Сандро боттичелли биография

Сюжет

«Весна» — картина Боттичелли, сочетающая Средневековье и эпоху Ренессанса. Надо сказать, что досконально объяснить это единение не могут до сих пор исследователи творчества живописца. Очевидно, что мотивом для написания послужили события в семье Медичи и излюбленная неоплатоновская космогония. Полотно демонстрирует девять центральных персонажей. Все они находятся в движении и, кажется, контактируют друг с другом, но это лишь на первый взгляд. При ближайшем рассмотрении можно отметить, что здесь шесть сюжетов и, соответственно, шесть групп персонажей, которых соединил в гармонию Боттичелли. «Весна» очень специфична, а новичку в искусстве она и вовсе покажется сумбурной.

Сандро Боттичелли: главный художник эпохи

Сандро Боттичелли — один из самых известных художников Ренессанса. Разберемся в темах любви, весны и счастья в его одухотворенных картинах.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока
Алина Аксёнова
Историк искусства, экскурсовод и лектор ГМИИ им. Пушкина 2010-2019, автор книги «История искусств

Просто о важном»

Сандро Боттичелли

1. Поклонение волхвов, фрагмент (возможный автопортрет), 1475
2. Мадонна с Младенцем и поющие ангелы, 1477
3. Мадонна у моря, 1477
4. Семь свободных искусств приветствуют юношу, 1490
5. Венера и три грации, 1484

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Сандро Боттичелли

1. Портрет Симонетты Веспуччи, 1476
2. Портрет Симонетты Веспуччи, 1480–1485
3. Венера и Марс, 1483
4. Рождение Венеры, 1483–1485
5. Паллада и Кентавр, 1482

Теперь поговорим о главных темах Боттичелли и его главной модели.

Вот они

Боттичелли писал томных и отрешенных от реальности девушек. Боттичелли не зря заинтересовал художников 19 века, особенно прерафаэлитов: они увидели в нем все то, что ценили сами.

У большинства картин — одна модель. Это Симонетта Веспуччи — возлюбленная Джулиано Медичи, младшего брата Лоренцо. Культура Флоренции в то время не утратила традиций куртуазного Средневековья, где был важен культ прекрасной дамы. Для Боттичелли такой дамой, идеальным образом стала Симонетта: он пишет ее и в «Венере и Марсе», и в «Рождении Венеры».

«Венера и Марс». Мы видим сложные красивые позы, четкий рисунок. Спящий Марс — символ войны, усмиренной любовью. Это пример аллегорической картины, которые привлекут символистов в 19 веке.

«Рождение Венеры». Это один из первых образов обнаженной женщины в светском искусстве Западной Европы. Раньше обнаженными изображали либо Еву, либо грешников на Страшном Суде. При этом в образе Венеры мало чувственности, это бесплотный, недоступный образ.

Сандро Боттичелли. Весна, 1478–1482

Давайте внимательнее рассмотрим картину «Весна» — она очень показательна не только для творчества Боттичелли, но и для всего Кватроченто.

Вот что мы видим

В центре — Венера. Богиню любви изображали по-разному — здесь мы видим одетую девушку, которая стоит в центре красивого луга.

Вокруг много цветов. Ромашки, розы, ирисы — всего специалисты насчитали больше 500 цветов, относящихся к более чем 170 видам. Это ренессансный символ — торжество жизни и любви. Рядом с Венерой стоит Флора в платье с цветами.

Три грации подняли руки вверх. Взгляд поднимается за ними прямо к апельсиновым деревьям. Туда же указывает кадуцей Меркурия. Любовь связана с цветением и с плодами.

Боттичеллевские образы — прозрачные, нежные, одухотворенные. В их танцующих позах угадывается влияние готики, лица спокойны и не выражают сильных эмоций.

Что почитать>

Делимся полезными и интересными книгами, которые помогут лучше разобраться в искусстве Кватроченто.

Роберто Лонги. «От Чимабуэ до Моранди».
Рекомендуем главы про Мазаччо и Пьеро делла Франческа.

Александр Степанов. «Новая история искусства. Искусство эпохи Возрождения. Италия. 14–15 века».
Интересный взгляд на исторический контекст и искусство Ренессанса.

Павел Муратов. «Образы Италии».
Для вдохновения и размышлений о пространстве, где родился Ренессанс.

Мы посвятили всю часть изучению одного художника — Сандро Боттичелли, а значит, пришло время для тренажера.

Начало творческого пути

Сандро Боттичелли (настоящее имя которого – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи) – итальянский художник эпохи Возрождения периода кватроченто. Родился в 1445 году в семье кожевника в прекрасном городе Флоренции. Боттичелли – прозвище, которое перешло к Сандро из-за старшего брата, которого прозвали «бочонком» из-за немного округлых форм.

Антонио, другой брат Боттичелли, был золотым мастером, поэтому Боттичелли с юных лет был приближен к миру искусства. Но, вопреки желаниям семьи, он не пошел по стопам отца и брата. Он стал «ювелиром своего дела» в живописи: на него картинах всегда замечаешь ювелирные узоры, золотые нити, орнаменты и тщательно прорисованные детали одежды и украшений.

Отец Боттичелли, узнав о страсти юного сына к живописи, решает отдать его на обучение к фра Филиппо Липпи. Учеба длилась пять лет.

Фра Филиппо Липпи (1406-1469) – флорентийский живописец (приставка «фра» означает «брат», Филиппо Липпи был монахом). У него есть удивительная работа «Мадонна с младенцем и двумя ангелами».

Очень похоже на работы Сандро Боттичелли: облик Мадонны, объемность фигур, детально прорисованный фон, внимание к деталям одежды. В 1467-1468 гг

Филиппо Липпи уезжает в Сполето. Сандро переходит в мастерскую Андреа Верроккьо, где Леонардо да Винчи был подмастерьем

В 1467-1468 гг. Филиппо Липпи уезжает в Сполето. Сандро переходит в мастерскую Андреа Верроккьо, где Леонардо да Винчи был подмастерьем.

Основные работы этого периода – все те же Мадонны.

Между 1470 и 1475 складывается привычный нам стиль творчества Боттичелли. Он по-своему оценивает женственность: скромность, внутренняя показательная чистота и кротость, мягкость, – весь набор существующих канонов изображения женщин на картинах (в основном, Мадонны) он видоизменяет, придавая изображенным страстной, загадочность, красоту, грацию.

Мадонна для Воспитательного дома. Посмотрите на лицо, на котором уже нет признаков невинности или детской одухотворенности.

В мастерской у Андреа Верроккьо проучился примерно год, после чего начал работать самостоятельно.

Творчество

В 1469 году Сандро Боттичелли начал свой творческий путь. Сначала он рисовал у себя дома, потом снимал рабочий кабинет около церкви «Всех Святых», при приходе которой жил в детстве. В картине «Нахождение тела Олоферна» и более поздних ярко выражен собственный стиль, нет копирования черт из полотен наставников.

В 1472 году Боттичелли вступил в гильдию Святого Луки. Это участие давало особые привилегии, в т. ч. возможность вести ни от кого не зависящую творческую жизнь, нанимать ассистентов, открывать свои мастерские.

В 70-е годы XV столетия богатый придворный Медичей, участник другой гильдии для флорентийских творцов Гаспаре дель Лама сделал у Сандро заказ, попросив написать полотно «Поклонение волхвов». 

Поклонение волхвов

Спустя 3 года после вступления живописца в гильдию полотно, принесшее ему популярность, было готово. На нем изображены члены семьи Медичи в роли мудрецов с Востока, а в правый нижний угол автор картины добавил свой образ. Совершенство колорита, рисунка, композиции поражают ценителей искусства, видящих это произведение. 

Количество заказов увеличилось, по большей части просили написать портреты. Популярнейшими стали:

  • «Портрет молодой женщины»;
  • «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи»;
  • «Портрет Джулиано Медичи»;
  • «Портрет Данте».

Также спросом пользовались портреты местных красавиц.

О Боттичелли стали говорить в других регионах Италии. В 1481 году художник отправился в Рим, чтобы расписать капеллу при дворце Папы Римского Сикста IV. Талантливейшие итальянские живописцы также участвовали в украшении дворца. Например, Росселли, Перуджино, Гирландайо. Они зародили великую Сикстинскую Капеллу, которую в начале XVI века завершил Микеланджело. Произведение искусства Сандро Боттичелли стало известно во всем мире.

Из-под кисти живописца вышло 11 портретов Римского Папы и 3 фрески:

  • «Искушение Христа»;
  • «Наказание Корея, Дафна, Авирона»;
  • «Призвание Моисея».

Также Сандро Боттичелли расписал еще одно здание – дом семьи Веспуччи, находившейся в близких отношениях с Медичами, постоянными заказчиками и соседями живописца.

Через год Боттичелли вернулся на малую родину. Он, как и раньше, писал картины для семьи Медичей, других состоятельных флорентийцев.  По большей части ему заказывали католические, культурные полотна. Самыми популярными стали работы:

  • «Паллада и Кентавр»; 
  • «Венера и Марс»;
  • «Мадонна делла Мелаграна»;
  • «Оплакивание Христа»;
  •  «Благовещение»;
  • «Весна».

Весна

Последняя является самой загадочной. Искусствоведы все еще не могут до конца понять смысл, сюжетный замысел полотна. Ученые знают только то, что оно вдохновлено стихотворной работой «О природе вещей».

К концу XV века стали модными изображения круглой формы (тондо). Сандро Боттичелли писал в этом стиле в основном изображения Мадонны (с различными предметами, с  ангелами и т. д.).

Биография живописца

Алессандро ди Мариано Филипепи родился в середине 15 века во Флоренции, родине южного Ренессанса, в семье ремесленника – кожевника. Вскоре после смерти отца его дело перешло к старшему брату маленького Алессандра, прозванного «Бочонок» (Боттичелли) из-за его пивного живота или сильной склонностью к винопитию.

От старшего брата смешное прозвище получили и все четыре младших. Благодаря усилиям старших братьев будущий известный художник получил образование в доминиканском монастыре.

Одной из первых профессий, полученных Сандро, была уважаемая и весьма востребованная в то время профессия ювелира. Она научила художника правильному нанесению золотистых и серебристых оттенков в пейзажи своих картин. Кстати, некоторые исследователи искусства эпохи Возрождения считают, что имя «Боттичелли»- означает –серебряных дел мастер.

Средний брат Антонио стал известным ювелиром, а Алессандро решил посвятить свою жизнь живописи. В 1470 году молодой художник получил свой первый заказ от монастыря Святого Доминика: ему поручили изобразить аллегорию Силы для галереи христианских добродетелей. Картина была помещена в зале суда торговой палаты. Уже через год о молодом живописце заговорили во всей Италии.

Его Святой Себастьян, написанный для церкви Святой Марии Марджоре, истинно добродетелен, через прекрасные черты лица юного христианина Сандро показал его душу, чистую и невинную. Все произведения художника пронизаны горячей верой и непоказной любовью к Богу. Они сочетают в себе  непревзойденное мастерство и духовную наполненность и непринужденность.

В этом же году он показывает себя искусным реставратором, восстанавливая полностью утраченную фреску  в капелле Коронования Божьей Матери.

В 1470-м году живописец сблизился со знатной семьей Медичи, которые окружили себя знаменитыми поэтами, музыкантами, философами и живописцами. Так называемый «медицейский кружок» проповедовал философию Платона, т.е. субъективный идеализм.

Они верили в бессмертную душу, наделенную талантами и способностями, которые душа может сохранять и после смерти и передавать новому владельцу. Этим и объясняется появление гениальных произведений искусства, а также интуитивного знания.

Закат творчества

Ближе к концу 15 века в произведения Боттичелли вторгается мрачный колорит – как отражение неспокойного времени внутренних междоусобиц и ожидания конца света, предрекаемого монахом Савонаролой, чьи убедительные речи захватили умы флорентийцев.

Остро трагическое восприятие мира находит отражение в полотне «Мистическое Рождество», написанном Боттичелли в конце 1500-го года на фоне беспорядков в Италии. Это один из немногочисленных заказов пребывающего в глубоком духовном и творческом кризисе престарелого художника.

В 1504-1505 гг он напишет ещё 2 картины – «Печальные истории Лукреции и Виргинии» и «Чудеса святого Зиновия», после чего о некогда лучшем живописце Флоренции окончательно забудут.

Печальные истории Лукреции

На сцену выйдет молодое поколение талантливых художников эпохи высокого Возрождения. На базе их техник как раз и сформировалась технология оптических просветов – комплексная пошаговая методика работы в воздушной перспективе с использованием нескольких видов изобразительных материалов: темперы, масла и акварели. Как применять «несочетаемые» виды красок можно узнать из этого видео:

Этапы и нюансы технологии описаны в этой книге.

Поздние работы Сандро Боттичелли

В 1490-х годах художник находился в тяжёлом нравственном состоянии. Смерть Лоренцо Великолепного, захват Флоренции французскими войсками и апокалиптические взгляды Савонаролы, которым сочувствовал Боттичелли, – всё это сильно воздействовало на его сознание. Его картины этого периода полны драматизма, тоски и безнадёжности («Покинутая», «Оплакивание Христа», «Клевета» и др.).

С. Боттичелли «Покинутая» (ок. 1495). Рим, собрание ПаллавичиниОдинокая молодая женщина изображена в великом горе и смятении чувств. Скорченная фигурка на фоне глухой стены – и больше ничего нет в этой даже для Сандро необычайной и странной картине. Кто она, эта женщина? Её лицо могло бы нам что-то разъяснить, но лица-то как раз и не видно. Изношенные платья намекают на пройденный долгий, одинокий и безнадежный путь. Рубашки распластаны на ступенях как трупы… «Покинутая» так многозначна, что истинный смысл ее шире любого определенного сюжета.

С. Боттичелли «Оплакивание Христа» (1495)Три Марии и Иоанн Богослов склонились в горе над безжизненным телом Христа. Весь день они простояли у креста, наблюдая его муки и смерть. Иосиф из Аримафеи, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело. Иосиф изображён с терновым венком в руке. Взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил в новом своем гробе, который высек в скале – в том гробе, который Иосиф, предчувствуя собственную смерть, приготовил себе самому.Боттичелли поместил все фигуры очень близко друг к другу и у краёв картины. Они как бы образуют крест и единство над телом Христа.Иоанн Богослов прижался к Деве Марии, ведь Христос завещал любимому ученику относиться к ней, как к матери. Мария Магдалина обнимает ноги, а Мария, мать Иакова Младшего, голову Христа…Боттичелли умер 17 мая 1510 г. Похоронен на кладбище церкви Всех святых во Флоренции.В творчестве Боттичелли ярко воплощены черты возвышенной поэтичности, утонченности, изысканности, одухотворенности, красоты. Это один из самых эмоциональных и лиричных художников Возрождения.

  • < Назад
  • Вперёд >

Живопись

Когда Сандро было около 25 лет у него появилась собственная мастерская. Его первая значимая работа называлась «Аллегория силы» (1470), которую он писал для зала местного Торгового суда. В это время биографии у Боттичелли появляется ученик Филиппино – сын его бывшего учителя.

Сандро написал немало полотен с Мадоннами, среди которых наибольшую популярность получила работа «Мадонна Евхаристии». К тому моменту у него уже выработался свой стиль: яркая палитра и передача оттенков кожи посредством насыщенных охристых теней.

На своих картинах Боттичелли удавалось живо и емко показывать драматизм сюжета, наделяя изображенных персонажей чувствами и движением. Все это можно увидеть на ранних полотнах итальянца, включая диптих – «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна».

Полуобнаженную фигуру Сандро впервые изобразил на картине «Святой Себастьян», которая была торжественно размещена в церкви Санта-Мария-Маджоре в 1474 г. В следующем году он представил знаменитую работу «Поклонение волхвов», где изобразил самого себя.

В данный период биографии Боттичелли прославился и как талантливый портретист. Самыми известными картинами мастера в этом жанре стали «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи», а также ряд портретов Джулиано Медичи и местных девушек.

Слава о талантливом художнике распространилась далеко за пределы Флоренции. Он получал множество заказов, вследствие чего о нем узнал папа Сикст IV. Лидер католической церкви доверил ему расписать собственную капеллу в римском дворце.

В 1481 г. Сандро Боттичелли приехал в Рим, где принялся за работу. Вместе с ним трудились и другие известные живописцы, включая Гирландайо, Росселли и Перуджино.

Сандро расписал часть стен Сикстинской капеллы. Он стал автором 3-х фресок: «Наказание Корея, Дафана и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея».

Кроме этого, он написал 11 папских портретов. Любопытно, что когда в начале следующего столетия потолок и алтарную стену распишет Микеланджело, Сикстинская капелла приобретет мировую известность.

После окончания работы в Ватикане Боттичелли вернулся домой. В 1482 г. он создал знаменитое и загадочное полотно «Весна». Биографы художника заявляют, что данный шедевр был написан под влиянием идей неоплатонизма.

«Весна» до сих пор не имеет четкой интерпретации. Принято считать, что сюжетная линия полотна была придумана итальянцем после прочтения поэмы «О природе вещей» Лукреция.

Данной работой, а также двумя другими шедеврами кисти Сандро Боттичелли – «Паллада и кентавр» и «Рождение Венеры», владел Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Критики отмечают в этих полотнах гармонию и пластику линий, а также музыкальную экспрессию, выраженную тонкими нюансами.

Отдельного внимания заслуживает картина «Рождение Венеры», которая является самой известной работой Боттичелли. Она была написана на холсте размером 172,5 х 278,5 см. Полотно иллюстрирует миф о рождении богини Венеры (греч. Афродиты).

«Рождение Венеры»

Примерно тогда же, Сандро пишет свою не менее знаменитую картину любовной тематики «Венера и Марс». Она писалась на дереве (69 х 173 см). Сегодня данное произведение искусства храниться в лондонской Национальной галерее.

Позднее Боттичелли начал трудиться над иллюстрированием «Божественной комедии» Данте. В частности, из немногих уцелевших рисунков сохранилось изображение – «Бездна ада». За годы творческой биографии мужчина написал много религиозных полотен, среди которых «Мадонна с младенцем на троне», «Благовещение Честелло», «Мадонна с гранатом» и др.

В 1490-1500 гг. Сандро Боттичелли находился под влиянием монаха-доминиканца Джироламо Савонаролы, который призывал людей к покаянию и праведности. Проникшись идеями доминиканца итальянец изменил свой художественный стиль. Гамма красок стала более сдержанной, а на полотнах преобладали темные тона.

Обвинение Савонаролы в ереси и его казнь в 1498 г. сильно потрясли Боттичелли. Это привело к тому, что в его творчестве прибавилось больше мрачности.

В 1500 г. гений пишет «Мистическое Рождество» – последняя значимая картина Сандро. Интересен факт, что она стала единственной работой живописца, которая была датирована и подписана автором. Среди прочего в надписи говорилось следующее:

«Эту картину я, Алессандро, написал в 1500 г. в Италии в половине времени после времени, когда исполнится сказанное в 11-й главе Откровения Иоанна Богослова, о втором горе Апокалипсиса, в то время, когда дьявол на 3,5 года был выпущен. Потом он был закован в кандалы в соответствии с 12-й главой, и мы увидим его (попранным на земле), как на этой картине».

Творчество

В 1469 году Сандро Боттичелли приступил к самостоятельной работе и некоторое время писал картины в домашних условиях. Благодаря торговой и творческой деятельности сыновей, семья Филипели прекратила влачить скудное существование. В ее владения вошли дома, земля, виноградники и торговые лавки.

В 1970-м молодой живописец стал хозяином мастерской и обзавелся учениками. Вместе с картиной «Аллегория силы» к Боттичелли пришли слава и известность. Заказанный, но не забранный местным Залом заседаний суда шедевр оказался в центре внимания маститых покупателей, в число которых вошел Томмазо Содерини. Знакомство с известным флорентийским политиком стало первым шагом приближения к олигархическому семейству Медичи.


Фрагмент картины «Аллегория силы»

В 1472 году Боттичелли стал членом гильдии Святого Луки, объединявшей даровитых итальянских художников. Из-за большого количества заказов, куда помимо картин входили фрески, мозаики, витражи, штандарты и пр., живописцу понадобилось много подмастерьев, одним из которых стал Филиппино – сын Липпи.

Картины Сандро Боттичелли этого периода, в который художник достиг пика своего мастерства, наполнены реализмом и психологической выразительностью.

В 1474 году Сандро получает приглашение в Пизу для написания фрески из цикла Кампосанто и алтарного образа «Смерть Марии». Однако заказы пизанцев так и остались незавершенными, поскольку Боттичелли наладил тесный контакт с негласным правительством Флоренции – семейством Медичи.

Первым клиентом от Медичи для Сандро стал Джулиано, которому в 1475 году художник оформил турнирное знамя. Далее последовало художественное произведение «Поклонение волхвов», вошедшее в коллекцию банкира семейства. В картинах Боттичелли «Весна» и «Рождение Венеры» художник отобразил духовное настроение, царившее в кругу Медичи.


«Поклонение волхвов» (с правой стороны художник разместил свой автопортрет)

Смерть Джулиано, погибшего от рук наемных убийц, поощряемых папой Сикстом IV, шокировала чувственную, легкоранимую душу художника. Впоследствии, пойманные и скрывающиеся заговорщики были изображены Боттичелли на стенах Палаццо делла Синьория.

На вершине известности Боттичелли была написана фреска «Благовещение», которая стала достоянием больницы Сан Мартино дел ла Скала, отметившей таким образом окончание эпидемии чумы.

Дальнейшее творчество великий мастер посвятил идее гуманизма, проповедующего духовность и идеальную красоту. Однако постепенно его картины стали выражать противоречия в обществе, которые отразились на культурных ценностях эпохи Ренессанса в начале 80-хх годов XV века.

Примирившись с Сикстом IV, в 1480 году Лоренцо Медичи направил Сандро Боттичелли в Рим. Сопровождаемому Доменико Гирландайо, Козимо Росселли и Пьетро Перуджино, живописцу предстояла роспись сен новой капеллы в Ватикане, которая ныне известна как Сикстинская. Возглавивший работы Сандро успешно справился с поставленной задачей, что отразилось на его всеобщем признании, как непревзойденного мастера.

Возвращение во Флоренцию с 1482 году для Боттичелли совпало со смертью отца. Тяжело перенося утрату, художник увлекся картинами на религиозные темы. Особый интерес этого периода вызывают тондо. Картины «круглого формата», вышедшие из-под его кисти, пользовались спросом у представителей высших кругов Флоренции. В число наиболее значимых произведений вошли:

  • «Мадонна с гранатом»;
  • «Алтарь Святого Варнавы»;
  • «Мадонна Магнификат» и пр.


Тондо «Мадонна с гранатом»

В конце восьмидесятых в творчестве художника произошли очередные перемены. Картина Сандро Боттичелли «Венчание Богоматери» демонстрирует тревожное настроение, перемежающееся с надеждой на светлое будущее.

Последние годы жизни

Середина девяностых годов 15 века для Боттичелли прошла под влиянием Джироламо Савонаролы – ярого противника семейства Медичи. Итальянский проповедник и политик, который с 1494 по 1495 годы фактически управлял Флоренцией, стал предвестником Реформации, изобличающей духовное и моральное падение общества. Воинственные проповеди Савонаролы усиливали печаль, утратившего друзей художника.

В 1498 году Савонарола за ересь был сожжен на костре, а в жизни Сандро Боттичелли наступил творческий кризис, который выразился резкими сменами настроений. Примером тому стали картины:

  • «Брошенная»;
  • «Мистическое распятие»;
  • «Сцены из жизни Святого Зиновия».


Таким дошло «Мистическое распятие» до наших дней

На последнем этапе жизненного пути, примерно с 1504 года, живописец отстранился от творчества. Отойдя от общества, стареющий и слабеющий Сандро Боттичелли вскоре остался без средств к существованию. Голодная смерть была предупреждена Лоренцо Медичи, которым, вместе с другими влиятельными людьми Флоренции, была организована помощь художнику.

Однако старания почитателей великого мастера эпохи Возрождения оказались безуспешны. В 1510 году сердце Сандро Боттичелли остановилось. Художник погребен на флорентийском кладбище церкви Всех Святых.

Вечная муза Боттичелли

Сандро Боттичелли был вхож в дом Медичи, он был близким другом обоих братьев. И, как считают некоторые искусствоведы, тоже был влюблен в Симонетту. Но влюблен тайно, т.к. едва ли мог тягаться с величием чувств Джулиано. При жизни девушка не появлялась на картинах художника, по крайней мере ее изображение не было таким явным. 

Лишь после смерти Симонетты и Джулиано – двух трагических событий, ставших ударом для художника – Боттичелли написал картины «Рождение Венеры» и «Весна». С того момента образы прекрасной итальянки стали лейтмотивом его творчества. 

Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», 1482-1486 годыМестонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Искусствоведы до сих пор спорят, сколько же всего существует изображений Симонетты на полотнах Сандро Боттичелли. Некоторые считают, что после смерти молодой женщины художник запечатлел ее в том или ином образе на всех своих картинах. А это значит, что прекрасная муза вдохновляла Боттичелли еще целых 35 лет. И даже после смерти он не захотел с ней расстаться, поэтому завещал похоронить себя у ног Симонетты в церкви Огниссанти.

Последние годы жизни

В конце ХV века во Флоренцию приехал монах и реформатор Джироламо Савонарола. В своих проповедях он призывал людей отказаться от грешной жизни и покаяться. Боттичелли в буквальном смысле слова был заворожён речами Савонаролы. В феврале 1497 года на городской площади Флоренции организовали костёр тщеславия. Согласно проповедям монаха у граждан конфисковали и сожгли светские книги, богатые и великолепные зеркала и наряды, музыкальные инструменты, продукты парфюмерии, игральные кости и карты. Находясь под впечатлением проповедей, Сандро Боттичелли лично отправил в костёр несколько своих полотен на мифологические темы.

С тех пор резко поменялся художественный стиль Сандро. Его картины стали более аскетичными, в них преобладала сдержанная гамма красок тёмных тонов. В его полотнах больше нельзя было увидеть изящности и праздничной нарядности. Даже портреты он перестал писать на каком-нибудь интерьерном или пейзажном фоне, вместо этого на заднем плане были изображены глухие каменные стены. Особенно заметными стали эти изменения в картине «Юдифь, покидающая палатку Олоферна».

В 1498 году Савонаролу схватили, ему предъявили обвинение в ереси и приговорили к смертной казни. Это событие произвело на Боттичелли ещё большее впечатление, чем проповеди еретика. Художник стал писать намного меньше и реже, из последних его произведений наибольшую известность получили:

  • «Мистическое Рождество»;
  • «Покинутая»;
  • серия работ на тему жизни Святого Зиновия;
  • сценки из истории римлянок Лукреции и Виргинии.

Последний раз он проявил себя в качестве известного художника в 1504 году, когда участвовал в работе комиссии по выбору места для установки мраморной статуи Микеланджело «Давид».

После этого он вовсе перестал работать, сильно состарился и настолько обеднел, что если бы о нём не вспоминали друзья и почитатели его таланта, то мог бы умереть с голода. Его душа, так тонко чувствовавшая красоту мира, но боявшаяся при этом греховности, не выдержала терзаний и сомнений.

Сандро ушёл из жизни 17 мая 1510 года. Его похоронили во Флоренции на кладбище церкви Оньисанти. За прошедшие после его смерти пять веков никто не смог даже сравниться с тем богатством поэтической фантазии, которое присутствует на полотнах Боттичелли.

Биография Сандро Боттичелли

Сандро Боттичелли родился во Флоренции и стал четвертым сыном в семье обеспеченного ремесленника. Точная дата рождения художника неизвестна, достоверно предполагаемый промежуток времени — между 1444 и 1446 годами. Традиционно указывается 1 марта‎ ‎1445 года. Известное нам имя Боттичелли получил в старшем возрасте: это прозвище его брата-купца, которое означает «бочонок». Полученное при крещении имя звучало так: Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи.

В ранней юности Сандро Боттичелли устроили учиться в ювелирную мастерскую, где он освоил искусство точного рисунка. С тех пор в его творчестве главной всегда была линия, а не цвет. Характерные для мастера черты — четкие контуры фигур, наличие узоров и орнаментов. Стать художником юноша решил после того, как увидел вызвавшие восхищение работы Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi). В ученики к этому известному живописцу Боттичелли устраивается примерно в 1462 году.

К моменту смерти Фра Филиппо Липпи в 1469 году Боттичелли уже стал самостоятельным и довольно успешным художником. Он писал на заказ прекрасных Мадонн и взял нескольких учеников, включая сына собственного учителя. Первую славу ему приносят «Аллегория силы», написанная для украшения зала суда, и «Поклонение волхвов», созданное для капеллы Медичи. Вторая работа вызвала всеобщее восхищение и обеспечила автору многолетнее покровительство влиятельного семейства Медичи.

В 1481 году Боттичелли принимает участие в росписи Сикстинской капеллы. Он написал три большие сцены и несколько воображаемых портретов пап. Во Флоренцию художник вернулся еще более известным, к тому времени многие его конкуренты покинули город: Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) уехал в Милан, Андреа Верроккьо (Andrea del Verrocchio) — в Венецию.

В 1480-е годы живописец работал больше, чем когда-либо, и создал самые известные произведения, в том числе «Рождение Венеры» и «Весну». Две другие известные работы на тему античной мифологии — «Венера и Марс», написанная по случаю свадьбы в семействе Медичи, и «Паллада и Кентавр», символизирующая победу разума над страстями.

В начале 1490-х Флоренция пострадала от глубокого кризиса. Лоренцо Медичи умирает, вскоре французские войска изгоняют из города оставшихся представителей этого семейства. Неофициальным главой некогда веселой и свободной Флоренции стал мрачный монах Савонарола (Girolamo Savonarola), призывавший народ к покаянию и предрекавший конец света. Предположительно, Сандро Боттичелли тоже проникся духом этих проповедей. Он стал рисовать меньше и выбирал только религиозные темы для поздних работ. Умер художник 17 мая 1510 года в бедности, оставшись на попечении племянников. Своих детей у него не было.

Трудно поверить, что этого художника ждало долгое забвение. В течение ста лет после смерти, до начала маньеризма, мало кто вспоминал о нем. Затем он снова оставался в тени более знаменитых мастеров Возрождения. Лишь в XIX веке к нему пришла заслуженная слава. Во многом это произошло благодаря братству Прерафаэлитов, которые оценили красоту и благородство образов Боттичелли и многое переняли у него.

Поздние работы

Обнаженная женщина – Истина, старуха в черном одеянии – Раскаяние. Сама Клевета – красивая девушка в центре (в бело-голубом одеянии) со своими не менее красивыми спутницами – Коварство и Обман. На троне – царь Мидас, которому шепчут в уши всякие гадости Невежество и Подозрение. А мужчина напротив Мидаса – Зависть. Очень-очень динамично.

Картину «Клевета» трактуют по-разному: кто-то говорит, что это такой творческий расцвет после козней Савонаролы, под влияние которого попал и Боттичелли, и отождествляют «Клевету» с «Весной» и «Венерой»; другое мнение – эта картина подразумевает окончательное разрушение мифологии Боттичелли, его видения мира и творческой деятельности. Отсюда и сюжет – оклеветан то ли он, то ли Савонарола.

«Клевета» – прощальное обращение к античности, к мистической «Весне» и идеалистическим Мадоннам.

Дальше – портрет Данте 1495 года.

Кстати, в 1480-е годы Боттичелли создал иллюстрацию к «Божественной комедии»:

Что можно сказать о последних годах жизни и творчества Сандро Боттичели? До конца так и не установлено, как сильно попал под влияние Савонаролы Боттичелли. Несомненно, Сандро отказался от своего привычного исполнения работ.

Сравните картину «Возвращение Юдифи в Ветулию» 1470-1472 годов и «Юдифь, покидающая палатку Олоферна».

Поздняя картина угловата, сдержана, лишенная фона и второстепенных персонажей. Она не так интересна, как его ранняя работа.

Последние живописные работы – панно «История Виргинии» и «История Лукреции».

Нельзя сказать, что картины Боттичелли позднего периода плохие. Но они – не то, что было раньше: нет той легкости, идеальности и пластичности. Нет атмосферы, которая наполнялось мелодией. Нет той безумной красоты от каждой детали, тщательно прорисованной Сандро.

Это все тоже хорошо, но совсем не то.

Сандро Боттичелли умер 17 мая 1510 года в бедности, одинокий и всеми покинутый. Его имя было надолго забыто, работы его не пользовались популярности. Только в XIX веке имя Боттичелли вновь вернулось во всемирную историю искусств.

#искусство #эпоха возрождения #культура #живопись

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: