Детство и юность
Родился Федор Тетерников (Сологуб — псевдоним) в 1863 году в Петербурге. Отец его был крепостным крестьянином из Полтавской губернии. В Петербурге он занимался швейным делом. Семья постоянно бедствовала, однако дома всегда были книги. Когда родилась дочь Ольга, материальное положение стало еще хуже. В 1867 году от туберкулеза скончался глава семьи. Чтобы содержать семью, маленьких детей матери пришлось наняться прислугой.
В доме Агаповых, где была прислугой мать, прошло детство будущего писателя. Они поддерживали стремление мальчика к знаниям. Федор читал Шекспира, Сервантеса и других писателей, взяв книги из домашней библиотеки. Иногда хозяева давали контрамарки в театр, Юноша с упоением читал классику, слушал классическую музыку.
Детство будущего писателя было омрачено нищетой, бедностью. Мать старалась обеспечить детей необходимым, но это едва удавалось. Часто она избивала их, наказывала поркой розгами, когда бывала не в духе от бедности, безысходности.
Когда Сологуб стал писателем, он описал печальные годы биографии в своих произведениях.
Опыты в драматургии
После написания «Мелкого беса» сосредоточился на драматургии Сологуб. Краткая биография героя, изложенная в нашей статье, упоминает, что именно этому роду литературы он отдает предпочтение с 1907 по 1912 годы.
В его пьесах ярко проявляются философские воззрения автора. Первыми опытами для сцены стали мистерия «Литургия Мне» и пьеса «Дар мудрых пчел». В 1907 году он пишет трагедию «Победа Смерти», в которой подробно излагается легенда о происхождении Карла Великого, а любовь становится инструментом особой «волшебной» воли. Примечательно, что первоначально пьеса называлась «Победа Любви». Замена любви на смерть для Сологуба доказательство внутренней тождественности, для него любовь и смерть — одно.
Особенно ярко эта идея проявляется в гротескном спектакле «Ванька-ключник и паж Жеан». В тоже время Сологуб активно переносит на сцену сюжеты из окружающей его действительности. При этом постановки по произведениям Сологуба редко имели успех.
В 1908 году он женился на Анастасии Чеботаревской. Она была на 14 лет младше мужа, работала переводчицей. Идеями и произведениями супругам Анастасия прониклась настолько, что фактически стала его литературным агентом. К 1910 году она устраивает настоящий литературный салон в их новой квартире на Разъезжей улице. Сюда регулярно приглашали новых современных поэтов. Гостями тут бывали Игорь Северянин, Анна Ахматова, Сергей Есенин.
В начале 1910-х годов под влиянием молодых талантов Сологуб увлекается футуризмом. Сближается с Василиском Гнедовым, Иваном Игнатьевым.
Биография Федора Сологуба
Крупный представитель декадентского направления в отечественной литературе и русского символизма, поэт, публицист, драматург и писатель Федор Сологуб родился в марте 1863 года в Ленинграде.
Федор Сологуб – не настоящее имя поэта, а творческий псевдоним. Имя поэта при рождении – Федор Кузьмич Тетерников. В самом начале своего творческого пути Сологуб подписывался своим настоящим именем. Но имидж поэта-символиста требовал громкого, яркого имени. Тогда Федор вместе с коллегами придумал яркий псевдоним «Сологуб».
Отец будущего писателя был родом из Полтавы. Семья была бедной, отец Сологуба был крепостным и не имел вольной. Единственным источником заработка было швейное дело. При этом родители будущего литератора были хорошо образованными людьми, в доме всегда были книги. Отец сам занимался образованием детей, прививал им любовь к поэзии и искусству, делился своими знаниями о мировой литературе и культуре.
Через два года после рождения Федора в семье появился еще один ребенок. И без того бедственное положение семьи ухудшилось. Смерть главы семейства ввергла семью в полную нищету, мать писателя осталась одна с двумя детьми, не имея абсолютно никакой материальной поддержки. Тогда она устроилась прислугой в состоятельную семью, чтобы хоть как-то прокормить детей.
В доме знатного семейства Агаповых, куда устроилась работать мать поэта, Сологуб провел все свое детство. Аристократы благосклонно относились к мальчику, всячески поддерживали его стремление к учебе, позволяли брать для чтения книги из библиотеки, в том числе и редкие экземпляры. В течение всей дальнейшей жизни Сологуба в его судьбу часто вмешивались совершенно посторонние люди, которые в трудную минуту оказывали необходимую помощь.
Однако детство Федора Сологуба сложно назвать беззаботным и радужным. Его жизнь состояла из контрастов. С одной стороны — мир науки, музыки, искусства. А с другой – мальчика окружала атмосфера нищеты, тяжелого труда матери, которая порой доходила до полного изнеможения, лишь бы обеспечить едой своих детей. Часто мать от безысходности и беспомощности срывалась на детях, бывало, что женщина поднимала на них руку за малейшие провинности. Позже Сологуб с горечью вспоминал об этих временах.
О своем детстве писатель говорил крайне неохотно, он не любил обсуждать эту часть своей биографии.
«Творимая легенда»
Эстетические искания Сологуба, последовательно обоснованные в эссе «Я. Книга совершенного самоутверждения» (1906), «Человек человеку — дьявол» (1906) и «Демоны поэтов» (1907), составились, наконец, в богатую символику «творимой легенды».
В статье «Демоны поэтов» и предисловии к переводам Поля Верлена Фёдор Сологуб вскрывает два полюса, определяющих всю поэзию: «лирический» и «иронический» (Сологуб придаёт лирике и иронии своё значение, употребляемое только в его контексте: лирика уводит человека от постылой действительности, ирония его с ней примиряет). Для иллюстрации своего понимания поэтического творчества Сологуб берёт сервантесского Дон-Кихота и его идеал — Дульцинею Тобосскую (всем видимую как крестьянку Альдонсу). К этому дуалистическому символу писатель будет неоднократно обращаться на протяжении последующих нескольких лет в публицистике и драматургии. Реальное, живое воплощение этой мечты Дон-Кихота Сологуб видел в искусстве американской танцовщицы Айседоры Дункан.
В беллетризованной форме свои идеи Сологуб выразил в романе-трилогии «Творимая легенда» (1905—1913). Изначально, задуманный им цикл романов назывался «Навьи чары», и первая часть называлась «Творимая легенда» (1906), за нею следовали «Капли крови», «Королева Ортруда» и «Дым и пепел» (в двух частях), — все они были опубликованы 1907—1913 гг. Затем Сологуб отказался от столь декадентского названия в пользу «Творимой легенды», что более соответствовало идее романа. Окончательная редакция «Творимой легенды», уже как трилогии, была помещена в XVIII—XX тт. Собрания сочинений изд-ва «Сирин» (1914); годом ранее роман был издан в Германии на немецком). Роман вызвал недоумение критиков.
В следующем романе Фёдора Сологуба «Слаще яда» (1912), напротив, никакой мистики не было. Это была драма о любви мещанской девушки Шани и юного дворянина Евгения. «Творимая легенда» оборачивается полуфарсом, полутрагедией, Сологуб показывает горчайшую иронию подвига преображения жизни. Роман писался следом за «Творимой легендой», хотя был задуман много ранее.
Краткая биография
- 17 февраля (1 марта) 1863 г. – будущий писатель родился в Санкт-Петербурге.
- 1873 – 1875 – учеба в приходском училище.
- 1876 – 1878 – учеба в уездном и городском училищах.
- 1878 – закончено первое известное стихотворение Сологуба.
- 1878 – начало обучения в Санкт-Петербургском Учительском институте.
- 1879 – работа над романом-эпопеей «Ночные росы».
- 1882 – начата масштабная поэма автобиографического характера «Одиночество».
- Июнь 1882 года – окончание Учительского института.
- Июль 1882 года – отъезд с матерью и сестрой в Крестцы.
- Февраль 1884 года – Сологуб впервые опубликовал свое произведение – басню “Лисица и еж”.
- 1885 – 1889 – работа в Великих Луках.
- 1889 – переезд в Вытегру.
- 1891 – судьбоносная встреча с Николаем Максимовичем Минским, представителем мистического символизма.
- 1892 – переезд в Санкт-Петербург.
- 1892 – сотрудничество с журналом “Северный вестник”.
- 1893 – начало работы учителем в Рождественском городском училище.
- 1893 – публикация стихотворения “Творчество”, впервые подписанное “Федор Сологуб”.
- 1895 – 1896 – издание двух книг стихов, двух романов и сборника рассказов.
- 1896 – пожалование орденов Святого Станислава и Святой Анны, оба 3-й степени.
- 1897 – приглашение к сотрудничеству в журнале “Север”.
- 1899 – повышение по службе – назначение инспектором в Андреевском городском училище с предоставлением казенной квартиры.
- 1902 – окончание работы над романом “Мелкий бес”.
- 1904 – издание третьей и четвертой книги стихов в одном сборнике.
- 1904 – заключением договора о постоянном сотрудничестве с “Новостями” и “Биржевой газетой”.
- 1905 – публикации в журнале “Вопросы жизни”.
- 1905 – 1907 – работа над политическими сказочками, пользовавшихся огромной популярностью у читателей.
- 1906 – первое драматическое произведение: “Литургия мне”.
- 1907 – выход романа “Мелкий бес” отдельным изданием.
- 1907 – постановка в театре Комиссаржевской трагедии “Победа смерти”, постановщик В. Мейерхольд.
- 1907 – смерть сестры Ольги.
- 1907 – публикация еще трех книг стихов.
- 1908 – выход в отставку и женитьба на Анастасии Чеботаревской.
- 1908 – постановка Николаем Евреиновым пьес Сологуба “Ночные пляски” и “Ванька Ключник и Паж Жеан”.
- 1909 – переработка в трагедию из пяти действий романа “Мелкий бес”.
- 1912 – первая переработка в драматическую форму “Войны и мира” Л.Н. Толстого.
- 1913 – турне с женой по России для получения творческого заряда.
- 1914 – учреждение своего журнала “Дневники писателей” и общества “Искусство для всех”.
- Сентябрь 1915 г. – официальное венчание с женой.
- 1918 – назначение на должность председателя Союза деятелей художественной литературы.
- 20 мая 1919 – официальное оформление фамилии Сологуб.
- 1921 – отмена запланированного выезда из России после самоубийства супруги.
- 1924 – избрание почетным членом во Всероссийский Союз поэтов и членом редколлегии “Всемирной литературы”.
- Январь 1926 г. – избрание председателем отделения Союза Писателей в Петербурге.
- 5 декабря 1927 – смерть Федора Кузьмича Сологуба.
Федор Кузьмич Сологуб
Похоронен Федор Сологуб в Санкт Петербурге.
Федор Кузьмич Сологуб кратко для детей 2, 3, 4, 5, 6, 7 классов
Статья рассказывает о краткой биографии Федора Сологуба – известного русского поэта и писателя, одного из представителей течения символистов.
Биография Сологуба: ранние годыФедор Кузьмич Сологуб (Тетерников) родился в 1863 г. в семье бывшего крестьянина. Отец будущего писателя умер рано и мать, чтобы прокормить детей, устроилась прислугой в богатой дворянской семье. Сологуб не любил вспоминать своего детства, из чего можно заключить, что оно было очень тяжелым и наложило отпечаток на формирование мировоззрения писателя. Образование получил в нескольких училищах. С ранних лет начал писать стихи, некоторые из них дошли до нашего времени. Сологуб много читал, особенно уважая стихи Некрасова.Высшее образование Сологуб получил в Учительском институте Санкт-Петербурга, который закончил в 1882 г. В студенческие годы продолжал писать стихотворения, пробовал свои силы в прозе, занимался переводами. Современники отмечали замкнутость и отчужденность юноши, который с трудом находил контакт с людьми. Сологуб разделял демократические убеждения своего поколения, но не связывал их с широкими крестьянскими массами.После обучения около десяти лет проработал учителем в разных провинциальных школах.Первые стихотворения Сологуба были изданы в 1884 г.
Биография Сологуба: творческий расцветВ 1892 г. поэт поселился в Санкт-Петербурге, продолжая учительскую деятельность. Сологуб вошел в состав кружка символистов, где уже состояли Д. Мережковский, З. Гиппиус и др. Сологуб становится сотрудником журнала “Русский Вестник”, где начинают постоянно печататься его произведения в прозе и стихах, различные рецензии и переводы. В это же время поэт придумал свой псевдоним, впоследствии ставший официальной фамилией. Сологуб становится постоянным участником литературных вечеров, где собираются поэты новой эпохи.В середине 80-х гг. были изданы первые книги Сологуба, включающие роман “Тяжелые сны”, различные стихотворения и рассказы.В начале 90-х гг. писатель закончил работу над романом “Мелкий бес”, ставший наиболее известным произведением автора. Роман был издан отдельной книгой только в 1907 г. и сразу же приобрел огромную популярность благодаря своей необычности и ломке многих классических канонов.В 1904 г. выходят очередные сборники стихотворений, утвердившие поэтическую манеру Сологуба. В этот же период начинается публицистическая деятельность писателя. Она продолжалась около года, но была очень плодотворна (около семидесяти опубликованных статей). В статьях Сологуба обсуждались наиболее острые вопросы общественной и политической жизни начала XX века.Для творчества Сологуба характерно постоянное ожидание неминуемой смерти. Его стихотворения насыщены мрачными и безотрадными образами, увлекающими читателя в причудливый мир, сочетающий в себе реальность и сон.Революционные события 1905 г. были встречены Сологубом с восторгом, по этому поводу им был издан ряд стихотворений, проникнутых симпатией к революции. Особое место занимают политические сочинения писателя в сказочной и незатейливой форме, пользующиеся большой популярностью. В 1907 г. Сологуб оставил государственную службу и закончил карьеру учителя. В творчестве постепенно начинают нарастать мотивы отчуждения, замкнутости. Поэт занимает антиобщественную позицию. Сологуб начинает работать в области драматургии (пьесы “Литургия Мне”, “Победа смерти”).В 1909-1914 гг. двукратно издавалось полное собрание сочинений Сологуба (двенадцати и двадцатитомное). В это время писатель начинает издавать собственный журнал.Биография Сологуба при советской властиОктябрьскую революцию Сологуб не принял и хотел эмигрировать. Ему был разрешен выезд за границу, но после самоубийства жены писатель остался в России.Его отношение к большевикам постепенно менялось, вскоре Сологуб вновь приступил к публичным выступлениям. Поэт был признан в Советском Союзе и занимал ряд почетных должностей в литературном обществе. В последние годы жизни занимался в основном переводами.Сологуб скончался в 1927 г. Его творчество по-разному оценивается исследователями. Существуют как резко отрицательные, так и положительные отзывы. Несомненно одно – творчество поэта и писателя стало ярким проявлением эпохи, значительно усиленным своеобразием личности автора.
Творчество Федора Сологуба
В поэзии Федор Сологуб впервые попробовал себя в двенадцатилетнем возрасте. Он пытался описать жизненные тяготы в период своего юношества, в то время, когда все достижения доставались исключительно благодаря собственным усилиям и труду.
С характерным для этого возраста максимализмом Сологуб был твердо убежден в том, что его судьба – стать известным поэтом. И он твердо шел к своей цели, никогда не забывая о своем призвании. Судьба не была благосклонной к поэту, посылала ему испытания одно за другим.
Кроме того, что семья поэта была очень бедной, его творчество зарождалось в захолустном городке, где шансов прославиться было намного меньше. Первые свои произведения начинающий поэт отдавал в публикацию в провинциальных журналах, имеющих крайне низкий рейтинг и очень малое количество читателей.
1891 года ста переломным моментом в судьбе Федора Сологуба. В это время он оказался в столице, где на своем пути повстречал Николая Максимовича Минского, который на тот момент являлся представителем зарождавшегося направления мистического символизма. Эта встреча имела огромное значение для начинающего поэта. Несмотря на короткое общение, поэт оставил ему для прочтения свои первые стихи.
Еще одним важным событием для Федора Сологуба стало зарождение журнала «Северный вестник». Над этим журналом работали Зинаида Гиппиус, Николай Минский и другие знаменитые в творческих кругах деятели, которые на тот момент были заняты поиском произведения, олицетворяющего манифест Минского.
Творчество начинающего писателя отлично им подходило. Произведения Федора Сологуба помогли в оформлении журнала, а для самого молодого автора стали началом творческого признания.
В 1892 году Федор Сологуб переезжает в Санкт-Петербург. Поэт ворвался в творческий союз представителей символистского направления того времени с огромным стремлением к творчеству.
Спустя несколько лет поэт заканчивает работу над своим известным романом «Мелкий бес». В романе повествуется о чувствах и мыслях учителя-садиста, и это ввергает общественность в состояние шока. Популярные издания из-за такой тематики произведения отказываются брать роман в публикацию.
Роман, написанный в 1902 году, был впервые издан только три года спустя. Однако из-за закрытия издания публикации были прерваны и в полном объеме до читателя не дошли.
Замечание 1
В полном формате роман вышел в 1907 году. «Мелкий бес» с этого момента стал одним из самых популярных романов той эпохи.
В 1913 году Сологуб вместе со своей супругой отправляется в путешествие по российским провинциям. Эта поездка дает силы к новому творческому порыву. А в 1918 году поэт становится председателем Союза деятелей художественной литературы.
Творчество прозаика и поэта Федора Сологуба было многогранным и безграничным.
Замечание 2
Несмотря на то, что критики относят творчество поэта к символистскому направлению, большая часть произведений Сологуба в рамки этого стиля не вписывается.
Сологуб в самом начале своего творческого пути занимался только поэзией и в этом деле добился признания. Позже, в период обучения в институте, он пытался создавать литературные произведения, но довольно часто наталкивался на неодобрение публики и непонимание.
После того, как любимая супруга Федора Сологуба на фоне обострения психического заболевания покончила с собой, поэт посвятил ее смерти ряд стихотворений, в которых подчеркивал душевное одиночество и обреченность. Эти произведения наполнены безысходностью и трагизмом.
Библиография Федора Сологуба:
- «Тяжёлые сны»
- «Мелкий бес»
- «Творимая легенда»
- «Слаще яда»
- «Заклинательница змей», «Слово»
- «Эпоха».
Творчество поэта удивляет неоднозначностью и неординарностью. Его стихи будоражат воображение читателя мистическими мотивами, а образы героев не имеют точной трактовки. Произведения Сологуба пропитаны загадочностью и одиночеством.
Жизнь в Петербурге
В 1890-е годы Федор Кузьмич начинает широко публиковаться в литературном журнале «Северный вестник». Среди публикаций кроме стихотворений, были также рассказы, роман, переводы поэзии Верлена, рецензии. Именно в редакции газеты «Северный вестник» был придуман псевдоним «Федор Сологуб». Литературный критик Аким Волынский предложил фамилию «Соллогуб», которая принадлежала известному аристократическому роду, чтобы избежать полного совпадения, из фамилии убрали одну букву «л». Впервые под новым псевдонимом писатель опубликовался в апреле 1893 года, подписав им стихотворение «Творчество».
В 1896 году увидели свет сразу три книги Федора Сологуба, которые были напечатаны небольшим тиражом на деньги писателя: сборник поэзии «Стихи, книга первая», роман «Тяжелые сны», а также сборник рассказов и второй книги стихов «Тени». Написание романа «Тяжелые сны» заняло у писателя более 10 лет. В романе показано сочетание реализма, ярко представленного в бытовых картинах жизни провинции, и призрачного мира полуснов и грез. В этом первом крупном произведении Сологуба выражен весь его опыт жизни в провинции и в частности его тягостные впечатления от провинциального застоя.
В апреле 1897 года писатель покидает редакцию газеты «Северный вестник» и начинает публиковать свои произведения в журнале «Север». А в начале 1899 года писателя переводят в Андреевское городское училище на должность инспектора.
Две трагедии в жизни писателя
В 1907 году скоропостижно умирает сестра Сологуба, которую он очень ценил и уважал – для него это стало большой трагедией. Многие считают, что именно так жизнь отомстила ему за то, как он к ней относился. С этого момента творчество Сологуба снова меняется: он показывает нам, что хочет уйти от этого мира и ждет часа, когда все закончится. То есть, теперь мы видим, что он готовится к своей смерти и ждет ее, как нечто неминуемое и негостеприимное.
Между тем, вскоре он удачно женится на прекрасной женщине, с которой живет в дальнейшем 19 лет. Но и эта история закончилась плохо: Анастасия Чеботаревская вдруг покончила с собой (при жизни у нее было психическое заболевание, и она не выдержала, видимо). Труп ее нашли лишь спустя месяцы.
Смерти любимой жены писатель посвящает много стихотворений. При этом, торопливо уходить вслед за ней он не спешит и еще долго терпит жизнь, которую так старательно не любит.
Символ смерти
Символ смерти часто появляется в произведениях Сологуба в первое пятилетие XX века. Федор Соголуб, биография и творчество которого в этот период обогащаются новыми символами и образами, в будущем применяет их для самовыражения в собственной творческой системе.
Часто в произведениях этих лет можно встретить образ смерти, которая приносит утешение. Например, часто он используется в сборнике рассказов «Жало смерти». Главными персонажами все чаще становятся подростки или вовсе дети. Причем общее безумие, которое было в предыдущих сборниках, сменяется утешением перед вероятной гибелью.
Автор начинает обращаться к сатане, в котором видит не жуткое проклятье, отрицающее Бога, а только противоположность добру, которая необходима в мире. С философией автора того периода лучше всего можно познакомиться в эссе «Я. Книга совершенного самоутверждения».
Во время революции 1905 года становится чрезвычайно популярным Сологуб. Краткая биография и творчество писателя пополнились политическими сказочками. Их охотно брались печатать революционные журналы.
Это особый жанр, созданный Сологубом. Эти «сказочки» яркие, короткие, с незатейливым сюжетом, иногда это стихотворения в прозе. Несмотря на то, что в них освещаются взрослые темы, автор активно использует лексику и приемы детских сказок. Лучшие из них Сологуб объединил в 1905 году в «Книге сказок».
Произведения, что указали путь поэту
Жена поэта, составляя его биографию, рассказывала о трех книгах, которые Федор прочел в своем детстве.
Это «Дон Кихот» Сервантеса, «Король Лир» Шекспира и «Робинзон Крузо» Дефо. Впечатление от прочитанного у совсем еще юного мальчика было столь сильным, что дало ростки таланта, которому суждено было расцвести в зрелом возрасте и создать великого поэта, творящего под псевдонимом Сологуб. Краткая биография, созданная его женой, рассказывала, что эти книги были «своего рода евангелием».
А вот творчество Пушкина и Лермонтова, его основные мотивы были чужды юному Сологубу. Н. А. Некрасов был ему значительно ближе по духу, образы бедняка и его тяжелой судьбы трансформировались и нашли свое место и отражение в будущей поэзии преемника. Федор Сологуб в юности был поражен реалистичностью, с которой описывал Некрасов переживания и страдания простого человека.
Также значительное влияние на формирование мировоззрения и таланта писателя имело творчество С. Надсона.
Детство и юность
Федор Сологуб, на самом деле, – Тетерников Федор Кузьмич. Он родился в Санкт-Петербурге в 1863 году. Отец будущего писателя, Кузьма Афанасьевич, был незаконно рожденным сыном помещика с Полтавщины. После отмены крепостного права он с семьей поселился в Петербурге, где стал работать портным. Однако прожил отец недолго и умер через 6 лет после того, как стал свободным, в 1867 году.
Федор в детстве
Мать Федора, Татьяна Семеновна Тетерникова, происходила из крестьянской семьи. Работала прислугой. Когда муж умер, она осталась с двумя детьми: четырехлетним сыном Федей и двухлетней дочерью Ольгой. О маме Сологуб говорил, что не видел более здравой умом женщины. Хотя та оставалась неграмотной почти до конца жизни. Татьяна Семеновна научилась читать лишь за 5 лет до своей кончины. Любое слово матери было в семье законом. Умерла она в 1894 году, проведя последние годы в семье сына.
Татьяна Семеновна Тетерникова — мать Федора
Взросление Федора пришлось на период, когда мать прислуживала в семье Агаповых. Глава семейства, бывший коллежский асессор, умер, и в доме командовала его вдова. Именно в семье Агаповых Федя впервые познакомился с литературой, историей и искусством. Тут же он, сын служанки, понял, как велико социальное расслоение в обществе.
В юности
С 1873 по 1878 Федор учился в приходском, уездном и городском училищах, а в 1878 году поступил в Учительский институт. Там он, тогда еще Тетерников, проучился 4 года. Педагоги отмечали его прилежность, а товарищи нелюдимость. Сам писатель говорил, что хотел поскорее встать на ноги и начать зарабатывать самостоятельно.
Закончив с отличием институт, Федор Кузьмич забрал мать с сестрой и уехал учительствовать в российскую глубинку, где провел следующие 10 лет.
«Мелкий бес» и политические сказочки Сологуба
В 1905-1906 годах в период Первой русской революции Федор Кузьмич начинает публиковать в революционных журналах, так называемые политические сказочки Сологуба. Этот особый жанр придуманный Сологубом представляет собой краткие стихотворения в прозе с простым и остроумным сюжетом. Сказочки были рассчитаны на взрослую аудиторию, но в них писатель активно использовал детскую лексику и приемы детского рассказа. Осенью 1906 года политические сказочки были собраны и опубликованы единым сборником.
Летом 1902 года писатель завершил работу над романом «Мелкий бес», длившуюся десять лет. Однако опубликовать роман удалось не сразу, все издатели отказывали писателю из-за слишком рискованного содержания произведения. Однако в 1905 году журнал «Вопросы жизни» согласился напечатать роман, но журнал внезапно прекратил свою работу и роман так до конца и не вышел. И только в марте 1907 года роман удалось выпустить отдельным изданием, тогда то он и был замечен критиками и читателями.
Роман раскрывает перед читателем душу зловещего учителя-садиста на фоне пустого существования провинциального города. Главный герой романа учитель русского языка Передонов Ардальон Борисович мечтает о месте школьного инспектора, которое ему пообещала далекая княгиня. Постоянное чувство зависти и злости доводят Перидонова до помешательства и потери реальности, так он начинает видеть существо под названием «недотыкомка». Мания преследования настолько завладевает Передоновым, что в конце романа он совершает убийство.
Антон Чехов
Годы жизни: 29 января 1860 – 15 июля 1904.
Известные произведения: «Палата №6», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Дядя Ваня», «Хамелеон».
Свою творческую деятельность писатель начинал с коротеньких юмористических рассказов. Это были настоящие шедевры
Он высмеивал людские пороки, заставляя читателей обратить внимание на свои недостатки
В 90-е годы XIX века он отправляется на остров Сахалин, концепция его творчества меняется. Теперь его произведения о человеческой душе, о чувствах.
Чехов – талантливый драматург. Его пьесы критиковали, не всем они приходились по душе, но Антона Павловича этот факт не смущал, он продолжал заниматься любимым делом.
Самое важное в его пьесах – это внутренний мир героев. Творчество Чехова – это уникальное явление в русский литературе, за всю ее историю никто не создавал ничего подобного
Произведения, что указали путь поэту
Жена поэта, составляя его биографию, рассказывала о трех книгах, которые Федор прочел в своем детстве.
Это «Дон Кихот» Сервантеса, «Король Лир» Шекспира и «Робинзон Крузо» Дефо. Впечатление от прочитанного у совсем еще юного мальчика было столь сильным, что дало ростки таланта, которому суждено было расцвести в зрелом возрасте и создать великого поэта, творящего под псевдонимом Сологуб. Краткая биография, созданная его женой, рассказывала, что эти книги были «своего рода евангелием».
А вот творчество Пушкина и Лермонтова, его основные мотивы были чужды юному Сологубу. Н. А. Некрасов был ему значительно ближе по духу, образы бедняка и его тяжелой судьбы трансформировались и нашли свое место и отражение в будущей поэзии преемника. Федор Сологуб в юности был поражен реалистичностью, с которой описывал Некрасов переживания и страдания простого человека.
Также значительное влияние на формирование мировоззрения и таланта писателя имело творчество С. Надсона.