Неожиданный Айвазовский. 3 льва и один портрет
Иван Айвазовский. Львы в пустыне. 1874 г. Частная коллекция
Три льва, убившие верблюда. Не ожидали такого от мариниста? Казалось бы, совсем не по-Айвазовски. Но приглядитесь.
Разве он здесь не в похожей стихии? Бескрайняя пустыня вместо моря. Погибший от лап львов верблюд. Он словно затонувший корабль под натиском свирепых волн. Только цветовая гамма другая. Не синяя, а желтая.
А ещё Айвазовский писал портреты. Правда среди них нет шедевров. Они были скорее мемуарными. Наиболее известный среди них – портрет второй жены.
Иван Айвазовский. Портрет жены художника. 1894 г. Феодосийская картинная галерея, г. Феодосия, Крым. wikipedia.org
Этот портрет был написан, когда художнику было за 70. Разница в возрасте со второй женой была 40 лет. Их брак продлился 18 лет.
Красивая, скромная женщина. Которая после смерти мужа хотела лишь уединения. Она проведёт ещё 45 лет своей жизни в полном одиночестве.
***
Однажды на первых курсах обучения в Академии Айвазовский принёс свой рисунок. Учителя были поражены.
Иван Айвазовский. Предательство Иуды. 1834 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва.
Они были уверены, что Айвазовский не сам его нарисовал. А если и сам, то сделал копию с работы какого-то мастера.
Но это не копия. А творение раннего Айвазовского. Оно говорит лишь об одном.
Если бы Айвазовский не родился у моря, если бы он не стал маринистом, он бы все равно стал выдающимся художником.
Только мы бы лицезрели роскошные леса и романтические города. Разнообразные и точно не скучные.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Вариант 4 — Валентин Серов
18 предложений/ 251 слово
Мне очень нравится художник Валентин Александрович Серов. Его картины на фоне творчества других русских живописцев того времени кажутся мне удивительно живыми и оригинальными. Таковы, например, знаменитые полотна: «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем» и «Дети. Саша и Юра Серовы».
Произведения Серова выглядят такими реалистичными, но в то же время они проникнуты духом импрессионизма. В свое время художника многие упрекали за излишнюю увлеченность данным жанром изобразительного искусства, но мне кажется, что именно в этом и состояла основная особенность творчества живописца. Этим оно и было интересно зрителям.
В течение жизни Серов много путешествовал по Европе. Думаю, там ему удалось повысить свое мастерство и вдохновиться новыми идеями. А вернувшись на родину, художник смог адаптировать полученные знания под колорит местной жизни, создав своеобразные, необычные картины.
Из произведений Серова также мне очень нравится его автопортрет, написанный в 1880-е годы. Эта работа стала одним из первых значимых творений художника. Мне кажется, картина получилась удивительно честной, хорошо передающей не только внешние черты своего создателя, но и его внутреннее состояние. На портрете Серов изображен со слегка рассеянным взглядом и взъерошенными волосами, что говорит о нем, как о творческой личности, в голове которой таится множество замечательных мыслей, готовых вот-вот стать частью нового живописного шедевра. В то же время губы художника плотно сжаты, что показывает, как сильно он сосредоточен на своей работе.
Сегодня картины Серова хранятся во многих художественных галереях России. Я неоднократно любовалась его полотнами, выставленными в Русском музее и Государственной Третьяковской галерее, а также посещала временные выставки работ живописца. И каждый раз подобное культурное мероприятие доставляло мне большое удовольствие.
Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880 г.
Иван Айвазовский. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880 г. Одесский художественный музей
Иногда Айвазовский вписывал в свои морские пейзажи важную персону. Около десятка раз он это проделывал с Пушкиным.
Правда на большинстве из них фигура поэта мелкая. Черты лица еле различимы. Узнаваем он лишь по характерным бакенбардам. Как, например, на картине “Пушкин в Крыму…”
Айвазовский был художником-романтиком. Для которого природа всегда величественнее человека. Каким бы великим этот человек ни был. Отсюда “мелкие” Пушкин, Наполеон или Петр I.
Но есть одно исключение. На картине “Прощание Пушкина с морем” фигура поэта покрупнее.
Иван Айвазовский (в соавторстве с И. Репиным). Прощание Пушкина с морем. 1877 г. Всероссийский музей А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург. Wikipedia.org
Но эту картину сложно назвать исключением. Потому что Пушкина написал … Илья Репин.
Об этом его попросил Айвазовский. Знаменитый маринист признавал, что Репину гораздо лучше удаются портреты. И даже не обижался на критику с его стороны.
Однажды Репин обратил внимание, что фигуры у Айвазовского освещены солнцем с обеих сторон. И что это противоречит природе
На что Айвазовский нисколько не обидевшись, ответил “Ах, Илья Ефимович, какой же вы педант”.
Интересно, они заранее договорились, что работа будет подписана только именем Айвазовского? Думаю, Репин не возражал. Судя по тому, как скромно он оценил свою работу: “Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку”.
Факт № 4. 8о курганов
Айвазовский всерьёз интересовался археологией. В 1853 году он официально обратился с письмом-заявкой в Министерство уделов за разрешением начать в Феодосии археологические раскопки. Получив разрешение, Айвазовский вместе с археологом Сибирским приступил к работе. Раскопки первых четырёх курганов не дали результатов, а вот пятый курган, на мысе Ильи, поразил исследователей своими находками. Ими было открыто женское погребение IV века до н. э. Как писал сам художник: «Эта находка даёт надежду, что древняя Феодосия была на этом же месте. Я в восхищении от Феодосии!» Айвазовский отправил драгоценные находки в Петербург, и ныне они находятся в коллекции Государственного Эрмитажа.
Всего же в течение лета 1853 года Айвазовский раскопал 80 курганов. Золотые серьги, найденные Айвазовским во время раскопок в 1853 году, датируются 330–300 годами до н. э. и выполнены в так называемой микротехнике: на каждой помещена многофигурная композиция. Известные ювелиры Петербурга и Парижа пытались сделать копию украшения, но тщетно. Даже знаменитый Карл Фаберже, пытавшийся повторить «Феодосийские серьги», потерпел неудачу.
В 1871 году на средства, полученные от выставки своих картин в Петербурге, Айвазовский построил на холме Митридат, неподалёку от дома, в котором он родился, здание для Музея древностей (до этого коллекция музея размещалась в небольшой турецкой мечети). С именем Айвазовского связана и судьба музея в ХХ веке. В 1925-м его перевели в бывший дом художника (где музей размещался до 1988 года), соединив с картинной галереей в одно учреждение. Здание на холме Митридат было разрушено во время Великой Отечественной войны — предположительно, от попадания корабельного снаряда.
Дом Айвазовского, ставший после его смерти картинной галереей. Источник фото: humus.livejournal.com
Выставки работ И.К. Айвазовского
- 1835 — Петербург
- 1836 — Петербург
- 1837 — Петербург
- 1841 — Рим
- 1842 — Неаполь, Венеция
- 1843 — Париж, Лондон
- 1844 — Амстердам
- 1845 — Петербург
- 1846 — Феодосия, Одесса, Петербург, Берлин
- 1847 — Феодосия (юбилейная), Одесса, Петербург
- 1848 — Москва
- 1850 — Петербург, Одесса
- 1851 — Москва, Одесса
- 1853 — Петербург
- 1854 — Петербург
- 1857 — Париж
- 1858 — Петербург
- 1860 — Петербург
- 1861 — Феодосия, Петербург, Лондон
- 1862 — Петербург
- 1864 — Одесса
- 1865 — Петербург, Одесса
- 1866 — Петербург, Берлин
- 1867 — Петербург, Одесса
- 1868 — Тифлис, Петербург
- 1870 — Петербург
- 1872 — Москва
- 1873 — Петербург, Москва, Ницца
- 1874 — Флоренция, Рим, Вена, Ницца, Лондон
- 1875 — Петербург
- 1877 — Петербург, Москва, Симферополь, Одесса, Николаев, Бухарест, Рига
- 1878 — Петербург, Франкфурт, Штутгарт, Амстердам, Флоренция, Генуя
- 1879 — Париж, Мюнхен
- 1880 — Феодосия (открытие галереи), Петербург
- 1881 — Петербург, Москва, Лондон
- 1882 — Петербург
- 1883 — Петербург
- 1884 — Петербург, Одесса, Феодосия, Киев, Вена
- 1885 — Берлин, Варшава
- 1886 — Петербург, Москва, Одесса, Николаев, Харьков, Рига, Берлин, Ницца, Ментона, Бухарест, Константинополь
- 1887 — Петербург (юбилейная), Киев, Херсон, Париж, Бухарест
- 1888 — Петербург, Киев, Константинополь
- 1890 — Париж
- 1891 — Петербург
- 1892 — Берлин, Одесса
- 1893 — Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Вашингтон
- 1894 — Петербург, Лондон
Крупнейшие собрания работ
Картины Айвазовского находятся во многих музеях мира. Крупнейшие коллекции работ представлены в следующих музеях:
- Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского
- Государственный Русский музей
- Государственная Третьяковская галерея
- Национальная картинная галерея Армении
- Петергоф (музей-заповедник)
- Центральный военно-морской музей
Значительное количество картин рассредоточено по частным собраниям.
Хищения картин
Картины Айвазовского часто становятся предметами хищения. Ниже указаны лишь некоторые из краж картин художника:
- В 1976 году из музея-заповедника «Дмитровский кремль» была похищена картина «Море» (1845). С тех пор она под другим названием — «Вид Ревеля» — трижды выставлялась на торги на западных аукционах — 2005 (Sotheby’s), 2006 и 2017 (Koller); с последних торгов была снята по требованию МВД России.
- В 1992 году из Сочинского художественного музея были украдены 14 картин различных художников. Среди украденных две работы Айвазовского: «Вид Константинополя» и «Встреча солнца. Море». В 1996 году эти картины были сняты сотрудниками английской полиции с торгов аукционов Кристи и Сотбис. По результатам следственных действий и оперативных мероприятий 13 из 14 похищенных картин были возвращены сочинскому музею (осталась ненайденной картина Кустодиева «Крыши»).
- В 1997 году из квартиры наследников Ивана Носенко в Москве была похищена картина Айвазовского «Вечер в Каире» (1870). В мае 2015 года картина с аналогичным названием была выставлена на русские торги в лондонском отделении аукционного дома Сотбис. Вследствие разразившегося информационного скандала картина была снята с торгов. Сопоставление размеров похищенной и «лондонской» работ, изучение кромок холста, якобы вырезанного по периметру из рамы в ходе ограбления, состояние кракелюра предположительно скрученной в рулон картины не дали оснований считать обнаруженную картину похищенной. МВД России не стало отправлять материалы в Интерпол, а «Вечер в Каире» был возвращён сдатчику аукционного дома.
- В 2001 году из Ташкентского музея искусств, вместе с рядом картин других авторов, была похищена картина Айвазовского «Закат в степи» (1888). Преступник был задержан спустя 3 месяца, после двух лет реставрации похищенные картины возвращены в музей.
- В 2002 году, из Новосибирской картинной галереи была украдена картина Айвазовского «Корабль на мели» (1872). Картина остаётся ненайденной.
- В 2003 году из Астраханской картинной галереи имени Бориса Кустодиева похищена картина «Восход» (1856) (в 1999 году картину забрали из музея на реставрацию, а в 2003 году с «реставрации» вернулась подделка). Подлинник картины не найден. Подделка была уничтожена по решению суда.
- В начале 2014 года из Киргизского национального музея изобразительного искусства была украдена картина Айвазовского «Морской пейзаж в Крыму» (1866).
- 9 июля 2015 года из Тарусской картинной галереи были похищены 3 картины, среди которых работа Айвазовского «Море у острова Капри». В августе преступники были задержаны, похищенные картины изъяты.
Детство и юность
29 июля 1817 г. в семье армянского купца Айвазяна родился сын Иван (Ованес). Священник храма Сурб-Саркис в Феодосии сделал соответствующую запись. Отец знаменитого художника, Константин (Геворк), переселился в Крым из Галиции. Фамилию изменил на польский манер — Гайвазовский. Его женой стала местная армянка Рипсиме. В семье родились 2 сына и 3 дочери.
До 1812 г. Айвазовский-старший успешно занимался торговлей. Вспыхнувшая эпидемия чумы расстроила дела и разорила купца. Через 5 лет обедневшая семья в доме у Черного моря пополнилась еще одним малышом.
Иван Айвазовский с детства часами пропадал на море — наблюдал, как в порт заходят корабли и рыбацкие лодки. Необыкновенные закаты, красота штиля, мощь бури вызывали в душе восторг и умиротворение.
Иван Айвазовский в детстве
Мне нравитсяНе нравится
Ребенок рано проявил музыкальные и художественные способности. Иван сам научился играть на скрипке. Первые картины он рисовал на песке. В 8 лет на стене дома углем изобразил парусник. Родители испытывали материальные затруднения, но поддержали увлечение сына, и отец купил будущему художнику бумагу и краски.
На способного мальчика обратил внимание феодосийский архитектор Яков Христианович Кох. Он преподавал Ивану первые уроки мастерства, дарил краски, карандаши
Юный талант также был замечен и градоначальником Александром Ивановичем Казначеевым. Его стараниями 13-летнего Айвазовского зачислили в Симферопольскую мужскую гимназию.
В Симферополе Наталья Нарышкина, жена губернатора, особо отметила художественный дар подростка. Иван посещал ее библиотеку, делал копии известных произведений, рисовал эскизы.
Нарышкина, при поддержке портретиста Сальватора Тончи, обратилась в Петербург с просьбой принять Ивана Айвазовского для последующего обучения. Она подробно изложила в письме жизненную ситуацию и талант юноши. Президент Академии художеств А. Н. Оленин положительно воспринял приложенные рисунки.
В 1833 г. Айвазовский поступил в Академию художеств на полный пансион с личного соизволения императора Николая I.
Интересные факты
- Почитателем творчества Ивана Константиновича был Александр III. По его просьбе имя художника было дано фонтану, который появился после проведения в Феодосию водопровода из имения Субаш, принадлежащего живописцу.
- Работоспособность Айвазовского поражала современников. На создание одного полотна у него уходило не более 10 дней. Секрет свечения воды и неба на полотне достигался использованием самой ходовой краски — ультрамарина, иногда с добавлением охры.
- В разгар холодной войны по просьбе Жаклин Кеннеди картины Айвазовского были размещены в Белом доме в комнате Франклина Рузвельта, где шли переговоры с иностранными дипломатами. Это способствовало снижению напряженности между США и СССР.
Факт № 6. Географический деятель
Природу России изображали выдающиеся русские поэты, писатели и художники. Крым же многие годы оставался малоизвестной окраиной страны — и творчество Айвазовского познакомило русское общество с этим полуденным краем. Не случайно на заседании Академии художеств, посвящённом 50-летию творческой деятельности Айвазовского, исследователь и путешественник, вице-председатель Русского географического общества Семёнов-Тян-Шанский, обращаясь к художнику, сказал: «Русское географическое общество давно признало Вас выдающимся географическим деятелем, первым русским самобытным художником того моря, которое в русских летописях носит название «Русского моря» (так в X–XII веках называли Чёрное море. — Ред.)». И действительно, помимо огромного художественного значения, картины Айвазовского представляют большую познавательную ценность. Если бы можно было расположить крымские картины Айвазовского в определённой географической последовательности, то вслед за ними можно было совершить своеобразное путешествие вдоль берегов Крыма.
И. К. Айвазовский. Портрет Анны Саркисовой-Бурназян. 1882 г. wikimedia.org
Встреча с Пушкиным
В 1836 году Айвазовский принял участие в учебном походе Балтийского флота, это дало новую почву для творчества. Семь картин Айвазовского в том том же году получили высокую оценку художественных критиков и публики. На выставке этих работ побывал сам Александр Сергеевич Пушкин. О своей встрече с поэтом Айвазовский вспоминал всю жизнь.
Сумерки в бухте Золотой Рог
За блестящие успехи в живописи Иван Айвазовский получил много наград: так в 1837 году ему дали золотую медалью. Благодаря этой награде Айвазовский смог поехать за границу, где оттачивал свое художественное мастерство. Картины, написанные под впечатлением от путешествия имели огромный успех и покорили всю Европу.
Айвазовский в Италии
Особое впечатление на художника произвела Италия. Айвазовский познакомился с Николаем Васильевичем Гоголем и побывал с ним во Флоренции. В это время художник не просто копировал увиденные морские пейзажи, он писал свои впечатления от моря, выплескивал на холст все, что накопилось в душе.
Неаполитанский залив
Айвазовский не представлял себя без живописи, за всю свою жизнь художник создал около 6000 картин. Некоторые из них находятся в Музеях культуры, в художественных галереях, какие-то остались лишь в частных коллекциях.
Тифлис
Одним из самых плодотворных периодов в творческой биографии Айвазовского считается итальянский период. Даже Ватикан купил для своей галереи большое Полотно Айвазовского «Хаос». В 1844 году Айвазовский вернулся в Россию, здесь ему присвоили звание академика, встретили с большой теплотой. Айвазовский имел возможность ходить в плавание на военных кораблях, получил доступ к документам Адмиралтейства. В 1845 году Иван Айвазовский побывал в очередной экспедиции у берегов Турции и Малой Азии. Новые впечатления позволили создать новые шедевры.
Хаос. Сотворение мира. 1841
Наследие Айвазовского
В 1845 году Иван Константинович Айвазовский вернулся в Феодосию, начал ездить по Родине. Темой его работ стали зарисовки из жизни маленьких приморских городков, поселений рыбаков. Эти полотна полны восхищением жизнью простых людей. Море относятся к ним тепло и спокойно, она умиротворенно принимает их, помогает им прокормиться и держит в своих объятиях маленький кораблик или крошечную рыбацкую лодку.
«Ночь в Гурзуфе» (1891)
Многие знают Айвазовского по картинам, которые изображают море бушующим и мрачным, сметающим все на своем пути. Самым знаменитым полотном Айвазовского называют «Девятый вал». Картина была написана в 1850 году, сейчас она находится в собрании Государственного Русского музея. Эта картина — манифест, гимн стихии, ее суровому нраву. И в то же время — памятник стойкости и мужеству людей, которые выходили на схватку с морем.
И. К. Айвазовский. Девятый вал. 1850
В Феодосии Айвазовский с построил себе дом с мастерской. Накануне смерти в 1900 году Иван Константинович Айвазовский подарил городу свой дом, мастерскую и коллекцию картин. Приезжая в Крым, поклонники Айвазовского, всегда стараются посетить картинную галерею, чтобы посмотреть на шедевры величайшего мариниста своей эпохи.
- Художник Поленов: отобразить земной путь Спасителя
- Василий Суриков – художник, который жил в двух временах
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Мнение известных людей о художнике
Айвазовский повсеместно любим и стопроцентно узнаваем. Так было всегда, и как показывает интерес к его творчеству на данный момент, так будет и в будущем. Современник художника писатель Фёдор Достоевский сравнивал его с Дюма:
Он действительно нравился всем, нравится и сегодня. В его картинах всякий мог и может найти что-то своё, родное. Скажем, герой обороны Севастополя адмирал Корнилов специально прибыл в Феодосию на боевом корабле «12 апостолов» и салютовал Айвазовскому из всех орудий — так было оценено историческое полотно «Чесменский бой». Художник не останется в долгу — этот корабль будет написан на восьми его картинах.
Чесменский бой, 1848
Две его ранние юношеские работы — «Этюд воздуха над морем» и «Вид на взморье», написанные в 1835 году, восхитили баснописца Крылова:
Он уживался даже с новаторами. Известно, что Айвазовский задолго до опыта передвижников устраивал свои выставки не только в столицах, но и в провинции.
Передвижники не ревновали. Более того — ценили его мастерство, чему свидетельством совместная работа Айвазовского и Репина «Прощание Пушкина с морем».
Вот слова императора Николая I:
Слово своё он держал — на одной из выставок было представлено 9 картин художника. Император купил 6, в том числе и знаменитый «Девятый вал». По словам самого живописца, Николай I как-то на морской прогулке, перекрывая шум волн, крикнул ему:
Пожалуй, это самая точная оценка его картин.
Карьера живописца
Первый показ работ художника состоялся в 1836 году. Картины Айвазовского были представлены на выставке его учителя. Одно из полотен живописца было описано в нескольких газетах и получило множество приятных комплиментов, в то время как работы Таннера оценили довольно низко.
Такое поведение публики и критиков вызвало гнев у учителя, поэтому он сорвался на ученике и пожаловался императору. В обращении к Николаю I Филипп Таннер сказал о том, что Иван не имел права показывать свои работы на его выставке без договоренности.
Слова Таннера звучали логично, а поведение Айвазовского было приравнено к преступлению. После разбирательств картины молодого творца убрали с выставки. Иван получил осуждение со стороны многих ценителей искусства, но не был отвергнут Олениным, Жуковским и Крыловым, которые в то время пользовались большим авторитетом у публики.
Эту картину Айвазовский написал вместе с Ильей Репиным. Первый художник сотворил море и скалы, а второй — самого поэта
После того как художник получил награду от императора, благодаря стараниям учителя по изобразительному искусству у детей Николая I, он уехал на Балтику. Время, проведенное на флоте, позволило Ивану получить полезный опыт об устройстве кораблей, что сделало его работы более реалистичными.
В 1837 году Айвазовский получил за свои старания золотую медаль. Награду принесла ему работа «Штиль». В 20 лет он окончил академию и отправился путешествовать. Во время поездок он смог понаблюдать множество вдохновляющих его пейзажей, благодаря чему написал прекрасные полотна, достойные внимания.
За несколько лет Иван Айвазовский объездил весь Крым, Европу и успел пожить в Петербурге.
Особенной стала картина художника под названием «Хаос». Работа была сделана в мрачных тонах, но это позволило более ярко передать реалистичность погодных условий на море. Полотно настолько получилось успешным, что в его приобретении был заинтересован сам Папа Римский. Айвазовский не стал устраивать аукцион и подарил картину бесплатно. Этот поступок сделал творца известным на весь мир.
Среди знакомых живописца отмечены такие личности, как Раевский, Брюллов, Жуковский, Глинка, Пушкин и Кипренский, и это не включая всю императорскую семью. Несмотря на обильное количество популярных во всем мире друзей, Иван отдавал предпочтение в общении своей семье.
Айвазовский
Если меня спросят о любимом художнике, то я, не раздумывая, отвечу, что это Иван Константинович Айвазовский. Все его картины настолько реалистичны и живы, что можно даже подумать, будто это фотография.
С детства Иван Константинович проявлял интерес к искусству, учился он в Академии Художеств в Симферополе, которую закончил на два года положенного, отличаясь своими превосходными работами и являясь одарённым студентом. Дальше он уже работал сам, путешествуя по другим странам и перенимая навыки у других художников, вдохновляясь культурой. В 1847 году он стал профессором Академии Художеств города Санкт-Петербурга.
Айвазовский был художником-маринистом, то есть рисовал морские виды и корабли. Двумя самыми известными его картинами являются «Девятый вал» и «Чёрное море». Несомненно, они достойны того, чтобы ими восхищались.
Моя любимая картина Айвазовского – «Ночь». На ней так точно переданы все прелести ночи, что, когда смотришь на неё, кажется, будто и за окном у тебя ночь, хотя это не так. Ночь – символ страха и смерти, конца всего, но луна, освещающая море и берег, вселяет надежду на светлое, на рождение после смерти. Это очень гармоничная и глубокая картина.
Помимо мирных изображений волн, у художника есть и батальные картины, например, «Чесменский бой». Страшная и пропитанная смертями работа, как и все картины, изображающие военные действия.
Немногие знают, что Айвазовский писал не только морские виды, но и портреты. У него есть несколько картин с изображением А.С.Пушкина, которого впечатлили работы художника и похвалившего тогда ещё начинающего творца. Также у Ивана Константиновича есть замечательные автопортреты.
Айвазовский — поистине гениальный и одарённый человек, за свою жизнь он написал более 6000 чудесных и неповторимых картин. Смотря на них, я вдохновляюсь и наполняюсь свободой, ведь море – это неизведанное пространство, наполненное тайнами, и от этого кажущееся бескрайним. Такой дар реалистичного изображения морских волн, пены, кораблей и неба дан не каждому. Чтобы полностью проникнуться работами художника, нужно хотя бы раз в жизни посетить выставку его картин.