Василий макарович шукшин

Краткое содержание рассказов Шукшина

  1. Краткие содержания
  2. Шукшин
  • Калина красная
  • Космос, нервная система и шмат сала
  • Срезал
  • Обида
  • Даёшь сердце
  • Верую
  • Критики
  • Живёт такой парень
  • Ванька Тепляшин
  • Мастер
  • Алёша Бесконвойный
  • Микроскоп
  • Одни
  • Охота жить
  • Слово о малой Родине
  • Стенька Разин
  • Светлые души
  • Любавины
  • Энергичные люди
  • До третьих петухов
  • Стёпка
  • Дядя Ермолай
  • Чудик
  • Экзамен
  • Солнце, старик и девушка

Василий Шукшин – это известный русский актер и писатель. Он написал большое количество рассказов, главными героями которых являются самые обыкновенные люди: городские или сельские жители, колхозники, доярки, продавцы и другие. Язык его произведений прост и понятен каждому. Объемы рассказов небольшие, что делает их емкими и лаконичными. Рассказ «Светлые души» относится к числу таких работ этого писателя.

В русской литературе одной из основных направлений была деревенская проза. Среди писателей XX века ведущими писателями по данной теме были В.Астафьев, В Распутин, В Шукшин.

Особое место в ряду этих творцов занимал Василий Шукшин. Родившись в Алтайском крае, писатель сызмальства учился ценить землю и понимать труд сельского жителя. В своем творчестве Василий Макарович горделиво любовался самобытным человеком из народа, умеющим лихо трудиться и от всей души выражать свои чувства. Персонажи Шукшина естественны, могут резко и импульсивно реагировать на оскорбление человека человеком. Так, в произведении «Безымянный» Серега Безменов отрубает себе 2 пальца, узнав об измене супруги. Персонажи даже могут покончить жизнь самоубийством, потому что они не выдерживают унижения. Шукшин не показывает своих чудаковатых героев идеальными. Но он находит в каждом из них, то, что дорого ему самому. Главное, что отличало его творчество от других писателей, это, то, что он хотел донести до читателя образ русского земледельца с его истинным характером. Шукшин говорит, что земля для русского человека –это всё: и дом родной, и путь, и дом и источник жизни. Одним из таких творений являлся роман, посвященный Степану Разину «Я пришел дать волю», где образ Разина стал воплощением истинно русского человека, схожего чертами характера с современным. В своей прозе писатель смог показать крестьянина таким, каким он был на самом деле. И начинал он с описания своих земляков. Поверив в то, что человек со своим сильным характером может победить зло, писатель решил создать такие произведения, как «Калуза» и «Обида». Мы видим, как в рассказе «Обида» персонаж Сашка Ермолаев, окруженный житейскими столкновениями, начинает размышлять о природе человеческого хамства, равнодушия.

Писатель заставляет своих героев посмотреть на себя со всех сторон. Чаще всего предметом исследований становится надломленный человек. Так, в произведении «Калина красная» перед нами предстает картина трагической смерти Егора Прокудина. В нем есть все, что способно вызвать гнев, сострадание и размышление о человеческой жизни. Испытав отвержение и одиночество Прокудин возвращается к нормальной жизни. И вроде близкие люди его готовы поддержать, и он близок к исцелению. Однако судьба его трагична.

Перечитывая произведения Шукшина, мы видим, что писателя волновали проблемы народа от самых житейских до важных государственных. Будучи гражданином свой страны он доносил до читателя всю жизнь, характер, самобытную культуру русского народа.

«Жилось нам туго»: детские годы будущего писателя


Василий Шукшин с матерью Марией Поповой. Иллюстрация из книги Алексея Варламова «Шукшин» из серии «Жизнь замечательных людей». Москва: Издательство «Молодая гвардия», 2015


Дом-музей Василия Шукшина. Сростки, Бийский район, Алтайский край. Фотография: host2k.ru


Василий Шукшин в детстве. 1942. Фотография: biographe.ru

Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Сибирского края РСФСР (сегодня — Алтайский край). Его родители Макар Шукшин и Мария Попова были крестьянами и вскоре после рождения сына вступили в местный колхоз, где и работали. Василий был старшим ребенком в семье. В 1931 году у Шукшиных родилась дочь Наталья.

В 1933 году Макара Шукшина — на тот момент машиниста молотилки в колхозе «Пламя коммунизма» — арестовали. Его обвиняли в участии в антисоветском заговоре, порче общего имущества и урожая. Мария Попова писала: «Забрали мужа. Выдумали глупость какую-то. Ночью зашли, он выскочил в сенцы, ну а в сенцах на него трое и навалились. Ребята перепугались. Наталья дрожит вся, а Василий губу прикусил аж до крови: мама, куда это батю?» В апреле 1933 года Макара Шукшина расстреляли.

Сначала Мария Попова воспитывала детей одна, а затем вышла замуж повторно — за односельчанина Павла Куксина. Василий Шукшин называл его «человеком редкого сердца», добрым и любящим. Жила семья бедно.

В Сростках Василий Шукшин пошел в школу. Учился он плохо, но много читал. Мать вспоминала: «Всегда у него под ремень в брюках была книга подоткнута. Читал без разбора, подряд. Читал и по ночам… однажды одеяло прожег». Книги Шукшин брал в школе. Иногда ему приходилось делать это тайком: когда он получал плохие отметки, мать запрещала читать художественную литературу.

В школе Шукшин занимался самодеятельностью — каждую неделю организовывал концерты и сам в них выступал. На концертах Шукшин читал стихи и разыгрывал сценки. Его одноклассница Валентина Безменова позже писала: «Не было такого, чтобы наш класс не приготовился: Вася настаивал».

Студенческие годы

В стремлении к достижению успеха на литературном поприще 25-летний сибиряк отправился в Москву. Он собирался стать студентом Литинститута, но оказалось, что одним из условий поступления являлось наличие у абитуриентов опубликованных работ. У Шукшина публикаций не было. Тогда он решил пойти в вуз историко-архивный. Однако, по легенде, после случайного знакомства с земляком, легендарным кинорежиссером и педагогом Иваном Пырьевым, по его совету Шукшин подал документы во ВГИК на режиссерское отделение. Подготовка Шукшина была слабой, но за сочинение под названием «Что делается во ВГИКе в эти дни» он сумел заслужить оценку «отлично». На устных же экзаменах вступительную комиссию возмутило его признание в том, что он не читал «Войну и мир» (по другой версии – «Анну Каренину»).


Василий Шукшин в студенчестве (первый курс ВГИКа)

Но бойкий паренек из глубинки объяснил, что ему было недосуг читать такие толстые книжки: надо было колоть и складировать дрова, топить печь, чтобы детишки не замерзли в школе. Благодаря искренности и простоте его якобы тут же приняли в престижнейшее учебное заведение (где конкурс был больше ста человек на место). Как бы там ни было, он стал студентом мастерской Михаила Ромма, настоявшего на приеме молодого таланта.

Примечательно, что мэтр взял к себе тогда и другого знакового режиссера тех лет – Андрея Тарковского. По слухам, первоначально их обоих не хотели брать в институт: нелепого алтайского самородка – за то, что был «больно уж дремуч», а Тарковского – за то, что «слишком много знал». Эти две неординарные противоположности якобы впоследствии конкурировали. В итоге Василий стал поистине народным творцом, а Андрей – иконой мирового артхауса.

На втором году обучения Шукшин дебютировал как актер в центральной роли Оле Андресона в учебной киноленте Андрея Тарковского «Убийцы», поставленной по одноименному произведению Хемингуэя. Кроме этого, он сыграл небольшую, эпизодическую роль матроса в картине Сергея Герасимова «Тихий Дон».


Кадр из фильма «Убийцы»

В тот же период Шукшин стал членом КПСС, скрыв сведения об аресте и расстреле отца. В анкетах на вопросы о родственниках он всегда указывал только мать, ее второго мужа и сестру. Но в 1956 Шукшина-старшего реабилитировали посмертно, и Василий очень переживал из-за того, что всегда стыдился, как выяснилось, ни в чем не повинного отца.

В 1957 Марлен Хуциев (якобы по совету того же Тарковского) пригласил Шукшина поработать над картиной «Два Федора», где повествовалось о вернувшемся с войны солдате и его тезке мальчишке-беспризорнике. Вначале сибиряк был ассистентом режиссера, но в итоге оказался утвержденным и на ключевую роль. Премьеру ленты Шукшин чуть не пропустил, будучи задержанным милицией (он часто хулиганил и ввязывался в драки, так что его нередко забирали в участок). Спас ситуацию режиссер, уговоривший представителей закона отпустить талантливого дебошира.


Василий Шукшин в молодости

После премьеры критики о, душевность и жизненную убедительность игры начинающего актера. Шукшина стали активно приглашать сниматься в кино. В 1959 он появился в главной роли рабочего Андрея Низовцева в киноповести «Золотой эшелон», спустя год – в картине «Простая история», где сыграл молодого мужика Ивана Лыкова, затем предстал в образе председателя колхоза в драматичной ленте «Когда деревья были большими», участвовавшей в кинофестивале в Каннах.


Василий Шукшин в фильме «Когда деревья были большими»

В 1959 Шукшин сдал выпускные экзамены, но диплом не получил, так как из-за постоянной занятости на съемках не закончил итоговую работу. Но в 1960 его дипломная короткометражка о работе алтайского райкома партии в жаркий период летней страды «Из Лебяжьего сообщают» была готова. Он выступил в ней не только в качестве режиссера, но и автора сценария и исполнителя одной из ключевых ролей, заслужив оценку «отлично». «Из Лебяжьего сообщают». Дипломная работа Василия Шукшина

Дети и внуки

У знаменитой актрисы три дочери. Старшая — Анастасия Воронина — от первого мужа, вышла замуж за иностранного гражданина, а ныне предпочитает Египет в качестве места проживания. Имеет дочь Лауру, а та — сына Мартина. Мальчик приходится Лидии Николаевне правнуком.

Анастасия Воронина

У Анастасии Ворониной в жизни не все складывалось гладко. По неведению дочь знаменитой актрисы оказалась замешанной в контрабанде наркотиков. По ее словам, она подозревала что-то нечистое насчет посылки, которую попросили передать из Пакистана, но о наркотиках даже не помышляла в тот момент.

Согласилась переправить посылку, только чтобы отдать тяготящий ее долг. Женщина была осуждена, а спустя три года ее освободили из мест заключения по амнистии. За три года Лидия Николаевна не написала дочери ни единого письма.

Но, по словам Стаса Садальского, друга актрисы, Федосеева-Шукшина хлопотала об условно-досрочном освобождении Анастасии. После и без того сложные отношения матери и дочери еще больше охладились. Долгое время они вообще не контактировали друг с другом.

Мария Шукшина

Вторая дочь, Мария Шукшина, согласно семейной традиции, посвятила себя профессии актрисы. Сыграла в фильмах «Утомленные солнцем – 2», «Американская дочь» и многих других. Снискала известность и любовь публики. Вдобавок к актерскому успеху, Мария имеет счастье быть матерью четверых детей.

Старшая ее дочь, Анна Трегубенко, получила профессию продюсера во ВГИКе, имеет сына Вячеслава — правнука Лидии Николаевны. У старшего сына Марии, Макара, в прошлом году появился замечательный малыш, которого назвали Марком. Два младших сына — близнецы Фока и Фома Вишняковы — родились у Марии Шукшиной в 2005 году.

Ольга Шукшина

Третья дочь Лидии, Ольга Шукшина в продолжение семейной династии поступила во ВГИК — закончив его, попробовала себя в качестве киноактрисы. Однако внезапно сделала резкий поворот в карьере и стала писателем, как ее отец, Василий Шукшин. Ольга подарила знаменитой бабушке внука Василия. Ныне младшая дочь Лидии посвятила себя вере, ведет отшельнический образ жизни.

Отношения с матерью у нее непростые. Не так давно при разделе отцовского наследства, доля которого ей принадлежит, она оказалась в эпицентре скандала. Тот конфликт не прошел даром для Лидии Николаевны — ее здоровье было подорвано.

Но она не жалуется и пытается установить добрые отношения со всеми близкими. А сейчас ее поддерживает муж, Бари Алибасов, прилагающий большие усилия и старающийся примирить семью для спокойствия супруги.

Он еще не был писателем и режиссером

Сергей Никоненко: Когда я поступил во ВГИК и был на первом курсе, в нашей аудитории стал появляться Василий Шукшин. Он к этому времени уже закончил свое режиссерское образование, снялся в фильмах «Золотой эшелон» и «Два Федора». Шукшин подолгу задерживался у нас на курсе. Вскоре выяснилось, что ему негде ночевать, что спит он по вокзалам или у друзей. Он и у меня неоднократно ночевал, когда родители уезжали на дачу. В то время он еще не был писателем и не был режиссером. А на наш курс ходил не случайно, Шукшин на нем два раза женился. Сначала на Лидии Александровой — потом она стала Чащиной и сейчас работает в Киеве. А затем на Федосеевой.

А что он по вокзалам ночевал? Вроде была какая-то история с заявлением в партком…

Сергей Никоненко: Да, было заявление Александровой в партком — она его приревновала к другой нашей однокурснице, Ольге Лысенко. Как только заседание парткома закончилось, Василий с ней тут же развелся. И женился на Федосеевой.

Каким человеком он тогда был?

Сергей Никоненко: Не могу сказать, что он был кладезь анекдотов и записной балагур. Он больше слушал. Василий был старше всех нас. Меня — на 12 лет. И эта разница на отношения как-то влияла. У него опыт был больше, и он о том, как его кидала жизнь, много интересного рассказывал. Говорят, что за жизнь надо съесть пуд соли — так от его пуда к этому времени дай Бог половина осталась.

Про жизнь он знал много.

Позже это вошло в его рассказы, но в ту пору он еще не печатался и только запустился с картиной «Живет такой парень». А уж когда фильм вышел, всем все стало понятно: приз на Венецианском кинофестивале, премия на нашем, первом Всесоюзном! И он еще и сценарий написал. Дальше ему стало жить полегче. В 1965-м он, по-моему, уже и квартиру получил. Потом я у него снимался в «Странных людях». Сам снимал фильмы по его прозе… Но это уже была совсем другая жизнь и другие истории.

Он похож на свою родину

Текст: Сергей Зюзин («Российская газета», Барнаул)

Будет много речей. Много ли будет самого Шукшина? В последние годы все громче голоса тех, кто призывает пересмотреть застывший формат «Шукшинских дней», отойти от излишнего официоза и однобокого подхода к сложной, противоречивой фигуре писателя, актера и кинорежиссера.

— Один из самых старых мифов о Шукшине, — поделилась филолог, доцент Алтайского госуниверситета Ольга Скубач, — гласит, что он простой парень из народа, «от сохи», что именно его крестьянская пассионарность распахнула все двери в Москве.

— Конечно, — убеждена Ольга Александровна, — Шукшин, как и многие деревенские юноши, перебравшиеся в город, попадал в зону риска. Но судьба его хранила. А где-то и он сам берегся. Думаю, у него рано сформировалось ощущение собственного предназначения, он старался не размениваться на пустяки и соблазны.

Мифотворчеству отчасти способствовала сама личность Шукшина. Василий Макарович не был открытым, душа нараспашку. Он играл не только в кино, но и в жизни — ту же роль «простого парня в гимнастерке и кирзовых сапогах». Он был сам по себе загадка, себе на уме. Это качество формировалось с детства. Рос Шукшин без отца, репрессированного как «враг народа», носил фамилию матери — Попов. Отцовскую фамилию взял, когда получал паспорт. Мужской поступок.

…Наряду со старыми домыслами рождаются и свежие. Один из них с рекламно-призывным уклоном: Шукшин был певцом красот и просторов Алтая. Как, вы еще здесь не были? Приезжайте, убедитесь воочию — у нас рай для туристов!

На это Ольга Скубач успокаивает:

— Корить земляков за это сложно. Красноярский край гордится Астафьевым, Иркутская область — Распутиным, Архангельская — Абрамовым. Но нужно чувство меры и вкуса.

Еще один вымысел новейшего времени касается теплых отношений писателя и малой родины. В реальности они были далеко не идеальными. В Сростках многие винили Василия в разводе с первой женой Марией Шумской. Были те, кто завидовал его растущей славе. Были те, кто обиделся из-за фильма «Печки-лавочки»: мол, чего этот выскочка Васька какими-то простаками нас показал? Смех смехом, но тогда чуть ли не весь Алтай оскорбился (во всяком случае, по официальной версии). Шукшин относился к разряду писателей, для которых связь с малой родиной окрепла после отъезда.

— Шукшин, на мой взгляд, нуждался в дистанции, — полагает Ольга Скубач. — И чувство какой-то вины, неловкости, о которых он говорил в интервью и статьях, оказалось в конечном итоге полезным. Шукшин умел уловить нечто типическое в своих деревенских героях. Поэтому и не любил четко привязывать персонажей к конкретному месту. Очень редко в его вещах мелькают алтайские топонимы. А такие названия, как Быстрянка или Листвянка, есть во всей России. Но связь с Алтаем была для Шукшина необходимым элементом самоопределения.

Биография. Начало пути

Для начала вкратце ознакомимся с биографическими данными. Родился Василий Макарович в 1929 году в алтайском селе Сростки. Его отцу, Макару Леонтьевичу, было всего семнадцать лет, когда родился сын. В возрасте 21 года отца Шукшина арестовали и вскоре расстреляли. В 1956 году он будет реабилитирован. А пока маленький Василий растет с клеймом «сын врага народа»…


Маленький Вася с мамой

Служил Шукшин на флоте, перед этим недолгое время работал в колхозе, учился в автомобильном техникуме (но так и не закончил). Именно во время службы в армии парень впервые начал писать рассказы, которые читал своим сослуживцам. В 1953 году был уволен в запас из-за открывшейся язвы желудка.

Вернувшись в родное село, талантливый молодой человек сдал экстерном экзамены и получил аттестат зрелости. Какое-то время он даже проработал в местной школе учителем словесности. Тогда же он познакомился со своей коллегой Марией Шумской. Завязался роман. Влюбленные вскоре пошли в ЗАГС, расписались, но прямо на выходе из Дворца бракосочетания поссорились. Василий рассказал новоиспеченной жене, что собирается ехать покорять Москву. Тихой и скромной провинциальной девушке такая идея не понравилась, и она заявила: «Буду ждать тебя здесь». Шукшин был вне себя от гнева, домой пришел один и все восклицал: «Ну и женился!»


Мария Шумская

Впоследствии, уже из Москвы, он не раз будет писать Шумской, прося развода. Но она каждый раз будет отказывать. Пришлось Василию специально терять свой паспорт – только так он смог избавиться от «ошибки молодости». Несмотря на такой поступок, писатель продолжал помнить о первой возлюбленной всю жизнь. Друзьям он признавался: «Это единственная женщина, перед которой я виноват…».

Василий Шукшин — писатель, режиссер и актер. Досье

Шукшин Василий Макарович родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края в крестьянской семье. В 1933 г. его отец, Макар Леонтьевич, был расстрелян во время коллективизации (реабилитирован в 1956 г.). После ареста отца и до совершеннолетия носил девичью фамилию матери — Попов.

С 1945 по 1947 гг. учился в Бийском автомобильном техникуме, но не закончил его.

В 1947-1949 гг. — слесарь, разнорабочий на заводах в Калуге и Владимире.

В 1949 г. был призван в армию, служил на флоте. В 1953 г. — комиссован в запас из-за язвы желудка. После возвращения в родное село сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости. Работал учителем в Сросткинской школе сельской молодежи, некоторое время был ее директором.

В 1954 г. поступил на режиссерское отделение Всероссийского института кинематографии (ВГИК).

В 1956 г. в фильме режиссера Сергея Герасимова «Тихий Дон» сыграл свою первую эпизодическую роль. В 1958 г. снялся в главной роли в картине Марлена Хуциева «Два Федора».

В 1960 г. окончил ВГИК (мастерская Михаила Ромма). В качестве дипломной работы представил фильм «Из Лебяжьего сообщают», где выступил как сценарист, режиссер и исполнитель главной роли.

В 1958 г. в журнале «Смена» был опубликован первый рассказ Василия Шукшина «Двое на телеге», в 1963 г. в издательстве «Молодая гвардия» вышел первый сборник — «Сельские жители».

С 1963 г., почти десять лет, был режиссером киностудии им. М. Горького.

На основе рассказов «Классный водитель» и «Гринька Малюгин» написал сценарий своего первого полнометражного фильма «Живет такой парень». Картина вышла на экраны в 1964 г. Удостоена первой премии на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде и главной награды XVI Международного кинофестиваля в Венеции — «Золотой лев Святого Марка».

В 1965 г. был принят в члены Союза писателей СССР. В том же году начал писать киносценарий о восстании под предводительством Степана Разина, но не получил одобрения Госкомкино СССР.

В конце 1972 г. перешел работать на киностудию «Мосфильм».

Среди его основных ролей в кино: Низовцев в фильме «Золотой эшелон» режиссера Ильи Гурина (1959), Ванька Лыков в «Простой истории» Юрия Егорова (1960), председатель колхоза — «Когда деревья были большими» Льва Кулиджанова (1962), Степан Ревун — «Аленка» Бориса Барнета (1962), Роман Кошкин — «Любовь Яровая» Владимира Фетина (1970) и др. В сериале режиссера Юрия Озерова «Освобождение» (1968-1971) исполнил роль маршала Конева.

В некоторых картинах выступал как сценарист и режиссер: «Ваш сын и брат» (1965), «Странные люди» (1971). В 1972 г. в своем фильме «Печки-лавочки» сыграл Ивана Расторгуева.

Был автором сценариев к фильмам: «Ваня, ты как здесь?» (1969, телеспектакль), «Пришел солдат с фронта» Николая Губенко (1971), «Земляки» Валентина Виноградова (1974), «Позови меня в даль светлую» Германа Лаврова и Станислава Любшина (1977).

В 1973-1974 гг. снял свой последний фильм «Калина красная», где вновь был режиссером, сценаристом и исполнителем главной роли (Егор Прокудин). Картина получила несколько призов российских и зарубежных кинофестивалей. По опросу журнала «Советский экран», «Калина красная» была признана лучшим фильмом 1974 г., а Василий Шукшин — лучшим актером года.

В июне 1974 г. в Ленинградском Большом драматическом театре состоялась премьера его пьесы «Энергичные люди» в постановке Георгия Товстоногова.

Автор романов «Любавины» (1965), «Я пришёл дать вам волю» (1971). сборников рассказов «Там, вдали» (1968), «Характеры» (1973), «Беседы при ясной луне» (1974) и др. произведений.

2 октября 1974 г. Василий Шукшин скоропостижно скончался во время съемок в фильме Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину».

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). Лауреат Государственной премии СССР (1971, за роль Василия Черныха в фильме «У озера»). Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1969, за сценарий и режиссуру фильма «Ваш сын и брат»). Лауреат Ленинской премии (1976, посмертно). Награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Первой супругой Василия Шукшина была его односельчанка Мария Шумская, второй — актриса Лидия Александрова. В браке с актрисой Лидией Федосеевой родились две дочери: Мария (1967 г.) — актриса, Ольга (1968 г.) — работает в церкви. Также в 1965 г. у Василия Шукшина и Виктории Софроновой (дочь писателя Анатолия Софронова) родилась дочь Катя.

Именем Шукшина названы улица и Театр драмы в Барнауле, в селе Сростки, Алтайская государственная академия образования, Алтайский краевой драматический театр, ледник на горе Белухе в Горном Алтае. В честь артиста назван астероид 2777 (лат. Shukshin, 1979). С 1976 г. на его родине, в селе Сростки, ежегодно проводятся Шукшинские чтения.

Фильмы Василия Шукшина


Василий Шукшин в роли Ивана Расторгуева и Лидия Федосеева-Шукшина в роли Нюры Расторгуевой в художественном фильме Василия Шукшина «Печки-лавочки» (1972)


Слева направо: актер Леонид Куравлев, Василий Шукшин и поэтесса Белла Ахмадулина на съемках художественного фильма Василия Шукшина «Живет такой парень». Фотография: vgik.info


Василий Шукшин в роли Василия Черных в художественном фильме Сергея Герасимова «У озера» (1969)

В 1963 году Василий Шукшин начал работу над своим первым профессиональным фильмом — картиной «Живет такой парень». Основой сюжета стали его рассказы «Классный водитель», «Коленчатые валы» и «Гринька Малюгин». Матери Шукшин писал: «Начал работать как кинорежиссер — снимаю фильм по своему же сценарию. Снимать его буду на Алтае, наверное в Сростках… Фильм мой будет о шофере Чуйского тракта, поэтому, естественно, снимать надо там». Работать над картиной писатель пригласил и известных актеров, Нину Сазонову и Анастасию Зуеву, и начинающих — Родиона Нахапетова и своего однокурсника Леонида Куравлева. Лента вышла на экраны в 1964 году. В СССР ее посмотрели 27 миллионов зрителей, а на Венецианском фестивале картина «Живет такой парень» получила приз как лучший фильм для детей.

После успеха первого фильма Шукшин написал сценарий для второго — картины «Ваш сын и брат». Основой снова стали рассказы писателя, на этот раз из книги «Сельские жители». В фильме Шукшин решил показать «мир интеллигенции» глазами человека из села. В журнале «Октябрь» ленту называли слишком простой и поверхностной.

После этого Шукшин почти перестал сниматься и начал писать сценарий для киноэпопеи о восстании Стеньки Разина. Он изучал документы, консультировался со специалистом по истории России XVII века Сигурдом Шмидтом. Тот в своем отзыве на работу Шукшина написал: «Сценарий Шукшина — это прежде всего мастерское художественное произведение большой мысли и большой силы эмоционального воздействия. Пусть же поскорее замысел В. Шукшина воплотится в кинофильм». Сценарий двухсерийной исторической картины «Я пришел дать вам волю» Гильдия кинодраматургов признала лучшим за 1967 год, однако разрешения на съемки от Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР писатель не получил из-за высокой стоимости производства фильма.

Для своего третьего фильма, «Странные люди», писатель снова переработал несколько своих рассказов, в том числе «Миль пардон, мадам!», «Чудик» и «Думы». Картину Шукшин разделил на три части, каждая из которых рассказывала о новом герое — деревенском жителе. Фильм был готов уже к началу 1969-го, однако в прокат вышел только спустя год. Все это время заняла редактура — после цензуры из ленты вырезали часть эпизодов. В прокате она провалилась, а критики написали на нее отрицательные отзывы.

Василий Шукшин по-прежнему получал много приглашений от режиссеров. В 1970 году он исполнил одну из главных ролей в ленте Сергея Герасимова «У озера». Читатели журнала «Советский экран» признали ее лучшим фильмом года, а режиссер и исполнители главных ролей — Василий Шукшин, Олег Жаков и Наталья Белохвостикова — получили Государственные премии СССР.

В 1972 году Шукшин снял свой четвертый фильм — комедию о путешествии супружеской пары «Печки-лавочки». Писатель вновь сам создал сценарий картины. На Киностудии им. М. Горького его одобрили: «…может стать добротной основой для постановки комедии на материале жизни наших современников». Фильм снимали летом и осенью 1971 года в Ялте и на Алтае, недалеко от села Сростки, главные роли в нем исполнили сам писатель и его жена Лидия Федосеева. Из фильмы вырезали несколько эпизодов: руководство киностудии требовало убрать из ленты сцены пьянства. Шукшин писал по этому поводу в Госкино: «Очень прошу оставить пролог (пляшущего человека на дороге). Я уберу у него стакан с головы — и впечатление, что он пьян, пропадет. Но останется комический запев фильма… Я, сами видите, не держусь за то, чем можно поступиться без ущерба для фильма, но это убирать нельзя». К режиссеру не прислушались. Несмотря на это, рецензии на ленту были положительными. Критиковали Шукшина только на малой родине. В газете «Алтайская правда» писали: «Какой-то патриархальщиной вдруг начинает веять с экрана, а Шукшин не замечает этого, как бы даже отстаивая мнимую чистоту и обаяние якобы кондовой деревенской морали… Хорошо зная наших сельских жителей, можно смело сказать: не такие уж они «деревенские» сейчас, какими их показал Шукшин».

Детство, отрочество, юность

Василий Шукшин в молодом возрасте

Рождение первенца знаменательно еще и вступлением молодого семейства Шукшиных в «Пламя коммунизма». Так назывался колхоз, где трудился глава семьи, Макар. Место работы — молотилка, должность — машинист. Далее большие изменения и горе произошли в семье спустя два года после рождения Натальи, в 1933. Будучи четырехгодовалым мальчиком, Василий лишился отца. 16 числа мартовского месяца этого же года Макар Леонтьевич был допрошен сотрудниками ГПУ по Старо-Бородинскому районному отделению. Причиной допроса, где Макаром были отвержены выдвигаемые обвинения, служило подозрение о совершении вредительства. По происшествии восьмидневного срока, 24 числа этого же месяца обвиняемый был арестован. По происшествии пяти дней, двадцать девятого числа были задержаны дяди арестованного (Михаилу Павловичу исполнилось 46 лет, Игнатию Павловичу — 49), состоявшие колхозе под названием «Коммунар Алтая» на территории Сростков (село).

Арестованных допрашивали, доставив Барнаульскую тюрьму: следователями выколачивались «чистосердечные признания» от обвиняемых. Макар Леонтиевич расписался при проведении второго допроса в том, что проводил подготовительные работы для восстания и свержения советской власти и 21 первого числа апрельского месяца его и двух дядей приговорили к расстрелу (высшая мера наказания). Приговор привели в действие 28 числа этого же месяца в месте проведения допросов (Барнаульская тюрьма).

Спустя 23 года после смерти, в 1956, Макара Леонтьевича реабилитировали с прекращением дела ввиду отсутствия состава преступления, а в 1997 открыт мемориал на территории села «Сростки». Его назовут «Камнем скорби» и посвятят жертвам политических репрессий.

Так четырехгодовалый Василий и двухгодовалая Наталья остались без отца, а молодая двадцатичетырехлетняя супруга Мария осталась одна, имея двух малышей. Чтобы семью не выслали и не подвергали дальнейшим репрессиям, Мария Сергеевна переписала фамилии детей: они стали на Поповымм вместо Шукшиных (девичья фамилия). Эту фамилию носили дети до тех пор, пока не получили документы, удостоверяющие личность. С казнью первого супруга наступили тяжелые перемены жизни и Мария намеревалась закончить жизнь самоубийством, отправив себя, сына и дочь, но удержалась. Она занималась самым тяжелым трудом и заработанных денег едва хватало на жизнь. Ее самым главным стремлением было вывести Василия и Наталью в люди, выучить. Через годы это даст о себе знать и еще не раз вернется теплыми отношениями между близкими.

Шукшин в школьные годы

Большие изменения в семье произошли спустя несколько лет. Мать вышла замуж и отчимом для детей стал Павел Куксин. Они все вместе уехали в Бийск в самом начале 40-х годов и, прожив там год, в 1941 приехали обратно в село. С началом Второй мировой войны отчим был призван на фронт, в 1943 оттуда была получена получена похоронка. Так мать повторно стала вдовой и в этот же год старший сын:

  • заканчивает Сростинскую семилетнюю школу;
  • становится студентом (Бийский автомобильный техникум).

Василий учился в техникуме на протяжении двух с половиной лет и, бросила его, стал трудиться с тысяча девятьсот сорок пятого в колхозе, находящимся на территории села Сростков. В следующем году юноша принял решение покинуть родное место и на протяжении двухлетнего периода, на который приходятся 1947, 1948, 1949, был в составе сотрудников следующих предприятий:

  • турбинный завод (город Калуга) (должность — слесарь);
  • тракторный завод (город Владимир) (должность — слесарь).

Направление деятельности Шукшина изменилось в тысяча девятьсот сорок девятом: год ознаменовался для будущего писателя призывом к службе в Военно-морской флот, где он был:

  • матросом (Балтийский флот);
  • радистом (Черноморский флот СССР).

Годы службы отличительны началом написания самых первых произведений — рассказов. Василий Макарович зачитывал свои творения, а слушали их сослуживцы. В 1953, спустя четыре года работы во флоте, жизненная ситуация сильно изменилась: у молодого военнослужащего диагностирована язва желудка. Этот факт поставил крест на дальнейшем продолжении деятельности на территории Черноморского флота СССР, Василия уволили и перевели в запас.

На фото: Шукшин на службе в флоте

В связи с произошедшим Шукшин вернулся в Сростки, на Родину, закончил Сростинскую среднюю школу под номером 32 (аттестат зрелости получен по результатам экстерном сданных экзаменов). Это дало ему возможность начать деятельность учителя — преподавал русский язык и словесности в учреждении, называемом Сростинской школой сельской молодежи. Позже Василий был переведен на должность директора, где трудился недолгий период времени.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: