Франсуа де ларошфуко

Салон участие

Герб города Ла-Рошфуко и семьи Ла-Рошфуко

Несколько раньше Ларошфуко занял свое место в салон из Мадлен де Сувре, маркиза де Сабле, член Маркиза де Рамбуйе côterie, и основатель своего рода преемника, чьим особым литературным трудом было написание Фразы и Максим. В 1662 году голландская фирма Дом Эльзевира тайком опубликовал то, что якобы было его мемуарами, что принесло ему и проблемы, и известность. Многие из его старых друзей обиделись. Эти воспоминания не были точной копией того, что он написал, и, хотя он поспешил отрицать их подлинность, в это не верили.

Три года спустя, в 1665 году, он анонимно опубликовал Максим (максимы), которые установили его положение среди литераторов того времени. Примерно в тот же день его дружба с Мари-Мадлен Пиош де ла Вернь, Графиня де ла Файетт началось, которое длилось до конца его жизни. Отныне мы о нем узнаем главным образом из писем Мадам де Севинье, и хотя они показывают, что он страдает подагрой, в целом приятные.

У него был круг преданных друзей, и он был признан выдающимся моралистом и литератором. Его сын, принц де Марсильяк, которому он вручил свои титулы и почести в 1671 году, пользовался значительным положением при дворе. Но прежде всего Ларошфуко был признан своими современниками, в том числе королем, образцом более древнего благородство, благородство, существовавшее при великом монархе до блеска его правления, угасло.Эту репутацию он сохранил до наших дней.

Этические взгляды Ларошфуко вызвали нападения на его работы набожных моралистов более поздних эпох. Как и его современники, он рассматривал политику как шахматную доску для могущественных игроков, а не как борьбу идеологий или средство для достижения широких социальных целей. Похоже, он был необычайно скрупулезен в своем личном поведении, и его неуспех в аристократической борьбе проистекал больше из этого, чем из чего-либо еще.

Он умер в Париже 17 марта 1680 года.

Опальный полковник

В том же году Франсуа получил чин полковника в Овернском полку и в 1629 году принял участие в Итальянских походах — военных операциях на севере Италии, которые Франция проводила в рамках Тридцатилетней войны. Вернувшись в Париж в 1631 году, он нашел двор сильно изменившимся.

После «Дня одураченных» в ноябре 1630 года, когда королева-мать Мария Медичи, требовавшая отставки Ришелье и уже праздновавшая победу, вскоре была вынуждена бежать, многие ее приверженцы, в том числе и герцог де Ларошфуко, разделили с ней опалу. Герцог был отстранен от управления провинцией Пуату и сослан в свой дом около Блуа. Самому же Франсуа, который как старший сын герцога носил титул принца Марсийяка, было разрешено остаться при дворе. Многие современники упрекали его в заносчивости, поскольку титул принца во Франции полагался лишь принцам крови и иностранным принцам.

Резюме

Ценные бумаги

  • Граф Ларошфуко и Империи ( указ о28 октября 1808 г., патент на письма, подписанный в Париже28 января 1809 г.);
  • Пэр из Франции  :
    • 2 июня 1815 г. — Июль 1815 г.( Сто дней );
    • 19 ноября 1831 г. — 2 марта 1841 г.( Июльская монархия ).

Украшения

Ленты украшения

  • Почетный легион  :
    • Легионер ( 9 вандемайр, XII год ), значит,
    • Командующий ( 25 прерий XII года ), затем,
    • Великий офицер Почетного легиона (28 апреля 1835 г.);
  • Кавалер Королевского и Военного Ордена Сен-Луи  ;
  • Уполномоченный в течение 1808 года принять и носить награду Ордена Черного Орла Пруссии  ;

Герб

Картина Герб
Оружие графа Ла-Рошфуко и Империя

Ежеквартально: первая Лазурь с оторванной львиной головой от Арджента, что является знаком служителей, работающих снаружи, второй и третий Гулес полны. Четвертый слабый аргент и лазурь с тремя шевронами Gules, покрытыми синяками на всем протяжении. Первый увенчанный.

Для ливрей  : цвета щита.

Герб графа де ла Рошфуко, пэра Франции

Буреле Арджент и Лазурь, три шеврона Gules, синяки на бюреле, первый шеврон увенчан.

Рождение моралиста

Ларошфуко больше не интересовала карьера. Все придворные привилегии, которых герцог столь упорно добивался в молодости, он в 1671 году передал своему старшему сыну, принцу Марсийяку, который делал успешную карьеру при дворе.

Гораздо чаще Ларошфуко посещал модные литературные салоны — мадемуазель де Монпансье, мадам де Сабле, мадемуазель де Скюдери и мадам дю Плесси-Генего. Он был желанным гостем в любом салоне и слыл одним из образованнейших людей своего времени. Король даже подумывал о том, чтобы сделать его гувернером дофина, но так и не решился поручить воспитание сына бывшему фрондеру.

В одних салонах велись серьезные беседы, и Ларошфуко, хорошо знавший Аристотеля, Сенеку, Эпиктета, Цицерона, читавший Монтеня, Шаррона, Декарта, Паскаля, принимал в них активное участие. У мадемуазель Монпансье занимались составлением литературных портретов. Ларошфуко «написал» свой автопортрет, который современные исследователи признали одним из самых лучших.

«Я полон благородных чувств, добрых намерений и неколебимого желания быть поистине порядочным человеком…» — писал он тогда, желая выразить свое стремление, которое пронес через всю жизнь и которое мало кто понял и оценил. Ларошфуко отмечал, что всегда был до конца верен своим друзьям и неукоснительно держал слово. Если сравнить это сочинение с мемуарами, то станет очевидно, что в этом он и видел причину всех своих неудач при дворе…

В салоне мадам де Сабле увлеклись «сентенциями». По правилам игры заранее определялась тема, на которую каждый составлял афоризмы. Затем сентенции зачитывались перед всеми, и из них выбирались самые меткие и остроумные. С этой игры и начались знаменитые «Максимы».

В 1661 — начале 1662 года Ларошфуко закончил писать основной текст «Мемуаров». В то же время он начал работу и над составлением сборника «Максим». Новые афоризмы он показывал своим друзьям. Фактически дополнял и редактировал «Максимы» Ларошфуко всю оставшуюся жизнь. Им также были написаны 19 небольших эссе о морали, которые он собрал вместе под названием «Размышления на разные темы», хотя они впервые вышли в свет только в XVIII веке.

Вообще с публикацией своих произведений Ларошфуко не везло. Одна из рукописей «Мемуаров», которые он давал прочесть друзьям, попала к одному издателю и была опубликована в Руане в сильно измененном виде. Это издание вызвало огромный скандал. Ларошфуко обратился с жалобой в парижский парламент, который указом от 17 сентября 1662 года запретил его продажу. В том же году в Брюсселе был издан авторский вариант «Мемуаров».

Последняя война

Отнюдь не усомнившись в существовании добродетелей, герцог разочаровался в людях, стремящихся подвести под добродетель практически любой свой поступок. Придворная жизнь, и особенно Фронда, дала ему массу примеров хитроумнейших интриг, где поступки не соответствуют словам и каждый в конечном итоге стремится лишь к собственной выгоде.

«То, что мы принимаем за добродетель, нередко оказывается сочетанием корыстных желаний и поступков, искусно подобранных судьбой или нашей собственной хитростью; так, например, порою женщины бывают целомудренны, а мужчины — доблестны совсем не потому, что им действительно свойственны целомудрие и доблесть». Такими словами открывается его сборник афоризмов.

Военная карьера

В следующем году он пошел в армию и почти сразу же зарекомендовал себя как общественный деятель. Он храбро сражался в ежегодных кампаниях, хотя его действия никогда не получали официального признания.

Под патронатом Мадам де Шеврез, которую он встретил в то время, первую из трех знаменитых женщин, которые повлияли на его жизнь, он присоединился к службе Королева Анна Австрийская. В одной из ссор мадам де Шеврез с Кардинал Ришелье и ее мужа, очевидно, был разработан план, по которому Ла-Рошфуко должен был увезти ее в Брюссель верхом. Другие клики против Ришелье однажды привели к тому, что Ларошфуко был приговорен к восьми дням лишения свободы. Бастилия, и время от времени ему требовалось покинуть двор, сослан в имения своего отца. В вакууме власти, возникшем после смерти Ришелье в 1642 году, Ла Рошфуко, среди прочих, играл активную роль в убеждении королевы и Конде действовать вместе против Гастон, герцог Орлеанский. Однако растущая репутация Mazarin препятствовали амбициям заговорщиков, и связь Ла-Рошфуко 1645 г. с Герцогиня Лонгвиль сделали его безвозвратно фрондер (аристократический бунтарь). Он был заметной фигурой при осаде Парижа, участвовал во многих частых боевых действиях и был тяжело ранен при осаде Парижа. Мардык.

в , Ла Рошфуко вступил в союз с Конде. Он использовал похороны своего отца в 1650 году, чтобы убедить присутствовавшую провинциальную знать помочь ему напасть на гарнизон роялистов. Сомюр. в битва при предместье Сен-Антуан, в 1652 году ему прострелили голову. Были опасения, что он потеряет зрение, но он выздоровел после года выздоровления.

На несколько лет после этого он удалился в свое загородное поместье Verteuil. Хотя его состояние было значительно уменьшено, со временем он смог несколько восстановить его, главным образом благодаря верности Gourville, который был у него на службе и который, перейдя на службу к Мазарини и Конде, приобрел богатство и влияние. Ля Рошфуко вернулся к придворной жизни незадолго до смерти Мазарини, когда Людовик XIV собирался обрести абсолютную власть, и аристократическая анархия Фронды закончилась. В это время он написал свои мемуары, как и многие его выдающиеся современники.

Максимы

Вот несколько примеров:

II. Любовь к себе величайший из льстецов.

VIII. Искренний энтузиазм — единственный оратор, который всегда убеждает. Это похоже на искусство, правила которого никогда не подводят; самый простой человек с энтузиазмом убеждает лучше, чем самый красноречивый ни с чем.

XIV. Мужчины не только теряют всякую память о доброте и нанесенных им обидах, они даже ненавидят тех, кому они обязаны, и перестают ненавидеть тех, кто причинил им вред. Усилия отплатить за доброту и отомстить за зло кажутся им рабством, которому они не желают подчиняться.

ХХХ. Если бы у нас не было недостатков, мы не получали бы столько удовольствия, замечая чужие.

CCLXI. Кокетливость — основа женской натуры, но не все применяют ее на практике, потому что некоторых сдерживает страх или здравый смысл.

CDXI. Вряд ли существуют недостатки, которые не более простительны, чем средства, с помощью которых их пытаются скрыть.

CDXXXIII. Самый верный признак того, что вы родились с великими качествами, — это то, что вы родились без зависти.

На что ссылается Бернард Лонерган в Insight люди обычно жалуются на свою память, но никогда на свои суждения.

Его писем насчитывается более ста, и они имеют как биографическую, так и литературную ценность.

Мысли Ла Рошфуко о человеческой природе касаются, среди широкого круга тем, гордость и любовь к себе, тщеславие, страсти и эмоции, любовь, искренность, разговоры и политика.

Книги (3)

МаксимыРаздел библиотеки: Философия

Франсуа де Ларошфуко, французский писатель-моралист, мастер психологического анализа и превосходный стилист, оставил в наследство потомкам глубокие, не утратившие актуальности даже спустя три с лишним столетия философские размышления о человеческих пороках и добродетелях. Лаконичный отточенный язык и великолепная афористическая форма превратили его максимы в вершину публицистической прозы.

Читать »

Мемуары. МаксимыРаздел библиотеки: Философия

Франсуа де Ларошфуко (1613–1680) французский писатель-моралист, мастер психологического анализа и превосходный стилист, оставил в наследство потомкам глубокие, не утратившие актуальности даже спустя три с лишним столетия философские размышления о человеческих пороках и добродетелях. Лаконичный отточенный язык и великолепная афористическая форма превратили его максимы в вершину публицистической прозы.

Сам Ларошфуко писал «Мемуары» лишь для нескольких близких друзей. Но одни из копий была без ведома автора напечатана и вызвала настоящий скандал. «Мемуары» подводили итог времени, полному событий, надежд и разочарований. А также задачей автора было осмыслить свою личную деятельность как служение государству и доказать фактами справедливость своих взглядов.

Во второй половине XVII века во Франции самым распространенным был жанр афоризмов, или максим. В салонах, столь популярных в это время, велись дискуссии на темы морали, политики, философии, даже физики, но более всего — психологии, анализ движений человеческого сердца. «Максимы» Ларошфуко являются не только памятником современной ему философии и этики, но и свидетельством создавшей их эпохи и нравов того сословия, к которому и принадлежал автор.

Читать »

Суждения и афоризмыРаздел библиотеки: Философия

«Моралистическая литература во Франции имеет глубокие и многоликие традиции. Она развивалась бок о бок с другими прозаическими жанрами — романом, новеллой, повестью, иногда на равных правах, иногда отступая на второй план, а порою и заслоняя в сознании читателей своих более эффектных и занимательных соперников.

Подлинный расцвет моралистической литературы во Франции наступает во второй половине XVII века, в эпоху зрелого классицизма, когда национальная литература создает свои шедевры в самых разных жанрах. Одной из главных ее черт является принцип обобщенного и до известной степени абстрагированного изображения человеческих характеров, страстей, пороков. Мы находим его и в сатирической комедии Мольера, и в высокой трагедии Расина, и в баснях Лафонтена, и в сатирах Буало. Этот принцип получил свое, пожалуй, наиболее последовательное воплощение в афористических жанрах — у Ларошфуко, Паскаля, Лабрюйера».

Читать »

Добавить отзыв

Литературные произведения

Его значение как социальной и исторической фигуры затмевается его выдающимся статусом во французской литературе. Его литературное творчество состоит из трех частей — его Воспоминания, то Максим, и его письма.

В Воспоминания представляют большой интерес и литературную ценность. Книга, якобы мемуары Ла Рошфуко, была опубликована в Голландская Республика откуда, несмотря на протест автора, его продолжали переиздавать в течение примерно тридцати лет. Теперь доказано, что он был собран по кусочкам работы полдюжины человек, из которых едва ли треть принадлежит Ларошфуко. Через несколько лет после смерти Ларошфуко новый рецензия появились, все еще в значительной степени искаженные, но с некоторыми исправленными ошибками. Эта работа не подвергалась сомнению более века. Только в 1817 году появилось что-то вроде настоящего, хотя и несовершенного издания.

Шато Вертёй, резиденция Ла Рошфуко в Пуату-Шаранте

Однако лаконичный, элегантный Максим (максимы) не имели такой участи. Автор часто вносил в них изменения и дополнения в течение своей жизни, а некоторые были добавлены после его смерти. Сейчас принято их публиковать всего 504. Большинство из них состоит всего из двух или трех строк и почти не превышает полстраницы. Ла Рошфуко размышляет о поведении и мотивах человечества с точки зрения светского человека, который не намерен приукрашивать свои наблюдения. Фактически, во введении он советует:

Ларошфуко

Франсуа VI де Ларошфуко (фр. François VI, duc de La Rochefoucauld, 15 сентября 1613, Париж — 17 марта 1680, Париж), герцог де Ларошфуко — французский писатель, автор сочинений философско-моралистического характера. Принадлежал к южнофранцузскому роду Ларошфуко. Деятель войн Фронды. При жизни отца (до 1650) носил титул учтивости принц де Марсийак. Правнук Франсуа де Ларошфуко, который был убит в ночь св. Варфоломея.

Воспитывался при дворе, с юности замешан был в разные интриги. Тем не менее стал играть видную роль при дворе только после смерти герцога де Ришельё, с которым враждовал. Принимал участие в движении Фронды; был тяжело ранен.

Занимал блестящее положение в обществе, имел множество светских любовных интриг и пережил ряд личных разочарований, повлиявших на его творчество. В течение многих лет в его личной жизни играла роль герцогиня де Лонгвиль, любовь к которой вступала в противоречие с его карьерными устремлениями. Эта связь закончилась разрывом, который некоторые биографы считают причиной его мизантропии. Был дружен с г-жой де Лафайетт. Последние годы Ларошфуко были омрачены смертью сына и болезнями.

Результатом жизненного опыта Ларошфуко явились его «Максимы» (Maximes) — сборник афоризмов, составляющих цельный кодекс житейской философии. Первое издание «Максим» вышло анонимно в 1665 г. Пять изданий, каждое последующее из которых дополнялось автором, появились ещё при жизни Ларошфуко. Ларошфуко крайне пессимистически смотрит на природу человека. Основной афоризм Ларошфуко: «Наши добродетели — это чаще всего искусно переряженные пороки».

В основе всех человеческих поступков он усматривает самолюбие, тщеславие и преследование личных интересов. Изображая эти пороки и рисуя портреты честолюбцев и эгоистов, Ларошфуко имеет в виду преимущественно людей своего круга. Общий тон его афоризмов — крайне ядовитый. Особенно характерны его жестокие определения, острые и циничные; например: «Все мы обладаем достаточной долей христианского терпения, чтобы переносить страдания других людей». Литературное значение «Максим» считается существенным в историографии французской литературы.

Другим важным трудом Ларошфуко явились его «Мемуары» (Mémoires sur la régence d’Anne d’Autriche), первое издание — 1662 г. Они считаются ценным источником сведений о временах Фронды. В них Ларошфуко подробно описывает политические и военные события, о себе он говорит в третьем лице.

Историю о подвесках королевы Анны Австрийской, лёгшую в основу романа «Три мушкетера», Александр Дюма взял из «Мемуаров» Франсуа де Ларошфуко. В романе «Двадцать лет спустя» Ларошфуко выведен под своим прежним титулом — принц де Марсийак, как человек, пытающийся убить Арамиса, также пользующегося благосклонностью герцогини де Лонгвиль. Согласно Дюма, даже отцом ребёнка герцогини был не Ларошфуко (как настойчиво утверждали слухи того времени), а именно Арамис (вымышленный персонаж, не имевший прототипа).

Семья и дети:

Родители: Франсуа V (1588-1650), герцог де Ларошфуко и Габриелла дю Плесси-Лианкур (ум. 1672).

Жена: (с 20 января 1628, Миребо) Андре де Вивонн (ум. 1670), дочь Андре де Вивонн, сеньора де ла Беродье и Марии Антуанетты де Ломени. Имели 8 детей:

1. Франсуа VII (1634-1714), герцог де Ларошфуко
2. Шарль (1635-1691), рыцарь Мальтийского ордена
3. Мари Катрин (1637-1711), известна как Мадмуазель де Ларошфуко
4. Генриетта (1638-1721), известна как Мадмуазель де Марсийак
5. Франсуаза (1641-1708), известна как Мадмуазель д’Анвиль
6. Анри Ахилл (1642-1698), аббат де Ла Шез-Дье
7. Жан Батист (1646-1672), известен как Шевалье де Марсийак
8. Александр (1665-1721), известен как Аббат де Вертейль

Внебрачная связь: Анна Женевьева де Бурбон-Конде (1619-1679), герцогиня де Лонгвиль, имели сына: Шарль Парис де Лонгвиль (1649-1672), герцог де Лонгвиль, был одним из кандидатов на польский престол.

Опыт разочарований

Годы напролет Марсийяк тщетно ожидал королевской милости и признательности за свою преданность. «Мы обещаем соразмерно нашим расчетам, а выполняем обещанное соразмерно нашим опасениям», — напишет он позднее в своих «Максимах»…

Постепенно он все больше сближался с домом Конде. Этому способствовали не только связи отца, но и связь принца с герцогиней де Лонгвиль, сестрой герцога Энгиенского, которая началась еще в 1646 году, во время военной кампании. Эта белокурая, голубоглазая принцесса, одна из первых красавиц при дворе, гордилась своей незапятнанной репутацией, хотя была причиной многих дуэлей и нескольких скандалов при дворе.

Один из таких скандалов между ней и любовницей ее мужа, мадам де Монбазон, Марсийяк помогал улаживать перед Фрондой. Сам же, желая добиться ее расположения, был вынужден соперничать с одним из своих друзей — графом Миоссаном, который, видя успех принца, сделался одним из заклятых его врагов.

Опираясь на поддержку Конде, Марсийяк стал претендовать на получение «луврских привилегий»: права въезжать в Лувр в карете и «табурета» для своей жены — то есть права сидеть в присутствии королевы. Формально на эти привилегии он не имел никаких прав, поскольку полагались они лишь герцогам и принцам крови, но фактически монарх такие права мог пожаловать. По этой причине многие опять сочли его заносчивым и высокомерным — ведь он хотел стать герцогом еще при жизни отца.

Узнав же, что при «раздаче табуретов» его все-таки обошли, Марсийяк бросил все и отправился в столицу. В то время уже началась Фронда — широкое общественно-политическое движение, во главе которого стояли аристократы и Парижский парламент. Историки до сих пор затрудняются дать ему точное определение.

После Фронды

В сентябре король пообещал амнистию всем, кто сложит оружие. Герцог, слепой и прикованный к постели приступами подагры, отказался сделать это. И вскоре он вновь был официально объявлен виновным в государственной измене с лишением всех званий и конфискацией имущества. Ему также было приказано покинуть Париж. В свои владения ему было разрешено вернуться лишь по окончании Фронды, в конце 1653 года.

Дела пришли в полный упадок, родовой замок Вертей был разрушен королевскими войсками по приказу Мазарини. Герцог поселился в Ангумуа, но иногда наведывался в Париж к своему дяде — герцогу Лианкуру, который, судя по нотариальным актам, отдал ему для проживания в столице Отель Лианкур.

Ларошфуко проводил теперь много времени с детьми. У него было четыре сына и три дочери. В апреле 1655 года родился еще один сын. Жена преданно ухаживала за Ларошфуко и поддерживала его. Именно в то время он решает писать мемуары, дабы поведать подробности тех событий, которым он был свидетелем.

В 1656 году Ларошфуко разрешили окончательно вернуться в Париж. И он поехал туда, чтобы устроить брак старшего сына. При дворе он бывал редко — король не выказывал ему своего благоволения, а посему большую часть времени он проводил в Вертее, причиной тому было еще и существенно ослабевшее здоровье герцога.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: