Кто напечатал первые книги в России
Основоположником книжной печати на Руси стал изобретатель Иван Федоров. Человек даже по современным меркам был очень образованный и увлеченный. Мужчина получил образование в университете в городе Кракове (ныне территория современной Польши). Кроме родного, владел еще двумя языками – латынью и древнегреческим.
Мужчина хорошо разбирался в столярном, малярном, литейном ремеслах. Сам нарезал и выплавлял матрицы для букв, делал переплеты для своих книг. Эти навыки помогли ему полностью овладеть процессом книжной печати. В наши дни упоминание о первом российском книгопечатании зачастую связано с именем Ивана Федорова.
Популярные темы сообщений
-
Наследственные болезни
Когда в наследственных клетках имеются дефекты, то у человека развиваются заболевания, которые называются наследственными. Главной причиной данных заболеваний являются мутации хромосом и генов. Мутации могут передаваться по наследству.
-
Город Химки
Одним из крупнейших городских соратников Москвы является г. Химки. Его географическое расположение на берегу канала Москвы. Начало городского образования: 13ноября 1851 года. В этом же году была открыта железнодорожная станция,
-
ворчество Василия Быкова
Василий Владимирович Быков – белорусский писатель, общественный деятель. В конце 70-х годов 20 столетия ЮНЕСКА признавала его самым известным автором в мире. Книги прозаика переведены на 50 языков,
-
Кометы
С древних времен многих людей поражали необъяснимые явления, происходящие в ночном небе, к примеру, синие или красные линии, мгновенно исчезающие в темноте неба. Многие пытались найти ответы, об этих странных явлениях, но все они были
-
Цветок Магнолия
Магнолия является одним из древнейших видов растений. Учеными найдены остатки этих цветов, которым более 140 тысяч лет. Это растение имеет вид кустарника или дерева и имеет достаточно крупные листья, достигающие до одного метра в длину.
Происхождение
Точное место рождения Ивана Федорова и даже дата его появления на свет исследователям не известны. Они могут только делать предположения, исходя из отрывочных сведений, найденных в различных исторических документах.
Так, велика разбежка лет, в которые мог родиться книгопечатник, однако историки склоняются все-таки ближе к 1510 году. Что касается родины, то сам Федоров своим отечеством называет Москву. Проведенные исследования его типографского знака говорят о том, что он мог находиться в родстве с древним белорусским шляхетским родом Рагоза. Конкретным местом чаще всего называют Дзержинский и Вилейский районы Минской области.
Согласно версиям некоторых ученых, Иван Федоров был зачислен в студенты Краковского университета и записан как «Johannes Theodori Moscus» и обучался там с 1529 по 1532 год. Это очень похоже на правду, особенно учитывая совпадение имен. В начале 1530-х годов Федоров служит под началом московского митрополита Макария в должности диакона.
Издания
Московский Апостол.
«Апостол», отпечатанный Иваном Фёдоровым в 1574 году во Львове.
Острожская азбука 1578 года: 1-я и 2-я (с гербом Константина Острожского) страницы
«Новый Завет» (Острог, )
Острожская Библия,
Основная статья: Апостол 1564 года
Книги, изданные Иваном Фёдоровым вместе с Петром Мстиславцем
2 и 3. Часовник. Москва, два тиража (7/VIII — 29/IX и 2/IX — 29/X 1565), 173 (во втором тираже 172) ненумерованных листа, формат не менее 166 x 118 мм, печать в два цвета, сохранилось не менее 7 экземпляров. Электронная версия.
4. Евангелие учительное. Заблудов, 8/VII 1568 — 17/III 1569, 8 ненумерованных + 399 нумерованных листов, формат не менее 310 x 194 мм, печать в два цвета, сохранилось не менее 31 экземпляра. электронная версия.
Книги, изданные Иваном Фёдоровым без Петра Мстиславца
10. Новый завет с Псалтырью. Острог, 1580, 4 ненумерованных + 480 нумерованных листов, формат не менее 152 x 87 мм, печать в два цвета, о тираже данных нет, сохранилось не менее 47 экземпляров.
11. Алфавитно-предметный Указатель к предыдущему изданию («Книжка, собраніе вещей…»). Острог, 1580, 1 ненумерованный + 52 нумерованных листа, полоса набора 122 x 55 мм, печать в один цвет, сохранилось не менее 13 экземпляров (часто подшиты к концу предыдущей книги, но явно печатались отдельно и оформлены как особое отдельное издание).
12. Хронология Андрея Рымши («Которого ся мсца што за старыхъ вековъ дѣело короткое описаніе»). Острог, 5/V 1581, двухстраничная листовка (текст помещён на внутренних страницах), полоса набора около 175 x 65 мм. Единственный известный экземпляр хранится в Российской национальной библиотеке, Санкт-Петербург.
13. Библия. Острог, 1581. 8 ненумерованных + 276 + 180 + 30 + 56 + 78 нумерованных листов пяти счётов, формат не менее 309×202 мм, набор в две колонки, в том числе немного по-гречески; печать преимущественно в один цвет (киноварь только на титуле). Тираж до 1500, сохранилось около 400 (рекордно много, даже среди более новых изданий). Подробнее об этом издании см. в статье «Острожская Библия».
Жизненный путь Ивана Федорова на чужбине.
Иван Федоров вместе со своим соратником Петром Мстиславцем были вынуждены покинуть Москву и перебраться в Великое княжество Литовское.
Некоторые исторические источники утверждают, что поездка была обусловлена вовсе не гонением и даже не тем, что овдовевший Федоров, как представитель белого духовенства, по правилам того времени был обязан принять монашеский постриг и уйти в монастырь, но не сделал этого. Здесь побудительным мотивом к такому путешествию, скорее всего, стала политическая целесообразность.
Грозный отправил в соседнюю страну самого талантливого своего книгопечатника в виду постоянно нараставшей необходимости поддерживать православие в других государствах. В самой же Москве книгопечатание после этого не остановилось. Дело возглавил Андроник Невежа. Он руководил Московской типографией еще более 30 лет, вплоть до собственной смерти в самый разгар Смутного времени.
Литовский период жизни Ивана Федорова и Петра Мстиславца начался достаточно неплохо. Их обоих радушно принял в своем родовом имении Заблудове Гроднянского повета гетман Ходкевич. Он помог организовать на новом месте типографию, и уже в 1568 году из ее стен вышла книга под названием «Учительное Евангелие», которая представляла собой сборник бесед на богословскую тематику и толкований евангельских текстов. Спустя 2 года здесь же были изданы и «Псалтырь» с «Часословом».
Впрочем, успешная деятельность православных книгопечатников продолжалась, к сожалению, недолго. Все те же самые, уже упомянутые в этой статье, политические ветра полностью «выдули» из души и ума их литовского временного покровителя желание и далее способствовать в столь тяжелом, но при этом благородном деле. Дошло даже до того, что Ходкевич не в очень-то лицеприятной форме посоветовал Федорову и Мстиславцу бросить все и заняться земледелием, на что, последние, разумеется, не могли согласиться.
Было решено перебраться во Львов. Однако для продолжения собственного дела на новом месте понадобились большие деньги. Плюс к тому же столярный львовский цех наложил запрет на использовании столяров в типографском деле. За помощью в решении денежных проблем Иван Федоров обратился к богатым православным купцам, но ни один из них не откликнулся на его призыв, боясь навлечь на себя и свой бизнес гнев властей. Поэтому нужные средства небольшими партиями периодически поступали от отдельных горожан и местных священников. Ситуация стала меняться в лучшую сторону, когда в дело вмешались краковские типографы, под давлением которых городской совет поспособствовал выдаче Федорову разрешения на использование труда столяров.
По правде сказать, книгопечатная деятельность не очень-то задалась во Львове. Так же, как и в Москве, здесь пришлось прочувствовать на себе всю тяжесть недобросовестной конкуренции со стороны многочисленных переписчиков книг. В 1579 году ввиду постоянных финансовых затруднений типография была заложена Израилю Якубовичу под 411 польских злотых. История умалчивает, был ли этот залог в последствии успешно погашен или же все имущество все-таки перешло в ведение нового владельца.
Тем не менее именно в этом городе было опубликовано второе издание «Апостола», которое, в отличие от первого, содержало в себе написанное самим Федоровым послесловие. В нем рассказывалось о тех гонениях, которые пришлось пережить в Москве. Особо упоминалось, что не лично царь был виной тем нападкам, а его приближенные чиновники и высокопоставленное, а точнее сказать, рукоположенное, духовенство.
Еще одно знаменитое творение великого книгопечатника, «Острожская Библия», было уже создано в городе Острог, куда его пригласил князь Константин Острожский. Это первое, совершенно полное, издание библейских текстов на церковно-славянском языке.
Отрывок из книги Первопечатник Иван Федоров Б. Горбачевского
Приказал царь Иван Грозный в центре Москвы, близ Кремля, в районе Китай-города, на Никольской улице строить государев печатный двор, где приступить к деланию книг.
Печатный дом в Москве
Немало времени ушло на это. С превеликим трудом создавали первую печатню Иван Фёдоров и его верный помощник Пётр Тимофеев…
Но вот наступил день, когда первая на Руси печатная книга была готова. Велел царь принести её к себе в белокаменный Кремль…
Белокаменный Кремль
Бережно развернул холстину Иван Фёдоров, достал из неё толстую книгу в прочном кожаном переплёте. Медленно протянул царю своё детище.
Первая печатная книга «Апостол»
С трудом скрывал Иван Фёдоров волнение. Что скажет царь? Понравится ли ему книга, на печатание которой ушло столько труда и времени? Десять месяцев печатали книгу, а от одного царского слова зависит судьба всего печатного дела…
Иван Васильевич молча взял книгу в руки. Открыв кожаный переплёт, медленно перелистал страницу за страницей, прочёл вслух полное название книги, которую сейчас называют «Апостол».
Красивая первая страница: на ней изображён человек, сидящий между двумя колоннами за перепиской книги. Царь пристально глядит на рисунок, трогает пальцами страницы, степенно вчитывается в текст. Книга напечатана чётко, ясно. Буква в букву. Строка в строку. Не то, что в писаных книгах.
Первая страница книги «Апостол»
Напечатаны заглавные буквы красной краской — киноварью, а текст — чёрной краской. Перед каждой частью книги — узорчатая заставница — рисунок, изображающий на чёрном поле пышные травы и листья. Среди листьев на тонких веточках висят кедровые шишки…
Дошёл до последнего листа Иван Васильевич — всё на месте, ни одной ошибки. В конце книги прочёл, что напечатана она 1 марта 1564 года. Очень скромно упоминают о своих трудах печатники…
Посветлело лицо Грозного. Понял Иван Фёдоров: понравилась ему книга.
— Что ж, , честь головою сберегают, ладно книгу напечатал. Угодил царю, — хвалит он Ивана Фёдорова.
Подал царь знак одному из бояр, велел принести в палату из своей библиотеки книги. Принесли их. Подозвал бояр к себе поближе и смеётся:
— А ведь наши-то книги не хуже! Не посрамили друкари чести Русской земли.
Много книг напечатал Иван Фёдоров, но главная из них — «Азбука» (1574).
Азбука 1574 года
Конечно, его «Азбука» отличается от современных. Она содержала необходимые правила грамматики, знакомила детей не только с буквами и числами. В ней было много поучительных наставлений и изречений из Библии — самой известной книги всех времён.
Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрёл разум. *** Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит и вам согрешений ваших. *** И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: дай я выну сучок из глаза твоего, а вот в твоём глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. *** Не причинять обид, а причинённую переносить терпеливо. *** Прежде захода солнечного мириться с тем, с кем придётся размолвиться.
Друка́рь — типограф, печатник, книгопечатник. Инозе́мный — то же, что иностранный
Книгопечатание и Иван Федоров
Решение начать книгопечатание на Руси Иван Грозный принял в 1552 году. Первые попытки печатать книги на церковнославянском производились за рубежом, однако царь решил начать изготавливать литературу и у себя. Услуги иностранцев были дороги, а путь доставки был крайне тяжел и долог. По этой причине в Россию был приглашен типограф Ганс Миссингейм, который уже довольно продолжительное время занимался изготовлением книг. Была организована тайная типография, ее расположение до сих пор не известно. Этой типографией, предположительно, руководил сам Ганс Миссингейм. В ней были напечатаны первые анонимные книги, до наших времен не дошедшие. В этой типографии начинал свою работу Иван Федоров в качестве ученика. Так что изобретение Ивана Федорова — это командная работа на основе уже имеющегося прототипа Гутенберга. Подробнее об этом…
Ивану Федорову посвятили много картин и статуй
Уже в 1563 году в Москве был устроен Печатный двор, на который цари не жалел казны. В этой типографии была напечатана официально первая на Руси книга, в которой значилось имя Ивана Федорова и его помощника, Петра Мстиславца. Через год Федоров выпустил свою вторую книгу, «Часослов». Следующая страница биографии Федорова, а точнее пожар в типографии, остается туманным. По одной версии, пожар, устроенный священнослужителями из-за невежества и нежелания распространения образованности на Руси, а также из-за уменьшения спроса на рукописные книги, произошел на Московском Печатном дворе, но тогда шрифты и гравировальные доски должны были быть уничтожены, однако достоверно известно, что Федоров увез их в Великое княжество Литовское. По другому же предположению, пожар произошел на той самой первой «анонимной» типографии, что уже больше походит на правду. Как бы то ни было, Иван Федоров и его помощник уехали из России в Литву. Произошло это событие из-за бесконечных нападок и угроз со стороны учителей, государственных начальников и священнослужителей в сторону Федорова, которые обвиняли его в ереси и требовали прекратить якобы богонеугодное дело. Увы, консерваторы на Руси прогрессу издревле противились. Им казалось, что книгопечатание забирает из произведения сакральность и уникальность. Напевать можно сколько угодно книг, а самое страшное, разных. Это открывает безграничный простор для распространения учености, противоречащей основному канону.
А почему же царь не защитил? Иван Грозный страдал приступами бурного покаяния из-за террора, который обрушил на страну. Опричники жгли и разоряли деревни, держа в страхе даже бояр. Из-за укора совести царь часто впадал в меланхолию и мог поднять весь двор на срочную ночную церковную службу. Он явно находился под влиянием религиозных деятелей. Поэтому их опала могла быть воспринята им, как нечто само собой разумеющееся.
В Литве первопечатники открыли новую типографию в имении Заблудове. Первой отпечатанной там книгой стало «Учительное Евангелие». Но в 1570 году поддерживающий Ивана материально Григорий Ходкевич был вынужден отказаться от такого спонсорства по политическим причинам. Федорову пришлось переселиться во Львов, где он надеялся на поддержку со стороны русских и греческих купцов, однако не получил ее. Поддержку все же оказали отдельные горожане и священники, а потому Иван все же открыл новую типографию. Там он отпечатал новое издание «Апостола» с некоторыми правками. Так как в городе у Ивана появилась серьезная конкуренция, он продавал книги не только на месте, но еще в Кракове и украинском городе Коломые. В 1579 году типография оказалась заложена за 411 польских золотых. Во Львове остался сын Ивана и занимался продажей книг, в то время как сам Федоров отправился по приглашению к князю Константину Острожскому.
Первые книги
В 1552 году царь Иван IV Грозный решил наладить в Москве выпуск печатных книг. Некоторые попытки для этого предпринимались и раньше, но они были неудачными. Для этого в Москву был вызван датский книгопечатник Ганс Мессингейм, уже известный мастер своего дела. Из Польши были привезены книгопечатные станки, запасные части для них и литеры на церковнославянском языке. К 1556 году они были полностью смонтированы и установлены в Московском книгопечатном дворе, который сохранился и до наших дней. Но и тогда мы не видим имя Федорова. Установкой станков и их наладкой занимался человек, известный как первый русский гравер, – Васюк Никифоров. Именно его работы украшали первые русские книги. Официально печатный двор начинает работу в 1563 году, получает щедрые средства из бюджета. Царь, оценив работу, остался доволен и стал лично покровительствовать печатному двору.
Уже в следующем году на свет выходят две книги «Апостол» и «Часослов», неразрывно связанные с именем Ивана Федорова. На книгах имелись выходные данные, где было прописано его имя. Считается что всё это время Федоров был учеником Мессингейма, его назначил учиться царь по совету митрополита Макария. Неслучайно первым изданием была книга религиозного характера. В те времена одной из основных задач церкви было образование. А все учебники были так или иначе связаны с религиозными писаниями.
Известно, что в это время Федоров столкнулся и с проблемами. Печатный двор несколько раз горел. Пожары устраивали монахи, которые были переписчиками книг и опасались за то, что вскоре станут не нужными, или цена на их услуги резко упадет. Но Федоров все же не испугался, он всякий раз восстанавливал типографию и продолжал работу.
Последний этап жизненного пути.
Следует отметить, что Иван Федоров, равно как и все гениальные люди, был разносторонним человеком. Наряду с книгопечатанием он постигал азы литейного дела. При этом несмотря на то, что на протяжении определенного периода жизни имел духовный сан, он отливал пушки и даже изобрел многоствольную мортиру, состоящую из отдельных частей, которые по мере износа или из-за поломок можно было бы заменять на новые. Разработка оружия показалась ему настолько перспективным делом, что в 1583 году он решился на поездку по всей Европе с презентационными представлениями собственного уже далеко не мирного детища.
Историки утверждают, что в этот период Федоров посещал такие города, как уже давно ставший для него родным Краков, Вену и Дрезден. Везде он старался встречаться с именитыми людьми и рекламировал собственное изобретение. При этом вел беседы и переписки с умнейшими и просвещенными людьми своего времени. В частности, с курфюрстом саксонским Августом.
К сожалению, не сохранилось данных, насколько это путешествие было экономически успешным. Одно точно – именно оно подкосило здоровье и без того престарелого книгопечатника.
Иван Федоров скончался 5 (или 15 по новому стилю) декабря 1583 года. Был похоронен на кладбище Свято-Онуфриевского монастыря во Львове. К сожалению, место его точного захоронения на территории этой обители было утрачено еще в конце 19-го века и вплоть до наших дней по-прежнему остается загадкой.
Дьякон, столяр и переплетчик из рода Шренява
Организовать процесс изготовления специального станка и затем печатных книг доверили Николо-Гостуновскому дьякону кремлевской церкви Федорову Ивану. До того церковный дьякон много лет служил переплетчиком, переписчиком, а к тому же и столяром.
О том, в каком году и в каком веке появилось книгопечатание на Руси, можно прочесть в первом точно датированном печатном издании. Но дату рождения Ивана Федорова установить можно только приблизительно. Не сохранилось информации о первых 32 годах жизни первопечатника. В отечественных источниках нет метрических записей, по которым можно было бы отследить биографию первого книгопечатника. Однако, согласно Е. Л. Немировскому, в Краковском университете есть книга, содержащая запись о присвоении Ивану Федорову степени бакалавра. Эта запись соответствует 1532 году, из чего можно сделать предположение, что родился дьякон примерно в 1510 году. Элементы герба польского княжеского рода Шренявитов, используемые при оформлении данной записи, свидетельствует о возможной принадлежности Ивана Федорова к роду Шренява. Знатный род включал десятки фамилий шляхтичей из Белоруссии, Украины и Польши.
Подборка интересных фактов
- Первый печатный станок с подвижными литерами был изобретен Гуттенбергом, ювелиром по профессии. Однако из-за финансовых трудностей создатель был вынужден заключить невыгодный для себя договор с ростовщиком Фустом, отчего некоторое время считалось, что заслуга книгопечатания принадлежит именно последнему.
- Если имя первопечатника Федорова у многих на слуху, то мало кому известно, что это именно он стал разделять слова пробелами, что существенно облегчало чтение. До него тексты писались слитно, конец предложения выделялся точкой.
- Именно первый книгопечатник ввел в использование некоторые новые буквы и слова.
- Даже краткая биография первопечатника Ивана Федорова свидетельствует о том, что это был невероятно образованный и эрудированный человек для своего времени, владел несколькими языками, стремился нести свои знания в массы.
- Помощником Ивана Федорова по созданию печатных книг был его друг и сподвижник Петр Мстиславец, о детстве и молодости которого сведения до наших дней не сохранились.
- В биографии первопечатника Ивана Федорова упоминается несколько интересных событий из его личной жизни. Так, известно, что он был дважды женат.
- Во времена жизни первопечатника фамилий не было, поэтому Федоров — это, вероятнее всего, сокращенное отчество «Федорович». Так, в «Острожской Библии» указано, что напечатана она Иоанном, Федоровым сыном.
Краткая биография первого первопечатника Ивана Федорова занимательна и поучительна. Этот человек, несмотря на яростное сопротивление духовенства, сумел наладить издание книг, вкладывая в это дело всю душу.
ИВАН ФЕДОРОВ
Иван Федоров — первый русский печатник. В 1553 г. Иоанн IV приказал строить в Москве особый дом для типографии; но последняя была открыта только в 1563 г.; когда в ней и начали работать первые русские печатники Иван Федоров и Петр Мстиславец. Через два года ими был окончен печатанием «Апостол». Тотчас же по выходе «Апостола» начались гонения со стороны переписчиков на печатников, и Иван Федоров и Петр Мстиславец должны были бежать в Литву, где их радушно принял гетман Хоткевич, который в своем имении Заблудове основал типографию. Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии с помощью Ивана Федорова и Петра Мстиславца, было «Учительное евангелие» (1568). Любя свое дело, Иван Федоров, с целью продолжения его, переселился в Львов и здесь, в основанной им типографии, напечатал второе издание «Апостола» (1574). Через несколько лет его пригласил к себе князь Константин Острожский в г. Острог, где он напечатал, по поручению князя, знаменитую «Острожскую Библию», первую полную Библию на славяно-русском языке. Вскоре после этого «друкарь москвитин» скончался в предместье г. Львова, в страшной нищете (дек. 1583). Ср. Бахтиаров «История книги на Руси» (СПб., 1890). В. Р.
Краткая биографическая энциклопедия.
Работа в Москве
В 1563 году был организован Печатный двор в Москве. Первой русской книгой стал «Апостол», работа над которым велась в период с 19 апреля 1563 по 1 марта 1564. Кроме того, в экземпляре впервые появились выходные сведения: были указаны год и фамилии работавших над ним мастеров (Федорова и его сподвижник Петра Мстиславца).
Сама книга была в разы лучше предыдущих анонимных: улучшился как текст, так и полиграфические характеристики. Она была украшена 22 буквицами и 46 орнаментами в виде виноградных лоз и шишек, выпущена в 2 цветах. Мастер хотел, чтобы его творение было похоже на рукописный вариант, ему вполне это удалось. На следующий год был выпущен «Часовник».
Иван Фёдоров является изобретателем пробела между словами, также он ввел несколько новых букв и слов. Будучи довольно грамотным человеком, Москвитин желал нести просвещение в народ, способствовать его развитию и духовности (неслучайно первыми книгами стали религиозные тексты).
Существует 2 объяснения:
- Нападки духовенства на мастерскую и ее поджог. Об этом писали сам Иван и английский дипломат того времени. Однако версия вызывает некоторые сомнения: например, специалисты отрицают сожжение мастерской, поскольку Федоров смог вывезти инструменты. Возможно, речь шла о прошлой, «анонимной» мастерской. Причины для вражды также называют разные. Дипломат считал, что священники не хотят обнаружить собственное невежество. Другой вариант выглядит более убедительно: переписывающие вручную книги монахи начали терять деньги, что вызвало их недовольство.
- Академик Тихомиров считает, что версия с враждой неправдоподобна, поскольку изначально Печатный двор был открыт с благословения митрополита, а дипломат писал спустя несколько лет и основывался на слухах. По его мнению, Федоров был уволен, так как принадлежал к белому духовенству и после смерти жены пренебрег правилами и не постригся в монахи.
В пользу последней версии говорит следующий факт: книгопечатание с отбытием Федорова не прекратилось, а руководить мастерской с 1568 года стал его ученик Андроник Невежа. Впрочем, Иван Федоров придерживался первой версии: в послесловии к Львовскому Апостолу (1574) он писал о притеснениях со стороны не царя, а священников и начальников, которые якобы завидовали ему и хотели уничтожить печатное дело.
Иван Федоров — первопечатник доклад
Книгопечатанье на территории Руси появилось лишь в XVI веке. Долгое время до этого рукописи писали вручную. Этим занимались монахи при храмах и церквях. Составление рукописи было слишком тяжелым процессом. Много времени уходило, чтобы все составить и написать как надо. Людям нужны были учебники и книги. Большим уважением пользовались монахи, писавшие рукописи и книги. Но в скором времени им облегчили работу. Появился печатный станок. На Руси в то время мастером печатного дела являлся первопечатник Иван Федоров. О его жизни мало что известно, сохранилось мало записей, а может, их и вовсе не было. Сегодня известно то, что его род происходил из белорусского дворянства. Его семья ничем не выделялась и особо не отличалась от большинства семей того времени.
Иван Федоров окончил Краковский университет. Был близко знаком с митрополитом Макарием, который поспособствовал, чтобы Федорова назначили дьяконом в московском храме. Ходит теория, что именно митрополит и посоветовал царю Ивану Грозному взять к себе Ивана, который был очень умным и образованным человеком. С тех пор Иван Федоров стал служить при царском дворе. По указу царя в царском дворе появилась первая печатня. Без указа Ивана Грозного никто на тот момент не мог заниматься печатаньем книг. Царь не хотел уступать развивающейся Европе и приказал возвести свой Печатный двор. Его построили в Китай-городе, а руководителем назначили, конечно же, Ивана Федорова. По некоторым данным, и историческим заметкам, Федоров не был основоположником книгопечатанья на Руси. Незадолго до этого в Москве действовала анонимная типография. Кто ее открыл и работал там не известно до сих пор. Многие книги вышли с неизвестного станка. Может быть, эти люди не хотели быть замеченными, и решили остаться неизвестными, теперь трудно говорить. Может они боялись преследований и гонений, так как это было запрещено. Все же история запомнила одного и единственного человека, заложившего книгопечатанье на Руси – Иван Федоров. Первая книга, выпущенная новым печатным станком, была под названием «Апостол». В мир книга вышла весной 1564 года. На тот момент Федоров работал уже не один, у него был свой помощник Петр Мстиславец. Над новой книгой мастера трудились целый долгий год. Они сделали ей красивый шрифт, каждая заглавная буква выделялась красным цветом. Федоров хотел, чтобы его книги имели такой же величественный вид, какой был у древних рукописных. Начало новой главы мастера каждый раз украшали разнообразными узорами.
Через некоторое время выходит в свет еще одна книга. Это был молитвенник, его назвали «Часовник». Эта книга стала одной из ценных и важных, по ней долгое время дети учились читать. Жизнь в Москве у Ивана не сложилась, у него было много завистников и врагов. Была даже история, когда в 1566 году подожгли типографию. После этого Иван Федоров вместе со своим помощником Петром отправляются в Литву. Недолго прожили здесь книгопечатники. Их последним пристанищем стала Украина. Иван Федоров поселился в городе Львов, где открыл первую типографию, уже на украинской земле. Здесь он продолжал заниматься любимым делом – издавал книги. Умер Иван Федоров в 1583 году, его похоронили в Львовском монастыре.
3, 4, 6, 7 класс
Это интересно: 1164,Доклад про Ивана Федорова — выкладываем суть
Первые учебники на Руси
Литература, которая выпускалась до появления типографии, была неудовлетворительного качества. Из-за допускаемых переписчиками ошибок было трудно понять текст.
Обучение по таким учебникам становилось невозможным. Но образование в то время играло ключевую роль. Люди хотели учиться, и это стало толчком к развитию книгопечатания на Руси.
Первое издание для обучения – «Часовник» Ивана Федорова. В нем собраны основы грамматики, правила написания текстов. В отличие от других авторов, Иван Федоров был образован, правильно излагал мысли, его издания понятны, читабельны. По его книгам учились дети.
Благодаря качеству производства до наших дней книга дошла в двух экземплярах. Один из них в Бельгии, а другой в Петербурге. Еще одним учебным изданием стала «Азбука» Бурцева. Этот учебник для детей был напечатан в Москве. Он сохранился в Америке.
Книгопечатание дало толчок новому этапу развития образования. Люди должны были учиться и познавать мир, но делать это по рукописям становилось трудно.
С началом работы Ивана Федорова издания стали понятными и интересными, что способствовало резкому скачку образованности среди людей того времени. Если раньше тексты трудно читались не только детьми, но и взрослыми, то с новыми книгами люди легко усваивали знания. Книгопечатание повлияло на развитие нового, образованного общества.
Также рекомендуем посмотреть подобранные видео по нашей теме.
Начало книгопечатания на Руси. Иван Федоров-мастер печатных дел.
https://youtube.com/watch?v=oiECT6Cy1PM
Как появилась первая книга на Руси? Первая печатная книга на Руси «Апостол», первопечатники.
- https://www.postkomsg.com/history/198777/
- http://spas-monastery.by/library/articles_and_publications.php?id=821
- https://www.blagobor.by/article/person/fedorov
От народного ли гнева он бежал
По сообщению англичанина Джайлса Флетчера, бывшего в Москве уже через много лет после описываемых событий, типография Фёдорова была сожжена невежественной чернью, подстрекаемой духовенством. Некоторые историки считают это известие неправдоподобным не только потому, что его автор писал о событии по преданиям и слухам, но и потому, что Иван Фёдоров вывез с собою шрифты, которые должны были погибнуть в пожаре. Однако спасение шрифтов вовсе не противоречит версии о поджоге. Возможно, Фёдоров заранее узнал о готовящейся акции и решил спасти оборудование типографии.
Далее, если бы дело ограничивалось только враждой некоторых профессиональных групп и части населения, то, при продолжающемся покровительстве царя, у Фёдорова и Мстиславца не было резона бежать. Царь, как мы видели, нашёл средства на обустройство новой типографии. Вероятно, угрозы раздавались по адресу не только бизнеса, но и самой жизни Ивана Фёдорова. Возможно, что он нажил весьма могущественных врагов в среде знати (церковной или светской), на которых не мог бы найти управу и у Грозного царя. Иначе вряд ли ему пришлось бы скрываться в другом государстве, да ещё таком, с которым Россия в ту пору находилась в состоянии войны.
Возникает ещё вопрос, почему Фёдоров вывез с собой шрифты. Если он спасал казённое имущество, то имел возможность, представ потом с ним перед царём, заслужить его милость. Из того, что Фёдоров на это не рассчитывал, следуют две версии: 1) он решил присвоить казённое оборудование типографии себе и открыть с ним свой личный бизнес, 2) шрифты Печатного двора были куплены на средства Ивана Фёдорова, они являлись его личной собственностью; следовательно, он до этого был весьма не бедным человеком.[С-
Как бы то ни было, Фёдоров и Мстиславец бежали сначала в Литву, как тогда назывались Литва и Белоруссия. Произошло это где-то между 1565 и 1567 годами. В 1568 году они отпечатали в Литве свою первую книгу. Московских беглецов приютил православный белорусский магнат, великий литовский гетман Григорий Ходкевич. Он основал типографию в своём родовом замке под Гродно. Однако спустя несколько лет он закрыл её. По одной версии, он на старости лет заболел и начал впадать в слабоумие; по другой же – его вынудили к этому католические ксёндзы и шляхта, недовольные его покровительством делу просвещения православных.
Фёдоров и Мстиславец отправились на Украину, бывшую тогда частью королевства Польши. Они обосновались во Львове и попытались взять субсидию у сильного Львовского православного братства, но оно не заинтересовалось делом беглых москвитян. Открыв типографию на собственные средства, Фёдоров и его помощник столкнулись с такой же враждебностью населения, как в Москве, но у них нашлись и более эффективные защитники, чем на родине. Печатников взял под своё покровительство украинский магнат Константин Острожский, ревнитель просвещения православных.
Фёдоров был всесторонне образованным человеком своего времени, одним из первых «русских европейцев». Он изобрёл многоствольную пушку, которую демонстрировал австрийскому императору, находился в переписке с некоторыми коронованными особами. За рубежом в полной мере раскрылись его таланты, которыми так жестоко пренебрегла его родина. В этом он был одним из первых, но далеко не последних россиян со сходной судьбой. Умер Иван Фёдоров в 1583 году и был похоронен во Львове. Книгопечатное дело, очевидно, не принесло ему большого дохода, так как его сын Иван, унаследовавший типографию, умер вскоре после него, посаженный в тюрьму за долги.
« От чего Владимир Маяковский спас Михаила Булгакова