Бертран рассел — биография

Пацифист

Бертран Рассел в 1920 году

Когда началась Первая мировая война, Рассел немедленно вступил в организацию «Противодействие призыву на военную службу». Государство тут же ответило ему, и руководство Тринити-колледжа, где он уже был преподавателем, вынуждено было уволить его. Хотя… не вынуждено, а мечтало, и давно, найти для этого повод. Человек с таким характером и настолько независимый (очень хорошо иногда быть лордом) крайне неудобен для любого начальства. Он продолжает бороться за право отказываться от призыва по религиозным и политическим мотивам и пишет в «Таймс» статью, основная мысль которой звучит неделикатно: «политическая свобода в Великобритании обернулась фарсом». Его оштрафовали на сто фунтов стерлингов, конфисковали библиотеку (не дедовскую – его собственную), и кончается это в 1918 году Брикстонской тюрьмой на 6 месяцев.

Однажды я был на собрании пацифистов. На участников набросилась толпа из ветеранов колониальных войск и пьяных мегер, которые пришли с палками, утыканными ржавыми гвоздями, и били ими пацифистов по головам. Полиция ничего не предпринимала. Вот-вот должно было дойти и до меня. Я не представлял, что буду делать. Кто-то подошел к полицейским: «Остановите их! Этот человек – выдающийся писатель». «Да ну?» – отвечали полицейские. «Он всемирно известный философ!» «Да ну?» – «Его брат – первый граф Рассел!» Вот тут они немедленно побежали меня выручать. А в тюрьму меня отправили позже. Обвиняли меня в том, что моя статья была призвана расстроить отношения с Соединёнными Штатами и могла к этому привести. Я писал там, что американских солдат часто использовали в качестве штрейкбрехеров. Вину я не признал и сказал в суде, что это вздор, неужели они и впрямь думают, что США отвернутся от Великобритании из-за газетёнки, которую и так никто не читает. Но я получил шесть месяцев тюрьмы.

Рассел (в центре) вместе со своей женой Эдит возглавляет антиядерный марш в Лондоне, 18 февраля 1961 г.

Не злорадствуйте вы, с кирпичом! Да спрячьте вы уже эту веревку, кого вы тут вешать собрались? А вот вы приободритесь, молодой человек в очках! Вспомните суд над Берти – только Вустером, когда он украл шлем полицейского. Тут все, конечно, посерьезнее, но тюрьма «по полной» длилась недолго – после апелляции режим стал куда как мягче. Брат его все ж таки и правда — первый граф Рассел. Прислушались. Тем более, что если министр внутренних дел вел себя несговорчиво, Фрэнк Рассел напоминал ему, как тот прислуживал ему в колледже.

Атеист

Несмотря на строгость воспитания, которое пыталась дать ему в детстве бабушка, Рассел вырос убежденным и абсолютным атеистом. Ну не нужно так волноваться, гражданин с бородой! Ну в самом деле, вашей вере никто не угрожает. Уж тем более – Бертран Рассел.

О нет, в детстве я не был скептиком. В детстве я был очень религиозен. Я расставался с верой в традиционном ее понимании медленно и мучительно. Я перестал молиться лет в двенадцать или тринадцать. Мне говорили, что молиться нужно, но я продолжал молиться, когда никто меня уже и не заставлял. Однажды я попытался поймать ангела. Когда я был совсем маленьким, мне рассказывали, что ангелы стерегут мою кровать, пока я сплю. Я видел на картинках ангелов. И очень захотел увидеть хоть одного живого, я подумал, что как только я открываю глаза, они исчезают. Поэтому однажды, проснувшись, я не стал открывать глаза, чтобы они не догадались. С закрытыми глазами я попытался схватить одного из них, но ничего не получилось.

Бертран Артур Уильям Рассел (1872-1970) в Лондоне 8 марта 1962 года

Не стану утомлять вас философскими выкладками Рассела. Тем более что гражданин с бородой сейчас начнет нарушать христианские заповеди. По крайней мере, выглядит он именно так. Приведу вам лишь фрагмент из рассказа Рассела «Кошмар богослова». Знаменитому богослову Таддеусу пригрезилось, что он умер и попал на небеса. Привратник не только не узнал его, он даже не знал, что такое…человек.

  • — Вы не можете не знать о человеке, — настаивал он. — Вам должно быть известно, что человек — это высшее творение создателя.
  • — Мне очень не хочется обидеть вас, — сказал привратник, — но то, что вы говорите, совершенная новость для меня. И я сомневаюсь, слыхал ли кто-либо у нас здесь о таком существе. Однако, раз вы так настаиваете, я позову нашего библиотекаря, и вы можете справиться у него.
  • Появившийся вскоре библиотекарь оказался большим шаровидным существом, у которого было не менее тысячи глаз и один-единственный рот. Несколькими десятками глаз он уставился на знаменитого богослова.
  • — Что это? — спросил он у привратника.
  • — Да вот прибыл к нам и заявляет, — пояснил привратник, — что он из породы, которая называется человек, и живет в месте, называемом Земля. При этом у него какие-то странные представления. Он утверждает, будто создатель проявил особый интерес к их месту и к их породе. Я подумал, быть может, вы что-нибудь знаете об этом?
  • — Вы не могли бы объяснить мне, где находится то место, которое вы называете Землей? — весьма любезно обратился библиотекарь к богослову.
  • — О, — воскликнул д-р Таддеус, — это же часть Солнечной системы!
  • — А что такое Солнечная система? — спросил библиотекарь.
  • — Ох, — несколько смущенно сказал д-р Таддеус, — моя область — Священное писание, а то, о чем вы спрашиваете, относится к мирским наукам. Однако от моих друзей, сведущих в астрономии, я слышал, что Солнечная система — это часть Млечного Пути.
  • — А что такое Млечный Путь? — тут же спросил библиотекарь.
  • — Млечный Путь — это одна из галактик, которых, как мне говорили, насчитывается что-то около ста миллионов.
  • — Раз их так много, — сказал библиотекарь, — то странно, что вы могли предположить, чтобы я помнил об одной из них.

В общем, весьма ироничный рассказик. Гражданин с бородой, да что ж вы так побелели? А, это не верующий, в смысле не религиозный человек. Это особый случай. Ну да, началось: «вирусов нет, прививка чипирует каждого неизвестно зачем и чем, снести вышки сотовой связи…» Нет, скорую не зовите. Она, к сожалению, на такие случаи не выезжает. А надо бы.

Бертран Рассел с сыном играют в шахматы, 1940. Фото: cowderoy.net

Философские воззрения

Рассел не считает философию наукой, отводя ей место между наукой и религией

Однако философия по его мнению занимает важное место разрешая те вопросы что непосильны науке, а также являясь конкурентом религии в борьбе за духовное становление и рост человека

Важнейшими чертами учения Рассела является его атеистическая позиция, концепция свободы и всеобщего развития и реализации личности. Рассел одним из первых указывает на угрозу создания такого общества в котором власть полностью поработит духовную жизнь личности и создаст легко управляемую массу.

Рассел много критикует западную цивилизацию за чрезмерное увлечение наукой и техническим прогрессом в ущерб внимания к человеку, его внутреннему миру и развитию.

Политические взгляды

Во время Первой мировой войны философ некоторое время был политическим агитатором, выступающим за мир

Его деятельность привлекла внимание британских властей, которые сочли ее подрывной. Его дважды привлекали к суду, во второй раз ему вынесли приговор: он отсидел шесть месяцев в тюрьме. В 1916 году из-за антивоенной агитации Бертран Рассел был уволен из Тринити-колледжа

Хотя его предложили снова нанять после войны, он в конечном счете отклонил предложение, предпочтя вместо этого продолжить карьеру журналиста и внештатного писателя

В 1916 году из-за антивоенной агитации Бертран Рассел был уволен из Тринити-колледжа. Хотя его предложили снова нанять после войны, он в конечном счете отклонил предложение, предпочтя вместо этого продолжить карьеру журналиста и внештатного писателя.

Война оказала глубокое влияние на его политические взгляды, заставив отказаться от своего унаследованного либерализма и принять социализм, который он поддерживал в серии книг. В частности, это относится к книгам Бертрана Рассела «Принципы социальной реконструкции» (1916), «Дороги к свободе» (1918 г.) и «Перспективы индустриальной цивилизации» (1923).

Первоначально он сочувствовал русской революции 1917 года, но визит в Советский Союз в 1920 году оставил его с глубоким и постоянным отвращением к советскому коммунизму, который он выразил в «Практике и теории большевизма» (1920).

Неудобный юбиляр

Сейчас начнется. Нет, вот что бы я ни написал об этом человеке – начнется непременно, причем крик будет невообразимый, некоторые будут топать ногами, многие начнут хватать тяжелые и опасные предметы, матери кричать детям: «Не смотри и заткни уши!», а что устроят служители всех на свете культов, кроме, разве что, буддистов, – это и словами не описать. Точнее, они будут произносить слова – начинать со всех священных книг, а заканчивать теми, которые сами же рекомендуют не произносить. Итак, сегодня значительный юбилей: сто пятьдесят лет со дня рождения атеиста, либерала, политика, дипломата, почти марксиста (преувеличение), социалиста (в своем роде), неореалиста (в философском смысле), неопозитивиста (в том же ключе), лауреата Нобелевской премии по литературе, математика, логика, общественного деятеля, борца за свободу слова и мысли, политика, дипломата, одного из величайших философов ХХ века – Бертрана Рассела. Слушайте, ну так я и знал, положите сейчас же камень! А вы — спрячьте спички! Ну а вы-то куда с веревкой?! Я догадываюсь о степени вашей любви к либерализму, но юбиляр уже полвека находится вне вашей досягаемости. Да и пока жив был – не особенно вас боялся.

Межвоенный период и Вторая мировая война

В 1921 году он женился на своей второй жене Доре Блэк, молодой выпускнице Гиртон-колледжа в Кембридже. Она родила ему двоих детей: Джона и Кейт. В 1922 году была опубликована книга Бертрана Рассела «Искусство мыслить», представляющая собой запись лекции в память министра-аболициониста Монкура Конвея. В межвоенные годы он и его супруга приобрели репутацию лидеров прогрессивного социалистического движения, которое было явно антиклерикальным, открыто выступающим против традиционной сексуальной морали и посвященным реформе образования.

Опубликованные его работы в этот период состоят в основном из журналистики и популярных книг. Многие изданные в этот период книги Бертрана Рассела, такие как «О воспитании» (1926), «Брак и нравственность» (1929) и «Завоевание счастья» (1930), хорошо продавались и помогли представить Рассела в глазах широкой публики как философа, рассуждающего о моральных, политических и социальных проблемах. Его публичная лекция «Почему я не христианин», выпущенная в 1927 году и напечатанная много раз, стала популярным классическим образцом атеистического рационализма. В 1927 году супруги создали свою собственную школу «Бикон Хилл» в качестве новаторского эксперимента в начальном образовании.

В течение этих лет второй брак Бертрана Рассела становился все более напряженным, отчасти из-за переутомления, но главным образом потому, что Дора предпочла иметь двух детей с другим мужчиной и настояла на том, чтобы воспитывать их вместе с Джоном и Кейт. В 1932 году он покинул Дору ради Патрисии Спенс, а в течение следующих трех лет его жизнь осложнилась из-за ожесточенного и сложного развода с Дорой, который он наконец получил в 1935 году. В следующем году он женился на Спенс, а в 1937 году у них родился сын Конрад.

Изнуренный годами неистовой общественной деятельности и желая на этом сравнительно позднем этапе своей жизни (ему тогда было 66 лет) вернуться к академической философии, он получил преподавательский пост в Чикагском университете. С 1938 по 1944 год он жил в Соединенных Штатах, где преподавал в Чикаго и Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, но ему не разрешали занимать должность в Городском колледже в Нью-Йорке из-за возражений против его взглядов на секс и брак. Будучи на грани финансового краха, он получил должность преподавателя истории философии. Бертран Рассел работал в Фонде Барнса в Филадельфии. Хотя вскоре он расстался с его основателем Альбертом Барнсом и потерял работу, мыслитель смог превратить лекции, которые он поставил на фундамент, в книгу «История западной философии» (1945), ставшую бестселлером. В течение многих лет эта книга была его основным источником дохода.

Биография Рассела

Бертран Рассел появился на свет 18 мая 1872 года в уэльском графстве Монмаутшир. Он рос и воспитывался в аристократической семье Джона Рассела и Кэтрин Стэнли, принадлежавшей в старинному роду политиков и ученых.

Его отец был сыном премьер-министра Англии и предводителя партии вигов. Помимо Бертрана у его родителей родились мальчик Фрэнк и девочка Рэйчел.

Детство и юность

Многие родственники Бертрана отличались образованностью и высоким положением в обществе. Рассел-старший являлся одним из основателей пацифизма, теория которого сформировалась в 19 веке и стала популярной спустя несколько десятилетий. В будущем, мальчик станет ярым сторонников взглядов отца.

Мать Бертрана активно боролась за права женщин, чем навлекла на себя неприязнь со стороны королевы Виктории. Интересен факт, что уже к 4 годам будущий философ стал круглым сиротой. Изначально от дифтерии умерла его мать, а через пару лет от бронхита скончался и его отец.

В результате, воспитанием детей занялась их бабушка графиня Рассел, которая придерживалась пуританских взглядов. Женщина делала все необходимое, чтобы обеспечить внуков достойным образованием.

Еще в раннем детстве у Бертрана проявился интерес к различным сферам естествознания. Мальчик уделял много времени чтению книг, а также увлекался математикой. Стоит заметить, что уже тогда он говорил набожной графине, что не верит в существование Творца.

Достигнув 17-летнего возраста Рассел успешно сдал экзамены в Тринити-колледж Кембриджа. Позже он получил степень бакалавра искусств. В данный период биографии он заинтересовался работами Джона Локка и Дэвида Юма. Кроме этого он изучал экономические работы Карла Маркса.

Взгляд на науку

По его словам, на протяжении всей истории человечества было много конфликтов между наукой и религией, и наука всегда побеждала, потому что она основывалась на конкретных доказательствах, а не на освещении, как религия. Когда научный сотрудник сообщает нам результат опыта, он также рассказывает нам, как был выполнен эксперимент. Если другие люди могут повторить это, это выполняется по-настоящему. Что касается религии, мы должны полагаться на видение мистика, который верил, что он вложил божественную миссию, чтобы что-то утверждать без реальных доказательств. Он считал, что бесполезно разговаривать с мистиком, который утверждает, что испытал просветление, и у кого есть сильные убеждения.

Человек с превосходным интеллектом и логикой, непримиримый, Бертран Рассел не преминул выявить несоответствия и нелепости священного текста. Он выразил сожаление в связи с преступлениями, совершенными во имя Библии, которая считается словом Божьим.

«Принципы математики»

Вдохновленный работой математиков, которыми он так сильно восхищался, Бертран Рассел задумал продемонстрировать, что математика не только имеет логически строгие основы, но также и то, что она была в целом не чем иным, как логикой. Философский случай для этой точки зрения был подробно изложен в «Принципах математики» (1903). Там он утверждал, что вся математика может быть получена из нескольких простых аксиом, которые не использовали специально математических понятий, таких как число и квадратный корень, но, скорее, ограничивались чисто логическими понятиями, такими как суждение и класс. Таким образом, можно показать, что истины математики не могут быть защищены от сомнений, они также могут быть освобождены от любой степени субъективности, такой как субъективность, связанная с ранним кантианским взглядом философа о том, что геометрия описывает структуру пространственной интуиции. В конце своей работы над «Принципами математики» Бертран обнаружил, что в своей логистической философии математики он был предсказан немецким математиком Готлобом Фреге, чья книга «Основы арифметики» (1884) содержала, как он сам выразился, «многие вещи, которые, как я полагал, я придумал». Философ быстро добавил приложение к своей книге, в котором обсуждал работу Фреге, признал ранние открытия Фреге и объяснил различия в их понимании природы логики.

Взгляды и философские труды

Став дипломированным специалистом Бертран Рассел был назначен дипломатом Великобритании вначале во Франции, а затем и в Германии. В 1986 г. из-под его пера вышла первая значительная работа «Германская социал-демократия», которая принесла ему большую известность.

По возвращении домой Расселу позволили выступить с лекциями по экономике в Лондоне, что сделало его еще более популярной личностью. В 1900 г. он получил приглашение на Всемирный философский конгресс в Париже, где ему удалось познакомиться с учеными мирового уровня.

В 1908 г. Бертран вошел в состав Королевского общества – ведущей научной организации в Британии. Позже, в соавторстве с Уайтхедом он издал книгу «Principia Mathematica», которая принесла ему всемирное признание. Авторы заявляли, что философия трактует все естественные науки, а логика становится основой любого исследования.

Оба ученых придерживались мнения о том, что истину можно постичь только эмпирическим путем, то есть с помощью чувственного опыта

Рассел уделял большое внимание государственному устройству, критикуя капитализм

Мужчина утверждал, что все сферы промышленности должны управляться рабочими людьми, а не предпринимателями и чиновниками. Любопытно, что силу государства он называл основной причиной всех несчастий на планете. В вопросах выборов он выступал за равноправие мужчин и женщин.

Накануне Первой мировой войны (1914-1918) Рассел проникся идеями пацифизма. Он входит в состав общества – «Противодействие призыву на военную службу», чем вызвал возмущение у действующей власти. Мужчина призывал соотечественников отказаться от службы в армии, за что был привлечен к суду.

Суд постановил взыскать с Бертрана штраф, конфисковать его библиотеку и лишить его возможности посещать Америку для чтения лекций. Тем не менее, он не отказался от своих убеждений, а за критические высказывания в 1918 г. на полгода оказался за решеткой.

В камере Рассел написал «Введение в математическую философию». До конца войны он продолжал вести антивоенную деятельность, активно пропагандируя свои идеи. Позже философ признался, что восхищается большевиками, чем вызвал еще большее недовольство у властей.

Рассел на радио ВВС

В 1920 г. Бертран Рассел отправляется в Россию, где гостит около одного месяца. Он лично общается с Лениным, Троцким, Горьким и Блоком. Кроме этого, ему предоставляют возможность выступить с лекцией в Петроградском математическом обществе.

В свободное время Рассел общался с простым народом и все больше разочаровывался в большевизме. Позже он начнет критиковать коммунизм, называя себя социалистом. При этом он заявлял, что в определенной мере мир все же нуждался в коммунизме.

Своими впечатлениями о поездке в Россию ученый поделился в книге «Большевизм и Запад». После этого он посетил Китай, вследствие чего была издана его новая работа под названием «Проблема Китая».

В период биографии 1924-1931 гг. Рассел выступал с лекциями в разных американских городах. Одновременно с этим он увлекся педагогикой. Мыслитель критиковал английскую систему воспитания, призывая развивать у детей творческий потенциал, а также избавляться от шовинизма и бюрократии.

В 1929 г. Бертран опубликовал книгу «Брак и мораль», за которую он получит Нобелевскую премию по литературе в 1950 г. Создание ядерного оружия сильно угнетало философа, который на протяжении всей жизни призывал людей к миру и гармонии с природой.

В середине 30-х годов Рассел уже открыто критиковал большевизм и фашизм, посвятив этой теме несколько трудов. Приближение Второй мировой войны заставляет его пересмотреть свои взгляды относительно пацифизма. После захвата ГитлеромПольши, он окончательно отказывается он пацифизма.

Рассел с учениками

Более того, Бертран Рассел призывал Англию и США к совместным военным действиям. В 1940 г. он стал профессором философии в Сити-колледже Нью-Йорка. Это вызвало возмущение у представителей духовенства, против которых он боролся и пропагандировал атеизм.

После окончания войны Рассел продолжил писать новые книги, выступать по радио и читать лекции студентам. В середине 50-х годов он был сторонником политики «холодной войны» поскольку считал, что она способна предотвратить Третью мировую войну.

В это время ученый критиковал СССР и даже считал необходимым заставить советское руководство подчиниться США под угрозой атомных бомбардировок. Однако после того, как в Советском Союзе появилась атомная бомба, он начал выступать за полный запрет ядерного оружия во всем мире.

Личная жизнь

Кажется, что биография Бертрана Рассела была связана только с научной и общественно-политической деятельностью, но философ не забывал и о личной жизни. Его имя исследователи вносят в список известных любовников последних столетий, и тому есть подтверждения. Писатель был женат 4 раза, а количество его любовниц велико.

Бертран Рассел и его первая жена Элис Смит

Первой избранницей Рассела стала Элис Смит, знакомство с которой состоялось в Тринити-колледже в студенческие годы. В 22 года Бертран женился на Элис, но их восприятие семейной жизни не совпало. Иллюзия семейного счастья, создаваемая супругами, рухнула, когда Бертран влюбился в супругу коллеги, Уайтхеда. Мимолетная интрига привела к разводу, и в 1910 году в сердце ученого поселилась новая любовь. Его привлекла Оттолин Моррел, супруга члена парламента. Отношения быстро сошли на нет, остановились на стадии переписки, а Рассел открыл для себя мир новых романов.

В 1914 году в США Бертран он познакомился с дочерью хирурга Хелен Дадли и пригласил ее в гости в Англию, но к визиту девушки уже состоял в отношениях с Айрин Купер Уллис. В 1916 году он был сражен замужней актрисой Констанцией Маллесон и стал третьим в ее отношениях с супругом. Связь с артисткой поддерживал 30 лет.

Бертран Рассел и его вторая жена Дора Блэк

В 1921 году философ женился на Доре Блэк, секретаре, сопровождавшем его в поездке по России. Она родила Бертрану сына и дочь. Выбирая школу для детей, супруги решились на создание собственного образовательного учреждения, открытого в 1927 году. Мысли относительно брака и семьи, переполнявшие писателя в этот период, он выразил в книге «Брак и мораль».

Союз Рассела и Блэк был недолгим. Ученый увлекся юной Джоан Фолуэлл и состоял с ней в отношениях 3 года. В 1936 году состоялась свадьба с воспитательницей его детей, Патрицией Спенсер. Разница в возрасте между супругами составляла 40 лет. Семья жила в США. Женщина родила Бертрану сына, но и этот брак оказался не финальным этапом в личной жизни писателя.

Бертран Рассел и его третья жена Эдит Финг

В 1952 году он развелся с женой ради отношений с писательницей Эдит Финг. Они сошлись на почве единых общественно-политических взглядов: вместе участвовали в демонстрациях, путешествовали по Европе и занимались антивоенной деятельностью.

Большевик (ну не верьте вы с ходу броским заголовкам!)

В мае 1920 года Бертран Рассел отправляется в составе лейбористской делегации в Россию, где проводит месяц. «Лорд-большевик» встречается с Троцким, с Горьким, поэтом Александром Блоком, выступил с лекцией в Петроградском математическом обществе. И конечно – беседует около часа с Лениным.

А сейчас вы догадаетесь, почему имя Бертрана Рассела постарались как можно скорее предать в СССР забвению. По итогам поездки Рассел написал книгу «Теория и практика большевизма». А вот и пара цитат.

«Если большевизм окажется единственным сильным и действующим конкурентом капитализма, то я убеждён, что не будет создано никакого социализма, а воцарятся лишь хаос и разрушение».

«Тот, кто, подобно мне, считает свободный интеллект главным двигателем человеческого прогресса, не может не противостоять большевизму столь же фундаментально, как и римско-католической церкви».

Хватило бы и этого. Но он вспоминает:

Рассел с учениками

Знакомство с Расселом в бывшем СССР отложить пришлось аж до 1991 года.

И еще из той самой книги:

«Я приехал в Россию коммунистом, но общение с теми, у кого нет сомнений, тысячекратно усилило мои собственные сомнения — не в самом коммунизме, но в разумности столь безрассудной приверженности символу веры, что ради него люди готовы множить без конца невзгоды, страдания, нищету».

Автонекролог

В августе 1936 года Бертран Рассел закончил такой документ.

  • «Смерть третьего графа Рассела, или Бертрана Рассела, как он предпочитал себя называть, наступившая в девяносто лет, разорвала связь с очень давними временами. Его дед, премьер-министр в Викторианскую эпоху, виделся с Наполеоном на Эльбе, его бабушка была подругой молодого наследника престола. В юности он написал известную работу по математической логике, однако его эксцентричное отношение к Первой мировой войне выявило отсутствие взвешенных суждений, все больше отравлявших его более поздние работы. Возможно, это связано с тем, что он не воспользовался преимуществами обучения в общеобразовательной школе, обучаясь у нанятых преподавателей на дому до восемнадцати лет. …
  • Жизнь его, со всей его своенравностью, имела некоторую анахроническую последовательность, схожую с судьбами аристократических бунтовщиков начала XIX века. Принципы его были странными, но какие бы ни были, они определяли его поступки. В частной жизни он не проявлял той резкости, которая портила его сочинения, а был приветливым собеседником и не был лишен человеческого сочувствия. У него было много друзей, но он пережил почти всех из них. Тем не менее для тех, кто остался, он казался в глубокой старости полным радости, без сомнения, в значительной степени благодаря своему неизменному здоровью, поскольку в политическом плане в последние годы своей жизни он был так же изолирован, как Мильтон после Реставрации. Он был последним выжившим из умершей эпохи».

Рассел предполагал, что этот некролог будет востребован в 1962 году. Однако он еще восемь лет пролежал без дела. Его великолепный и долгий век – это тысячи событий, сотни публикаций, тысячи идей, множество романов (любовных). Но вот за что его почитают фигурой, равной Аристотелю, за что дали Нобелевскую премию, чем он прославился в математике и философии – постарайтесь выяснить сами. Впрочем, те, кто тут хватал кирпичи и размахивал иными орудиями, вряд ли сумеют понять хотя бы что-нибудь. А те, кто сможет – вооружайтесь книгами или хотя бы загрузите поисковый сервер. Кстати, на Бертрана Рассела можно посмотреть, и можно послушать его. Как искать – вы уже знаете.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: