Дипломатические действия
Одним из действий, которые Лейбниц предпринял, находясь на службе у Шенборна, было написание эссе, в котором он представил серию аргументов в пользу немецкого кандидата на корону Польши.
Лейбниц предложил Шенборну план возрождения и защиты немецкоговорящих стран после разрушительной и оппортунистической ситуации, оставшейся после Тридцатилетней войны. Хотя избиратель выслушал этот план с оговорками, Лейбница позже вызвали в Париж, чтобы разъяснить его детали.
В конце концов, этот план не был реализован, но это стало началом пребывания Лейбница в Париже, которое длилось годами.
Лейбниц
Биографии > Биографии математиков
ЛЕЙБНИЦГо́тфрид Ви́льгельм( 1646 — 1716) — немецкий философ, логик, математик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед. Основатель и первый президент Берлинской Академии наук, иностранный член Французской Академии наук.Лейбниц, независимо от Ньютона , создал математический анализ — дифференциальное и интегральное исчисление , основанные на бесконечно малых.1675 — Лейбниц создаёт дифференциальное и интегральное исчисление и впоследствии опубликовывает главные результаты своего открытия, опережая Ньютона, который ещё раньше пришёл к сходным результатам, но ещё не публиковал их.1684 -публикует первую в мире крупную работу по дифференциальному исчислению: «Новый метод максимумов и минимумов», причём имя Ньютона в первой части даже не упоминается. Впоследствии на эту тему возник многолетний спор между Ньютоном и Лейбницем.В работе Лейбница излагаются основы дифференциального исчисления, правила дифференцирования выражений. Используя геометрическое истолкование отношения dy/dx, он кратко разъясняет признаки возрастания и убывания, максимума и минимума, выпуклости и вогнутости (следовательно, и достаточные условия экстремума для простейшего случая), а также точки перегиба. Попутно без каких-либо пояснений вводятся «разности разностей» (кратные дифференциалы), обозначаемые ddv. 1686 — даёт подразделение вещественных чисел на алгебраические и трансцендентные; ещё раньше он аналогично классифицировал кривые линии. Впервые в печати вводит символ для интеграла (и указывает, что эта операция обратна дифференцированию).1693 — рассматривает вопрос о разрешимости линейных систем; его результат фактически вводит понятие определителя.1695 — вводит показательную функцию в самом общем виде.1702: совместно с Иоганном Бернулли Лейбниц открыл приём разложения рациональных дробей на сумму простейших. Это решает многие вопросы интегрирования рациональных дробей.Лейбниц ввёл следующие термины: «дифференциал», «дифференциальное исчисление», «дифференциальное уравнение», «функция», «переменная», «постоянная», «координаты», «абсцисса», «алгебраические и трансцендентные кривые».Лейбниц создал комбинаторику как науку.Он заложил основы математической логики.Описал двоичную систему счисления с цифрами 0 и 1, на которой основана современная компьютерная техника.Первым ввёл понятие «живой силы» (кинетической энергии) и сформулировал закон сохранения энергии.
Главная | Алгебра | Геометрия | Математика | Другие разделы | Искусство | Галерея | Биографии | Цитаты | К уроку рисования | Разное | Главная Карта Сайта
Философия Лейбница
После окончания школы он становится студентом Лейпцигского университета. Там он изучает философию, юриспруденцию и элементарные разделы математики. Он знакомится с философией Декарта и, чтобы в совершенстве овладеть ею, начинает изучать математику.
https://youtube.com/watch?v=5oLR7qir7eU
Поскольку в Лейпцигском университете не было известных математиков, Лейбниц учился в Йенском университете, и слушал лекции профессора Вейгеля.
Вернувшись в Лейпциг, Готфрид готовится стать юристом. Приобретает степень магистра философии, бакалавра прав. В 1666 г. в городке Альтдорф он блестяще защищает диссертацию на степень доктора права. Ему сразу предлагают должность профессора, но он не принимает это предложение и уезжает в Нюрнберг.
В 1666 г. ученый публикует трактат «Рассуждения о комбинаторном искусстве». Он впервые излагает контуры своего грандиозного плана — создание «общей характеристики», «алфавита человеческих мыслей», универсальной логической речи.
В ней, системой точно установленных знаков, обозначаются понятия и элементарные высказывания. Формулами составлены логические рассуждения , а цепи высказываний — уравнениями.
Таким образом формализуются любые рассуждения. Из них с помощью строго определенных правил (операций) над введенными символами рассуждений можно получать новые правильные высказывания.
Итак, можно проанализировать и вывести новые зависимости, новые законы в любой дедуктивной теории. Общая характеристика должна была стать всеобъемлющей алгеброй, примененной к разным родам познания.
Отсюда знаменитый афоризм: «Не будем спорить, а вычислим истину». Это была идея математизации всей науки и логизации математики, в которой воплощались первые кибернетические мечты.
Дом Лейбница (Ганновер). Здесь он жил с 1698 г. вплоть до своей смерти 14 ноября 1716 г.
Они очень опережали время и не были по-настоящему оценены современниками, но стали определяющими во всей многогранной деятельности ученого. Это в значительной степени способствовало успеху в его научных поисках.
Личная жизнь
Лейбница часто называют всеобъемлющим умом человечества, но Готфрид, полный идей, не всегда доводил начатое дело до конца. О характере ученого судить сложно, так как его современники по-разному описывали портрет ученого. Одни говорили, что он был скучным и неприятным человеком, другие же давали исключительно положительные характеристики.
Готфрид, придерживаясь собственной философии, был оптимистом и гуманистом, который даже во время конфликта с Исааком Ньютоном не сказал плохого слова в адрес оппонента. Но Лейбниц был вспыльчив и раним, однако он быстро приходил в себя и часто смеялся, даже если это были неискренние эмоции. Тем не менее, у ученого был и порок, который он сам же и признавал: иногда математик был скуп и корыстолюбив.
София Шарлотта Ганноверская
Лейбниц одевался опрятно и носил черный парик, ибо так диктовала мода того времени. В еде ученый был не привередлив, а вино выпивал редко, зачастую по праздникам. Но даже в этот горячительный напиток из винограда Готфрид подмешивал сахар, так как обожал сладкое.
Что касается амурных отношений, то о романах Готфрида информации мало, а некоторые биографы уверены, что в жизни ученого была одна женщина – наука. Но у него завелась теплая дружба с прусской королевой Софией Шарлоттой Ганноверской, впрочем, эти отношения не вышли за рамки платонических. В 1705 году София умерла, и Лейбниц до конца жизни не мог смириться со случившимся, после смерти возлюбленной он не нашел той барышни, которая тронула бы его сердце.
Учение
Первый трактат «О принципе индивидуации» Лейбниц написал в 1663 году. Мало кто знает, но после окончания университета Готфрид стал наемным алхимиком. Дело в том, что Лейбниц прослышал об алхимическом сообществе в Нюрнберге и решил действовать хитростью: он выписал самые непонятные формулы из книг знаменитых алхимиков и принес свое сочинение председателям Ордена розенкрейцеров.
Готфрид Лейбниц в обществе
Приверженцы мистического учения поразились знаниям Готфрида и провозгласили его адептом. Ученый признавался, что его не мучили угрызения совести, будущий математик пошел на такой шаг потому, что так велело его неутихающее любопытство.
В 1667 году молодой Лейбниц начал заниматься публицистической деятельностью и преуспел в философско-психологическом учении. Стоит сказать, что, когда заходит разговор о бессознательном, то многие вспоминают Зигмунда Фрейда, но именно Лейбниц выдвинул концепцию бессознательных малых перцепций, опережая немецкого психоаналитика на две сотни лет. В 1705 году были написаны «Новые опыты о человеческом разумении», а через пять лет вышло философское произведение под названием «Монадология» (1710).
Памятник Готфриду Лейбницу
Философ создал собственную синтетическую систему, считал, что весь многообразный мир состоит из неких субстанций – монад, которые существуют отдельно друг от друга, а они, в свою очередь, являются духовной единицей бытия. Причем, с его точки зрения, мир – это не нечто необъяснимое, потому что он вполне познаваем, а проблема истины требует рационального истолкования. По учению Лейбница высшая монада – это Творец, установивший определенный миропорядок, а критерием истины выступали логические доказательства.
Почерк Готфрида Лейбница
Готфрид рассматривал бытие как нечто гармоничное, но также он пытался преодолеть противоречия добра и зла. Философские труды Лейбница оказали влияние на Шеллинга и Шопенгауэра, однако Вольтер считал его учение о «Теодиции или оправдании Бога» (1710), где описываются три этапа зла, абсурдным.
Биография великого математика Лейбниц Готфрид Вильгельм
Биография: Лейбниц Готфрид Вильгельм. (01.07.1646 — 14.11.1716)Лeйбниц Готфрид Вильгельм (Leibniz Gottfried Wilhelm), род. 01.07.1646, Лейпциг – ум. 14.11.1716, Ганновер. Немецкий философ-идеалист, математик, физик и изобретатель, юрист, историк, языковед, член Лондонского королевского общества (1673), член Парижской АН (1700). Изучал юриспруденцию и философию в Лейпцигском и Йенском университетах. В 1668 поступил на службу к курфюрсту Майнца. В 1672 отправился с дипломатической миссией в Париж, где пробыл до 1676, изучая метематику и естествознание. В декабре 1676 возвратился в Германию и последующие 40 лет состоял на службе у ганноверских герцогов, сначала в качестве придворного библиотекаря, затем – герцогского историографа и тайного советника юстиции. В 1687-90 совершил поездку по Южной Германии, Австрии и Италии с целью сбора материала для «Истории Брауншвейга». В 1700 стал первым президентом созданного по его инициативе Бранденбургского научного общества (позднее — Берлинская АН ). В 1711, 1712 и 1716 встречался с Петром I, разработал по его просьбе ряд проектов по развитию образования и государственного управления в России. В 1712-14 жил в Вене. Вел обширную переписку почти со всеми крупнейшими учеными, а также политическими деятелями. В философии Лейбниц явился завершителем философии 17в., предшественником немецкой классической философии. Реальный мир, по Лейбницу, состоит вз бесчисленных психических деятельных субстанций — монад, находящихся между собой в отношении предустановленной гармонии; существующий мир создан богом как «наилучший из всех возможных миров». В духе рационализма развил учение о прирождённой способности ума к познанию высшей категории бытия и всеобщих и необходимых истин логики и математики. Учение Лейбница содержит элементы диалектики. В физике Лейбниц развивал учение об относительности пространства, времени и движения. Лейбниц установил в качестве количества меры движения «живую силу» (кинетическую энергию) — произведение массы тела на квадрат скорости, в противоположность Р.Декарту, который считал мерой движения произведение массы на скорость — «мёртвую силу», как назвал её Лейбниц. Использовав отчасти результаты X. Гюйгенса, Лейбниц открыл закон сохранения «живых сил», явившийся первой формулировкой закона сохранения энергии, а также высказал идею о превращении одних видов энергии в другие. Исходя из философского принципа оптимальности всех действий природы, Лейбниц сформулировал один иа важнейших вариационных принципов физики — «принцип наименьшего действия» (впоследствии получивший название принципа Мопертюи). Лейбницу принадлежит также ряд открытий в специальных разделах физики: в теории упругости, теории колебаний, в частности открытие формулы для расчёта прочности балок, и т.д. В логике Лейбниц развил учение об анализе и синтезе, впервые сформулировал закон достаточного основания, ему принадлежит также принятая в современной логике формулировка закона тождества. Лейбниц создал наиболее полную для того времени классификацию определений, разработал теорию генетических определений и др. В работе Лейбница «Рассуждение о комбинаторном искусстве» («Dissortatio de arte combinatoria», Lipsiae, 1666) предвосхищены некоторые моменты современной математической логики; Лейбниц выдвинул идею применения в логике математической символики и построений логических исчислений, поставил задачу логического обоснования математики, предложил использовать двоичную систему счисления для целей вычислительной математики. Лейбниц впервые высказал мысль о возможности машинного моделирования человеческих функций, ввёл термин «модель». В математике важнейшей заслугой Лейбница является разработка (наряду с И.Ньютоном) дифференциального и интегрального исчисления, имевшая огромное значение для дальнейшего развития математики и естествознания. С основными достижениями современной ему математики Лейбниц познакомился под влиянием бесед с X. Гюйгенсом в 1672—73. Изучив «Геометрию» Р. Декарта и труды Б. Кавальери, Дж. Валлиса, Б. Паскаля, Н. Меркатора и самого X. Гюйгенса, Лейбниц занялся исчислением бесконечно малых, в котором он правильно увидел важнейший инструмент для разработки проблем физики. |
Биография: Лейбниц Готфрид Вильгельм. (01.07.1646 – 14.11.1716)
Лeйбниц Готфрид Вильгельм (Leibniz Gottfried Wilhelm), род. 01.07.1646, Лейпциг – ум. 14.11.1716, Ганновер. Немецкий философ-идеалист, математик, физик и изобретатель, юрист, историк, языковед, член Лондонского королевского общества (1673), член Парижской АН (1700). Изучал юриспруденцию и философию в Лейпцигском и Йенском университетах. В 1668 поступил на службу к курфюрсту Майнца. В 1672 отправился с дипломатической миссией в Париж, где пробыл до 1676, изучая метематику и естествознание. В декабре 1676 возвратился в Германию и последующие 40 лет состоял на службе у ганноверских герцогов, сначала в качестве придворного библиотекаря, затем – герцогского историографа и тайного советника юстиции. В 1687-90 совершил поездку по Южной Германии, Австрии и Италии с целью сбора материала для “Истории Брауншвейга”. В 1700 стал первым президентом созданного по его инициативе Бранденбургского научного общества (позднее – Берлинская АН ). В 1711, 1712 и 1716 встречался с Петром I, разработал по его просьбе ряд проектов по развитию образования и государственного управления в России. В 1712-14 жил в Вене. Вел обширную переписку почти со всеми крупнейшими учеными, а также политическими деятелями. В философии Лейбниц явился завершителем философии 17в., предшественником немецкой классической философии. Реальный мир, по Лейбницу, состоит вз бесчисленных психических деятельных субстанций — монад, находящихся между собой в отношении предустановленной гармонии; существующий мир создан богом как «наилучший из всех возможных миров». В духе рационализма развил учение о прирождённой способности ума к познанию высшей категории бытия и всеобщих и необходимых истин логики и математики. Учение Лейбница содержит элементы диалектики. В физике Лейбниц развивал учение об относительности пространства, времени и движения. Лейбниц установил в качестве количества меры движения «живую силу» (кинетическую энергию) — произведение массы тела на квадрат скорости, в противоположность Р.Декарту, который считал мерой движения произведение массы на скорость — «мёртвую силу», как назвал её Лейбниц. Использовав отчасти результаты X. Гюйгенса, Лейбниц открыл закон сохранения “живых сил”, явившийся первой формулировкой закона сохранения энергии, а также высказал идею о превращении одних видов энергии в другие. Исходя из философского принципа оптимальности всех действий природы, Лейбниц сформулировал один иа важнейших вариационных принципов физики — “принцип наименьшего действия” (впоследствии получивший название принципа Мопертюи). Лейбницу принадлежит также ряд открытий в специальных разделах физики: в теории упругости, теории колебаний, в частности открытие формулы для расчёта прочности балок, и т.д. В логике Лейбниц развил учение об анализе и синтезе, впервые сформулировал закон достаточного основания, ему принадлежит также принятая в современной логике формулировка закона тождества. Лейбниц создал наиболее полную для того времени классификацию определений, разработал теорию генетических определений и др. В работе Лейбница «Рассуждение о комбинаторном искусстве» («Dissortatio de arte combinatoria», Lipsiae, 1666) предвосхищены некоторые моменты современной математической логики; Лейбниц выдвинул идею применения в логике математической символики и построений логических исчислений, поставил задачу логического обоснования математики, предложил использовать двоичную систему счисления для целей вычислительной математики. Лейбниц впервые высказал мысль о возможности машинного моделирования человеческих функций, ввёл термин «модель». В математике важнейшей заслугой Лейбница является разработка (наряду с И.Ньютоном) дифференциального и интегрального исчисления, имевшая огромное значение для дальнейшего развития математики и естествознания. С основными достижениями современной ему математики Лейбниц познакомился под влиянием бесед с X. Гюйгенсом в 1672—73. Изучив «Геометрию» Р. Декарта и труды Б. Кавальери, Дж. Валлиса, Б. Паскаля, Н. Меркатора и самого X. Гюйгенса, Лейбниц занялся исчислением бесконечно малых, в котором он правильно увидел важнейший инструмент для разработки проблем физики.
Слайд 12Теодицея Лейбница – краткоК учению о предустановленной гармонии очень близки и
идеи теодицеи Лейбница. Введённый именно им термин «Теодицея» (буквально – «Богооправдание») с тех пор стал обозначать те разделы философии и богословия, которые доказывают, что неоспоримое существование зла в мире ничуть не противоречит мысли об управлении Вселенной благим Богом.Бытие Бога, по философии Лейбница, следует прямо из понятия о нем, как существе, соединяющем в себе все качества (в том числе и реальность, действительное существование) в высшей степени и одновременно. Бог мог бы создать всевозможные миры, но захотел создать и создал только лучший между ними. Утверждением, что каждый другой возможный мир был бы несовершеннее, чем действительно существующий, никоим образом не отрицается существование в мире разных видов зла и несовершенств, но отрицается только предположение, что без них вообще мир был бы возможен. Согласно теодицее Лейбница, известное зло неотделимо от понятия творения; всему сотворенному, как таковому, принадлежит несовершенство в каком-либо отношении. Другое же зло Бог допустил потому, что только через него достижимы некоторые высшие блага, отказаться от которых было бы нельзя. Осуществление лучшего мира, считает Лейбниц, следует по божественным планам, сообразно целям (телеологически), но в то же время и механически, по действующим причинам. Первое есть царство благодати, в котором течение мировых событий произвольно, зависит от воли Божией; второе есть царство природы, в котором все является необходимым, от воли независимым. В сущности же оба царства тождественны. Одно из главных положений философской теодицеи Лейбница то, что между свободой и необходимостью, нравственным и естественным законом, существует такая же предустановленная гармония, как и между отдельными монадами.
Научная деятельность
К тому времени, как ему исполнился двадцать один год, Лейбниц успел написать ряд научных очерков. Один из них получил высокую оценку специалистов, как за то, что автор предпринял попытку восстановления свода законов римского права, так и за то, что он доступно и чётко доказал необходимость использования исторического метода в юриспруденции. Одним из поворотных событий в жизни Лейбница становится встреча с политическим деятелем Иоганном Кристианом фон Бойнебургом. Фон Бойенбург берёт Лейбница себе в помощники, а также представляет его курфюрсту Майнца. С целью получения повышения по службе, Лейбниц пишет для того статью, вслед за чем ему поступает предложение от курфюршества помочь в редактировании правового кодекса. В 1669 г. Лейбниц получает должность асессора в Апелляционном суде. После смерти фон Бойнебурга в 1672 г., Лейбниц продолжает трудиться у его вдовы, которая в 1674 г. освобождает его от занимаемой должности.
Майнц и Париж (1667-1676)
Лейбниц отклонил предложение о занятии кафедры и осенью 1667 г. поступил на службу Майнцскому курфюрсту Иоганну Филиппу фон Шенборну. Он стал помощником придворного советника Лассера, участвовал в подготовке нового свода законов. В 1668 г. он стал помощником бывшего министра Майнцского курфюрста Иоганна Христиана фон Бойнебурга и присоединился к международной политике. Лейбниц, в частности, написал меморандум, где обосновывались преимущества немецкого князя на польском престоле, который Бойнебург зачитал на польском сейме во время выборов короля. Лейбниц также работал над проблемой объединения христианских культов и церквей, которая беспокоила тех, кто хотел объединения Германии, которая тогда была раздроблена на несколько десятков государств. Он изучал много богословской литературы, надеясь разработать систему догматов, приемлемую и для католиков, и для протестантов различных течений.
В Майнце Лейбниц занялся исследованиями в области естествознания, написал работу, которая называлась “Новая физическая гипотеза” и состояла из двух частей – “Теория абстрактного движения” и “Теория конкретного движения”. Начал работать над созданием механической счетной машины. Начал переписку с Лондонским королевским обществом, Парижской академией наук, отдельными учеными и философами.
Одной из актуальных проблем для Германии была военная угроза со стороны Франции. Чтобы отвести эту угрозу, Бойнебург и Лейбниц решили разработать для французского короля Людовика XIV проект завоевания Францией Египта. С этим проектом Лейбниц осенью 1672 г. уехал в Париж. Курфюрсту Шенборну о плане не сообщили.
В Париже Лейбниц прожил до конца 1676г. Это имело огромное значение для становления его как ученого и философа. Здесь он общался с мыслителями – философом и богословом А.Арно (одним из авторов знаменитого учебника по логике, известного как “Логика Пор-Рояля”), главой философов -картезианцев Н.Мальбраншем, знаменитым голландским физиком Х. Гюйгенса, в то время президентом Парижской академии наук. Здесь Лейбниц изучил французский, на котором впоследствии написал много трудов и писем, начал серьезно изучать математику и сделал свои первые математические открытия.
Осенью 1672 г. он поделился с Гюйгенсом результатами своих исследований, касающихся способа нахождения сумм определенных числовых рядов. Гюйгенс заметил, что Лейбниц не очень хорошо знает математику и посоветовал ему ознакомиться с “Геометрическим трудом” Григория с Сен-Винцента и “Арифметикой бесконечных” Дж. Валлиса – книгами, в которых в геометрической форме излагались элементы математического анализа.
В начале 1673 г. Лейбниц поехал в Лондон в составе дипломатической миссии Майнцского курфюрста. На заседании Лондонского королевского общества он сделал доклад о разработке механической счетной машины, которая должна была выполнять сложение, вычитание, умножение и деление, но еще не была готова. Доклад произвел хорошее впечатление, и после отъезда он был избран в члены Общества. Однако общение с математиками триумфа не принесло. Лейбниц узнал, что открытый им метод нахождения сумм рядов не новый, и вообще осознал свое, как впоследствии выразился, “высокомерное математическое невежество”. Вернувшись в Париж, он, по совету Гюйгенса, изучает “Геометрию” Декарта, работы Б.Паскаля, в том числе неопубликованные, доступ к которым получил благодаря рекомендации А.Арно.
Осенью 1673 г. Гюйгенс подарил Лейбницу свою новую книгу “Маятниковые часы”, которая содержала ряд его открытий в области математики и теоретической механики. Следующие три года Лейбниц посвятил главным образом математике. Он изучает математические труды, проводит исследования числовых рядов, алгебраических уравнений, поиска экстремумов и квадратур (площадей криволинейных фигур), обсуждает математические проблемы с Гюйгенсом и молодым немецким математиком Е.В.Чирнгаузом. От секретаря Лондонского королевского общества Ольденбурга он получает краткие сведения о некоторых результатах исследований И. Ньютона и английских математиков. Результатом этой работы стало то, что в середине 1676 г. Лейбниц сформулировал основные правила дифференцирования и интегрирования (см. “Лейбниц и математика” книги: Погребысский И.Б. “Готфрид Вильгельм Лейбниц”).
↑ Гордый славянин
Лейбниц был немцем лишь по матери. Отец его имел лужицкое происхождение. Лужичане – западнославянский народ, родственный полякам и чехам и проживающий на территории Германии. Отец Лейбница был профессором Лейпцигского университета, философом-моралистом.
Очень рано мальчик начал читать «взрослые» книги, которые находил, в частности, в отцовской библиотеке: исторические, философские и др. Отец заметил любознательность сына и поощрял его интерес, рассказывая ему отрывки из всемирной и «священной» истории. Однако когда мальчику было семь лет, отец умер.
Воспитанием Готфрида занялся учитель, который не одобрял интерес ребёнка к столь «заумным» книгам и пытался их у него отобрать. Лейбница так бы и отлучили от библиотеки, если бы к учителю не приехал его знакомый – некий путешествующий дворянин и учёный. Он отметил глупость и грубость учителя и уговорил того не подавлять любознательность ученика, а поощрять её.
В двенадцать лет он знал основы множества наук и свободно говорил по-латыни, в тринадцать в нём проснулся поэтический талант. В школьные годы Лейбниц особенно интересовался вопросами логики и богословия и прочитал по этой теме практически все известные труды. Ему также было предсказано, что он станет крупным учёным.
Слайд 6Я торжествовал, как если бы нашёл клад, потому что сгорал от
нетерпения увидеть древних, которых знал только по имени, — Цицерона и Квинтилиана, Сенеку и Плиния, Геродота, Ксенофонта и Платона, писателей Августова века и многих латинских и греческих отцов церкви. Всё это я стал читать, смотря по влечению, и наслаждался необычайным разнообразием предметов. Таким образом, не имея ещё двенадцати лет, я свободно понимал латынь и начал понимать по-гречески.
Этот рассказ Лейбница подтверждается и сторонними свидетельствами, доказывающими, что его выдающиеся способности были замечены и товарищами, и лучшими из преподавателей; Лейбниц особенно дружил в школе с двумя братьями Иттигами, которые были значительно старше его и считались в числе лучших учеников, а их отец был учителем физики, и Лейбниц любил его больше других учителей. Лейбниц учился в знаменитой Лейпцигской школе Святого Фомы.Библиотека отца позволила Лейбницу изучить широкий спектр передовых философских и теологических работ, к которым он мог бы иметь доступ только в студенческие годы. К десяти годам Лейбниц изучил книги Цицерона, Плиния, Геродота, Ксенофана и Платона. В возрасте 12 лет Лейбниц был уже знатоком латыни; в возрасте 13 лет у него проявился поэтический талант, которого в нём никто не подозревал. В День Святой
Троицы один ученик должен был прочесть праздничную речь по латыни, но он заболел, и никто из учеников не вызвался его заменить; друзья Лейбница знали, что он мастер писать стихи, и обратились к нему. Лейбниц взялся за дело и за один день сочинил триста гекзаметров латинского стиха для этого мероприятия, причём на всякий случай специально постарался избежать хотя бы единого стечения гласных; его стихотворение вызвало одобрения учителей, которые признали Лейбница выдающимся поэтическим талантом.
Лейбниц также увлекался Вергилием; до глубокой старости он помнил наизусть чуть ли не всю «Энеиду»; в старших классах его особенно отличал Якоб Томазий (нем.)русск., однажды сказавший мальчику, что рано или поздно он приобретёт славное имя в научном мир. В четырнадцатилетнем возрасте Лейбниц также стал вдумываться в истинную задачу логики как классификации элементов человеческого мышления.
Слайд 11Монадология ЛейбницаМногообразие мира и постоянное взаимодействие в нём различных сред нельзя
объяснить без существования мельчайших единиц бытия – тех, что в Древней Греции именовали атомами. Но так как материя – производная разновидность силы и энергии, то и атомы, согласно философии Лейбница, должны являться не материальными, а духовными объектами. Они не частицы вещества, а сгустки энергии и силы, а так как действующая сила в любом случае предполагает наличие воли, то «энергетические атомы» неизбежно должны обладать зачатками сознания и личности. Эти «истинные атомы природы» Лейбниц
именует «монадами». Название «монада» происходит от латинского слова «единство». Лейбниц выражает этим ту мысль, что его «силовые» атомы, подобно демокритовским материальным, являются простыми, однородными, лишёнными всякой внутренней сложности субстанциями. Это – сгустки «чистой воли», без всяких составных примесей. Своим учением о монадах («монадологией») Лейбниц отстраняется и от монизма Спинозы, и от дуализма Декарта. Первому монадология Лейбница противополагает плюрализм (множественность субстанций), а второму – спиритуализм (учение о существовании лишь духовных субстанций, с отрицанием независимой от духа материальности).Монады неделимы. «Единого духа» не существует, действительным существованием владеют лишь индивидуумы. Подтверждение того, что протяженной материи, как таковой, не существует, Лейбниц видел в открытии, при помощи микроскопа, инфузорий в водяных каплях: там, где, казалось, существует лишь безжизненная протяженная материя, на самом деле обнаружились бесчисленные живые существа. Таким образом, протяженная материя есть только внешнее явление и никоим образом не принадлежит к миру действительно существующего, к нематериальному миру монад. Монады Лейбница однородны в смысле обладания личностью и волей, однако не одинаковы. Каждая из них отличается одна от другой степенью совершенства своей внутренней деятельности. Монады представляют последовательную лестницу неодинаково развитых существ (градацию совершенств). Одни из них развиты выше, другие ниже. Низшие лежат в основе низших, а высшие – высших явлений действительного, телесного и духовного, мира. Человеческое тело есть собрание монад, которые к монадам души относятся как низшие к высшим.
Естественнонаучные труды
Основной заслугой Лейбница в области математики является создание (вместе с И. Ньютоном) дифференциального и интегрального исчисления. Первые результаты он получил в 1675 под влиянием Х. Гюйгенса. Огромную роль сыграли труды таких непосредственных предшественников Лейбница как Б. Паскаль (характеристический треугольник), Р. Декарт, Дж. Валлис и Н. Меркатор. В систематических очерках дифференциального (опубл. 1684) и интегрального (опубл. 1686) дал определение дифференциала и интеграла, ввел знаки d и т, привел правила дифференцирования суммы, произведения, частного, любой постоянной степени, функции от функции (инвариантности 1-го дифференциала), правило поиска экстремумов и точек перегиба (с помощью 2-го дифференциала). Лейбниц показал взаимно-обратный характер дифференцирования и интегрирования. Наряду с Гюйгенсом и Я. И. Бернулли в работах 1686—96 (задачи о циклоиде, цепной линии, брахистохроне и др.) Лейбниц вплотную подошел к созданию вариационного исчисления. В 1695 он вывел формулу для многократного дифференцирования произведения, получившую его имя. В 1702—03 вывел правила дифференцирования важнейших трансцендентных функций, положившие начало интегрированию рациональных дробей. Именно Лейбницу принадлежат термины «дифференциал», «дифференциальное исчисление», «дифференциальное уравнение», «функция», «переменная», «постоянная», «координаты», «абсцисса», «алгебраические и трансцендентные кривые», «алгоритм». Лейбниц сделал немало открытий и в других областях математики: в комбинаторике, в алгебре (начала теории определителй), в геометрии (основы теории спорикосновения кривых), одновременно с Гюйгенсом разрабатывал теорию огибающих семейства кривых и др. лейбниц выдвинул теорию геометрических счислений.
В логике, развивая учение об анализе и синтезе, Лейбниц впервые сформулировал закон достаточного основания, дал современную формулировку закона тождества. В «Об искусстве комбинаторики» (1666) предвосхитил некторые моменты соверменной математической логики; он выдвинул идею о применении в логике математической символики и построении логических исчислений, поставил задачу логического обоснования математики. Лейбниць сыграл важную роль в истории создания электронно-вычислительных машин; он предложил использовать для целей вычислительной математики бинарную систему счисления, писал о возможности машинного моделирования функций человеческого мозга. Лейбницу принадлежит термин «модель».
В физике Лейбницу принадлежит первая формулировка закона сохранения энергии («живых сил»). «Живой силой» (кинетической энергией) он назвал установленную им в качестве количественной меры движения единицу — произведение массы тела на квадрат скорости (в противоположность Декарту, который считал мерой движения произведение массы тела на скорость; Лейбниц назвал формулировку Декарта «мертвой силой»). Лейбниц сформулировал «принцип наименьшего действия» (впоследствии названного принципом Мопертюи) — один из основополагающих вариационных принципов физики. Лейбницу принадлежит ряд открытий в специальных разделах физики: теории упругости, теории колебаний и др.
В языкознании Лейбницу принадлежит историческая теория происхождения языков, их генеалогическая классификация. Им в основном создан немецкий философский и научный лексикон.
Собранный материал в области палеонтологии Лейбниц обобщил в работе «Протогея» (1693), где высказал мысль об эволюции земли.