Иван крамской

Анна Цомакион – Иван Крамской. Его жизнь и художественная деятельность

Крамской И.Н. Пасечник. 1872.

В ноябре того же года картина эта появилась на выставке передвижников, где заняла почетное место между картинами, остановившими на себе особенное внимание посетителей. “Я рад, – писал Крамской Васильеву, – что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шею, и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло”

Но другие говорили ему, что часть луны попала в его картину.

“Майская ночь” – первая из целого ряда предполагавшихся картин, которыми Крамской думал иллюстрировать “Вечера на хуторе” Гоголя. Мысль эту ему не удалось осуществить: перед ним неотступно стояла другая картина, другая задача, которую он должен был выполнить, не мог не выполнить. Он начал в этом году свою знаменитую картину “Христос в пустыне”.

Когда явилось у Крамского впервые желание и потребность написать это чудное произведение, об этом нет точных сведений; но известно, что уже в 1863 году, то есть в год своего выхода из Академии, он думал о нем, и Репин видел у него в это время вылепленную из глины великолепную голову Христа и ту же удрученную голову, написанную на холсте.

Он высказал свой восторг Крамскому, который стал ему говорить о Христе, о глубокой драме этой жизни для других, об искушении в пустыне, о том, что это искушение очень часто повторяется с обыкновенными людьми, что почти каждому из них приходится разрешать вопрос: служить ли Богу или мамоне? “И в это время, – говорит Репин, – голос его звучал, как серебро, и мысли новые, яркие, казалось, так и вспыхивали в его мозгу и красноречиво звучали”.

Крамской И.Н. Лунная ночь. 1880

“Христа в пустыне” Крамской начал писать в ноябре 1871 года, но уже главной целью поездки за границу в 1869 году было “изучить все, что сделано в этом роде, и раздвинуть рамки сюжета знакомством с галереями”. Любопытны те выводы, к которым пришел Крамской после этого знакомства.

Лучший Христос – Тициана в Дрездене, с динарием, и все-таки это итальянский аристократ, необыкновенно тонкий политик и человек несколько сухой сердцем: этот умный, проницательный и несколько хитрый взгляд не мог принадлежать человеку любви всеобъемлющей.

Творчество

Крамской был новатором в подходе к системе художественного обучения. Он считал, что обучиться искусству живописи можно только в художественной мастерской, перенимая опыт других художников.

Будучи одним из самых главных портретистов своего времени, Крамской имел большую популярность у заказчиков. Третьяков заказал у него галерею портретов знаменитых людей, таких как Толстой, Некрасов, Грибоедов, Салтыков-Щедрин.

Творчество Крамского отличается ясностью композиций. В портретах отражается глубокая психология и невероятное сходство в сочетании со способностью найти «смысл лица» портретируемого.

В 1871 году на выставке Товарищества передвижников было представлено полотно «Русалки», написанное по мотивам повести «Майская ночь, или Утопленница».

Ивану Крамскому принадлежит грандиозная роспись купола в московском храме Христа Спасителя. Роспись называется «Отечество». Она была выполнена вместе с двумя товарищами-художниками. Сегодня она восстановлена по эскизам художника. Одна из самых известных и глубоких работ Крамского – «Христос в пустыне». Она была написана в 1872 году и сегодня хранится в Третьяковской галерее. Лев Толстой говорил об этой картине: «Это лучший Христос, которого я знаю».

В 1883 году написана «Неизвестная». Это портрет молодой женщины в открытом экипаже, одетой по последней моде. Личность женщины до сих пор остается загадкой, так как в его мемуарах нет никаких упоминаний об этой особе.

Александр Бенуа считал, что без Крамского не было бы 9 сентября 1863 года – манифеста о новом направлении. Крамской вселил в талантливых молодых художников стойкие убеждения, без которых они остались бы незамеченными. Он оказывал на них огромное влияние. Молодые таланты объединились благодаря энергии Крамского, его уму и стремлениям. 

Товарищество передвижников

В 1868 году в Москве образовалось Товарищество передвижных выставок. Идея принадлежала московским художникам Маковскому, Прянишникову, Саврасову и петербургским Ге, Перову, Шишкину, Боголюбову, Максимову и Крамскому. Выступая против академической школы и придерживаясь реализма, они показывали высокую общественную роль художника. Идея также заключалась в объединении для осуществления практики передвижных выставок и возможности общения художников с большой аудиторией ради популяризации искусства.

Лучшие работы передвижников приобретал в свою коллекцию П. М. Третьяков.

29 ноября 1871 г. в Петербурге открылась первая выставка Товарищества передвижников.
Благодаря Крамскому Товарищество очень скоро перестало преследовать выставочную цель и выросло в настоящую школу передового русского искусства.

Крамской на протяжении жизни продолжал критиковать академическую школу и часто несдержанно отзывался о коллегах по Товариществу. Он выступал за перемены и предлагал объединиться с Академией Художеств. В ответ почти все передвижники обвиняют его в неискренности работ и в предательстве идеалов. Особенно Крамской «провинился» тем, что принял заказ на выполнение портретов членов царской семьи и «погряз в роскоши».

Товарищество передвижников

Мне нравится1Не нравится

Поздний период творчества

В 70-80 годы Иван Николаевич Крамской продолжал много писать. И делать это ему становилось все труднее. Картина «Хохот» так и осталась незавершенной, обществу перестала быть интересна сама ее идея. В этот период он пишет портреты И. И. Шишкина, выдающегося врача С. П. Боткина и артиста В. В. Самойлова. Вместе с тем приходит понимание необходимости роста и поиска новых путей развития творчества. Но закабаленность постоянными заказами заставляет разрываться между необходимостью зарабатывать для семьи и творческим поиском.

Спешность выполнения заказов приводила к ухудшению качества исполнения, что очень тяжело сказывалось на его эмоциональном состоянии. В 1884 Крамской закончил картину «Неутешное горе», начатую еще в конце 70-х. Здесь он передал личную трагедию своей семьи – двое его сыновей умерли в раннем возрасте. Это сокровенная картина с попыткой расширить ее содержание.

Портреты 70-х годов отличаются печатью высокой гражданственности, персонажи поздних картин написаны в более замкнутом мире личных переживаний.

Главное послание Крамского

В 1840-1860-е художники много размышляли на тему несчастной доли женщины. И замуж ее могли выдать за старика. И вынудить продать все имущество в связи со смертью кормильца. Животрепещущие картины мы видели и у Пукирева, и у Федотова.

Слева: Василий Пукирев. Неравный брак. 1863. Справа: Павел Федотов. Вдовушка. 1851. Третьяковская галерея.
То есть тема женщины-жертвы очень занимала русских художников. И свои переживания они трансформировали в послания для общества.

Так, Василий Пукирев взволновал общество своим «Неравным браком» до такой степени, что пожилые мужчины стали отказываться от подобных браков с молоденькими бесприданницами.

И вот размышления на тему положения женщины в обществе продолжил Иван Крамской 20 лет спустя после «Неравного брака».

Но уже обыгрывается образ НЕ женщины-жертвы, а женщины уверенной и самодостаточной. И Крамской уже пытается найти ответы на другие вопросы.

Может ли женщина пойти против установленных правил? Имеет ли она право при этом уверенно смотреть другим в глаза? Или ей доступно в таком положении только чувство стыда?
Иван Крамской. Неизвестная. 1883. Третьяковская галерея. Фото из личного архива.
Крамской показывает, как в женщине его эпохи зарождается иное самоощущение. Она может уверенно и прямо смотреть на окружающих. В ней есть чувство собственного достоинства, даже если это достоинство никто не готов признавать.

Краткая биография

  1. За 8 лет учёбы в Академии Репин приобрёл много друзей. Он близко сошёлся с художниками Иваном Крамским и Василием Поленовым, скульптором Марком Антокольским, критиком Владимиром Стасовым. В 1865 г. Репин получил первую серебряную медаль от учебного заведения.
  2. В 1869 г. студент был награждён малой золотой медалью за картину «Иов и его друзья».
  3. В 1870 г. Репин вместе с друзьями-художниками отправился в путешествие на Волгу. Там живописец начал работать над картиной «Бурлаки на Волге», идея которой родилась 2-мя годами ранее. Картину он закончил в 1873 г., она была прекрасно встречена и принесла художнику известность в Петербурге и Москве.
  4. В 1871 г. за дипломную картину «Воскрешение дочери Иаира» художника наградили большой золотой медалью.
  5. В 1871-1872 гг. живописец работал над полотном «Славянские композиторы», которое заказал ему московский предприниматель А. А. Пороховщиков для размещения в зале ресторана «Славянский базар».
  6. В апреле 1873 г. Репин вместе с женой и маленькой дочкой отправился в пенсионерскую поездку за границу. Они побывали в разных европейских городах, затем осели в Париже. Там художник познакомился с творчеством французских импрессионистов, но не понял и не принял их манеру.
  7. В 1874 г. по заказу Павла Третьякова Илья Ефимович написал портрет И. С. Тургенева, который в это время тоже находился в Париже. Картина не удалась. В 1879 г., уже в Москве, Репин повторил попытку, но и второй портрет писателя вышел плохо.
  8. В 1875 г. живописец создал картину «Парижское кафе» и выставил её в парижском Салоне, что пенсионеру Академии делать запрещалось. В России этот факт, да и сюжет самого полотна вызвали скандал. Но на выставке работа осталась незамеченной.
  9. В 1876 г. в Париже из-под кисти художника вышла фантастическая картина «Садко». За неё в России он получил звание академика.
  10. Вернувшись в 1876 г. в Россию, Репин около года провёл в родном Чугуеве, затем, поддавшись уговорам друзей, переехал в Москву. 2 года спустя он вступил в Товарищество передвижников.
  11. В 1879 г. Илья Ефимович закончил историческое полотно «Царевна Софья». Работа над картиной заняла больше года. Репин тщательно изучал исторические материалы, делал зарисовки костюмов и аксессуаров в музеях. Однако готовая работа, представленная на выставке передвижников, публикой и критиками изначально была встречена холодно.
  12. В 1881 г. Репин приехал в Петербург навестить своего давнего друга – композитора М. П. Мусоргского. Модест Петрович тяжело заболел и находился в больнице, художник за 4 дня в больничной палате написал его портрет, в котором сумел передать характер и мощь композитора. Через несколько дней Мусоргский скончался.
  13. В 1882 г. Илья Ефимович переехал в Петербург, взяв с собой наброски и эскизы к новым картинам.
  14. В 1885 г. живописец закончил работу над одним из своих главных шедевров – картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Для образа царя Репину позировал художник Григорий Мясоедов.
  15. Одна из самых известных картин Ильи Репина «Не ждали» была закончена в 1888 г. Он работал над ней более 5 лет, добиваясь точной передачи эмоционального состояния героев.
  16. В 1892 г. на выставке в Академии художеств живописец представил работу «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Её замысел родился ещё в 1878 г. В 1880 г. для создания зарисовок к картине состоялась первая поездка Репина на Украину, а вторая — в 1888 г. Полотно было куплено императором Александром III.
  17. В 1894 г. Репин стал преподавателем в Академии художеств. Он работал там до 1907 г.
  18. В 1903 г. по заказу императора Илья Ефимович написал картину «Юбилейное заседание Государственного совета». Это огромное полотно, на котором изображено 60 человек. Так как на создание картины было отведено мало времени, художник должен был работать быстро, портретные зарисовки чиновников он писал за 1-2 сеанса. В работе ему помогали 2 ученика – Борис Кустодиев и Иван Куликов.
  19. К 1915 г. Репин завершил работу над мемуарами. Книга вышла в свет уже после смерти автора.
  20. После 1918 г. Куоккала, где находилось имение художника, стала территорией Финляндии. Репин оказался оторванным от своей страны. С возрастом у живописца начала отниматься правая рука, и он стал писать левой, закрепляя палитру специальными ремнями.
  21. В 1926 г. к Репину прибыла делегация художников из СССР во главе с его учеником Исааком Бродским с целью уговорить Илью Ефимовича вернуться на родину. Но живописец решил остаться в Куоккале. Последние годы он был очень слаб, и за ним поочерёдно ухаживали его дети.
  22. 29 сентября 1930 в возрасте 86 лет Илья Ефимович Репин скончался. Незадолго до смерти он успел написать друзьям и родным прощальное письмо.

Художник Илья Репин

Детство и юность

С детства он открыл в себе умение наблюдать за миром, подмечать детали пейзажа и видеть прекрасное в простых вещах: будь то игра солнечных лучей, тени берез, легшие на дорогу, или рябь на реке от подувшего ветра. С этого же возраста, лет с семи, он рисовал все, что отзывалось в его детской душе.

В 12 закончил Острогожское уездное училище лучшим учеником. В этом же году умер его отец, что оборвало его возможности поступить в гимназию из-за недостатка средств.

Важно, что остаток жизни Крамской сокрушался и жалел об упущенной возможности. Сам он говорил: «Никогда и никому я так не завидовал, как человеку, действительно образованному».. Мать от безысходности ситуации (для службы он был еще слишком юн) решила определить его еще на год в училище

Так он и остался, будучи самым старшим учеником в классе и периодически подменяя преподавателя

Мать от безысходности ситуации (для службы он был еще слишком юн) решила определить его еще на год в училище. Так он и остался, будучи самым старшим учеником в классе и периодически подменяя преподавателя.

Семья настаивала, чтобы он поступил на службу писцом в городскую думу. Крамской согласился, но из нужды и ненадолго. Работал он усердно, а в свободное время занимался рисованием. В эти годы судьба свела его с М. Б. Тулиновым – большим поклонником живописи. Тулинов вспоминал первую встречу с маленьким и скромным мальчиком, который категорически отказался показать свои работы, но признался, что кроме туши и французского карандаша писать ему вовсе нечем. Тулинов обещал отдать мальчику свои хорошие краски и тем завоевал его доверие. Так завязалась их дружба. Ваня просился у родных отдать его в ученики Тулинову, но каждый раз получал отказ. Он настаивал на своем и занимался самообразованием, запоем читал любые книги.

Иван Крамский в детстве

Мне нравится2Не нравится1

«Бунт четырнадцати»

Целью обучения для Крамского было вовсе не получение наград. Он претендовал на большую золотую медаль, если написал бы картину на тему «Пир в Валгалле». Однако это направление не устроило будущего художника, а также многих его сподвижников — им хотелось получить творческую свободу.

Студенты Академии попросили разрешения создать работу на свою тему, однако им отказали, и тогда Крамской и тринадцать учеников покинули учебное заведение, что позже назвали «Бунтом четырнадцати». Бывшие студенты Академии художеств во главе с Иваном Крамским создали артель: ее члены называли себя свободными художниками. Подобное объединение было первым в истории российской живописи.

Николай Александрович Ярошенко «Портрет художника И.Н. Крамского»,1876 год,Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Мне кажется, что это был по-настоящему смелый поступок, ведь уйдя из Академии, Крамской отправился в неизвестность —  был шанс, что передвижники не будут пользоваться успехом. Если бы он остался студентом и закончил Академию с отличием, он бы гарантировал себе стабильный поток заказов.

Иван Крамской организовал «Товарищество передвижных выставок» в 1870 году. Его членами стали талантливые русские живописцы. Они занимались просветительством и устраивали подвижнические выставки, первая из которых состоялась в 1871 году.

Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок, 1886 год

Описание картины Крамского «Неизвестная»

  • Картина Ивана Николаевича Крамского «Неизвестная» написана в 1883 году.
  • Это поясной портрет молодой женщины, сидящей в коляске.
  • Дама одета по последнему слову моды 1880-х годов: бархатный берет, в то время такие береты  называли «Франциск», напоминающий головной убор на картине аристократов 16 века — та же форма, то  же страусовое перо прикрепляется золотым аграфом с жемчугом.

Тяжелый узел тёмных волос на шее. Пальто, по  ассоциации с генеральской шинелью, называется «Скобелев», явно дорого сукна,
отделано собольим мехом и шелковыми тёмно- синими лентами.

Так же отделана муфта, что тогда было модно, соболем и тёмно- синими шелковыми лентами. На руках в тон общему одеянию – тёмно-синие лайковые «шведские» перчатки и на левой руке массивный золотой браслет.

При анализе этой работы критики часто приписывают женщине свойства «Дамы с камелиями»,  утверждая, что здесь изображена некая дама полусвета, дорогая содержанка или может быть актриса, пользующаяся покровительством. Мотивируется  это тем, что дама вызывающе модно и дорого одета.

  1. В то время дворянство, переживая экономический кризис, не имело возможности так одеваться, и вообще точное следование моде было свойством «нуворишей», людей пришедших в высший свет благодаря деньгам, а не происхождению.
  2. Композиция

Первое, что видит зритель — тёмное пятно силуэта  женщины в коляске. Композиция такова, что напоминает кинокадр крупным планом. Очень необычно для того времени.

Второе — лёгкий прозрачный фон — контуры Аничкова Дворца.

Предположительно, что коляска стоит на Аничковом мосту.

Смещение масштабов создаёт совершенно неожиданный эффект — главным в картине становится лицо. Первое, что мы видим — это глаза! Отстранённый, грустный, слегка высокомерный взгляд.

Источник света, направление теней, теплота и сгущённость тона говорят о том, что фигура писалась в ателье, а ландшафт на натуре. Совершенно виртуозно передана атмосфера зимнего Петербурга.

История создания

История это работы — Крамской называл её не «портретом», а «картиной»-  противоречива. Автор не оставил комментариев, писем, записей в дневнике, счетов или дарственных имеющих отношение к  этой картине.

Найден недавно в частном собрании доктора Душана Фридриха в Чехословакии в городе Прага этюд, написанный к картине.

Известно, что позировала для такого же этюда не профессиональная натурщица, а чья-то знакомая, которая по случаю оказалась в мастерской Крамского и послужила  моделью ему и нескольким его коллегам для натурной штудии.

Об этом эпизоде пишет в своих воспоминаниях один из участников, коллега по ТПВХ. Похоже, что эта модель и изображена на эскизе к  картине.

Эскиз написан в том же колорите и в том же ракурсе, но черты лица не такие правильные, другая причёска, другое, более жесткое, выражение лица.

Есть несколько разных версий создания  этой работы. Одна из них —  это портрет глубоко любимой дочери Крамского — Софьи, тоже художницы с трагической судьбой.

Так же предполагают, что это заказной портрет Екатерины Долгоруковой — морганатической супруги императора Александра II, который после гибели императора так и остался у художника.

Есть версия гласящая о том, что это портрет Матрёны Саввишны, которая будучи горничной в поместье Бестужевых, очаровала своей необычной красотой молодого графа Бестужева — он на ней женился и привёз её в Санкт-Петербург, где художник с ней и познакомился.

Одна из привлекательных и довольно вероятных теорий — что на картине изображена Варвара Туркестанова — грузинская княжна. Иван Николаевич увидел её портрет- камею, узнал о её трагической судьбе, и это вдохновило его на создание картины.

Резонанс

Картина была впервые показана на 11- ой  выставке Товарищества Передвижных Художественных Выставок, где произвела эффект разорвавшейся бомбы. Композиция, сюжет и настроение этой вещи совершенно не соответствовал ни концепции Товарищества, ни  представлениям того времени о дозволенном.

Третьяков поначалу отказал в приобретении, но в итоге купил работу с тем, хотя много лет не выставлял её.

При Советской власти  и в период демократизации общества эта работа представлена в Третьяковской галерее, как одно из популярнейших произведений И.Н.Крамского,  символизирующего русскую культуру.

Посмотреть еще картины Крамского И.Н.

Автор И. Шмитц

Личная жизнь

С будущей супругой Софьей Прохоровой молодой художник познакомился, будучи студентом академии. Он полюбил девушку так сильно, что пренебрег тянувшимся за ней шлейфом слухов. Репутация Сони безупречной не была: до знакомства с Крамским Прохорова жила в гражданском браке с женатым художником, узнав о его «несвободном» статусе слишком поздно.

Иван Крамской и его жена Софья

Однако для Ивана Крамского Софья стала образцом чистоты и верности. Супруга разделила с ним годы тягот и безденежья, с ней художник советовался во время работы, просил молиться, когда приступал к новому полотну.

Картина Ивана Крамского «Неутешное горе»

Софья Крамская родила мужу шестерых детей. Двое из них – сыновья – умерли с разницей в 3 года. На знаменитой картине «Неутешное горе» изображена супруга живописца. Полотно Иван Крамской создавал 4 года.

Любимица художника – дочь Софья Крамская – пошла по стопам отца. В 1930-е годы попала под каток репрессий.

Самые известные картины Ильи Репина

Картины Ильи Репина входят в золотой фонд русского искусства. Многие работы художника стали хрестоматийными:

«Бурлаки на Волге» (1872-1873) — самое известное произведение Репина, в которой он не просто реалистично изобразил тяготы простого народа, но и поставил философский вопрос о судьбах России

Обратите внимание на буксир на заднем плане — это символ прогресса, который далёк от тех, кто тянет лямку на берегу. Картину сравнивали с адом Данте, она вызвала сенсацию в стране и за рубежом. Это один из немногих примеров в живописи, когда жанровая сцена стала монументальной

«Садко» (1876) — красочная работа, переносящая зрителя в волшебный мир русских сказок. Несмотря на критику, эта картина принесла живописцу звание академика. «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» (1879) — исторический портрет, передающий непростой характер сестры Петра I. На этой картине художник изобразил Софью Алексеевну уже заточённой в монастырскую келью, но не сломленной. «Портрет композитора М. П. Мусоргского» (1881). На холсте запечатлён композитор в последние дни своей жизни, в больнице, после приступа белой горячки. Эта картина, в которой передан противоречивый характер Модеста Мусоргского, подтвердила славу Ильи Репина как замечательного портретиста-психолога. «Крестный ход в Курской губернии» (1883) — ещё одна монументальная работа, в которой отражен народный быт. На картине — свыше семидесяти персонажей, и каждый — со своей судьбой. «Иван Грозный убивает своего сына» (1885). Невероятно драматичная сцена, наполненная болью и отчаянием, а также ставящая вопрос о цене исторических ошибок. Император Александр III пытался запретить экспонирование произведения на выставках. Эмоциональное воздействие картины настолько высокое, что она дважды подвергалась актам вандализма со стороны посетителей Третьяковской галереи — в 1903 и 2018 годах. «Не ждали» (1888) — передвижническая работа из «народовольческой серии» Репина. Социально-психологический сюжет, в котором художник не только отразил и личную драму героев, но и вписал её в широкий социальный контекст. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891). В этой работе Илья Репин в очередной раз продемонстрировал свой талант живописца-психолога. Удивительная яркость характеров, бурная эмоциональность, юмор — всё это делает запорожцев по-настоящему живыми. «Какой простор!» (1903). Импрессионистское произведение, наполненное эмоциями людей и стихии

Это один из немногих примеров в живописи, когда жанровая сцена стала монументальной. «Садко» (1876) — красочная работа, переносящая зрителя в волшебный мир русских сказок. Несмотря на критику, эта картина принесла живописцу звание академика. «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» (1879) — исторический портрет, передающий непростой характер сестры Петра I. На этой картине художник изобразил Софью Алексеевну уже заточённой в монастырскую келью, но не сломленной. «Портрет композитора М. П. Мусоргского» (1881). На холсте запечатлён композитор в последние дни своей жизни, в больнице, после приступа белой горячки. Эта картина, в которой передан противоречивый характер Модеста Мусоргского, подтвердила славу Ильи Репина как замечательного портретиста-психолога. «Крестный ход в Курской губернии» (1883) — ещё одна монументальная работа, в которой отражен народный быт. На картине — свыше семидесяти персонажей, и каждый — со своей судьбой. «Иван Грозный убивает своего сына» (1885). Невероятно драматичная сцена, наполненная болью и отчаянием, а также ставящая вопрос о цене исторических ошибок. Император Александр III пытался запретить экспонирование произведения на выставках. Эмоциональное воздействие картины настолько высокое, что она дважды подвергалась актам вандализма со стороны посетителей Третьяковской галереи — в 1903 и 2018 годах. «Не ждали» (1888) — передвижническая работа из «народовольческой серии» Репина. Социально-психологический сюжет, в котором художник не только отразил и личную драму героев, но и вписал её в широкий социальный контекст. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891). В этой работе Илья Репин в очередной раз продемонстрировал свой талант живописца-психолога. Удивительная яркость характеров, бурная эмоциональность, юмор — всё это делает запорожцев по-настоящему живыми. «Какой простор!» (1903). Импрессионистское произведение, наполненное эмоциями людей и стихии.

Личная жизнь

Софья Прохорова и Иван Крамской познакомились в студенческие годы. За девушкой тянулась нехорошая репутация: она жила гражданским браком с неким живописцем Поповым, к тому же еще женатым. В итоге Попов с законной женой уехал за границу, а Софья осталась.

Крамской очень сильно полюбил ее и пренебрег всеми предрассудками, взяв в жены. Софья была для него образцом чистоты и верности и на протяжении всей жизни разделяла периоды безденежья. Приступая к работе, Крамской всегда спрашивал у нее совета и просил о молитве.

В их семье было шесть детей, двое сыновей умерли с разницей в 3 года.

Крамский с женой Софией

Мне нравится1Не нравится

Смерть

В последние 5-6 лет жизни присутствие художника узнавали по сильному сухому кашлю: у Крамского обнаружили грудную жабу (аневризму сердца). Унять боли помогали уколы морфия. Лечил художника Сергей Боткин, скрывавший от пациента название смертельного недуга

О нем Иван Крамской узнал случайно, прочитав симптомы в медицинской энциклопедии, неосторожно оставленной Боткиным на столе

Могила Ивана Крамского

Болезнь сердца (аневризма аорты) и стала причиной смерти живописца. Он скончался за работой – рисуя портрет доктора Карла Раухфуса. Крамской не дожил 2 месяца до 50-летия.

Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Смерть

Высокий темп работы не давал расслабляться, художник работал изо всех сил. Растущая потребность в деньгах не давала выбора чем заниматься: работать для души или для заработка. В письмах Третьякову он жалуется на боли и желание кричать о помощи: «Я хочу год художественной жизни, чтобы не быть вынужденным бегать за хлебом».

Последние 6 лет жизни Крамской болел аневризмой сердца. Справиться с болями ему помогали уколы морфия. Лечением его занимался доктор Боткин, который скрывал диагноз. О том, чем именно болеет, художник узнал случайно – по симптомам, вычитанным в энциклопедии, которую врач оставил на столе.

Это заболевание стало причиной смерти. В день своей смерти, 24 марта 1887 года, Крамской несколько часов писал портрет доктора К. Раухфуса. В процессе работы он вдруг побледнел и мертвый рухнул на мольберт.

Похоронили его на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Могила И. Н. Крамского на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге

Мне нравится2Не нравится

Биография

Знаменитый передвижник, один из главных реформаторов в искусстве XIX века, живописец и портретист Иван Николаевич Крамской мог бы остаться в истории русского искусства, написав лишь портрет «Неизвестной». Картина – один из бриллиантов московской Третьяковской галереи – известна всем и каждому на территории постсоветского пространства. «Неизвестную» называют русской Джокондой.

Картина Ивана Крамского «Неизвестная»

Однако художник подарил миру сотни полотен, которые восхищают, поражают и манят. Среди них «Лунная ночь», «Мина Моисеев», «Русалки», «Христос в пустыне». Возглавивший в ранней молодости «бунт четырнадцати», создавший объединение передвижников, тонкий художественный критик – Крамской стал идеологом целого поколения художников-реалистов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: