Последствия
Карлос V решил издать указ, согласно которому Мартин Лютер был изгнан из Империи. Он также потребовал его поимки, назначил наказание для всех, кто помогал ему каким-либо образом, и гарантировал, что, если кто-то его убьет, он не понесет никакого преступления.
В то время как Лютер скрывался в Вартбурге, он посвятил себя переводу Библии на обычный немецкий язык, что способствовало распространению групп по чтению и анализу Священного Писания по всему региону.
В то время радикализировались те, кто утверждал, что они действуют в соответствии с лютеранскими идеалами, в то время как он постоянно призывал к спокойствию среди своих последователей. Он не позволял хорошим христианам вести себя предосудительно во имя Бога.
Однако его тексты продолжали вызывать волнения среди людей. Он считал, что каждый из крещеных имел право быть исповедником, чтобы исповедоваться в уме в общении с Богом.
Он также заявил, что монахи и монахини не должны выполнять обеты, потому что они незаконны, поскольку они не были выражены в Библии, то есть это было добавлено дьяволом.
Вера — краеугольный камень
Он пишет разъяснения к тезисам, в которых ставит под сомнение непогрешимость Папы, хотя пока еще Лютер согласен ему подчиняться. Тезисы вызвали ожесточенную полемику по всей Германии. От критики индульгенций сторонники Лютера перешли к обсуждению самих католических догматов.
Тогда папа Лев X издает буллу, в которой угрожает отлучить вольнодумца от церкви. 10 декабря 1520 года перед городскими воротами Виттенберга Мартин публично сжигает папское послание. Ответ Папы не заставил себя долго ждать — 37-летний ученый был отлучен от церкви. Так началась Реформация.
Энгельс давал сравнительную характеристику Мартину Лютеру. Он ставил его в один ряд с такими титанами, как Леонардо да Винчи, Альбрехтом Дюрером и Никколо Макиавелли. Полное собрание сочинений Лютера насчитывает 38 томов.
Отлученный от церкви, Мартин укрылся в замке саксонского князя, чтобы не попасть в лапы инквизиции. Он занялся разработкой собственного вероучения, которое впоследствии назовут протестантским. Он вошел в историю как идейный лидер протестантского движения, вождь его старейшей конфессии — Лютеранства. Его учение сократило дистанцию между богом и человеком.
Суть учения
Лютер пришёл к мысли, что спасение души лежит в самой вере. Это стало основным постулатом реформаторского учения Мартина Лютера. Вера — краеугольный камень учения, и разгадка его фантастической популярности. Он по-новому осмыслил Новый Завет. На одной чаше весов были католики, на другой лютеране.
Искренняя вера искупает грехи и удерживает от неправедных поступков. В отличие от католичества, которое требовало формального исполнения обрядов, протестантизм был направлен к сердцу каждого верующего.
Учение Лютера «Спасение верой»:
- человек спасается только верой;
- вера обретается только через милость Бога;
- только Священное Писание и слово Божье является авторитетом в делах веры.
Лютер утверждал, что отношения между Богом и человеком имеют личный характер и не нуждаются во вмешательстве церкви, которая должна лишь помочь людям постичь Библию.
Он, как наиболее образованный богослов, перевел Библию на немецкий язык, сделав древние тексты доступными для народного чтения. Лютер заложил основы немецкого языка, на котором будут писать Гете, Шиллер, Кант и другие известные авторы.
Реформация совпала с развитием в Европе книгопечатания. Силой печатного и не печатного слова Лютер изменил религиозную и культурную жизнь миллионов людей на века вперед.
Крестьянская война
В тот год, когда Мартин ушел в монастырь, астрологи предсказали, что примерно через 20 лет, когда все планеты соберутся в созвездии Рыб, начнутся войны, беды и лишения. Накануне небесного собора в 1521 году было опубликовано более полусотни предупреждающих трактатов. Гравюры изображали великую рыбу на небе и потрясения на Земле.
Лютер не верил астрологам и астрономам. Коперника обзывал дураком. В назначенный срок в 1524 году началась крестьянская война. Лютер был против народных мятежей, и как типичный немецкий бюргер высказывался за расправу над мятежниками и восстановление порядка.
Через 2 года мятеж был подавлен, но Германия к тому времени стала уже совершенно другой страной. Лютеранская церковь приобретала всю большую популярность.
Она становилась более понятной и доступной. Освобождалась от икон и сложных обрядов, во многих городах Германии закрывались католические монастыри и вводилось новое богослужение на немецком языке.
Основные идеи лютеранства:
- оправдание верой;
- отказ от продаж индульгенций;
- секуляризация церковного имущества;
- верховенство Священного Писания;
- доступность Библии для всех слоев населения.
Некоторые исследователи предполагают, что мнимые грехи, в которых каялся Лютер, связаны с бурным воображением юноши, лишенного общения с девушками. Но в списке искушений он отдавал первенство не любовным бесам. Мартин хотел одного — верить, не испытывая сомнений. Он хотел слишком многого. Отныне главным искушением Лютера станет грех уныния.
Реформации
Мартин Лютер скрупулезно изучал Библию, но постоянно считал себя грешным и слабым по отношению к Богу. Со временем ему открылось иное понимание некоторых книг Нового завета, написанных Павлом.
Лютеру стало понятно, что человек может достичь праведности путем крепкой веры в Бога. Эта мысль окрылила его и помогла избавиться от прежних переживаний. Представление о том, что оправдание верующий обретает благодаря вере в милосердие Всевышнего, Мартин разработал в период биографии 1515-1519 гг.
Когда осенью 1517 г. папа Лев X издал буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций, богослов был вне себя от ярости. Он крайне критически отнесся к роли церкви в спасении души, что выразилось в его знаменитых 95 тезисах против торговли индульгенций.
Новость о появлении тезисов распространилась по всей стране. В результате, Римский папа вызвал Мартина на допрос – Лейпцигский диспут. Здесь Лютер повторил, что духовенство не имеет права влезать в государственные дела. Также церковь не должна выступать посредником между человеком и Богом.
«Человек спасает душу не через Церковь, а через веру», – писал богослов. Одновременно с этим он высказал сомнение в непогрешимости католического духовенства, чем вызвал гнев у папы. В итоге, Лютер был предан анафеме.
Лютер в Вормсе «На сём я стою…»
В 1520 г. Мартин публично сжигает папскую буллу об его отлучении от церкви. После этого он призывает всех соотечественников бороться против папского засилья.
Став одним из самых известных еретиков, Лютер начал подвергаться серьезным преследованиям. Однако его сторонники помогли ему спастись бегством, инсценировав его похищение. В действительности мужчину тайно поместили в замок Вартбург, где он занялся переводом Библии на немецкий язык.
В 1529 г. протестантизм Мартина Лютера получил широкое распространение в обществе, считаясь одним из течений католицизма. И все же, через несколько лет данное течение раскололось на – лютеранство и кальвинизм.
Жан Кальвин был вторым после Лютера крупным реформатором, основной идеей которого стало предопределение судьбы человека Творцом. То есть безусловное предопределение одних к погибели, а других ко спасению.
Начало Реформации
В 1516 году архиепископ Майнца, Альбрехт фон Бранденбург, будучи погрязшим в долгах, получил соизволение Папы Льва X продавать специальные индульгенции, отпускающие временные наказания за совершенные паствой грехи. Понтифик охарактеризовал выдачу индульгенций как возможность «оказать содействие в строительстве храма Святого Петра и спасении душ христианского мира».
Во времена Лютера индульгенции были самым ходовым церковным товаром и продавались на ура. Священнослужители объясняли свое право на выдачу таких «прощений» тем, что деяния Иисуса Христа, Богородицы и праведных мучеников образовали неисчерпаемый запас богоугодных дел. Долг святой католической церкви – поделиться ими с людьми, желающими искупить грехи (не бесплатно, конечно).
В ответ на такие действия Мартин Лютер выступил с резкой критикой в адрес церкви и ее роли в спасении христианской души. Свое несогласие он выразил в форме «95 тезисов», которые по преданию прибил к дверям Замковой церкви Виттенбергского замка. Свой «Диспут о силе и действенности индульгенций» он явил миру 31 октября 1517 года. Эта дата и стала официальным началом протестантской Реформации.
Историческое значение деятельности Лютера
Согласно Максу Веберу, лютеранская проповедь не только дала толчок Реформации, но и послужила одним из поворотных моментов в зарождении капитализма и определила дух Нового времени.
В историю немецкой общественной мысли Лютер вошёл и как деятель культуры — реформатор образования, языка, музыки. В 2003 году по результатам опросов общественного мнения Мартин Лютер стал вторым из самых великих немцев за всю историю Германии (первое место получил Конрад Аденауэр, третье — Карл Маркс).
Лютер не только испытал влияние культуры Возрождения, но в борьбе с «папистами» стремился использовать народную культуру и многое сделал для её развития. Большое значение имел выполненный главным образом Лютером перевод Библии на немецкий язык (1522—1542), в котором он утвердил нормы общенемецкого национального языка. В этой работе ему помогал его преданный друг и соратник Иоганн-Каспар Аквила.
Основные события в жизни
- В 1490 году пошёл в школу, где были очень суровые условия. За малейшую провинность учеников наказывали и унижали, не давая талантливым детям раскрыть свой потенциал и получить должные знания. По этой причине Мартин за семь лет учёбы выучил наизусть всего несколько молитв и научился элементарным умениям: читать и писать.
- В 1497 году Мартин перешёл во французскую школу в городе Магдебург.
- В 1498 году поступил в школу в Эйзенахе. В свободное от занятий время он со своими одноклассниками пел под окнами верующих людей, зарабатывая, таким образом, немного денег.
- Окончив школу в 1501 году, поступил в университет в городе Эрфурт на философский факультет. Перед тем как начать изучение юриспруденции, необходимо было в течение четырёх лет проходить курсы и получить степень магистра свободных искусств. Мальчик отличался отличной памятью и завидной усидчивостью, поэтому довольно быстро стал центром внимания в университете.
- В 1505 году, не послушав отца, поступил в августинский монастырь. Есть несколько версий, что побудило его к этому решению. По первой версии, Мартин осознал свою греховность, переживая смерть близкого друга. По второй, пошёл на это после того, как пережил страшнейшую грозу.
- Во время пребывания в монастыре молодого парня старались избавить от гордыни, отправляя его собирать милостыню или давая работу дворника при монастырском дворе. Лютер послушно следовал всем указаниям, соблюдал ограничения в еде, отдыхе и одежде.
- В 1506 году Мартин принял монашеский обет.
- В 1507 году принял священство, став братом Августином.
- В 1508 году начал преподавать диалектику и физику в новом Виттенбергском университете. Его целью была степень доктора теологии.
- В 1511 году был отправлен в Рим, где был потрясён развращённостью церковнослужителей.
- В 1512 году получил долгожданную степень доктора теологии и стал преподавателем этого учения. Помимо этого Лютер продолжал тщательно изучать Библию, являлся смотрителем одиннадцати монастырей и проповедовал в церкви.
- В 1515-1519 годах сформировал мысль о том, что верующий может получить оправдание благодаря своей вере в милость Бога. При этом он утверждал, что осознав это, он будто заново родился.
- В конце 1517 года Лютер выступает против продажи индульгенций и буллы об отпущении грехов, выпущенной 18 октября. Он высказался в 95 тезисах и отправил их старшим епископам.
- В 1519 году выступает на Лейпцигском диспуте с сомнениями о непогрешимости католического папства. Событие предаётся широкой огласке, и им заинтересовывается сам Папа Римский. Он пригласил Лютера в Рим на суд, но он посмел проигнорировать его приглашение.
- После того, как Лютера предают анафеме, он публично сжигает буллу об отлучении его от церкви и заявляет, что борьба с папским засильем отныне является его целью и призывает весь немецкий народ присоединиться к нему.
- В 1521 году издан Вормсский эдикт, в котором Лютера осуждают как еретика. По пути из Вормса сторонники Мартина Лютера спасают его, инсценируя похищение. После этого он долгое время считался погибшим, но на самом деле он жил в замке Вартбург. Там Лютер в течение длительного времени переводил Библию на немецкий язык.
- В 1524 году призывал открыть школы для всех учеников, советуя родителям отправлять детей в школу с 6 лет. Организовал учёбу таким образом, чтобы ученики находились в школе минимум 2 часа. Настаивал на специальной подготовке учителей.
- В 1524-1526 годах во время Крестьянской войны выступал против убийств и разгромов.
- В 1529 году протестантизм получает общественное признание и считается направлением католицизма. Но позднее у них произошёл раскол на лютеранство и кальвинизм.
- В 1529 году составил Большой и Малый Катехизис, которые вошли в Книгу Согласия.
- В последующие годы выступал с проповедями в разных церквях и призывал к обновлению церкви. Читал лекции, писал книги и сочинял хоралы.
- В 1534 году вышла «Иенская Библия Лютера» под редакцией последователя Лютера Георга Рёрера.
- В 1546 году умер в Айслебене после долгой хронической каменной болезни. Похоронен во дворе дворцовой церкви, где когда-то он прибил свои знаменитые девяносто пять тезисов.
Богослов Мартин Лютер
[править] Биография
Мартин Лютер родился в Айслебене в многодетной набожной семье шахтера медных рудников Мансфельда. С пяти лет малолетний Мартин уже был отдан на обучение в городскую школу в Мансфельде. Очевидно, он был очень ранимым человеком, потому что даже в преклонном возрасте вспоминал, как его били родители и учитель за малейшую провинность. Четырнадцатилетним отец посылает Мартина на дальнейшее обучение в Магдебург, а затем в Айзенах. В 1501 году Лютер поступает в Эрфуртский университет.
Однажды, пережив большое потрясение во время молнии, он дает обет уйти в монахи и против воли отца переступает порог монастыря августинцев, где в 1507 году получает посвящение в священники. Зимой 1510-11 гг. Лютер с другим монахом-августинцем осуществляет паломничество в Рим, который поразил его фальшивой набожностью местного духовенства и отсутствием ожидаемой атмосферы святости в столице католицизма. Разочарованный, но непоколебимый в вере, Лютер возвращается домой и продолжает обучение. В 1512 году Лютер защищает докторскую диссертацию в Виттенбергском университете.
Отлучение
В 1520 году Лев X был вынужден решительно отреагировать на шумиху вокруг идей Мартина Лютера.
Следовательно, он опубликовал буллу или папский указ, названный Exurge Domine, в котором немец был отлучен от церкви.
Более того, 41 из 95 тезисов Лютера был объявлен еретическим согласно католической догме. Монаху-августинцу было предоставлено 60 дней на отречение, прежде чем его приговор о изгнании из веры вступил в силу.
Ответ Мартина Лютера удивил многих и воодушевил многих других: он сжег быка в Виттенберге, и, таким образом, его конфликт с церковью вышел на новый уровень и превратился в серьезную проблему.
Наиболее радикальные из его окружения использовали момент для продвижения своих собственных интересов. Они начали использовать в свою пользу пыл, который идеи Лютера вызывали в людях.
Во время этого типа он написал некоторые из своих самых трансцендентных произведений, такие как его Манифест христианской знати, Папство Рима, Вавилонское пленение Церкви, О свободе христианина или На монашеский постриг.
Там можно было увидеть направление движения, которое началось без каких-либо иных претензий, кроме пересмотра направления Церкви.
Теории
Среди всех своих страданий Лютер нашел мысль, успокаивающую его дух: Бог судит человека не по его поступкам, а по его вере. Таким образом, ваш пыл в вере — единственное, что действительно может спасти душу.
Согласно Лютеру, Бог не делает различия между хорошими и плохими поступками, потому что все плохо. В чем можно отличить одного человека от другого, так это в искренности его веры в божественную силу спасения, и это то, что отмечает судьбу каждого из них.
Следовательно, таинства теряют свой смысл, потому что они не ведут к спасению души, так же как они не влекут за собой прощение наказаний для грешников, поскольку это даровано только через Бога.
Таким образом, для Лютера исповедь может быть сделана во внутреннем разговоре с Богом, не обращаясь к священнику.
Проблемы с церковью
В 1518 году Штаупиц встретился с августинцами, и Лютер был одним из участников этой встречи. Там ему пришлось объяснять своим братьям идеи, которые он распространял.
В то время он сослался на то, что считал ошибкой свободы воли, потому что все человеческие действия отмечены грехом. С этого момента началась долгая битва, в которой Лютер должен был отстаивать свою точку зрения.
В том же году он получил вызов в Святой Престол, но решил не отвечать на этот призыв. Однако он встретился с кардиналом Гаэтано в Аугсбурге.
К тому времени ему удалось заставить немецкие университеты выступать в качестве арбитров и получать поддержку от курфюрста Фредерика Саксонского.
В январе 1519 года он встретился с нунцием Карлом фон Мильтицем в Альтенбурге, Саксония. Там он пошел на некоторые уступки, но в основном Марин Лютер согласился, что он не скажет ничего другого, если ему ничего не скажут.
Однако это было невозможно выполнить, потому что в июле того же года он вступил в дискуссию, которую Иоганн Эк вел с лютеранским учеником Андреасом Карлштадтом.
Лютеру было предложено ответить, он ответил, и идея о том, что Папа не имеет монополии на толкование Писания, вышла за пределы этого. Затем немец подтвердил, что ни верховный понтифик, ни курия не непогрешимы, и развязал прямую конфронтацию с Римом.
Реформации
Несмотря на визуальную близость к Богу, Мартин Лютер постоянно ощущал некоторые комплексы, считал себя греховным и слабым в своих поступках перед Всевышним. Душевный кризис стал началом переосмысления богослова духовного мира и путем к реформациям.
В 1518 году вышла папская булла, подвергшаяся критике с точки зрения Мартина. Лютер окончательно разочаровался в католических учениях. Философ и богослов сочиняет собственные 95 тезисов, которые в корень опровергают постулаты Римской церкви.
Библия Мартина Лютера
Согласно новаторству Лютера, государство не должно зависеть от духовенства, а последнее не обязано выступать в роли посредника между человеком и Владыкой всего сущего. Мартин не принимал изречений и требований относительно безбрачия духовных представителей, разрушал авторитет декретов Папы. Подобные реформаторские действия наблюдались в истории и ранее, но позиция Лютера оказалась достаточно шокирующей и смелой.
Мартин Лютер в Вормсе: «На сём я стою…»
Тезисы Мартина молниеносно получили популярность в обществе, слух о новом учении дошел и до самого Папы Римского, который немедленно пригласил инакомыслящего к себе на суд (1519 год). Лютер посмел не приехать в Рим, и тогда понтифик решил предать протестанта анафеме (отлучение от святых таинств).
В 1520 году Лютер совершает вызывающий поступок – публично сжигает папскую буллу, призывает народ к борьбе с папским засильем и лишается католического сана. 26 мая 1521 года согласно Вормсскому эдикту Мартин получает обвинение в ереси, но сторонники основных идей лютеранства помогают спастись своему господину, инсценировав его похищение. На самом деле Лютер был помещен в замок Вартбург, где занялся переводом Библии на немецкий язык.
Мартин Лютер сжигает папскую буллу
В 1529 году протестантизм Мартина Лютера получил официальное принятие обществом, считаясь одним из течений католицизма, но через несколько лет в его «лагере» произошел раскол на еще два течение: лютеранство и кальвинизм.
Жан Кальвин стал вторым после Лютера крупным реформатором, основной идеей которого стало абсолютное предопределение судьбы человека Богом.
Внутренний подъем
По возвращении в Эрфурт из римской авантюры Лютера снова отправили в Виттенберг. Там он продолжил учебу в докторантуре теологии в 1512 году. Затем его повысили до начальника ордена в этом городе, заменив таким образом Штаупица.
В этом случае Мартин Лютер также занял несколько кафедр, в том числе один по Посланиям Святого Павла, другой по Псалмам и еще один по богословским вопросам.
Позже Лютер описал свои годы монашества как время, отмеченное глубоким духовным беспокойством, хотя это не выражено в текстах, которые он писал в те годы, поэтому есть сомнения в интенсивности его настоящего духовного конфликта.
Известно, что за годы активной интеллектуальной деятельности он познакомился с содержанием Священного Писания. В то время было обычным делом узнавать о Библии, используя толкование, данное Церковью, но Лютер начал заново открывать ее для себя.
Гуманизм наложил свой отпечаток на его мышление, и Эразм Роттердамский вдохновил его на то, что он жаждет реформы, которая снова приведет к духовному культу.
В 1515 году он был назначен викарием Саксонии и Тюрингии, после этого восхождения он должен был руководить 11 монастырями в пределах отведенной ему территории.
Личная жизнь отлученного от церкви священника-еретика
Католические священники, начиная от самых истоков веры, вступая в орден или просто получая сан, принимая монашество, обязаны давать еще один известный обет – целибат (лат. caelibatus), что значит безбрачие. Именно реформатор Мартин Лютер решил, что это не соответствует слову Библии, где Господь призывает свой народ плодиться и размножаться.
Жена и дети
Катарина фон Бора родилась в девяносто девятом году пятнадцатого века и была единственной дочерью обедневшего аристократа. Все свое детство и юность девушка провела в монастырях, где ее готовили к постригу и последующей жизни взаперти. Мать ее умерла при родах, а отец был неспособен воспитывать дочь, да и дать ей в наследство хоть что-то он не мог. В 1515 году она дала слово стать христовой невестой, но в том же году ей в руки попали труды Мартина. Написав ему письмо, девушка добилась помощи в бегстве из монастыря для себя и своих одиннадцати подруг по несчастью.
Лютер даже не собирался жениться, рассчитывая найти красотке приличного мужа, но сложилось так, что он никогда не пожалел о сделанном выборе. Они вступили в брак в двадцать пятом году. Супруга родила мужчине шестерых детей, сведения о судьбе которых до наших дней не дошли. Известно только, что первенца назвали Гансом, а две девочки из троих умерли в младенчестве. В том же году скончался отец, оставив Мартину хорошее наследство.
Смерть реформатора
Все последние годы жизни Лютер жестоко страдал от одолевающих его недугов. Он был поражен артритом, отчего не мог держать перо, плохо видел и слышал, постоянно болела спина, пищеварение отказывалось функционировать, как нужно. Однако Катарина всегда была рядом с любимым супругом, готовая помочь и подставить плечо. 18 февраля 1546 года, промозглым зимним утром, основатель протестантизма отдал Богу душу в своем доме в городке Айслебене.
В том же году курфюрст Иоганн Фридрих I Великодушный приказал изготовить статую на могилу великого человека, которого похоронили возле университета в Виттенберге. Вскоре это было выполнено, а бронзовую табличку, которая стояла на кладбище прежде, передали в учебное заведение, где раньше преподавал мастер.
В память об отце лютеранства
В честь инициатора Реформации и отца протестантского движения в городке под названием Вормс на одноименной площади (Luterplatz) установлена фигура Мартина Лютера в полный рост. Там установлено еще десяток статуй людей, выступающих противниками официальной церкви в разные времена. Также имеется мемориал в городе Айзенах. Единственный памятник этому удивительному человеку на постсоветском пространстве находится в городке Кейла (современная Эстония). В сорок девятом году двадцатого века он был разрушен, но потом восстановлен силами местных жителей.
Но памятники и книги — это не все, что осталось от великого мэтра. Его образ, нестандартный и необычный зачастую использовали в кинематографе. К примеру, первый фильм вышел еще в 1928-м, а назывался он просто «Лютер». В 2003 году германские кинематографисты выпустили художественный игровой фильм, посвященный этому человеку. Он вышел в российский прокат под названием «Страсти по Лютеру», а главную роль в нем сыграл знаменитый британский актер Джозеф Файнс.
Один из любимых праздников немецкого народа – Латерне или день фонариков. Он отмечается традиционно 11 ноября и посвящается святому Мартину, покровителю бедных и обездоленных. Однако в землях Саксония-Анхальт шествие со свечами принято проводить на день раньше, приурочив его ко дню рождения прославленного родоначальника протестантизма и лютеранства.
Любовь в жизни Лютера
Лютер придерживается идеи, что людские души завоевываются любовью. Он не требует от других быстрого принятия Божьей милости, понимая, что нужно время. Реформы Лютера также были направлены на помощь бедным. Велось финансирование со средств монастырей сиротам, студентам и бедным девушкам на приданное. Лютер находил новые возможности влиять. Он изменил скучные службы в проповедь Евангелия, помогал бежать монахам и вступать в брак. Сам он тоже женился на сильной духом беглой монахине с рыжими волосами, которую звали Катрин. В своем сердце к жене он испытывал глубокую нежность и уважение. Та в свою очередь стала заботливой помощницей мужу, отличным организатором и менеджером в финансах.
Лютер говорил: «Некоторые браки появляются исключительно из похоти, но похоть испытывают также вши и блохи. Любовь начинается тогда, когда мы имеем желание служить другим людям».
Мартин любил свою жену и утверждал, что это только укреплялось с годами, дети были для него особым даром и большой болью была утрата нескольких из 6 детей.
Мартин Лютер со своим открытым сердцем к людям часто участвовал в дискуссиях и принимал у себя гостей разных сословий и возрастов.
Реформация привела в свою очередь к восстанию крестьян против знати. Лютер выступал против насилия с обоих сторон и всеми силами старался остановить кровопролитие, чем еще раз доказывал свою любовь к людям.
Величайший труд Лютера – перевод дополнительно к Новому завету и Ветхого с еврейского языка на доступный немецкий. Перед собой ставил задачу – сделать работу максимально качественно и донести истину как можно большему числу людей, даже не предполагал, что стремится иметь такой экземпляр у себя будут почти все немецкие семьи.
Последние дни
Мартин трудился до последнего, проповедуя занимаясь написанием новых работ. Его уход был в одной из поездок, в которую отправился в плохом самочувствии, но сумел проповедовать, провести причастие и рукоположить служителей. Его идеей поездки были слова: «Если мне удастся посодействовать в восстановлении гармонии между моими дорогими князьями и их подданными, я смогу спокойно вернутся домой и там отойти в мир иной». До последнего, каждый день Лютера был наполнен любовью к людям, которую Он черпал в Боге.
Возвращаясь к 3м ключевым вопросам:
Жизнь при монастыре
В святом месте молодой богослов занимался различными обязанностями: прислуживал старшим, выполнял работу привратника, заводил башенные часы, подметал двор церкви и прочее.
Желая избавить парня от чувства человеческой гордыни, монахи периодически отправляли Мартина в город – собирать милостыню. Лютер примерно исполнял каждое указание, использовал аскезы в еде, одежде, отдыхе. В 1506 году Мартин Лютер принял монашество, а через год — священство, став братом Августином.
Монах Мартин Лютер
Обед Господу и статус священника не стали для Мартина ограничением в дальнейшем обучении и развитии. В 1508 году генеральный викарий рекомендовал Лютера в качестве преподавателя Виттенбергского университета. Здесь он обучал молодых ребят диалектике, физике. Вскоре он получил степень библейского бакалавра, что позволило преподавать студентам богословие. Лютер имел право толковать библейские писания, а чтобы лучше вникнуть в их смысл, стал изучать иностранные языки.
В 1511 году Лютер посетил Рим, куда отправили его представители священного ордена. Здесь он столкнулся с противоречивыми для себя фактами относительно католицизма. С 1512 года занимал должность профессора теологии, читал проповеди, исполнял обязанности смотрителя в 11 монастырях.
Монашеский путь Мартина Лютера
Став монахом Лютер изнурял себя постами, службами, добрыми делами и все равно был недоволен. Все что знал до этого, все традиции того времени загоняли его в депрессию, утверждали в недостойности. Лютер из-за своей жажды Божьего принятия мог не есть и не пить несколько дней и только читать Библию. Его находили полу живым, но все старания не приносили мира в сердце.
У Лютера было одно желание – угодить Богу, только искренняя любовь к Всевышнему давала силы идти вперед, не смотря на трудности и неудачи. Мартин проводил свою первую мессу на которой присутствовал отец и из-за сильного волнения не справился, столкнулся с позором и неприятием родного человека. Тем не менее не сдался и остался стоять на выбранном пути, вопреки желанию отца видеть Лютера юристом.
Постоянно находясь в поиске, будущий Реформатор отправляется в Рим к святым местам и находит там развращенных блудом священников, жаждущих денегслужителей, продающих индульгенции и выдуманные реликвий. Не смотря на сильное разочарование, Мартин идет дальше и встречается с новым наставником Штаупицем, который открывает другой взгляд на дела человека и Божье присутствие, которое меняет сущность человека. Действительно правду сказано «ищущий находит». Лютер начинает глубоко изучать Библию как никогда раньше.
Биография
Мартин Лютер родился в 1483 году в семье состоятельного бюргера. Его отец происходил из простых крестьян и собственном трудом смог вырваться из нищеты и сколотить свое состояние. Своему сыну он стремился дать юридическое образование, что считалось в то время в бюргерской среде хорошим тоном. Лютер поступает и обучается в университете в Эрфруте, где помимо юриспруденции изучает семь свободных искусств.
После окончания образования Лютер достаточно неожиданно и против воли отца уходит в августинский монастырь. Причины данного поступка доподлинно неизвестны — версии колеблются от переживания собственной греховности, до попадания ночью в грозу на дороге. Так или иначе Лютер начинает религиозную карьеру.
Его отправляют преподавать в Виттенбергский университет, где он параллельно получает теологическое образование. Лютер ведет одновременно и преподавательскую и проповедническую деятельность, кроме того является смотрителем 11 монастырей. Но несмотря на свою плотную включенность в религиозную жизнь Лютер ощущает некую слабость и неуверенность во взаимоотношениях с богом, ни аскетизм, ни подвиги теологической деятельности не удовлетворяют его духовные потребности. Большое влияние на мировоззрение Лютера оказал его поездка в Рим, во время которой он лично столкнулся с истинной развращённой сущностью католической церкви и ее клира.
Поворотным пунктом в деятельности Лютера становится булла об отпущении грехов и продажи индульгенций папы Льва X. Когда в Виттенберг пребывает доминиканский монах для продажи индульгенций, Лютера возмущает его маркетологический лозунг о том, что каждая монета выдергивает грешника из котла в аду. Лютер пытается противостоять продаже через официальные каналы – в проповедях и письме к епископу, но тщетно. Тогда накануне праздника он прибивает знаменитые 95 тезисов к воротам церкви, относительно вопроса об отпущении грехов. В них Лютер также затрагивает и некоторые основы христианского учения.
Содержание тезисов быстро распространяется, и через некоторое время папа пишет новую буллу в которой ставит Лютеру ультиматум – отречение от своих взглядов или анафема. Лютер прилюдно сжигает папскую буллу. Более того он обращается ко всему германскому народу призывая его освободиться от оков римско-католической церкви. Подобное положение дел вызывает закономерную реакцию со стороны властей – императора Карла V. Заверив Лютера в его безопасности с помощью охранительной грамоты, император вызывает его на рейхстаг, где также требует отказаться от убеждений, но Лютер непреклонен. Император отпускает его, однако объявляет вне закона. По дороге из рейхстага Лютера похищают люди курфюрста Фридриха Саксонского, который дает реформатору прибежище и обеспечивает его безопасность.
Реформаторские идеи Лютера первоначально с энтузиазмом воспринимаются всеми слоями общества, так как освобождение от гнета Рима давало возможность для секуляризации церковных земель со стороны знати, а также облегчения налогового тягла для простого народа. Более того Лютер стремится укрепить и развить народную культуру, в том числе за счет осуществления перевода библии на немецкий язык. Однако в период Крестьянской войны, Лютер категорично высказывается против восставших, называя их убийцами и грабителями, в следствии чего лютеранство теряет значительную часть народной поддержки и становится «княжеским» протестантизмом.
К числу основных сочинений Лютера относятся:
- 95 тезисов об индульгенциях,
- О свободе христианина,
- О рабстве воли,
- Большой и малый катехизис и другие.