Михаил салтыков-щедрин

Литература

Михаил Евграфович считается одним из самых ярких сатириков русской литературы, виртуозно владеющий эзоповым языком, романы и рассказы которого не утратили злободневности. Для историков произведения Салтыкова-Щедрина – это источник познания нравов и обычаев, распространенных в Российской империи 19 века. Перу писателя принадлежат такие термины, как «головотяпство», «мягкотелый» и «благоглупость».

Портрет Михаила Салтыкова-Щедрина

По возвращении из ссылки Салтыков переработал опыт общения с чиновниками русской глубинки и под псевдонимом Николай Щедрин опубликовал цикл рассказов «Губернские очерки», воссоздав характерные типажи жителей России. Сочинения ждал большой успех, имя автора, впоследствии написавшего немало книг, в первую очередь будут связывать с «Очерками», исследователи творчества писателя назовут их знаковым этапом в развитии русской литературы.

В рассказах с особой теплотой описываются простые люди-работяги

Создавая образы дворян и чиновников, Михаил Евграфович вел речь не только об основах крепостного права, но и акцентировал внимание на моральной стороне представителей высшего сословия и нравственных основах государственности

Иллюстрации к книгам Михаила Салтыкова-Щедрина

Вершиной творчества русского прозаика считается «История одного города». Сатирический рассказ, полный аллегории и гротеска, современники оценили не сразу. Более того, автора поначалу обвинили в том, что он насмехается над обществом и пытается очернить исторические факты.

В главных героях-градоначальниках показана богатая палитра человеческих характеров и общественных устоев – взяточники, карьеристы, равнодушные, одержимые абсурдными целями, откровенные глупцы. Простой же народ выступает как слепо подчиняющаяся, готовая все стерпеть серая масса, которая действует решительно, только оказавшись на краю гибели.

Михаил Салтыков-Щедрин

Такое малодушие и трусость Салтыков-Щедрин высмеял в «Премудром пискаре». Произведение, несмотря на то, что именуется сказкой, адресовано вовсе не детям. Философский смыл повествования о рыбе, наделенной человеческими качествами, заключен в том, что одинокое существование, замкнутое только на собственном благополучии – ничтожно.

Еще одна сказка для взрослых – «Дикий помещик», живое и веселое произведение с легким налетом цинизма, в котором простой народ-труженик открыто противопоставляется самодуру-помещику.

Михаил Салтыков-Щедрин и Николай Некрасов

Литературное творчество Салтыкова-Щедрина получило дополнительную подпитку, когда прозаик начал работать в редакции журнала «Отечественные записки». Общее руководство изданием с 1868 года принадлежало поэту и публицисту Николаю Некрасову.

По личному приглашению последнего Михаил Евграфович возглавил первый отдел, занимающийся публикацией беллетристики и переводных произведений. Основная масса собственных сочинений Салтыкова-Щедрина также вышла на страницах «Записок».

Памятник Михаилу Салтыкову-Щедрину в Рязани

В их числе — «Убежище Монрепо», по словам литературоведов – калька семейной жизни писателя, ставшего вице-губернатором, «Дневник провинциала в Петербурге» — книга о не переводящихся на Руси авантюристах, «Помпадуры и помпадурши», «Письма из провинции».

В 1880-м отдельной книгой опубликован эпохальный остросоциальный роман «Господа Головлевы» — повествование о семье, в которой главная цель – обогащение и праздный образ жизни, дети давно превратились в обузу для матери, в целом семья живет не по закону божьему и, не замечая того, движется к самоуничтожению.

История создания произведения «Дикий помещик»

Сохраняя форму народной сказки, вплетая в сюжет фантастические элементы, писатель находит возможность просто говорить о сложных проблемах. Даже «крепкая» цензура Царской России не находит повода запретить печатать сказку.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Николай Щедрин, 1826 — 1889) — русский писатель, журналист, редактор журнала «Отечественные записки», Рязанский и Тверской вице-губернатор.

Впрочем, в литературном журнале «Отечественные записки» (в котором впервые публикуют рассказ) функцию главного редактора в то время выполнял хороший приятель Михаил Евграфовича Николай Некрасов.

Год написания сказки – 1869, произведение выходит в свет уже после отмены крепостного права. Но жизнь простого крестьянина (как и прежде зависящего от помещика), опутанного налогами и податями, стала не намного легче.

Литературный талант

Повидав многое в своей жизни, Михаил Салтыков считался самым ярким сатириком в русской литературе, в совершенстве владеющим языком Эзопа, он писал рассказы и романы, а также сказки, стал источником познания мира прошлых лет, обычаев и нравов, царствующих в XIX веке в Российской империи.

После ссылки автор взял себе писательский псевдоним – Николай Щедрин и под ним выпустил цикл рассказов «Губернские очерки» о жизни разных характеров жителей и чиновников русской глубинки

Он написал немало книг, и занял важное место в истории русской литературы

С теплотой писатель относился только к классу простых людей. Пик расцвета творчества автора проявился в произведении «История одного края». Из-за него писателя обвинили в насмешках над обществом.

Человеческие качества писатель показывает в своих произведениях:

  • «Премудрый пескарь»;
  • «Дикий помещик»;
  • «Убежище Монрепо»;
  • «Дневник провинциала в Петербурге»;
  • «Помпадуры и помпадурши»;
  • «Записки» и многие другие.

Его произведения отражали глубокое понимание человеческой натуры, её достоинств и слабостей. В частности, известная сказка «Добродетели и пороки» представляет человеческие свойства в виде живых людей, живущих в двух «селениях»:

  • в селении «Добродетелей» жили Смирение, Умеренность, Воздержание, Галантерейное Обращение, Смиренномудрие, Благочестие, Аккуратность;
  • в селении «Пороков» обитали Вольномыслие, Уныние, Любострастие, Мздоимство, Лжесвидетельство, Предательство, Суемудрие, Вероломство, Гордость, Предательство, Человеконенавистничество, Наушничество, Ябеда, Ложь, Мордобитие, Пьянство, Распутство.

Другими словами, несмотря на то, что отдельные лексемы устарели, сущности человека не изменилась: селение «Пороков» выступает намного более многочисленным (не поспевали добродетели за пороками в плодовитости), чем селение «Добродетелей», и жили Пороки

Грань между пороками и добродетелями, таким образом, в повествовании стирается, сам автор проявляет не только глубокое знание человеческой натуры, но и человеколюбие, понимая и признавая за человеком наличие слабостей и пороков.

Замечание 1

Из всех добродетелей выше иных он ставил совесть, которая выдвинута на первый план как минимум в двух сказках Салтыкова-Щедрина — «Бедный волк» и «Пропала совесть».

Военная служба. Ссылка в Вятку

В 1845 году Михаил Евграфович оканчивает лицей и поступает на службу в военную канцелярию. В это время писатель увлекается французскими социалистами и Жорж Санд, создает ряд заметок, повестей («Противоречие», «Запутанное дело»).

В 1848 году в краткой биографии Салтыкова-Щедрина наступает длительный период ссылки – за вольнодумие он был отправлен в Вятку. Там писатель прожил восемь лет, сначала служил канцелярским чиновником, а после был назначен советником в губернском правлении. Михаил Евграфович часто ездил в командировки, во время которых собирал информацию о провинциальной жизни для своих произведений.

Ссылка в Вятку

Первыми повестями в биографии Салтыкова-Щедрина стали «Запутанное дело» и «Противоречия». В них он поднимал важные вопросы, идущее вразрез с политикой действующей власти.

В итоге Салтыков-Щедрин был сослан в ссылку в Вятку, где также работал в канцелярии. Там Михаил Евграфович еще больше уделял внимания изучению истории, занимался переводческой деятельностью, а также часто общался с простыми людьми.

Когда в 1855 г. на троне оказался Александр 2 (см. интересные факты об Александре 2), ему разрешили вернуться домой. На следующий год он был назначен чиновником особых поручений при Министерстве внутренних дел.

Биографические сведения

Его происхождение берет свое начало из дворянской семьи. Мать — Ольга Михайловна, на 25 лет моложе отца – Евграфа Васильевича. Будучи дочерью купца, она, когда ей было 15 лет, успешно вышла замуж и уехала в одну из деревень Тверской области. В 1826 году у них появился на свет самый младший Михаил, он стал братом еще пятерых детей (три дочери, и еще два сына) в семье Салтыковых.

Мать превратилась из веселой девушки во властную хозяйку поместья. В доме Салтыковых царили плач и постоянные крики, детство прошло в хмурых и унылых красках, писатель даже писал, что «ненавидел» свою мать, она была:

Обучался мальчик дома, знал немецкий и французский языки, в скором времени поступил в Московский институт для дворян. Затем он попал на государственное обеспечение в привилегированный Царскосельский лицей, образование в котором приравнивалось к университетскому уровню. Эти учреждения были элитными для русского общества того времени. В разные годы в Лицее обучались А. Пушкин, И. Пущин, В. Кюхельбекер и другие. В отличие от них, Михаил превратился из умного и опрятного юноши в сквернословящего, неопрятного и сидящего постоянно в карцере молодого человека, у которого почти не было друзей. В Лицее его прозвали «сумрачный лицеист».

Атмосфера способствовала написанию стихотворений. Он добился успехов своим творчеством и окончил лицей с хорошим рангом (в учебных заведениях было деление по рангам).

После окончания Михаил устроился служить в канцелярию ведомства военных. В это время он увлекался творениями французских социалистов, их революционными настроями. После был отправлен в ссылку в Вятку, в канцелярию при губернаторе. Оттуда его вытащил Петер Ланской, и Михаила вернули в Петербург на хорошую должность чиновника.

Личная жизнь

В биографии писателя была только одна жена – Елизавета Болтина. Салтыков-Щедрин познакомился с ней во время ссылки. Девушка была дочерью вице-губернатора и была на 14 лет младше жениха.

Изначально отец не хотел отдавать Елизавету замуж за опального писателя, однако, пообщавшись с ним, изменил свое решение.

Интересен факт, что мать Михаила была категорически против того, чтобы он женился на Болтиной. Причиной тому был юный возраст невесты, а также маленькое приданое. В конце концов, в 1856 г. Салтыков-Щедрин все-таки женился.


Салтыков-Щедрин с женой

Вскоре между молодоженами начали происходить частые ссоры. По своей натуре Салтыков-Щедрин являлся прямым и смелым человеком. Елизавета же, наоборот, была спокойной и терпеливой девушкой. Кроме этого она не обладала острым умом.

По воспоминаниям друзей Михаила Евграфовича, Болтина любила встревать в разговор, говоря много лишних вещей, которые, к тому же, часто не относились к делу.

В такие моменты литератор просто выходил из себя. Кроме этого жена Салтыкова-Щедрина любила роскошь, что еще больше увеличивало расстояние между супругами.

Несмотря на это они прожили вместе всю жизнь. В этом браке у них родилась девочка Елизавета и мальчик Константин.

Биографы Салтыкова-Щедрина утверждают, что он неплохо разбирался в винах, играл на фортепьяно и был экспертом в вопросах, касающихся ненормативной лексики.

Детство и образование

Будущий писатель Михаил Салтыков-Щедрин появился на свет 27.01.1826 года, если считать по новому стилю. Он родился в маленьком селе Спас-Угол Тверской губернии. Родители молодого человека были людьми высокого социального положения.

Отца литератора звали Евграф Васильевич Салтыков. Вторая часть фамилии сына, Щедрин, была псевдонимом, который волей случая вошел в историю. Мужчина был выходцем из крупного дворянского рода. Сам занимал чиновничью должность, благодаря которой семья не бедствовала.

Мать будущего писателя — Ольга Забелина. Происходила из среды купечества. Предки женщины владели большими капиталами и были людьми очень зажиточными.

Всего в семье дворянина и его супруги было 9 детей. Михаил Евграфович родился 6-м по счету. Нравы и порядки в доме царили строгие. Мать наказывала детей за малейшие проступки и вообще была женщиной очень суровой, тираничной, о чем в будущем говорил и сам Салтыков-Щедрин.


М.Е. Салтыков-Щедрин в детстве

Юный Михаил рано стал рваться к знаниям. Его первым учителем стал образованный крепостной крестьянин Павел Соколов, который был еще и художником.

Много времени Салтыков-Щедрин проводил, наблюдая как занимаются его старшие братья и сестры. В последующие годы знания молодому человеку прививали гувернантки, священники, а также наемные преподаватели из числа студентов. Занималась с ним и старшая сестра.


Молодой М.Е. Салтыков-Щедрин

Образование Салтыков-Щедрин, пусть и бессистемно, начала с 3-х лет. В совсем юном возрасте, не достигнув десяти, он хорошо знал несколько иностранных языков, свободно изъяснялся на французском и немецком.

В 1836-м году Михаил Евграфович поступил в Московский дворянский институт. Школу, в которой учились выходцы из аристократических семей. Благодаря обширным знаниям, начитанности и широкому кругозору, молодой человек попал сразу в третий класс.

Это заведение известно тем, что в свое время там учились многие мэтры русской литературы. Например, драматург А. Грибоедов, литератор М. Лермонтов, а также поэт В. Жуковский.

Салтыков-Щедрин показывал завидные успехи. Заслуживал отличные оценки. Его тяга к знаниям и академические достижения позволили получить привилегии. Ежегодно школа отправляла нескольких лучших воспитанников в Царскосельский лицей. В 1838-м одним из таковых признали М.Е. Салтыкова-Щедрина.


М.Е. Салтыков-Щедрин в молодости

Несмотря на название, статус и историю, это было уже далеко не то вольное и прогрессивное заведение, где когда-то учился А.С. Пушкин. По инициативе императора Николая I Царскосельский лицей стал больше походить на кадетское училище со строгими порядками.

Казарменные устои Салтыкову-Щедрину не нравились. Он с трудом соблюдал установленный распорядок. Несмотря на высокое происхождение, молодой человек не мог найти общего языка с дворянскими детьми.

В результате большую часть времени будущий литератор проводил в одиночестве.

Детство и юность

Гений русской литературы родом из дворянской семьи. Отец Евграф Васильевич был на четверть века старше супруги Ольги Михайловны. Дочь московского купца вышла замуж в 15 лет и уехала за мужем в деревню Спас-Угол, которая тогда располагалась в Тверской губернии. Там 15 января 1826 года по новому стилю родился младший из шести детей – Михаил. Всего в семье Салтыковых (Щедрин – часть последовавшего со временем псевдонима) росли три сына и три дочери.


Родители Михаила Салтыкова-Щедрина

По описаниям исследователей биографии писателя, мать, со временем превратившаяся из веселой девушки во властную хозяйку поместья, делила детей на любимчиков и постылых. Маленький Миша был окружен любовью, но и ему иногда попадало розгами. Дома постоянно стоял крик и плач. Как писал Владимир Оболенский в мемуарах о семье Салтыкова-Щедрина, в беседах писатель описывал детство в мрачных красках, однажды произнес, что ненавидит «эту ужасную женщину», ведя речь о матери.

Салтыков знал французский и немецкий языки, получил блестящее начальное домашнее образование, позволившее поступить в Московский дворянский институт. Оттуда мальчик, проявивший недюжинное прилежание, попал на полное государственное обеспечение в привилегированный Царскосельский лицей, в котором образование приравнивалось к университетскому, а выпускникам присваивались чины согласно Табели о рангах.


Михаил Салтыков-Щедрин в детстве

Оба учебных заведения славились тем, что выпускали элиту русского общества. Среди выпускников — Александр Пушкин, князь Михаил Оболенский, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Иван Пущин. Однако, в отличие от них, Салтыков из чудного умного мальчика превратился в неопрятного, сквернословящего, часто сидящего в карцере парнишку, у которого так и не появилось близких друзей. Неспроста Михаила однокашники прозвали «Сумрачным лицеистом».

Атмосфера в стенах лицея способствовала творчеству, и Михаил в подражание предшественникам начал писать стихи вольнодумского содержания. Такое поведение не осталось незамеченным: выпускник лицея Михаил Салтыков получил чин коллежского секретаря, хотя за успехи в учебе ему светил ранг повыше — титулярного советника.


Михаил Салтыков-Щедрин в молодости

По окончании лицея Михаил устроился служить в канцелярию военного ведомства и продолжил сочинять. Кроме этого, увлекся произведениями французских социалистов. Темы, поднятые революционерами, нашли отражение в первых повестях «Запутанное дело» и «Противоречия».

Вот только с источником публикации начинающий писатель не угадал. Журнал «Отечественные записки» в то время находился под негласной политической цензурой, считался идейно вредным.


Дом Михаила Салтыкова-Щедрина в Вятке

По решению надзорной комиссии Салтыкова отправили в ссылку в Вятку, в канцелярию при губернаторе. В ссылке, помимо служебных дел, Михаил изучал историю страны, переводил сочинения европейских классиков, много ездил и общался с народом. Салтыков чуть было не остался насовсем прозябать в провинции, пусть и дослужившись до советника губернского правления: в 1855-м на императорский трон был коронован Александр II, и о рядовом ссыльном попросту забыли.

На помощь пришел Петр Ланской, представитель знатного дворянского рода, второй муж Натальи Пушкиной. При содействии его брата, министра внутренних дел, Михаила вернули в Петербург и дали место чиновника особых поручений в этом ведомстве.

Ссылка в Вятку

Закономерно, что биография Салтыкова-Щедрина в годы правления императора-деспота Николая I не могла быть свободной от репрессий: публичные вольнолюбивые мысли не приветствовались.

Высланный в Вятку он служил в губернском правлении. Много сил и времени уделял службе. Карьера чиновника удавалась. Уже через два года его назначают советником губернского правления. Благодаря частым командировкам и деятельному вниканию в дела народные накапливаются обширные наблюдения за российской действительностью.

В 1855 году заканчивается срок ссылки, и перспективного чиновника переводят в родную Тверскую губернию в Министерство внутренних дел по делам ополчения. Фактически на малую родину вернулся уже другой Салтыков-Щедрин. Биография (краткая) возвратившегося писателя-чиновника содержит еще один штрих — по приезду домой он женился. Супругой его стала Елизавета Аполлоновна Болтова (вятский вице-губернатор благословил свою дочь на этот брак).

Последние годы жизни писателя

С 1868 года Михаил Евграфович уходит в отставку, активно занимается литературной деятельностью. В этом же году писатель становится одним из редакторов «Отечественных записок», а после смерти Николая Некрасова занимает пост ответственного редактора журнала. В 1869–1870 годах Салтыков-Щедрин создает одно из самых известных своих произведений – «История одного города» (краткое содержание), в котором поднимает тему отношений народа и власти. Вскоре издаются сборники «Признаки времени», «Письма из провинции», роман «Господа Головлевы».

В 1884 году «Отечественные записки» были закрыты, и писатель начинает печататься в журнале «Вестник Европы». В последние годы творчество Салтыкова-Щедрина достигает кульминации в гротеске. Писатель издает сборники «Сказки» (1882–1886 гг.), «Мелочи жизни» (1886–1887 гг.), «Пошехонская старина» (1887–1889 гг.).

Умер Михаил Евграфович 10 мая (28 апреля) 1889 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Волковском кладбище.

Что в имени тебе моём?

Искусствоведы и биографы Салтыкова не одно десятилетие бились над разгадкой того, почему литератор для псевдонима выбрал именно фамилию Щедрин. Однозначного ответа найти так и не удалось, но в ходе исследований появились четыре самые достоверные версии:

  1. «Крестьянская». Мать Михаила Евграфовича, когда он был ещё ребёнком, провернула удачную аферу, результатом которой стало выгодное приобретение деревни Заозёрное. Селение было небольшое, но через двор в нём жили крестьяне с фамилией Щедрины. Может быть яркие воспоминания детства повлияли на писателя, поэтому он сделал выбор в их пользу.
  2. «Любовная». Женой литератора стала девушка, которую мужчина безумно любил. Он сделал всё возможное, чтобы обеспечить ей и детям достойный уровень жизни и безбедное существование. Сын писателя указывал в своих воспоминаниях, что вероятно, мать, понимая всю широту души и щедрость мужа и отца своих детей, посоветовала взять такой «добрый» псевдоним.
  3. «Французская». Произведение автора «Губернские очерки» было издано в типографии Санкт-Петербурга в 1857 году. На нём впервые появилось имя – Н. Щедрин. В рассказах описывались факты из жизни простых крестьян, проблемы страны, высказывались нетипичные для России XIX века либеральные мысли. Создавалось впечатление, что идеи позаимствованы у идейных вдохновителей французской революции, произошедшей девятью годами ранее. Сам термин «либеральные» (généreux) во Франции переводится ещё и как «щедрый». Как известно, Михаил Евграфович с подростковых лет владел французским языком. Возможно, интересная авторская мысль натолкнула Салтыкова-Щедрина на то, чтобы воспользоваться таким псевдонимом «французского» происхождения.
  4. «Раскольничья». Находясь в вятской ссылке, литератору пришлось поучаствовать в расследовании уголовного дела, в котором фигурировали раскольники. Один из допрашиваемых был очень заметный человек. Он обладал недюжинным умом и самообладанием. Фамилия этого свидетеля, который очень понравился литератору и вызвал глубокое уважение, была Щедрин.

Заключение. Значение творчества Салтыкова-Щедрина

Непонимание и нежелание узнавать себя в персонажах Салтыкова-Щедрина отражалось во многих негативных отзывах современников о его творчестве, его пренебрежительно называли сказочником, памфлетистом, карикатуристом, а его сюжеты фантазиями, не имеющими ничего общего с действительностью. Противники упрекали в отсутствии идеалов, положительных героев и устремлений, усматривая в его произведениях «оплёвывание» и подтасовку фактов русской жизни, называли самым скандальным, вредным и даже паскудным автором для своего Отечества.

Тем не менее, многие понимали творчество Салтыкова-Щедрина, называя «великим диагностом всех общественных зол» и пороков и защитником от этих внутренних врагов. Высоко ценили его сатиру Толстой, Тургенев, Горький, Чехов и другие. Булгаков называл Салтыкова-Щедрина своим учителем, у которого он почерпнул множество идей для своих сюжетов и образов.

Несмотря на то, что писал Салтыков-Щедрин более 150 лет назад, его сюжеты очень похожи на многое, что происходит в современном мире, а персонажи его произведений узнаваемы в окружающих людях.

Словарь

1. Рецензент – человек, написавший рецензию, отзыв.

2. Очковтирательство – подлог, обман, желание представить факты в приукрашенном виде.

3. Кляузничество – написание кляуз, доносов.

4. Фельетон – небольшое сатирическое произведение на злободневную тематику.

5. Памфлет – остросатирическое произведение обличительного характера.

6. Аллегория – иносказательное изображение или представление реальных явлений или отвлеченных понятий посредством художественного образа.

7. Злободневность – актуальность, современность.

8. Гротескный – комически уродливо изображенный, карикатурный.

9. Архивариус – служащий архива, хранитель документов.

10. Обрамленный – заключенный в рамку, вставленный.

11. Фантасмагорическое – причудливо нагроможденное, нереальное, бредовое.

12. Зазорное – неприличное, достойное осуждения, постыдное.

13. Инстанция – ступень, место учреждения в государственной системе.

14. Недоимки – долги, неуплата налогов или платежей.

15. Крамола – противозаконные, антигосударственные действия.

16. Сечь – пороть, наказывать.

17. Органчик – устройство с заводным механизмом, исполняющее музыку.

18. Памфлетист – писатель, критикующий и обличающий что-либо.

19. Карикатурист – художник, изображающий в сатирической манере.

20. Диагност – специалист, устанавливающий диагноз заболевания.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: