает с композиторами и театральными авторитетами. Эта работа приносит не только удовольствие, но и популярность. В культовом театре «Ленком» поставили рок-оперу «Юнона и Авось». Либретто написано по стихам поэта.

Личная жизнь не отвлекает Вознесенского и не сбивает его с выбранного курса. После краткого проживания с поэтессой Бэлой Ахмадулиной, он встречает свою подлинную музу. Это Зоя Богуславская. Она пишет пьесы, рассказы, повести. Выступает как литературный критик. Более сорока пяти лет муж и жена прожили под одной крышей. Любовь, разлуки, встречи – все это было. Поэт скончался после тяжелой болезни в 2010 году.

Биография

Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве в семье научного работника. В 1957 г. окончил Московский архитектурный институт. Первые стихи опубликовал в 1958 году. В 1960 г. вышли два сборника его стихов и поэм: «Парабола» и «Мозаика».

Далее последовали «Антимиры» (1964), «Соблазн» (1979), «Безотчётное» (1981), «Россия, Poesia» (1991), «На виртуальном ветру» (1998), «Стихотворения; Поэмы; Проза» (2000) и др.

Излюбленным поэтическим средством А. Вознесенского является гиперболическая метафора, а основными жанрами – лирический монолог, баллада и драматическая поэма. Андрей Вознесенский обращается, в основном, к интеллектуалам, «физикам и лирикам», людям творческого труда и первостепенное значение придаёт не социальной и нравственно-психологической проблематике, а художественным средствам и формам её постижения и воплощения.

Композиция поэтических книг и отдельных произведений А. Вознесенского строится чаще всего на принципах архитектоники, причём, создавая новые циклы и книги, поэт постоянно в особые разделы выделяет избранное из прежних произведений.

Являясь певцом стремительного движения и научно-технического прогресса, А. Вознесенский одним из первых ощутил острую потребность в «тишине» (сб. «Ахиллесово сердце»). Он писал:

Тишины хочу, тишины…
Нервы, что ли обожжены?
Тишины…

Тишина необходима поэту для общения с природой, для любви, для внутренней сосредоточенности и размышлений о жизни, для обретения чувства гармонии. С такой тишиной связана поэма о любви «Оза». Тема женственности вообще широко представлена в поэзии А. Вознесенского: , , и т.д. Без любви к женщине и острого чувства природы «рушится человек», а «все прогрессы – реакционны».

Великая Отечественная война – одна из важных тем в поэзии Андрея Вознесенского. Это , , «Ров», «Доктор Осень» и др.

Тема распада проходит через всё творчество поэта, но со временем смысл её существования изменяется: если в 1960-е годы А. Вознесенский говорил о распаде старых, отживших свой век формах жизни и искусства, то в 1980-е и 1990-е годы. речь идет о распаде бытийных, жизнестроительных, духовно-нравственных ценностей («Рапсодия распада»).

Противоядием против бездуховности и варварства А. Вознесенский считает поэзию и искусство, подвижническую деятельность русских интеллигентов и возрождение христианских ценностей.

Творчество А. Вознесенского по своему духу и художественной структуре глубоко зрелищно, театрально и сценично. На основе его произведений Ю. Любимов поставил в Театре на Таганке спектакль «Антимиры», А. Рыбников написал рок-оперу «Юнона и Авось», а М. Захаров поставил её в Театре им. Ленинского комсомола.

А. Вознесенский много экспериментирует в области художественной формы: создает «видеомы», в которых стихи совмещаются с рисунками, фотографиями, шрифтовыми композициями.

ВОЗНЕСЕНСКИЙ, Андрей Андреевич – русский советский поэт. Родился в семье научного работника. В 1957 окончил Московский архитектурный институт. Первые стихи опубликовал в 1958. Поэзия Вознесенского темпераментна, насыщена словесными и звуковыми ассоциациями, порой чрезвычайно усложнёнными, что давало критике повод упрекать поэта в склонности к формализму. В небольшой поэме «Мастера» (1959) – лучшем произведении первых сборников, созданном на основе легенды об ослеплении строителей храма Василия Блаженного, Вознесенский в форме сложных лирических ассоциаций утверждает мысль о несовместимости искусства с деспотическим произволом.

Соч.: Парабола. Стихи, М., 1960; Мозаика. Стихи и поэмы, , 1960.

Лит.: Рассадин С., Кто ты? «Лит. газ.», 1960, 8 окт.; Меньшутин А. и Синявский А., За поэтическую активность (Заметки о поэзии молодых), «Новый мир», 1961, № 1; Коржавин Н., В защиту банальных истин (О поэтической форме), там же, № 3.

И. Роднянская

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. – Т. 1. – М.: Советская энциклопедия, 1962

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: