Николай михайлович карамзин: биография, семья, творчество, память

Лирика Николая Карамзина

В поэзию Карамзин тоже привнес «свежий ветер». В его стихотворениях появились нотки предромантизма, хотя в целом это сентиментальная поэзия.

В своем произведении «Поэзия» Николай Михайлович впервые выразил мысли о ее новом назначении и новых задачах. В отличие от произведений классицистов, где был государственный посыл, у Карамзина поэзия имеет личную, интимную направленность.

Впервые в России он стал прославлять великого английского драматурга Шекспира. Его сильно впечатляет глубоко психологическая направленность произведений.

Карамзин старается расширить жанровые рамки поэзии в нашей стране. Он пишет первые баллады, которые потом лягут в основу творчества великих романистов. В дальнейшем баллады станут главным жанром великого Жуковского.

В своей лирике Карамзин впервые воспевает красоту русской природы. В его произведениях «Волга», «Осень» звучат переплетения состояния природы с человеческими чувствами.

Новаторским решением стала и рифмовка Карамзина. Как правило, она не упорядочена и создает особую атмосферу непринужденности и легкости. Не случайно Николая Михайловича считают родоначальником «легкой поэзии».

Увлечение историей России

В это же время, в начале 1790-х гг., Николая Карамзина сильно увлекла история России. Им были прочитаны множество летописных памятников, исторических сочинений и других трудов.

В «Историческом похвальном слове Екатерине Второй» Карамзин выразил все свои мысли о сути и судьбе монархии в России.

Не случайно в 1803 году император Александр Первый даст Карамзину звание историографа. После его смерти этот титул больше не назначался. Для него стали открыты все необходимые архивы и библиотеки.

Такое увлечение историей было основано на великой любви к Родине, патриотизме и глубокой нравственности писателя Карамзина.

Биография Карамзина

Собственными корнями биография Николая Карамзина идет из рода дворян татарского происхождения.

Ещё когда Карамзин был только начинающим писателем, он уже участвовал в создании первого русского журнала для детей.

Николая Карамзина многие знают в качестве автора сентиментальной повести “Бедная Лиза” и “Истории государства Российского”.

Его перу также принадлежит самое загадочное произведение русской литературы конца XVIII века с названием “Остров Борнгольм”. В данной повести имеется много черт, которые характерны для готического романа. Это интересный писатель, публицист, переводчик и историк добавил произведению таинственной и ужасной атмосферы, прорисовал мрачный пейзаж и загадочных персонажей, чем и смог заинтриговать читателей, оставив их в конце наедине с неразрешёнными загадками.

Карамзин при нашествии Наполеона проживал в Москве. Не желая быть «примером робости» для сограждан, ему пришлось покинуть столицу только за несколько часов до вступления в неё врага. В московском пожаре Николай Карамзин утратил настоящее сокровище – собственную библиотеку.

Взаимоотношения с деньгами у данного писателя не складывались на протяжении всей жизни. Еще будучи дворянином, прославленным литератором и историком, ему не хватало денег, что и вынуждало его к подработкам в виде переводов текста.

При жизни этот великий человек смог перевести на русский язык несколько важных произведений Шекспира.

Детство и юность

Родился Николай Карамзин 12 декабря 1766 года. Детство его прошло в доме отца, Михаила Егоровича, который считался на тот момент отставным капитаном.

Мать Николая рано ушла из жизни, поэтому его воспитывал отец.

Как только мальчик научился читать, он стал брать в руки книги из семейной библиотеки, принадлежавшей его маме. Среди этих книг были французские романы, а также произведения Эмина и Роллена.

Начальное образование Карамзин получил дома, а затем он обучался в Симбирском дворянском пансионе. После этого в 1778 году будущего литератора отправили в пансион профессора Московского.

Еще с детских лет Карамзин интересовался историей. Этому поспособствовала историческая книга Эмина.

Когда мальчику исполнилось 8-9 лет, он много читал. Тогда в его руках были серьёзные романы, а не только легкомысленные книги.

Николай Карамзин в юности был масоном. В 17-летнем возрасте он вступил в ложу «Золотого венца» в Симбирске, а через несколько лет после этого в Москве он присоединился к «Дружескому учёному обществу», которое было возглавлено масонами Н.И. Новиковым и И.Г. Шварцом.

Семья

Семья Карамзина была дворянского рода, происходившего от татарского Кара-мурзы.

Отец будущего литератора и историка был средним помещиком и офицеров в отставке, а его мать умерла, когда Карамзин еще был ребенком. 

Личная жизнь

Писатель дважды был женат. От первого брака у него появилась дочь, а от второго – 9 детей.

В 1801 году Николай Михайлович Карамзин впервые связал свою жизнь брачными узами. Женой писателя тогда стала Елизавета Ивановна Протасова. Молоденькая девушка на тот момент времени уже была влюблена в историка. Карамзин часто признавался, что Елизавету он любил на протяжении 13 лет. Первая супруга Николая Михайловича была образованная гражданка.

При надобности первая жена всегда помогала Карамзину. Единственное, что побеспокоило Елизавету Ивановну – это здоровье. В марте 1802 года она родила Софью Николаевну Карамзину – дочку литератора. Протасова тогда страдала послеродовой горячкой, которая и стала для нее смертельной. Если верить мнениям исследователей, то произведение «Бедная Лиза» Карамзин посвятил именно своей первой супруге.

Будучи вдовцом, Николай Карамзин повстречал Екатерину Андреевну Колыванову. Девушка была внебрачной дочерью князя Вяземского. В данном браке у них родилось 9 детей.

Жизнь в провинциальном Симбирске

Внешне Карамзин живет беспорядочной, рассеянной жизнью светского человека, блистающего столичными манерами и галантным обхождением с дамами. Николай Михайлович модно одевается, следит за своей внешностью, играет в карты. На губернских балах он был ловким и блестящим кавалером. Но все это – лишь внешние проявления его характера.

В это время Карамзин, биография которого богата на довольно неожиданные повороты и события, серьезно задумывается о своем месте в жизни, много читает, знакомится с интересными людьми. Он уже получил хорошее образование, но продолжает развиваться, приобретая все новые знания в различных сферах. Больше всего Карамзин интересуется историей, литературой и философией.

Друг семьи Иван Петрович Тургенев, масон и литератор, состоявший в большой дружбе с Николаем Ивановичем Новиковым (который был также масоном, талантливым журналистом, книгоиздателем и писателем-сатириком), сыграл определенную роль в жизни будущего писателя. По его совету Николай Михайлович переехал в Москву и познакомился с кружком Новикова. Так начался новый период в его жизни, охватывающий время с 1785 по 1789 годы. Скажем о нем несколько слов отдельно.

Подробнее

Будущий историк по имени Николай Михайлович Карамзин был рожден в городе Симбирске, 12 декабря 1766 в семье потомственных дворян. Свои самые первые начальные основы образования, Николай получил дома. После получения начального образования, отец отдал в дворянский пансеон, который находился в Симбмрске. А в 1778 году, он перевез сына в московский пансион. Помимо основного образования, юный Карамзин так же очень сильно увлекался иностранными языками и параллельно посещал лекции.

После окончания своего образования, в 1781 году, Николай по совету своего отца пошел на военную службу, в элитный на то время, Преображенский полк. Дебют Карамзина, как писателя состоялся в 1783, с произведением под названием «Деревянная нога». В 1784 Карамзин решил закончить свою карьеру военного и поэтому вышел в отставку, со званием поручика.

В 1785 после окончание своей военной карьеры, Карамзин принимает волевое решение переехать из Симбмрска, в котором он родился и прожил почти всю жизнь, в Москву. Именно там литератор познакомился с Новиковым и Плещеевыми. Так же, находясь в Москве он увлекся масонством и по этой причине он вступил в масонский кружок, там он заводит общение с Гамалеей и Кутузовым. Помимо своего увлечения он так же занимается изданием своего первого детского журнала.

Помимо написания собственных трудов, Карамзин так же занимается переводами различных произведений. Так в 1787 году он переводит трагедию Шекспира — «Юлий Цезарь». Уже через год он переводит «Эмилия Галотти» написанное Лессингом. Первое же произведение целиком и полностью написанное Карамзином вышло в 1789 году и назвалось оно «Евгений и Юля», публиковалось оно в журнале под названием «Детское чтение»

В 1789-1790 Карамзин решает разнообразить свою жизнь и поэтому отправляется в путешествие по всей Европе. Писатель посетил такие основные страны, как Германия, Англия, Франция, Швейцария. Во время своего путешествия Карамзин познокомился со многими известными историческими личностями того времени, например Гердер и Бонне. Ему даже удалось поприсутствовать на выступлениях самого Робеспьера. Во время путешествия он непросто любовался красотами Европы, но и все это тщательно описывал, после чего назвал этот труд «Письма русского путешественника».

Умер Карамзин 22 мая (3 июня) 1826 в Петербурге.

2. Карамзин-писатель

2.1. Сентиментализм

Публикация Карамзиным «Писем русского путешественника» (1791—1792) и повести «Бедная Лиза» (1792; отдельное издание 1796) открыли в России эпоху сентиментализма.

Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.

Публикация этих произведений имела большой успех у читателей того времени, «Бедная Лиза» вызвала множество подражаний. Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался, в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина.

2.2. Поэзия Карамзина

Поэзия Карамзина, развившаяся в русле европейского сентиментализма, кардинально отличалась от традиционной поэзии его времени, воспитанной на одах Ломоносова и Державина. Наиболее существенными были следующие отличия:

Карамзина интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума. Объект поэзии Карамзина составляет «простая жизнь», и для её описания он использует простые поэтические формы — бедные рифмы, избегает обилия метафор и других тропов, столь популярных в стихах его предшественников.

«Кто же милая твоя?»
Я стыжусь; мне, право, больно
Странность чувств моих открыть
И предметом шуток быть.
Сердце в выборе не вольно!..
Что сказать? Она… она.
Ах! нимало не важна
И талантов за собою
Не имеет никаких;
Странность любви, или бессонница (1793)

Другое отличие поэтики Карамзина состоит в том, что мир для него принципиально не познаваем, поэт признаёт наличие разных точек зрения на один и тот же предмет:

Один голос
Страшно в могиле, хладной и тёмной!
Ветры здесь воют, гробы трясутся,
Белые кости стучат.
Другой голос
Тихо в могиле, мягкой, покойной.
Ветры здесь веют; спящим прохладно;
Травки, цветочки растут.
Кладбище (1792)

2.3. Произведения Карамзина

  • «Евгений и Юлия», повесть (1789)
  • «Письма русского путешественника» (1791-1792)
  • «Бедная Лиза», повесть (1792)
  • «Наталья, боярская дочь», повесть (1792)
  • «Прекрасная царевна и счастливый карла» (1792)
  • «Сиерра-Морена», повесть (1793)
  • «Остров Борнгольм» (1793)
  • «Юлия» (1796)
  • «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода», повесть (1802)
  • «Моя исповедь», письмо к издателю журнала (1802)
  • «Чувствительный и холодный» (1803)
  • «Рыцарь нашего времени» (1803)
  • «Осень»

2.4. Реформа языка Карамзина

Проза и поэзия Карамзина оказали решительное влияние на развитие русского литературного языка. Карамзин целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского языка.

Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов — как неологизмов («благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утончённость», «первоклассный», «человечный»), так и варваризмов («тротуар», «кучер»). Также он одним из первых начал использовать букву Ё.

Изменения в языке, предлагаемые Карамзиным, вызвали бурную полемику в 1810-х годах. Писатель А. С. Шишков при содействии Державина основал в 1811 году общество «Беседа любителей русского слова», целью которого была пропаганда «старого» языка, а также критика Карамзина, Жуковского и их последователей. В ответ в 1815 году образовалось литературное общество «Арзамас», которое иронизировало над авторами «Беседы» и пародировало их произведения . Членами общества стали многие поэты нового поколения, в том числе Батюшков, Вяземский, Давыдов, Жуковский, Пушкин. Литературная победа «Арзамаса» над «Беседой» упрочила победу языковых изменений, которые ввёл Карамзин.

Несмотря на это, позже произошло сближение Карамзина с Шишковым, и, благодаря содействию последнего, Карамзин в 1818 году был избран членом Российской академии.

Творческие труды

Николай Михайлович прекращает издание «Московского журнала» и переезжает в село Знаменское, где ведёт активную литературную деятельность. С 1794 по 1795 год выходит два тома альманаха «Аглая», повести «Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена» и «Афинская жизнь», а также несколько переводов с французского языка.

Вдали от друзей и одинокий в личной жизни, Карамзин женился на Е. И. Протасовой, которая через год умерла, оставив ему дочь. Враги, которых у него было много, писали на него доносы.

Восхождение на престол Павла I, даёт писателю надежды на ограничение тирании, смягчение цензуры и содействие просвещению. Но к сожалению они не оправдались.

С 1796 по 1801 год Карамзин пишет три книги альманаха «Аониды», повесть «Юлия», а также «Пантеон иностранной словесности» для приближения России к европейской культуре.

И вновь воцарение нового императора Александра I одушевляет писателя. Он возвращается к изданию «Московского журнала», работает над изданием «Пантеон российских авторов, или Собрание их портретов с замечаниями», а также выпускает собрание своих сочинений в восьми томах. Основной работой Карамзина в период с 1801 по 1803 год было издание журнала «Вестник Европы», в котором печатались переводные сочинения, оформленные автором в продуманную программу. Здесь Карамзин проявил себя политическим мыслителем и писателем.

Также в эти годы выходят повести «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода», «Рыцарь нашего времени» и «Моя исповедь», где была предпринята проверка идеологии Просвещения.

«История государства Российского»

С 1803 года в течение 13 лет Карамзин был официальным историографом. Он женился второй раз и увлекся работой над историческими трудами. Так началась его работа над «Историей государства Российского».

В это время он отправил царю трактат «О древней и новой России в её политических и гражданских отношениях», в котором излагалась критика правления Александра I

Карамзин также обратил внимание на излишнюю жестокость реформ Петра I, и на особый путь развития России, отличающийся от западного. Критики также подверглись Екатерина II и Павел I

Идеи Карамзина относительно политики Российского государства выражались в том, что самой лучшей формой правления является республика, которая, к сожалению, в России утопична и пагубна. Сейчас же государство находится на таком этапе развития, что ему соответствует просвещённая монархия. Писатель отдавал себе отчёт в том, что административный порядок и бюрократический подход государственного аппарата важнее для императора, чем просвещение население.

Седьмой том «Истории государства Российского» был закончен только после окончания войны в 1814 году. Этот период был для Карамзина непростым — охлаждение императора, эвакуация в Нижний Новгород, смерть детей. В 1816 году он уехал в Петербург, чтобы издать свою работу.

Александр I тянул с аудиенцией, и разрешение на печать никак не удавалось получить. Только в 1818 году вышли первые восемь томов. Успех их был невероятен — сразу возникла необходимость в новом издание.

Оставшись жить в Петербурге, Карамзин был принят двором и награждён орденом Анны 1-ой степени и получил звание статского советника. На его летнюю дачу в Царское село приезжали Тургенев, Пушкин, Вяземский и др.

Вскоре Карамзин издал 9-ый, 10-ый, 11-ый тома работы, а 12-ый том вышел уже после его смерти. В 1818 году он был избран в Российскую академию, где в своей речи он назвал высшую цель истории — «раскрытие великих способностей души человеческой».

Смерть императора и декабристское восстание на Сенатской площади оказали сильное влияние на Карамзина. Это был человек своей эпохи, на исходе своей жизни, увидевший её закат. Скончался он в 1826 году, оставив после себя труды, которые внесли неоценимый вклад в развитие истории своего государства и литературы.

1. Биография

Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года около Симбирска. Вырос в усадьбе отца — отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина (1724—1783) среднепоместного симбирского дворянина, потомка мурзы из Волжской Булгарии Кара-Мурза. Получил домашнее образование, с четырнадцати лет обучался в Москве в пансионе профессора Московского университета Шадена, одновременно посещая лекции в Университете.

1.1. Начало карьеры

В 1778 году Карамзин был отправлен в Москву в пансион профессора Московского университета И. М. Шадена.

В 1783 году, по настоянию отца, поступил на службу в петербургский гвардейский полк, но вскоре вышел в отставку. Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. После отставки некоторое время жил в Симбирске, а потом — в Москве. Во время пребывания в Симбирске вступил в масонскую ложу «Золотого венца», а по приезде в Москву в течение четырёх лет (1785—1789) был членом масонской ложи «Дружеское учёное общество».

В Москве Карамзин познакомился с писателями и литераторами: Н. И. Новиковым, А. М. Кутузовым, А. А. Петровым, участвовал в издании первого русского журнала для детей — «Детское чтение для сердца и разума».

1.2. Поездка в Европу

В 1789—1790 предпринял поездку в Европу, в ходе которой посетил Иммануила Канта в Кёнигсберге, был в Париже во время великой французской революции. В результате этой поездки были написаны знаменитые «Письма русского путешественника», публикация которых сразу же сделала Карамзина известным литератором. Некоторыми филологами считается, что именно с этой книги ведёт свой отсчёт современная русская литература.

Знаменитой стала фраза: «Воруют..», произнесённая Карамзиным во время этой поездки в ответ на вопрос соотечественника о родине. В изложении Сергея Довлатова этот исторический анекдот звучит так:

1.3. Возвращение и жизнь в России

Н. М. Карамзин на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

По возвращении из поездки в Европу, Карамзин поселился в Москве и начал деятельность в качестве профессионального писателя и журналиста, приступив к изданию «Московского журнала» 1791—1792 (первый русский литературный журнал, в котором среди других произведений Карамзина появилась упрочившая его славу повесть «Бедная Лиза»), затем выпустил ряд сборников и альманахов: «Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», «Мои безделки», которые сделали сентиментализм основным литературным течением в России, а Карамзина — его признанным лидером.

Император Александр I именным указом от 31 октября 1803 даровал звание историографа Николаю Михайловичу Карамзину; к званию тогда же было добавлено 2 тыс. руб. ежегодного жалования. Титул историографа в России после смерти Карамзина не возобновлялся.

С начала XIX века Карамзин постепенно отошёл от художественной литературы, а с 1804 г., будучи назначенным Александром I на должность историографа, он прекратил всякую литературную работу, «постригаясь в историки». В 1811 году он написал «Записку о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях», в которой отражались взгляды консервативных слоёв общества, недовольных либеральными реформами императора. Своей задачей Карамзин ставил доказательство того, что никаких преобразований проводить в стране не нужно. Его записка сыграла важную роль в судьбе великого российского государственного деятеля и реформатора, главного идеолога и разработчика реформ Александра I Михаила Михайловича Сперанского. Которого, через год после «записки», император сослал на 9 лет в Пермь.

«Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях» сыграла также роль набросков к последующему огромному труду Николая Михайловича по русской истории. В феврале 1818 года Карамзин выпустил в продажу первые восемь томов «Истории государства российского», трёхтысячный тираж которых разошёлся в течение месяца. В последующие годы вышли ещё три тома «Истории», появился ряд переводов её на главнейшие европейские языки. Освещение русского исторического процесса сблизило Карамзина с двором и царём, поселившим его подле себя в Царском селе. Политические воззрения Карамзина эволюционировали постепенно, и к концу жизни он являлся убеждённым сторонником абсолютной монархии.

Незаконченный XII том был издан после его смерти.

Карамзин скончался 22 мая (3 июня) 1826 г. в Санкт-Петербурге. Смерть его явилась результатом простуды, полученной 14 декабря 1825 года. В этот день Карамзин был на Сенатской площади…

Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Карамзин как поэт и писатель

Как писал А. И. Герцен, Карамзин сделал литературу гуманной. Влияние творчества Карамзина на русскую литературу сложно переоценить. Именно Карамзин является лидером сентиментализма в России, который в русской литературе начался с произведений Николая Михайловича «Письма русского путешественника» и «Бедная Лиза». Публикация этих произведений имела оглушительный успех у читателей, а «Бедная Лиза» вызвала огромное количество подражаний. От сентиментализма Карамзина отталкивался романтизм Жуковского, сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на творчество Пушкина.

Развивавшаяся в традициях европейского сентиментализма, поэзия Карамзина существенно отличалась от традиционной русской поэзии того времени, которая была основана на одах Ломоносова и Державина. Главными отличиями поэзии Карамзина от традиционной поэзии того времени были:

  • стихи воспевают внутренний мир человека, а не физический
  • объектом поэзии Карамзина является обычная жизнь, для описания которой используются простые поэтические формы
  • признание разных точек зрения на одно и то же явление или предмет.

Творчество Карамзина сыграло важную роль в развитии литературного языка в России. Он целенаправленно отказывался от применения церковнославянской грамматики и лексики и приводил язык своих произведений к народному языку своего времени. В качестве образца использовались синтаксис и грамматика французского языка.

Замечание 2

В русский язык Карамзин ввел большое количество неологизмов, например, «достопримечательность», «благотворительность», «влюбленность», «человечный», «вольнодумство» и т.д. Карамзин первым начал использовать букву Ё.

Эти изменения вызвали бурную дискуссию в 1810-х годах. В 1811 году Шишковым и Державиным было основано общество «Беседа любителей русского языка», которые ставили своей целью пропаганду старого языка и критику Карамзина и его последователей. В ответ на это в 1815 году сформировалось литературное общество «Арзамас», членами которого стали поэты нового поколения – Вяземский, Давыдов, Пушкин, Батюшков, Жуковский.

Несмотря на этот спор, позже произошло сближение Карамзина с Шишковым, благодаря содействию которого Карамзин был избран членом Российской академии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: