Чингиз Айтматов краткое содержание. История создания
Писатель Чингиз Торекулович Айтматов написал и опубликовал свой роман «Плаха» в 1986 году. Впервые он появился в печати в журнале «Новый мир». Сюжет романа составляет рассказ о судьбе людей и пары волков. Но судьбы этих людей тесно связаны с Акбарой, волчицей.
Автор не случайно так назвал своей произведение. Писатель Чингиз Айтматов в «Плахе», краткое содержание по главам есть в этой статье, говорил о том, что жизнь всегда ставит перед человеком нравственные выборы, и этот выбор может оказаться плахой. Именно человек выбирает, всходить ему на эту плаху или нет, ведь все будет зависеть от его выбора. Плаха для человека дается большой ценой, а путь к ней — это настоящая мука.
Свой роман известный писатель разделил на три части. Первые две части произведения повествуют о жизни главного героя и пары волков. Авдий Каллистратов — семинарист, который был воспитан отцом, так как еще в раннем возрасте потерял свою мать. Но автор начинает свой роман с судьбы волков, потому что мир животных и людей тесно взаимосвязан.
Чингиз Айтматов в «Плахе» (краткое содержание по главам мы рассмотрим в этой статье) показывает три сюжетные линии. Первая — это жизнь главного героя, а вторая — судьба волков. Неожиданно в сюжете произведения автором выводится и третья сюжетная линия, когда появляются новые герои, из-за которых и гибнут волки. Автор показывает, что человечность — это основная проблема современного общества. Даже животные способны поступать гуманно, но вот не все люди себя так ведут.
Писательская карьера
К 1956-му году Чингиз понял, что хочет посвятить себя литературе и отправился учиться на столичные Высшие литературные курсы, а уже через год его повесть «Джамиля» переведена на французский. Работал корреспондентом «Правды» и некоторых журналов. В 1965 году снят первый фильм по книге Ай. «Белый пароход», повесть 70-го года, становится одним из самых знаменитых во всем мире произведений.
Сплетение глубокой человеческой драмы, философии, мифологии и яркого киргизского колорита в произведениях Чингиза Айтматова стало новшеством в литературе и покорило сердца многих читателей всей планеты. Он говорил о развитии цивилизации, в котором главным мерилом должны стать не деньги, а простая искренняя человечность и осознание хрупкости и красоты окружающего мира.
Первую свою высокую награду Чингиз получил в 1963 году (Ленинскую премию), и дальше не проходило и года без какого-то нового звания, медали, приза и почетных наград, каждая новая книга переводилась на множество языков, писатель становится известным во всей Европе, в США и на Востоке.
С девяностого года Айтматов стал послом России сначала в Люксембурге, а затем во всех государствах Бенилюкса, а также представителем РФ в ЮНЕСКО и НАТО. Создал международный благотворительный фонд, которым руководил до конца жизни. Биографию и литературу Айтматова изучают во многих европейских школах. Но он остается простым человеком, больше всего ценящим жизнь, природу и простых людей.
О земле, машинах и лошадях
— Вы часто и сейчас бываете в Шекере? Изменился аил за эти годы?
— Изменился, конечно. Нет плугов, коней, упряжи. Нет индивидуального общения человека с землей. Все через машины. Это подавляет. Помню, в детстве для меня было таинственной загадкой, как из арбузного семечка пополз по земле стебель с маленькими крохотными усиками, и потом как появилась завязь, а затем большой продолговатый плод. Это было мое занятие, мой росток, я его чувствовал, знал. А сейчас масштабы иные. Засевают сразу десять гектар, работают машины, техника. Скорость и темпы другие.
А у крестьянина что? Была пара коней, что с них возьмешь? И в то же время он понимал их, они были ему близки. Джаныбар — по-киргизски конь, а в переводе «имеющий душу». Так что с одной стороны — выигрыш, с другой — проигрыш. Есть приобретения, есть утраты. С одной стороны: электричество, телефон, автобус и так далее. И вместе с этим люди утратили свое исконное. Своя философия, своя история, легенды — это все уходит под наплывом массовой информации. Потом другое отношение возникает, связь с современной жизнью: купля, продажа, дисциплина. Люди зависят от магазина. С другой стороны — они приобрели знания: что происходит в мире, стране… в этом случае выигрыш. Вот и судите.
Я, как житель и села, и города вижу еще одну отличительную черту. В деревнях очень спокойное отношение к животным. Вот, к примеру, собака. В деревне она живет нормальной жизнью. Каждый хозяин относится по-своему, конечно. Но это не предмет забот, проблем. Нигде в деревне не будут люди говорить о своей собаке. А для городских жителей характерно пристрастное отношение к этому животному, хотя собака не квартирный житель. Когда она попадает в квартиру, это не нормально. Но городская жизнь сужает и контакты. Она больше сдерживает в проявлении чувств.
— А ваш Ильяс, герой повести «Тополек мой в красной косынке» относится и к своей машине, как к живому существу?
— Да, он бы, наверное, хорошо относился к лошади, быку. Но лошади у него нет. А у такого человека будет душа болеть и при виде бесхозяйственного отношения к машине.
Семья
- Дедушка (по отцу) — Айтмат Кимбильдиев, был талантливым ремесленником и портным.
- Дедушка (по матери) — Хамза Абдувалиев, уроженец пригорода Казани, был очень богатым человеком и купцом.
- Отец — Айтматов Торекул (1903—1938) — государственный деятель Киргизской ССР. В 1926 году окончил в Москве Коммунистический университет трудящихся Востока.
- Мать — Абдувалиева Нагима Хамзиевна (07.12.1904 — 10.08.1971) — общественный деятель. Поженились 3 сентября 1926 года. В 1935—37 годах жила с мужем в Москве.
- Младший брат — Ильгиз Айтматов (род. 08.02.1931). Доктор технических наук, профессор, академик НАН Киргизии. Член ряда Международных научно-технических академий. Лауреат Государственных премий СССР и Киргизской ССР в области науки и техники. Им опубликовано более 280 научных работ, в том числе 8 монографий, сделано 25 изобретений и одно крупное научное открытие. Экс-президент Национальной академии наук КР (1990—1993) и директор Института физики и механики горных пород НАН КР, с 2005 года советник дирекции этого же института. Международным биографическим Центром (Кембридж, Англия) имя академика И. Т. Айтматова внесено в список выдающихся людей XX века.
- Младшая сестра — Айтматова Люция (1934—1995). Окончила с отличием школу. Выпускница энергетического факультета Фрунзенского политехнического института. Первая среди женщин-киргизок инженер-энергетик, общественный деятель. У Люции был брат-близнец Рева, названный в честь Революции, умер в шестимесячном возрасте.
- Муж — Кенжебай Акматов (1932—1995), доктор биологических наук, автор терминологического словаря растений.
- Трое сыновей и внуки.
- Младшая сестра — Айтматова Роза (Розетта) (род.08.03.1937) — кандидат физико-математических наук, окончила физико-математический факультет Кыргызского женского педагогического института, окончила аспирантуру, доцент, заслуженный работник образования КР. Работала научным сотрудником Академии наук Киргизской ССР, преподавателем физики педагогического университета им. И. Арабаева. Автор более двухсот научно-методических статей по проблемам педагогики, а также статей и книг по гендерным проблемам. Перевела на кыргызский язык и издала международную Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW). Автор книг «Белые страницы истории» и «Человек жив до тех пор, пока о нём помнят…» в соавторстве с племянником Асаном Ахматовым, в 2016 году была удостоена международной премии имени Чингиза Айтматова, за книгу «Белые страницы истории»(2009), в которой рассказывается о жизни и деятельности их отца, Торекула Айтматова, репрессированного сталинским режимом в 1930-е годы, а также о детстве старшего брата. Лидер женского движения, перевела на кыргызский язык и издала Конвенцию по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1997). С 1996 года возглавляет организацию «Центр помощи женщинам».
- Муж — Эсенбек Алымкулов (ум.16.11.2005), кандидат медицинских наук, доцент, заслуженный врач Кыргызской Республики, известный детский хирург в Киргизии.
- Сын — Алымкулов Урмат — врач..С семьей живёт и работает в США.В городе Филадельфия.
- Дочь — врач
Внук — Ильяс
- Первая жена — Шамшибаева Керез (род. 1930—?), заслуженный врач Киргизской ССР
- сын — Санджар (род. 1954) — журналист и литератор. Представитель таможенной службы Республики Киргизия (2002). Спецпредставитель Правительства Кыргызской Республики в городе Москва (2004). Ныне живёт в Москве. Имеет свой бизнес.
- сын — Аскар (род. 1959) — в 1981 году окончил Институт Азии и Африки при МГУ.Специальность — историк-востоковед. Владеет английским, турецким, французским языками. Экс-министр иностранных дел Кыргызстана.Возглавляет общественный фонд «Иссык-кульский форум им. Чингиза Айтматова».Живёт в Бишкеке.
- Вторая жена — Мария Урматовна, окончила сценарный факультет ВГИКа
- от первого брака Марии Урматовны, дочь — Чолпон, ныне живёт в Лондоне, у неё растет сын.
- сын — Эльдар, учился в школе с английским уклоном,окончил Бельгийскую королевскую академию изящных искусств, художник и дизайнер,c 2004 года президент Международного фонда Чингиза Айтматова
внук — Сулейман, самый маленький внук Ч.Айтматова.
- дочь — Ширин (род. 28.07.1977) — родилась в Москве, училась в магистратуре в США. В совершенстве владеет русским, английским, французским, японскимВ 1987—2007 годы жила в США.Разработчик проекта «Дебют» Международного фонда Чингиза Айтматова.. Экс-депутат парламента КыргызстанаС февраля 2012 года по настоящее время — член комитета по законности, правопорядку и борьбе с преступностьюУшла из политики,имеет свой небольшой бизнес.
- внучка — Кира-Керемет (род. ок. 2008)
- внучка (род. 2013)
Айтматов и кино
Влияние творчества этого писателя на отечественную литературу известно хорошо. Оно стало предметом изучения и темой многочисленных статей. Однако не менее сильным является его влияние и на киноискусство. По произведениям Айтматова было снято немало фильмов. Самые известных из них:
- «Перевал».
- «Первый учитель».
- «Джамиля».
- «Материнское поле».
- «Белый пароход».
- «Буранный полустанок».
- «Прощай, Гульсары!».
В 2008 году со съемочной площадки, где производилась работа над кинолентой по роману «И дольше века длится день», писатель был госпитализирован. У Айтматова была обнаружена острая пневмония. Позже его перевезли в одну из клиник Нюрнберга. Скончался Чингиз Айтматов в Германии, похоронен недалеко от столицы Киргизии, в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит».
Творчество Айтматова было отмечено множеством наград, но главным его достижением стала любовь читателей. На похоронах классика русской и киргизской литературы собралось столько людей, что давка едва не обернулась трагедией. В мае 2008 года писателя планировали выдвинуть на Нобелевскую премию. Ее, к сожалению, Айтматова получить не успел.
О «необходимости лишнего» и испытании сытостью
— Великий американский режиссер Гриффит когда-то сказал: «То, что человек получает — это средства к существованию. А то, что отдает — сама жизнь». И, конечно, когда материальные блага становятся целью существования — личность деградирует. Вот, например, ваш Абакир из «Верблюжьего глаза». И все-таки, мне кажется, всегда существует «необходимость лишнего»…
— Да, это очень большая и деликатная тема. Я стою за то, чтобы жизнь была полноценной. Чтобы человек не испытывал недостатка в элементарных вещах.
Встречаются еще ханжи, которые проповедуют воздержание, а сами не прочь иметь то, что пока дефицитно. Но иногда люди сами не замечают, как вещи начинают давить на них. Как страсть к накопительству выхолащивает все человеческое. Надо сказать, испытание сытостью, изобилием — очень большой соблазн. И надо готовить людей к этому, чтобы они имели вкус, умели творчески относиться к выбору. Естественно, потребности постоянно растут. Так уж устроен человек. Но это не значит, что он должен быть рабом своих желаний — тут должны проявиться его ум, культура.
«Плаха»
В романе «Плаха» 1986 года рассказывается о судьбах Бостона Уркунчиева и Авдия Каллистратова. Между собой их удивительным образом связывает волчица по кличке Акбара.
Сам роман разделен автором на три части. В двух первых частях подробно рассказывается о судьбе Авдия Каллистратова, бывшего семинариста.
Третья часть практически полностью посвящена Бостону. Ему приходится приспосабливаться в трудный период в жизни всей страны, когда происходит переход от социалистической собственности к частной.
Это один из самых известных романов Чингиза Айтматова. В 1989 году он был экранизирован. Фильма Дооронбека Садырбаева назывался «Плач волчицы».
Роман вышел во времена перестройки, когда в стране была провозглашена гласность. Но даже в такое время книга Айтматова многих поразила. В ней были подняты важные социальные вопросы, откровенно рассказывалось о коррупции, наркомании, духовенстве.
Начало пути
Великая Отечественная война стал причиной, по которой четырнадцатилетний Чингиз вынужден был стать секретарем совета в родном поселке, так как все жители аула вынуждены были уйти на фронт. Окончив 8-м классов, будущий академик был зачислен в Джамбульский зоотехникум. Студент блистательно завершил учебу, получив отличие, продолжил обучаться в сельскохозяйственном институте.
Вскоре Чингиз Айтматов становится редактором газеты «Литературный Киргистан». В 1963 году писатель издает первый сборник «Повести гор и степей». Самыми запоминающимися стали произведения «Материнское поле» и «Первый учитель». В своих работах Айтматов рассказывал о непростой судьбе простого деревенского жителя, анализировал и рассматривал с разных позиций ключевые проблемы.
О природе
— В ваших произведениях вы почти язычник, настолько одушевляете природу. Критерий нравственности для вас — отношение человека к природе?
— Мне думается, очень важна сознательная миссия культуры. Надо учиться любить и страдать. Подобное относится и к природе. Уметь любоваться, ценить, наслаждаться природой. Видеть и в этом смысл и красоту жизни. Надо чтобы человек осознал, он — часть природы, живет один раз и вот земля — это лоно. И он должен не разрушать ее, а наоборот — украшать. Относиться к природе, как к равному, разумно и вдохновенно.
— Так что же все-таки, приспосабливаться или покорять? Значит ли это, что вы в принципе против преобразования природы?
— В принципе против, но я сознаю, что есть общество и потребность добывания хлеба насущного. Но хотелось бы больше мысли, альтруизма, чтобы все делалось с наименьшим ущербом для земли. И в этом должен проявиться творческий подход к природе. Нет, я вовсе не последователь Руссо, но меня волнует вопрос, что должны мы, люди, сделать, чтобы человек не утратил своей причастности к миру природы, ощущения поэтичности и красоты мира…
О значении детства
— Почему многие ваши произведения написаны от лица подростка, юноши? Существует теория, что человек на протяжении своей жизни сохраняет верность мировосприятию какого-то одного периода своего развития. Некоторые до седых волос остаются детьми. Другие задерживаются в юности. А есть такие, что с детства похожи на маленьких стариков. Мне кажется, в вашем творчестве особую роль играют детские впечатления?
— Нет, для меня это скорее удобный прием. Подросток осознает мир, узнает людей, он действует…. В моей новой повести «Пегий пес, бегущий краем моря» два персонажа — старик и мальчик, и каждый по-своему помогает мне сказать то, что я хочу. Старик через свой опыт — одно, а мальчик — оттеняет, дополняет, оттачивает, а иногда раскрывает то, что уже недоступно старику. И когда я пишу о старике, я могу представить себя стариком, а о мальчике — мальчиком. Ведь всегда то, что пишешь — это часть собственного «я».
Конечно, детство — это неисчерпаемая сокровищница впечатлений. Художник возникает в детстве, а потом культура, эрудиция оформляют, дополняют личность. Если этого не будет, он так и останется при своей детской впечатлительности. Я не знаю ни одного взрослого человека, тем более художника, который бы не нес в себе детские впечатления, отпечаток своего детства. Это неизбежно, независимо от того, хочет ли он, чтобы этот отпечаток проявлялся или нет. Я не случайно сделал героем повести «Белый пароход» мальчика. Я хотел утвердить мысль о том, что детство — зародыш личности. И об этом надо очень серьезно думать в эпоху научно-технической революции, универсализации всех средств информации. Если раньше на психику ребенка оказывали влияние бабушка или дед, близкие люди, наделенные чутьем, которые могли воспитать, привить какие-то нравственные установки, мировоззрение, то сейчас эти функции переложены на школу, детский сад. Это хорошо с точки зрения глобального охвата и общедоступности. Но всеобщность и тотальность имеют и отрицательные свойства, в определенной усредненности подачи — подобное ведет к стандартизации мышления. Все дети ежемоментно слушают одну и ту же передачу по телевидению, смотрят одни и те же фильмы. Это создает небывалую в истории всеобщность установок, эстетических, моральных. Мы утрачиваем индивидуальность развития молодого человека.
Сын репрессированного коммуниста
Он родился в 1928 году в Киргизии, в глухой сельской местности. Родители Айтматова принадлежали к первому поколению коммунистов, которое подверглось репрессиям в конце тридцатых годов. Ареста не избежал и отец писателя. Позже в своем первом романе отразит эти события Чингиз Айтматов.
Биография этого человека удивительна. Спустя десятилетия даже Айтматову не верилось, что, будучи четырнадцатилетним подростком, он мог выполнять обязанности секретаря аилсовета и решать вопросы, которые касались различных сторон сельской жизни. К началу войны будущий писатель успел окончить всего семь классов. Но все мужчины ушли на фронт. В деревнях остались женщины и дети, которым пришлось слишком рано повзрослеть.
Личная жизнь
Писатель восхищался женской красотой и глубоко понимал женский характер. Доказательством тому служат достоверно и выпукло выписанные образы женщин в книгах Чингиза Айтматова: сильная Джамиля из одноименной повести, юная романтичная Асель («Тополек мой в красной косынке»), мудрая Толгонай, потерявшая на войне сыновей, но сохранившая внутреннюю красоту души («Материнское поле»).
Чингиз Айтматов с женой Керез, сыновьями Санжаром и Аскаром
Почти в каждом произведении есть та женщина, от появления которой на страницах книги становится светлее на душе у главного героя или читателя. И в жизни писателя женская красота играла важную роль. С первой женой, Керез Шамшибаевой, Чингиз познакомился во время учебы в сельскохозяйственном институте. Девушка училась в медицинском институте и тоже интересовалась литературой.
После школы отличница Керез даже получила направление в Московский литературный институт, но материальные обстоятельства не позволили уехать. Керез Шамшибаева стала прекрасным врачом и руководителем, трудилась в Министерстве Здравоохранения Киргизии. Родила двоих сыновей. Санджар Чингизович родился в 1954 году, он журналист и литератор, бизнесмен. Аскар Чингизович родился в 1959 году, стал историком-востоковедом, общественным деятелем.
Чингиз Айтматов и Бюбюсара Бейшеналиева
В конце пятидесятых годов Чингиз Айтматов встретил главную любовь своей жизни – балерину Бюбюсару Бейшеналиеву. Роман начался в Ленинграде и продолжался четырнадцать лет. Влюбленные не могли пожениться: высокое положение обоих требовало соблюдения приличий. Коммунист не мог просто так развестись с женой ради брака с Народной артисткой СССР, за которой ухаживали первые люди государства.
Переживания писателя находили выход в его произведениях. Мучается от необходимости делать выбор между женой и любовницей Танабай в повести «Прощай, Гульсары». Влюбляется во вдову друга Буранный Едигей в романе «И дольше века длится день». В обоих произведениях женщины оказываются более стойкими морально, чем лирический герой, готовый очертя голову бежать за новой любовью.
Вторая семья Чингиза Айтматова
Четырнадцать лет продлилась тайная связь, о которой ходило множество сплетен в республике. Бюбюсара Бейшеналиева умерла 10 мая 1973 года после полутора лет борьбы с раком груди. Через двадцать лет в соавторстве с Мухтаром Шахановым Айтматов написал книгу «Исповедь на исходе века» (второе название «Плач охотника над пропастью»), в которой откровенно рассказал историю этой любви.
Второй женой Чингиза Торекуловича стала Мария Урматовна. К моменту знакомства с именитым писателем Мария успела окончить сценарный факультет ВГИКа, побывать замужем и родить дочку Чолпон. Во втором браке родились сын Эльдар и дочь Ширин. Эльдар Чингизович окончил академию изящных искусств в Бельгии, он дизайнер и художник, руководит домом-музеем Айтматова в Бишкеке.
О войне
— Много лет прошло с тех пор, как закончилась война, а вы снова и снова возвращаетесь в то время. Почему?
— Мне думается, тема войны, испытания человека войной еще долго будет волновать умы наших современников. Каждый пишет об этом по-разному. У всякого времени свои военные книги. Я не был на фронте, но мои детство и юность совпали с этим периодом. И сегодня эта тема кажется мне злободневной. Война — время дефицита человечности. А меня сейчас больше всего волнует вопрос доброты, гуманности. Как оградить человека, как сохранить то, что дает природа? Как не растерять связь с ней, и тем, что заложено в нас нашими предками, как остаться человеком, защитить, не дать разрушить, и передать потомкам удивительный мир безумно красивой нашей планеты…
Киргизский писатель и русская проза
Творчество Чингиза Айтматова удивительным образом примкнуло к произведениям таких русских авторов, как Валентин Распутин и Виктор Астафьев. В книгах всех этих писателей наблюдаются следующие общие черты: насыщенность, метафоричность, полное отсутствие социалистического оптимизма. И кажется странным, что довольно пессимистическая повесть «Белый пароход» вошла в школьную программу уже в семидесятые годы.
Отец писателя, как уже было сказано, был крупным киргизским партработником, репрессированным в 1938 году. А потому особенно удивительной кажется жизнь, которую прожил Чингиз Айтматов. Биография и творчество этого человека складывалась в непростые времена, но, несмотря на это, уже в 1952 годы в республике стали издавать его первые произведения.
Чингиз Айтматов: краткая биография и творчество
Чингиз Торекулович Айтматов — прозаик, писавший на киргизском и русском языках (12.12. 1928 кишлак Шекер Киргизс. ССР – 10.06.2008 Нюрнберг, Германия). Ребёнком, живя у бабушки, Айтматов приобщился к традиционному кочевому быту киргизов. Родители его окончили русскую школу; отец, партработник ещё со времен большевистского переворота, в 1937 стал жертвой сталинского произвола. Чингиз Айтматов рос в двуязычной среде, в 1948 окончил двухгодичный ветеринарный техникум, в 1953 — сельскохозяйственный институт.
Айтматов 3 года работал в НИИ скотоводства, в эти же годы (с 1952) публиковал в местных органах печати отдельные рассказы. В 1956-58 он занимался на Высших Литературных курсах при Литературном институте в Москве, затем был редактором журнала «Литературный Киргизстан», журналистом во Фрунзе. После публикации рассказа «Лицом к лицу» в журнале «Октябрь», (1958, № 3) Айтматов получил доступ на страницы московских журналов, с 1958 стал одним из авторов журнала «Новый мир».
Широкую международную известность принесла ему повесть «Джамиля» (1958). В 1959 Чингиз Айтматов вступил в КПСС. За сборник «Повести гор и степей» он в 1963 получил Ленинскую премию, в 1968 и 1983 — Государственные премии СССР. После еще нескольких повестей и рассказов Айтматов совместно с К. Мухамеджановым написал пьесу «Восхождение на Фудзияму» (1973 год), которая в том же году была поставлена театром «Современник».
В 1980 Чингиз Торекулович обратился к форме объемного романа, причем наибольшее число противоречивых мнений и дискуссий вызвал роман «Плаха» (1986). С 1966 Айтматов — депутат Верховного Совета. В 1967-88 — член редколлегии журнала «Новый мир», с 1967 входит в редколлегию «Литературной газеты»; в 1981 — делегат XXVI съезда КПСС; в 1988-90 — главный редактор журнала «Иностранная литература»; в 1990-1994 — посол в Люксембурге.
Тематика прозы Чингиза Айтматова часто связана с его родной Киргизией. В центре его произведений — человек под ударами судьбы, человек страждущий. В ранних произведениях, из жизни трактористов, шоферов, колхозников современная техника показана в сочетании с чарующими степными пейзажами Средней Азии; средствами языка ему удается воспроизвести музыку и живопись; он умеет живо обрисовать образы (в особенности женские), душевные движения, еще не осознанные самими героями. Используя традиционную форму рассказа в рассказе и вводя повествователя ( в «Джамиле» это 15-летний подросток), Чингизу Айтматову удается сделать изображаемое им более глубоким.
В повести «Прощай, Гульсары» (1966) трагизм судьбы главного героя обусловлен произволом сталинизма. В повести «Белый пароход» (1970) Айтматов впервые вводит мифологические сказания в современный материал, создавая своего рода притчу. Идейную и сюжетную основу повествования образует сказание о Рогатой матери-оленихе — обожествлённом воплощении доброты. Эта доброта в сюжетном развитии повести воплощена в образах семилетнего мальчика и его деда и гибнет под натиском бездушного материализма. В повести «Пегий пес, бегущий краем моря» (1977 год) автор перенёс действие в мифические древние времена на берега Охотского моря. Проникнутые верой в высшую силу, вершащую земные судьбы, дед, отец и еще один рыбак жертвуют собой в бурю ради мальчика. На примере героя, ставшего жертвой сталинизма, затем реабилитированного, но по-человечески совершенно разрушенного, Ай поднимает проблему молчания, делающего человека совиновником; драма выходит за рамки темы преодоления прошлого. В первом романе Чингиза Торекуловича «И дольше века длится день» (1980) сочетаются не только миф и действительность, но и реальная жизнь населения Средней Азии с фантастикой межпланетных контактов. В этой многоплановости автор выделяет основные этические вопросы современной цивилизации. В романе «Плаха» (1986) Айтматов обращается к актуальным темам: наркомания, защита окружающей среды и богоискательство в СССР. Роман, в том числе и сильные в художественном отношении картины природы, сконструирован рассудочно по форме и содержанию. Глава о Христе и Пилате, где Чингиз Айтматов идет по стопам М. Булгакова, проигрывает из-за незнания христианства и недостатка веры.