Солон — биография, новости, личная жизнь

Реформы Солона

К шестому веку до нашей эры ситуация в Афинах была крайне сложной. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. Среди евпатридов и геоморов выделяются богатые землевладельцы, некоторые из евпатридов становятся беднее, а геоморы превращаются в батраков, обрабатывающих чужую землю, получая за это 1/6 урожая, или попадают в долговую кабалу, теряют свободу и продаются в рабство за границу. Растет экономическая роль богатой торгово-ремесленной элиты горожан, все еще отстраненных от власти. Растет и число бедных ФЭТ. Положение средних и мелких землевладельцев и ремесленников становится все более неустойчивым. В результате возникает целый комплекс противоречий между свободными-между богатыми и обедневшими евпатридами, которые все еще удерживают власть, и богатыми из помещиков, купцов и ремесленников, которые стремятся к власти и пользуются недовольством бедных и средних и мелких собственников. Эти противоречия кристаллизовались как противоречия между богатой племенной аристократией и народом (демосом), возглавляемым богатыми.

В 594 году до нашей эры всеобщее недовольство вылилось, по словам Аристотеля, в «великую смуту». «Подавляющее большинство, а также люди большой физической силы, — пишет греческий историк Плутарх в своих Сравнительных биографиях, — собрались и уговорили друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбрать одного вождя, надежного человека, и освободить должников, пропустивших срок уплаты, и переделать землю, и полностью изменить государственный строй.»

Оказавшись в столь сложной ситуации, противоборствующие стороны договорились о кандидатуре поэта и политического деятеля Солона. Было известно, что он не был «соучастником богатых в их преступлениях» и в то же время «не угнетался нуждой».» Избранный архонтом, Солон получил чрезвычайные полномочия, среди которых самым важным было право законодательной власти. Чувствуя давление одних, стремившихся к установлению самодержавия, и других, жаждавших самых широких народных прав, Солон избрал политику «золотой середины».

Требовались глубокие социальные и политические преобразования, чтобы смягчить противоречия и объединить всех свободных в единый правящий класс. Солон был евпатрид, сколотивший состояние на торговле и пользовавшийся доверием населения. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих фракций свободных. Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер.

Реформы Солона явились важным этапом в становлении государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией. Прежде всего, солт провел sicofi-долговую реформу, которая означала прямое вмешательство в отношения собственности. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, которые были порабощены за долги, были освобождены, а те, кто был продан за долги за границу, были выкуплены. Долговое рабство в Афинах отныне было отменено.

Саффия посягала на интересы знати и была уступкой демосу

В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты-он не перераспределял землю, хотя и установил максимальный размер земельной собственности. Но, разрешив свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений в интересах богатых афинян, он сделал неизбежным дальнейшее обезлюдение бедных

Имя Солона также связано с цензурной реформой, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий дворянства, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Солон закрепил деление граждан на четыре категории по признаку собственности.

Самые богатые граждане были отнесены к первой категории, менее богатые-ко второй и т. д. Каждая категория имела определенные политические права: государственные должности могли занимать только граждане первых трех категорий, а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) — только граждане первой категории. Бедняки, принадлежавшие к самой низшей, четвертой категории, все еще были лишены этого права. Но они могли бы участвовать в народном собрании, роль которого возрастает. Собрание стало составлять законы, избирать чиновников и принимать от них отчеты.

В то же время Солон пошел на уступки как бедным, так и евпатридам, интересы первых нашли отражение в создании нового судебного органа — Гелиея, в который мог быть избран любой афинский гражданин, независимо от его имущественного положения. В интересах последних был создан новый руководящий орган-Совет четырехсот, избираемый из граждан первых трех категорий, по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись племенные традиции и влияние евпатридов.

Плутарх о Солоне

Поскольку неравенство между бедными и богатыми достигло, так сказать, высшей точки, государство оказалось в крайне опасном положении. Все простые люди были в долгу перед богатыми: одни отрабатывали деньги, выплачивая богатым шестую часть урожая… Другие брали деньги у богатых под залог тела: их кредиторы могли превратить их в рабов, при этом одни оставались рабами дома, другие продавались в чужие страны. Многие были вынуждены продать даже собственных детей (ни один закон не запрещал этого) и бежать из отечества из-за жестокости кредиторов. Но подавляющее большинство … собрались и уговорили друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбрать одного лидера. Надежный человек и освободит должников, пропустивших срок оплаты, и переделает землю, и полностью изменит государственный строй.

Тогда самые разумные люди в Афинах, видя, что Солон. — пожалуй, единственный человек, который не имеет вины, который не является богатым соучастником своих преступлений и в то же время подавлен не бедностью, как бедняк, стал просить его взять на себя государственные дела и положить конец междоусобицам. Однако Фаний Лесбосский (писатель IV-III веков до н. э.) говорит, что Солон сам прибегал к обману обеих сторон: он тайно обещал бедным раздел земли, а богатым-предоставление долговых обязательств.

Он был избран архонтом (высшими должностными лицами Афин, составлявшими коллегию из 9 человек) и одновременно посредником и законодателем. Все принимали его с радостью: богатые-как состоятельного человека, а бедные — как честного …Первым актом его государственной деятельности был закон, в силу которого прощались существующие долги и на будущее запрещалось давать деньги взаймы «под залог тела»…

Солон с гордостью говорит, что он «взял много закладных с земли, которую он ранее заложил …» и что из числа граждан, которые были порабощены за долги, он возвратил некоторых из чужой земли «… аттическая речь тех, кто забыл » … «А тех, кто перенес тяжкий позор на родине», он, по его словам, освободил.

Солон не угодил ни одному из них. Не на ту сторону. Богатые были озлоблены разрушением своих долговых обязательств, а бедные — еще больше — тем, что не произвели передела земли, на который рассчитывали.

Желая оставить все высшие должности за богачом, как это было раньше, и позволить ему присоединиться к другим должностям, в исполнении которых простой народ ранее не участвовал, Солон ввел оценку имущества граждан. Так, тех, кто производил в общей сложности пятьсот мер продуктов, как сухих, так и жидких, он ставил первыми и называл их » пентакосиомедимнами» (пятьсот метров), вторыми ставил тех, кто мог держать лошадь или производить триста мер; таких называли » принадлежащими всадникам»; «зевгитами» владеющими упряжкой волов, лошадей, мулов назывались люди третьей квалификации, имевшие двести мер этих и других продуктов вместе взятых. Все остальные назывались «празднествами»; он не позволял им исполнять какие-либо должности; они участвовали в управлении только тем, что могли присутствовать на народном собрании и быть судьями (речь идет о гелизе, суде присяжных). Последнее поначалу казалось бессмысленным правом, но потом стало чрезвычайно важным, потому что большинство важных дел перешло к судьям. В дальнейшем. И приговоры по тем делам, решение которых Солон предоставлял чиновникам, он тоже разрешал обжаловать в суде.

Солон сформировал совет Ареопага из ежегодно сменявшихся архонтов: он сам входил в него как бывший архонт. Но, видя в людях смелые замыслы и высокомерие. Порожденный уничтожением долгов, он учредил второй совет, отобрав по сотне членов от каждого из четырех филеев. Он поручил им обсуждать вопросы заранее, перед народом, и не допускать, чтобы какой-либо вопрос был вынесен на Народное собрание без предварительного обсуждения.

Реформы Солона

Будучи избранным в 594-593 гг. до н. э. архонтом и айсимнетом, Солон провёл ряд реформ. Прежде всего Солон отменил жестокие Законы Драконта, за исключением тех, которые касались убийств.

Важнейшая из реформ состояла в том, что Солон ликвидировал долговое рабство и приказал снять все долговые камни, которые устанавливались ранее на земле должника. Крестьян, проданных за долги в рабство за границу, он велел разыскать и выкупить за государственный счет. Эта реформа получила название сисахфия, в буквальном переводе «стряхивание бремени».

Солон произвел преобразование государственного строя. До реформ вся власть в Афинах принадлежала эвпатридам, народ не принимал участия в управлении государством. Солон привлёк к управлению государством не только эвпатридов, но и богатых людей простого происхождения. Он разделил всех граждан на 4 разряда в зависимости от их имущественного положения (пентакосиомедимны, всадники, зевгиты, феты). Это деление влияло на службу в войске и на возможность занимать государственные должности: граждане первых трёх разрядов могли занимать высшие должности, беднейшие же граждане имели право участвовать только в народном собрании и в судах.

Высшей законодательной властью в Афинах стало народное собрание. Для предварительного обсуждения законов был создан особый Совет четырехсот. Народ же утверждал или отвергал предложенные ему проекты законов. От народного собрания зависело также избрание высших должностных лиц. Охрана законов и наблюдение за их выполнением поручались ареопагу.

Суд при Солоне стал составляться из всех граждан. Любой гражданин мог сам или через посредника преследовать обидчика по суду. Солон осуществил унификацию мер и весов, провёл реформу афинского календаря. Законы Солона должны были действовать в течение ста лет. Они были написаны на специальных досках, выставленных для всеобщего обозрения на городской площади.

Реформы Солона заложили основы афинской рабовладельческой демократии.

Уход Солона из Афин

Несмотря на мудрое правление, внедрение положительных перемен, Солону пришлось не только отказаться от управления государством, но и покинуть родину. Сам он говорил, что очень трудно угодить в великих делах всем сразу. На самом же деле Солон не угодил никому. Из всеми уважаемого он превратился в ненавистного правителя.

Богатые афиняне ненавидели Солона, потому что он лишил их дармовой рабочей силы, отменил жесткие долговые обязательства. Бедным он был неугоден, поскольку так и не перераспределил землю в их пользу.

Солон не стал держаться за власть. Он сделал вид, что уезжает из Афин на время по торговым делам. На самом же деле он пробыл за границей много лет, странствуя по миру. В конце концов, он вернулся на родину и там прожил до глубокой старости. Законы Солона стали базой для формирования в Афинах демократии, то есть «власти демоса».

Войны Солона

Война с Мегарами за Саламин

Из элегии «Саламин»

Вестником я прихожу с желанного нам Саламина, Но вместо речи простой с песнью я к вам обращусь…Мы ведь дождёмся того, что повсюду, как клич, пронесётся: «Родом и он из Афин, сдавших врагам Саламин». На Саламин мы пойдём, сразимся за остров желанный, Прежний же стыд и позор с плеч своих снимем долой!

Первым известным из источников событием, в связи с которым упоминается имя Солона, является военный конфликт Афин и Мегар за обладание Саламином. Афиняне, утомлённые этой войной, запретили законом предлагать гражданам продолжить борьбу за Саламин. Солона это удручало, и он притворился сумасшедшим, а потом прибежал на площадь и прочитал при массе народа свою элегию «Саламин», в которой говорилось о необходимости продолжения войны за этот остров.

Затем он сам возглавил экспедицию на Саламин, которая принесла ему полный успех: стратегически важный пункт в Сароническом заливе оказался в руках афинян. Не вполне ясно, в каком статусе Солон командовал ополчением афинян. Должности стратега тогда не было, и, вероятно, он был избран архонтом-полемархом. Правда, достоверно известно, что он позднее был архонтом-эпонимом, а считается, что дважды должность архонта занимать нельзя. Скорее всего, ограничение одним сроком относилось не ко всей совокупности архонтских должностей, а к каждой из них, взятой конкретно.

Вид острова Саламин

Саламинская экспедиция, ставшая блистательным началом политической карьеры Солона, датируется, скорее всего, временем около 600 г. до н. э. Но война, по-видимому, продолжалась ещё несколько десятилетий, приняв вялотекущий характер. Ещё в 60-е годы троюродный брат Солона Писистрат возглавлял экспедицию против мегарян. В конце концов спор о Саламине был вынесен на третейский суд Спарты. Во время обсуждения этого вопроса Солон привёл целый ряд дополнявших друг друга аргументов различного характера, сумев отстоять права Афин на остров. Солон ссылался на дельфийские оракулы, в которых Саламин был назван ионийской землёй, что должно было сближать его с Афинами, а не с Мегарами (Афины населяли ионийцы, а мегаряне были дорийцами). Он также указывал для оправдания афинских притязаний на пассаж из «Илиады» Гомера, согласно которому царь Саламина Аякс поставил свои корабли рядом с афинскими. Кроме того, он ссылался на то, что в саламинских погребениях трупы лежат по афинскому, а не по мегарскому обычаю, — лицами на запад. В конце концов Саламин удалось отстоять, и этот остров, включённый в состав афинского полиса, неоднократно играл важную роль в его истории.

Первая Священная война

Файл:Middle Greece.png

Средняя Греция

Следующим военно-политическим мероприятием Солона было участие в Первой Священной войне. Про этот конфликт известно мало. Согласно исследователю У. Дж. Форресту, это была война некоторых греческих полисов против фокидского города Кирры или Крисы, захватившего Дельфийский храм. Наиболее влиятельными членами антикрисейской коалиции были Фессалия и Сикион, менее влиятельную позицию занимали Афины. Война продолжалась десять лет (596—586 годы до н. э.). По-видимому, уже в первые годы войны союзники освободили Дельфы. В конце концов Крисы были взяты и разрушены.

Солон выступил инициатором объявления войны Крисам. По его совету члены Дельфийской амфиктионии начали войну. В результате войны отношения Афин и Дельф значительно улучшились, дельфийское жречество стало всячески поддерживать Солона.

В 594 году до н. э. по инициативе Солона были возвращены из изгнания Алкмеониды. Судя по всему, Солон благоволил к ним, стараясь сделать их своими сторонниками.

Солон

Особой остроты, социально-политическая борьба достигает в $VI$ веке до н.э., когда правящая верхушка приходит к необходимости введения экстраординарных мер. Самым естественным путем примирения всех слоев общества было назначение на государственную должность особо уважаемого человека. Такой человек нашелся в Афинах, им оказался Солон.

Солон был выдающимся политическим деятелем, философом, мыслителем, поэтом, самым знаменитым законодателем эпохи. Он происходил из обедневшего рода эвпатридов, и чтобы поправить финансовое положение некоторое время занимался морской торговлей, поэтому хорошо знал нужды торгово-ремесленного люда Афин. Постоянные путешествия расширили кругозор, а разносторонняя деятельность, снискала ему репутацию мудрого человека. Впоследствии Солона включили в число «семи мудрецов Греции». Особо известны были в Афинах его политические стихи, обличавшие недостатки правления аристократии. В $600$ году до н.э. Солон стал инициатором военной акции против Мегар, в результате которой, греки взяли под контроль остров Саламин.

В $594$ году до н.э., в связи с разрастающимся общественным конфликтом, Ареопаг избирает Солона на должность Архонта, и наделяет его чрезвычайными полномочиями. Реформатор пробыл у власти всего год, но полностью оправдал надежды народа, заложив основы знаменитой Афинской демократии.

Солон прекрасно понимал, что косность эвпатридов, которые боролись за пережитки родового строя, живущих в праздности, беспощадно эксплуатируя народ, машет экономическому и культурному развитию полиса, создают взрывоопасную обстановку. Солон прекрасно понимал, что косность эвпатридов, которые боролись за пережитки родового строя, живущих в праздности, беспощадно эксплуатируя народ, машет экономическому и культурному развитию полиса, создают взрывоопасную обстановку. Блестящее будущее Афин, законодатель видел в развитии экономики, совершенствовании системы земледелия, процветании торговли и ремесла. Солон пытался создать гарантии благополучной жизни для всех прослоек гражданского общества.

Путешествие

Ближний Восток в 600 году до н. э.

Из стихотворений Солона

Да, я народу почёт предоставил, какой ему нужен — Не сократил его прав, не дал и лишних зато. Также подумал о тех я, кто силу имел и богатством Славился, — чтоб никаких им не чинилось обид. Встал я, могучим щитом своим тех и других прикрывая, И никому побеждать не дал неправо других.

После окончания архонтства всё же росло недовольство реформами. Аристократы были недовольны тем, что их права оказались урезанными, демос же считал реформы недостаточно радикальными. С другой стороны, сторонники Солона советовали продолжить реформы путём установления тирании. Однако Солон принципиально не хотел становиться тираном. Он решил действовать по-другому — временно покинуть полис и отправиться в путешествие.

В ходе своего десятилетнего путешествия (593—583 гг. до н. э.) Солон посетил различные регионы Восточного Средиземноморья. Он побывал в Египте, на Кипре и в Лидии. Сначала Солон посетил Египет, где общался со жрецами. На Кипре Солон подружился с царём Сол Филокипром.

Солон побывал и в лидийской столице Сарды. Встреча с царём Крёзом упоминается во многих античных источниках, но невозможна по хронологическим соображениям. Крёз вступил на престол около 560 г. до н. э., а Солон был в Сардах на четверть века раньше. Разговор Солона и Крёза описан, в частности, у Плутарха:


Г. Хонтхорст. «Солон и Крёз» (1624)

В действительности Солона должен был принимать отец Крёза, царь Алиатт. Возможно, что афинский законодатель общался и с самим Крёзом, в то время царевичем. Есть предположение, что Солон посвятил царевичу одну из своих элегий, которая и могла стать источником аберрации для позднейших авторов.

Установление равенства в Афинах

Солон лишил знать многих преимуществ. Они потеряли единоличное право управления государством. Архонтом мог стать любой богатый человек, необязательно знатный. В итоге к управлению были допущены выходцы из простого народа, разбогатевшие на мореходстве. Они имели свои корабли, дома, торговые склады, крупные земельные участки.

Важнейшие государственные дела решались на Народных собраниях. В них принимали все свободные афиняне, которых называли гражданами. Жестокие законы Драконта Солон отменил. В Афинах появился выборный суд. Судьи выбирались по жребию. Свою кандидатуру могли подать все граждане. Степень знатности, уровень богатства значения не имели.

Список судей меняли каждый год. Избирался он по жребию, но имелись определенные ограничения. Например, судьей не мог стать афинянин моложе 30 лет, человек, совершивший плохие поступки.

Судебные заседания сделали открытыми. На них могли присутствовать все желающие. Сначала слово предоставлялось обвинителю, затем обвиняемому и свидетелям. Выслушав всех, судьи уходили на тайное голосование. Каждый бросал в бронзовый сосуд черный или белый камешек. Черный – обвинение, белый – оправдание.

Подсчетом камешков занимались служители. Делали это они на глазах у всех присутствующих. Большинство поданных голосов определяло решение суда. Если голоса разделялись поровну, обвиняемого признавали оправданным.

К органам исполнительной власти относились коллегия стратегов и коллегия архонтов.

Основными функциями коллегии стратегов были верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин.

Коллегия состояла из десяти стратегов, которые согласно афинским законам пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. Но на практике установился обычай, согласно которому один из стратегов занимал первое место не только в коллегии, но и во всем государстве. Стратеги избирались из числа наиболее богатых и влиятельных граждан открытым голосованием путем поднятия руки.

К компетенции коллегии архонтов относились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности.

Коллегия архонтов состояла из девяти архонтов и секретаря, избираемых с помощью жребия по одному от каждой филы. Все архонты, кроме секретаря, проходили две проверки — в Совете пятисот (так называемую докимасию) и в гелиэе.

— Высшим судебным органом была гелиэя, действовавшая под руководством коллегии архонтов. Гелиэю составляли 6 тысяч человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет.

Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан,государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законодательства.

Прочими судебными органами в Афинах были несколько других коллегий, каждая из которых разбирала лишь определенные дела: ареопаг (суд старейшин), четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.

Это интересно: 3941,Реформы Клисфена — рассматриваем досконально

Войны Солона

Впервые имя Солона упоминается в документах, связанных с войной между Афинами и Мегарами за Саламин. Хотя соотечественники поэта были утомлены затяжным военным конфликтам, он побуждал их не опускать рук и до конца бороться за территории.

Кроме этого, Солон даже сочинил элегию «Саламин», в которой говорилось о необходимости продолжения войны за остров. В результате, он самолично возглавил экспедицию на Саламин, одержав победу над противником.

Именно после успешно проведенной экспедиции, Солон начал свою блестящую политическую карьеру. Стоит заметить, что данный остров, вошедший в состав афинского полиса, не раз играл важную роль в его истории.

Позже Солон принимал участие в Первой Священной войне, которая разразилась между некоторыми полисами Греции и городом Криса, взявшего под свой контроль Дельфийский храм. Конфликт, в котором греки одержали победу, продолжался в течение 10 лет.

Литература

Источники

  • Валерий Максим. Достопамятные деяния и изречения
  • Геродот. История
  • Диодор Сицилийский. Историческая библиотека
  • Кратин. Фрагменты
  • Фаний Лесбосский. Фрагменты
  • Элиан. Пёстрые рассказы

Исследования

  • Ленцман Я. А. Рабы в законах Солона: К вопросу о достоверности античной традиции // Вестник древней истории. — 1958. — № 4.
  • Ленцман Я. А. // Древний мир: сборник статей в честь академика В.В. Струве. — М.: Изд-во вост. лит., 1962.
  • Сергеев В. С. История Древней Греции. — СПб.: Полигон, 2002. — 704 с. — ISBN 5-89173-171-1.
  • Freeman К. The work and life of Solon. — Cardiff, 1926.
  • Доватур А. И. Солон и Мимнерм: Поэтическая полемика по поводу разного восприятия жизни // Традиция и новаторство в античной литературе: К 100-летию со дня рождения академика И. И. Толстого. Межвузовский сборник. Л., 1982. С. 55—62. (Philologia classica; Вып. 2).
  • Honn K. Solon. Staatsmann und Weiser. — Wien, 1948.
  • Masaracchia A. Solone. — Firenze, 1958.
  • Woodhouse W. J. Solon the liberator. — NY, 1965.

Солон

Солон (Solon) (ок. 640 — после 541 гг. до н.э.). Афинский государственный
деятель, законодатель и поэт. В 594/593 г. до н.э. был архонтом, получив эту
должность после захвата Салами — на в войне против
Мегары. В то время в Афинах
сложилась весьма проблемная ситуация, и Солон провел экономические реформы, в
частности нацеленные на помощь беднейшим крестьянам, которые нередко попадали в
зависимое положение. Он отменил все долги, залогом по которым являлась земля или
личная свобода (реформа, известная как сисахфия (seisakhtheia — «стряхивание
бремени» ), и запретил гарантию долга личностью должника.
Критиковался некоторыми за то, что не перераспределил земельные участки.
Возможно, провел еще ряд реформ, таких как начало чеканки аттической монеты,
создание системы мер и весов, запрет на вывоз любых сельскохозяйственных
культур, кроме оливок, а также предоставление гражданства иноземным
ремесленникам. Составил более гуманный свод законов, отменив законы Драконта (за
исключением связанных с убийствами). Провел также широкую реформу
государственного управления, сделав богатство, а не происхождение основным
фактором, обеспечивавшим право на доступ к государственным должностям. Таким
образом был нанесен серьезный удар по власти эвпатридов. Разделил граждан на
четыре имущественных класса, представители каждого из которых имели право на
получение различных должностей. Реформировал ареопаг и учредил второй совет —
буле, состоявший из 400 человек. Проведя реформы, Солон 10 лет провел в
путешествиях, в числе прочего посетив Египет и Кипр. Вернувшись в Афины,
обнаружил город на грани установления тирании. Для объяснения и обоснования
своих политических реформ Солон писал элегические и ямбические стихи, которые
послужили важным источником для позднейших греческих историков.

Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М.,
2008, с. 91-92.

Другие биографические материалы

Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. Афинский законодатель.
 (Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание
правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний
Рим. Минск, 2005
). 

Баландин Р.К. В великих делах всем нравиться нельзя (Баландин
Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. — М.: Вече, 2012). 

Кузищин В.И. Реформы Солона (История Древней
Греции.// Под ред. В.И. Кузищина. М.: Высшая школа, 1996).

Сергеев В.С. Солон и его законодательство (Сергеев
В.С. История Древней Греции. Под. ред. Н.А. Машкина и А.В. Мишулина. ОГИЗ, 1948).

Реформы Солона (Всемирная история. Том I. М.,
1955).

Далее читайте:

Исторические лица Греции (биографический справочник).

Греция, Эллада, южная
часть Балканского полуострова, одна из наиболее важных исторических стран
древности.

Реформы Солона в Афинах…

Солон (рожд. около 640 года до н. э. — смерть около 559 года до н. э.) — один из «семи греческих мудрецов». В истории известен как выдающийся реформатор, который в значительной мере изменил политическое лицо Афин и таким образом, дал возможность Афинам опередить в своем развитии другие греческие города.

Считается отцом афинской демократии.

Предыстория

Социально-экономическое и политическое положение в Аттике продолжало ухудшаться практически весь VII век до н. э. Социальная дифференциация населения довела до того, что уже множество всех афинян влачили жалкое существование. Бедное крестьянство жило в долг, выплачивая громадные проценты, закладывая землю, отдавая своим состоятельным согражданам до 5/6 урожая, продавая своих детей в рабство, закладывая самих себя. Рабов активно вывозили и за пределы полиса. Напряженность в обществе грозила социальными потрясениями.

Старый родовой уклад был тормозом дальнейшего развития, решать на его основе возникающие конфликты было нельзя. Недовольство выражалось не только лишенными, по сути, политических прав и закабаленными малоимущими слоями населения, но и разбогатевшими, но недостаточно знатными гражданами. Осложнялась ситуация неудачей в войне за остров Саламин с Мегарами в конце VII века. В Афинах даже запрещалось упоминание названия этого острова. Запрет был нарушен поэтом Солоном.

Происхождение. Ранние годы

Солон, сын Эксекестида (по другой версии его звали Эвфорион), по достатку он принадлежал к «гражданам среднего круга», происходил из древнего знатного рода Кодридов, который раньше был царской династией. Вел морскую торговлю и имел, таким образом, связь одновременно и с аристократией, и с демосом, члены которого с уважением относились к Солону за честность.

Притворяясь сумасшедшим, Солон публично в стихах призывал афинян к реваншу. Стихи поэта пользовались большой популярностью, что спасло его от наказания. Солону поручили собрать и возглавить флот и армию. В новой войне Афины смогли победить Мегары, а Солон становится наиболее популярным человеком в городе. 594 год до н. э. — он избирается первым архонтом-эпонимом. Солону также поручается выполнение функций айсимнета, т. е. он становился посредником при улаживании социальных вопросов.

Солон решительно взялся за реформы.

Комментарии

Скоч Андрей Владимирович

депутат Государственной думы РФ

Усатый Ренато Георгиевич

политический деятель и борец против коррупции в Молдове

Алиев Нурали Рахатович

казахстанский предприниматель и политик, внук Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева

Арутюн Арменакович Сурмалян

депутат Заксобрания Ростовской области

Слепцов Владимир

мэр г. Ярославля

Андрей Робертович Иванов

российский политик, предприниматель общественный деятель.

Жирков Евгений Иванович

подмосковный политик и предприниматель, глава городского округа Железнодорожный Московской области

Владимир Вольфович Жириновский

российский политик, основатель ЛДПР

Социальные преобразования

Солон разделил свободное население Афин на четыре разряда по величине земельного дохода, каждая из групп получала свой набор прав и обязанностей.

  • Пентакосиомедимны (пятисотники) — Лица, получающие $500$ медимнов зерна, вина или масла ($1$ медимн = $52$ л.). Они служили в коннице и имели право занимать высшие государственные должности.
  • Всадники – лица, получающие $300$ медимнов дохода. Это группа также состояла из зажиточных граждан, способных содержать боевого коня, которые имели всю полноту гражданских прав, также как и первая группа, служили в коннице.
  • Зевгиты – Граждане, чей доход состоял из $200$ медимнов. Эта группа стала основой полисного коллектива, представители которой, призывались в тяжеловооруженную пехоту.
  • Феты — имели менее $200$ медимнов. Данная группа не могла занимать государственные должности, но имела право голоса на народном собрании.

Солон изменил в корне социальную структуру. И теперь, не принадлежность к тому или иному роду, а величина его собственности определяла статус человека. Деление на родовые филы и фратии сохранилось, но потеряло свою значимость.

Реформа долговых отношений

Еще одним крупным комплексом мер среди реформ Солона в Афинах считаются относящиеся к сфере отношений по долговым обязательствам. Он вообще отменил все задолженности. К тому времени многие граждане заложили свои земли под залог на взятые ссуды. На такие земельные участки ставились специальные камни-столбы, обозначая их. После реформы Солона все эти камни были выброшены.

Но это была не единственная мера. Он издал закон, по которому в принципе в Афинах отменялось рабство за невыплаченные долги. Теперь должника нельзя было как раньше продавать в рабы. Государство должно было выкупать тех, кто раньше за долги был продан в рабство. Также процент по ссуде понижался.

По научным оценкам все эти меры способствовали экономическому и политическому укреплению позиций того слоя населения, который составлял основу полисной демократии, то есть среднего слоя. Многие граждане вернули себе свои земельные участки, тем самым возвращаясь к прежней хозяйственной деятельности, получая политические права.

Заключение

Итак, мы рассмотрели деятельность Солона как архонта. Нельзя не согласиться с тем, что любые реформы, проводимые властными лицами, не могут удовлетворить интересы и потребности всех слоев населения, и Солон не был исключением.

Реформы Солона явились важным этапом в становлении афинского государства, и их результаты можно сравнить с политической революцией.

Первое, что он сделал, — это отменил долговую кабалу и аннулировал все земельные долги. Закладные камни убирались с полей, граждане, ставшие рабами за долги, освобождались, а проданные за границу выкупались за счет государства.

Со времен Солона рабами в Афинах могли быть только иностранцы, захваченные в плен на войне или купленные на мировом невольничьем рынке того времени.

Чтобы предотвратить разграбление крестьянских наделов в будущем, Солон установил максимальный размер земельной собственности в частных руках.

В то же время была санкционирована широкая свобода завещания. Наследственные владения, как и крестьянские дворы, могли переходить к наследникам по воле наследодателя. Земельные владения дворянства — оплот их власти-были включены в общегражданский оборот.

Важнейшей политической реформой Солона было установление имущественного ценза. Самые богатые были отнесены к первой категории. Просто богатые-ко второму. Обе эти категории граждан получили право занимать все важнейшие должности в государственном аппарате, но только представители первой категории могли стать архонтами и казначеями.

Таким образом, вместо аристократического принципа (принадлежности к определенным родам) утвердился принцип собственности, принцип богатства. Купцы и ростовщики выиграли от этого, а родовое дворянство проиграло.

Третью категорию составляли граждане среднего класса. Все остальные-  были зачислены в четвертую и последнюю категорию.

В качестве единицы расчета богатства был выбран медимн, мера сыпучих веществ (приблизительно 50-60 литров). Для зачисления в первый класс требовался доход в 500 медимной зерна ежегодно (или эквивалент); для зачисления во второй — три, для зачисления в третий — двести медимной.

Первые две категории служили в кавалерии. Эта услуга стоила дорого, но на войне она была менее опасна. Третья категория-тяжеловооруженные гоплиты-пехотинцы стали истинной славой афинской армии. Четвертый класс, первоначально отстраненный от военной службы, затем составлял легкооруженную пехоту.

Согласно конституции Солона, Афинское народное собрание стало высшей властью. Напротив, были созданы два новых органа: совет четырехсот и так называемая гелия-суд присяжных.

Совет четырехсот был избран старыми ионийскими племенами, которые продолжали существовать, несмотря на все изменения. Каждый из них послал в совет по 100 человек. Играя важную роль в законодательном процессе, управляя всеми текущими делами, совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние на народное собрание и непосредственно ограничивал власть ареопага.

Гелиея была одновременно судебным и законодательным органом.

В народном собрании участвовали все классы свободного населения, в том числе и празднества. Это была явная уступка демосу. Но выборы в совет четырехсот были в руках тех, кто правил в старых племенах, то есть в руках родовой знати. Гелиея, с ее широким кругом участников, была создана к большей выгоде демоса. Но ареопаг остался нетронутым.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: